На смерть компакта... Лифчики на халяву - закачаешься!

Compact Disc Digital Audio

Статья

Автор: Юра „Хирург“

«Коммунисты могут выразить свою теорию одним положением: уничтожение частной собственности».
(Маркс К. и Энгельс Ф., 'Манифест Коммунистической партии').

Сидит чувак за компом, весь с головой в Инете, ничего не видит, ничего не слышит, а подруга ему: "Милый, я что-то не могу найти лифчик!" "На Яндексе поищи" - отвечает тот, не отрываясь от экрана... 10 лет назад, когда вышел первый номер нашего журнала, этот анекдот ещё был смешным. Сегодня уже не каждый сразу "въезжает" в суть - ведь в Интернете давно уже можно найти, заказать и даже украсть любой лифчик! Ну, не то, чтобы вообще уже всё как в 'Матрице', но лифчик - это легко.

The Pirate Bay

Чего уж говорить о прочем! В 1994 году появился цифровой музыкальный формат mp3. Потом другие, более качественные; взялись и за видео... Суть не в форматах. Суть в том, что прямо здесь и сейчас, не вставая с места, можно моментально найти и сразу послушать любую музыку. Даром. Деньги и время на рейды по магазинам тратить не надо. И на полках, опять же, большая экономия... В итоге продажи компакт-дисков, снижавшиеся на 8 процентов ежегодно, прошлым летом упали аж на 11 процентов. И многие эксперты считают, что приблизительно к 2012-2013 годам "цифра" вытеснит CD. Производители уже начали сокращаться и закрываться. Например, британская сеть магазинов Woolworths, торговавшая синглами, прекращает это грязное дело. В 2007 году они продали 8 миллионов дисков, в то время как пользователи Интернета купили 72,6 миллиона композиций.

Заметьте - "купили". А сколько вообще скачали? Ведь ситуация такова: сегодня с помощью Интернета можно свободно слушать, копировать и загружать любую музыку, в любых количествах. И зачастую - задолго до её официальной публикации в каком-либо ином виде. К примеру, 9 композиций с альбома Guns N`Roses 'Chinese Democracy' появились в Сети аж за 5 месяцев до официального релиза. Десятки тысяч нелегальных скачиваний обернулись сотнями тысяч долларов убытков только по продажам через Интернет. Диск 'Black Ice' группы AC/DC, оказавшийся в виртуальном пространстве всего за 2 недели до релиза, успели скачать почти полмиллиона раз! Речь, напоминаю, о доступности релизов ещё до их появления в продаже. Ну, а уж после - тут и вопросов нет! Любой новый компакт, попавший на прилавок, в течение нескольких часов оцифровывается и оказывается в свободном доступе...

Росс "The Boss"Росс "The Boss", бывший участник Manowar, в истерике: "Бляха-муха! Ещё за пару недель до того, как мой альбом вышел на AFM в Германии, его уже можно было скачать на российских сайтах! И это происходит регулярно, со всеми группами, которые рассылают промо-копии журналистам, а те, иуды, за цену от 15 до 100 евро продают их своим знакомым, а они их выкладывают в Интернете. Вот так музыкантов и трахают в жопу. И лейблы тоже туда же. Они закрываются вообще или отказываются подписывать новых артистов. Сцена рушится! Все, на чём мы можем заработать - это концерты и торговля мерчандайзом".

Не на шутку огорчен и старина Скотт Горхэм из Thin Lizzy. "Чую я, что вся эта хрень с Интернетом просто добивает музыку, которую я люблю. Хоп - и музыканты вдруг лишились контроля над собственной работой и перестали получать за неё материальное вознаграждение! А ведь это заблуждение, что рок-звезды тратят всё, что заработали, на спортивные машины и виллы с плавательными бассейнами. В основном мы обычные люди - нам надо купить детишкам новую пару кроссовок, да махнуть куда-нибудь позагорать. И для этого нам нужны деньги - так же, как и вам."

Неустрашимые и вечные, казалось бы, Kiss, едва не пали жертвой отчаяния. Во всяком случае, их басист Джин Симмонс чуть не отказался записывать с группой новый альбом! Он аргументировал это тем, "что в индустрии звукозаписи царит полная неразбериха, и заставить людей платить за альбом, когда они могут скачать его бесплатно, фактически невозможно." Да, это точно!

Но пока ещё отказываются мириться с создавшейся ситуацией проклёпанные боевые ветераны из Judas Priest во главе с Робом Халфордом, который прямо заявляет: "Мы всё ещё пытаемся бороться с этим, мы считаем, что это плохо, и всё, о чем просим вас: не воруйте музыку. Не из-за денег, просто... это неправильно." Его коллега Ян Хилл рассуждает: "Идея вроде как хороша - музыка задаром! Но ведь сделать задаром её нельзя. Может, всё не так плохо для старых групп вроде нас, с солидным бэк-каталогом и армией преданных фэнов, которые так или иначе пойдут и купят наш диск. Но у новых групп шанса нет, они никак не могут заработать."

Мысль продолжает лидер WASP Блэки Лоулесс: "...поэтому мы и не видим групп уровня AC/DC или Pink Floyd. Музыканты нуждаются в поддержке... а пиратство в Сети не помогает исполнителям; это самая большая причина, по которой качество современной поп-музыки снизилось". Ларс Ульрих, самый разговорчивый участник группы Metallica, тоже печётся о новом поколении: "Сильно страдает талант тех ребят, которые не получают контракты и не могут заплатить за аренду или даже купить струны." Да и сами эти молодые и талантливые не в восторге. "Люди давно привыкли к халяве, но совершенно не думают о том, что музыканты вкладывают значительные средства в записи альбомов, съемки клипов... И мы - против пиратства в Интернете!" - однозначно заявляет белорусская группа Каира.

Джин СиммонсНа Аллаха надейся, а осла привязывай! И кто-то переходит от слов к делу. Так, двое музыкантов Enslaved, в знак протеста против попустительства Аллаха и бессилия властей похитили овцу, принадлежащую лидеру партии норвежских либералов Ларсу Спонхейму. За то, что тот предложил полностью легализовать все пиратские ресурсы в Интернете. А бравый Тимо Толкки, ещё будучи в составе Stratovarius, узнав, что их новый альбом попал в Интернет задолго до релиза, "предпринял необходимые шаги, чтобы найти тех, кто поместил его в сеть." "Я связался с нашим адвокатом и с Интернет-департаментом полиции в Хельсинки. У меня уже есть несколько IP-адресов этих людей и скоро будет еще больше."

О, с тех пор мы и вправду порой слышали имена тех, кто крадёт в Интернете «чужие лифчики»! Чего стоит хотя бы попытка американского правосудия отправить валить лес на канадскую границу лет эдак на пять Кевина Когилла, бывшего веб-дизайнера компании Universal Music, за нарушение закона об авторском праве. Это, кстати, он выложил в своем интернет-блоге те самые композиции из нового альбома Guns N`Roses. Буквально через несколько дней к нему на работу наведались люди в черном, отрекомендовались агентами ФБР и провели допрос с пристрастием. Но парень своих не сдал - источник, от которого он получил файлы так и остался неизвестным. Пять лет обернулось вначале шестью месяцами, потом годом условно и штрафом; окончательный же приговор может быть ещё мягче. Это далеко не первая попытка найти козла отпущения.

Американская домохозяйка Джэмми Томас, мать двоих детей, была признана виновной в незаконном распространении 24 музыкальных композиций в Интернете (о чем и сама не подозревала) и приговорена к штрафу в 220.000 долларов. Ассоциация звукозаписывающих компаний США (RIAA) видимо, едва не пошла по миру в результате действий мисс Томас и потому подала на неё в суд! С подачи RIAA повестку ждут ещё 26.000 пользователей файлообменных сетей в США.

Помимо отдельных пользователей «наехали» и на владельцев пиратских ресурсов - до сих пор многие оплакивают "гибель" старого доброго торрент-сервиса eDonkey, павшего жертвой в неравной борьбе. Но вот судьба шведского файлообменника The Pirate Bay, похоже, будет не так печальна. Два слова для тех, кто не в курсе. Сервис "торрент" (BitTorrent) - специальный сетевой протокол, суть которого в том, что файл не загружается на сервер, а прямо передается от пользователя к пользователю, которые его и хранят. Это лишь обмен файлами, который осуществляется с помощью "трекеров" (это сайты-сервера, содержащие коллекции ссылок, адреса файлов) и программ-клиентов, установленных на компьютеры пользователей. При этом файлы даже не надо хранить целиком - сетевой протокол разбивает их на множество фрагментов, создавая множество копий. Кто-то непременно окажется в сети (вероятность весьма высока) - с тех и качают. Всё это эффективно, бесплатно и доступно - просто наберите слово "торрент" или "torrent" в любом поисковике, и вы найдете тысячи трекеров-ресурсов со ссылками на любой мыслимый контент, а также множество торрент-клиентов на любой вкус!

Так вот, трекер The Pirate Bay ("Пиратская бухта") открыли в 2003 году активисты шведской общественной организации Piratbyran, занимавшейся "пропагандой свободного копирования объектов авторского права". Сильно помог делу некто Карл Лундстрем, бывший генеральный директор компании Rix Telecom, симпатизирующий правым радикалам. Он закупил оборудование и оплатил ещё кое-какие расходы, помог активистам создать хостинг-компанию PRQ, которая впоследствии приютила ряд скандальных сайтов, включая небезызвестный "Кавказ-Центр". Дело пошло, народ принялся с удовольствием качать на халяву "объекты авторского права" - музыку, фильмы, программное обеспечение, книги... По некоторым оценкам доля The Pirate Bay в мировом интернет-трафике достигла 40 процентов! Шведские власти ничего не делали до 2006 года. И только после американского "окрика" в виде ультиматума от Всемирной торговой организации, полиция реквизировала серверы.

Пощипав рядовых пользователей и владельцев ресурсов, побеспокоили ещё и провайдеров - поставщиков Интернета. Конечно, впереди планеты всей - та же RIAA, которая предложила провайдерам отключать от Сети пользователей файлообменников. Но на каком основании? А на таком - крупные звукозаписывающие лейблы подавали на провайдера (например, на ирландский Eircom) в суд, обвиняя его в пособничестве пиратству. Подчиняясь решению суда, Eircom мог блокировать доступ к торрент-порталу (например, тому же The Pirate Bay) и отключать отдельных пользователей, уличенных в незаконном использовании файлообменных сетей. Подобные акции были инициированы в Дании, Британии и Японии. Были предприняты шаги решить проблему даже на законодательном уровне - президент Франции Николя Саркози предложил Европарламенту принять поправки к закону о телекоммуникациях и отрубать пользователям файлообменных сетей Интернет без всяких судов и хлопот. Чего, спросите, он так озаботился? Видно жена, фотомодель Карла Бруни, запилила - она же ещё и поёт, диски выпускает... А тут такое безобразие! Саркози, как примерному мужу, пришлось подчиниться - не жениться же, в самом деле, в четвертый раз. Хотя, милый Николя, худа без добра не бывает!

Итак, всё ясно: музыканты против, лейблы против, главы государств против. Хана пиратству... Как бы не так! Инициатива Саркози начинает захлёбываться - ряд европейских общественно-политических организаций уверены, что это попрание свободы личности, и, контролируя Интернет, власти будут осуществлять банальную цензуру. Хакеры же без лишних разговоров взяли и взломали сайт RIAA (riaa.com) и стерли все его содержимое. После изъятия серверов The Pirate Bay в прессе и Интернете поднялась настоящая буря негодования, и уже через пару дней трекер снова заработал - на серверах в Нидерландах. А через несколько недель триумфально вернулся в Швецию - до вынесения судебного решения. На всякий случай ребята прикупили ещё несколько серверов - в том числе и у нас, в России.

Не прошло и трёх лет, как начался суд над создателями ресурса. Вот только... В чем бы их обвинить? Ведь на их серверах никакого пиратского контента не хранилось! Только ссылки... Сейчас им пытаются вчинить "пособничество", но защита настаивает на полной невиновности подсудимых, а последние в лицо назвали главного обвинителя "клоуном", а все судебное разбирательство "спектаклем". Ведь торрент-ссылки вы сможете найти с помощью любого поисковика в Интернете, того же Яндекса или Гугла, так что за пособничество придётся привлекать и их. Так что тут ещё подумать бы надо... Зато посещаемость The Pirate Bay после такой "рекламы" возросла неописуемо - уже не 5, а 25 миллионов человек одновременно качают что-то по его ссылкам. Сегодня - это крупнейший трекер в мире. Но есть ещё тысячи и тысячи других, и их число растет с каждым днем.

Ну, предположим, всех этих гадов-провайдеров и прочих, и даже Гугл, объявят "пособниками". Отлично - пособников поймали! Но где же сами-то пираты? Кто они? Где прячутся? Хотите увидеть хотя бы одного? Тогда подойдите к зеркалу. Вот. И таких - миллионы! Пираты сегодня - все пользователи файлообменных сетей и Интернета вообще, хранящие на своих компьютерах незаконно сделанные копии "объектов авторских прав". Как вы видите дальнейшую борьбу? Посадить всех? Представляете себе это - ну, хотя бы 25 миллионов человек в тюрьмах?

Да... А может, отключить всех от Интернета? Правда, тогда без работы останутся провайдеры, разработчики всякого софта, продавцы компьютерного оборудования и вся эта отрасль мировой экономики придёт в упадок, а за ней и другие. Это спровоцирует даже не экономический кризис - просто катастрофу. Ясно - силовые методы борьбы обречены на провал. Что могут сделать власти и законы "против", когда народы мира кликают "за"?

Вот, взять хотя бы Англию. Чертовски законопослушная страна. Уверяю вас не понаслышке: сувениры Британского музея можно купить только в нём самом, Лондон не завален "по самое некуда" китайскими подделками. В Ливерпуле майки The Beatles раскосые братья не предлагают "дёсево-дёсево" с лотков на каждом углу - их можно купить только в музее группы. А попытку скромного юноши продать прохожим какой-то "левый" диск за пару фунтов невесть откуда взявшаяся полиция пресекла в течение 30 секунд. И больше беднягу я не видел... И тем не менее!

95 процентов британской молодежи в той или иной форме занимаются незаконным копированием музыки, делают копии дисков и mp3 своим друзьям, даже записывают музыку с радио. Да-да, там все ещё, как в том анекдоте, "небывалым тиражом расходится диск группы CD-RW с альбомом '700 Mb'!". Но уже 22 процента "продвинутых" англичан конкретно и нелегально скачивают музыку из Сети. И лишь 1 трек из 20 - за деньги. А вообще в мире дела ещё круче. В 2008 году 95 процентов всех композиций, скачанных из Интернета, были пиратскими - по данным отчета Международной федерации звукозаписывающей индустрии (IFPI). Всего - 40 миллиардов композиций! И на вершине всей этой "крутизны" - Россия. Здесь нелегальны все 99 процентов музыкальных закачек. Несмотря на то, что стоимость одного трека зачастую составляет менее 10 рублей, что в сравнении с мировой ценой в 99 центов (35-45 рублей) просто смешно. Вот мы и смеемся. И ищем, где совсем даром...

Туомас ХолопайненИ совсем просто. Если вы покупали что-то в Интернете, используя интернет-деньги, то знаете, что это довольно сложная процедура. Особенно в первый раз. Все эти многократные регистрации, проверки личных кабинетов и "корзин", бесконечные уточнения и подтверждения требуют немалой сосредоточенности, внимания, занимают время и четко отрабатывают только при хорошей связи. А вот безопасность ваших электронных счетов и кошельков, увы, никто не гарантирует! Да и чтобы превратить, например, наличные в интернет-деньги вам придется куда-то их нести - засунуть в терминал оплаты, поместить на счет в банке и т.д. А тут такая альтернатива: бесплатно, кликнул по ссылке - и погнали! Ну, максимум одна регистрация... К тому же легальные файлы зачастую защищены от копирования системой DRM, её надо ломать, а это же лишних десять минут. И, наконец, "пиратская" торрент-технология предлагает качать сразу много файлов очень большого размера. А значит и отличного качества. О чём тут ещё говорить!

Очевидно, что все усилия по борьбе с пиратством тщетны. Кто-то из музыкантов просто сдался. «Нам приходится с этим мириться – думай не думай. Похоже, что никто и никак не может остановить это,» - констатирует Ари из финской группы Catamenia. Некоторые же идут дальше и пытаются мыслить конструктивно. "Я думаю, всё не так уж плохо для нас, - надеется лидер Nightwish Туомас Холопайнен. - Хочется верить, что наши поклонники... предпочтут нормальный продукт, нормального качества, с буклетом и всё такое. А с другой стороны это же мощная реклама! Любой может взять, скачать, послушать, оценить и сказать – о, это здорово, надо пойти и купить альбом."

Ларс УльрихШвед Бьорн Гелотте из In Flames тоже не спешит судить своих земляков из Пиратской Бухты. "У этой монеты две стороны. Одобрить это - всё равно, что выстрелить себе в ногу. Но компании звукозаписи "тормозят". Неужели им непонятно, что людям нужно? Может, я наивен, но мне кажется, установи они честную цену, - и люди предпочтут легальные источники. А пока - все эти цены, регистрации, переводы... И люди идут в обход. Ладно, надеюсь что они хотя бы захотят после увидеть нас "живьем", а может, и диск купить!" Такие либеральные мысли высказывают не только музыканты нового поколения, но и постарше. Марк Осегуеда из Death Angel признается: "Не могу сказать, что я против. Потому что какая-то часть меня навсегда останется частью сообщества аудио-менял. Я вырос тогда, когда шел обмен записями на магнитной ленте, что помогло нашей группе "сделать имя". Теперь музыканты просто имеют другую возможность свободно заявить о себе, заинтересовать своей музыкой, созвать народ на концерты." И даже несгибаемый борец с пиратами Ларс Ульрих, спустя несколько дней после официального релиза альбома Metallica 'Death Magnetic', решил скачать его бесплатно, нелегально. "Я сидел с друзьями, выпивал... Слово за слово - и я сказал, что если кто из присутствующих имеет право на бесплатный альбом, так это я... Мы очень быстро нашли его и тут же скачали" - признается он. А по поводу утечки альбома в Сеть он даже рад... тому, что она произошла "всего за 10 дней" до релиза: "В 2008 году - это уже победа!"

И резюмирует Джефф Уотерс из Annihilator: "Можно, конечно, ругаться по этому поводу, но у меня тоже рыльце в пушку. Когда я хочу ознакомиться с новой группой, я сразу лезу в Интернет. Мне нужно решить - стоит ли вообще за это платить? Если да, то я пойду в магазин, куплю нормальный, качественный диск с буклетом. Это же реклама - выложенную тобой песню может услышать миллион человек. А вот лейблы не восприняли Интернет всерьез и теперь расплачиваются за это. И группы - заложники их раздолбайства."

Джефф УотерсДа, это так. Компании звукозаписи долгое время не наращивали даже банальное присутствие в Интернете, не следили за новыми технологиями, наивно полагая, что у них всё под контролем. Интернет-проекты не финансировались всерьез - руководители даже не понимали, что это такое. Там же вроде как само собой всё получается, как-то работает... Щелк - и всё! Ни людей, ни технических средств за этим, на первый взгляд, не видно. Чего же финансировать? Другое дело - вот пластмасса, вот бумага. Грузчики, станки. Из бумаги буклеты, из пластмассы диски. Главное - не перепутать! И всё просто. И понятно. И вдруг - сайты какие-то, веб-мастера, программисты, сервера... На их взгляд - просто бездельники, которые ещё и требуют каких-то денег. Надеялись - авось само собой всё образуется, без затрат, на халяву. Вот оно и образовалось!

А что же музыканты-заложники? Ну как, спасение утопающих - дело рук известно чьих! И пока кто-то бегал с топором по IP-адресам и крал овец, многие взялись, как говорится, за гуж. И стали выкладывать себя в Сеть сами. По разному, конечно. Многие всё ещё хотят за это денег. Metallica, страстно противившаяся даже легальному распространению своей музыки таким образом, "отдалась" всё-таки одному из крупнейших сетевых магазинов. После 'Death Magnetic' группа освободилась от обязательств перед звукозаписывающей компанией Warner и пока не думает заключать новый контракт. "Мы близки к тому, чтобы выпускать свою работу в свободное плавание после ее записи," - сказал Джеймс Хэтфилд. Да, мир меняется! На официальных сайтах "больших" групп появляется все больше бесплатного или условно-бесплатного материала - например, когда после пары прослушиваний срок действия файлов истекает. Чаще всего это лишь отдельные треки (Type O Negative - "The Dream Is Dead"), что-то из старых хитов (Iron Maiden - 'Somewhere Back In Time'), неизданное ранее или изданное ограниченным тиражом (In Flames - "Tilt"), концертные записи (Pearl Jam) и так далее...

Но дошло и до полноценных интернет-релизов. Презентовать в Сети сингл - дело уже обычное. Многие идут дальше. Ещё в 2007 году группа Radiohead в течение трёх месяцев предлагала на своем сайте новый альбом 'In Rainbows'. Его можно было скачать бесплатно, либо самостоятельно установив цену. Потом доступ к файлам был прекращен, и пластинку выпустили на физических носителях. Этот "финт ушами" ужасно разозлил некоторых ортодоксальных коллег Radiohead. Лидер группы The Cure Роберт Смит назвал это бизнес-решение "идиотским" и "обесценивающим музыку"...

Да ладно вам, мистер Смит! Возьмите лучше Смит-и-Вессон и застрелитесь, потому что уже через два дня после релиза группа смогла заработать без всяких лейблов около пяти миллионов фунтов стерлингов. "Физический" 'In Rainbows' купили 3 миллиона человек. А ещё было продано сто тысяч бокс-сетов, включающих в себя два компакта и виниловую пластинку. Альбом продавался гораздо лучше, чем предыдущая работа коллектива - это при общей-то тенденции спада продаж и при том, что большинство слушателей скачали его бесплатно, через файлообменные сети. Конечно же...

Есть и ещё более радикальные подходы. Лидер Nine Inch Nails Трент Резнор обвинил Radiohead в "неискренности" за то, что качество mp3-файлов "было слишком низким". И показал, как надо действовать! Он обозвал свой лейбл Universal Music "жадным", так как тот установил слишком высокие цены на его альбомы. "Они ненавидят меня теперь... Но кто-нибудь видел, чтобы цены на диски снизились? Это значит, что музыку надо воровать. Воруйте ее, воруйте ... и друзьям расскажите, - провозгласил он. - Люди... настолько ждут наших альбомов, что от нетерпения скачивают их из Сети за две недели до релиза. И что, я должен злиться и беспокоиться? Черта с два. Я даже хочу, чтобы они так себя вели!"

Отношения с Universal были разорваны, и на официальном сайте Nine Inch Nails появился инструментальный альбом 'Ghosts I-IV'. Правда, только 9 из 36 треков можно было скачать бесплатно. Но и весь диск тоже стоил дешево - 5 долларов. И за первую неделю группа смогла заработать 1,6 миллиона баксов. Правда, работа так и не попала в хит-парад Billboard, поскольку это оплывшее жирком издание не учитывает продажи в Сети. Ну, ничего, ещё "похудеет", и за ум возьмется... Жизнь заставит!

А Резнор не угомонился. Через два месяца в Сети у него вышел еще один альбом 'The Slip'. Любой может получить его официально и бесплатно, оставив на сайте адрес своей электронной почты. При желании даже можно скачать PDF-файл с обложкой и буклетом диска. И распечатать все это! Теперь лидер Nine Inch Nails в преддверии совместных гастролей с Jane's Addiction предлагает ещё и ранее не издававшиеся треки от каждого из коллективов. Тем же способом. На этот раз доступны файлы очень хорошего, студийного качества. И из-за больших размеров они представлены в виде... ненавистных торрент-файлов. Задействован "нелегальный" трекер The Pirate Bay и сайты Waffle.fm и What.cd.

Трент РезнорНо если все будет бесплатно - как зарабатывать музыкантам? На что "покупать струны"? Вспомним, что сказал Росс "The Boss" - "концерты и торговля мерчандайзом". Да, это так. Хотя концерты... Надолго ли? Radiohead (опять они тут!) уже проводили прямую трансляцию в Интернете одного своего шоу и видео-презентацию 'In Rainbows'... Лидер группы Nine Inch Nails Трент Резнор (ну, а как же без него!) разместил на официальном сайте бесплатные торрент-ссылки на более чем 400 гигабайт пиратского видео. В специальном разделе "Вам подарок!" он пояснил, что связался какими-то людьми, "ведущими подрывную деятельность", которые записали концертные видео выступлений группы в HD-формате (очень высокое качество). Резнор даже попросил - если кому не лень, попробуйте отредактировать и смонтировать видеоматериал. Дерзайте!

Нет, конечно, если это будет какое-нибудь хай-тек-шапито вроде выступления Rammstein, то тогда вы предпочтете живое шоу любой записи или трансляции, к тому же современные технологии не передают атмосферы массовой истерии, отдавленных ног, разлитого пива и так далее... пока. Но тупо посмотреть все, что угодно на каком-нибудь YouTube - это уже сейчас пожалуйста. В общем, останется один мерчандайз: значки, нашивки, майки, бельишко всякое. Но спасут ли музыкантов "лифчики с логотипами"?

Теперь вы всё знаете и всё поняли. "Большие дяди" из союза музыкальных правообладателей MCPS-PRS Alliance тоже. Вот строки из их отчета: "Пиратское распространение интеллектуальной собственности стало привычным, сверхпопулярным и никогда не прекратится..." Иными словами, в Интернете больше нет частной собственности - Маркс и Энгельс могут спать спокойно своим вечным сном. Цифровой коммунизм наступил!

Но тут я должен сильно охладить ваш пыл. И заявляю вам: на самом деле никакой халявы нет и, тем более, не будет. Так уж устроен наш мир. "Ведь, если звезды зажигаются - значит это кому-то нужно?" - сказал Маяковский, любимый поэт коммунистов, и сам, кстати, член партии большевиков с 1908 года. Он понимал - без финансов не бывает ничего. Конечно, трудно взять деньги за нечто неосязаемое - интеллектуальную собственность. Особенно нынче. Ну, сами попробуйте - откройте окно, врубите музыку и начните собирать мелочь у прохожих... Откажут! А то и отметелят... Так и "прохожий" в Интернете - включил "винду", видит "окно" - а там музыка, бесплатно. Какие ещё деньги?

Да, какие? Наметилась тут одна тенденция. Уже две крупные британские музыкальные компании, HMV и Virgin, объявили об открытии собственных магазинов в Интернете. При этом HMV пообещала установить цену в два раза ниже стандарта. Virgin, хоть и не стала так горячиться, но предложила месячную подписку с гигантской скидкой. Итак, официальная цена за трек начала падать... И насколько она снизится? А до нуля - иначе смысла нет. Крупнейшие лейблы уже разрешили музыкальному сервису Spotify бесплатно транслировать их музыку. Слушать можно, закачивать пока нельзя. И ещё - раз в полчаса пользователь слышит 15-секундную рекламу. Также Universal Music, Sony BMG и Warner Music подписали контракты с сетью MySpace по созданию сервиса для бесплатного скачивания музыки. Доходы - от рекламы.

Та же троица, говорят, заключила соглашение с компанией Snocap Шона Фэннинга. Того, что придумал первый в мире скандально известный файлообменный сервис Napster, закрытый усилиями нескольких крупных кинокомпаний в 2001 году. Особенно проделки Шона разозлили тогда группу Metallica. А теперь Шон будет разрабатывать лицензионные музыкальные файлообменные сети. Ставка - на доходы от рекламы и, конечно, на постепенную "узурпацию власти" в Интернете в руках крупных игроков. А там уж с нами сделают, что захотят... Уж деньги за музыку возьмут – так или иначе!

Уже сейчас в странах Азии (Япония, Южная Корея, Китай) львиную долю цифровой музыки продают компании, занимающиеся производством мобильников. Стоимость трека включена в стоимость аппарата. Дошло? Так что пиратствуйте себе. От того, что вас посадят или отрубят от Сети, прибыли никому не будет никакой. Напротив, вас подключат и отправят в свободное плавание! Ну, расставят маячки в виде рекламы, а деньги за музыку и фильмы включат в стоимость тарифов, компьютеров, программного обеспечения, электричества, в конце концов... Да хоть с колбасными фабриками можно сделки заключать, типа - купил колбасу, получи диск в подарок. А цена его включена в колбасу. С докторской колбасой - музыка для релаксации. С кровяной – блэк-метал... Шутки шутками, но в условиях глобализации и монополизации это реально!

А лейблы никуда не денутся. Я могу представить себе, как Sony договаривается с Microsoft о том, чтобы использовать какие-то треки в звуковом оформлении оболочки очередной операционной системы. Но вряд ли этого сможет самостоятельно добиться группа "Сизый Мухомор" из Урюпинска. Так что лейблы музыкантам ещё пригодятся - и как обычно, чем крупней, тем лучше. Да и прекратится ли выпуск физических носителей вообще? Никогда! Это же коллекционный материал, и надо лишь сделать его ещё более коллекционным - снабдить толстенным, качественным буклетом, плакатом, подписями музыкантов, ручной нумерацией, упаковать в дигибук, ограничить тираж, а потом... организовывать и поддерживать аукционы по продажи всего этого барахла!

И тут без Интернета - никак. Там и прочитаете про всё, и закажете - курьером или по почте наложкой получите. Ну, а если совсем уж из "староверов-старообрядцев", то хоть адреса магазинов узнаете... И лейблы тут опять нужны, уже разного масштаба, потому как коллекционные релизы в дискографии захочет иметь и Radiohead, и "Сизый Мухомор". Так что правообладатели в накладе не останутся. Может, даже снова музыкантам струны смогут покупать. Только если не проспят очередную технологическую революцию... Ведь ничто не вечно под луной, а mp3 файлы - тем более!

P.S. При подготовке материала использовались исключительно общедоступные и бесплатные источники информации в сети, а также пиратские отрывки из различных интервью без ведома и разрешения каких-либо правообладателей.