Интервью с группой Communic: на службе мирового прогресса

Communic

Рассказывает Оддлейф Стенсланд

Автор: Юра „Хирург“

Прогресс сделал электрические розетки недоступными для большинства детей - теперь умирают самые одаренные... Этот известный анекдот заставляет задуматься о пользе прогресса. К примеру, каждые несколько месяцев появляется новый процессор или очередная модель мобильного телефона. Что же делать со старыми, ведь они ещё работают? Ум понимает – нести на свалку. А душа болит - ведь труд вложен, сырье израсходовано, природа при производстве загажена. Между тем, новых товаров все больше, сроки их поступления на рынок всё меньше. И неплатежеспособный (или просто задумавшийся) потребитель становится лишним звеном, которое мешает плодам прогресса как можно быстрее оказаться на помойке. Так кто у кого находится на службе – прогресс у нас или мы у него?

Oddeleif Stensland

А прогресс все шагает по планете - семимильными шагами. Вы посмотрите, что он сделал с Африкой - он просто ее перешагнул! Столь же анекдотическая ситуация складывалась в связи с достижениями в области тяжёлой "прогрессивной" музыки в Норвегии. Я долго напрягался, пытаясь припомнить достойные тамошние команды в подобном стиле, но на память не пришло ничего значительнее Ark и Conception. Но я не вспомнил бы про Норвегию в этой связи вообще, не попадись мне новая пластинка тамошней группы Communic ‘Conspiracy In Mind’. И показалось мне - скоро все станет иначе... Так это или не так - нам поможет понять гитарист и вокалист этого коллектива Оддлейф Стенсланд.

- Наблюдается ли прогресс на прогрессивной сцене Норвегии?

«Пожалуй! Есть несколько достойных молодых норвежских групп, подписавшихся на лейблы в других странах. Это Pagans Mind, Tоmmermen, Anti Depressive Delivery, Circus Maximus. Все они готовы завоевать эту сцену, а благодаря их музыке Норвегию смогут нанести на мировую карту прогрессивной музыки».

- Но, по сложившейся традиции, от твоих земляков ждут несколько иной музыки - блэка, например...

«Да, Норвегия чаще упоминается в связи с экстремальной сценой, так что для других направлений уже и места не остается – приходится из шкуры вон лезть, чтобы тебя заметили. Хотя такая экстремальная музыка, как блэк, мне нравится. Всё равно все движемся примерно в одном направлении. Что касается нас, то мы просто играем то, что нравится, и не заботимся о том, чего ждут от нас остальные».

- Но как у вас лихо все получилось! Всего год как на сцене - а уже работаете с солидным менеджментом, имеете контракт с крупным лейблом и выпустили поразительно качественный дебютный альбом...

«Да ведь мы на сцене уже довольно долго! Более десяти лет играли в разных группах, делали и рассылали демо-записи, которые все игнорировали. Мы возлагали большие надежды на запись, сделанную в начале 2004 года под маркой Communic, постарались сделать все как можно профессиональнее. И это сработало, хотя и недёшево обошлось нам - уже спустя месяц нами занимался новый менеджмент, который верил в нас, появились несколько предложений от разных лейблов и, наконец, контракт с Nuclear Blast. Мечта стала реальностью!».

- А что за группы, в которых вы играли до Communic?

«Это Ingermanland, мой прежний проект. Там со мной играл басист Эрик Мортенсен, одновременно участвуя в группе Dimension Psychosphere. Потом, Scariot – ещё один состав, в котором я пел. Здесь я впервые встретил Тора Атле, он был барабанщиком. Мы выпустили классный диск, съездили в турне, но мне хотелось играть на гитаре и сочинять, а в Scariot этого мне делать не давали. Я создал Communic и предложил Тору присоединиться ко мне, а Эрик появился, когда распались Dimension Psychosphere. После того, как нам удалось заключить контракт, я завязал со Scariot. Так что пришлось и им разойтись».

- Почему вы решили доверить дело постановки звука такому продюсеру, как Якоб Хансен, который известен работами в довольно экстремальных стилях - трэш, дэт, модерн-метал?

«Да, альбом действительно был записан Якобом Хансеном в Дании, в его студии, в местечке Рибе. Это и так маленький городишко, а студия вообще вынесена к чёрту на кулички. Но какая там техника! До этого мы работали в мелких местных студиях, так что у Хансена, среди его оборудования, пережили настоящий культурный шок. Я сознательно отдал альбом Хансену - тщательно изучил все его работы, подумал, подойдёт ли он нам. И пришел к выводу, что он сможет многое дать нашей музыке, придаст ей особую весомость и значительность. И мы добились того звука, который я хотел, хотя ты прав - Хансен обычно имеет дело с более экстремальной музыкой».

- Ваш клавишник Петер Йенсен (ex-Sinhonia) тоже датчанин. Не далековато ли ему ездить на репетиции?

«Действительно, он живёт в Дании, что создает проблемы, но пока всё решается - он отработает с нами тур и, возможно, сыграет на следующем альбоме. А репетировать нам постоянно вместе и не надо, достаточно просто встретится за недельку до тура. Конечно, можно найти кого-то из местных ребят, но с Петером все так замечательно звучит… Сочиняем музыку мы втроём, без него, так что тут проблем тоже нет».

- Диск записан в Дании, клавишник из Дании, видео, как я слышал, там снято... Что за болезненная тяга к этой стране?

«Да, мы записали диск в Дании, и Петер датчанин, но видео мы снимали не там... Ещё в Дании штаб-квартира нашего менеджмента, так что действительно можно всякое подумать. По правде, Дания очень милое место, пиво дешевле, и вообще, как-то свободнее дышится по сравнению с Норвегией – я имею в виду цены на алкоголь. А живём мы на юге, так что до Дании нам – рукой подать».

- А где снято видео?

Communic«Тут, в Норвегии, в подземном бункере, который использовали во время Второй Мировой войны. Там был госпиталь. У нас тут немало подобных крутых мест, но большинство из них теперь затоплено водой и полуразрушено. Снимали клип ребята с LowLife Media, они же работали с группами типа Exodus и Primal Fear, так что все очень профессионально».

- Как появилось название группы - Communic?

«Вначале оно выглядело так - "CommunicHate" (что-то вроде "СоедиНенависть" - прим. Srgn). В то время я был расстроен, что никому не нужна моя музыка, всех ненавидел за это, но потом все изменилось, наладилось, ненавидеть стало некого, ха-ха... Так что я убрал кое-что, вышло "communic" - как сокращение от communicate (соединять) или communication (соединение). Мы же связываем людей нашей музыкой, создаем некий объединённый металлический круг».

- А название твоей первой группы, Ingermanland... «Ингерманланд» - это же название русского линкора! Первый корабль под таким названием заложил Петр I в 1712 году. А на последнем, шестом по счету, даже нес службу русский композитор Римский-Корсаков - в чине лейтенанта. Один из этих линкоров разбился у берегов Норвегии. Так речь действительно о нём?

«Никто раньше не спрашивал меня про это! Но тут есть своя история. Название Ingermanland для меня связано с одним из наиболее трагических кораблекрушений, которые случались когда-либо у берегов Норвегии, ведь произошло это у нашего родного городка - Мандаль. Но я и не знал, что было много кораблей с таким названием, пока ты не сказал мне! Надо посетить ваш Санкт-Петербург и узнать больше про "Ингерманланд". Прикоснуться к истории, так сказать. А это действительно волнующая история, и я собираюсь создать на эту тему несколько песен для будущего альбома... Сама трагедия произошла более ста пятидесяти лет назад. Корабль был построен в Архангельске и 6 июня 1842 года спущен на воду. Затем был приписан к балтийскому флоту и отправился в плавание из Архангельска в Кронштад. Он был трехпалубным, 74 пушки. На борту - 893 человека, включая гражданских лиц, женщин и даже детей. Через пять недель после отправления из Архангельска, двигаясь у побережья Норвегии в сторону города Скаггерак, судно попало в сильный шторм. Из-за плохой видимости экипаж спутал свет маяка с опознавательными огнями другого судна, и корабль на полной скорости врезался в прибрежные камни. Началась борьба за выживание, длившаяся больше суток... Остается только подытожить эту пугающую историю - удивительно, но многих пострадавших спасли, рискуя жизнью, норвежские моряки и рыбаки. Удивляюсь, как им удалось в разгар шторма спасти 503 из 893 человек?"

А у вас это вообще здорово получается! Мы дров наломаем, а вы расхлебываете. Только и слышно - норвежские спасатели работают на "Курске", норвежские спасатели снимают российских рыбаков с тонущего судна, норвежские спасатели выручают наших полярников... А теперь вот, похоже, норвежские музыканты спасают ещё и мировую прогрессивную сцену. Ну и удачи вам, как говорится!