Сeltic Frost 'Into The Pandemonium'

Celtic Frost

100 тяжелых дисков которые сделали жизнь легче!

Автор: Юра „Хирург“

"Шёл трамвай десятый номер, на площадке кто-то помер, тянут-тянут мертвеца, ламца-дрица-ца-ца-ца..." Почти такая история и приключилась намедни в Цюрихе; 21 октября 2017 года, пересаживаясь с трамвая на трамвай, потерял сознание, упал и скончался весьма дородный мужчина пятидесяти лет от роду. По документам - Мартин Эрик Штрикер. А по жизни - Мартин Эрик Эйн, бас-гитарист группы Celtic Frost.

Сeltic Frost, 1987

Нечасто в Швейцарии бывают такие истории. То есть, люди там, конечно, помирают регулярно, как и везде. Но вот известных художников, писателей или музыкантов среди них почти нет. По той же самой причине, по которой нет и швейцарских мигрантов, подметающих парижские улицы и починяющих лондонские клозеты. Страна эта, которая ни с кем никогда не воюет, не строит никакого "швейцарского мира", не суёт нос в чужие дела, не имеет ни нефти, ни газа, создала одну из самых сильных экономик в мире исключительно комфортные условия для жизни своих граждан.

"Здесь практически нет безработных, и даже самая паршивая работёнка оплачивается крайне высоко... Когда человек заканчивает школу у него есть выбор. Наняться куда-то и гарантированно получать кучу денег, содержать семью, купить крутую тачку и ездить отдыхать в любые страны. Или, путешествуя по тем же странам, жить в гастрольном автобусе, видеть там только грязные гримерки, ставить на карту всё ради гонорара за очередной концерт и так далее... Что же человек обычно выбирает? Вот... Поэтому тут немало талантливых людей, но искусство для них просто хобби, не профессия. Они боятся рисковать, у них нет того огонька, который... не даёт делать ничего другого, кроме своего искусства". Такого мнения придерживается вокалист и гитарист Celtic Frost Томас Габриэль Фишер. Хотя как раз именно ему и его безвременно ушедшему от нас другу, Мартину Эрику Эйну, удалось этот самый огонёк зажечь! Именно они записали несколько альбомов, изменивших историю музыки, в числе которых совершенно точно находится и знаменитый 'Into The Pandemonium'. Как же так вышло?

А вышло так, что 19 июля 1963 года Томас Габриэль Фишер родился не где-нибудь, а всё в том же уютном и тихом Цюрихе. И лет до шести он не знал никаких бед. Не знал бы он их и дальше, не наступи тот самый злосчастный конец 60-х, с его студенческими волнениями, пацифистскими настроениями, теориями всеобщей любви и безграничной свободы в сексе, искусстве и в потреблении всего, чего угодно. Даже в Швейцарии появились коммуны хиппи, которые пытались жить не по законам буржуазного общества, а "как бог на душу положит"... А он, как известно, кладёт по-разному. Чтобы не быть голословным, вот вам очередная длинная, но чрезвычайно красноречивая цитата.

"Скучные заботы, каких требует малолетний ребенок, вскоре показались родителям несовместимыми с их идеалом личной свободы... Жанин завязала знакомство с заезжими американцами... возникало нечто радикально новое... создавались коммуны на основе сексуальной свободы и применения психоделических наркотиков, что, как предполагалось, способствует прорыву в область подсознательного. Она стала любовницей Франческо ди Меолы... водившего знакомство с Аленом Гинзбергом и Олдосом Хаксли...

Дом её выглядел покинутым. Однако в салоне на ковре сидела по-турецки совершенно голая девчонка лет пятнадцати... В спальне Жанин, развалившись поперек кровати, храпел громадный, похоже пьяный, бородач.

В комнате наверху царил ужасающий смрад; яростные лучи солнца, врываясь в окно, озаряли черно-белые квадраты мощенного плиткой пола... Её сын неуклюже ползал по этому полу, то и дело оскальзываясь в лужах мочи и кучах экскрементов. Он жмурился и протяжно скулил. Заметив, что в комнату кто-то вошёл, малыш пытался спастись бегством."

Этим малышом был одним из героев романа Уэльбека 'Элементарные частицы'. Был ли другим таким же малышом в другом доме другой матери Том? Подобных фактов не существует, но что-то там, возможно, происходило. Потому как во всех своих интервью и книгах Том рассказывает одну и ту же историю.

Что его родители были очень "продвинутые и раскованные", "почти хиппи" и нередко "прогуливались по квартире голышом". Проблема, однако была не в этом. А в том, что когда Тому было шесть лет, они развелись. По решению суда мать оставила себе сына. И переехала из Цюриха в соседний крохотный сельский городок с населением в полторы тысячи жителей; там она поселилась на ферме на самой окраине. Да чего говорить про окраину - и теперь в центре чистого до стерильности Нюренсдорфа вам не сыскать дома выше четырёх этажей, улицы почти безлюдны, а кругом - тщательно возделываемые поля и парочка лесных массивов (не удивлюсь, если с освещаемыми ночью дорожками). Из Цюриха сюда нынче едут разве что на велике покататься. А уж в 60-х это была конкретная дыра - в Швейцарии они есть не только в сыре... Но и это полбеды.

Самое поганое то, что мама, по словам Тома, "начала сходить с ума" и совершенно "не годилась на роль женщины, способной воспитать своего ребенка". "Моя жизнь превратилась в кошмар" - вспоминает он, опуская подробности и подчеркивает, что никто не помогал ему. У них не было ни родных, ни друзей, соседи же, напротив, смеялись над их семейством и всячески сторонились. Ну, представьте, в эдакую глушь, с вековым традиционным укладом жизни, приезжает хипповатого вида разведёнка со своими странными интересами, странными взглядами на жизнь и странной музыкой.

Да, всё-таки хиппи подарили миру не только целое поколение брошенных детей, зачатых в угаре непонятно где и непонятно от кого, но и удивительную музыкальную культуру, следы которой вы легко обнаружите даже в имидже метал-музыкантов. Возьмите, скажем, самое очевидное - длинные волосы... Не говоря уж о прямых музыкальных влияниях в таких стилях, как прог или дум. Примеров можно привести множество!

Но Тому, прежде чем стать музыкантом, еще предстояло окончить местную школу, где он оказался настоящим "отщепенцем, над которым многие откровенно смеялись"... по причине "интересов и истории" его семьи. Он отвечал той же монетой - постоянно нарывался на неприятности, конфликтовал абсолютно со всеми учителями, прогуливал и безобразничал. И был единственным в школе, кто упорно не стригся и слушал рок.

Учиться ему было скучно. Зато дома он проводил часы, обложившись интересными книгами и слушая любимую музыку, а от злобы окружающих прятался в нашпигованном древними кельтскими руинами лесу, до которого было рукой подать. Гораздо ближе, чем до благ цивилизации... Том, впрочем, регулярно виделся с отцом, с которым у него остались довольно близкие отношения. "Мой отец был... самым близким мне другом, и его тяга ломать стандарты буквально во всём... помогала нам понимать друг друга". Том уже будучи взрослым продолжал общаться с папой, а вот свою мать заклеймил как "совершенно спятившую, безрассудную, примитивную и презренную личность" и послал, пардон, к чертовой матери...

Однако, не будем всё окрашивать в черно-белые цвета. Добавим серых оттенков... Именно мама, когда ему исполнилось 11 лет, заставила его брать уроки игры на акустической гитаре. И хотя Том вспоминает, что это было "ужасно" и "дико скучно", так как ему приходилось разучивать народные песни, согласитесь - это не могло не принести ему пользы. В детстве ему также много довелось послушать Брайана Ферри и Roxy Music, Дэвида Боуи и Фрэнка Синатру - хорошая, добротная музыка и тут тоже явно без маминых "винилов" не обошлось...

Примерно тогда же, когда ему в руки всучили злосчастную гитару, он услышал альбом Сюзи Кватро 'Can The Can' (1973) и особенно выделил для себя трек "Primitive Love". А это весьма психоделическая, в какой-то мере авангардная композиция, далеко не самая простая для восприятия десятилетнего мальчика по сравнению с остальным материалом пластинки. И прежде, чем ему попался "ударный" 'Vol.4' Black Sabbath, он изучил психоделические альбомы Uriah Heep и UFO. Из чего следует, что Том был, конечно, хулиган и двоечник, но вовсе не был так уж прост. У него изначально формировался довольно своеобразный музыкальный вкус!

Понятное дело, лет в тринадцать, с наступлением пубертатного периода, ему потребовалось сублимировать нарастающий гормональный фон и вылезти с гитарой на сцену. И он взялся за инструмент самостоятельно, на сей раз по доброй воле, на слух воспроизводя партии Тони Айомми всё с того же 'Vol.4'. При этом он не мечтал быть гитаристом, как таковым - поражать мир техникой игры и всё такое... Его, скорее, привлекал образ героя с гитарой на сцене вообще. Он признается в этом, не стесняясь. Тем не менее, много позже, в 2010 году Фишер получил награду Metal Hammer Golden Gods, а журнал Guitar World поставил его на 32 место в списке ста лучших хэви-метал гитаристов всех времён. Неплохие достижения для самоучки без амбиций...

И добавим ещё пару теплых слов о его маме - раз уж сам он напрочь это делать отказывается. Благодаря ей он в возрасте 14 лет оказался в центре мировой рок-культуры, в Лондоне. Дело в том, что мама зарабатывала на жизнь контрабандой. Теряюсь в догадках, что же она тогда могла возить из Лондона в Цюрих и обратно "мимо таможни"; скорее всего, какие-то медицинские препараты или сигареты. Может, наркотики... Впрочем, неважно. Благодаря визиту в Лондон Томас впервые увидел большие магазины с горами дисков и физически ощутил поток музыкальной информации по местным теле- и радио-каналам. В Швейцарии всё это было развито не так сильно. Тогда он услышал Motorhead, немедленно захотел гитару "как у Лемми" - и мама дала ему денег и на инструмент, и на 60-ваттный усилитель. Так что к 1979 году он с парой одноклассников смог приступить к репетициям в группе, название которой он и сам позабыл.

Таких групп, в которых он терзал тогда ещё бас-гитару, было несколько и среди них - квартет Grave Hill, исполнявший непритязательный блюз-рок. У них был роуди по имени Стив. Стив, честно говоря, просто тусовался вместе с группой, был единомышленником. Как роуди он не был нужен. Ведь Grave Hill концертов не давали. Да он не был и Стивом - звали его на самом деле Урс Шпренгер. Зато он неплохо рисовал и немного играл на гитаре...

Тем временем наступали новые, "тяжелые" времена на музыкальной сцене - накатывала "новая волна британского хэви метала" и такие команды, как Angel Witch, Blitzkrieg, Angel Witch, Iron Maiden или Venom. Вот только доступа к музыке этих коллективов и информации о них в Швейцарии почти не было. Конечно, там были музыкальные магазины. Конечно, их хватало. Но их хозяева не спешили заказывать новую экстремальную музыку, предпочитая более ходовой товар. Томас вспоминает, что ему неделями приходилось каждый день навещать некоторые торговые точки, в надежде успеть купить такую новинку, если владельцы вдруг соизволят заказать пару-тройку копий на свой страх и риск. "Это теперь достаточно просто кликнуть мышкой - и тут же слушай" - поясняет он. А тогда Интернета не было. Даже в Швейцарии...

Была ещё одна возможность для своевременного получения новых и редких записей - свой собственный фэнзин. Сами, на свои деньги в начале 1980 года они с "роуди" Стивом начали издавать журнальчик под названием Death Metal'zine - и это позволяло им получать некоторое количество демо-записей и релизов новых групп по почте, на рецензирование.

В 1981 году Томас закончил школу и в подарок на день рождения получил некую сумму. На сей раз от бабушки. Денег хватило, чтобы оплатить билет в Лондон и обратно у какого-то лоукостера, а уж там он за три дня "оторвался" - обновил коллекцию футболок и "скупил все семидюймовые синглы, когда-либо выпущенные лейблом Neat Records". И там, конечно же, был 'In League With Satan' Venom. "Я понятия не имел, какую музыку играет эта группа; просто увидел их фото и решил, что обязан это купить". Неважно мотивированное, но как оказалось - исторически верное решение! Эту сорокопятку он специально для пущего сгущения атмосферы ставил на скорости 33 оборота. Прочие участники Grave Hill решили, что парень совсем рехнулся и покинули его. Только Стив остался, скромно сознавшись, что ему так тоже больше нравится...

После этого они как-бы побратались, что ли... Оба обозвали себя Уорриорами и обменялись инструментами. Стив Уорриор стал басистом, а Том Уорриор взялся за обычную гитару. Барабанщиком стал некий Питер, заявленный как Питер Страттон. Но уже осенью 1982 года его сменил Йорг Нюбарт (выступал под псевдонимом Брюс Дэй). Группу назвали Hammerhead. Но Тому быстро разонравилось это название. Звучало слишком уж по-панковски, самоуничижтельно. В духе, "пионеры юные головы чугунные"... А от панков (за исключение группы Discharge) Томас старательно отмахивался. И название переменили на всем хорошо известное - Hellhammer. Это было уж в стиле "коммунисты, лодыри, царя, бога продали"... Потому как не скажу за царя, а уж богу от них точно досталось! Хотя ничего они против него всерьез не имели. Просто "хотели казаться крутыми", как объяснял потом Том. Том потом... калабмурчик вышел. А тема-то серьезная!

Ибо стали появляться песенки со словами "Burn a church / Strike it down", а выглядели и звучали ребятки чрезвычайно устрашающе, во всём этом гриме и железках, точно как Venom. Только не натуральный Venom, а эдакий... быстрорастворимый. Зато швейцарский!

И действительно - группа Hellhammer растворилась в небытие довольно быстро. Успев, однако, наследить в истории тяжелой музыки. Их прямота и простота вдохновила многих. Скажем так: если Venom стали спусковым крючком стиля блэк, то Hellhammer - пальцем, его нажавшим... В фильме про финальный реюнион Celtic Frost 'A Dying God' есть кадры, где Том Фишер и Мартин Эйн, оба в прошлом участники Hellhammer, осматривают в Норвегии памятник на месте одной из сорока спалённых там в 90-е годы церквей и посещают в Токио репетицию женской группы, на которой осатаневшие от их подросткового творчества современные японские школьницы легко дают им сто очков вперёд. Глядя на озадаченные лица "отцов-основателей" трудно не вспомнить слова профессора Преображенского: "Такой кабак мы с вами наделали с этим гипофизом, что прямо хоть из квартиры беги"...

Конечно, когда в 1982 году в Цюрихе они стали репетировать и устраивать первые выступления, они ничего такого и представить себе не могли. Им хотелось, конечно, показать всем кузькину мать и заодно непременно заполучить контракт. Для чего требовались демо-записи.

10 июня 1983 года некий Роланд Фукс с помощью портативного оборудования записал их прямо во время репетиции на самую обычную дешевую аудиокассету. Это было демо из девяти песен 'Death Fiend'; на следующий день они дополнили его еще восемью треками, этот шедевр известен как 'Triumph Of Death'. Всё обошлось им в 70 долларов (около 150 швейцарских франков). Запись была исключительно паршива - это все признали. Томас склонен винить в этом Фукса, который их музыку "ненавидел и наплевательски отнёсся" к порученному делу. Может потому, что был профессиональным классическим гитаристом? Но "шедевр" даже в таком виде не терпелось явить миру. Что и сделали - разослали в несколько журналов... Британский Metal Force отреагировал оперативно и по сути адекватно, удостоив их звания самого худшего метал-коллектива. Однако пришла весточка и от какого-то безвестного лейбла, Noise Records, который только-только начал свою работу в качестве подразделения немецкой фирмы Modern Music, издававшей записи панк групп. Их попросили записать ещё что-нибудь поприличнее, что можно было бы разместить на сборнике 'Death Metal'.

Летом по субботним вечерам в Цюрихе и его окрестностях проводились довольно популярные в начале 80-х хэви-метал дискотеки. Любопытствующих там, правда, было больше чем "истинных металхэдов", но участники Hellhammer в сопровождении небольшой свиты сочувствующих старались не пропустить ни одного такого мероприятия. И как-то раз даже поехали ради этого в заштатный городок Валлизеллен, лежавший на полпути от Нюренсдорфа до Цюриха.

Один шестнадцатилетний юноша, из местных, увидел их: "Там была компания из четырёх или пяти парней, которые рубились под звуки метала изо всех сил, в то время как остальные, кто не в теме, ошарашенно смотрели на них... Они были в тёмных очках, их куртки были сплошь покрыты нашивками и логотипами неизвестных нам групп... Высокие ботинки, кожа, пулеметные ленты и патронташи, шипы на руках и ногах, длинные волосы. Да мне просто крышу снесло! Казалось, будто участники Motorhead или Judas Priest сошли с обложек своих альбомов и стоят перед нами".

Удивленный паренёк подошёл к Тому, они присели в сторонке и разговорились. Оказалось, у них много общего. Он тоже интересуется новыми направлениями в музыке, читает интересные и для Тома книги по искусству, истории, оккультизму и теологии, и даже играет на гитаре. И более того, он формально состоял в группе Schizo, которая существовала пока чисто теоретически - ни репетиций, ни постоянного состава, ни инструментов... Звали этого парнишку Мартин Штрикер.

Мартин Эрик Штрикер родился 18 июля 1967 года в США. И рос в весьма радикальном католическом окружении. Его мать была преподавательницей католического христианского учения, преподавала катехезис, то есть основы веры. Лет с пяти или шести Мартин уже помнит себя в церкви - перед огромным крестом с полуобнажённой окровавленной фигурой, пригвождённой к нему, среди безликих, молящихся в полумраке людей. Все это вызывало у него лишь кошмары. Он так и не смог понять логически, в чём преуспел Христос. "Его жизнь была для меня образцом классического фиаско, а само христианство - попыткой установления абсолютного тоталитарного контроля над людьми" - признавался он. В общем, в результате неудачной "передозировки" христианства в детстве он отверг его на всю жизнь.

Ко времени встречи с Томом он уже жил в Швейцарии (но сохранял двойное гражданство). Слушал много музыки. Его фаворитами были Black Sabbath, The Who, а вскоре - те же Venom, Angel Witch, ранний Iron Maiden. И ещё он очень, очень много читал. Мартин вообще был исключительным интеллектуалом. Это, главным образом, и зацепило Тома.

Дружба их становилась всё крепче. Они регулярно навещали друг друга, несколько километров разделявшие Нюренсдорф и Валлизеллен можно было покрыть на велике или даже пешком. Обсуждали прочитанное и услышанное, строили совместные планы. Было лишь вопросом времени участие Мартина в Hellhammer. Но некоторое время он, взяв псевдоним Март Джекил, был кем-то вроде менеджера, давал советы как усовершенствовать имидж и особенно лирику. Да, ему это было проще всего - английский он знал лучше немецкого, родившись в США!

Родители Мартина несколько опасались нового старшего друга. Им казалось, что он непременно вовлечет их сына во всякие неприятности с наркотиками и алкоголем, а всю эту музыку они считали лишь "несерьезным шумом". Они ошиблись во всём - ни с наркотиками, ни с алкоголем в группах Hellhammer и Celtic Frost никогда не было проблем, ну а музыка... она обессмертила её создателей!

Итак, уже в декабре 1983 года Мартин стал участником Hellhammer, во время записи демо 'Satanic Rites'. Стив Уорриор в это время группу уже покинул, однако Мартин в записи в качестве басиста не участвовал, только подпевал и корректировал тексты, хотя и был уже указан в составе группы именно как бас-гитарист. Бас гитару записал тогда сам Том.

Но ещё немного, буквально пара месяцев - и он впрягается по полной программе. После того, как демо 'Satanic Rites' попало на Noise, "песенкой на сборник" не обошлось - им предложили контракт. И в феврале 1984 года свои подписи на нём от имени Hellhammer подставили именно эти двое, Томас Габриэль Фишер и Мартин Эрик Штрикер. Тогда же, в феврале 1984 года, во время пресс-конференции Venom в одном из отелей Цюрихе, какой-то молодой и дерзкий парень положил на стол перед Кроносом демо со слоганом ‘Hellhammer are killing Venom'. Это был Том, конечно. Окрылённый подписанным контрактом.

Мечты начали становиться реальностью? Ну... Контракт они подмахнули практически не глядя и ни с кем не советуясь. Текст выглядел профессионально, но смысл его доходил до ребят слабо. Главное - это был настоящий контракт! К тому же их успокоил тот факт, что бумагу без лишних вопросов подписали родители Мартина (его подписи было недостаточно в 16 лет). Так они и отдали лейблу всё... Или почти всё. Права на издание их музыки, огромный процент от продаж записей и мерча, при этом права на всё оставались у лейбла... даже после смерти музыкантов! Короче, Noise получили их с потрохами, но тогда им было просто не до этого. Не терпелось приступить к делу.

Буквально через месяц, в марте 1984 года, они записали свой первый и последний официальный релиз - EP 'Apocalyptic Raids'. Он звучал гораздо лучше, чем демо записи. Гораздо серьезнее. Это касалось и музыки и текстов. Присутствие Мартина и его интеллектуальный вклад сглаживали эмоциональность, резкость и непредсказуемость Тома.

Но уровень их как музыкантов был тогда, мягко говоря, не очень высок. Конечно, они старались - целыми днями репетировали (за исключением выходных), чётко ставили себе задачи и планомерно их добивались. Опыта не хватало и терпения - но никакого хаоса уже в то время в их деятельности не наблюдалось.

'Apocalyptic Raids' был записан в берлинской профессиональной студии с опытным звукорежиссёром Хорстом Мюллером за четыре дня. В "кредитах" Том с Мартином указали себя как Satanic Slaughter и Slayed Necros соответственно. За барабанами сидел Denial Fiend - по сути, всё тот же Йорг Нюбарт, расставшийся с псевдонимом Брюс Дей.

Реакция критиков на альбом было сокрушительной. Сокрушительно плохой... Ничуть не лучше, чем на демо-записи. Кажется, только немецкий журнал Speed Attack написал про них что-то хорошее. Тогда это очень расстраивало их. Кто бы мог подумать, что всего через несколько лет уже не существующая группа Hellhammer вдруг обретёт культовый статус! Может, зная это, они и не стали бы останавливать проект тогда.

Но в ночь с 31 мая на 1 июня 1984 года двое друзей приняли именно такое решение. С одной стороны, они решили дистанцироваться от прошлых "успехов", не хотели, чтобы в их новые релизы тыкали пальцем со словами: "Да это же Hellhammer, они и играть-то не умеют!"... С другой стороны, в рамках созданной ими кроваво-сатанинской концепции, ориентированной на копирование Venom, им стало тесно. Появилось слишком много новых идей. Но им было и страшновато. Худо-бедно, а на руках был какой-то контракт, полученный с трудом, и небольшая, но очень верная когорта поклонников ждала "продолжения банкета" уже не только в Швейцарии. Так что это был риск. И они на него пошли!

Том в некоторых интервью говорил, что прошло две или три недели прежде, чем они сообщили о своем решении на лейбл. И якобы в этот период каждый из них пытался создать какой-то свой проект. Но обойтись друг без друга они уже не могли. Вообще, у них сложились очень близкие отношения. Мартин позже вспоминал, что они жили как семейная пара - только секса у них не было. Нельзя сказать, что эти отношения были просты и безмятежны. Бывало всякое, как в любой семье. Но отношения их были чрезвычайно крепкими. Даже слишком, как казалось многим...

Если же говорить о лейбле Noise, конторе ныне уже трижды проданной и перепроданной, то тогда это была независимая молодая компания, организованная молодым человеком по имени Карл-Ульрих Вальтербах. В семидесятые годы Карл Вальтербах был большим поклонником Карла Маркса, радикальным левым, его даже задерживали с "коктейлем Молотова" в кармане и сажали в кутузку на полтора года. Это было в мае 1976 года, во время акций протеста по поводу убийства в тюрьме левой радикалки Ульрики Майнхоф.

Освободившись, он стал заниматься панк-движением - организовывал концерты и фестивали. Уже в 1981 году он снял офис в пятнадцати минутах от берлинской стены и основал компанию Modern Music Records для издания панк-групп, а в 1983 году открыл метал-подразделение Noise, куда попали не только наши герои, но и Grave Digger, Running Wild, Helloween, чуть позже Kreator, Rage, Overkill...

Карл не имел никакого бизнес-образования. Вообще, он был инженер строитель, закончил институт в 1974 году. Но вёл себя как истинный бизнесмен, настоящий капиталист. Его левые взгляды куда-то испарились. Он чётко действовал во имя прибыли, в своих интересах - музыка его волновала не в первую очередь. Он не вступал в близкие контакты с подписанными музыкантами, старательно держа дистанцию.

Как уверяет Томас, Карл ненавидел Hellhammer в музыкальном смысле. А после того, как критики разгромили их первый релиз, был счастлив избавиться от такого "подарка". И рад, что взамен ему предложили нечто другое, как ему казалось - Celtic Frost. Он подумал, что столкнувшись в провалом Hellhammer, ребята станут делать более коммерческую музыку. Но у тех были совсем иные планы. Они хотели сохранить контракт, но не более того.

Название Celtic Frost Том и Мартин придумали вместе. Оно объединяет в себе интерес к древней истории и культуре (это слово "celtic") и содержит намёк на грядущий "аллес капут", апокалипсис - (это слов "frost"). Если вы не понимаете, как связано слово "frost" (мороз) с апокалипсисом, то кое-что напомню... В начале 80-х, в разгар "холодной войны" мир реально опасался войны "горячей", причем атомной. А как известно из теоретических прогнозов, после широкомасштабной ядерной войны должно произойти глобальное похолодание, наступление "ядерной зимы". Вот об этом, собственно, морозе и речь. Официально, кстати, название группы правильно произносить не "Селтик Фрост", а "Кельтик Фрост" - но в угоду североамериканскому рынку, на который был сделан главный прицел, они быстро перестали настаивать на изначальном произношении и сами приняли более привычное для американцев.

Мартин изменил и свой псевдоним. В то время, изучив Кроули и Ла-Вея, он основательно принялся за каббалу - и это сразу нашло отражение в новом "погонялове". Он стал Эйн, что эквивалентно понятию "ноль", или "айн", или "Глаз Пустоты", которое в каббале означает одновременно всё и в то же время ничто. "Мне это понравилось, потому что осознать это было невозможно" - признается он...

В новую группу старого барабанщика не взяли, на его месте некоторое время был некий Исаак Дарсо. Но с ним всё закончилось на уровне репетиций. И за барабаны сел старый приятель Мартина по "группе" Schizo - в то время семнадцатилетний Стивен Пристли.

Стивен сознается, что начал осваивать барабаны всего за год до своего появления в Celtic Frost и поначалу ему было исключительно тяжело. И вообще, воспитан он был на музыке Journey и Boston, хотя и в Venom тоже вполне врубался. Ну, а когда Том прокрутил ему первые записи Celtic Frost, которые они сделали еще до его появления, то вообще утратил дар речи. Впоследствии он не решался вставить ни слова, когда речь шла о творчестве. Он утверждает, что это была "спетая песня", из которой слова не выкинуть - Том и Мартин абсолютно точно уже представляли себе какими будут ближайшие три релиза Celtic Frost как минимум. "Меня указывали как сессионного барабанщика, и это совершенно правильно. Я тут вообще ни при чём" - уверяет он.

Новый состав поехал в Берлин в октябре 1984 года. На взятом в аренду старом зеленом автобусе "Фольксваген", со всеми инструментами и даже с кое-каким другим оборудованием. Потому как Швейцария и тогда уже была побогаче Германии, а студия Caet, куда они ехали, была им знакома. Крохотная и весьма скромно оборудованная. Но именно там с 8 по 15 декабря со знакомым уже звукоинженером Хорстом Мюллером они записали и свели ещё сыроватый по форме, но революционный по сути мини-альбом 'Morbid Tales'.

Это была уже абсолютно размеренная (по сравнению с Hellhammer) и весьма авангардная музыка. Тут появились и женские голоса (Герта Олиг), скрипки (Освальд Шпенглер), множество посторонних звуков. Плюс фирменное "уханье" и "оханье", которым щедро перемежал свое пение Том.

Звукорежиссер Хорст Мюллер был потомственным музыкантом, работал в мегапопулярном в 60-х и 70-х годах оркестре своего отца, успел посотрудничать с такими великими немецкими коллективами, как Supermax и Can... Он мог дать ребятам не один дельный совет. Но, к сожалению, во время записи 'Apocalyptic Raids' его вовсе не слушали, о чем потом горько сожалели. Теперь всё изменилось. Они не только следовали его советам, ему даже доверили подпевать на треках "Dethroned Emperor" и "Procreation (of the Wicked)". Стивен Пристли также уверяет, что Хорст Мюллер в это время был под воздействием неизвестных наркотических препаратов. Но работал чётко.

В первый же день они сказали Хорсту, что им нужен скрипач и вокалистка. Скрипача он им нашел, а вот вокалистку подогнал Карл Вальтербах. Герту Олиг, певицу из немецкого оперного хора. Как показалось Стивену Пристли, она была не то девушкой Карла в то время, не то сестрой его девушки - наверное, и спросила недорого, если вообще не даром... спела.

Олиг и Шпенглер были людьми с музыкальным образованием. Придя в студию, они первым делам попросили ноты. "Чего нет, того нет" - признался Том. И дальше всё было как в фильме 'Иван Васильевич меняет профессию'. Они, типа: "Да ты, батюшка, только скажи, как это, а мы переймем". И Том им давай на пальцах показывать и напевать: "Трали-вали, т-тили-тили, это нам не… тили-тили, это мы не трали-вали!" Ничего, сработало. Профессионалы всё-таки!

Для оформления обложки семиконечный символ с кинжалами и черепом наверху придумал Эйн - под впечатлением символизма Кроули, понятное дело. Буквы там составляют имя Pazuzu (это такой ассирийский демон со змеевидным членом) - тут уже налицо влияния Лавкрафта и 'Экзорциста'. В каком-то виде этот символ присутствовал и на 'Apocalyptic Raids'. Его просто "довели до ума". Или до безумия... У Эйна был набросок небольшого размера, а один знакомый художник из Швейцарии (скорее всего - Андреас Доблер) сделал рисунок нужного размера и качества.

Но тут начались проблемы. Карл, который "девушку танцевал", всерьез вознамерился её и "отужинать". Я имею в виду вовсе не Герту Олиг, а Томаса с Мартином, их группу... "Вообще-то это было чудо, что нам дали второй шанс после Hellhammer" - признается Том. За чудо пришлось платить свободой. Карл стал активно вмешиваться в творческий процесс, в происходящее в студии. И стал пытаться активно приводить Celtic Frost к одному знаменателю со Slayer; авангардную электронную часть "Danse Macabre", к примеру, группе удалось отстоять с трудом ("это не песня вообще" - заявил Карл), "ожесточённые бои" велись и по остальным нестандартным фронтам. Том жаловался, что уже тогда финансирование сокращалось с каждым днем.

Хотя они были уже не так радикальны, как во время создания 'Apocalyptic Raids'. Несмотря на оккультные символы, Кроули, Ла-Вея и даже их визиты (просто с целью изучения вопроса) на собрания какой-то сатанинской секты, ни Том, ни тем более Мартин сатанистами себя не считали. Мартин вовсю критиковал Ла-Вея, считая многие его постулаты "ошибочными" и даже "глупыми". Когда позже они стали всё сильнее открещиваться от обвинений в сатанизме, то те самые сектанты, с которыми они "изучали вопрос", стали всерьез преследовать их и угрожать. Друзья вспоминают, что какое-то время они даже вынуждены были с опаской прогуливаться по улицам!

Тексты на альбоме были вовсе не сатанинскими. В какой-то степени антиклерикальными, это да. Но, по сути, крайне разнообразными. Основанными на мифах, исторических темах, литературных и фэнтезийных сюжетах, личных переживаниях и даже была песня на "злобу дня", на тему "холодной войны".

Да, они никогда не любили попов. Том этого не скрывал: "Мы не верим в дьявола - но никто из нас не верит и в бога. Для нас, они... создания одних людей для управления другими людьми. Это просто древние постулаты, в которые люди бояться перестать верить. Моя ненависть к организованным формам религии неизменна. Но я не проповедник, я музыкант. А петь, как другие, только про девок, бухло и мотоциклы я не могу. У меня же мозг есть..." Ну, извиним Тома за этот маленький недостаток и двинем дальше!

Диск вышел в самом конце 1984 года, в том числе в Америке - там даже с двумя дополнительными треками, на подразделении Metal Blade Enigma. Кстати, благодаря отличным контактам, которые установил Карл с американскими музыкантами ещё когда только начинал издавать всяких панков.

На начало 1985 года уже было запланировано довольно большое европейское турне, на горизонте маячил и визит в Америку. Но тут Стивен Пристли заявил, что он больше не сможет им помогать. Делал он это чисто по-дружески, музыку такого рода особо не любил и мучиться дальше не собирался. Тем более, на трассе по всему миру! Это создало трудности Тому и Мартину и разрушило все планы - месяцев семь они не могли найти ему замену, искали повсюду, так как в Швейцарии с рок-барабанщиками было совсем плохо! Они решили в итоге, что удобнее всего найти кого-то прямо в США.

Начали вести переговоры с обитателем Сиэтла, барабанщиком Джеффом Карделли из группы Lipstick, но безуспешно. К счастью, поблизости от них в то время находился другой его соотечественник, уроженец Нью-Йорка Рид Крюкшенк, более известный как Рид Сент Марк. Он, правда, больше тяготел к джазовым и латиноамериканским музыкальным формам, но с удовольствием работал и в "тяжёлых" коллективах. Дома у себя он пытался пройти прослушивание в Raven, а в Швейцарии в то же время сотрудничал с местной группой Crown. Группа эта была куда известнее, чем Celtic Frost. Одно время в ней даже пел сам Дэвид Байрон из Uriah Heep... Так что ему было о чём подумать, отвечая на предложение Тома и Мартина!

Говорят, когда Том, одетый почему-то в меха и ковбойские сапоги со шпорами, встретил его на вокзале в Цюрихе, Рид сперва испугался. Но когда Фишер изложил ему свои музыкальные идеи, то крайне заинтересовался. Ну, а таким отчаянным авангардистам от метала как Celtic Frost его джазовые замашки пришлись бы очень кстати! Ударили по рукам - и Марк дебютировал с ними в апреле 1985 года на концерте в Цюрихе. Так сформировался "золотой" состав группы. Потому как... "Когда мы нашли барабанщика в лице Рида Сент Марка... творческий потенциал группы стал стремиться к бесконечности" - уверял в одном из интервью Том.

Карл был, конечно, в курсе, что состав изменился, и захотел убедиться, что всё под контролем. Ему выслали записанное без расчёта на последующий выпуск демо, композиции "Transaggression", "Suicidal Winds" и "Circle Of The Tyrants". Марк к моменту записи этих треков проработал с группой менее месяца, и процесс адаптации шел "исключительно трудно" по словам Тома. Эти треки никому не нравились, и их считали отстоем. Даже потом, много лет спустя Том не изменил этого мнения. Но результат так понравился Карлу, что он неожиданно решил издать их немедленно под названием 'Emperor's Return', в августе 1985 года, дополнив парой композиций, которые не вошли в европейский вариант 'Morbid Tales'. Тем более что 'Morbid Tales', несмотря на неоднозначную реакцию критиков и его собственные сомнения, продавался довольно хорошо.

На обложке 'Emperor's Return' появились три прожжённого вида девицы которых сгрёб в охапку противный зелёный дьявол (это картина американского художника Фила Лоувиера); сама идея целиком исходила от "руководства Noise", а возразить тогда ребята еще не смели. Впрочем, своих идей у них на этот счёт и не было - они вообще этот миньон не планировали... Потом в каких-то интервью они даже говорили, что на обложке это они трое в объятиях Карл-Ульриха Вальтербаха, намекая таким образом на сложившиеся у них с лейблом отношения!

Так или иначе, но затем они поехали на гастроли по Германии и Австрии в компании с Beast и Mass. Там впервые публично использовали "корпспейнт" - опять же, как и Venom , из чисто творческих соображений. И тут наметилась серьезная размолвка в паре Том - Мартин. Мартин стал всерьез задумываться о своем будущем, к тому же на него давила его католическая семейка, а ведь ему только исполнилось 18... И он внезапно выбыл из игры, за пару недель до начала записи нового альбома. Возможно, именно по этой причине осиротевший Том примерно тогда же согласился поработать с проектом Coroner в качестве со-продюсера и даже вокалиста.

Но Celtic Frost, к счастью, остался на плаву. Вместо Мартина Тому удалось срочно привлечь к работе Доминика Штайнера из клубной глэмовой цюрихской группы Junk Food. Они открывали тогда пару местных концертов Celtic Frost. Штайнеру было далеко до Эйна по части всяких знаний и идей, но басист он был неплохой. Так что Том решил вместе с ним записать задуманный ещё со старым другом альбом - 'To Mega Therion'. Тем более что он для себя уже решил - после записи Штайнера в группе не будет. Так и вышло. Штайнер лишь сделал запись, не дав с группой ни одного концерта!

К моменту начала сессий девяносто процентов альбома было сочинено и отрепетировано с Мартином. Название придумал Мартин (оно отсылает к одному из псевдонимов Алистера Кроули). Именно Мартин тогда взял на себя смелость и начал "живое" общение с известным швейцарским художником Гигером по поводу размещения его картины на обложке. В двух треках даже оставили его бас-гитару, указали в кредитах но... Формально участником коллектива был тогда Доминик Штайнер. А Мартин впоследствии решение оставить группу во время записи 'To Mega Therion' назвал "самой большой ошибкой в своей жизни"...

Тем не менее, за пару недель в сентябре 1985 года в другой берлинской студии Casablanca, но всё с тем же Хорстом Мюллером, запись была завершена. Они уверенно двигались в направлении, начатом на первом альбоме. Только вместо скрипки теперь зазвучала валторна (в исполнении Вольфа Бендера), а женский вокал появился на трёх треках. Спела для них тогда берлинская оперная певица Клавдия-Мария Мокри - и не в последний раз, кстати.

Только их разочаровал тогда Хорст Мюллер. Если раньше он даже пел с ними, как вы помните, то теперь отнёсся ко всем их идеям с прохладцей, как-то отстранённо выполнял работу, предпочитая ни с кем не общаться, а любую свободную минуту проводил, уткнувшись носом в книжку. На сей раз чего-то у них не сложилось...

Зато наметилось другое эпохальное сотрудничество - с известным швейцарским художником Хансом Руди Гигером. Сама идея исходила от Тома, а Мартин изо всех сил старался помочь этой мечте стать реальностью. Тут скажем ещё пару тёплых слов о "нестандартных" родителях Тома, а именно - про его отца. У того было два ранних альбома с работами Гигера, которые тот издавал еще будучи относительно безвестным художником с помощью какого-то андеграундного издательства. Папа был впечатлен, и даже плакат с его художествами на стену повесил. Так что Том провёл часть детских лет под сенью гигеровских биомеханических креатур... Заметим, что это было задолго до всемирного триумфа Гигера как художника фильма 'Чужой'... Тогда его знали и ценили лишь избранные.

Том и Мартин прекрасно знали картину Гигера 'Satan I' (1977) и даже начали сочинять материал 'To Mega Therion' с прицелом на то, что она должна стать его обложкой. Основные идеи музыки у них родились ещё когда Hellhammer доживал последние дни; именно тогда Том написал Гигеру письмо. Навестить его он не решился. Хотя... "Он жил тогда в другом пригороде Цюриха, всего в 50 минутах ходьбы от нашей репетиционной базы!" - вспоминает Мартин. Гигер откликнулся, положительно отозвался об их творчестве и дал согласие при необходимости даже не продать, а подарить некоторые свои картины для их обложек! Он сказал - да, я понимаю вас... Это произнёс человек, недавно получивший Оскара и оформивший "золотой" диск Emerson, Lake & Palmer 'Brain Salad Surgery', в адрес безвестной группы, над которой потешались в то время все, кому не лень... Он единственный поверил в них, и после этого он стал для Тома Богом. Буквально. И на всю жизнь. Уже взрослый дядька и признанный артист он по-прежнему трепетал в присутствии Гигера, хотя и тесно с ним подружился! Ну, а вышедший в октябре 'To Mega Therion' украшала, как планировалось, картина Гигера 'Satan I'. И в какой-то степени это самой картине подарило новую, совсем другую жизнь!

Жизнь Celtic Frost тоже вроде бы наладилась. Сразу после записи в состав вернулся Эйн. Фишер позвонил Штайнеру и уволил его, а потом пошёл к старому приятелю и сказал - просто немыслимо играть с кем-то еще без тебя. Прости, мол, если чего не так... И они сошлись опять!

Вышедший в 1986 году миньон 'Tragic Serenades' не содержал ничего нового - хотя по-своему интересен. Это три ремикса, включая новые варианты тех самых двух песен, на которых Мартин сыграл на басу для 'To Mega Therion', только сведены они были заново, при помощи другого звукоинженера. Хорста Мюллера послали читать книги в берлинскую государственную библиотеку и пригласили вместо него знаменитого продюсера почти всех групп лейбла Noise - Харриса Джонса. Он работал ещё в одной известной берлинской студии, Musiclab. Но и с Джонсом они долго сотрудничать опасались. Боялись, что он поставит на их оригинальности крест, сделав им такой же стандартный "нойзовский" звук, как и для всех команд Вальтербаха. Так что в этот раз позволили "продюсеру" только двигать ползунки на пульте, а рот особо разевать не дали...

Кроме того, группа отыграла кучу концертов в Америке и Европе, на которых для уплотнения звука им помогали двое музыкантов из Coroner. Однако, их начинало несколько тревожить то, что они... продолжали бедствовать. При довольно плотном концертном графике и четырёх вполне сносно продающихся релизах. Они уже с подозрением косились на Вальтербаха, а тот отвечал им взаимностью.

Сeltic Frost
Into The Pandemonium, 1987 (Noise)

Mexican Radio
Mesmerized
Inner Sanctum
Sorrows of the Moon
Babylon Fell
Caress into Oblivion
One in Their Pride
I Won't Dance
Rex Irae (Requiem)
Oriental Masquerade


Том Габриэль Фишер — гитара, вокал
Мартин Эрик Эйн — бас-гитара
Рид Сент Марк — ударные
В таких вот условиях все нарастающего взаимного недоверия с руководством лейбла в январе 1987 года группа отправилась записывать свой самый известный альбом 'Into The Pandemonium' в Ганновер, на Остештрассе 36. В студию Horus, которая недавно (в 1979 году) открылась и была хорошо оснащена по тем временам. Однако не столько уровень оборудования привлёк ребят, сколько надежда на отсутствие мелочной опеки Карла, от которого в Берлине было бы просто не отделаться. Карлу же эта затея выходила, понятное дело, дороже.

Затем начались проблемы с продюсером. Группа изначально хотела пригласить Михаэля Вагенера (того самого, который создавал Accept вместе с Удо, но позже избрал иной путь и продюссировал альбомы Dokken, Metallica, Оззи Осборна, W.A.S.P. и так далее). В общем, это был человек с классическим хэви-металлическим вкусом, и когда он послушал пару демок Celtic Frost, то сразу отказался от совместной работы. Наверное, в этот момент Карл выдохнул с облегчением, ибо Вагенер был не из самых дешёвых вариантов...

Пока уговаривали Вагенера, запись началась вовсе без присмотра продюсера, потому как время в студии было забито. У Фишера и Эйна уже был, конечно, определённый опыт. Но всё равно они хотели подстраховаться и в какой-то момент стали просить самого владельца студии, Франка Борнеманна, взять на себя роль продюсера. Франк, кстати, тоже был мужик не промах - как-никак лидер Eloy, группы, которая в 70-е годы в Германии наделала шуму не меньше чем Pink Floyd! Но и он не взялся, так как в тот момент было уже записано слишком много материала. И единственным "третьим" лицом оказался простой звукоинженер Ян "Mann" Немек, впоследствии тоже довольно известный, но тогда не обладавший еще "должным весом". Томас говорил так: "Как инженер он знал, как правильно записать трэш... но понятия не имел, как надо записывать рожок или виолончель". Так что звук на альбоме поставили Фишер с Эйном - исключительно. Уж как сумели.

Но главной проблемой стал не звук, а Карл. После того, как ему сообщили, что для записи будут приглашены как минимум десять профессиональных сессионных музыкантов, он вконец расстроился. С одной стороны - расходы. С другой - он прекрасно понимал, что получится на выходе. Непродаваемый авангард! И он стал ежедневно звонить им в студию, сначала с уговорами лучше "сыграть что-нибудь современное, молодежное", а затем от уговоров перешёл к угрозам, и обещал через суд остановить процесс записи.

Но поступил хитрее. За спиной группы договорился о совместном туре с Anthrax, даты которого приходились как раз на середину периода записей, и как бы невзначай позвонил Тому. "Я вам тут отличный вариант пробил...". Он надеялся, что группа просто не сможет сказать что-то вроде: "Какой такой антракс-мантракс? Не видишь - мы тут 'Пандемониум' записываем!" Это было предложение, которое два раза не повторяют... По сути всё это мало что изменило, но закончен альбом был только в апреле.

И это был неслыханный для своего времени альбом! В то время метал-команды ещё не решались на такие "чудовищные" эксперименты. Помимо пяти дополнительных вокалистов и вокалисток (среди которых была и уже знакомая нам Клаудия-Мария Мокри) были приглашены две скрипачки, виолончелист, альт, не забыли и про валторну. Композиции "Rex Irae" и "Oriental Masquerade" наполнились мощными оркестровыми аранжировками. На "Rex Irae (Requiem)"использовали сочетание мужского и женского вокала, ставшее столь характерным для готик-метал групп лишь несколько лет спустя. Кроме того, здесь слышны весьма необычные гитарные партии. Их исполнил друг Мартина и Тома, гитарист одной малоизвестной цюрихской группы и уже более известный как художник Андреас Доблер. Большой любитель музыки 60-х, он использовал полуакустические гитары марки Gretsch с весьма своеобразным звуком... Позже он, правда, он поменял инструмент - на кисточки и мольберт.

С другой стороны, часть композиций была далека как от типичного метала, так и от классики. Открывает альбом "Mexican Radio" - кавер на хит 1983 года американской группы новой волны Wall Of Voodoo. И это, судя по всему, в большей степени идея Мартина. Его тогдашняя короткая, но сильная любовь к коллективам новой волны типа Bauhaus, Siouxsie And The Banshees и Joy Division, сказалась также на композиции "Mesmerized". Да и "I Won't Dance" явно не избежала этого влияния, хотя формально "висела" на совести Томаса. Сам он, впрочем, оказался еще радикальнее своего друга, нашпиговав сэмплами "космический" трек почти в стиле EBM - "One In Their Pride". Сегодня он, может, и не удивляет, особенно если заранее знать, что Томас - ярый фанатик космических технологий и сам занимается ракетным моделированием, даже состоит в какой-то международной команде... Но тогда... это был реальный прорыв за пределы метал-стратосферы!

Франк Борнеманн, слыша всё это и с тоской вспоминая золотые денёчки своего не менее авангардного коллектива Eloy, не удержался и тоже внёс свою лепту. Он отыскал ребятам для вступления к "Caress Into Oblivion" превосходный сэмпл пения муллы в своей обширной звуковой библиотеке; впрочем, сама идея принадлежит Мартину. Также коллега Франка по Eloy и опытный сессионный музыкант, гитарист Ханнес Фольберт, по просьбе Франка помог Тому и Мартину в работе над треками "Rex Irae" и "Oriental Masquerade", а потому даже указан их соавтором.

Самые тяжелые композиции альбома, "Inner Sanctum" и "Babylon Fell", были сочинены еще в 1985 году, сразу после записи 'To Mega Therion'. При этом часть текста "Inner Sanctum" позаимствована из пары стихотворений (1837 и 1841 года) англичанки Эмили Бронте, более известной довольно циничным романом 'Грозовой Перевал'. А жаль - стихотворения у ней действительно замечательные. Особенно про оленя мне нравится: "Я проходила через лес, где вечер бросил тень. Там в тесной чаще умирал подстреленный олень"... Ну, в общем, вы поняли - тема невесёлая.

Ну что дальше? Бодлер, конечно! Цикл 'Цветы Зла', "Tristesses De La lune" - "Лунная печаль" - "Сегодня вечером луна, ленясь, мечтает, как бы красавица, что на тахте своей рукой рассеянной и легкою ласкает, ещё не задремав, округлости грудей". Так вот, протодумовая композиция "Sorrows Of The Moon" - то же самое стихотворение, только на английском языке.

Классики мало не бывает! Они решили довершить картину классической обложкой. И на сей раз избрали классика живописи Босха, а не авангардиста Гигера. Верно, так им показалось уместнее. "Это всегда было целью нашей группы - чтобы оформление альбома и его музыкальное содержание сливалось в сознании слушателя в нерасторжимое целое" - говорит Том. "Нерасторжимой с содержанием альбома" они сочли тогда самую известную картину Босха - "Сад Земных Наслаждений".

Спросить разрешение на её использование им не удалось - Босх умер 9 августа 1516 года, а картина с 1939 года висит на всеобщем обозрении в мадридском музее Прадо. Да и не понял бы он, чего от него хотят. Ведь он свои картины никак не называл и не датировал, подписывал и то изредка. Эту назвали "Садом Земных Наслаждений" уже лет через 250 после смерти Босха. А он вообще не парился по поводу "авторских" и прочего. Смолоду прагматично женившись на богачке, он мог позволить себе до самой смерти переносить на холст самые безумные свои видения "ради прикола", нисколько не заботясь о коммерческой стороне дела.

Работа, известная нам как "Сад Земных Наслаждений", была создана по заказу Генриха III Нассау-Дилленбург-Дица (не путайте его только с королями Англии и Франции; вообще, советую вам быть аккуратнее с Генрихами, ибо их в европейской истории - тьма). Считалось ранее, что этот частный заказ был выполнен к 1504 году, теперь многие полагают, что Босх закончил его буквально за год до смерти. Впервые в исторических документах "Сад..." упомянут в 1517 году как часть интерьера родового дома Нассау в Брюсселе. Это был триптих. По большей части триптихи (такие огромные трехстворчатые картины на дубовых панелях - складни) писались тогда для церковных алтарей, чаще по определенным правилам иконописи. Но этот иконой не был. В доме Нассау его использовали типа как телевизор - для развлечения гостей.

Сперва его показывали посетителям в закрытом виде. Правая и левая створки закрывали среднюю часть, и на их обратной стороне можно было созерцать уже опустошенный (или ещё пустынный) унылый мир земной. Традиционно рисунок на обороте створок выполнялся в технике гризайль - говоря современным языком, он был монохромным. А когда гости допивали первый бокал вина и доходили до определенной кондиции, слуги распахивали створки и... все надолго замирали, потрясенные безумным разнообразим форм, красок и деталей. Да, картины Босха можно изучать часами! Поверьте - этот тот самый случай, когда ни самые лучшие альбомы с репродукциями, ни интернет не заменят вам оригинала. Разве только полноцветная и полноразмерная хорошая копия, может быть. И я сам убедился в этом лично...

Не стану описывать триптих целиком - это тем более бессмысленно. Известно, что Том и Мартин решили использовать для оформления альбома только верхнюю часть правой створки, которая условно известна как "Ад". И не просто "ад", а "Ад Музыкантов"! Демоны среди пылающих зданий с фрагмента "Ад Музыкантов" - всё это как нельзя лучше сочеталось с их безумной музыкой и самим названием альбома, 'В Пандемонии'. То есть в самом греховном и развратном месте подземного мира, столице ада Пандемонии, которая описана в поэме Джона Мильтона 'Потерянный Рай'. Ах, ах... опять классика!

Кстати, в период работы над альбомом уже было разработано новое лого группы, но его разместить на обложке не успели, оставили старое. Вообще, Том уверяет, что они много чего тогда не успели, не доделали и не воплотили должным образом. По вине Карла и его подручных... "Они возненавидели этот альбом, его оформление, они убрали тексты песен, изменили их порядок, уговаривали инженера за нашими спинами свести всё по-другому" - вспоминает Томас Габриэль Фишер.

Альбом увидел свет 2 Ноября 1987 года и поначалу ничего не происходило. Никакого "движняка". Разве что только Карл довёл Тома до белого каления своими высказываниями во время презентации диска в офисе SPV, где он произнес: "Почему бы вам лучше было не записать что-нибудь в духе Exodus и Slayer?". В это время Том был уже готов бить Карлу морду. Тот стал избегать общения с ним и не отвечал на его звонки. Бывшие работники офиса Noise вспоминают наступившие вскоре деньки, когда Том в ярости прибегал в офис и гонялся за Карлом, требуя погасить долги за студию. Дошло до того, что в Берлине к каждому визиту Тома готовились как в сорок пятом... Вражда Тома и Карла стала абсолютной.

Карлу не просто не нравилась музыка группы. Он считал релиз не имеющим перспективы и потерянным. Отказался снимать клип на "Mexican Radio", рекламу урезал до минимума. А отсутствие реакции на альбом сначала как-бы подтверждало, что он прав.

"Время... альбом просто опередил свое время" - сетует Том. Сначала рецензии были отрицательными. Затем удивленными. Постепенно тон их поменялся на восторженный, и через полгода после релиза продажи резко возросли. А сегодня этот альбом, "впитавший" столько классики, и сам считается классикой!

Однако тогда он не сделал своих создателей ни богаче, ни счастливее. Более того, вскоре после его выхода группа была абсолютно сокрушена. Было так: они отправились в турне по Европе, а затем в Америку, взяв в состав еще одного гитариста, американца Рона Маркса. Турне было очень успешным, залы были полны. Но...

Маркс вспоминает, как однажды утром, во время тех американских гастролей, Том вернулся из магазина, где потратил последние деньги. Их хватило только на банку тунца и последний номер популярного метал-журнала. На обложке красовались... Celtic Frost! "А в это же время мы голодали. Реально умирали от голода. Карл не высылал нам ни цента" - свидетельствует Рон. Конечно, такая ситуация возмущала Тома и Мартина, они буквально осаждали Карла телефонными звонками, начиная их с утра и останавливая буквально только за пять минут до выхода на сцену. Ничего не помогало. Обстановка в группе стала крайне напряженной.

Они решили дотянуть тур до конца, а затем подать на лейбл в суд. Едва закончился последний концерт в Далласе, как стало ясно - группе конец. Рид Сент Марк и Рон Маркс своих подписей на контракте с Noise не ставили и биться им было не за что. Никто не говорил уже про новый альбом. В глаза друг другу не смотрели. Будущее не обсуждалось. Так что Рон просто занял денег на автобус и покатил домой, в свой Питтсбург. Рид Сент Марк тоже уехал, но затем всё-таки попытался помочь Тому и Мартину.

Для судебной тяжбы он нашел им в Нью-Йорке адвоката, Боба Доннелли, и "сосватал" нового менеджера, своего друга Кристофера Брукнера. Тем временем Мартин и Том улетели в Цюрих даже без инструментов - их они оставили в залог туровой команде, с которой не смогли расплатиться. Инструменты им удалось выкупить лишь через несколько месяцев...

Как только начался судебный процесс, была остановлена вся деятельность группы - концерты, записи, съемки, рекламные компании. 14 месяцев нервотрёпки и полное фиаско. Том признает: "Лейблу отошли все наши издательские права и права на продажу товаров с символикой группы, а нам отдали лишь малую часть наших авторских гонораров. Тяжба... полностью уничтожила нашу группу". Да, это так. Потому что после этого они с Мартином тоже расстались и долго-долго не общались...

История Celtic Frost, правда, на этом не закончилась, и в ней ещё было много всякого. И в этой истории, как обещали сами её герои в 80-е годы, должен был вообще-то поставить точку так называемый "финальный альбом". "Мы всегда утверждали... что если мы запишем альбом под названием 'Necronomicon', то он окажется абсолютно последней работой Celtic Frost - после него последует окончательный финал" - уверял в одном из интервью Эйн.

'Necronomicon' так и не был записан. А точку, увы, поставила жизнь.

Точнее – смерть...