Интервью с группой Clawfinger: тут примчались санитары...

Clawfinger

Рассказывает Зак Телл

Автор: Юра „Хирург“

Ну вот! Материалы в нашем журнале настолько гениальны, что за нами уже приехали! Это старший санитар Зак Телл (более известный как вокалист и автор текстов шведской группы Clawfinger), а также санитары Ёке Ског (по совместительству - клавишник) и санитар Бард Торстенссон (на досуге - гитарист). 'Жизнь тебя прикончит' ('Life Will Kill You') - пугают они нас названием нового альбома, и им можно верить – все-таки медперсонал!

Зак Телл

- Зак, ведь ваши имена уже не числятся в списках персонала стокгольмской больницы "Розенлунд", в которой вы и правда проработали все вместе почти пять лет?

«Нет, конечно! Мы все уволились ещё в 1993 году, когда группа стала набирать обороты. И никогда не думали туда возвращаться, да и вообще больше на работу не устраивались. Нам хватает и так – те деньги, что мы зарабатываем музыкой, мы тратим очень разумно – не покупаем лимузины, не строим площадки для гольфа и не спускаем на наркотики. Мы нормальные, адекватные люди с нормальными жизненными ценностями».

- И верно, работа - не санитар леса... Но почему 'Жизнь тебя прикончит'? Что ты, как автор текстов, имел в виду?

«Ничего конкретного, просто играл словами… Почему именно этими? Как-то вышло, что в последние дни о смерти я размышляю часто, и поэтому большинство песен с альбома именно о ней, лишь несколько – о жизни. Но тоже как о пути к смерти».

- Декаданс, однако… А раньше от всех ваших работ веяло бунтом, социальным протестом!

«Просто у меня есть своя точка зрения на все события и возможность её высказывать. Я вырос на творчестве Crass, Dead Kennedys, Public Enemy и Sex Pistols. А они не боялись затрагивать болезненные темы, открыто обвинять власти, делать все по-своему – это лучше, чем петь о попойках, блядках и танцульках. Когда я был моложе, то был активным участником движения против использования натурального меха и кожи (его активисты обливают краской шубы на прохожих – прим. Srgn), входил в «Гринпис» и так далее. Сегодня эти методы устарели и не эффективны. И я использую группу для выражения своих идей, а не хожу по демонстрациям, крича лозунги».

- И ты высказываешь какие-то определенные политические идеи?

«Я не имею политической окраски, я не правый и не левый. И вообще, слепая вера в непогрешимость того или иного политического направления – глупость. Опасная глупость. Смертельно опасная! Думаю, надо больше доверяться собственному чувству справедливости. И относится к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Я никого не зову на баррикады, я могу лишь заставить людей задуматься, а дальше всё зависят от них – нельзя решать и действовать за кого. Вообще, причины нашей музыкальной деятельности – сугубо эгоистические, мы просто группа людей, которым нравится играть музыку вместе, это наш способ заработать себе не жизнь, это работа – но это лучшая работа на земле, которую мы могли себе пожелать, и мы её любим. Хотя она очень трудна!»

Clawfinger- Каким же образом вы трудитесь над созданием альбома?

«Экспериментальный подход – норма нашего творчества. Никогда в начале работы над песней мы не представляем в полной мере, каким будет результат! Обычно все идеи появляются где попало и как попало, но в основном это бывает некий гитарный рифф или неожиданный мотивчик, а потом на эту основу мы «наращиваем» все прочее. Редко, но бывает, что я сначала пишу тексты, а потом уже к ним сочиняется музыка. И бывает даже, что из голого ритма рождаются песни, буквально из барабанного боя! Начинается все по-разному, но это всегда потом долгий и кропотливый процесс. Над последним альбомом с нами работали ещё и приглашенные музыканты – но это не какие-то знаменитости, которые обычно выполняют роль «свадебных генералов», а друзья, чья помощь действительно оказалась нужна. Например, для партий виолончели, программирования ударных иди дополнительного вокала».

- А что касается оформления альбома (увеличенный во всю обложку стикер, предупреждающий о содержании ненормативной лексики)- это что, какой-то рабочий вариант? Больно просто...

«Нет, это финальная версия. Может, и простовато, но все же сложней, чем на черном альбоме Metallica или на белом альбоме The Beatles! Это была моя идея. Меня давно уже тошнит от этих «металлических» картинок с тупыми качками, грудастыми бабами, летучими змеями и так далее. И я решил применить противоположный подход. А ещё мне показалось, что это будет стильно смотреться на футболках. Да и в музыкальном магазине бросится в глаза – именно из-за простоты».

- Каких ещё сюрпризов нам ждать от альбома?

«Мы снова двинулись в сторону более агрессивного, мощного звука - 'Hate Yourself With Style' был более лаконичным и суховатым по сравнению с предыдущими альбомам, там мы как-то позабыли о мелодиях, о нашей первоначальной атмосфере – всё это мы теперь восстановили на 'Life Will Kill You'! Кроме этого большой разницы не будет – мы все те же ребята, которые играют всё ту же музыку, полагаю, мы внесли только чуть больше разнообразия и каждый найдет для себя какой-то любимый момент».

- Вашу музыку иногда характеризуют как "рэп-метал"... Ты с этим согласен?

«Да мне плевать, как это назовут. Мы используем очень много всяких стилей, очень многое в музыкальном отношении вдохновляло нас за все эти годы. Да, немного рэп, немного метал, но и куча другой музыки, десятки разных групп и стилей! А с другой стороны, это и позволило нам стать оригинальными – и для нас, как видишь, понадобилось какое-то новое определение. Но 'Life Will Kill You' ещё раз докажет, что дать его трудно, и "рэп-метал" это явно упрощение. Сказать «кроссовер» будет вернее».

- Ещё одна важная часть вашей работы - это концерты. Гастрольные графики у вас весьма напряженные!

«Да, это тяжело. Помню, накануне одного концерта в Венеции мы все переругались, и я со зла прыгал по сцене со всей силы. В итоге кончилось тем, что я проломал-таки доски и по шею ушел под сцену! А ведь это Венеция, город на воде, никогда не известно, куда провалишься! А наш гитарист Бард с горя напился тогда, и концерт несколько раз останавливали, а со сцены его просто пришлось уносить. Ну, что поделать - много ездили, устали, надоели друг другу. Такое бывает».

- А чего еще бывает? Я, например, что-то там такое читал о вашем выступлении на каком-то конкурсе, где вы вышли на сцену в каких-то клоунских нарядах, одетые как "свинья-копилка, цветок и корова"...

«Это Jagermeister Rockliga, соревнование на деньги спонсоров (одноименной компании, производящей алкоголь, в частности - знаменитый биттер), своеобразный конкурс между группами, организованный наподобие футбольного чемпионата – с финалами, полуфиналами и призами. Мы все это прошли и вдруг выиграли! Хотя всерьез всё не воспринимали – довольно глупая идея сравнивать группы таким образом, ведь они такие разные. Мы просто плыли по течению, развлекались как могли и использовали этот шанс дать ещё несколько хорошо организованных и разрекламированных концертов. Что касается наших костюмов, то почти каждый раз нам приходилось выступать вместе с Leningrad Cowboys, а они часто наряжаются по всякому – вот мы, можно сказать, и сделали нечто вроде небольшой пародии на них».

- Сколько народу вы обычно собираете, где и как вас принимают?

«Всякое бывает. Однажды мы развлекали 35 зрителей в маленьком клубе во Франции, а в Цюрихе на нас пришло 1500 человек! Что касается приема, то чем ближе к югу Европы, тем народ темпераментнее и раскованнее, то же самое наблюдается при движении на восток».

- Говоря о востоке... Вы ведь не раз бывали и в нашей стране. Как впечатления?

«В целом условия для работы хорошие. "Аппарат" нам всегда ставят как положено, и кормят, и поят – само собой – все, как полагается. Мне вообще нравится ваше гостеприимство, организаторы обычно делают все, чтобы группа чувствовала себя как дома и поэтому всегда хочется вернуться. Но только... как вы пьете водку! Как воду… Мы каждый раз, чтобы никого не обижать, тоже не отказываемся – но разве за вами угонишься! Всё время только напиваемся и выходит бардак».

- Ну, это позитивные впечатления... А негативные есть?

«Больших причин испытывать недовольства у меня нет. Так, кое-какие детали... Скажем, площадки для выступлений. Они у вас очень странные – как правило, это какие-то старые театры или подвалы, слегка приспособленные к концертам. Частенько в углах можно отыскать статуи Ленина, запыленные и облупленные. Несколько смущает и то, что многом людям ещё свойственно коммунистическое шаблонное мышление, какой-то стадный инстинкт, смешанный с коллективной безответственностью (меткое замечание, на самом деле это древнерусское философское течение и называется оно "похуизм" - прим. Srgn). Хотя многое меняется к лучшему. И с первого визита – а это было ещё в 1998 году - очень заметно! Сейчас люди более свободны, более открыты. И ещё... Служба безопасности на концертах действует порой очень уж... опасно, что ли. Очень яростно обороняет сцену! В последний раз во время концерта меня черт дернул прыгнуть в толпу, так охранники едва пустили меня назад. Не хотели, пока точно не убедились, что это действительно я, а не просто кто-то из зала. А ведь паспорт с визой я, прыгая, с собой не захватил!»

- Ну да, стражи порядка у нас суровы... Тут тебе и паспорт не поможет! Как у Маяковского "не повернув головы кочан и чувств никаких не изведав, берут, не моргнув, паспорта датчан и разных прочих шведов". А вообще у нас, если что, бьют по роже, а не по паспорту. Но, в конце концов, важно какой прием вам окажут наши фэны! И прежде чем дать тебе последнее слово позволю себе анекдотец… Подобрали санитары паренька убитого... А он им из последних сил - "Передайте нашим, что если из гранаты выдернуть чеку... Она взорвется!" Так что мне передать нашим?

«Что мы любим русских металлистов! Они и сами «отрываются» на наших концертах, и нам доставляют этим огромное удовольствие, мы в полном восторге. Скажу прямо - о таком приеме, какой обычно бывает у вас, мы даже не мечтали...»