Арманьяк.

Armagnac

Алкосити. О том, что “оставили себе” хитрые французы…

Автор: Юра „Хирург“

Сидели как-то в кабачке три богатыря и три мушкетера. Опрокинули чарку-другую арманьяка, разговорились, и тут Илья Муромец невзначай обронил - дрянь, дескать, ваше пойло, самогон лучше... Брошенное мимоходом слово задело Д'Артаньяна, и он вызвал богатыря на дуэль, а прежде заставил Атоса поставить ему мелом крестик на груди. “Это чё?” - спрашивает Муромец. “Здесь я проткну тебя” - ответил гасконец. Тогда Илья Муромец глянул на свою палицу и говорит Поповичу: “Посыпь-ка его мелом, Алёша”... А знал бы Муромец, что напиток арманьяк, как и Д'Артаньян, родом из Гаскони - не нанёс бы вспыльчивому мушкетеру нечаянной обиды!

Арманьяк

Напиток этот без всякого преувеличения является предметом национальной гордости гасконцев. Да и всей Франции – шутка ли, одного из виноделов, Жан-Жака Лесгурга, за заслуги в деле создания арманьяков наградили даже как-то орденом Почетного Легиона. Больше того, одно из самых известных хозяйств, Шато д'Эсперанс, принадлежит потомкам «того самого» герцога Монтескью… Д’Артаньяна!

Гасконцы уверяют, что когда Господь создавал мир, то совсем забыл о маленьком клочке суши на юго-западе Франции. А вспомнив, опечалился и заплакал. Слеза его упала на землю и стала первой каплей напитка из одноименного региона – Арманьяк. На самом деле Всевышний тут совершенно ни при чём – не боги горшки обжигают! И сырьем для этого напитка служат никак не слезы, а местный виноград. Даже на карте регион Арманьяк напоминает очертаниями виноградный лист, а первые виноградники посадили тут римляне в начале первого тысячелетия нашей эры. В VI веке эти земли завоевали племена васконов, так появилась Гасконь, ставшая герцогством в 670 году. Довольно обширным поместьем в Гаскони владел рыцарь Херреман. Монахи звали его на латинский манер - Арминиус, ну а местные крестьяне дружески звали Арманьяком… Первые упоминания о бренди из этих мест датированы 1348 годом - за сто пятьдесят лет до появления коньяка. И, как обычно, дорога в ад мостилась благими намерениями – вначале дистиллят из местного вина применялся как лекарство. Особенно активно лечились им солдаты Жанны д'Арк, которая и сама получила в народе прозвище Арманьячка. Видно, болела очень… Сильно проспиртованная, она хорошо горела потом на костре; а в XV веке “арманьякский эликсир жизни” взяли в оборот трезвомыслящие голландские купцы, и о нём узнали в странах Центральной и Северной Европы. Однако удаленность регионов производства от морских побережий не позволяла «раскручивать» напиток всерьёз. Но в самой Франции арманьяк стал весьма популярен при дворе – этому способствовали, несомненно, служившие там королевские мушкетеры родом из Гаскони. Особенно его любил Людовик XV, бывало, как напьётся с утра – так давай придворных дам тискать… В общем, арманьяк сделался основой экономики одноименного региона - с 1750 года стал в промышленном масштабе разливаться по бутылкам, а через сто лет местный виноградник достиг наибольших размеров за всю историю - более 107 тысяч гектаров. Но обрушившаяся вскоре эпидемия филлоксеры нанесла сокрушительный удар, от которого виноделы так никогда и не оправились. Тем не менее, хоть и медленно, производство восстанавливалось, создавалась его законодательная база. Декрет Фальера (1909) определил зоны, методы производства и сорта винограда. В 1941 году было создано Государственное бюро контроля над винами и дистиллятами Арманьяка, позже - Национальное Межпрофессиональное Бюро Арманьяка (B.N.I.A.). «Взлёт» продолжался до 1980 года, когда были значительно увеличены налоги. Множество производителей разорилось, а площадь виноградников сократилась до 15 тысяч гектаров – ну скажите, чем налоговая служба лучше филлоксеры? И сегодня арманьяк составляет всего 1 % французского экспорта крепких спиртных напитков, а коньяк - 75 %. Хотя по сути оба этих виноградных брэнди очень похожи, а арманьяк ещё и старше! Тем не менее… "Коньяк мы подарили всему миру, а арманьяк оставили себе" – говорят французы.

Действительно, “арманьяков” среди музыкантов отыскать оказалось непросто. Бразильские металлисты его не потребляют - в этом убедил меня Ренато Трибузи (Tribuzy). Шведы тоже отреагировали однозначно - Йонас Кьеллгрен (Scar Symmetry) вообще не понял, о чём я толкую, а Йохан Линдстранд увидел в слове арманьяк намёк на название его последнего проекта One Man Army And The Undead Quartet. Тогда я обратился к французам. Аркдэ, создатель Dark Sanctuary, уверил меня, что знает, о чем речь – “очень известный алкогольный напиток с юга Франции, но вот пробовать его мне ни разу не доводилось”. И вышло, что русский человек тут снова оказался самым “продвинутым”... “Если езжу во Францию, то почти всегда привожу с собой бутылочку-другую. К сожалению, в России ассортимент скуден, а цены в два раза выше. Сравнивая арманьяк с коньяками или нефранцузскими бренди, предпочтение отдам первому,” - вот что сказал мне Антон Брежестовский (Caprice).

Чем же отличается коньяк от арманьяка? Конечно, регионом производства – это территория определенных департаментов исторической провинции Гасконь, которые подразделены на три региональных аппельсьона – “нижний” Bas-Armagnac, здесь делают самый престижную разновидность напитка, Armagnac Noir; “верхний” Haut-Armagnac, где производится небольшое количество редкого Armagnac Blanc; и “средний” Armagnac-Tenareze. Четвертый аппельсьон (просто Armagnac) “виртуальный” - присваивается при смешивании спиртов из трёх вышеупомянутых регионов. Для производства исходного виноматериала берут десять определенных белых сортов винограда, и подавляющее большинство арманьяков (в отличие от коньяка) - миллезимы, произведенные из ягод одного урожая, в определенный год. Для перегонки вина в арманьячный спирт используется обычно специальный Alambique Armagnacais – аппарат из чистой меди, который, в отличие от коньячного, предназначен для однократной перегонки, зато действует непрерывно и имеет более высокую производительность.

Гасконские виноделы «зажигают» (во всех смыслах этого слова) в конце ноября. Тогда они отмечают праздник “Пламя Арманьяка” – в аламбиках разводят огонь, который не погаснет, пока все вино этого урожая не обратится в спирт. Рядом с винокурней ставят столы и начинают пить старые, десятилетние арманьяки из своих запасов. Пьют и закусывают пару дней, а дистилляцию завершают 31 марта года, следующего за годом урожая. Дело в том, что за четыре месяца вино прокисает, и может дать плохой спирт. Кстати, в отличие от конячного, спирт получается крепче (до 72°) и насыщеннее по вкусу – в Арманьяке суше и жарче, чем в Коньяке, и виноград более сладкий.

Затем спирт помещается для выдержки в 400-литровые бочки из местного черного дуба, сначала в новые, затем в старые, а потом и вовсе в огромные емкости по 10 тысяч литров, где старение замедляется. Выдержка никогда не превышает сорока лет. Бочки при этом стоят на земляном полу в погребах, построенных из местного камня. Затем могут делаться смеси разных спиртов (купажи), крепость доводят дистиллированной водой до 40° и продукт разливают в бутылки – “баскез” (0,7 и 1,5 литра) и “гаскон” (2,5 литра). Цвет напитка варьирует от янтарного до цвета красного дерева, в бутылках арманьяк уже не меняет своего качества и хранится неопределенно долго, не требуя никакого специального режима.

Арманьяк имеет сходную, но не идентичную коньяку систему маркировки в зависимости от возраста. Различают: “Труа Этуаль”, “***”, “Monopole” или “Selection” – выдержка не менее 1 года; “VO”, “VSOP” или “Reserve” - не менее 4 лет; “Extra”, “Napoleon”, “ХО” или “Vieil Reserve” - не менее 5 лет; “Hors D'Age” (“Вне возраста”) - не менее 10 лет. В 1999 году систему упростили, отразив в ней факт использования купажей: словом “Armagnac” обозначают таковые с выдержкой самого молодого спирта менее 5 лет, “Vieil Armagnac” - старше 6 лет. Название “Vintage (и год изготовления вина)” – присваивают миллезимам из одного единственного спирта. А слова “Blanche D'Armagnac” относят к спиртам без выдержки.

Теперь поговорим о марках. Самым старым и престижным считается “дом” Castarede. Но в наших магазинах чаще встречаются Janneau и Chabot, и не удивительно - Chabot занимает первое место по объему экспортных продаж и поставляется в 96 стран мира (всего арманьяк поставляют в 132 страны). При покупке можете не опасаться – арманьяк бывает только французский. Конечно, было время, когда выдающийся руководитель советского государства Никита Хрущёв пытался, «похоронить» западный мир, утопив его в коньяках кавказского происхождения и напитке с ёрническим названием «арменьяк» - понятно, откуда. К Хрущёву приезжал президент Франции Шарль де Голль и уговаривал не делать этого – лучше уж, мол, сразу атомную бомбу кидайте. И для убедительности даже подарил бутылку арманьяка 1888 года рождения – производства, кстати, маркиза Монтескью, Д`Артаньянова родственника… Никита Сергеич бутылку так и не выпил – страшно подумать, сколько она теперь стоит! Ну, а вообще у нас какой-нибудь “XO” можно купить долларов за семьдесят (0,7 литра), а “VSOP” того же объема и вовсе за сорок.

Теперь будем пробовать то, что купили. Если вкус коньяка всегда соответствует определенному стандарту, то каждая бутылка арманьяка имеет собственный неповторимый букет. И слывет он напитком для гурманов. Наливать его лучше в шарообразный бокал, как и коньяк, минут пятнадцать погреть в руке, а уж потом употребить - не торопясь, сопровождая хорошей сигарой. Хотя некоторые предпочитают пить его со льдом, как виски. Во всяком случае, выдержанный арманьяк пьют после еды, с кофе, максимум - с фруктовыми или шоколадными десертами, мороженым. Арманьяк также допустимо сочетать с шампанским, апельсиновым или лимонным соком - в составе коктейлей. Молодые арманьяки с резким вкусом хороши с тоником, содовой и охлажденной минеральной водой. Их можно употреблять как аперитив и даже в середине обеда (так называемая "гасконская дыра"), к утке с персиками, блюдам из копченого лосося или тонким колбасам. Без арманьяка вообще немыслима гасконская кухня: его добавляют в выпечку (пирог с черносливом и курагой поливают яично-арманьячной смесью), в соусы для мяса и дичи, не исключение и знаменитая “фуа гра”. Ну а кто не слышал (хотя бы…) про фрукты в арманьяке?

Арманьяк не только вкусный, но и полезный напиток. Во всяком случае, если доверять кардиналу Виталю Дюфуру, который посвятил ему целый трактат, который хранится в библиотеке Ватикана. Он заметил, что арманьяк “обостряет ум, помогает вспомнить прошлое”, “продлевает молодость”, “излечивает подагру и язву” и даже “гепатит” (!) “при употреблении внутрь, а раны - при наружном применении”. Это ещё что! Читаем дальше – “частое смазывание парализованной конечности возвращает ей подвижность”. Всего кардинал рекомендует этот напиток в случае сорока недугов. Ну, хоть один-то у вас точно найдётся, верно? Лечитесь!

Только кардинал делает одну оговорку – помогает, “если пить арманьяк умеренно”. А то придётся лечиться дальше – от похмелья. А как? Послушаем собратьев по несчастью. Аркде (Dark Sanctuary) похмельем не озабочен, ибо пьёт в меру... Антон Брежестовский (Caprice) тоже – “Я знаю норму, а похмелье у меня было два раза в жизни. Пил чистую воду и лежал в кровати”. Альф Атор (Knorkator) рекомендует “спать, спать, спать”... Прямо как Кашпировский. Пока он пытается сам себя загипнотизировать Мик (Naio Ssaion) пьёт “литры и литры воды перед тем, как лечь спать. На следующее утро неплохо бы заставить себя выйти на пробежку, затем через силу пожрать, а после этого поспать ещё 2-3 часа. Когда проснётесь, будете чувствовать себя как новорожденный”. Микко Хейккила (Sinamore) подхватывает тему – “Рекомендую как минимум десятикилометровую пробежку! Шучу, шучу... Лучше просто душ и пару баночек пива”. Эрик Бертон (Catastrophe Ballet) советует "не вставая с постели, заказать пиццу на дом и, не отрываясь, смотреть телевизор". Очень дельный совет! “Делайте что хотите, – говорит Йохан Линдстранд One Man Army And The Undead Quartet, - но помните, если вы похмеляетесь спиртными напитками, то вы, скорее всего, уже алкоголик”.

А мы надеемся, что ваше похмелье не будет ужасным, а здоровье будет только крепнуть. Во всяком случае, “пока на белом свете есть Гасконь...”