Кагор.

Cahors

Алкосити. "Cие есть Кровь Моя"

Автор: Юра „Хирург“

"И когда они ели, Иисус… взяв чашу, благословив, подал им; и пили из неё все. И сказал им: сие есть Кровь Моя"... Благодаря евангелисту Марку вы, несомненно, хорошо помните обстоятельства пресловутой тайной вечеринки, состоявшейся пару тысяч лет назад. И, должно быть, задаётесь вопросом - что же было налито в ту чашу? В 'Настольной книге для священно- церковнослужителей православной церкви' находим: "Несомненно употребление Спасителем на тайной вечере вина именно красного, которое было в общем употреблении в Палестине". Красных вин, однако, тысячи - какое же именно пил Иисус со своими собутыльниками? Из 'Постановления Общего Собора Русской Древлеправославной Церкви' узнаем, что вино, используемое для причастия, должно быть «естественной сладости, без добавления сахара и спирта». Именно такими качествами и обладают настоящие кагоры!

Кагор

Кагор, судя по частушкам, любили и Егор, и Пифагор, а певица Тина Тернер - и это уж кроме шуток - самая знаменитая его поклонница. Он так хорошо известен, что сорванец Вовочка даже спутал его название с фамилией одного индийского стихотворца, обозвав его «Трихомонад Кагор». А пока вы припоминаете, как же на самом деле звали того поэта, позвольте мне рассказать кое-что про это... вино!

Итак, Кагор – маленький средневековый городок на юго-западе Франции, где ещё за 500 лет до рождения Христа делали вина, отличавшиеся глубоким, почти черным цветом и целебными свойствами. Хотя вначале кагор полюбила лишь местная и церковная знать, его способность хорошо переносить дальние перевозки неизбежно привела в XIII веке к распространению напитка далеко за пределы Франции. «Кагорный бум» произошел в 1870 году, и площадь местных виноградников достигла 60.000 гектаров. А потом всё сошло «на нет» – лозу поразила филлоксера, последовали кризисы, войны, а после заморозков 1956 года в окрестностях города осталось всего 500 гектаров виноградников! Правда, вскоре местные виноделы объединились и в 1971 году добились для своего продукта присвоения категории качества «контролируемый по происхождению» - Appellation d'Origine Controllee Cahors. Нашлись и инвесторы, что привело, с одной стороны, к увеличению производства вина, а с другой стороны, к преобладанию некоего усреднённого продукта. Впрочем, весьма качественного!

Согласно правилам кагор должен быть произведен в окрестностях одноименного города из винограда, выращенного на берегах местной реки Ло. В дело идет, в основном, его разновидность под названием «мальбек», в качестве добавок допустимы сорта «мерло», «тана», «кариньян», «синсо» и «мудведр». Ягоды собирают уже довольно зрелыми, при значительном содержании в них сахара. После их дробят и полученную мезгу целые сутки нагревают до 80 градусов - вина такого типа даже называют "вареными". Но благодаря «варке» кагор приобретает свою уникальную окраску и букет. Лучшие сорта выдерживаются в бочках от двух до пяти лет и дополнительно до десяти лет в бутылках.

Конечно, в итоге получается вино довольно сухое и терпкое, имеющее мало общего со знакомым нам сладким кагором. Однако был во Франции и такой - тут виден «русский след». Мода потреблять вина в ходе церковных обрядов была ввезена в Россию из Византии вместе с христианством. Священнослужители пробовали брать для этого разные вина – греческие, итальянские, молдавские, даже астраханские. Но то вкус не устраивал, то цвет, то качество. Ведь для совершения таинства Святой Евхаристии требуется "вино от плода лозного, сие есть из гроздов винной лозы источенное... Аще же кто дерзает, кроме самого виноградного вина, на иных водах и соках, или вино кислотию во оцет претворится, или с чем смешано будет, никако же таинство не совершит".

И вот, к 1769 году, представители Русской Православной церкви, изучив на себе качество вин из разных районов Франции и протрезвев, решили – больше всего на кровь Христову смахивает вино из города Кагор. Были избраны наиболее сладкие его разновидности, чтобы угодить национальным вкусам русского народа и «не допустить искушений» в отношении детей – а то они, по простоте душевной, плевались кислой «кровью» во время причастия. А сиё есть хула Духу Святому! Кроме того, при разбавлении французского кагора водой (в церкви вино всегда разбавляют) цвет его оставался достаточно красным и осадок не выпадал.

С французами ударили по рукам - они стали делать "чёрный" сладкий кагор специально для нашей Церкви. По условиям договора им было даже запрещено продавать такое вино кому-либо ещё. Кагоры "Рогом", "Висант", "Гран-Констан", "Дюрок" и "Маркэр" поставлялись в Россию до конца ХIХ века. Но 48.000 церквей потребляли 300.000 декалитров вина в год, и ввозить такое море разливанное было хлопотно и накладно. Тогда патриархия решила организовать свое производство - на юге России. И за образец взяли даже не сам кагор, а его ещё более темный и сладкий эрзац – испанское вино «Беникарло».

Наш «кагор» начали готовить в конце XIX века в Крыму из винограда «саперави». Русскими виноделами при покровительстве князя Голицына была разработана немного иная технология - в вино стали добавлять виноградный спирт для остановки брожения и сохранения сахаристости, а для поднятия оной вводили ещё и концентрированное виноградное сусло. Напомню - французы кагор не крепят и не сластят. Благо ещё, что в 1902 году московский съезд виноградарей и виноделов постановил применять при этом только виноградные спирты и сусло, ничего более!

После революции все поставки из Франции прекратились, и производство сладкого кагора там задохнулось. У нас же «кагоров» за 70 лет понаделали несметное число, и часто обнаруживался в них спирт разный (хорошо хоть не метиловый), сахарок кубинский и трава всякая, что по обочинам растет. Были, однако, и свои успехи - "Кагор Южнобережный" до сих пор, говорят, поставляется в Ватикан под названием вино "Церковное". Надеюсь, не с диверсионными целями…

А Русская Православная Церковь сейчас, судя по всему, использует не только специально для неё поставляемый и освящённый "кагор" №32 из Анапы, но и совсем дешевые молдавские поделки. Вот и выпадают на дно священных сосудов в осадок розовые хлопья из порошковой "крови Христовой"! И, похоже, ныне выбор вина священнослужителем регламентируется весьма условно и остается на его совести. Сам читал, как на каком-то форуме в Интернете (!!!) пара диаконов жарко обсуждала тему «на каком вине служите»…

Для нас же выбор кагоров не представляет большой сложности. Отыщите французское вино с надписью «Appellation d'Origine Controllee Cahors». Встречающееся в названии слово “резерв” гарантирует, что это лучший по качеству продукт - в пределах соответствующей марки. Цвет напитка должен быть почти черным. Полюбопытствуйте содержанием винограда сорта «мальбек» и выдержкой. Цены начнутся от $11-13 («мальбек» - 80%, выдержки нет) и достигнут $45 («мальбек» - 100%, выдержка - 20 месяцев в бочках). И это не предел – есть и исключительно дорогие, коллекционные марки.

Французские кагоры – сухие вина. Наши относятся к группе сладких, десертных вин. Своего рода стандартом являются так называемые "квадратные кагоры" – и спирта, и сахара в них по 16%. Цена на отечественный продукт начинается едва ли не от 40 рублей, иногда, впрочем, нахально приближаясь к лучшим французским образцам. Но речь идет исключительно о цене – увы, не о качестве.

Подают кагор при температуре 16-18 С, пьют из мадерных рюмок (конической формы, по 75 мл) маленькими глотками. Вино французского происхождения рекомендуют в качестве аперитива, но не только – он прекрасно сопровождает паштеты, жареное мясо, блюда на гриле, дичь, сыры и копчености. Наш сладкий «кагор» пойдёт на десерт, перед кофе, с виноградом, фруктами и мороженым. Также он употребляется в коктейлях и является прекрасной основой для глинтвейна.

Но, потребляя кагор, особенно сладенький, остерегайтесь переборщить, не то похмелье вам гарантировано. Тогда советы самых больших специалистов по борьбе с алкогольной интоксикацией - рок-музыкантов - придутся весьма кстати. Вот что рекомендует "доктор" Дэвид Проктор (Mendeed): «По мне, самый верный способ борьбы с похмельем - начать пить снова, только пивко, и ничего не может быть лучше». Ханс Циллер (Bonfire), когда ему приходится похмеляться, делает это «начиная пить снова, но именно с того напитка, на котором закончил вчера». А заканчивает тем, что начал? Причудливая схема... Якоб Самуэль (The Poodles) предпочитает без всяких причуд «стиснуть зубы и ждать пока само не пройдет». Свен Фридрих (Zeraphine, ex-Dreadful Shadows) рекомендует запить вчерашнее море вина «морем воды и... спать. И ещё аспирин помогает. А чтобы избежать похмелья вовсе, выпить несколько стаканов воды во время пьянки». Кристиан Гектор, капитан группы Ahab, «предпочитает есть целый день, а в перерывах – спать».

Ну, а коли и во сне вы видите себя пьющим кагор? Если это происходит вне церкви – то сие к разочарованию. Пить же кагор в храме – к успехам и приятным сюрпризам. Но не пролейте – не тог грядёт болезнь или даже смерть вашего родственника. А для женщины это может стать предзнаменованием нежелательной беременности. Вероятно, это всё чистой воды мистика, но вокруг кагора изначально складывалась некая волшебная аура. Издавна считалось, что это вино объединяет людей между собой и приближает к высшим силам - так что не только за цвет и вкус его сделали вином причастия... И лечебные свойства его неоспоримы. Многие не без оснований верят в то, что это единственное вино, которое вовсе не разрушает печень, а наоборот, укрепляет ее. Точно известно, что кагор регулирует работу сердечно-сосудистой и пищеварительной системы. Петру Первому, у которого был слабый желудок, доктора только его пить и советовали! Современной наукой точно доказано - он улучшает обменные процессы, увеличивает выработку эритроцитов, повышая таким образом уровень гемоглобина в крови. В бывшем Советском Союзе людям, работающим в отраслях, связанных с радиоактивной опасностью, употребление кагора было предписано в качестве профилактического средства, укрепляющего иммунную систему. При простудах кагор советуют пить подогретым, или, например, по такому рецепту: пропустить через мясорубку листья алоэ, 3/4 стакана этой массы смешать с таким же количеством меда, а потом добавить полтора стакана кагора. И пить по 2 столовых ложки 3 раза в день до еды. Теперь понятно, зачем во время прошлогодних морозов в одном из российских зоопарков обезьянам выдавали по триста грамм кагора в день. Японских макак вовсе не приобщали к таинствам святого причастия, а пытались уберечь от простуды!

Ну, а нам осталось лишь подсказать Вовочке, как правильно звали поэта, написавшего строки: "Я понял, братья, счастье лишь одном: пьянеть и - в пекло головой! Стремлюсь я к морю пенного вина, я смех омою в этом зыбком море" (перевод - А. Ревича). Конечно, не Трихомонад Кагор. Рабиндранат Тагор!