Black Sabbath 'Paranoid'

Black Sabbath

100 тяжелых дисков которые сделали жизнь легче!

Автор: Юра „Хирург“

Одно неосторожно брошенное слово может изменить всю вашу жизнь. Не говоря уж о второпях написанной песне! Но сперва поговорим о словах. Ибо сказано: в начале было Слово...

Black Sabbath: Уорд, Айомми, Озборн, Батлер

Когда я был совсем еще малышом и учился, кажется, в шестом классе, то в плане музыкальных пристрастий был совершенным гопником. Мог слушать с одинаковым удовольствием и Битлов, и Аббу (хоть я и не чувствовал себя без неё слабо), и Джо Дассена, и Владимира Высоцкого, и Пудис, и Дина Рида. Жизнь моя была беззаботна - я порхал как маленькая райская птичка.

Был у меня школьный приятель, немного старше меня, хотя учились мы в одном классе, и у него имелся старший брат, который в те времена (конец 70-х) "варился" в рок-тусовке. Однажды у нас с приятелем зашёл разговор о музыке, и в ходе него он вдруг задал мне такой вопрос - ты за рок или за диско? Помнится, я не знал что ответить, поскольку по наивности своей особых границ между музыкальными стилями не видел. Вернее, саму разницу прекрасно понимал - а вот нужды придерживаться какой-либо стороны не испытывал. Тогда приятель переформулировал вопрос, спросив - кто тебе больше нравится, Boney M или Black Sabbath?

Boney M мне нравились не особо. В те времена я был если не маленьким расистом, то уж пассивным ксенофобом точно. Негритянские исполнители вызывали у меня некое инстинктивное отторжение. Например, с музыкой Африка Симона я отказался в своё время знакомиться исключительно из-за его имени! Да, такой уж я был засранец - ничего не попишешь...

Сами понимаете, для ответа выбор у меня остался небольшой. Даже весьма слабо представляя себе творчество Black Sabbath, но зато уже видев где-то их фотку, и точно зная, что несмотря на коварное название "чёрных" там нет, я произнес - Black Sabbath. Слово было сказано. "Ну, значит ты рокер - сказал мне мой приятель, немедленно распространил эту информацию среди наших однокашников и навсегда, таким образом, предначертал мой путь. С тех пор приходилось соответствовать - судьба моя была так или иначе связана только с рок музыкой. Я ее изучал, я ее даже пытался исполнять, я ей фарцевал, я ей в итоге и живу. Ну, типа - взялся за гуж... полезай в кузов! А что, если бы я тогда выбрал Boney M?

Но это еще не конец истории. Приятель мой тут же меня обрадовал - дескать, вчера брательник как раз новый альбом Сабата принёс, приходи - перепишем. Надо сказать, что понятие "новый" вовсе не означало тогда "последний", а просто тот, которого раньше не слышали. Музыка же распространялась путем перезаписи с магнитофона на магнитофон. Я притащил отцовский катушечник марки "Чайка 66", двухдорожечный монофонический аппарат. Даже тогда это был уже антиквариат...

Бобины с лентой емкостью 525 метров были дефицитом, в основном записи делались на катушки поменьше, 375 метров. Их было навалом, потому как покупали их хуже - на одну сторону катушки 525 метров влезал целиком виниловый альбом в сорок с лишним минут, а на 375-ку - только полторы стороны, а потом катушку приходилось переворачивать. Возникала проблема - альбом занимал полторы стороны, а потом катушку надо было "добивать" (в целях экономии), многие дописывали туда отдельные песни с других дисков, и соседствовать там могло что угодно.

"Исходник" Сабата был как раз на такой катушке, ракорд ленты нёс лаконичную пометку типа "blek sabat - 70", безо всяких упоминаний где-либо названия 'Paranoid' и тем более трек-листа. Это все оставалось "за гранью" - ведь запись являлась далеко не первой копией, а делали её наверняка с другой такой же катушки. Самого альбома и в глаза не видели. И однажды кто-то в ходе многочисленных перезаписей, видно, катушку случайно не перемотал - так что в нашем варианте альбом начинался с композиции "Iron Man", а заканчиваться должен был песней "War Pigs". Но не заканчивался! Потому как далее следовал знаменитый кашель на "Sweet Leaf" - и до конца стороны шло ещё несколько композиций с альбома 'Master Of Reality'. Всё это я осознал только пару лет спустя, когда сумел отыскать трек-листы.

Таким образом, Black Sabbath я открыл для себя с композиции "Iron Man", тогда как всё человечество открыло его для себя с песней "Paranoid". Но и этот "общечеловеческий" выбор тоже был совершенно случайным, ибо ни альбома 'Paranoid', ни самой песни с таким названием, ни выпуска ее на сингле, группа никогда и не планировала. Black Sabbath вообще синглов делать не хотели - считали это "попсовым делом" для подростков. Они надеялись, что их альбомы будут слушать только целиком и только такие же как они "честные работяги", а остальных просто надеялись своей музыкой немного позлить. Такова была, во всяком случае, программа-минимум. Гизер Батлер вспоминает, что они рассчитывали записать, как максимум, хотя бы один альбом, и подарить его родителям. Да ещё все твердили им - бросайте, вы это дело, подыщите себе нормальную работу, и всё такое. Но... жизнь повернулась иначе!

После выхода вожделенного первого альбома (который так и назывался - 'Black Sabbath'), они внезапно попали в хит-парады, их стали замечать. До серьезной популярности было ещё далеко, но они начали получать множество приглашений на концерты и практически не сходили с трассы - а потому не было времени ни сочинять, не записывать второй диск. Впрочем, с сочинительством было проще - новые песни появлялись на саундчеках, в туровых автобусах, и даже прямо во время концертов. Дело в том, что в тот период группа выступала в Гамбурге с полноценными концертами, имея в арсенале... всего восемь песен. Чтобы забить время, каждую из них они, импровизируя, невероятно растягивали, и в ходе этих экспериментов появлялись новые идеи, которые тут же "брали на карандаш".

Black Sabbath в студии Regent SoundНастало время делать запись, а законченного материала не было. Тем не менее, 16 июня в лондонском Сохо, в доме номер 4 по Датской улице, в студии Regent Sound их дожидались продюсер Роджер Бейн и звукоинженер Том "Полковник" Аллом. Там стоял довольно старый, четырехдорожечный швейцарский аппарат Studer (так что альбом 'Paranoid' появился, в техническом смысле, на аппаратуре немногим лучшей, чем та, на которой мы его потом в домашних условиях тиражировали - всего-то на пару дорожек больше!). Хотя еще четыре года назад, в 1966 году, такой студийный магнитофон считался отменным и был разве что только ещё в битловской Abbey Road, а на Датскую улицу приходили записываться даже The Rolling Stones, так что... Кстати, в здании студии Regent Sound теперь находится гитарный магазин - музыкальные магазины заполонили теперь всю Датскую улицу. Будете в Лондоне - можете зайти.

И вот там, по воспоминаниям Тома Аллома, всего за пару дней, за две смены с 10 утра до 10 вечера, группа на ходу довела до ума и записала целый альбом. Вместе с результатом вся команда должна была переместиться еще на пару дней в более современную 16-дорожечную студию Island, где предстояло сделать несколько наложений гитарных партий и добавить кое-каких эффектов. При этом, повторяю, весь материал был уже записан. Однако главного трека альбома и решающей композиции в карьере группы не существовало даже в проекте. Я говорю о песне "Paranoid".

На третий день, отложив инструменты, с чистой совестью музыканты собрались отметить завершение работ в каком-нибудь пабе - благо, в Сохо этого добра навалом. Но тут их окликнул Роджер Бейн. "Постойте-ка... Есть одна проблема. Нам надо еще две - три минуты какого-нибудь джема". Во-первых, требовался материал для сингла - ведь все записанные до этого композиции были слишком длинными. Во-вторых, неплохо было бы довести альбом до "стандартного" времени звучания лонгплея, больше сорока минут. Озадаченный Тони Айомми остался, и пока остальные пошли пропустить по стаканчику и закусить, начал что-то придумывать. Билл Уорд вспоминает, что когда все вернулись, "он просто сидел в студии и наигрывал этот рифф. Гизер тут же врубил бас, я сел за установку, мы сразу вошли с ним в ритм, и тут Оззи начал петь. Никто из нас не произнёс ни слова. Мы просто вошли в комнату и начали играть. Наверное, рифф этот возник у Тони где-то в половине второго, а к двум часам песня была готова – точно в таком виде, в каком вы слышите её на пластинке... На всё, от первого до последнего такта, ушло у нас двадцать - двадцать пять минут".

Оззи спел поверх музыки какой-то не имеющий никакого смысла текст, полную чушь. Впрочем, он почти всегда так делал, особенно не задумываясь. Если вокальные линии не приходили в голову, то он просто тупо пел рифф. Если не было готово текста - нёс всякую чушь про тётю, дядю и так далее... Роджер Бейн стал настаивать, чтобы всё это было немедленно записано. "Это же шутка, мы просто дурачимся" - пытались отмахнуться ребята. Но он легко настоял на своём - надо сказать, что Бейна слушались беспрекословно.

Так что запись была сделана - и в студии сохранился даже вариант вокальных партий с "безумными" словами Оззи. Однако настоящим текстом песни тут же занялся Гизер Батлер. Батлер вообще писал практически всю лирику для группы. Он был самым образованным и интеллигентным из этих четырех рабочих парней, выросших в пригороде провинциального Бирмингема. Тони Айомми честно признается, что в те времена он и Оззи вообще не знали, что означает слово "параноид". Да, собственно, если и сейчас вы спросите у любого прохожего на улице, что это такое, то вряд ли услышите развернутую формулировку из международной классификации болезней десятого пересмотра; в лучшем случае, вам скажут, что это "псих", "мой начальник", "наш декан", а то и брякнут, что это "такая оперативка на планшете".

Итак, Терри ‘Гизер’ Батлер быстро набросал лирику, и уже этот вариант Оззи считывал по бумажке, делая финальную запись вокала. В общем и целом текст посвящен неопределенному психическому расстройству - это поток жалоб больного на своё состояние и жизнь. Слово "параноид" в песне не упоминается. И вообще, этот диагноз по перечисленным в тексте жалобам поставить нельзя - речь шла, скорее, о депрессии в самом общем смысле слова. "Но я не знал разницы между депрессией и паранойей... А она есть - ну, знаете, когда вы накуритесь, вы будете всегда перегибать палку в отношениях с людьми, то они вам кажутся прекрасными, то нет... Такая паранойя часто сменяется депрессией на фоне отходняка". Батлер в каком-то смысле опирался на собственный жизненный опыт - в отрочестве он был чрезвычайно замкнутым и страдал, по собственному признанию, расстройством психики. Чем-то вроде аутизма в легкой степени, судя по всему.

Итак, запись песни была завершена, и финальный результат разительно отличался от остального материала всем - и длительностью (эта песня была короче всех, прежде написанных группой, в два раза и звучала три минуты); и настроением (не была не такой давящей, мрачной и серьезной); не выделялась она и сложностью аранжировок. Зато рифф запоминался сразу! В общем, по тем временам, это была самая настоящая поп-песня. Идеально подходящая для сингла.

А ведь до этого группа синглов принципиально не записывала! Но в тот вечер Оззи, вернувшись домой, поделился со своей первой женой, Тельмой Райли, сногсшибательной новостью: "Кажется, мы написали сингл". На что она возразила - вы же, мол, не пишете синглов! И тогда Оззи обреченно ответил: "Знаю, но пока я ехал в поезде сюда, эта песня просто сводила меня с ума!" Эта песня вскоре свела с ума всю Англию, прозвучав в программе Top Of The Pops, а потом и весь мир, став в июле 1970 года первым синглом с нового альбома и поднявшись в родных чартах до 4 места, а в немецких - аж до первого. Но даже после такого успеха, кстати, музыканты продолжали упорствовать и не желали выпускать синглы - лейблу удалось выпустить второй, 'Iron Man', только года через полтора после релиза первого.

Тем не менее, песня "Paranoid" и затем одноименный стали их триумфом - в начале 1971 года планировался даже концерт в королевском "Альберт Холле" (это такой английский Государственный Кремлёвский Дворец). Однако печальный опыт бурного аншлагового шоу, состоявшегося накануне в "Ройал Фестивал Холле", напугал администрацию "Альберт Холла", которая, как сказал Сева Новгородцев, "не захотела рисковать и допускать на красные плюшевые сиденья молодежь с синим боевым огоньком" в глазах. Но спустя какое-то время жизнь расставила всё по местам. И песня прозвучала в исполнении Оззи и Тони в 2001 году не где-нибудь, а в саду Букингемского Дворца - на пятидесятилетнем юбилее «царствования» Елизаветы II. Говорят, это была личная заявка юбилярши!

Ну, а мы с вами вернёмся как говорят, "к нашим баранам", а точнее к свиньям, и еще точнее - к "Свиньям Войны". Ведь на самом деле совсем другая знаменитая композиция с альбома, "Свиньи Войны" ("War Pigs"), планировалась как ключевая и заглавная. И рождена она была задолго до записи, в 1968 году, в самом начале карьеры, во время концертов, которые группа давала в цюрихском клубе The Beat Club. Во время тех самых первых концертов, за которые участникам группы платили "даже меньше, чем в зале было публики". А в зале иногда бывало, как признался Тони Айомми, и по три человека...

Правда, называлась песня сперва по другому - "Walpurgis". Группа в те времена увлекалась оккультизмом, особенно «самый умный» Батлер. Да и все остальные это увлечение разделяли. Конечно, ничего серьезного, но романы Дениса Уитли почитывали... Так что первоначальный текст носил оккультный, и даже сатанинский характер, за что очень нравился Оззи (настолько, что он зачастую пел именно его на концертах впоследствии и даже выпустил песню в таком виде на своём диске 'The Ozzman Cometh'). Остальных это, кстати, немного расстраивало...

И когда людям с лейбла Vertigo попала в руки эта запись (она была сделана впервые с оригинальным текстом для BBC Radio 1 26 апреля 1970 года), то "боссы" активно воспротивились появлению её на альбоме с таким названием и текстами - сочли их "слишком сатанинскими". Тексты и название изменили в ходе записи в студии - теперь песня называлась "War Pigs". А текст стал антивоенным. В те времена Black Sabbath часто играли на американских военных базах в Германии, где встречались с американскими солдатами, прошедшими Вьетнам, так что впечатлений у них было достаточно. Кроме того, тогда и Англия подумывала вступить в эту войну - так что у них было достаточно личных причин высказаться по этому поводу.

Батлера многие упрекают за его текст - с художественной точки зрения. Уже первая строка, которую помнит наизусть весь мир резала слух ужасной тафтологической рифмой - "generals gathered in the masses / just like witches at black masses'. "Но я никак ничего другого не мог придумать" - говорит Батлер. А мы с вами знаем, что времени на работу группе было отпущено не так уж много. "И вообще, куча поэтов викторианской эпохи делали так - рифмовали одинаковые слова. Меня это не волнует. Это же не какой-то урок изящной словесности" - добавил он...

Звуки тревожных сирен в начале и "ускоренный" финал придумали и реализовали Роджер Бейн и Том Аллом. Когда всем продемонстрировали результат, то возражений не последовало - или же их не решились высказать. Кстати, финальная часть композиции имеет отдельное название - «Luke’s Wall» (говорят, она названа в честь двух человек из гастрольной команды, Джеффа Люка Лукаса и Спока Уолла). В таком виде название упоминается в американских изданиях.

Но "злоключения" песни на этом не закончились! Когда финальный вариант записи был передан на лейбл, то в соответствии с пожеланиями группы и альбом должен был называться по названию первого трека, "War Pigs". К тому времени уже было готово оформление, которым занимался фотограф Маркус Киф (он давно работал на лейбл и делал фотографии для обложек дисков Colosseum, Рода Стюарта, Дэвида Боуи и Status Quo). На его новой работе для Black Sabbath "красовался" выскакивающий из лесов дремучих диковатый персонаж в шлеме, со щитом и мечом - не иначе, это и был "свин войны". Обложка несколько смущает "поросячьей" цветовой гаммой - но, говорят, изначальная идея предполагала печать некоторых деталей флюоресцирующей краской...

Но тут вдруг один из исполнительных директоров лейбла WB (на нём группа должна была выйти в США), Джон Смит, наотрез отказался выпускать альбом с названием 'War Pigs'. Его страна в это время вела войну во Вьетнаме, настроения были тревожные, "нездоровые", так что лишний раз власти решили не злить. "Что бы они мне не говорили, их доводы меня не волновали - я знал, что альбом так называться не будет" - решительно заявляет мистер Смит. Кроме того, был и один весьма убедительный довод - для рекламы альбома будет гораздо лучше, если его назвать так же, как и самую успешную песню. К тому времени всем было понятно, какую - "Paranoid".

Black Sabbath
Paranoid, 1970 (Vertigo)

War Pigs
Paranoid
Planet Caravan
Iron Man
Electric Funeral
Hand of Doom
Rat Salad
Fairies Wear Boots

Тони Айомми — гитара
Оззи Озборн — вокал
Гизер Батлер — бас-гитара
Билл Уорд — ударные
Хуже всего было то, как вспоминает Батлер, что самим музыкантам вообще не нравилась обложка. Но если с названием 'War Pigs' она ещё как-то оправдывала себя, то в сочетании с названием 'Paranoid' всё было лишено какого-либо смысла... Но платить за другую обложку, или делать разные обложки для английского и американского релиза никто не собирался - в общем, эту горькую пилюлю пришлось скушать. Зато в Англии альбом выходил в раскрывающемся виде, с разворотом, на котором было размещено фото коллектива. Тут тоже есть нюанс. Хотя на оригинальной фотографии они были сгруппированы вместе, было решено отделить ото всех Оззи, заполнив пространство между ними скопированной травкой. Позже, в 80-е годы, после ухода Озборна, многие стали говорить - то был знак... Ну, может и так. Иногда даже незначительные действия могут иметь значительные последствия, как я уже отмечал выше!

В общем и целом альбом принято считать если не антивоенным, то уж социально-направленным точно. Как минимум, ещё пара песен имела явную пацифистскую окраску. Скажем, "Electric Funeral", повествующая о последствиях ядерной войны - один из самых мрачных и тяжелых номеров на альбоме. Тони Айомми вспоминает, что композиция эта была написана давно и не раз исполнялась группой в разных вариантах на концертах, но после того, как она была записана, они не играли её живьем несколько лет. Потому как барабанные партии Уорд записал каким-то столь уникальным способом - накрутил там с размерами или типа того - что воспроизвести это потом было сложно. А иначе играть долго не решались - ведь песня как бы обрела своё лицо!

Ещё одна композиция, равно как "War Pigs" с "Electric Funeral", была результатом "творческих встреч", проводившихся группой с ветеранами вьетнамской войны на военных базах в Германии. Это "Hand Of Doom". Тут они заострили внимание на последствиях войны для личности - солдаты возвращались с тяжелыми психическими нарушениями, "подсевшие" на тяжелые наркотики и алкоголь. Гизер Батлер был потрясен тем, сколько пустых шприцев он увидел на полу аудитории после одного из концертов, который они играли отнюдь не перед сборищем хиппи - а перед вернувшимися из Вьетнама солдатами и офицерами.

Одна из самых известных песен альбома - "Iron Man". Она начинается с риффа, который придумал Айомми, и который Оззи, услышав, тут же метко охарактеризовал: "Звучит, словно шаги какого-то железного чувака (iron bloke)". Услышавший разговор Батлер подумал - здорово. Только пускай лучше будет "Железный Человек", "Iron Man".

Интересно, что еще за семь лет до создания песни появились комиксы про Железного Человека, однако Батлер утверждал, что его вариант не имеет с тем персонажем ничего общего. Действительно, он написал весьма оригинальную лирику. Некий человек отправляется в будущее, где ему удается предотвратить апокалипсис, но при возвращении он попадает в какое-то "магнитное поле", обращающее его в сталь. Он пытается предупредить людей об апокалипсисе, рассказать о будущем - но ему никто не верит, над ним лишь злобно насмехаются. Тогда он решает мстить за такую неблагодарность, и - очевидно - сам и становится причиной того самого апокалипсиса, который ему удалось предотвратить в будущем. Словом, речь идет, с одной стороны, об одном из временных парадоксов, а с другой... все о том же - как сделанное сегодня может изменить всё в будущем!

Спор о том, что было в начале, курица или яйцо, успешно завершился в 2008 году, когда герой комиксов и песня слились воедино и композиция "Iron Man" вошла в саундтрек первого фильма о Железном Человеке. К этому времени она давно уже имела культовый статус, правда, благодаря музыке - её рифф, так же как в случаях со "Smoke On The Water" Deep Purple и "Highway To Hell" AC/DС, стал незыблемым метал-стандартом. Миллионы гитаристов во всем мире разучивают первыми именно их!

Следует упомянуть о том, как был создан вокальный эффект дрожания голоса во вступлении к песне. В принципе, похоже выйдет, если петь напротив включенного вентилятора. Но в нашем случае был применен так называемый ток-бокс. Это нехитрое устройство из гитарного усилителя и пластиковой трубки, которую просто вставляют в рот. Гитарные звуковые волны от ток-бокса попадают в ротовую полость исполнителя, где порождаемые уже голосом звуковые волны хитрым образом смешиваются, модулируются и возникает довольно причудливый эффект "роботизированного" вокала. Вообще, в арсенале хозяев студии, Бейна и Аллома, такого рода "примочек" было достаточно, и они их активно применяли.

Хороший пример - ещё одна "фантастическая" композиция, "Planet Caravan". Это весьма неординарная для Black Sabbath медленная и атмосферная вещь может быть отнесена, скорее, к жанру спейс-рока, нежели к таким стилям как хард или хэви-метал. В тексте, в этот раз написанном большей частью самим Оззи, идет речь о далеком космическом путешествии, о дороге к звездам вместе с любимыми. Вкупе с весьма задумчивой, вкрадчивой мелодией, это требовало особых аранжировок. И первое, что пришло в голову Бейну и Аллому при записи этой композиции - использовать вращающиеся динамики Лесли.

Тут всё просто - такие динамики, как и следует из названия, просто-напросто крутятся. А эффект получается достаточно интересный - звуковые волны распространяются хаотично, отражаясь от самых различных поверхностей, многократно накладываясь и задерживаясь. Если вы не помните, как звучит "Planet Caravan", то уж песню The Beatles "While My Guitar Gently Weeps" вряд ли можно забыть. Знаменитый "стонущий" звук гитары Эрика Клэптона (он был специально приглашен тогда на запись) - классический результат применения динамиков Лесли.

На "Planet Caravan" можно услышать еще один необычный эффект, похожий на периодические однообразные звуки каких-то электронных клавишных. В какой-то степени они даже поддерживают в композиции ритм - поскольку ударные тут ограничены тем, что Уорд играет только на африканских барабанах конга. Так вот, этот периодический звук извлекал из одного из своих "приборов" Роджер Бейн, просто последовательно изменяя частоту одного и того же звука.

Но и клавишные вы тоже услышите - в финале. За фортепиано сел Том "Полковник" Аллом, и неплохо справился с задачей. Так что в кое-каких изданиях он даже упомянут в кредитах. Хотя "Полковник" - просто звукоинженер, хоть и неплохой. Кстати, во времена записи 'Paranoid' он еще не был полковником. И подполковником тоже. Этот "чин" он получил позже, лет через десять, от музыкантов Def Leppard с которым записывал 'On Throught The Night', потому как внешне очень напоминал им менеджера Элвиса Пресли с такой же кличкой.

На самом деле запись материала 'Paranoid' подверглась минимальной "инженерной" обработке в студии Island, различные эффекты применялись точечно, всяких там обработок звука, гитарных наложений было сделано очень немного. Вообще, особенность подхода Роджера Бейна и состояла в максимальном сохранении концертного звука группы - он добивался того, чтобы на пластинке она звучала как на концерте. А к моменту записи 'Paranoid', напомню, Black Sabbath были отличной концертной группой - за плечами были сотни выступлений разного калибра!

И конечно "Planet Caravan" выделяется из всего творчества Black Sabbath необычным гитарным соло Тони Айомми. Тут его сравнивают со знаменитым джазовым гитаристом Джанго Райнхардтом. Для Айомми он был настоящим кумиром, а вот познакомился он с творчеством Джанго при весьма печальных обстоятельствах. Как вам, должно быть, известно, еще до того, как профессионально заняться музыкой, Тони был простым рабочим в сварочном цеху одного из предприятий Бирмингема. Однажды произошёл несчастный случай - при резке листового металла станок отрезал ему фаланги двух пальцев средней руки. Это было, конечно, ужасно...

Но однажды навестить травмированного работника пришел сам начальник цеха. С собой он принёс сорокопятку с записью того самого Джанго Рейнхардта. Поначалу Айомми "это" ставить на проигрыватель отказывался, но когда всё-таки дал себя уговорить, то буквально обомлел от услышанного - игра была великолепна. "А ведь с ним случилась такая же беда, у него на руке не хватает двух пальцев..." - добавил начальник.

На самом деле, беда была еще больше - у Джанго было только два рабочих пальца, указательный и средний. До 18 лет он великолепно играл на скрипке и банджо, но затем сильно обгорел при пожаре в таборе (он был из цыган). И на гитаре учился играть "с нуля", уже после травмы, будучи полтора года прикованным к постели. И со временем стал джазменом с мировым именем. Эта история и вдохновила Тони Айомми на все его гитарные достижения!

Ещё одна великолепная, виртуозная инструментальная работа на альбоме - композиция "Rat Salad" ("Крысиный Салат"). Сразу после выхода альбома она сразу стала "печально" известной из-за своего названия. Надо сказать, что музыкальная пресса Black Sabbath очень не любила. Выходцев из рабочего класса, осмелившихся разрушить "цветочно-лубочную" безмятежность эры хиппи своими резкими песнями про всякие неприятности, всячески старались "поставить на место". "Нас ненавидят все, кроме публики"- заметил тогда гитарист Тони Айомми.

Кажется, одна из статей в Melody Maker вышла под заглавием "Четыре обдолбанных каменщика предлагают нам скушать крысиный салат", и содержала совет "лучше сходить на взлетно-посадочную полосу в Хитроу, чем послушать Black Sabbath"... Саму композицию "Rat Salad" авторы, должно быть, тогда даже не слушали - не добрались, ведь она на диске предпоследняя. Потом, много лет спустя, те же самые люди стали назвать её ответом Sabbath на бессмертный номер Led Zeppelin "Moby Dick". И всячески превозносить... Хотя сама композиция с 1970 года никак не изменилась.

Кстати, помимо прочего, в "Салат" добавлено одно из лучших барабанных соло в истории рока в исполнении Билла Уорда. И весь этот виртуозный трек был записан буквально на "раз, два, три" - позже был сделана пара минимальных гитарных наложений. Впоследствии группа часто исполняла номер вживую, зачастую, также как и на альбоме - непосредственно перед следующей композицией, "Fairies Wear Boots" - "Феи в Говнодавах".

Айомми с фингалом под правым глазомИ у этой композиции тоже есть своя маленькая история... На одной из редких фотографий, сделанных в студии во время записи альбома, Айомми красуется с фингалом под правым глазом. Накануне записи группа давала концерт где-то на побережье, и Гизер Батлер вышел на улицу, чтобы позвонить из телефона-автомата. Неожиданно будку окружила компания скинхедов, они принялись её с криками раскачивать. Перепуганный Батлер как-то выбрался наружу, вернулся к ребятам и рассказал, что банда все еще там - около двадцати человек, и настрой у них весьма серьезный. Вышли с ними разбираться - драться им было не привыкать, но глаз Айомми все-таки подбили. А разогнал толпу, в итоге, Оззи Озборн, схвативший молоток...

На следующий день, уже в студии, была сочинена и записана композиция "Феи в Говнодавах" - считается, что придумавший в этот раз текст почти самостоятельно Оззи так презрительно окрестил синхедов, убоявшихся простой плотницкой снасти. Но начав тему таким образом, он просто не знал, как её раскрыть и закончить, так что лирика ушла далеко в сторону нравоучений о вреде употребления всяческих веществ; быть может, он счел, что скинхэды были обкурены, а может, сетовал на своё состояние в тот момент.

Айомми, несмотря на полученные им "менее тяжкие", сомневается в том, что песня имеет отношение к упомянутой стычке. "Мы все тогда курили коноплю... И однажды Гизеру и Оззи на улице привиделись феи в парке, бегающие в ботинках. После этого они и написали этот текст". Оззи не принимает никакой стороны в споре, заявляя: "Я сам до сих пор точно не знаю, про что она". Композиция начиналась с двухминутного инструментального вступления, которое на некоторых американских изданиях имеет отдельное название - "Jack The Stripper". И здесь снова особенно выделяются джазовые барабаны Уорда...

По признанию самих участников группы, вышедший 18 сентября 1970 года 'Paranoid' исполнил все их "мечты и амбиции", покорил хит-парады, открыл дорогу в Америку и всё такое. По сей день это самый коммерчески успешный альбом, разошедшийся 12-миллионным тиражом по всему миру. Но не это главное. Важно какое влияние он оказывал и оказывает на людей. Речь идет не только о музыкантах, учившихся музыке на риффах песен этого диска. Речь и о простых смертных.

Например, хорошо известна история, когда в начале 70-х было обнаружено тело молодой медсестры, покончившей жизнь самоубийством. Когда ее нашли, на проигрывателе все еще крутился диск 'Paranoid'... Естественно, в суде пытались тогда обвинить группу, хотя и безуспешно. Показательны и воспоминания одного старого американского фэна группы. "Никогда не забуду свою стычку с отцом... Я слушал этот альбом в своей комнате и тут до него, должно быть, донеслась фраза "словно ведьмы на шабаше" (just like witches at black masses)". Он примчался ко мне, сорвал пластинку с проигрывателя, долго орал что-то про демонов, нечистую силу и проклятых Black Sabbath, а затем разломал только что купленный мною диск об стол. Я ушел из дома примерно через неделю после того случая и больше никогда туда не возвращался..." Такова сила настоящего искусства! И как же они сделали это?

"Никакой мистики во всём этом не было, мы не танцевал вокруг костров, не варили в котлах мертвых мышей... То есть, мы пробовали - но только это нам не помогло" - шутит на сей счёт Оззи. Помогло им банальное упорство и Его Величество Случай.

Представьте, что Роджер Бейн на сказал им тех слов, они не вернулись в студию, песня "Paranoid" не была написана, и при прочих равных условиях... Возможно, мы вспоминали бы о них сегодня с уважением и академическим интересом, как о блестящей и влиятельной группе, но... так и не добившейся большого успеха. Как вспоминаем сегодня про Iron Butterfly, например. Но цепочка случайностей, ряд каких-то преград, которые требуется преодолеть или обойти, постоянно возникающие потребности выбирать или не выбирать то или это, делают из нас тех, кто мы есть.

Так вот, Black Sabbath по-прежнему способны повторить успех. Их новая работа '13' побывала на верхней строчке британского хит-парада так же, как и 'Paranoid' сорок четыре года назад. А всё так же я пишу статьи про рок-музыку. Всё-таки странная штука - жизнь. Если вдуматься - сплошной, понимаете ли, параноид....