Интервью с группой Dargaard: про музыку

Dargaard

Рассказывает Тарен

Автор: Юра „Хирург“

Очень часто меня обвиняют в том, что в своих статьях я уделяю недостаточно внимания собственно музыке, заостряя внимание на всякой ерунде. Как ответ на эту критику вы прочитаете целую страницу текста исключительно о музыке. И есть ли лучшая причина поговорить о ней, чем австрийский дуэт Dargaard и их четвёртый альбом ‘Rise And Fall'?

Hostile Breed

Музыка и первые инструменты появились у людей вместе с речью – примерно сорок тысяч лет тому назад. Но если речь - средство связи человека с человеком, то с чем соединяет нас музыка? Уж не с высшими ли сферами, не гостья ли она из мира иного? Изобретателем музыки считают потомка Каина — Иувала, “отца всех играющих на гуслях и свирели” (Быт. 4, 21). Своё изобретение он предложил людям, чтобы воспроизвести царствие Божье на земле – но без Бога. Вспомним элиту кельтского жречества - бардов с их песенными заклинаниями, танцующих африканских и индейских шаманов, колдунов... Всем известна легенда о музыканте из Гамелена, который с помощью мелодии, исполненной на флейте, освободил город от крыс. А потом, не получив за это гонорар, в качестве возмещения морального ущерба завлёк своей дудкой в пещеру и замуровал там всех местных детей. К каким же силам взывают музыканты?

Основатель проекта Dargaard Тарен, житель города Мистельбах, хорошо известен слушателям с 1997 года по трём предыдущим альбомам, а нашим читателям - по интервью, опубликованном в №5 нашего журнала ещё в 2001 году. А куда ведёт нас мистельбахский крысолов, он расскажет сам... "Я стараюсь отправить слушателя туда, где я и сам испытываю сильные эмоции, в места, которых в нашем "реальном мире" не найти. Я пытаюсь передать определенные чувства и образы, но в конечном итоге то, как они воспринимаются - дело слушателя. Но они всегда наиболее значимы для меня в настоящий момент. И это делает сочинение и воспроизведение музыки для меня близкими к экстазу". Музыка абстрактна - лишена конкретного содержания и адресована исключительно к эмоциям. Продуцируются они вполне конкретно, на биологическом уровне. За эмоции отвечает один участок мозга - гипоталамус. Здесь находится и центр удовольствия, им же синхронизируются биоритмы - сердцебиение, дыхание и так далее. Музыка - это тоже ритмические структуры. Гипоталамус воспринимает её как ещё один биоритм и рефлекторно стремится восстановить его синхронность. Но он не в силах этого сделать! И у человека возникают неприятные эмоции - под влиянием полиритмичной и политональной музыки. А для возникновения приятных эмоций нужны периодически повторяющиеся звуки, синхронизированные между собой и содержащие постоянно изменяющиеся элементы, зависящие от основных периодов. Таков общий закон, но, тем не менее, информация о том, что считать правильным, формируется в течение жизни человека. К другим элементам воздействия музыки относятся, например, громкость и так называемый феномен массового психоза... По этому поводу все обожают цитировать исследователя рока Жан-Поля Режембаля, и я - не исключение: "Сила рока заключена в прерывистых пульсациях, ритмах, вызывающих биопсихическую реакцию организма… (в частности, бит может вызывать ускорение сердечного пульса и увеличение содержания адреналина, а также возбуждение в половой сфере). Если, например, ритм кратен полутора ударам в секунду и сопровождается мощным давлением сверхнизких частот (15-30 герц), то способен вызвать у человека сильное возбуждение. При ритме же, равном двум ударам в секунду и на тех же частотах, слушающий впадает в танцевальный "транс", который сродни наркотическому. Современные рок-группы работают в диапазонах от 80 тысяч герц до 20 и даже ниже. Интенсивность звука доходит до 120 децибел, хотя человеческий слух настроен на среднюю интенсивность 55 децибел". - Все мы знаем о случаях потери слуха, обмороках, травмах, массовой истерии и беспорядках на некоторых концертах. Относится ли это к выступлениям Dargaard? "А мы вообще не выступаем, и на сегодняшний день даже не планируем. Dargaard дали только один малюсенький концерт в 2000 году. И больше ничего не было, не говоря уж обо всём вышеупомянутом".

- Кроме того, вы работаете в довольно специфическом жанре... "Ну да, наша музыка довольно меланхолична, многие называют её дарквэйвом, хотя в ней достаточно влияний классики или даже ритуальной музыки. Некая разновидность мрачного саундтрека к фильму о средневековье, который должен прокручиваться в мозгу слушателя. В общем - включайте ваше воображение".

- Как ты и Элизабет создаёте свою музыку? «Вначале я создаю инструментальную часть, используя исключительно компьютерную миди-базу у себя дома. С целиком законченными композициями я отправляюсь в профессиональную студию - запись там предоставляет куда больше возможностей. Мы делаем черновое сведение, после я начинаю писать те стихи, что на английском, а Элизабет начинает поиски подходящих иноязычных текстов - она использует всякие старинные произведения для этого. Затем она сочиняет вокальные мелодии и адаптирует тексты, чтобы они легли на музыку, после этого мы уже записываем в студии её вокал. Затем делаем окончательное сведение, мастеринг - вот и вся история. А в реальности это занимает почти два года!»

- Расскажи о том, как ты стал музыкантом? «Я не помню своих детских музыкальных впечатлений, но может быть, это была классика - её мать слушала, когда была беременна мной. Она замечательная женщина, просто колдунья! Ну, и с шести лет я начал осваивать пианино, но мне быстро наскучило играть только то, что сочинено другими. Более лёгкую музыку я стал слушать лет с десяти, что-то вроде Sisters Of Mercy и тому подобного. И только в четырнадцать лет я начал слушать метал. Со временем я выучился петь и немного играть на ударных. Abigor стали моей первой группой лет десять назад. Но тот момент, когда я основал Dargaard, был главным, я уверен. Поскольку здесь я целиком отвечаю за всю инструментальную часть музыки, это даёт мне полную свободу для самовыражения и все основания уважать себя».

- Что ты любишь слушать теперь? «Не знаю… Вообще, люблю блэк, всякую мрачную атмосферную музыку, индастриал. Но если мне надо по-настоящему расслабиться, то слушаю звуки ветра или шум воды, словом - звуки природы. Когда веду машину, то лучше всего - Raison D’Etre или типа того».

- А классика? Создатель музыкальной фармакологии, американец Роббеpт Шофлеp утверждает, что симфонии Чайковского, "Лесной царь" Шубеpта и ода "К радости" Бетховена ускоряют выздоровление больных. Другие учёные говорят, что Равель лечит алкоголизм, Гендель – шизофрению, а 10 минут Моцарта повышают "коэффициент интеллекта" на 8-9 единиц! Что скажешь?

«Ну, я в классике не разбираюсь. И последние несколько лет серьёзно её не слушаю». - Опыты над растениями показали - под спокойную классику они расправляют свои листья, а под ритмичную и громкую музыку их пестики и тычинки вяло опадают... Но человек не подсолнух! Исследователь Боб Лирсен экспериментально подтвердил, что ритмичные низкочастотные колебания (особенно звуки бас-гитары), влияют на состояние спинномозговой жидкости. Это изменяет гормональное равновесие в сторону преобладания половых гормонов и провоцирует человека на всякие излишества в этом отношении. Вероятно, ты наплодил уже десяток детей?

«Мы с Элизабет живём вместе уже больше 5 лет. А детей нет. Планы, конечно, есть. У всех. Кроме меня, кажется».

- Видимо, музыка Dargaard не способствует подъему рождаемости в Мистельбахе. И его население пока что составляет 10.000 человек… Но, может, ваша музыка имеет иную цель? Говорят, что двенадцать звуков октавы соответствуют двенадцати системам человеческого организма. То есть какая-то нота может изменить ритм сердца, другая - увеличить частоту дыхания. А в древних армянских рукописях есть рецепты, как с помощью музыки остановить кровотечение!

«Я не могу и не хочу ни на кого воздействовать, ничего ни в ком изменять или кого-то дурачить. Я делаю музыку для себя и для тех, кто просто хочет слушать её».

- А если никто больше не захочет, это что-то изменит?

«Я всё равно продолжу, конечно, без контракта и попыток продать что-либо. Вот это и будет настоящий андеграунд, ха-ха!»

- Что же сможет остановить музыку Dargaard?

"Моя смерть".