Avantasia: сказка - ложь…

Avantasia

Статья.

Автор: Юра „Хирург“

Папа Римский Иоанн Павел II выпустил уже два компакт диска. Нет, серьёзно! Ватиканский фронтмен довольно разборчиво, трепетно блеющим голоском напел подборку всяких молитв. С ним в записи приняли участие различные, но только "целомудренные" артисты - такие, оказывается, еще есть! И среди них оказалась даже Бритни Спирс... А деньги от продаж пойдут сирым и нищим…

Тобиас Саммет

…Тобиас Саммет I (первый и единственный) тоже выпустил уже два компакт диска. Его сольный проект Avantasia заявил о себе в конце 2001 года альбомом 'The Metal Opera Pt.1'. Успех был ошеломляющим - песни с диска крутилась по радио, работа поднялась в германских альбомных чартс до #35 и оставалась там 4 недели; на родине продалось уже более 30,000 копий диска! Сходной была реакция в Финляндии (#36) и Швеции (#48). Даже вредные журналисты оценили труды Тобиаса по достоинству и назначили "Оперу" альбомом месяца в журнале Aardshock; авторитетные издания Rock Hard и Metal Hammer дали ей высшую оценку, да и наш журнал не поскупился - пять из пяти!

Золотым дождём обернулись эти успехи для скромного лейбла AFM. Конечно, до раздачи денег неимущим дело так и не дошло, но всё же! Кстати, проект был подписан даже без прослушивания. Ведь Тобиас Саммет - проверенный кадр, вспомните Edguy, ну, а если не помните - почитайте статью в DarkCity #5 (2001)... Теперь два слова о замысле. Название "Avantasia" придумано Тобиасом и состоит из слов "фантазия" и "Авалон". Кельты верили, что их герои после смерти отправляются на райский остров Авалон, обитель бессмертия. Позже миф был приукрашен - якобы, попасть туда могут только те, кто касался священного кубка Грааль... Например, король Артур. И у этого острова есть реальный прототип - это местность в Гластонбери, хоть и не остров, но со всех сторон - болота. Место это прежде было богато яблоками, а яблоко на языке бритов - аваль. Так что, какой-то кусочек реальности в этом есть. У Тобиаса Avantasia - это тоже волшебная страна, духовный мир... Но и здесь есть доля правды.

Это приключенческая история в стиле фэнтези с вполне реальными действующими лицами – например, тот же папа Римский. Конечно, не Иоанн Павел, а Клемент VIII - он папствовал с 1592 по 1605 год… История, которую нам поведал Тобиас, произошла в 1602 году в немецком Майнце. В первой части молодой послушник, когда в руки инквизиторов попадает его сводная сестра, отказывается далее служить церкви. Усомнившись в правоте религиозных догм, он узнает страшную тайну о существовании особого духовного мира - Авантазии. Но этому миру грозит опасность. Папа и его подручные вот-вот погубят Авантазию, лишив человечества шанса на духовное возрождение. Ослеплённые верой, они не в силах отличить добро от зла и бога от дьявола, становясь игрушкой в руках последнего. Во второй части Габриелю удается не только освободить сестру, но и спасти оба мира. Правда, ценой преодоления великих опасностей и гибели многих друзей... Для увековечения масштабного проекта в звук были привлечены многие именитые вокалисты и инструменталисты. При кастинге явно прослеживался некий умысел...

"Все вокалисты исполняют различные партии, озвучивая героев, которые по характеру напоминают их в реальной жизни..." - говорит Тобиас. Что же выходит? Сам он поёт протагониста, спасителя мира - ну, не сочтём за нескромность, это скорее производственная необходимость. Михаелю Киске из Helloween (конспиративная кличка Эрни) явно "по блату" досталась большая положительная роль старого мудреца-друида. Остальным повезло меньше. Дэвид ДеФейс (Virgin Steele) и Роб Рок (Warrior, экс-Impelliteri, M.A.R.S., Axel Rudi Pell, Driver, Angelica & Joshua) пели за каких-то коварных инквизиторов, едва не загубивших мир - неужто и по жизни они такие? А Оливеру Хартманну (At Vance) и вовсе повезло как утопленнику - ему досталась роль папы Клемента. А знаете, чем тот прославился? Он был ярым гонителем прогрессивной мысли и председателем конгрегации инквизиторов, осудившей Джордано Бруно! Так что замученной в неволе Шарон Ден Адель из Within Temptation - в качестве сестры героя - просто повезло... Как эльфу Андре Матосу (Virgo, Shaman, экс-Angra) и гному Каю Хансену (Gamma Ray, экс-Helloween, Iron Savior). Бедному Тимо Толкки (Stratovarius) даже "тела" не досталось - один голос (голос башни).

Персонажи, действующие и в первой, и во второй частях почти идентичны - это же одна история! Кроме того, многие куски второй части были записаны ещё во время работы над первой. Новоявленный во второй части персонаж (Древо Знания) озвучивает умудрённый жизненным опытом Боб Кэтли (Magnum). Так не появился в списке певцов вожделенный Эрик Адамс (Manowar). Ещё перед записью первой части Тобиас запрашивал менеджмент Адамса, но тот был слишком занят. А то, интересно, какую бы роль он получил? Конечно, вся эта толпа народа с разных концов света вместе в студии ни разу не собиралась. У Тобиаса современная, рациональная методика работы. "Я напевал основную тему, посылал запись этим людям и замирал в надежде. Некоторые записывались в студии лично, и я мог ставить им звук, но прочие делали это в совершенно других местах, без меня... С Девидом ДеФейсом было забавно: он использовал мои инструкции только в общих чертах, в итоге получилась абсолютно его версия, с кучей "ооо", "aaa", и "оу, еа-а". Он сам сделал также вокальные аранжировки, с маленьким хором и прочими делами. Получилось впечатляюще, это просто нельзя было не использовать!"

Помимо разных отдельных вокалистов, голоса которых подобраны так ловко и впечатляюще, на записи слышны невероятно мощные и гармоничные хоры. Здесь тоже были свои хитрости: "...на "Farewell" я пою один, как целый хор. Я записал свой голос десять раз по-разному и напел шесть разных вокальных линий, каждую десятью голосами... Это совершенно разные треки, и такая куча материала необходима... Сотня и более дорожек не очень много для такого дела! Постепенно некоторые дорожки объединяются в одну, образуя подгруппы. Так, вместо упомянутых 60-ти на "Farewell" - хор в итоге укладывается в 12... Иногда... в студии пело от 4 до 6 певцов, но звучит это как хор из 50-ти человек".

Нельзя не упомянуть и людей из славной когорты инструменталистов. Это гитарист Хенио Рихтер (Gamma Ray), басист Маркус Гросскопф (Helloween), сам Тобиас Саммет (клавишные) и гитарист Йенс Людвиг (Edguy). На акустической гитаре сыграл звукоинженер Edguy Норман Мейритц, а партии пианино исполнил Фрэнк Тишер - он уже делал это на альбоме Edguy 'Mandrake'... Во второй части только один новый человек - и это Эрик Сингер, барабанщик Kiss (экс-Badlands, Black Sabbath), который немного помогает основному - Алексу Хольцуорту (Rhapsody). Продюсером был сам Тобиас Саммет, микшировал Микко Кармила в студии Finnvox. И обе части - едва ли не результат одной сессии...

Вообще, рассматривать одну часть этого произведения в отрыве от другой - бессмысленно. Тобиас свидетельствует: "Не подумайте, что я спятил после того, как издал свою металлическую оперу, но вы должны знать, что вторая часть Avantasia была написана летом 1999 года. Впервые идея сделать это родилась несколько лет назад. Когда мы записывали альбом Edguy 'Vain Glory Opera', я был поражён работой приглашённого вокалиста Ханси Кюрша из Blind Guardian. Как он исполнял партии вокала, которые я написал для него! И в тот момент я уже понял, что настанет день, когда я запишу альбом с целой кучей приглашённых вокалистов. Музыкантов, которые вдохновили меня, с которыми я встречался, от которых чему-то научился или просто выпил пару бокалов вина во время туров. Но идею пришлось попридержать некоторое время... Затем, в начале 1999 года в ходе европейского турне в поддержку 'Theater Of Salvation' я начал (скучая в автобусе в ожидании начала очередного концерта) записывать свои идеи, мысли и фантазии и постепенно вырисовывался сюжет истории... Тогда я и начал писать весь тот материал, который вы можете слышать на Avantasia - с конца 1998 года до середины 1999 года. Для того, чтобы родить пару новых идей и доработать их, было достаточно времени, ха-ха-ха... ".

Ведь после выхода первой части Тобиас снова был занят с Edguy - мировой тур в поддержку альбома 'Mandrake' прошел не только по Европе - они побывали в Японии, Австралии, Канаде и России! Да тут ещё приближалась 10-летняя годовщина Edguy со всеми вытекающими последствиями... Но, тем не менее, говорит он, "путешествуя по разным странам, планируя и делая то одно, то другое для Edguy и имея очень мало времени даже на сон, мне всё же удавалось выкраивать его немного то здесь, то там; и вот в один из таких трёхнедельных перерывов я собрался закончить работу над второй частью Avantasia. Это было здорово - вновь окунуться в эту историю после долгого отсутствия в волшебном мире из-за этих поездок по "шарику", которым пока не видно конца, и я надеюсь, скоро видно не будет. Потому что вы, ребята, рулите неимоверно и это настоящий кайф - проводить с вами вечера в самых разных залах планеты... Так или иначе, я не могу утверждать, что новая работа лучше или хуже, чем первая часть или какой-нибудь альбом Edguy. Я бы обесценил всё, созданное нами до этого и повёл бы себя самым дешёвым образом, сказав, что это - лучшее музыкальное произведение, созданное мной когда-либо. Вместо этого я просто скажу, что горжусь этой работой. У нас вышла великолепная комбинация баллад, быстрых композиций, эпического и ритмического материала... Тут можно найти отголоски самой разной музыки и самых разных чувств. Здесь объединены во множестве различные стили рока, и, конечно же, хэви-метала, который я страстно люблю. По-моему, мне удалось преодолеть все барьеры, не отрываясь при этом от корней, которые меня питают. И хотя звук кажется весьма экспериментальным местами, не пугайтесь, я не ударился в грандж или продажный хип-хоп, ничего подобного, это по-прежнему музыка в моём духе".

Говоря о смысле содеянного, следует заметить, что, несмотря на некую антиклерикальную направленность истории, Тобиас не делает резких выпадов против религии, ограничиваясь лишь персонами её служителей. И он выводит их не то, чтобы закоренелыми злоумышленниками, а скорее нелепыми неудачниками, людьми, которые не ведают что творят. Многие же поспешили объявить Саммета едва ли не антихристом. "Кто сказал, что я не христианин? - говорит он. - Не знаю. Просто я имею в виду, что не уверен, кем он (Христос) был - просто бунтарь, которого приколотили к кресту, или настоящий сын божий. Но, думаю, этого никто не знает наверняка... Я не могу игнорировать личности Христа или Библию, но я стараюсь относиться ко всему этому максимально нейтрально. Никогда не скажу: "Ни слову не верю", никогда не произнесу: "Да, верую"... Христианин я или нет, но во что-то я верю. В себя, в любовь, в надежду в то, что есть что-то огромное, неважно как вы это назовёте - вселенная, природа, абсолют или, если угодно, бог. Думаю, что-то такое есть - здесь и везде, чем бы оно не являлось..."

Рассказанная Самметом сказка - ложь, но в ней явный намёк на то, что задавать вопросы - занятие вовсе не лишенное смысла. Это часто лишает человека покоя и безопасности, но взамен появляется шанс обрести свободу. "Я хочу дать людям силу... Мне нравится лирика, которая заставляет людей думать и вырабатывать своё собственное мнение... Таким, по-моему, и должно быть искусство". От себя добавлю - оно ещё должно хотя бы немного развлекать, иначе это будет уже нечто совершенно другое! Но с этим здесь всё в порядке - едва только вторая часть увидела свет в августе 2002 года, как уже заняла первые позиции в саундчеках и стала альбомом месяца в журналах Heavy Oder Was!? и Metal Heart. Судя по всему, диск ждёт блистательное будущее. А нас, надеюсь, продолжение истории...