1349: возвращение чёрной смерти

1349

Статья

Автор: Юра „Хирург“

За всю историю рода человеческого известны три большие эпидемии чумы. Первая - в эпоху византийского императора Юстиниана в VI веке. Третья была недавно, в XIX веке. А вот вторая, крупнейшая, возникла в 1334 году в Китае и охватила затем Индию, Африку, Европу, вызвав гибель более 50 млн. человек. К концу 1348 года "черной смертью" были охвачены Италия, Франция, Балканы и Дания. В следующем, 1349 году, чума поразила Норвегию и унесла в могилу почти половину всего населения этой страны. Предки четырёх норвежцев из группы 1349 остались жить...

1349

И состав 1349 был организован - 648 лет спустя. До этого парни играли в различных командах сугубо локального значения, вроде Hofdingi Myrkra, Alvheim, Internal Oblivion, Pantheon I. И, казалось бы, организовали ещё одну - себе на потеху - где-то в конце 1997 года. Три года ничего особенного в квартете не происходило, пока там не появился пятый - барабанщик Кьетил Харальдстад. Для 1349 это была манна небесная, ибо кличут того барабанщика Фростом, и играл он до этого в таких прославленных командах, как Satyricon, Gorgoroth и Zyclon-B. И кто знает, был бы без него заключен контракт с Candlelight Records, получил бы такую известность дебютный альбом ‘Liberation’ (2003) и стали бы мы с таким нетерпением ожидать их вторую работу – ‘Beyond The Apocalypse’ (2004)?

Фронтмен состава Равн пытается быть объективным. "В действительности мы привлекли к себе внимание ещё до того как начали издавать диски - я помню, Фрост вернулся как-то из тура с Satyricon, и стал спрашивать, не издали ли мы чего-нибудь; я сказал - нет ещё. А он уверял, что море народу интересуется нами в Европе. Но мы никогда не использовали его имя для рекламы. Мы с самого начала попросили наш лейбл не делать на ‘Liberation’ стикер “feat. Frost of Satyricon”! Мы не хотим приобретать известность за его счёт. Я не могу, конечно, сказать, что имя Фроста совсем не помогло нам, это было бы глупо, но мы никогда не использовали его как товарный знак. Мы хотим, насколько это возможно, быть самой обычной группой… только со знаменитым барабанщиком, ха-ха. Но мы не сайд-проект Фроста, и он всегда подтверждает это сам".

Он подтверждает и то, что силой его в состав никто не тащил. "Вначале меня попросили поучаствовать в записях этой команды на сессионной основе весной 2000 года... Мы репетировали один раз полчаса и на другой день записали в страшной спешке три песни. Всё звучало ужасно, и я до сих пор считаю неудачной идею издать эту запись потом на миньоне '1349' (2001)... На постоянной основе я присоединился к группе позже, прослушав две песни, сочинённые для полнометражного диска ‘Liberation’. Прогресс был нереальный (относительно миньона), и я почувствовал здесь связь с самой сутью блэка. Это было настоящее искусство... И я сам попросился в постоянный состав 1349, а они отреагировали на это более чем позитивно. Они тогда искали подходящего постоянного ударника, попробовали нескольких, но безуспешно... Я первый и единственный ударник этой группы... но также я сочинил несколько тем для гитары, вступление и связки межу композициями, сделал аранжировки и написал текст для одной песни. Ну, если моё участие в группе помогает, то я только рад. Но не следует придавать этому большое значение".

Очевидно, что роль Фроста далеко не исчерпывается обязанностями "свадебного генерала", а потому во время ожидания второго альбома к нетерпению примешивался страх. Услышим ли мы на нём знакомый стук? Тем более что незадолго до этого, на фестивале Inferno, Фрост сильно повредил ногу... Хватит ли у него сил "стучать" на два фронта? "Работа с двумя такими активными группами требует отдачи почти всех моих сил, необходимо репетировать почти ежедневно. Конечно, Satyricon превыше всего, но я по-прежнему занят и в 1349, много с ними репетирую. Когда Satyricon в турне или в студии, им приходится обходиться без меня, но я уверен, что могу поддерживать работоспособность обоих групп". Координировать усилия Фросту просто - группы делят одну и ту же репетиционную базу. И для него обе работы гармонично дополняют друг друга: "Satyricon это чистая дисциплина, 1349 - чистый угар".

Фрост высоко оценил материал ‘Beyond The Apocalypse’. "Безумная агрессия и адский холод - наш новый материал практически изуродовал мою душу. Это настоящая жуть, чистый экстаз мрака". Оставим, однако, эмоции и громкие слова, а за спокойным разъяснением обратимся к мудрому Равну: "Этот диск куда более сложный с другим звучанием и подходом. ‘Liberation’ прямолинеен - не в бровь, а в глаз; ‘Beyond The Apocalypse’ шире, оригинальнее, с различными отступлениями и значительными вариациями в спектре звука. Он позволяет увидеть другую сторону стиля, заставляет углубиться в чувства. Оба эти альбома - блэк, но разный, это как раз то, чего мы хотели добиться".

Если говорить о прошлом альбоме, то запись была сделана только при помощи аналогового оборудования и всего-навсего за неделю. Теперь, по словам Равна, всё выглядело иначе. «Мы появились в студии дважды - первый раз в декабре 2003 года и последний - в феврале 2004 года, думаю, если сложить все проведенные там дни вместе, то их получится почти 30. Плюс пара сотен дней, которые мы провели, репетируя!" Упорные репетиции привели к тому, что стало возможным выделить время в студии на эксперименты со звуком. Запись на этот раз сделана при помощи современных цифровых технологий. А если учесть, что некоторые композиции (например, “The Blade”) были начаты ещё на заре становления группы - в 1998 году – то основательность подхода и вовсе впечатляет… "Это обусловлено самим материалом - диск просто изобилует всякими деталями по сравнению с ‘Liberation’, использовать такой же звук было бы глупо, так как все эти детали были бы потеряны. С другой стороны, записать так ‘Liberation’ было бы не менее глупо, так как не дало бы эмоционального эффекта соответствующего тому материалу».

1349 не вкладывают в свои творения идеологический или более-менее конкретный смысл. Они даже говорить не хотят о Варге, убийствах и сгоревших церквях. Равен склонен «рассматривать Сатану как нечто внутри нас, силу, которую христианство называет злом, часть нашей звериной натуры… Многие не понимают блэк, а вернее - он не является их частью - потому что эта музыка апеллирует к примитивной стороне человеческой натуры, к первобытному ужасу, к первобытным законам - а это запрятано где-то глубоко в нас, и это многие не отваживаются разбудить в себе, потому что ты тогда будешь отвергнут обществом. Можно назвать это звериной натурой, вот отсюда мы и черпаем наше вдохновение...» Название ‘Beyond The Apocalypse’ для него всего-навсего «поэтический образ», а слова (их тоже писал он) рождались отнюдь не на залитых лунным светом кладбищах и не на пепелищах соборов. «Я забираю репетиционную запись домой, слушаю, закрыв глаза, и ко мне приходят образы - так что наши тексты - это описание того, что привиделось мне при прослушивании нашей музыки».

Но что-то остаётся традиционным – например, лица в корпспейнте, да ещё прямо на обложке. Весьма непритязательно и дёшево - в качестве фотомодели выступил сам Равн. Он и объясняет сей шаг: «Когда мы с Фростом стали подбирать обложку, то было много вариантов - более 30, но ничего не подходило. Все они были немного неотёсанными… Так что мы просмотрели ещё раз фотографии, которые собирались вставить в буклет и решили выделить одну для обложки - вот она, она очень понятная, стильная… блэковая. С ней люди сразу понимают, что держат в руках блэк-метал-альбом».

Ну и, наконец, главная константа – музыка. Её пишут гитаристы Аркаон и Тьялве, а основной принцип изложил Сейдеманн (бас-гитара): «Нельзя объединять слова ‘симфо’ и ‘блэк’ в одном предложении, или это уже не блэк". Кто-то обозвал их музыку "некро-блэк", но это именно блэк, и 1349 - его надежда. Вот с кем (кроме себя) сами музыканты связывают будущее стиля: Thorns, Aura Noir, Khold, Furze (Фрост); Tsjuder, Koldbrann, Faustcoven, Grenjar, Slavia (Сейдеманн) и Cadaver, Myrkskog и DHG (Аркаон).

Именно в этих людях, как и в музыкантах 1349, затаились сегодня бациллы чёрной музыкальной чумы. Именно эта музыкальная среда сохраняет их с начала 90-х, и – как знать – может, мы ещё станем свидетелями триумфального возрождения блэк-движения в Скандинавии, чумы XXI века!