Интервью с группой Dein Schatten: эра новой музыки

Dein Schatten

Рассказывает Дитер Борншлегель

Автор: Юра „Хирург“

Если человеку поставить эту пластинку, не сказав заранее, что это такое, то гадать он будет долго. Порой ему будет казаться, что это Йоахим Витт, порой почудится Фалько, а иногда вы будете грешить едва ли не на Тома Уэйтса… Но не буду тянуть и назову имя исполнителя – Dein Schatten. Что, не слышали? Тогда назову человека - Борнзеро. Не знаете такого? Вполне вероятно – это прозвище. Последняя попытка: настоящее имя Дитер Борншлегель. Что, никак? Вот и я никак не мог взять в толк – какой такой Дитер, какой Борншлегель… Но музыка была чертовски хороша, и поговорить немного с её автором – святое дело!

Дитер Борншлегель

А родился он в 1954 году в Дортмунде, нынче живёт в небольшом городке Марбурге со своей семьёй (жена, две дочери - одной уже 22 года, другой нет и пяти). Проект Dein Scatten и альбом ‘Ewiges Eis’ появились не на пустом месте… Была работа с группами и исполнителями Traumtorte, Atlantis, Guru Guru, Ramesh, Touch, Richad Jones, Dr.Walker, Barbarossa и ещё с десятком прочих, многие их альбомы издавались на крупных лейблах, стали классикой германской поп-музыки и, вероятно, обеспечат нашему герою достойную старость.

“Это долгая история! Главное дело в моей жизни с семи лет - это постоянное совершенствование навыков игры на гитаре. В двенадцать у меня появился опыт первых выступлений на сцене в группе из моего города, Дортмунда. Уже лет в шестнадцать я стал играть в Traumtorte, и мы были даже приглашены в поддержку голландцам Golden Earring для выступления в Westfalenhalle, а это крупнейший концертный зал Германии. Когда мне стукнуло восемнадцать, то одна из известнейших в то время рок-групп Atlantis сделала мне предложение, и я поехал к ним в Гамбург. Мы записали диск ‘It`s Getting Better’, много ездили по Европе и часто появлялись на телевидении. Позже я участвовал в психоделик-рок-группе Guru Guru, сейчас она одна из самых культовых и известных в Германии. И ещё со многими другими в самых разных стилях - кантри, рок, фьюжен, джаз, новая волна и тому подобное. Я ездил по Европе, США, был в Японии; и в этот период с моим участием было сделано около полусотни альбомов”.

- Ты работал со многими интересными людьми; кто из них запомнился тебе больше всего?

“Много раз мне доводилось работать с Рамешем Вератунге, известным певцом из Шри-Ланки. Рамеш писал музыку для таких исполнителей, как Салли Олдфилд и Джастин Хэйвуд (Byrds), и ещё для многих других. Он очень хороший композитор, я многому от него научился”.

- В своё время ты котировался как один из лучших гитаристов в поп-музыке по оценкам музыкальных журналов…

“Да, так оно и было здесь в Германии в 70-е годы... Но это для меня не особенно важно, более того, давно и неправда. Незаслуженно. Просто моё имя было на слуху в Германии, в том-то вся и причина. На самом деле я самоучка, только год учился по классу ударных, и потом по классу гитары в университете. Но я думаю, что это всё не так важно для моей карьеры. Куда важнее то, что все эти годы я каждый день играю на гитаре часов по десять, а иногда и больше!”

- И всё же – как из поп-музыки тебя занесло едва ли не в готику?

“Летом 1999 года я был в отпуске в Голландии с моей женой и дочурками. Там мы случайно встретились с Уссамой "Ussi" Христианом Абси из Gruftie и с его семьёй. Два месяца спустя мы снова увиделись в Марбурге и Усси предложил написать какую-нибудь мрачную песенку, просто так, шутки ради. Я никогда ещё не работал в жанре готики, и я подумал - вот он шанс сделать что-то новое. В результате появилась песня "Er Kommt Zurueck" и Усси сказал: "Дитер, да это же здорово, ты должен продолжать, у тебя явная склонность к этой теме!" В это время я писал для хип-хоповых музыкантов из Гамбурга, и с ними всё время были какие-то проблемы. То подай им лирику попроще, то включи басовый барабан погромче, то сделай мелодии не такими мелодичными... словом, дребедень. Чуть-чуть хип-хопа можно пережить, но много - это просто пытка. Так вот, Усси придумал название Dein Schatten, я написал кучу лирики с определённым взглядом на вещи - с мрачной стороны. Ленардо Да Винчи сказал: "Но если ты посмотришь на предметы в том направлении, в каком их видит солнце, местность тебе покажется без теней...”. Глянешь с другой стороны - и вот она, твоя Тень!”

- И что там, в Тени?

“Я пою о многих вещах: о депрессии ("Traenen Der Seele"), об извращённой сексуальности ("Geister In Mir"), о мире мёртвых ("Abschied"), о вампирах ("My Name Is LUC-if-A", "Er Kommt Zurueck" о всяких психопатах ("Das Tier", "Hallo?"). Также о начале и конце человеческого рода ("Ewiges Eis"). И о многом другом. Обобщу: моя лирика - смесь мудрости, дурости и шутливости”.

- Твоя музыка, всё же, здорово напоминает мне Витта…

“Многие рецензенты отмечают тот факт, что я похож на Витта! Может, это просто из-за нашего возраста? И Витт, и я уже 30 лет на сцене. У нас одинаковый подход к творчеству. Мы играли одинаковую музыку в 80-е годы. Отличия вот в чём: я гитарист, я люблю просто-напросто играть на инструменте, помимо сочинительства - какие-нибудь сумасшедшие риффы и скоростные соло”.

- Кто-нибудь помогает тебе?

“В музыкальном смысле Dein Schatten - это проект одного человека. В студии я всё делаю сам. Единственный (и мой любимый) ремикс сделан руками Тимо Домати - это "Woanders Sein". Для турне я нашёл фантастического барабанщика. Сейчас он играет с поп-группой Heathhunter. Ещё мне удалось заручиться поддержкой великолепного лондонского гитариста. Он играет в группах Meeker Seeker и Bliss”.

- Я слышал о проблемах с авторскими правами на один из треков твоего альбома…

“Ты, должно быть, про песню "Abschied"? При её создании я работал с довольно большим сэмплом композиции Zions "No Fade". Я не знаю, что там не так с правами. Я не хотел красть чью-то идею и не в обиде на автора песни”.

- Верно! Простим всем, кому мы должны… Ну, а я должен спросить тебя, что ты знаешь о России и русских? “Не так много. Когда я летел в Японию, я видел Москву ночью. Утром я уже любовался бесконечными просторами Сибири. С тех пор у меня мечта - поселится в этой холодной и странной земле. Мой альбом даже называется ‘Ewiges Eis’ (Вечная Мерзлота). Кроме того, мой дедушка родился в Минске и во время первой мировой войны воевал в казачьих частях. А ещё один чудак из России живет здесь у нас, в Марбурге. Примерно такого же возраста, как и я, он работал у вас оператором. В Германии он пока найти работу не может, с этим у нас теперь напряжёнка. Мы познакомились, и он оказывает мне потрясающее гостеприимство - думаю, такая открытость характерна для всех русских. Ещё в здании, где расположена моя небольшая студия, репетирует также одна новая рок-группа. Все музыканты - из России. Звучат они очень хорошо, и при случае я обязательно познакомлюсь с ними поближе”.

- Откуда такое странное прозвище - Борнзеро?

“Bornzero - это сумма двух слов "born" + "zero". “Born” это начало моей фамилии, а “zero” (ноль) - это начало всего! Dein Schatten появился накануне Миллениума; так началась новая эра вообще и эра новой музыки для меня лично!”