Интервью с группой Danse Macabre: станцуем?

Danse Macabre

Рассказывает Ян Ирлунд

Автор: Юра „Хирург“

Народ в средние века жил "плохо, но недолго". Половина населения едва дотягивала до 30 лет - свирепствовали эпидемии, к тому же люди крошили друг друга в капусту по малейшему поводу. Постоянно шли войны. Попы пугали апокалипсисом. Видя такое дело, народ отрывался по полной - устраивались шествия, публичные казни, "суды любви" и массовые истерические пляски, с помощью которых люди пытались преодолеть страх смерти. Сначала появляется понятие "макабр" - его вводит в обиход в 1376 году поэт Жан ле Февр. И постепенно в искусстве Западной Европы возникает целый жанр – танцующие скелетики заполняют картины, миниатюры и гравюры под одинаковым названием "La danse macabre" - "Пляска смерти". Пляска смерти исполнялась также "живьём" - до нас дошло описание такого шоу в 1449 г. во дворце герцога Бургундского. В классической музыке особо отличился Шарль-Камиль Сен-Санс, автор "симфонической поэмы" "Пляска смерти" (1874). Сен-Санс наверняка поехал бы в качестве хэдлайнера в тур с голландской группой Danse Macabre, если был бы жив... Но увы, им теперь самим придётся отдуваться!

Danse Macabre

Первый замечательный альбом 'Totentanz' (1998) был отчего-то обойдён вниманием нашей прессы; не было даже рецензий. Этого нельзя было допустить дважды, и я задал ряд вопросов гитаристу группы Яну Ирлунду; а прежде я расскажу вам, какой он замечательный человек. Родом он из Тампере, Финляндия, но с 1992 года живёт в Амстердаме. В детстве брал уроки игры на пианино, благодаря чему научился читать ноты. Во всяких группах играет с 14 лет. До Danse Macabre и Ancient Rites были: Prestige (1987-1992), Two Witches (1992), Lacrimosa (1994-1996). Также есть сайд проект Sin Masters с Jyrki из Two Witches. Не женат. Но уже 12 лет живёт вместе со своей подругой, детей пока нет. Человек он серьёзный, аккуратный и очень обстоятельный.

- Первый вопрос об истории группы и её легендарном первом составе - с Сотирисом (Septic Flesh) и Джорджем Захаропулосом (он же Magus Wampyr Daoloth из Necromantia, Rotting Christ, Thou Art Lord, Naos и Raism)?

"Гюнтер (наш вокалист) сформировал Danse Macabre в 1995 году в Афинах. Он записал две песни с парой греков, но работа так и не увидела свет. Лейбл прекратил своё существование, а греческие музыканты тоже не смогли продолжать. Оба они заняты в своих основных группах. Кажется, Сотириса забирали тогда в армию... Гюнтеру пришлось продолжать самому. Я присоединился к нему в 1997 году, и мы стали дуэтом, работающим с сессионными музыкантами. В 1998 году мы издали наш первый альбом 'Totentanz' на голландском лейбле Mascot. Мы поместили туда и две старые песни как бонусы. Но этот "трансевропейский" характер до сих пор присущ нам - мы группа без границ, у нас работают музыканты из Бельгии, Финляндии, Нидерландов и Сербии. Начинали мы как студийная группа. Ведь для концертов нужно больше двух музыкантов. Найти таких было не очень трудно, у меня в Амстердаме хорошие связи. Мериана, барабанщика, я нашёл в моей бывшей группе Boobytrap. Он барабанит с 13 лет, и уже много лет всерьёз обучается своему ремеслу. Бас-гитарист Милош мой очень хороший друг. Как-то случайно я узнал, что он играет на бас-гитаре. Он участвовал во многих трэш-группах в Югославии. Дэни, клавишника, мы с Гюнтером обнаружили в дум/готик группе из Бельгии Oblivion. Нам понравилось, как он играет, и мы уговорили его перейти к нам. Ну, и Антуанетта, наша вокалистка, она из группы Malochia. Они исполняли какую-то электронную готику. Репетируем мы в Амстердаме, где живут все, кроме Гюнтера и Дэви. С 2000 года мы подписаны на Hammerheart Records, и только что выпустили второй альбом."

- То есть живьём вы выступаете в таком же составе?

"Иногда мы приглашаем другого клавишника, когда Дэви не может ехать с нами. Том из Oblivion работал с нами в Португалии, например. В Финляндии с нами играл Jari из Let Me Dream. Однажды у нас даже было два клавишника, когда еще и Jouni из Yearning присоединился к Jari. В качестве вокалистки стараемся всегда приглашать Антуанетту, если только она может."

- Кого вы специально приглашали в этот раз для студийной работы?

"Старых знакомых. Помимо ребят из группы, Антуанетта спела на трёх композициях, и на двух - Ciara. Антуанетту я знаю давным-давно, Ciara участвовала в создании альбома 'Dim Carcosa' Ancient Rites. Действительно специально пригласили только Оливера Филиппса (он же один из продюсеров) - сыграть на пианино... Флейтистка не смогла поработать с нами, и пригласить скрипачей уже не оставалось времени, хотя задумки такие были."

- Не кажется ли тебе, что всегда проще казаться оригинальными, “наворачивая” клавиш, вокалов, скрипок и прочего, чем быть оригинальным, оставаясь в рамках простой, тяжёлой и бескомпромиссной музыки? “Использование сложных мелодий и клавишных партий не делает жизнь легче, наоборот! Попробуй, напиши нормальную мелодию - это очень трудно. Нанизать друг на друга сотню трэшовых риффов - куда более простая задача для меня. Это, конечно, если речь идёт о хороших песнях. Я пишу так, как чувствую в данный момент. Диапазон моих возможностей тоже широк, я могу написать металлическую композицию или нечто электронное. А женский вокал мы используем только тогда, когда он действительно что-то вносит в картину, а не потому, что так нынче принято. Драматический голос Антуанетты мне нравится, он здорово вписывается в медленные атмосферные вещи. То же самое скажу и про клавишные. Если клавишные могут помочь создать определённую атмосферу, я использую их.”

- Насколько широко вы используете электронику?

“Сэмплы есть на паре песен типа 'Trojan Horse' и 'South Of Eden'. На первом альбоме мы использовали компьютерные ударные, но с тех пор, как у нас появился Мериан, нам это не нужно. Он великолепный барабанщик, и его не заменит никакой компьютер. На некоторых песнях, где есть сэмплы, он играет с "кликом", но иногда даже обходится без этого! Всё остальное мы играем без всякой электроники - так лучше в перспективе концертных выступлений. Партии ударных на альбоме записаны так - сделаны сэмплы с его ударной установки, а затем он сыграл партии на электронных барабанах. Тарелки и хай-хэт мы записывали живьём, так они звучат намного лучше. Сэмплы тарелок - просто гадость”.

- Судя по всему ‘Eva’ - концептуальный альбом, раз у него такое библейское название?

“Не строго концептуальный, хотя имя 'Eva' встречается в лирике “South Of Eden”. Можно проследить связь между названием группы и альбома. Ева - это олицетворение женщины, самая чистая фигура в истории человечества, женщина, которая дала жизнь всем нам. Она творец. Через её падение мы обрели жизнь на земле, а не скучаем теперь в раю. И это сделало нас людьми. Наша Ева - это объект поклонения, что не так уж часто встречается сегодня. Женщин чаще просто эксплуатируют тем или иным образом...”

- Обложку вашего альбома можно разглядывать бесконечно. Неужели всё это и впрямь – твоя работа, как и указано в буклете?

“Да. Я сам делаю всё оформление. При этом я уделяю ему максимум времени, потому что нет лучшего способа поддержать концепцию. Каждая страница оформлена в соответствии с текстами: на каждой есть образы, отражающие суть лирики. Я люблю использовать реалистические образы, которые легко трактовать. Если посмотреть на обложку, то можно видеть Еву с книгой в руках. На книге можно обнаружить танцующий скелет с нашего предыдущего альбома, что-то вроде лого для нас. На самом диске изображен ключ. Если диск снять с трэя, то видна Ева с закрытой книгой и яблоком. Вот и смысл: после прочтения лирики (книга) и прослушивания музыки (ключ на CD) Ева становится грешной. Дизайн всего альбома, каждой страницы - всё взаимосвязано, даже обратная сторона диска. Когда вы держите диск в руках, то он представляет собой как бы реальный объект - картину, с рамкой и обратной стороной холста”.

- То в вашем творчестве нет, несмотря на использование библейских образов, религиозного или наоборот, антирелигиозного смысла?

“Нет. Религия не занимает нас абсолютно. Я крещён как лютеранин (основная религия в Финляндии), ну и что мне с того? Единственная причина, по которой я не покинул лоно церкви - из жалости к матери. Она преподаёт религию, и у неё тогда будут неприятности. Сам я считаю себя помесью атеиста с финским язычником”.

- Финские язычники в эмиграции хорошо представляют себе Россию?

“Каждый финн чего-нибудь знает о России, ведь мы соседи. Я был в Выборге и в Питере. Ну, что я помню? Балалайка, самовар и икра! И, конечно, водка! Но у нас, в Финляндии, она лучше… Ха-ха! А если серьёзно, то у вас целая куча известных деятелей всяких искусств: Репин, Шагалл, Толстой, Достоевский, Чайковский и так далее. Многие люди у вас интересуются нашей музыкой, я уже дал кучу интервью для ваших медиа. Здорово было бы сыграть в России...”