AC/DC 'Back In Black'

Ac Dc

100 тяжелых дисков которые сделали жизнь легче!

Автор: Юра „Хирург“

В 1979 году все прогрессивное человечество гадало - куда же на самом деле приведет австралийский квинтет AC/DC его 'Highway To Hell', 'Автострада в Ад'? Отменный альбом, классный звук, недюжинный успех - неужели смогут ещё лучше? Зная о таких ожиданиях публики, австралийцы чувствовали себя не очень уютно на лаврах успеха и понимали, что за работу надо браться как можно скорее...

AC/DC

Хотя название одной из песен будущего диска, "What Do You Do For Money Honey" появилось ещё во время работы над альбомом 'Powerage' (1978), диск этот начался не с неё. Первой вехой стал один случайно изобретенный Малькольмом Янгом рифф. Ангус Янг вспоминает, что когда они гастролировали в поддержку альбома 'Highway To Hell', он записал этот риф на кассету, и прокрутил ему, неуверенно спросив что-то вроде: "Ну, как? Наверное, никуда не годится?" А ведь именно он вскоре лег в основу заглавной композиции альбома 'Back In Black', и еще позже, в 2010 году, был признан гитарной компанией Gibson первым среди десяти лучших гитарных риффов 80-х...

В общем, после окончания гастрольной суматохи, в самом начале 1980 года, пребывая в Лондоне, за дело взялись всерьез. Тем более, что к этому моменту они уже "начерно" сочинили музыку для большинства песен. И тут случилось несчастье. 19 февраля вокалист группы, Бон Скотт, решил со своим приятелем Аллистером Киннером посетить лондонский клуб "Music Machine". Это был переоборудованный под концертный клуб старый театр, в котором выступали, в основном, группы тяжелого рока. Вероятно, музыканты в тот вечер не блистали. Приятели держались подальше от сцены и поближе к бару. Со слов Киннера, Скотт выпил семь двойных порций виски, это 326 граммов. Вероятно, он и в клуб пришел уже "поддатый" - говорят, в те дни он обрёл обыкновение выпивать виски с утра...

В три часа ночи Киннер повез друга домой, но тот заснул на заднем сиденье машины. Вытащить его не было никакой возможности, пришлось оставить на месте. Киннер вернулся к машине только на дугой день к обеду. Разбудить бедолагу он уже не сумел, перепугался, и поехал с ним в ближайшую больницу - King's College Hospital. Дежурный врач там констатировал смерть, отметил весьма молодой возраст погибшего (33 года - роковая цифра!), и произнес историческую фразу: "Этот паренек - кузнец собственного несчастья". В качестве причины гибели была названа "аспирация рвотных масс" на фоне "острого отравления алкоголем". Он просто захлебнулся блевотиной, если вам так понятнее. Это был несчастный случай, злой рок - несмотря на то, что Бон был неравнодушен к выпивке, вскрытие показало, что его внутренние органы находились в идеальном состоянии. Ему бы жить да жить...

После похорон, состоявшихся 28 февраля в австралийском городе Перт, братья Янги вылетели в Лондон, а их товарищи по группе - в Мельбурн. Возможность дальнейшей совместной работы тогда даже не обсуждалась. Им хотелось одного - расстаться и забыть всё, как страшный сон. Но прошло две или три недели, улеглись шум и суета, а братья вспомнили про то, что у них есть ещё масса обязательств перед другими людьми, недописанный альбом, да и вообще, как сказал Ангус - "Я уверен в том, что Бон хотел бы, чтобы мы продолжали".

Но продолжать без вокалиста не было никакой возможности. Конечно, тут же нашлись люди, которые могли копировать Бона. Только группе этого не было нужно. Конечно, кандидат должен был уметь петь не хуже, но главное - обладать сильным характером, харизмой. Ведь речь шла о "фронте" группы! Они прослушали не менее десятка вокалистов, таких, как Стив Марриотт (Small Faces), Нодди Холдер (Slade) или Энгри Андерсон (Rose Tattoo). Не то… В финал вышли два кандидата: Терри Слессер (Back Street Crawler) и Брайан Джонсон (Geordie). "Победителя", надеюсь, вы помните!

На самом деле решение принималось с трудом - Малькольм сомневался в кандидатуре Джонсона. Однако другим «участникам концессии» удалось его переубедить. Ангус Янг уверяет, что впервые услышал про Брайана от Бона Скотта. "Тот упомянул, что как-то был на гастролях со своей группой в Англии, а Брайан выступал там тогда со своим составом Geordie. И Бон сказал, что 'Брайан Джонсон великий рок-н-ролльный певец в стиле Литтл Ричарда'. А ведь Литтл Ричард был настоящим идолом для Бона! Так что... имя Брайана вспомнилось сразу, мы решили непременно попробовать его - если, конечно, разыщем".

Случись эта история годом раньше - и не разыскали бы. Тогда вокалист старых добрых Geordie, человек, пробовавшийся на место певца таких групп, как Rainbow, Uriah Heep, Manfred Man's Earth Band, разочарованный во всем, решил удалиться от мира музыки и работал в какой-то частной автомастерской. Но как раз в начале 1980 года он вдруг реформировал Geordie и даже подписал контракт с фирмой звукозаписи Red Bus. Говорят ещё, что один чикагский поклонник AC/DC послал старый альбом Geordie в менеджерское агентство группы – вот, мол, вам и новый вокалист - и об этом узнал менеджер группы Питер Менч... Так что кандидата легко отыскали и вызывали "на ковер" - петь!

AC/DC
Back In Black, 1980 (Albert/Atlantic Records)

Hells Bells
Shoot To Thrill
What Do You Do For Money Honey
Givin The Dog A Bone
Let Me Put My Love Into You
Back In Black
You Shook Me All Night Long
Have A Drink On Me
Shake A Leg
Rock And Roll Ain't Noise Pollution

Брайан Джонсон - вокал
Ангус Янг - гитара
Малькольм Янг - ритм-гитара, бэк-вокал
Клифф Уиллиамс - бас-гитара, бэк-вокал
Фил Радд - барабаны
На первом прослушивании он с ходу выдал свою любимую "Whole Lotta Rosie" - с альбома AC/DC "Let There Be Rock". Те были впечатлены и польщены, но виду не подали, и скромно попросили исполнить что-нибудь "более популярное". Брайан спел известный хит Тины Тернер "Nutbush City Limits" и кое-что из репертуара Чака Берри. Поскольку прослушивания шли как спортивный чемпионат, с четвертьфиналом, полуфиналом и финалом, то петь на них ему пришлось трижды... Впрочем, накануне "финала", 29 марта, Малькольм Янг позвонил ему и сообщил, что он фактически принят в состав - так что третья проба была, скорее, формальной. Все вопросы решились - ему положили 170 фунтов в неделю жалования, а новые хозяева, Atlantic Records, согласились выплатить неустойку за аннулированный контракт с Red Bus. Вышло так, что Брайан рассказал это своему брату и кое-каким приятелям как раз 1 апреля, и никто ему не поверил... Смеялись только. А официально AC/DC об этом объявили лишь через неделю.

Брайан вспоминает, что первое, что он сказал ребятам из группы при встрече - "Айда, выпьем со мной (have a drink on me)". И эта фраза настолько запомнилась всем, что её решили увековечить - так на новом альбоме появилась песня "Have A Drink On Me". И если большая часть музыки уже была готова до появления Брайна, и композиторы, Малькольм и Ангус, лишь подогнали всё под его вокал, то лирикой он занимался сам, практически заново. Кстати, первой его песней, написанной для альбома, стала вовсе не "Have A Drink On Me", а "Givin The Dog A Bone"...

А заглавная композиция, впрочем, как и весь диск, посвящается, естественно Бону Скотту. Целый альбом носил траур, как и вся группа - 'Снова в Чёрном', 'Back In Black'! Идея абсолютно черной обложки со строгим белым логотипом даже перепугала руководство Atlantic Records и их можно понять, им же это предстояло продавать!

А вот записывали траурный альбом в довольно веселом месте - на Багамах, в Нассау, в студии Compass Point. Нет, вначале, как положено, хотели сделать это в мрачной дождливой Швеции, в студии группы Abba, но она оказалась занята. Вообще, в выделенный группе для записи период, апрель и май 1980 года, заняты были все приличные студии в Англии и Европе. Пришлось ехать на курортные острова - к тому же и по деньгам выходило выгоднее.

Они проторчали там шесть недель - несколько больше, чем рассчитывали. Сначала очень долго ждали, пока привезут все необходимое оборудование. А когда, наконец, настало время работать, их жизнь приобрела настолько устоявшийся "курортный" уклад, что и дальше они все жаркое время дня валялись на пляже, лишь ближе к закату "вставая к станку".

Были и всякие непредвиденные ситуации. К примеру, внезапно разродилась жена Малькольма - Линда Янг. На радостях папаша выпил залпом полбутылки виски, чем поставил точку на рабочей смене всей группы, а на следующий день снова ничего не мог делать, так как страдал от похмелья. Или, к примеру, однажды они наловили тунца (они часто там развлекались рыбалкой). Рыбу положили в холодильник в студии, но дверь закрыли неплотно и она открылась - к утру помещение провоняло тухлятиной настолько, что несколько дней потом его проветривали. А им оставалось лишь ловить нового тунца! Однажды запись сорвал... краб, который громко шуршал, передвигаясь по деревянному полу студии. Вредитель долго прятался в углах, за мебелью и оборудованием, пока продюсер лично не изловил его.

Продюсером, к слову, был сам Роберт Джон "Матт" Лэйндж, дотошный малый, о его методах работы я уже рассказывал в статье про альбом Def Leppard 'Pyromania'. Ангус говорит однозначно: "Матт загонял нас в умат". Зато качество звучания диска настолько хорошо, что многие звукооператоры используют его для проверки акустики помещения, по нему даже выстраивали звук для группы Motorhead...

Так что крабового топота вы на пластинке не услышите. Зато на записи слышно, как Брайан как бы расслабленно раскуривает папироску (представляю, сколько коробков спичек на это ушло!). Речь идет о вступлении к песне "Rock-N-Roll Ain't Noise Pollution"… Именно этой фразой, говорят, усопший Бон Скотт отвечал на просьбы своего домовладельца приглушить музыку - "Рок-н-ролл это не дурацкий шум"!

Некоторые их творческие задумки требовали времени большего, чем выкурить сигарету. К примеру, колокол, который вы слышите в начале пластинки, ровно 13 ударов - думаете, сэмпл? Как бы не так... Матт заслал своего подручного, звукоинженера Тони Платта, вместе со всем необходимым оборудованием на колокольню местной церкви. И тот потратил уйму времени, добиваясь желаемого - ведь это должен был быть не просто звук, а звук определенной тональности!

Кстати, гастролируя потом в поддержку альбома, группа на всех концертах вывешивала настоящий колокол весом в полторы тонны. На большинстве площадок для этого разбирали часть крыши - балки потолка такой вес не выдерживали, и колокол опускали в отверстие специальным краном. "Разве это не искусство?» - по сей день восхищается Ангус Янг. А сама идея композиции "Hells Bells", которую предваряет адский звон, была заимствована из песни Боба Дилана "Rolling Thunder Revue"…

Когда дело было сделано, все очень переживали. Никто не мог понять, какой материал получился. И в тот вечер, когда были расставлены последние точки над "и", все сели в кружок и прослушали альбом от начала и до конца. И решили - ну, во всяком случае, это что-то новенькое! Можно было отдавать его на сведение в Нью-Йорк, в Electric Lady Studios, где им занялся Брэд Самуэльсон. Результат увидел свет очень быстро - уже 25 июля 1980 года. А переживали все, оказалось, напрасно.

Достаточно сказать только одно - этот диск стал вторым самым продаваемым альбомом в мире после 'Трилера' Джексона - без малого пятьдесят миллионов проданных копий! Он стал "платиновым" в США 22 раза, занял там же четвертое место в альбомном хит-параде, а в Англии и Австралии добрался до первого. Журналы Rolling Stone и Q через годы внесли его в списки лучших дисков 80-х и лучших альбомов всех времен и народов. Да что говорить, даже в прошлом году, через тридцать лет после выхода, он опять попал в чарты Billboard. Культурное влияние альбома несоизмеримо ни с чем - известны десятки каверов на композиции с него, от индустриальных, до струнных и даже выполненных в стиле хип-хоп! Во многом благодаря этому альбому, группу признали все – и рокеры, и рэпперы, и старые, и молодые. И фраза из журнала Creem стала поистине крылатой - «AC/DC признанны всеми, даже глухими».