Darkthrone: Времена и нравы

Darkthrone

Статья.

Автор: Юра „Хирург“

"Я думаю, ‘хорошие времена’ для нас наступали дважды, – говорит Ноктюрно Культо. - Сейчас как раз такой период, все кажется благоприятным для Darkthrone. А первый период благополучия был тогда, когда нас было трое. После выхода 'A Blaze...' мы сделали 'Under A Funeral Moon', и вокруг началось что-то нереальное. Захватывающее было время, и я скучаю по тем дням, когда мы репетировали вместе часами. Сидели в подвале у Зефайроса, курили, пили - так прошло целое лето! Я и Зефаайрос всё время прятали свои лица. Только у Фенриза были связи с другими музыкантами, но мы держались в стороне... Только по ночам, когда было темно, мы выходили на улицу".

Darkthrone

После таких слов Ноктюрно Культо меня невольно тянет на воспоминания. О зиме 1987 года, когда Гильве Наггель (он же Хэнк Амарилло, он же Фенриз) объединил свои усилия с двумя другими музыкантами под названием Black Death. В состав сразу вошёл Ивар Энгер (это и был упомянутый Зефайрус). А Ноктюрно Культо (тогда просто Тэд Скъёллум) появился уже после записи первого демо 'Land Of Frost'. Вот после этого они и стали называться Darkthrone.

Они наяривают чистенький дэт, и в 1989 году третье демо 'Thulcandra' обеспечивает им контракт с лейблом Peaceville на целых четыре альбома! Альбом 'Soulside Jorney' (1990) - гвоздь в заднице любого поклонника true black, ибо это была абсолютно коммерческая по тем временам пластинка, спродюсированная Томасом Скогсбергом…

Хорошие времена, часть I.

А вот потом настали хорошие времена. И что же хорошего в действительности сделали Darkthrone? Фенриз: "Мы покупали все эти альбомы, которые нужно послушать всякому, кто собрался играть блэк - Hellhammer, старенький Bathory и всё такое... Тогда в ходу были всякие кассетные сборники и, кажется, в конце 1989 года ко мне попал один... И первая песня на стороне "B" была группы Tormentor из Венгрии. Я хлопнул себя по башке: "Кажется, вот оно!"... Вскоре я услышал Mayhem и подумал: "А вот это действительно оно!" И тогда мы приняли решение играть примитивный блэк, и более не придавать значения технике игры".

Четвёртый человек был не нужен при таком раскладе, и они остались втроём. Взяв немного от Tormentor, немного от Mayhem, они стали записывать свои альбомы с невиданно мерзким качеством. Фенриз позже признался, что на изготовление одного альбома у них уходило никак не более 30 часов. Это и есть, в общем, главное достижение Darkthrone. Ноктюрно Культо вспоминает: "Странное чувство я испытывал от прослушивания Tormentor. Я взял эту магнитофонную запись у Евронимуса, и это был настоящий дерьмовый звук! Мы всегда старались создать атмосферу с помощью дерьмового звука, и если вы слышали 'Transylvanian Hunger', тогда вы знаете, что такое дерьмовый звук!"

О, да, и 'A Blaze In The Northern Sky' (1991) и 'Under A Funeral Moon' (1993) звучали потрясающе плохо. Но я лично предпочитаю слушать их сборник 'Goatlord' (1996), где есть трэки, являющимися по звуку полным, абсолютным и неповторимым говном! Картину довершили тем, что их считанные концертные выступления вообще вскоре прекратились, лица были спрятаны под корпспейнтом, имеющиеся фото можно было сосчитать по пальцам, а об интервью с ними можно было даже и не думать. Слухи про них ходили чудовищные. Они обозвали евреев "жидами" - и лейбл Peaceville гордо отмежевался от их творчества. Это не мешает Peaceville и поныне переиздавать все упомянутые работы группы, и даже лепить сборники. Деньги не пахнут. Чудеса двуличия проявили и сами норвежцы, извинившись вдруг за содеянное... Вот так они и стали великими. Уже на фирме Moonfog Сигурда Вонгравена (известен большинству как Сатир) вышли альбомы 'Panzerfaust' (1995) и 'Total Death' (1996). В период между этими релизами Зефайрус покинул группу. Настали плохие времена...

Хорошие времена, часть II.

Они продолжили свою карьеру после долгого перерыва, издав в 1999 году альбом 'Ravishing Grimness'. Теперь Фенриз устранился от написания музыки, её пишет Ноктюрно Культо. От него здесь только барабанные партии и лирика. Возможно, это результат того, что Фенриз по прежнему живёт в Осло, а Ноктюрно Культо - далеко от столицы, и они встречаются лишь несколько раз в году. Многое изменилось с тех пор. Darkthrone больше не могут похвалиться самым дерьмовым звуком во вселенной. Они стали политкорректны, Фенриз стал не только давать интервью, но и сам работает на одно из норвежских изданий - пишет для Nordic Vision. К 2000 году он принял участие в записи более чем полутора десятков альбомов, включая такие проекты как Isengard, Storm, Eibon, Aura Noir... Но кое-что осталось неизменным. Друзья не боятся признаться в своей великой любви к таким модным штукам, как техно, хаус, драм'н'бэйс и прочим достижениям электроники.

И вот, наконец, новый альбом в 2001 году... Ноктюрно Культо: "После выхода 'Plaguewielder' мы оказались в идеальной ситуации, да. Мы не испытываем никакого давления ни с какой стороны, можем делать всё, что в голову придёт. Подписали новую грандиозную сделку с Moonfog и все довольны - сейчас мы необычайно вдохновлены."

Что же им пришло в голову? Альбом записали вдвоём в июне 2001 года. Ноктюрно Культо сочинил всю музыку, сыграл партии всяческих гитар и спел; Фенриз же ограничился созданием лирики и наложил свои барабанные партии. Естественно,обошлось без всяких там продюсеров. Всё это позволило, в целом, продолжить курс, взятый на 'Ravishing Grimness', с минимальными отклонениями.

"Звук нового альбома Darkthrone - довольно современный и чистый, но с хорошими остатками прежней атмосферы. Можно создать свой уникальный звук в студии и без применения разных эффектов и выпускать атмосферные альбомы. Все наши записи звучат крайне депрессивно, или, вернее говоря, сыро, - говорит Фенриз. - Никаких планов относительно изменения звучания и не было. Мы просто посмотрели, что у нас за материал получился, и сделали заключение, что для этой записи будет логичнее использовать "чистый" бас. Материал более 'металлический' чем обычно, но по большому счёту мы ничего не поменяли."

Лирика Фенриза снова весьма необычна. Мало того, что суть её может быть понята только на уровне ощущений, он ещё зачастую занимается изобретением новых слов, ещё хуже запутывая ситуацию. Новый альбом не исключение: "Это рождается инстинктивно, но всё же это поэзия, она подчиняется неким правилам... у меня они есть, и я не собираюсь их менять. Я большой ребёнок, и если у меня какие-то проблемы, я сразу пишу об этом. О смерти, о ненависти... На что, скажем, похожа моя лирика? Должно быть, это поток не совсем адекватных ассоциаций, набор абстрактных слов. Она такая же как и на 'Ravishing Grimness', та же концепция - протокол моих мучений в этой долбанной жизни... Несвязанные обрывки мыслей, проносящиеся в голове."

Известного затворника и мизантропа Ноктюрно Культо можно было наблюдать на Wacken Open Air Festival в Германии, где он 8 августа собственноручно раздавал автографы, фотографировался и давал интервью! Должно быть ещё немного - и мы увидим Darkthrone на концертах. "Этого мне не надо, - возражает Ноктюрно Культо, - Я посетил Wackеn чтобы продвигать имя Darkthrone. Правда, подписывая диски и встречаясь с людьми, я почувствовал, что было бы очень здорово для нас сыграть как-нибудь на Wacken, потому что атмосфера там просто безумная. Загвоздка только в том, что если мы собираемся играть живьём, нам надо много работать над репертуаром и продумать всё до мелочей - нам непозволительно делать что-то вполсилы." Фенриз пока только отшучивается: "Думаю, это не произойдёт. А если и произойдёт, то мы совершим единственное турне - в Перу!"

Что же, блэк и в Перу есть… На вид и на звук ничуть не хуже чем в Норвегии 10 лет назад. Вот только возникает вопрос, кому это надо? "Во всём мире огромная армия людей исполняет примитивный блэк, но я думаю, у них нет никаких шансов получить контракты. Менеджеры лейблов не интересуются более старым, традиционным звучанием, - сетует Ноктюрно Культо. - Для нас это не представляет проблемы, мы и есть те самые представители старого оригинального стиля. Мы олицетворяем то, чем я сильно горжусь. Горжусь тем, что я родился тем, кем родился, что сумел занять своё место во время зарождения нового, мощного стиля музыки. Это дает мне ощущение собственной значимости. Не знаю, будут ли помнить про эти времена через 30 лет, надеюсь только, что вспомнят хотя бы Mayhem." Может, Darkthrone и правда знают, что делают, а знают ли это их многочисленные подражатели? Ведь true black это не только музыка, это, прежде всего идеология. Ввязываясь в это, они либо прослывут клоунами, либо рано или поздно заплатят по счетам! Фенриз изрёк в 1991 году: "Блэк металл - это традиция, он никогда не изменится. Как блюз, например. Если вы попытаетесь изменить его, это уже будет не блэк." Говоря просто о музыке, то блэк это или уже не блэк - от перемен, тихо вползающих в творчество даже самых яростных консерваторов, никуда не денешься. Но это касается только музыки... А что касается идеологии, то я соглашусь с Фенризом. Просто вспомните всех тех, кто сидел и сейчас сидит по каталажкам, или вынужден был уехать из Норвегии. Стало быть, есть люди, реально "ответившие за базар"! Факт. И это уже никак не изменишь.