Accept 'Metal Heart'

Accept

100 тяжелых дисков которые сделали жизнь легче!

Автор: Юра „Хирург“

Этот альбом любят на Востоке и на Западе, слушают в Америке и Европе; его заглавную композицию помнят наизусть поклонники хэви даже где-нибудь в Малайзии! Те, кто ничего не хотел знать, кроме блэка, знают о нём благодаря каверу на композицию "Metal Heart", записанному в 1998 году группой Dimmu Borgir. И даже дверь в мир чистой классики приоткрылась под напором этой музыки, где слышны звуки мужественного "Славянского Марша" Чайковского и романтической пьесы Бетховена "К Элизе". А ведь, по сути, был обычный рок-альбом, каких в середине 80-х были записаны тысячи. Но только 'Железное Сердце', 'Metal Heart' поддерживает ритм по сей день...

Accept, 1985: Балтес, Хоффман, Диркшнайдер, Кауфманн, Фишер

"Я и подумать не мог, что он станет так популярен" - говорит о своём детище гитарист Вольф Хоффман, а это, без сомнения, главным образом его детище! Ко времени записи именно он практически единолично определял "музыкальный климат" в составе. "Мы очень хотели записать песню, которая пользовалась бы успехом на радио и на MTV. В Европе есть почитатели хэви-метала, которые носят чёрную кожу и разъезжают на мотоциклах. В Америке всё не так! Разные люди включают радио и смотрят MTV, где звучит разная музыка. И тот, кто любит Мадонну может слушать и Deep Purple. Чтобы добиться успеха в Америке, мы должны были обратиться именно к такой аудитории". В общем, нужно было ломать стереотипы, которые предыдущий альбом 'Balls To The Wall', хоть и очень успешный, но абсолютно железобетонный, только закрепил…

Появление диска 'Metal Heart' таким, как мы его знаем, тесно связано не столько с историей музыки, сколько с историей медицины. Обложка его, безусловно, одна из самых известных в мире рок-музыки - не что иное, как искусственное сердце, выполненное из металла. Сама же концепция альбома (легко уложившаяся в первый куплет первой композиции) заключалась в том, что к 1999 году человечество должны были поработить компьютеры, роботы и прочая механическая нечисть. "Мы прочли статью о работах по созданию искусственного сердца, и о том что однажды каждый сможет получить вместо него компьютеризированный моторчик. И лирика, собственно, посвящена тому, насколько человека все больше и больше калечит современный образ жизни, и как его постепенно вытесняют и заменяют машины... Человек против машины - вот главная идея" - вспоминает Хоффман.

Работа над альбомом была начата в 1984 году, а большую часть 1983 года немцы провели, гастролируя по всему миру. В том году скончался первый в мире пациент, проживший с автономным искусственным сердцем несколько месяцев. Нельзя было пройти мимо газетного киоска, не увидев обложку Time или Newsweek, где красовался этот аппарат, или не услышать об этом в новостях, просто включив телевизор. Так дело обстояло во всем западном мире.

Но не у нас! О том, что американские хирурги в конце 1982 года трансплантировали своему больному коллеге, врачу стоматологу Барни Кларку, кардиопротез модели "Джарвик 7", в советских средствах массовой информации почти не сообщали. Зато когда он через 112 дней скончался, немного позлорадствовали. Конкуренция социальных систем, однако! Ведь над той же проблемой в СССР работал шумаковский центр, только тогда нашим ученым удивить мировую общественность было нечем...

Тем не менее, первое в мире искусственное сердце (собранный из каких-то неведомых запчастей насос с электродвигателем) пересадил собаке еще в 1937 году именно советский человек. И это был не профессор Преображенский... А тогда еще студент-третьекурсник, впоследствии же - ученый с мировым именем Владимир Петрович Демихов. Собака жила два часа. К сожалению, в историю науки опыт этот официально не вошёл, так как не был, очевидно, должным образом документирован. А вот попытка американцев Сивелла и Гленна, сделанная в 1949 году, вошла! Хотя несчастная собака и жила всего час... Не удивительно - сердце они сделали из деталей детского конструктора (такой, знаете - с дырочками) и резиновых игрушек. Я, правда, не знаю, зачем были нужны все эти опыты. Любому здравомыслящему человеку со времен Гарвея понятно, что сердце - насос. И теоретически его можно заменить на другой насос. Очевидно также и то, что никакое живое существо не выживет с насосом, сделанным из детского конструктора или чего-то там ещё! Вряд ли всё это "двигало науку вперёд" - разве что привлекало внимание общественности к проблеме... Очень важной, кстати. Каждый третий мужчина на земле погибает от проблем с сердцем!

Диркшнайдер, Габби Хауке, КауфманнНу, как бы то ни было, эта тема привлекла и внимание Accept, а точнее их менеджера Габби Хауке. Кстати, она значится автором текстов альбома - под псевдонимом Дэффи. Дэффи еще не была к тому времени законной супругой Хоффмана, но менеджером группы являлась с 1979 года, и по признанию своего мужа "в одиночку написала все тексты для Ассерт" вообще, а не только для обозреваемого альбома. Габби всегда таскала с собой блокнотик, куда записывала всякие интересные идеи, услышанные где-то любопытные мысли и фразы, а также факты. Все это шло "в горнило" творческого процесса Accept. Там же дожидалась своего часа и идея воспеть "железное сердце".

Обложку придумала именно Габби - впрочем, мысль разместить там снимок настоящего кардиопротеза как-то не очень "грела". Округлый, беленький "Джарвик 7" из полиэстера, пластика и алюминия выглядел весьма современно, но не слишком сурово. А винтажное изделие из конструктора Сивелла и Гленна больше подошло бы для обложки группы, исполняющей какой-нибудь декадентский крафт-рок. Немцам же был необходим настоящий "пламенный мотор"!

Это теперь вы сели бы за фотошоп и сделали чего-нибудь этакое за пару часов. А тогда люди работали по-настоящему! Поэтому модель (спасибо, хоть не действующую) железного сердца поручили делать маленькой немецкой компании Dirksen & Sohn из городка Весселинг. Они уже выполняли подобные заказы на различные модели - например, для киностудий. В выполненный из металла каркас, имеющий форму сердца, запихнули вынутый откуда-то двигатель, понатыкали трубок и проводов - и в итоге вышло то, что надо. Объект отсняли профессиональные фотографы - вот так и родилась эта знаменитая обложка. Кстати, вначале Габби настаивала, чтобы она была объемной, голографической. Но от этой идеи на лейбле отказались. Отчасти из технических, отчасти из финансовых соображений...

Accept
Metal Heart, 1985 (CBS)

Metal Heart
Midnight Mover
Up To The Limit
Wrong Is Right
Too High To Get It Right
Dogs On Leads
Teach Us To Survive
Living For Tonite
Bound To Fail

Удо Диркшнайдер - вокал
Вольф Хоффман - гитара
Петер Балтес - бас-гитара
Йорг Фишер - гитара
Штефан Кауфманн - ударные
А теперь поговорим непосредственно о процессе создания альбома. Сочиняли материал летом, в Вермонте, США. Для чего и сняли в глухом лесу нечто вроде лыжного домика. Домик этот до них занимали Deep Purple - накануне они работали тут над свои камбэком 'Perfect Strangers'. Место было удобно тем, что никаких соседей рядом не было, и громкая музыка никого не беспокоила. Они установили аппаратуру в небольшом холле, и собирались там, кропя над новыми песнями. А когда уставали или просто впадали в творческий ступор, просто расползались по соседним смежным комнатам. При этом Удо и Штефан предпочитали работать по ночам. Днем остальные записывали для них "музыкальную канву", а на ночь отправляли в подвал, чтобы не мешали спать. Но это мало помогало. "Музыку-то они слушали в наушниках, но зато мы, лежа в постелях, прекрасно слышали душераздирающие вопли Удо, пронзавшие ночной покой" - вспоминает Хоффман. Таким образом, первоначальный вариант альбома был записан в Вермонте на обычный 4-х дорожечный кассетный магнитофон.

18 августа 1984 года группа выступила на фестивале Монстры рока в Касл-Донингтоне, а в октябре отправились в студию Дитера Диркса в немецкий город Штоммельн, недалеко от Кёльна. Там альбом вначале еще разок записали "начерно", но на этот раз уже на 24-дорожечный аппарат. И только потом приступили к созданию окончательного 32-дорожечного варианта. Неумолимый, дотошный Дитер Диркс терзал их - всякий раз он создавал у себя в голове идеальный образ песни, а потом мучил их до тех пор, пока они не выдавали нечто максимально ему соответствующее "наяву". Он заставил, например, Хоффмана сменить и использовать кучу гитар. Причем, для каждой отдельно взятой песни пробовались все мыслимые сочетания имеющихся в арсенале инструментов, микрофонов и даже струн! А некоторые фрагменты затем ещё и переписывались десятки раз. Запись продлилась таким образом, что не удивительно, три полных месяца. Студию они покинули только в конце декабря 1984 года. Тогда как предыдущий альбом был сделан всего за три недели!

Надо сказать, что строго в соответствии с намеченной футуристической концепцией, окончательную запись было решено выполнить - впервые в истории группы - цифровым способом. Правда, в то время еще даже не было винчестеров, или хотя бы дискет нужной емкости, и заветные комбинации нулей и единиц писались на обычную магнитную ленту, огромные бобины с которой крутил цифровой магнитофон - DAT-рекордер... Ну и конечно, вся прочая аппаратура была абсолютно аналоговой!

Отчасти поэтому звук альбома, при всей его чистоте, всё-таки сохранил достаточно тепла. Во многом это и заслуга продюсера Дитера Диркса. Может, кому-то такая "американизация" и "компьютеризация" пришлась не по душе - но с этим альбомом Accept взобрались на пик своей карьеры, это факт. Не раз я слышал высказывания о том, что еврей Диркс, дескать, прикончил "истинный арийский звук", если иметь в виду его коммерческие работы с двумя самыми известными тяжелыми немецкими группами в мире - Scorpions и Accept. Да, Диркс действительно еврей (по матери). Но я не был бы так категоричен на сей счет, и даже позволю себе процитировать Геринга: "У себя в Люфтваффе я сам решаю, кто еврей, а кто нет"...

Тем не менее, Хоффман и по сей день не забыл еврейский процесс записи некоторых песне. Незлым тихим словом он поминает Диркса за часы и сутки, проведенные в работе над "Up To The Limit" – этот энергичный и простой трек давался с огромным трудом. А для "Bound To Fail" Дитер заставлял его снова и снова играть соло, пока он, как сам пишет, "чуть не сдох". Кстати, "Bound To Fail" - это одна песня, а вот финал её должен был стать совсем другой композицией. Но их решили объединить. Для завершающих хоров записали множество вокальных треков и сделали наложение. По "фирменной" методике, которую всегда применяли - несколько партий безупречных, с гармонической точки зрения, плюс несколько более спонтанных, "а ля хор в пивной". Чтобы оживить картину, так сказать....

И ещё... Не ищите особого смысла в некоторых песнях! Например, словосочетание "Screaming For A Love Bite" всем нравилось и великолепно "ложилось" на музыку, но никто так и не узнал, что же Габби имела в виду. "Dogs On Leads" – это вообще часть фразы с таблички в каком-то парке; "keep all dogs on leads" - "выгуливать собак разрешено только на поводке". Сути всё это не меняло – всякому слушателю было понятно, что в 1999 году его ждет страшное будущее, где он будет кричать от укусов и гулять на поводке...

Наибольший коммерческий успех выпал на долю ничуть не более вразумительной с точки зрения текстов композиции "Midnight Mover", которая была выпущена на сингле. Речь там вроде как идет о каком-то наркоторговце. Но ни сама песня, ни видео к ней, таких ассоциаций, честно говоря, не вызывают. Особенно примечательно именно видео - абсолютно абстрактное и новаторское. Оно было отснято в Нью-Йорке режиссером польского происхождения.

Не, не... то был не Роман Полански! А Збигнев Рыбчинский. Что еще круче, на самом деле... Потому, что в 1983 году ему за мультик 'Танго' присудили "Оскара". Получив его, он вышел из зала покурить, а охранник не пустил его обратно, так как Рыбчинский был одет в дешёвый костюм и стоптанные кроссовки. И плохо говорил по-английски. И дебоширил. И вообще, похоже, был пьян! Так что оказался в участке. Где ему ещё "впаяли" и нарушение иммиграционных законов. Такая вот история!

Лейбл нанял Збигнева потому, что только такой человек и мог сделать что-то действительно необычное. И он сделал. Вольф Хоффман вспоминает день съемок, как самый долгий в его жизни. Полдня они ждали, пока безумный режиссер установит свою аппаратуру. 16 камер ставили строго по кругу, тщательно вымеряя какие-то градусы и углы наклона. Затем группа пару десятков раз сыграла "Midnight Mover". Потом им сказали - свободны...

Збигнев же взял поочередно, в определенной последовательности, кадры одного и того же момента с каждой из 16 камер, смонтировал и получил уникальный эффект "застывшего времени". То есть фигуры музыкантов не двигались, а окружающий фон смещался. Это напоминает хорошо известные эффекты из фильма 'Матрица', только тогда ведь не было никаких компьютеров. И вообще, до всего этого было целых 15 лет! Так вот они ещё разок заглянули в будущее...

Но не забывали о прошлом! Джаз, классика... Особняком среди всего материала стоит композиция "Teach Us To Survive", которую Хоффман сочинил еще в Вермонте, за один день. Она была основана на джазовой гармонии и предназначалась для какого-то американского фильма. Но лейбл Accept не смог утрясти все формальности с кинокомпанией Warner Brothers - поэтому в саундтрек она так и не вошла.

Но "весь этот джаз", ясное дело, ничто перед эпохальной заглавной композицией "Metal Heart", из-за которой один известный сын едва не отрекся от своего еще более известного отца. Я имею в виду Юргена Блэкмора, который сказал: "Когда я был маленьким, в моем мире существовали два великих гитариста. Первым... был мой отец, а вторым — Вольф Хоффман из Accept. Но мим любимым треком был "Metal Heart"... совершенно ошеломляющая комбинация жёстких риффов и изысканных классических мелодий. Вольф... играет легко и непринуждённо. В этом он очень похож на моего отца – в его манере игры очень много пространства, которое не загромождено ненужными нотами".

Но каким образом Вольф подобрал именно "нужные ноты", почему он избрал именно "Славянский Марш" для вступления и багатель "К Элизе" для основного соло? Да совершенно случайно! На самом деле, Хоффман почти не принимал участия в сочинении песни "Metal Heart" - в основном её создали Фишер и Кауфманн. Пусть вас не удивляет барабанщик-композитор - Кауфманн несколько лет до этого играл на гитаре, так что часто потом вскакивал из-за установки, брался за старый инструмент и выдавал что-то действительно грандиозное! Ну, а Хоффман решил просто воплотить в жизнь свою старую мечту, и включить в практически готовую музыку фрагменты из классики. Он пробовал произведения разных авторов – но Чайковский и Бетховен подошли к имеющемуся материалу лучше всего.

А вот вообще увлечение Хоффмана классикой (и даже появление много позже целого сольного альбома 'Classical') не случайно, и тут он снова валит всё на свою жену. "Если бы не Габби, я, наверное, не принял бы классическую музыку. Без настойчивого подталкивания с ее стороны я не смог бы прочувствовать произведения великих композиторов. Она сумела рассмотреть во мне то, что для меня очевидно сегодня: я и жесткий металлист, и отличный классик, во мне одно не может существовать без другого".

Тут, наверное, уместно вспомнить и про самих классиков. "Славянский Марш" был написан Чайковским в сентябре 1876 года и имел рабочее название "Сербо-русский марш". Он был посвящен борьбе славянских народов Балкан против Османского ига во время русско-турецкой войны. Знал это Хоффман или нет, но вышло довольно актуально и даже, может, отчасти опять пророчески. Ничего не скажу про 1984 год, но к 1999 году турецкие гастарбайтеры буквально заполонили его родину! Еще одна "проблема из будущего", так сказать...

Что касается Бетховенской фортепианной пьесы "К Элизе", то именно Accept дали ей вторую жизнь. Раньше это пытались сделать голландцы Shocking Blue, включив тему в песню "Broken Нeart". Но, к сожалению, исходный музыкальный материал был такого удручающего качества, что "Элиза" его не спасла. Спасла их "Венера" - но это уже совсем другая история! А вот какую-нибудь историю про Бетховенскую "Элизу" надобно рассказать. Есть много разных версий о том, что это за Элиза и зачем композитор ей пьесу посвятил. Я там, конечно, свечку не держал, но мне больше по душе такая...

В те времена сорокалетний и уже глуховатый Бетховен, как мужчина был очень даже "о-го-го", и намеревался жениться на своей восемнадцатилетней ученице Терезе Мальфатти фон Роренбах, чей папа был знатным и богатым доктором. Он и лечил Бетховена. Один учил, другой лечил - бартер у них там был, что ли? Ну, неважно. Главное, что папа дочку от брака отговаривал - мол, Людвиг парень неплохой, только... да, да - и глухой, это прежде всего! Тереза же сомневалась.

та самая ЭлизаА у Бетховена была в то время еще одна ученица, и помоложе Терезы, талантливая юная нимфетка Элизабет Рёккель. Композитор времени даром не терял! "Весь вечер он не переставал надо мной подшучивать и подтрунивать. В конце концов, я не знала, как от него спасись, так как он, из чистого ко мне расположения, всё время щипал меня за руки" – с удовольствием вспоминала она о какой-то светской вечеринке тех времен. Мило, да?

Но Элиза уехала из Вены в апреле 1810 года, а Бетховен решил сделать ей подарок к отъезду - написал коротенькую пьесу и собственноручно вывел на нотах посвящение: "Элизе 27 апреля на память от Л. в. Бтхв." Едва он закончил, как в комнату вошла его невеста Тереза и встала у него за спиной - воспользовалась глухотой несчастного, стало быть... Пришлось сконфуженному Бетховену отдать ей ноты, прося простить его. Ноты Тереза себе оставила, а вот замуж, отбросив сомнения, вышла за какого-то барона! Элиза же дружила с Бетховеным до его кончины, стояла у смертного одра и даже срезала с головы композитора на память локон...

Ну, а мы вернемся в наше время, не столь романтическое. Заметим, что мрачные прогнозы Accept о 1999 годе не вполне сбылись. Например, важная задача создания "долгоиграющего" кардиопротеза не была решена. И существующие ныне разрешенные к применению американские модели, SynCardia и AbioCor, не исчерпывают проблемы. То, что пациенту приходится таскать на себе шестикилограммовый аккумулятор, это ещё полбеды. Беда в том, что максимум через полтора года его всё равно убивают инфекции и тромбоэмболия. Тем не менее, у многих есть шанс дожить так хотя бы до момента пересадки сердца от донора. Так что видите - время для фантазий на эту тему пока еще есть!

Но осталось его не так много, по прогнозам лет 10 - 15. Французы уже испытывают перспективное сердце-киборг Carmat, состоящее из комбинации искусственных материалов и специально выращенной живой ткани. Живут сотни, если не тысячи людей с частично замененным сердцем - турбинным насосом вместо левого желудочка. У них, кстати, есть одна пугающая особенность - совершенно отсутствует пульс... Вспомнишь тут про зомби! А в Москве месяц назад побывал на гастролях театр из Японии, где одну из ‘Трёх Сестер’ Чехова играл... андроид.

Впрочем, как бы там всё не сложилось, я уверен - только одно сердце будет биться неустанно и никогда не подведет. Это 'Metal Heart' группы Accept. Сделано в Германии. На века!