Интервью с группой Моби Дик: "Чудо-юдо рыба-кит..."

моби дик

Рассказывают Андрей Ангев, Виталий Полозов и Виктор Фликов

Автор: Юра „Хирург“

Из передач армянского радио мы знаем, что вобла — это кит, доплывший до коммунизма. О том, что Моби Дик – это кит из романа Германа Мелвилла нам известно ещё, пожалуй, из школьной программы по внеклассному чтению. А что же это за «чудо-юдо рыба-кит» группа Моби Дик, нам расскажут её участники…

Моби Дик

- Почему именно «Моби Дик»? Вас настолько вдохновил знаменитый роман или «угодило рикошетом» от одноименной композиции группы Led Zeppelin?

Андрей Ангев, вокал: «Мы, скорее, «болели» мистикой этого романа, кстати, ставшего родоначальником жанра мистической философии. Он захватил нас в свои фатальные объятия, мы попали в эти коварные сети. Это и называется роком». Виталий Полозов, барабаны: «Однажды наш гитарист Виктор Фликов пришел на репетицию с диковатым блеском в глазах. Накануне ему всю ночь снился дьявол в виде белого кита, неотступно его преследовавший. Он проснулся в ужасе от удара грома и резкого запаха озона, за окном хлестал первый весенний ливень. Гром и освежающий дождь мы восприняли как знаки судьбы, а образ белого кита - как мессию, зовущего в вечность! Так и появился «Моби Дик». А что до «цеппелинов», то это скорее символичное совпадение. Возможно, Пейджу с Плантом когда-то приснился тот же белый кит!»

- Ваша музыка, судя по всему, «покоится» на таких «китах», как Led Zeppelin или Deep Purple. Стало быть, вы люди "в возрасте", с богатым жизненным и музыкальным опытом?

В.П.: «В нашей команде есть и студенты, и матерые рокеры, баловавшиеся рок-н-роллами в одном московском подвальчике еще с Владимиром Кузьминым. А вместе мы собрались спустя много лет, в 1999 году, уже в другом подвальчике, где всерьез начали баловаться уже хард-роком. Преимущество действительно отдавалось композициями таких грандов, как Led Zeppelin, Deep Purple, дававшими огромный простор для импровизаций при сохранении некой жесткой структуры. А потом случилось предвиденное. Была сочинена одна собственная песня, потом вторая, третья… И они оказались такими мощными и эффектными, что их не стыдно было исполнять вместе с хитами монстров мирового рока!»

- А кто же из вас «баловался в подвальчике с Кузьминым»?

В.П.: «Я в то время грыз гранит науки на факультете журналистики МГУ и рубил рок в довольно известной тогда группе «Юго-Запад» (кстати, вокалист этой группы Гоша одно время пел в «Мастере»). А рядом по соседству в подвале репетировала группа «Динамик» Володи Кузьмина. Они уже были популярны, но оставались своими ребятами. Мы запросто заходили к ним на репетиции, просто поболтать, а иногда и поджемовать… С тех славных времен осталась даже одна любительская фотка». А.А.: «Жаль, что не сохранилась ещё и запись, где Виталий поет, а Владимир Кузьмин аккомпанирует ему на гитаре».

- Группу вы назвали в честь кита, дебютный альбом - ‘Баллады Волчьих Стай…’. Откуда такая «животная» тематика?

А.А.: «Это, по сути, та же мистика романа о Моби Дике. Каждый в глубинах своей души охотится если не за китом, то хотя бы за «птицей удачи». Но никто не должен забывать, что «волчий вой сердца людские леденит - охотников до серых шкур», и охотник легко превращается в жертву. А само название никто и не придумывал. Оно возникло как-то само - мы вдруг поняли, что называться альбом будет именно так. Кстати, когда Виталий однажды встретился с известной рок-поэтессой Маргаритой Пушкиной, то она, услышав название, сказала, что это весьма поэтично и красиво. И мы без тени сомнения оставили его. Да и заглавная песня просто замечательна. В ней есть все: и сдержанная нежность, и неодержимый порыв, и ностальгическая тоска».

- За семь лет карьеры вы «отмерили» лишь раз – почему так долго тянули с записью дебютного альбома?

Виктор Фликов, гитара: «Группа Моби Дик выдает только качественный музыкальный продукт. Мы никогда не подпишем контракт, вынуждающий низвергать по три альбома в год. Мы работаем над музыкальным материалом столько, сколько надо. Сейчас и так вокруг много музыкального мусора». А.А.: «А мы вообще сначала не собирались записываться. Просто играли и «тащились»… Но ведь нельзя вечно исполнять одно и то же, а с нашими песнями вдруг так жалко стало расставаться! Вот и записали их - осталась по ним светлая память». В.П.: «Вообще создание альбома сопровождали мистические события. Дважды записанный материал загадочно растворялся без следа в просторах жесткого диска, причем на финальной стадии. Если в первый раз это вызвало у нас массу негативных, чисто русских эмоций, то во второй заставило серьезно задуматься над природой этого явления. И мы решили, что это было связано со слишком вольной трактовкой аспектов демонологии». А.А.: «Ибо в текстах нескольких композиций слишком откровенно говорилось о демонах и потустороннем мире. После изменения лирики у нас получилась и запись. Тьфу, тьфу, тьфу!»

- Какие ещё случаи из вашей карьеры, мистические или комические, вы можете припомнить – ведь вы, как известно, довольно много и в самых разных местах выступали – от московского «Антипопса» до «тамбовского Волка» в компании таких групп, как «Король и Шут» и «Круиз»…

А.А.: «На одном из таких фестивалей на заре карьеры нас просто закидали букетами цветов, а один даже попал прямо на панель синтезатора Марины (была у нас тогда такая клавишница). Кстати с Мариной связано очень много забавных историй… Например, на концерте с группой «Король и Шут». Перед выходом на сцену Горшок с Князем мирно попивали пиво перед выступлением, упиваясь заодно своей популярностью, взирая на тысячи зрителей, занимающих свои места. И тут Марина со свойственной ей простотой и непосредственностью спрашивает Горшка: «А в какой группе-то вы играете?» Тот чуть не подавился пивом...» В.П.: «Ну, а наш скромный Андрей, конечно, забыл упомянуть героический случай, произошедший с ним весной 2003 года на фестивале «Антипопс». Накануне наш кудесник высоких нот ухитрился серьезно вывихнуть ногу. Причем это произошло, когда на репетиции он исполнил одну из наших «демонических» композиций, которую с тех мы исполняем исключительно с другим текстом. Так вот, прямо в гипсе его и привезли на концерт. И в ходе выступления никому из зрителей даже в голову не пришло, что бегающий по сцене и заводящий всех фронтмен, минуту назад за кулисами не мог и шагу ступить без посторонней помощи. А он, зайдя за кулисы после финальной композиции, просто рухнул на руки товарищей. С тех пор все поняли - для каждого музыканта группы Моби Дик есть только одна причина не выхода на сцену - смерть!»

- За семь лет карьеры вы, я думаю, не раз читали отзывы критиков о вашей музыке. С какими из них вы не согласны, и какие, напротив, считаете правильными?

В.Ф.: «Прессу надо воспринимать как есть и уважать. Если где-то плавает мифический белый кит – кто-то же должен об этом писать. Пишут о нас, как правило, не плохо, а часто восторженно, что даже настораживает. Можно, конечно, не соглашаться, когда нас сравнивают с некоторыми западными образцами». А.А.: «Особенно удивило, когда наш диск назвали «следующим альбомом Rainbow». Мы сначала не поняли и даже чуть не обиделись, но потом нам объяснили, что это комплимент». В.П.: «А после одного из фестивалей кто-то написал, что «Моби Дик – это русский Aerosmith». Это, может, не совсем так, но журналисту такое сравнение показалось оправданным. И это его право. Так, что пусть пишут, как слышат. А наше дело - хорошую музыку играть. Тогда будет и что слушать, и о чем писать».