Интервью c группой Atrocity

Atrocity

Рассказывает Ясмин Крулл

Автор: Юра „Хирург“

Итак, у Atrocity вышел новый альбом - ‘After The Storm’. Но мы не станем задавать свои вопросы здоровенному предводителю брутальных волосатых немцев Алексу Круллу, хотя это уже стало доброй традицией. Мы поступим иначе - поговорим с женщиной, которая сидит сейчас в своем доме в Новой Зеландии, на холме Тауматауака тангиангакоауауо таматеа турипукакапикима унгахоронукупокануэнуа китанатаху…

Ясмин Крулл и Алекс Крулл

На языке маори, тамошних коренных жителей, это означает: «Вершина холма, где Таматеа, мужчина с большими коленями, который скатывался, забирался и проглатывал горы, известный как пожиратель земли, играл на своей носовой флейте для своей возлюбленной». Этот топоним считается самым длинным в мире и занесен в Книгу Рекордов Гиннесса. Но произносить его целиком очень трудно – так что он часто сокращается до простого слова Таумата.

Итак, на связи Таумата и женщина, которую зовут Ясмин Крулл – это старшая сестра Алекса Крулла, исполнившая вокальные партии на последнем альбоме Atrocity, заменив на время Лив Кристин…

«… ты сказал «заменив»? Не думаю, что мы с Лив можем хоть в какой-то степени заменить друг друга! Мы обе достаточно своеобразные, непохожие вокалистки, и в каком то смысле никем вообще не заменимы... Да, Лив не пела в этом особом проекте, но зато помогала мне. Она прослушивала только что записанный материал и делала свои замечания, весьма ценные, ибо они шли от другой опытной певицы. Приносила мне в студию розы из своего сада. Поделилась рецептом травяного настоя с мёдом, который прекрасно восстанавливает голос. И ещё делала для нас много-много разных приятных и полезных мелочей...»

- Да, ты обладаешь действительно уникальным голосом… Но как ты его «обрела»? Как ты запела в первый раз в жизни, осознала свои силы, решила стать певицей?

«Это случилось, когда я была совсем маленькой и росла на крохотной ферме своего деда. А что ещё могло взбрести мне в голову, если я целыми днями слышала чистейшее сопрано своей бабушки - она постоянно что-то напевала, то сама себе под нос, то для нас - например, колыбельные. Мы часто пели и все вместе. Пение было настоящим культом - порой мы даже не разговаривали, а пели друг другу, на ходу выдумывая мелодии и слова. Ещё она прекрасно рассказывала всякие истории. А мы сидели вокруг с открытыми ртами и внимали ей часами... Ну, уже в начальной школе я открыла для себя, как прекрасны звуки флейты, а немного позже самостоятельно освоила гитару. Я стала сочинять песни и пела их бабушке - она была самой верной, самой первой и самой настоящей моей поклонницей!»

- А твои родители не были столь музыкальны?

«Ну, наша мама всегда смеялась, что музыкальный талант в нашей семье наследуется через поколение, и как раз на ней-то природа и отдохнула. И ей было не слишком просто принять то, что мы с братом решили стать музыкантами - у ней было бы меньше бессонных ночей, если бы она знала, что у нас есть надежная и хорошо оплачиваемая работа с восьми и до пяти. Но наши родители всегда давали нам свободу выбора. Так что она смирилась, когда с младых ногтей мы начали играть в группах, а я ещё и в хорах пела. Правда, поскольку брат нашей бабушки и две её двоюродные сестры были оперными певцами в Австрии, то мама надеялась, что и я пойду тем же "классическим" путем. Но мне было гораздо интереснее сочинять что-то свое, выражать свои мысли в произвольной форме и не быть втиснутой в рамки такого консервативного жанра, как опера.»

- И все же вряд ли бабушка с фермы могла дать тебе хотя бы азы теории музыки, научить вокальным техникам…

«Тут мне повезло – ещё в школе у меня были талантливые и неравнодушные преподаватели музыки, кроме того, я брала частные уроки. Разучивала классический репертуар для флейты и ходила на занятия по вокалу. Но как-то не была счастлива полностью. Мне казалось, я упускаю что-то важное. И однажды начала играть на флейте так, как чувствовала, не по правилам, позволила ей зазвучать свободно. А голосу я решила придать природное звучание, отбросив все, чему научилась до этого. Мне повезло, и я нашла человека, который помог мне освоить «технику Александра» (особая техника дыхания и упражнений для певцов и ораторов, разработана в 1890 году австралийцем Фредериком Матиасом Александром – прим. Srgn).»

- А как все-таки впервые получилось историческое сотрудничество - проникновенной фолк-певицы и громкой дэтовой группы? Ведь не сделали же вы это только потому, что вы брат и сестра!

«Мы с Алексом ещё детьми мечтали делать музыку вместе. Но я долгое время не была готова к этому. Как это всё-таки случилось? Ну, помню, лет пятнадцать назад, и даже больше, ночью, часа в два, у меня зазвонил телефон. Это был Алекс и он предложил мне прослушать только что написанные мелодии. Это были главные темы двух будущих совместных песен - «Calling The Rain» и «Land Beyond The Forest». Я была очарована! А у него хватило мужества включить их в альбом Atrocity ‘Blut’ в 1994 году. Этот наш эксперимент получил столь одобрительные отзывы отовсюду, что лейбл выделил нам на его продолжение ещё немного денег, и мы провели пять дней и четыре ночи в студии, где создали миньон ‘Calling The Rain’. И все получилось крайне удачно - именно потому, что никто от меня ничего не ждал и не требовал, я просто оставалась сама собой и пользовалась безграничной свободой творчества.»

- ‘Calling The Rain’ – великолепная работа, на мой взгляд…

«И мне по-прежнему нравится ‘Calling The Rain’. Это был проект, возникший в один момент, сделанный на одном дыхании, почти чистый эксперимент и полная импровизация. Он звучит искренне. В этом и весь секрет.»

- Но чем ты занималась с тех пор, с 1996 по 2010 года?

«Я стала совладелицей небольшой кинокомпании и была профессионально занята тем, что как режиссер с командой замечательных людей делала фильмы. А чтобы моя страсть к музыке не пропадала зазря, мы снимали много видеоклипов, делали видео-презентации для групп, снимали концерты и даже фестиваль Wacken Open Air в своё время. Так вот, когда мы работали с группами над видео, они частенько просили меня спеть что-нибудь в качестве приглашенной вокалистки, и я это делала - ну, когда позволял мой напряженный график. Я пела, ну... для Skyclad, например. Мой голос можно слышать на многих сборниках - скажем, мою работу для альбома-посвящения певице Энии можно послушать на моей страничке в myspace, это «Desert Land». Затем я продала свою долю в кинокомпании и переехала в Люксембург, чтобы посвятить себя духовным практикам. Для этого же я некоторое время прожила в Японии. Я также много писала, для журналов - стихи, рассказы, а также лирику для песен, которые войдут в мой новый альбом - над ним я как раз сейчас работаю. Потом я переехала в английский Дартмур, который самым мистическим образом притягивал меня, работала здесь с опытным музыкантом и преподавателем над аранжировками своей музыки. В Дартмуре я отыскала мастера по изготовлению флейт, который научил меня как делать эти инструменты. Так исполнилась моя детская мечта – я стала собирать коллекцию собственноручно изготовленных флейт! Позже я переехала в Новую Зеландию на свою ферму Angels’ Hill - и так сбылась ещё одна моя детская мечта.»

- Значит, ты не работала как профессиональная певица?

«Музыка это моя любовь, моя душа, мое сердце, это самый верный способ выразить себя. И мне кажется некоторым извращением превращать это в профессию - то есть делать такое ради денег...»

- А как родилась идея новой совместной записи с группой брата?

«‘After The Storm’ на самом деле был задуман очень и очень давно. Мы были тогда в рождественском турне в поддержкуh ‘Calling The Rain’, вместе с Rage… кажется, это был 1997 год, или около того. И однажды поздним вечером, сидя в туровом автобусе, Тоссо (гитарист Торстен Бауэр – прим. Srgn) наигрывал что-то и говорил, что его просто переполняют новые идеи для нашего следующего совместного музыкального проекта. Годом позже, прямо в разгар свадьбы Алекса и Лив, мы сбежали с ним от гостей в другую комнату, и он сыграл мне ещё несколько мелодий, которые просто поразили меня. Это определенно следовало спеть и записать! И Алекс, узнав об этом, внес даже отдельный пункт в свой новый контракт с лейблом Napalm Records - о том, что запись такого формата и вида также будет сделана и издана. И вот все случилось - надеюсь, в подходящий момент. За это время мы, по крайней мере, стали взрослее и опытнее - и как музыканты, и как люди. Полагаю, этого нельзя не заметить.»

- Твой брат записывал тебя сам в собственной студии. Это, вообще, было легко – работать с ним?

«Ха-ха, не просто, но весьма плодотворно! И весьма поучительно - записываться вместе в Mastersound Studio, которая, кстати, располагается в живописной сельской местности, на той самой ферме нашей любимой бабушки, о которой я уже говорила - там, кстати, живет теперь Алекс со своей семьей. Сама студия смонтирована в бывшей конюшне, вокруг которой, когда мы были детьми, носились куры, утки, индейки и кролики. И я всегда с удовольствием вспоминаю детство, бывая там!»

- На альбоме звучит множество «живых» инструментов (и, насколько я знаю – никаких сэмплов!), совершенно бесподобна перкуссия… Вероятно, не обошлось без множества приглашенных музыкантов?

Atrocity c Ясмин Крулл«Да, мы решили использовать живые инструменты для достижения максимальной достоверности звука. Это переводит музыку на качественно иной уровень. Она становится живой, она дышит, она взаимодействует со слушателем. Все инструментальные партии, кроме скрипки, виолончели и флейты (их исполнила я) были записаны участниками группы Atrocity. И то, что ты слышишь - просто лишнее подтверждение, насколько многогранны музыкальные таланты этих ребят! А восхитительные партии струнных, это скрипка и виолончель, были исполнены участниками группы Remember Twilight.»

- И в этот раз особое внимание было уделено текстам песен…

«Да, Алекс написал, на мой взгляд, очень серьезные и качественные тексты. Для меня, однако, они звучат чисто метафорически. Речь идет об обновлении личности, её трансформациях, об извечном стремлении человека к переменам. Когда что-то в тебе кончается, то на смену приходит новое. Это своего образа «трип» по мифам разных народов мира, погружение в смесь легенд древности, созданных кельтами, древними египтянами и так далее... Эти тексты - важное дополнение, ещё одна краска, которая, как и музыка, создает атмосферу альбома. И все здесь - оформление, лирика, музыка – идеально попадает в резонанс с моим естеством и моим голосом...»

- Вашу музыку многие называют «кельтской». Но у древних кельтов не было нотной грамоты и звукозаписывающей аппаратуры. Кто знает, какой на самом деле была их музыка?

«Это очень хороший вопрос - только ответа на него я не знаю. Люди ведь даже до сих пор не пришли к единому мнению о том, кто такие были эти самые кельты! Единственное, что дошло от тех древних племен до нас - это устные сказания и мифы. Не исключено, что какие-то мелодии смогли прорваться к нам сквозь время таким же образом. Но дело в том, что мне вовсе не надо звучать как что-то. Я перевожу на язык пения то, что чувствую сама. Моя душа, мое сердце - это своего рода «антенны», которые «принимают» то, что делается внутри меня. Это часто приходит как какие-то отрывочные воспоминания из далекого прошлого, память предков, которая каким-то образом становится мне доступна. Это я и выражаю при помощи своего голоса и флейты, которая является пего продолжением. Вот один пример… Когда я жила в Дартмуре (это Англия, графство Девон – прим. Srgn) я регулярно ходила к древним святилищам. В духовном смысле это очень значительное место – ритуальные каменные круги, остатки церемониальных захоронений и так далее. Для меня это было мощным переживанием - в какой-то момент я утрачивала над собой контроль, словно переключалась в другой режим и каким то образом «видела» и чувствовала то, что тут когда-то происходило, все эти обряды и ритуалы, я была вовлечена в них. Мой рот раскрывался сам собой и я начала петь мелодии, которых никогда не знала и не слышала. Прекрасное волшебство распахнуло настежь двери моего сердца. Это место настоящее хранилище, своего рода библиотека памяти наших предков. Были ли они кельтами? Не знаю, но я чувствую с этими людьми самую тесную связь..»

- Кстати, о предках и кровных связях. Вы с братом считаетесь немцами, но в вашей внешности есть что-то восточное, что ли. И имя твое – Ясмин, явно не европейское…

«Не стану скрывать – половинка моей крови пришла из племен севера Африки, из бербер, из района гор Атлас в Марокко. Это по отцовской линии. А моя мать из Западной Европы, австрийская немка... так , во всяком случае, мне говорили...»

- Понятно… Ну, а как так получилось – вы с братом росли вместе и вдруг такой разный музыкальный вкус – он металлист, ты фолк-певица?

«На самом деле я тоже люблю эмоциональную, ритмичную музыку. И теперь я с удовольствием слушаю кое-какие метал группы, например, Metallica… И моя любимая их песня - ‘Nothing Else Matters’. И я прекрасно помню, когда Алекс открыл для себя метал! Это был незабываемый день для меня и нашей мамы. Ему было около шести лет, и он принес откуда-то домой альбом Deep Purple, и целый день слушал его на полной громкости! Мы с мамой переглядывались, округляли глаза и гадали, что же вырастет из этого маленького дикаря. Но в то время для меня были более интересны старые блюзы и классический рок.»

- Слушать Metallica это одно… Но разве тебе никогда не хотелось заорать гроулингом, сделать татуировку, нацепить черную кожу и попрыгать по сцене в цепях?

«Голос - это инструмент, который можно использовать по-всякому. Я могу петь довольно грубо и сильно, если надо. Иногда я пою очень чувственно, в блюзовом стиле. Иногда чередование манер пения требует драматургия композиции. Вообще я люблю контрасты – вокала грубого и мягкого, смиренного и страстного, хрупкого и агрессивного. Если надо, мой голос зазвучит мощно и громко. И я написала несколько таких песен - надеюсь, что они войдут в мой новый сольный альбом. Кстати, татуировка у меня уже есть. Это орел, держащий Магический Круг (или Священный обруч), мистический символ североамериканских индейцев. Я считаю его символом своего рождения. Черный кожаный куртка - ну, у меня она тоже есть. А вот цепи это точно не мое. Я люблю свободу и не стану носить их даже в качестве символа, привязывающего меня к определенной группе людей.»

- А как тебе живется в Новой Зеландии – если сравнивать её, скажем, с твоей родиной, Германией?

«Жизнь тут как в сказке! Настоящий рай для меня… Простор, свобода, девственная природа… так много можно открывать, познавать, видеть - каждый день! Квинтэссенция красоты! Я живу на священном холме, который у маори называется Таумата, как ты знаешь. Говорят в древние-древние времена здесь воспитывались принцы и принцессы Лемурии. Так что я чувствую себя одаренной особой силой, и особой чувственностью одновременно. Вся моя сознательная жизнь, как я понимаю теперь, являлась путем к тому, чтобы я оказалась в Новой Зеландии, на этом холме, со своей флейтой.»

- Чем же ты занята там целыми днями?

«Когда погода позволяет, я работаю на своей ферме, в моих недавно разбитых садах, если, конечно, до этого не провела целую ночь в написании песен, текстов, стихов или рассказов. Жить тут, на дальнем севере Новой Зеландии просто, климат субтропический, настоящей зимы не бывает, и животные просто пасутся на лугах круглый год. Я развожу альпаков (не то овцы, не тот ламы – прим. Srgn) и собираюсь разводить ещё и перуанских пасо (это такие лошадки низкорослые – прим. Srgn). Ещё я занимаюсь Воссоединительным Целительством, применяю его как для людей, так и для животных (методика «подключения к энергетическим полям вселенной», разработанная в наше время неким Эриком Перлом, позволяющая якобы лечить рак, СПИД и прочую смертельную заразу – прим. Srgn). Мои духовные практики и вокальные тренировки - вещи взаимосвязанные. Последними я тоже занимаюсь каждый день – это упражнения по технике Александра, и ещё кое-что. Также приходится делать кое-какую работу по дому, выгуливать двух собак, следить за животными, кормить кур и собирать их яйца, которые они иногда умудряются откладывают на ветвях дерева за домом! И ещё я люблю посидеть на веранде, посреди природы, зеленых лугов и лесов, посмотреть на Тихий океан, впитывая в себя красоту этих волшебных мест и просто слушать - ветер, деревья, птиц, зверей… молчание, вселенную… себя! И мне часто хочется плавать с дельфинами и играть на флейте местным китам, которые курсируют вдоль берега…»

- Но как ты собираешься записывать альбом, сидя на своей ферме – ведь нужно будет собирать музыкантов, арендовать студию?

«Да ты прав, я как раз начала процесс поиска подходящих музыкантов для записи. Хорошо, что есть современные средства связи, которые делают возможными любые интернациональные проекты! А плохо то, что долго лететь до Европы - но это я считаю малой ценой за возможность жить в раю».

- А как насчет ещё одной записи с Atrocity - надеюсь, что нам придется так долго ждать в этот раз?

«Пока никаких конкретных планов на этот счет нет, но я уверена, что как только нас посетит вдохновение и выдастся подходящий момент, мы снова что-нибудь сделаем вместе. И мне почему-то кажется, что теперь это не займет пятнадцать лет!»