Def Leppard 'Pyromania'

Def Leppard

100 тяжелых дисков которые сделали жизнь легче!

Автор: Юра „Хирург“

"Я мечтал о том, чтобы стать вокалистом самой знаменитой в мире рок-группы. И альбом 'Pyromania' помог моей мечте сбыться". Джо Эллиотт, Def Leppard.

Есть такая напасть - пиромания. Когда человека неудержимо влечет к поджогам, причем просто так. Он норовит спалить что-нибудь безо всякой видимой для себя выгоды или какой-то задней мысли. Можно сказать, что пиромания, как и любовь, так же бескорыстна в своей разрушительности. Но всё же расценивается психиатрами как болезнь уже с 1824 года! Причины её, однако, по-прежнему мало изучены.

Def Leppard, 1983: Уиллис, Кларк, Эллиотт, Аллен, Сэведж

Однако замечено, что пироманьяками, как правило, становятся мужчины до 30 лет, женатые, у которых были проблемы с учёбой в школе или с получением профессии, часто страдающие от физических недостатков и испытывающие трудности в общении. Но в 1983 пагубная страсть охватила сразу миллионы человек на всех континентах после того, как вышел третий альбом британской группы Def Leppard!

Но начнем мы, как обычно, с небольшой предыстории. Шеффилдские "сталевары" Def Leppard за первые пять лет карьеры, с 1977 года, сумели кое-чего добиться в жизни. Во всяком случае, у них был контракт с крупной звукозаписывающей компанией Phonogram, довольно сильный менеджмент в лице Питера Менша, а второй альбом 'High N' Dry' (1981) достиг 26-ой позиции в британских чартах и 38-ой в штатовских.

Одним из главных слагаемых успеха было то, что запись делали под руководством знаменитого продюсера Роберта Джона "Матт" Лэйнджа. Как метко сказал про него в свое время Всеволод Новгородцев, он был тем, кто "из бесформенной железяки рок-н-ролльного таланта куёт сверкающий клинок пронзительного успеха". Обладая абсолютным слухом и безошибочным коммерческим чутьем, он и сам отлично пел и сочинял песни. К 1981 году он зарекомендовал себя как абсолютный авторитет в сфере записи хард-рока, и Def Leppard смирно ждали целых полгода, пока он освободится, а занят он был ни чем-нибудь, а продукцией четвертого альбома Foreigner, почти сразу ставшего абсолютной классикой мировой рок-музыки.

Понятно, что продюсер такого уровня и сам не с каждой группой работать согласится, но за пацанов из Шеффилда он взялся охотно. "Гитаристы Def Leppard риффы сочиняют изрядно… А коли они умеют и риффы писать… то уж с моей помощью песни как-нибудь мы состряпаем" - сказал он и "состряпал"! Продажи выросли на треть, самый хитовый трек с того диска, "Bringin' On the Heartbreak", стал первым металлическим видео, показанным по MTV, и даже в наши времена поп-звезда Мэрайя Кэрри не постеснялась сделать на него кавер.

В общем, для группы не очень коммерческого направления это был ощутимый прорыв. Естественно, хозяева Phonogram были вдохновлены таким поворотом дела - неказистый хэви удалось "причесать" и неплохо продать! А тут ещё к ним явился Питер Менш и со знанием дела, раскурив сигару и закинув ноги на стол, заявил, что это - ещё цветочки. "После выхода следующей пластинки навсегда изменится сам смысл и значение слов хэви-метал" - таковы были его слова. Он получил от компании сказочный карт-бланш - оплаченный период студийной работы от полугода до года. По тем временам (да и по нынешним тоже) - время практически неограниченное. Учитывая то, что фирма Phonogram должна была "отбить" все свои расходы, и тот печальный факт, что Менш как раз в это время судился со своими боссами из менеджерской компании и влез в миллионный долг, выходило, что продажи следующей пластинки должны были возрасти не на треть, а в три раза! Корочея, нужен был миллион проданных копий. Иначе - каюк.

На кон было поставлено всё, поэтому Def Leppard практически поставили по стойке смирно, отдав в рабство Лэйнджу, и заставили делать самую чёрную работу. Сперва их отправили на родину, в Шеффилд, где в январе 1982 года в пустом цехе бумажной фабрики они принялись сочинять рифы - и больше ничего! Только самые основные мелодии, черновые наработки. Всё остальное должен был сделать Лэйндж. Для записи весь состав выехал вначале в город Баттл в Восточном Сассексе, где располагалась студия Park Gates, а затем переместился в Лондон для работы в Battery Studios. Лэйндж работал методично и чрезвычайно придирчиво. Все песни под его руководством и при его участии были дописаны и виртуозно аранжированы, при этом он, естественно, официально числится полноправным соавтором всех десяти треков. Работа шла медленно, въедливый продюсер записывал буквально по ноте в день! И тут самое время снова процитировать Севу Новгородцева, ибо лучше него мне этого не рассказать, как ни старайся.

"Каждый вечер, после дня записи в студии, Матт заходил к менеджеру Питеру Меншу и проигрывал ему то, что удалось добиться за день. 'Послушай, что мы сегодня записали, - говорил он, - и выяснялось, что к слышанному уже вчера варианту добавилось всего три слова вокала' - вспоминает Питер Менш. 'В конце концов я пришел в полное замешательство и уже не мог понять, что на этих лентах есть и чего на них нет!'

От такой сверхцелеустремленности и переработки у Матта Лэйнджа поехала - но не крыша, а слух. Голосовые партии все начали петь на полтона выше или ниже, усталые уши не слышали бас. Как-то вечером смотрели по телевизору Элтона Джона и всем дружно показалось, что он поет фальшиво, хотя с Элтоном Джоном такого не случается. Когда приступили к сведению, то с ужасом обнаружили, что часть инструментов настроена неверно, пришлось повышать или понижать отдельные ноты электроникой."

Конечно, вы слышали альбом и помните этот невероятно упругий, хлёсткий и чистый звук ритм секции и аккуратно "подведенные" клавишные партии (они, порой едва различимые, на самом деле явились итогом титанического труда двух сессионных музыкантов, собственно клавишника Буккера Боффина и опытного электронщика Джона Конгоса, который сосредоточился, в основном, на программировании синтезаторов). И вы, конечно, никогда не забудете невероятно нервно, ярко звучащий вокал Джо Эллиотта.

Фил КолленВ тихой студии он, поначалу, никак не мог спеть с тем же накалом, что и на концерте. И Лэйндж стал специально выводить его из себя мелкими придирками. Десятки раз он заставлял Эллиотта повторять одни и те же моменты, в итоге тот приходил в такую ярость, что начинал орать, по его же словам, "как тетерев на току". Голос, конечно, зазвучал, а вот разум Эллиотта помутился уже во время записи седьмой композиции. Пришлось отправить его на лечение! После курса таблеток, иглоукалывания и увещеваний на кушетке, он вернулся в студию. Лэйндж побоялся продолжать в том же духе и немного ослабил поводья, так что последние три песни записали за три недели без приключений. Джо, однако, уже не держит зла на своего "мучителя": "Мы до сих пор дружим с Маттом. Он крёстный отец Def Leppard. И мы всегда считали его шестым участником группы".

А ещё во время записи 'Pyromania' из состава был уволен Пит Уиллис. И тут я снова призову на помощь маэстро Новгородцева. "Ребят огорчало то, что гитарист Пит Уиллис крепко и регулярно пил. В Амстердаме, в коридоре гостиницы у своего номера, он по пьяному делу схватил огнетушитель, обошелся с ним по полной инструкции и высадил содержимое на ковровую дорожку. Белопенная гора высотой метра в два, от которой по ковру шли маленькие белые следы и вели они прямо в комнату Пита. За причиненный ущерб выставили счет на 275 фунтов, пришлось Питу отдавать всю свою получку за поездку, да еще занимать у администратора 25 фунтей… Каплей, переполнившей чашу, стала запись его соло в песне "Stagefright". Он пришел под мухой, хотя внешне держался, как будто ничего не произошло. Поначалу было даже смешно. 'Окей, Пит, сказал ему в микрофон Матт Лэйндж, начинаем!' Но Пит Уиллис вместо соло заиграл какие то хлипкие переборы 'плимпамплимпам' и чем дальше, тем более беспомощно это все звучало. 'Знаешь что, Пит, сказал тогда ему Матт Лейндж, иди-ка ты домой и не показывайся здесь до тех пор, пока свою партию не выучишь!' Пит Виллис собрал пожитки и ушел."

Так что он успел записать только партии ритм-гитары, а соляки "прописал" экс-гитарист Girl Фил Колен, большой поклонник Блэкмора и отличный гитарист. Но главное - большой друг группы. Это было важно. Рик Сэведж вспоминает: "Вообще, главным для нас было, чтобы гитарист был просто хорошим человеком. Мы легко могли бы найти себе где-нибудь эдакого виртуозного щеголя, но вряд ли при этом у нас сложились хорошие отношения в группе."

Def Leppard
Pyromania, 1983 (Phonogram)

Rock Rock (Till You Drop)
Photograph
Stagefright
Action! Not Words
Too Late for Love
Die Hard the Hunter
Foolin'
Rock of Ages
Comin' Under Fire
Billy's Got a Gun

Джо Эллиотт - вокал
Стив Кларк - гитары
Фил Коллен - гитары
Рик Сэведж - бас
Рик Аллен - ударные
Пит Уиллис - ритм-гитара
Что ещё? Обложка? Да. Её, с горящим небоскребом на лицевой стороне и игриво рассыпанными спичками на обороте, делали художники Бернард Гудинэс и Энди Эйрфикс. Спички, к слову, сфотографировал Дэвид Лэндслайд, и вошел таким нехитрым образом в историю!

Рик Сэведж признается: "У нас ушло на это больше одиннадцати месяцев… тогда для нас, еще начинающих музыкантов, делать такую серьезную и сложную работу было очень нелегко. Один год записи показался нам вечностью. Ко времени завершения альбома все мы ужасно устали". Вот что на самом деле кроется за легкомысленной фразой, которую можно прочитать на обложке - "записано в перерывах между матчами чемпионата мира по футболу"…

А потом диск вышел. Три сингла с него, "Photograph", "Rock of Ages" и "Foolin'" попали в Top 40 синглов в США, может, попал бы и четвертый, "Too Late for Love", но он издавался только в Британии. А у себя дома группу всегда любили почему-то меньше. Зато в США всё было иначе. Их песни круглые сутки звучали в эфире почти всех радиостанций. Они начинали свое американское турне в качестве разогревающей группы для Билли Сквайра, но по мере продвижения альбома к вершине чартов и роста продаж все поменялось - в финале уже их разогревали Motley Crue, Krokus и даже убеленные сединами Uriah Heep. 'Pyromania' поднялась на вторую строчку в хит-параде Billboard 200. А путь на первое место американского хит-парада им сумел преградить лишь Майкл Джексон со своим альбомом 'Thriller'. И тираж - 7 миллионов проданных копий только в США!

Джо Эллиотт говорит: "Мы никогда... не рассчитывали на такой успех... и когда однажды нам кто-то сказал о тираже, достигнутом 'Pyromania', мы были даже удивлены. А альбом приобретал всё большую популярность, и казалось, это никогда не закончится". И не заканчивается - теперь говорят уже о десятимиллионных продажах, а спустя годы значение этого альбома, его роль для развития стиля, только увеличивается. В 1983 году большинство американских музыкальных изданий признали его всего-навсего "рок альбомом года", а в 2004 году журнал Rolling Stone внёс его в список лучших альбомов всех времен. Журнал Q через два года перечислил его в ряду лучших дисков 80-х. Важнее впрочем, другое - 'Pyromania' стоит сегодня на полке любого уважающего себя металлиста и служит отличным пособием для начинающих музыкантов и продюсеров.