Das Ich: шершавым языком плаката.

Das Ich

Статья.

Автор: Юра „Хирург“

Das Ich умопомрачительным образом соединили элементы готической, электронной, а точнее, ранней индустриальной, культуры с поэзией и театром. Они одними из первых попробовали вернуть на сцену немецкий язык, использование которого казалось как бы предосудительным после второй мировой войны… Das Ich стали явлением германской культуры в самом широком смысле этого слова. С этой точки зрения мы и окинем взглядом их творчество…

Das Ich

Мультиинструменталист и композитор Бруно Крамм родился в Мюнхене и начал играть на пианино в 16 лет, а отец его – классический композитор и певец. Любимые композиторы Бруно – Шостакович, Стравинский, Малер, Вагнер. Первая группа Farenheit 451 – названа так по книге Рэя Брэдбери. Бруно тогда увлекался подобной литературой, включая произведения Джорджа Оруэлла ‘1984’ и Адольфа Хаксли ‘Brave New World’. Группа Farenheit 451 быстро прекратила своё существование – плавно перетекла в проект Lava Nuvalis. А уже потом появился Das Ich – после встречи в баварском городе Bayreuth в 1989 году с другой половиной дуэта.

Стефан Акерманн - уроженец Берлина. Он не только певец, автор текстов, но и актёр. С детства неплохо танцует. Именно благодаря ему сценические шоу группы заслужили репутацию театра "апокалиптической эксцентрики". Здесь не только пение, здесь мимика, пластика, декламация. Особый мэйк-ап. Стефан почерпнул идею своего сценического прототипа из фильмов "Кабинет доктора Калигари" (Германия, 1919, режиссер - Роберт Вине) и других экспрессионистских фильмов и постановок. В упомянутой ленте один псих рассказывает сюрреалистическую историю о директоре психбольницы, который, вводя в транс одного из больных, использует его как орудие убийства. Режиссёр пригласил художников - экспрессионистов, они создали асимметричные декорации с нарушенными пропорциями и причудливым освещением. А актёры были жирно загримированы так, что имели вид жутких зомби… Теперь, когда суть сценического образа Стефана нам понятна, добавим, что он также автор оформления всех дисков группы.

В 1991 году Das Ich выпустили первый макси-сингл ‘Satanische Verse’. Это была своего рода провокация. Как раз в то время известный английский писатель индийского происхождения Салман Рушди, был приговорён в Иране к смерти аятоллой Хомейни за одноименный цикл стихов - "Сатанинские Вирши", который сочли антиисламским. И по сей день бедняга Рушди скитается по богатейшим странам Европы, прячась от обозлённых фундаменталистов. Das Ich, конечно, так не рисковали. Но они, во всяком случае, высказали свою точку зрения... И сингл, и скоропостижно успешный дебютный альбом ‘Die Propheten’ – всё вышло на собственном лейбле Крамма Danse Macabre. Они издали таким же образом мини-CD ‘Stigma’ (1993), CD ‘Staub’ (1994), и концертный альбом ‘Feuer’(1995). Концептуально все упомянутые работы были довольно острыми, и содержали то критику церкви, то бичевали современное буржуазное общество.

Вернёмся теперь к марке Danse Macabre, которая существовала в то время в двух ипостасях – как лейбл и как студия. Ещё с середины 80-х Бруно потихоньку оборудует собственную студию. Начав с 16-каналов, он за 8 лет дошёл до 120-ти, обзавёлся мощными микшерскими пультами, кучей всяких синтезаторов и сэмплеров. Студия была рассчитана на запись электронной музыки с применением всех мыслимых систем аналоговой и цифровой записи. И вот, в 1995 году, там началась совместная работа с Atrocity – над альбомом ‘Die Liebe’. Это было первое сотрудничество с металлической группой. Бруно вспоминает: “Для нас это больше чем просто сотрудничество. Это начало немецкого альянса готики и металла, который сейчас уже так популярен. Когда это начиналось, многие говорили: "О, Боже, что это они затеяли, работать с металлистами – какая гадость!" Сегодня это вошло в норму, а тогда было, вероятно, чуть рановато. Позже они попросили сделать ещё одну запись. Я просто продюсировал её (альбом ‘Willenskraft’, 1996), а третья моя работа с ними стала действительно успешной. Она называлась ‘Werk 80’, это был альбом с кавер-версиями хитов 80-х, попавший в немецкие Billboard Charts. Они продали более 80000 копий альбома. С этого времени почти все немецкие металлические группы стали просить меня поработать в качестве продюсера. После того альбома были и другие – типа Crematory, и эти американцы Saviour Machine. Но на самом деле я ненавижу металл. Многие, многие группы… думают, что запишись они у меня, и их ждёт успех Atrocity. Это, конечно, грустно…»

По-настоящему грустно стало уже в 1996 году. В это время у них начались проблемы с подружками, некие финансовые затруднения, началась тотальная депрессия – почти паника. Danse Macabre, как лейбл, оказался в замороженном состоянии. Количество групп, подписанных туда, уже перевалило за десяток - Printed At Bismarks Death, Placebo Effect, Tilt, Kalte Farben, Ichor… Но Бруно некогда было заниматься даже своим творчеством, не то, что промоушеном других групп! С другой стороны, студия росла, требовались дополнительные помещения, и в 1997 году он купил себе замок 12-го века, бывшую средневековую тюрьму – всего за $150,000.

Потом принялись за необычную работу - саундтрек к кинофильму ‘Das Ewige Licht’ андеграундного режиссёра Ханса Хельмута Хесслера. Это была «музыка на заказ». Нервировало и то, что время на запись было ограничено – только 2 недели. Это очень мрачная атмосферная работа, весьма отличная от других альбомов Das Ich. Сам фильм с относительным успехом прошёл в Германии. А саундтрек вышел как альбом ‘Das Innere Ich’ (1997).

В связи с кончиной лейбла Danse Macabre они решили заключить нормальный контракт и летом 1997 года подписались на Edel Records. И возобновили, наконец-то, работы над альбомом ‘Egodram’, начатые 6 месяцев назад, завершив их к концу 1998 года.

Этим почти танцевальным альбомом без всякой философской нагрузки они слегка удивили публику, а новый лейбл выпустил ещё и пару синглов в поддержку альбома – ‘Kindgott’ и ‘Destillat’.

В начале 1999 года уже готова следующая запись, ‘Morgue’. Это последний «полноценный» альбом группы на данный момент. Концептуально он создан на основе цикла стихотворений поэта-экспрессиониста Готтфрида Бенна. Фигура Бенна для немцев равнозначна фигуре Бодлера для французов. Готтфрид Бенн, провозглашая в своём искусстве "чистоту", "холодность" и "великое разрушение форм", создал цикл стихотворений ‘Kleine Morgue’, который сделал бы честь стихоплётам любой грайндкоровой банды конца 80-х. Бенн хорошо знал строение тела человека - ведь он был военным медиком и патологоанатомом. Не удержусь от того, чтобы привести отрывок из этого произведения: “Уста девушки, лежавшей долгое время в камышах, были погрызены. Когда ей вскрыли грудь, пищевод оказался дырявым. Под диафрагмой, наконец, нашли гнездо молоденьких крысят. Один из них был мёртв. Другие ели печень, почки, пили ледяную кровь. Здесь прошло их счастливое детство. Прекрасной и быстрой была и их смерть: Их всех вместе бросили в воду. Ах, как громко мордашки пищали!” Кстати, поначалу Бенн был конкретным фаворитом у германских фашистов, но вскоре оказался в глубокой оппозиции…

А мы оказались в конце 1999 года, когда Das Ich издали двойной сборный альбом ‘Re-Laborat’, который ознаменовал своим выходом 10-летие замечательной группы. Здесь другие люди (VNV Nation, L'Ame Immortelle, Funker Vogt и Atrocity) перемикшировали самые популярные композиции Das Ich, так, что мать родная не узнает! Хотя Бруно рассматривает издание сборников не иначе, как чистое вымогательство, они всё же пошли на это. В первый раз - а первый раз, как известно, прощается. Да и юбилей всё-таки! После прошло три года концертных трудов – Европа, США, Мексика… И вот стало известно, что в начале 2002 года группа заключает контракт с другим лейблом – Massacre. К изданию уже почти готов новый альбом – ‘Anti'Christ’. А еще, говорят, нам стоит не поспать в одну из майских ночей – музыкальные экспрессионисты заглянут и к нам в Москву!

…Das Ich означает "эго". Как мы видим, их творчество, которое нельзя относить строго только к музыке, вдохновлено искусством экспрессионистов. Прежде всего, вспоминается Бертольт Брехт, о влиянии которого на философию группы не раз говорили сами музыканты. Безусловно, немцам хорошо знакомо творчество их соотечественника – не хуже чем нам, должно быть, Маяковского. Брехт создал особый театр образов, который разделял аморфные зрительские массы на отдельных индивидуумов, заставлял их думать и делал из них личностей, которые отвечали сами за себя. Он старался, чтобы зрители не попадали в плен иллюзий, он делал их свободными от них - пробуждая своего рода супер-эго... На его первых постановках в Германии было видно, кто чего стоил - кто считал свободу свинством, шикал и топал, а кто - рукоплескал... В это же видят свою задачу Das Ich, разговаривая с нами выразительным шершавым языком музыкального плаката.