Christian Death

Christian Death

Статья.

Автор: Юра „Хирург“

Под этим названием долгие годы работали два совершенно разных состава, два харизматических лидера вгоняли публику в экстаз, два лагеря фэнов спорили, кто есть истинный мессия стиля death rock…

Christian Death

Лень и скука - главные двигатели прогресса. Только ленивый мог изобрести колесо, а Розз Уильямс создал в калифорнийском городке Памона группу The Upsetters… Зачем? “Я полагаю, от скуки, главным образом, - вспоминает он. - Я всегда интересовался музыкой, и однажды почувствовал, что пришло время делать ее самому, и появился на панк-сцене в 1979 году”.

А знаменитое название группы, ставшее яблоком раздора, вокруг которого ходило столько кривотолков и мрачных слухов - это просто стёб над известной торговой маркой Christian Dior и ничего более… В этом – весь Розз! Он всегда поступал спонтанно, подчиняясь чувствам и не заботясь о чужих мнениях.

“Тогда мне надо было пересмотреть свою систему ценностей, доставшихся от строгих набожных родителей, избавится от некоторых её элементов - что-то вроде изгнания дьявола". Изгнал ли он из своей системы ценностей дьявола или кого-то еще (по ошибке) - это вопрос, который всегда возникал у той части публики, которую не выворачивало наизнанку немедленно при просмотре его апокалиптических шоу с распятием дохлых кошек... Розз выступал в женском платье, Розза распинали, Розз рвал Библию, Розз провоцировал публику на драки… И Розз стал, наконец, культом - ещё до выхода первого альбома ‘Only Theatre Of Pain’ (1982). Розз тащился тогда от панков - Germs, Alley Cats. И весьма уважал Боуи и T-Rex. А готика? “В то время я не имел четкого понятия о готической сцене. Я не слышал ни Bauhaus, ни прочих. Я только знал, что такие группы есть”, - признаётся Розз.

Второй участник истории – Вэлор. Этот не менее талантливый музыкант всегда видел цель и знал, как её достичь. В 1981 году в он начал свою музыкальную деятельность в составе перспективной группы Pompeii 99. В 1982 году они уже выпустили альбом и приняли участие в концерте со знаменитыми Public Image Limited. Вэлор был наслышан о Christian Death, очарован их имиджем и названием. Christian Death! Это как нельзя лучше подходило к его музыкальной концепции. Вэлор достал Розза, пригласив его на презентацию своей пластинки, и они долго беседовали о том и о сём. Вэлора не впечатляли музыканты Christian Death, ему нужно было название и в какой-то мере - сам Розз.

Тем временем у Christian Death появилась куча проблем, в основном из-за наркотиков. Постоянные смены состава вели группу к краху. Тут на них вышел Янн Фарси (лейбл Invitation to Suicide). Он купил лицензию на ‘Only Theatre Of Pain’ и считал, что будет круто, если группа поедет во Францию с туром, и обещал им авиабилеты, кучу концертов, денег и студию. Розз уже полгода сидел на шее у матери и уволил всех своих музыкантов. Он позвонил Вэлору и спросил, не хочет ли его группа составить им компанию. И согласился, когда тот предложил ему сделать для тура одну группу с двойным названием - Pompeii 99/Christian Death. В состав, кроме прочих, вошла вокалистка и клавишница Житан Демоне…

Но денег они не получили, а концертов было слишком мало, чтобы выжить. Группа сидела в Париже без гроша и питалась раз в день, в основном - извинениями Янна. Но в итоге тот организовал им студию в Уэльсе, настояв на названии Christian Death - из практических соображений. Многие не хотели этого, особенно Розз: "Оно вызывает у меня слишком много дурных воспоминаний". Вэлор же был двумя руками за Christian Death и даже стал выдумывать для этого всякие религиозно-философские обоснования. Вскоре в Rockfield Studios они записали ‘Catastrophe Ballet’ (1984). После этого два месяца они влачили жалкое существование, ухитряясь жить на 5 баксов в день. Розза это утомило, мама выслала ему денег на билет, и он улетел домой в Калифорнию. Группа осталась без вокалиста, и все сочли поступок Розза просто свинским. Через несколько месяцев они заработали себе на билеты домой и, прилетев в Лос-Анджелес, записали новый альбом - ‘Ashes’. В июне 1985 года, дав последний концерт, Розз сказал: "Не хочу больше иметь ничего общего с Christian Death”. И ушёл.

При этом он запретил использовать оригинальное название. Но Вэлор возразил ему: “Все вложили в группу кучу времени и денег, я лично отдал на наше первое турне всё, что сэкономил во время учёбы в университете”. В турне в поддержку ‘Ashes’ Вэлор и Ко отправились, естественно, как Christian Death. Розз разозлился, узнав это. К тому же у него кончились деньги, поэтому в 1988 году состоялся тур возрожденных им Christian Death. Таким образом, групп стало две.

Розза бесило и то, что Вэлор распустил слух, будто он покончил собой. Публика не верила, что видит перед собой настоящего Розза Уильямса! Тогда же некто звонит в клуб в Нью-Йорке, где выступала группа Розза, и вынуждает администрацию запретить им выступать под названием Christian Death. Розз просит позвать к телефону его, если позвонят опять. “Он позвонил - это был Вэлор. Всё время, когда он звонил до этого, он представлялся адвокатом Christian Death… Он начал пудрить мне мозги, будто он подумал, что это кто-то ещё пытается выступать под таким названием, и не знал, что это я”.

Вэлор рассказывает ту же историю иначе. С удивлением узнав о предстоящих выступлениях неких лже-Christian Death в одном из клубов, он позвонил владельцам узнать, не попались ли они на удочку мошенников. Они пригласили к телефону фронтмена: “К телефону подошёл Розз и я спросил: "Что ты вытворяешь"? Он стал оправдываться: "Послушай, мне деньги нужны, я вынужден был так поступить, ты сам знаешь, мне это дерьмо Christian Death не нужно. И продолжать я не намерен". Так прямо и сказал. А я ответил: "Теперь ты послушай. Ты отравляешь мне жизнь. Когда ты сбежал из группы, мы оказались в катастрофической ситуации, и нам пришлось рвать жопу, поправляя дела. И я не хочу, чтобы ты опять всё обосрал".

Розз, казалось, уступил тогда название Christian Death Вэлору и занялся более серьезным и неординарным творчеством: Shadow Project (вместе с супругой Евой О), Premature Ejaculation и Heltir. Он не остался в рамках готического рока, а применял самые изощренные и авангардистские музыкальные приемы - тут были и драматические чтения, и дарк-эмбиентные эксперименты.

Вэлор продолжает работать с Christian Death с альбомами, наиболее известные из которых – ‘Atrocities’ (1986) и ‘Sex, Drugs & Jesus Christ’ (1989). Затем из группы уходит Демоне, и музыка становится все менее привлекательной, а обстановка усложняется. Дело в том, что Розз в начале 90-х появился на горизонте как Christian Death опять! Состоялось несколько шоу при участии Евы О, выпущены альбомы ‘Sleepless Night’ и ‘Iron Mask’. В довершении этого - дорогостоящий последний концерт в оригинальном составе в июне 1993 года, изданный как ‘Iconologia’. Затем Розз вел обычный богемный образ жизни, страдал от безденежья, развлекался, устраивая street performances и практикуя безобидные магические ритуалы. Он с трудом отвык от героина и по-прежнему участвовал в своих весьма оригинальных проектах. Его окружение манипулировало им в своих интересах - а ему было совершенно на всё плевать. С благословения Розза, не имевшего на это законных прав, в 90-х годах на американской фирме Cleopatra стали делать его альбомы под именем Christian Death. В результате лейбл напоролся на иск, потерял определенные деньги и отыгрался на Роззе, не заплатив ему ни цента за эти альбомы, среди которых, стоит признать, прошла и масса откровенно халтурного материала. Вэлор вспоминает: “Честно говоря, у него никогда не было деловой хватки, и поэтому он всегда бедствовал. Ему просто нравилось жить. Он развлекался и получал удовольствие - "живи сегодня, а то завтра сдохнешь" - вот его девиз”. 1 апреля 1998 года Розз Уильямс был найден мертвым в своей квартире в Лос-Анджелесе. Он повесился, не оставив предсмертной записки. Ему было 34 года. Тут Вэлора буквально достали: “Теперь Демоне поносит меня в газетах… Она спелась с типами вроде Уильяма Фейта, который принимал участие в лже-Christian Death. Но я даже никогда не встречал большинство из этих людей, не знаком я ни с Евой О, ни с Фейтом, а они организовали целую травлю и обзывают меня засранцем! Демоне не нашла ничего умнее, как начать обвинять меня в гибели Розза, и в том, что я присвоил его успех. Это в большей мере касается её!” Всем этим легко объяснить трехлетнее затишье в деятельности Вэлора. Возвращение с ‘Pornographic Messiah’ (1999) снова сопровождалось скандалом. Завод в Дании, где должны были печатать альбом, отказался делать это из-за обложки. А еще, подлецы, они всех предупредили об этом, и никто не хотел брать заказ. В итоге согласились только англичане - Jungle rec. Альбом распродался моментом, но тут магазины начали бойкотировать его; в Германии его запретили, затем в Голландии… Во Франции история повторилась, и его нигде нельзя было найти месяца четыре. Затем скандал на июньском концерте в клубе Camden Underworld в Лондоне – драка с техперсоналом на сцене и беспорядки в зале. Басистке Мэйтри тогда сломали гитару, и пострадало кое-что из электроники. Розз Уильямс мог бы гордиться своими последователями!

К альбому ‘Born Again Anti Christian’ (2000), вышедшему несколько месяцев назад, лирику помогала писать вышеупомянутая Мейтри. Альбом полгода записывали в Штатах, Англии, Голландии и Мексике. Вышел он в Англии на Candlelight, которые практически одновременно также переиздали ряд старых работ группы. Характерно присутствие в составе барабанщика "Was" (Уильяма Саргисона) из Cradle of Filth и The Blood Divine. Это - безумный коктейль из музыки, поэзии и искусства представления. А представление – важнейшая часть творчества Christian Death, и в подтверждение этого они провели фантастический тур по Европе с 20 ноября по 17 декабря прошлого года вместе с Cradle Of Filth.