Deep Purple 'Machine Head'

Deep Purple

100 тяжелых дисков которые сделали жизнь легче!

Автор: Юра „Хирург“

Если вам когда-либо доведется побывать в швейцарском городке Монтрё, то уж не поленитесь, отыщите там две действительно знаковые для истории тяжелой музыки достопримечательности. Разговор даже не о бронзовом Фрэдди Меркюри, который в 1996 году на века встал на берегу Женевского озера, хотя и ему лишний раз поклониться не грех. Речь идет о местном зале "Казино" и, прежде всего, об уникальном, единственном в мире памятнике... песне. И песня эта - "Smoke On The Water" с альбома 'Machine Head' группы Deep Purple!

Deep Purple, 1972

"Smoke On The Water" - не просто хитовая композиция. Её судьба сложилась иначе - она стала настоящим "стандартом хард-рока" и гимном целого поколения меломанов. Вряд ли найдется хоть один поклонник рока, да и не только рока, который не слышал её. А для группы Deep Purple "Smoke On The Water" стала пропуском в вечность.

Итак, в декабре 1971 года Deep Purple прибыли в Монтрё. Планы их были просты и понятны - им предстояло записать очередной студийный альбом, 'Machine Head'. Для этого у Rolling Stones была арендована передвижная студия Rolling Stones Mobile, представлявшая собой внушительных размеров грузовик-фургон, где была смонтирована звукозаписывающая аппаратура. Предполагалось, что сами музыканты расположатся на сцене местного развлекательного комплекса "Казино", что стоит прямо на берегу озера. Начало записей было запланировано на пятое декабря, музыканты же приехали в город четвертого. В этот день в "Казино" давал концерт Фрэнк Заппа со своей группой The Mothers Оf Invention, сцена была пока занята, и свою аппаратуру Deep Purple решили пока не выгружать. И как в воду глядели...

Через час после начала выступления Заппы, во время синтезаторного соло на композиции «King Kong», какой-то обезумевший от счастья фэн пальнул в потолок зала из ракетницы. А там был сооружен декоративный бамбуковый навес... Как и предупреждали декабристы, из искры возгорелось пламя. Заппа меланхолично произнес в микрофон «без паники, у нас пожар», после чего его музыканты сложили инструменты и покинули сцену. Затем спокойно, без давки и истерик, вывели всех зрителей - никто не пострадал. Эвакуацию организовал лично директор джазового фестиваля в Монтрё Клод Нобс (он, кстати, организовал запись альбома 'Machine Head' и стал его продюсером).

Вначале пламя разгоралось медленно - его даже не было видно. Роджер Гловер, не сознавая, насколько он рискует, снова вошел в горящее «Казино», чтобы поближе разглядеть и пощупать два новейших синтезатора Заппы. Цокая языком, он вышел (вовремя!) и присоединился к остальным музыкантам, укрывшимся от суеты и толпы в ресторане отеля «Europe». И оттуда, через большое окно, они видели, как здание «Казино», которому в 1971 году стукнуло уже 90 лет, обратилось в пылающий ад, а над водой Женевского озера повисла завеса дыма, не рассеивавшаяся потом ещё пару дней... А синтезаторы Заппы, к слову, сгорели!

Deep Purple
Machine Head, 1972 (EMI)

Highway Star
Maybe I'm A Leo
Pictures Of Home
Never Before
Smoke On The Water
Lazy
Space Truckin'

Ян Гиллан – вокал, гармоника
Ричи Блэкмор – гитара
Джон Лорд – клавишные
Роджер Гловер – бас
Ян Пейс – барабаны, перкуссия
Таким образом, Deep Purple остались без помещения для записи. Но уже утром следующего дня Клод Нобс договорился с администрацией расположенного неподалеку театра «Павильон». Днём туда перевезли всю аппаратуру и группа начала подготовку к записи инструментальных партий для трека с условным обозначением «Title #1». Рифф для этой песни Ричи Блэкмор "заготовил" ещё до поездки в Монтрё (злые языки уверяют, что он "содрал" его с песни бразильца Карлоса Лиры "Maria Moita", которая впервые была записана Аструд Жильберто для альбома 'Look At The Rainbow', 1965).

К вечеру была завершена настройка аппаратуры, и группа начала работать. Только третий дубль понравился всем, а на часах было уже далеко за полночь. Остановившись, музыканты обратили внимание на слегка напряженное поведение обслуживающего персонала, которому было поручено обеспечивать тишину и отсутствие посторонних лиц во время записи. Оказывается, весь вечер в двери студии ломился наряд полиции, вызванный жителями окружающих домов! Тут вам следует пояснить кое-что. Монтрё, несмотря на концерты рок-звезд и джазовые фестивали, и тогда, и сегодня, представляет собой очень тихий, дорогой, аристократический курорт на "швейцарской Ривьере". Queen, Deep Purple, Боуи, Заппа - да, конечно. Но Монтрё, как место для отдыха и лечения, задолго до них облюбовали Стравинский, Набоков, Хемингуэй, Руссо... Чайковский, опять же - он своё 'Лебединое Озеро' не пропускал через мегаваттные "Маршаллы" в час ночи! А местных здесь всего тысяч двадцать. И они привыкли к "курортникам" определенного типа. Так что сами понимаете - малейший шум после захода солнца, и бдительные аборигены немедленно "стучат" в полицию!

Итак, прибывшие полицейские корректно попросили музыкантов ограничить работу дневными часами. Это никого не устраивало. Поэтому Нобса "зарядили" подыскивать новое помещение - в маленьком городе это оказалось довольно сложным. Прошло пять или шесть дней. Легенда гласит, что именно в эти дни Ян Гиллан услышал, как Роджер Гловер, очевидно под впечатлением пробормотал несколько раз во сне фразу «smoke on the water» - «дым над водой». Утром, сидя в ресторане, Гилан снова вспомнил эти слова, схватил салфетку и записал их. Так родился знаменитый припев, который дал окончательное название записанной накануне песне - "Smoke On The Water" вместо рабочего «Title #1»!

Затем, наконец, Нобсу удалось снять целиком "Гранд Отель", находившийся на окраине города и в это время года абсолютно пустой. Естественно, он не отапливался. Для записи был облюбован Т-образный коридор на первом этаже. Специально нанятый плотник сколотил деревянный щит, отгородивший его от фойе. Щит был обложен матрасами из пустующих номеров. Ограниченное таким образом пространство отапливалось промышленной тепловой пушкой. Для создания "творческой атмосферы" коридор подсвечивался красными лампочками. Рядом припарковали грузовик с Rolling Stones Mobile и протянули от него кабели внутрь помещения. Вот только пробираться в коридор музыкантам приходилось через балконы смежных номеров - ведь вход в фойе был заколочен!

Там и были увековечены все остальные инструментальные партии альбома 'Machine Head', только барабаны Ян Пейс решил записать в другом коридоре, не отделенном от холла, так как ему понравилась реверберация звука в этом месте. В последнюю очередь был наложен вокал, в том числе и на дорожку "Smoke On The Water", записанную ещё в театре «Павильон». К этому времени у Гиллана был готов уже весь текст. И повествует он, в общем и целом, обо всех вышеупомянутых злоключениях при записи альбома - о пожаре на концерте Заппы, о том, как Клод Нобс выводил людей, как сгорело "Казино", как был найден "Гранд Отель" и там уже записана вся пластинка: "Я знаю, нам никогда не забыть... этот дым над водой и огонь в небесах!"

Песня "Smoke On The Water" была выпущена на альбоме 'Machine Head' в марте 1972 года. Постепенно стало ясно, что она является одной из самых популярных вещей на диске. В виде сингла она появилась на прилавках музыкальных магазинов в 1973 году; на второй стороне была её концертная версия. Сингл по результатам продаж стал "золотым" и достиг четвертой позиции в чарте Billboard, говорят, благодаря ему весь альбом занял вскоре 1 место в национальном английском хит-параде, а к 1986 году стал дважды "платиновым" (2.000.000 копий)! Впоследствии диск не раз переиздавался, в Британии был даже выпущен его квадрофонический вариант...

памятник песне...Песня "Smoke On The Water" попала в список "500 величайших композиций всех времен" журнала Rolling Stone, издание Q поместило её в первую двадцатку 100 величайших гитарных треков, как и радиостанция BBC. Кавер-версиям её просто нет счета, можно упомянуть варианты от Iron Maiden, Ингви Мальмстина, Dream Theater, Sepultura, Metallica, Bon Jovi, Six Feet Under... Известны и "тематические" слёты гитаристов, которые соревнуются друг с другом только в исполнении знаменитого риффа, последнее такое мероприятие состоялось в 2009 году в Польше и собрало 6346 человек! Этот показатель был внесен в Книгу Рекордов Гиннесса...

А что же "Казино"? Оно было вновь отстроено к 1975 году и стало местом проведения джазовых фестивалей, а в 90-е годы его хотели было закрыть, но у его владельцев (а это какие-то французы) всё-таки не поднялась рука сделать это. Теперь его можно посетить - местоположение (Rue du Theatre, 9) вы легко найдете на любой туристической карте города.

Теперь вы, наверное, хотите узнать, как выглядит памятник песне "Smoke On The Water" и как его найти? Очень просто. Отыщите (тоже по туристической карте) памятник Меркюри (пересечение Place du Marche и набережной Rouvenaz). Встаньте на набережной к нему лицом, а спиной, соответственно, повернитесь к озеру. Внимательно посмотрите налево. И вы увидите на грубом, железном нотном стане увитые плющом ноты знаменитого риффа ... "Smoke On The Water", Deep Purple!