Интервью c группой Atrocity
Рассказывает Ясмин Крулл
Автор: Юра „Хирург“
Итак, у Atrocity вышел новый альбом - ‘After The Storm’. Но мы не станем задавать свои вопросы здоровенному предводителю брутальных волосатых немцев Алексу Круллу, хотя это уже стало доброй традицией. Мы поступим иначе - поговорим с женщиной, которая сидит сейчас в своем доме в Новой Зеландии, на холме Тауматауака тангиангакоауауо таматеа турипукакапикима унгахоронукупокануэнуа китанатаху…
На языке маори, тамошних коренных жителей, это означает: «Вершина холма, где Таматеа, мужчина с большими коленями, который скатывался, забирался и проглатывал горы, известный как пожиратель земли, играл на своей носовой флейте для своей возлюбленной». Этот топоним считается самым длинным в мире и занесен в Книгу Рекордов Гиннесса. Но произносить его целиком очень трудно – так что он часто сокращается до простого слова Таумата.
Итак, на связи Таумата и женщина, которую зовут Ясмин Крулл – это старшая сестра Алекса Крулла, исполнившая вокальные партии на последнем альбоме Atrocity, заменив на время Лив Кристин…
«… ты сказал «заменив»? Не думаю, что мы с Лив можем хоть в какой-то степени заменить друг друга! Мы обе достаточно своеобразные, непохожие вокалистки, и в каком то смысле никем вообще не заменимы... Да, Лив не пела в этом особом проекте, но зато помогала мне. Она прослушивала только что записанный материал и делала свои замечания, весьма ценные, ибо они шли от другой опытной певицы. Приносила мне в студию розы из своего сада. Поделилась рецептом травяного настоя с мёдом, который прекрасно восстанавливает голос. И ещё делала для нас много-много разных приятных и полезных мелочей...»
- Да, ты обладаешь действительно уникальным голосом… Но как ты его «обрела»? Как ты запела в первый раз в жизни, осознала свои силы, решила стать певицей?
«Это случилось, когда я была совсем маленькой и росла на крохотной ферме своего деда. А что ещё могло взбрести мне в голову, если я целыми днями слышала чистейшее сопрано своей бабушки - она постоянно что-то напевала, то сама себе под нос, то для нас - например, колыбельные. Мы часто пели и все вместе. Пение было настоящим культом - порой мы даже не разговаривали, а пели друг другу, на ходу выдумывая мелодии и слова. Ещё она прекрасно рассказывала всякие истории. А мы сидели вокруг с открытыми ртами и внимали ей часами... Ну, уже в начальной школе я открыла для себя, как прекрасны звуки флейты, а немного позже самостоятельно освоила гитару. Я стала сочинять песни и пела их бабушке - она была самой верной, самой первой и самой настоящей моей поклонницей!»
- А твои родители не были столь музыкальны?
«Ну, наша мама всегда смеялась, что музыкальный талант в нашей семье наследуется через поколение, и как раз на ней-то природа и отдохнула. И ей было не слишком просто принять то, что мы с братом решили стать музыкантами - у ней было бы меньше бессонных ночей, если бы она знала, что у нас есть надежная и хорошо оплачиваемая работа с восьми и до пяти. Но наши родители всегда давали нам свободу выбора. Так что она смирилась, когда с младых ногтей мы начали играть в группах, а я ещё и в хорах пела. Правда, поскольку брат нашей бабушки и две её двоюродные сестры были оперными певцами в Австрии, то мама надеялась, что и я пойду тем же "классическим" путем. Но мне было гораздо интереснее сочинять что-то свое, выражать свои мысли в произвольной форме и не быть втиснутой в рамки такого консервативного жанра, как опера.»
- И все же вряд ли бабушка с фермы могла дать тебе хотя бы азы теории музыки, научить вокальным техникам…
«Тут мне повезло – ещё в школе у меня были талантливые и неравнодушные преподаватели музыки, кроме того, я брала частные уроки. Разучивала классический репертуар для флейты и ходила на занятия по вокалу. Но как-то не была счастлива полностью. Мне казалось, я упускаю что-то важное. И однажды начала играть на флейте так, как чувствовала, не по правилам, позволила ей зазвучать свободно. А голосу я решила придать природное звучание, отбросив все, чему научилась до этого. Мне повезло, и я нашла человека, который помог мне освоить «технику Александра» (особая техника дыхания и упражнений для певцов и ораторов, разработана в 1890 году австралийцем Фредериком Матиасом Александром – прим. Srgn).»
- А как все-таки впервые получилось историческое сотрудничество - проникновенной фолк-певицы и громкой дэтовой группы? Ведь не сделали же вы это только потому, что вы брат и сестра!
«Мы с Алексом ещё детьми мечтали делать музыку вместе. Но я долгое время не была готова к этому. Как это всё-таки случилось? Ну, помню, лет пятнадцать назад, и даже больше, ночью, часа в два, у меня зазвонил телефон. Это был Алекс и он предложил мне прослушать только что написанные мелодии. Это были главные темы двух будущих совместных песен - «Calling The Rain» и «Land Beyond The Forest». Я была очарована! А у него хватило мужества включить их в альбом Atrocity ‘Blut’ в 1994 году. Этот наш эксперимент получил столь одобрительные отзывы отовсюду, что лейбл выделил нам на его продолжение ещё немного денег, и мы провели пять дней и четыре ночи в студии, где создали миньон ‘Calling The Rain’. И все получилось крайне удачно - именно потому, что никто от меня ничего не ждал и не требовал, я просто оставалась сама собой и пользовалась безграничной свободой творчества.»
- ‘Calling The Rain’ – великолепная работа, на мой взгляд…
«И мне по-прежнему нравится ‘Calling The Rain’. Это был проект, возникший в один момент, сделанный на одном дыхании, почти чистый эксперимент и полная импровизация. Он звучит искренне. В этом и весь секрет.»
- Но чем ты занималась с тех пор, с 1996 по 2010 года?
«Я стала совладелицей небольшой кинокомпании и была профессионально занята тем, что как режиссер с командой замечательных людей делала фильмы. А чтобы моя страсть к музыке не пропадала зазря, мы снимали много видеоклипов, делали видео-презентации для групп, снимали концерты и даже фестиваль Wacken Open Air в своё время. Так вот, когда мы работали с группами над видео, они частенько просили меня спеть что-нибудь в качестве приглашенной вокалистки, и я это делала - ну, когда позволял мой напряженный график. Я пела, ну... для Skyclad, например. Мой голос можно слышать на многих сборниках - скажем, мою работу для альбома-посвящения певице Энии можно послушать на моей страничке в myspace, это «Desert Land». Затем я продала свою долю в кинокомпании и переехала в Люксембург, чтобы посвятить себя духовным практикам. Для этого же я некоторое время прожила в Японии. Я также много писала, для журналов - стихи, рассказы, а также лирику для песен, которые войдут в мой новый альбом - над ним я как раз сейчас работаю. Потом я переехала в английский Дартмур, который самым мистическим образом притягивал меня, работала здесь с опытным музыкантом и преподавателем над аранжировками своей музыки. В Дартмуре я отыскала мастера по изготовлению флейт, который научил меня как делать эти инструменты. Так исполнилась моя детская мечта – я стала собирать коллекцию собственноручно изготовленных флейт! Позже я переехала в Новую Зеландию на свою ферму Angels’ Hill - и так сбылась ещё одна моя детская мечта.»
- Значит, ты не работала как профессиональная певица?
«Музыка это моя любовь, моя душа, мое сердце, это самый верный способ выразить себя. И мне кажется некоторым извращением превращать это в профессию - то есть делать такое ради денег...»
- А как родилась идея новой совместной записи с группой брата?
«‘After The Storm’ на самом деле был задуман очень и очень давно. Мы были тогда в рождественском турне в поддержкуh ‘Calling The Rain’, вместе с Rage… кажется, это был 1997 год, или около того. И однажды поздним вечером, сидя в туровом автобусе, Тоссо (гитарист Торстен Бауэр – прим. Srgn) наигрывал что-то и говорил, что его просто переполняют новые идеи для нашего следующего совместного музыкального проекта. Годом позже, прямо в разгар свадьбы Алекса и Лив, мы сбежали с ним от гостей в другую комнату, и он сыграл мне ещё несколько мелодий, которые просто поразили меня. Это определенно следовало спеть и записать! И Алекс, узнав об этом, внес даже отдельный пункт в свой новый контракт с лейблом Napalm Records - о том, что запись такого формата и вида также будет сделана и издана. И вот все случилось - надеюсь, в подходящий момент. За это время мы, по крайней мере, стали взрослее и опытнее - и как музыканты, и как люди. Полагаю, этого нельзя не заметить.»
- Твой брат записывал тебя сам в собственной студии. Это, вообще, было легко – работать с ним?
«Ха-ха, не просто, но весьма плодотворно! И весьма поучительно - записываться вместе в Mastersound Studio, которая, кстати, располагается в живописной сельской местности, на той самой ферме нашей любимой бабушки, о которой я уже говорила - там, кстати, живет теперь Алекс со своей семьей. Сама студия смонтирована в бывшей конюшне, вокруг которой, когда мы были детьми, носились куры, утки, индейки и кролики. И я всегда с удовольствием вспоминаю детство, бывая там!»
- На альбоме звучит множество «живых» инструментов (и, насколько я знаю – никаких сэмплов!), совершенно бесподобна перкуссия… Вероятно, не обошлось без множества приглашенных музыкантов?
- И в этот раз особое внимание было уделено текстам песен…
«Да, Алекс написал, на мой взгляд, очень серьезные и качественные тексты. Для меня, однако, они звучат чисто метафорически. Речь идет об обновлении личности, её трансформациях, об извечном стремлении человека к переменам. Когда что-то в тебе кончается, то на смену приходит новое. Это своего образа «трип» по мифам разных народов мира, погружение в смесь легенд древности, созданных кельтами, древними египтянами и так далее... Эти тексты - важное дополнение, ещё одна краска, которая, как и музыка, создает атмосферу альбома. И все здесь - оформление, лирика, музыка – идеально попадает в резонанс с моим естеством и моим голосом...»
- Вашу музыку многие называют «кельтской». Но у древних кельтов не было нотной грамоты и звукозаписывающей аппаратуры. Кто знает, какой на самом деле была их музыка?
«Это очень хороший вопрос - только ответа на него я не знаю. Люди ведь даже до сих пор не пришли к единому мнению о том, кто такие были эти самые кельты! Единственное, что дошло от тех древних племен до нас - это устные сказания и мифы. Не исключено, что какие-то мелодии смогли прорваться к нам сквозь время таким же образом. Но дело в том, что мне вовсе не надо звучать как что-то. Я перевожу на язык пения то, что чувствую сама. Моя душа, мое сердце - это своего рода «антенны», которые «принимают» то, что делается внутри меня. Это часто приходит как какие-то отрывочные воспоминания из далекого прошлого, память предков, которая каким-то образом становится мне доступна. Это я и выражаю при помощи своего голоса и флейты, которая является пего продолжением. Вот один пример… Когда я жила в Дартмуре (это Англия, графство Девон – прим. Srgn) я регулярно ходила к древним святилищам. В духовном смысле это очень значительное место – ритуальные каменные круги, остатки церемониальных захоронений и так далее. Для меня это было мощным переживанием - в какой-то момент я утрачивала над собой контроль, словно переключалась в другой режим и каким то образом «видела» и чувствовала то, что тут когда-то происходило, все эти обряды и ритуалы, я была вовлечена в них. Мой рот раскрывался сам собой и я начала петь мелодии, которых никогда не знала и не слышала. Прекрасное волшебство распахнуло настежь двери моего сердца. Это место настоящее хранилище, своего рода библиотека памяти наших предков. Были ли они кельтами? Не знаю, но я чувствую с этими людьми самую тесную связь..»
- Кстати, о предках и кровных связях. Вы с братом считаетесь немцами, но в вашей внешности есть что-то восточное, что ли. И имя твое – Ясмин, явно не европейское…
«Не стану скрывать – половинка моей крови пришла из племен севера Африки, из бербер, из района гор Атлас в Марокко. Это по отцовской линии. А моя мать из Западной Европы, австрийская немка... так , во всяком случае, мне говорили...»
- Понятно… Ну, а как так получилось – вы с братом росли вместе и вдруг такой разный музыкальный вкус – он металлист, ты фолк-певица?
«На самом деле я тоже люблю эмоциональную, ритмичную музыку. И теперь я с удовольствием слушаю кое-какие метал группы, например, Metallica… И моя любимая их песня - ‘Nothing Else Matters’. И я прекрасно помню, когда Алекс открыл для себя метал! Это был незабываемый день для меня и нашей мамы. Ему было около шести лет, и он принес откуда-то домой альбом Deep Purple, и целый день слушал его на полной громкости! Мы с мамой переглядывались, округляли глаза и гадали, что же вырастет из этого маленького дикаря. Но в то время для меня были более интересны старые блюзы и классический рок.»
- Слушать Metallica это одно… Но разве тебе никогда не хотелось заорать гроулингом, сделать татуировку, нацепить черную кожу и попрыгать по сцене в цепях?
«Голос - это инструмент, который можно использовать по-всякому. Я могу петь довольно грубо и сильно, если надо. Иногда я пою очень чувственно, в блюзовом стиле. Иногда чередование манер пения требует драматургия композиции. Вообще я люблю контрасты – вокала грубого и мягкого, смиренного и страстного, хрупкого и агрессивного. Если надо, мой голос зазвучит мощно и громко. И я написала несколько таких песен - надеюсь, что они войдут в мой новый сольный альбом. Кстати, татуировка у меня уже есть. Это орел, держащий Магический Круг (или Священный обруч), мистический символ североамериканских индейцев. Я считаю его символом своего рождения. Черный кожаный куртка - ну, у меня она тоже есть. А вот цепи это точно не мое. Я люблю свободу и не стану носить их даже в качестве символа, привязывающего меня к определенной группе людей.»
- А как тебе живется в Новой Зеландии – если сравнивать её, скажем, с твоей родиной, Германией?
«Жизнь тут как в сказке! Настоящий рай для меня… Простор, свобода, девственная природа… так много можно открывать, познавать, видеть - каждый день! Квинтэссенция красоты! Я живу на священном холме, который у маори называется Таумата, как ты знаешь. Говорят в древние-древние времена здесь воспитывались принцы и принцессы Лемурии. Так что я чувствую себя одаренной особой силой, и особой чувственностью одновременно. Вся моя сознательная жизнь, как я понимаю теперь, являлась путем к тому, чтобы я оказалась в Новой Зеландии, на этом холме, со своей флейтой.»
- Чем же ты занята там целыми днями?
«Когда погода позволяет, я работаю на своей ферме, в моих недавно разбитых садах, если, конечно, до этого не провела целую ночь в написании песен, текстов, стихов или рассказов. Жить тут, на дальнем севере Новой Зеландии просто, климат субтропический, настоящей зимы не бывает, и животные просто пасутся на лугах круглый год. Я развожу альпаков (не то овцы, не тот ламы – прим. Srgn) и собираюсь разводить ещё и перуанских пасо (это такие лошадки низкорослые – прим. Srgn). Ещё я занимаюсь Воссоединительным Целительством, применяю его как для людей, так и для животных (методика «подключения к энергетическим полям вселенной», разработанная в наше время неким Эриком Перлом, позволяющая якобы лечить рак, СПИД и прочую смертельную заразу – прим. Srgn). Мои духовные практики и вокальные тренировки - вещи взаимосвязанные. Последними я тоже занимаюсь каждый день – это упражнения по технике Александра, и ещё кое-что. Также приходится делать кое-какую работу по дому, выгуливать двух собак, следить за животными, кормить кур и собирать их яйца, которые они иногда умудряются откладывают на ветвях дерева за домом! И ещё я люблю посидеть на веранде, посреди природы, зеленых лугов и лесов, посмотреть на Тихий океан, впитывая в себя красоту этих волшебных мест и просто слушать - ветер, деревья, птиц, зверей… молчание, вселенную… себя! И мне часто хочется плавать с дельфинами и играть на флейте местным китам, которые курсируют вдоль берега…»
- Но как ты собираешься записывать альбом, сидя на своей ферме – ведь нужно будет собирать музыкантов, арендовать студию?
«Да ты прав, я как раз начала процесс поиска подходящих музыкантов для записи. Хорошо, что есть современные средства связи, которые делают возможными любые интернациональные проекты! А плохо то, что долго лететь до Европы - но это я считаю малой ценой за возможность жить в раю».
- А как насчет ещё одной записи с Atrocity - надеюсь, что нам придется так долго ждать в этот раз?
«Пока никаких конкретных планов на этот счет нет, но я уверена, что как только нас посетит вдохновение и выдастся подходящий момент, мы снова что-нибудь сделаем вместе. И мне почему-то кажется, что теперь это не займет пятнадцать лет!»