Интервью с группой Arena: призраки Клайва Нолана

Arena

Рассказывает Клайв Нолан

Автор: Юра „Хирург“

Викторианская Англия. Пятеро экстраординарных джентльменов собралась, чтобы остановить злого Демона. В лигу избранных вошли: вооружённый силой и мудростью Востока воин Рафаэль Катана; изобретатель машины времени Майкл Темпус; владелец волшебного меча граф Фон Трал; заклинатель духов Габриэль Периш; и получивший от индейских шаманов волю орла Сэмюэль Ганн...

Клайв Нолан

Викторианская Англия. Пятеро экстраординарных джентльменов собралась, чтобы остановить злого Демона. В лигу избранных вошли: вооружённый силой и мудростью Востока воин Рафаэль Катана; изобретатель машины времени Майкл Темпус; владелец волшебного меча граф Фон Трал; заклинатель духов Габриэль Периш; и получивший от индейских шаманов волю орла Сэмюэль Ганн...

Стоп, я уже раньше слышал нечто подобное... Точно - в фильме 'Лига Экстраординарных Джентльменов' с Шоном Коннери! Англия 1899 года. Авантюрист Алан Куотермэйн, таинственный капитан Немо, вампирша Мина Харкер, секретный агент Сойер, ловкий мошенник Родни Скиннер, таинственный Дориан Грей и доктор Джекилл, он же мистер Хайд, объединяют силы против зловещего Фантома... Только сейчас я листаю буклет последнего альбома британской прогрессив-рок группы Arena 'Pepper's Ghost', фантастических супергероев тут нарисовано всего пятеро, и у них лица реальных людей. Это вокалист Роб Соуден, гитарист Джон Митчелл, басист Ян Сэлмон, барабанщик Мик Пойнтер. И конечно - клавишник Клайв Нолан. Он в Arena - основное действующее лицо, все равно, что Коннери в 'Лиге Экстраординарных Джентльменов'.

И меня разбирает любопытство... Только в Москве уже время недетское, да и в Англии трудовой день уже завершен. И всё же Клайв (а он по совместительству уже десять лет заправляет делами собственного лейбла Verglas Music) оказывается на рабочем месте.

"Да, я работаю очень много, старательно, даже напряженно. У меня не так много свободного времени. И группа отнимает большую часть сил".

- А лейбл?

"А лейбл сейчас в основном и занимается только группой Arena... Выпустили новый альбом, в планы входит ещё издание сборника лучших песен. В отдалённой перспективе, правда, возможны ещё кое-какие проекты".

- Речь снова идёт о Shadowland или совместной работе с Оливером Уэйкманом?

"Эти проекты пока отложены, я слишком занят. Мы лишь планируем ещё один альбом с Оливером, а сейчас я работаю над третьим диском проекта Strangers On A Train. Много времени отнимает и участие в совсем других музыкальных направлениях. Я делал очень много вокальных аранжировок и оркестровок для пауэр-металлических групп, типа Dragon Force и Powerquest. Эта новая глава в моей деятельности. И я планирую принять участие в ещё более крупных подобных проектах".

- Вы явно позаимствовали идею 'Лиги Экстраординарных Джентльменов' для концепции своего нового альбома... Тебе так нравится этот фильм?

"Существует много подобных комиксов. Ну, вот мы и превратили участников нашей группы в ‘супергероев’ из комиксов, поместили их в готический Лондон викторианской эпохи. Это действительно было сделано, чтобы создать атмосферу, как в 'Лиге Экстраординарных Джентльменов'. Но только атмосферу - на самом деле это альбом без какой-то единой темы, зато музыкально очень характерный для Arena. А оформление в стиле комиксов - это просто ещё один, дополнительный штрих к музыке. Что касается кино, то я и правда очень люблю его смотреть. Я не особенно разборчив, но кроме 'Лиги...' меня в последнее время впечатлили 'Волшебная страна', 'Таинственный лес' и 'Небесный капитан и мир будущего'. Вообще, я всегда хотел написать музыку к фильму... И я надеюсь, что такой шанс мне подвернётся!"

- А какое ко всему этому имеет отношение название альбома - ‘Pepper’s Ghost’?

Arena"Название 'Призрак Пеппера' отсылает нас к образу лондонского профессора химии и иллюзиониста викторианской эпохи Джона Генри Пеппера, который показывал якобы "духов" на театральной сцене, используя стекло и яркий источник света. Если вы, находясь в ярко освещенной комнате, посмотрите в окно, за которым темно, тогда то отражение, которое вы увидите, и будет иллюзией, призраком Пеппера. И это показалось нам достаточно всеобъемлющим словосочетанием для заглавия альбома, повествующего о заблуждениях, безумии и всяческих иллюзиях!»

Тут я немного разъясню нашим читателям суть явления. С середины XIX века всеобщей модой стали "театральные духи". Делалось это так - в оркестровой яме находился скрытый от зрителей, но ярко освещённый актер, одетый в белое. Установленное на тёмной сцене наклонное стекло отражало его, а иллюзионист появлялся позади. Происходило наложение реального объекта (иллюзионист) и трёхмерного образа (дух). Духа можно было проткнуть шпагой, резко переместить из одного места в другое и вообще заставить внезапно исчезнуть. Первым такой фокус показал француз Анри Робен, но в 1863 году Джон Генри Пеппер запатентовал его как собственное изобретение - «призрак Пеппера».

- Этот эффект используют до сих пор, просто технологию усовершенствовали. Взять, к примеру, кинематограф – так там вообще… В 'Небесном капитане...', например, играет... умерший много лет назад Лоуренс Оливье, "оживлённый" с помощью компьютера! Как ты относишься к таким вещам?

"Вообще я не против всех этих технологических новшеств. Просто, важно не потерять самих себя в дебрях всего этого оборудования. Ведь иногда мы просто становимся рабами всякой техники... Кстати, наш старый альбом ‘Immortal?’ отчасти повествует об этом!"

- Ну да! Прогрессив-рок-музыкант не должен выступать против прогресса...

"Признаться, я даже не знаю, считать ли себя таковым. Предпочёл бы оставить это для наших поклонников и музыкальных критиков. Полагаю, наша музыка охватывает даже куда больший спектр стилей, чем прогрессивный рок или прогрессивный метал... Ведь мы хотим заполучить наибольшее количество слушателей".

- Это и есть ваша главная цель? Вообще, как ты себя ощущаешь на арене своей группы - как артист или как гладиатор?

"Честно говоря, и так и эдак".

- Как артиста я тебя представляю, но за что ты бьёшься как гладиатор?

"Это бой за выживание, мой друг. Очень нелегко быть артистом на маленьком независимом лейбле, чтобы выжить все приходится делать с удвоенным качеством, все дается только большой кровью..."

- Да, вашему трудолюбию можно только позавидовать... За десять лет карьеры - полтора десятка релизов, свыше 180 концертов в 22 странах, включая Америку. А какие ещё страны вы планируете посетить?

"Это очень простой вопрос, я точно знаю правильный ответ... Мы хотим приехать в Россию! И ты просто не представляешь, как много мы делаем для того, чтобы это в итоге стало реальностью. И вот, наконец, появились хорошие шансы, что это произойдёт уже в нынешнем году!"

- И чем, по твоему мнению, тебя встретит Россия?

"Икрой и водкой! Ха-ха… Вообще, я не слишком много знаю про вашу страну. Но я без ума от русской классической музыки, правда. Чайковский, Шостакович и Прокофьев - вот мои фавориты. И их музыка даже влияет на меня - вероятно, хотя и так не очевидно! Да, и самое главное забыл... Снег! Я так люблю снег..."

- Ну, снег не икра и даже не водка – этого у нас навалом, бесплатно, только вовремя приезжайте. К зиме собирайтесь, в самый раз будет. А пока народ успеет послушать ваш новый альбом, он выходит на нашем лейбле Irond, кстати, со всем вашим бэк-каталогом. Ты доволен сотрудничеством с этой фирмой?

"Мне кажется, оно очень плодотворно. Эти люди оказались очень надёжными и честными партнёрами... и даже более того. Надеюсь, что им удастся успешно продать наши альбомы, несмотря на то, что все они уже неоднократно издавались у вас пиратами. Я ничего не хочу менять сейчас, только лишь желаю роста продаж... это на руку всем нам!"

- И ещё один вопрос - многие молодые рок-музыканты презирают музыкальное образование, считают, что оно только "мешает им свободно самовыражаться". Что ты, выпускник Королевского Колледжа и Лондонского Университета, думаешь об этом?

"Что? ‘Мешает свободно самовыражаться’? Не смеши меня... Ты процитировал слова людей, которым лень приложить усилия, чтобы выучить язык, на котором они собираются говорить. Конечно, музыкальное образование не является самым главным для рок-музыканта, но никогда не повредит и может очень даже сильно помочь... И нечего морочить людям головы, приводя столь неубедительные доводы!"

- А как же врождённый дар, талант?

"Дар без образования - совершенно пустое дело. Лишь призрак таланта..."