Dio 'Holy Diver'

Dio

100 тяжелых дисков которые сделали жизнь легче!

Автор: Юра „Хирург“

"Holy Diver, You've been down too long in the midnight sea, Oh what's becoming of me. Ride the tiger, You can see his stripes but you know he's clean, Oh don't you see what I mean. Gotta get away, Holy Diver..." Такая уж эта песня - услышав её только раз, запоминаешь на всю жизнь. Со мной это случилось, кажется, уже на исходе 1983 года, когда я "принимал" очередную порцию 'Рок Салата' Тонни Вэнса на волнах Всемирной службы Би-би-си.

Dio: Дио, Аппис, Бэйн, Кэмпбелл

Оценить великолепие "Holy Diver" легко можно было даже с трудом удерживаясь на гребне "уходящей" радиоволны из Лондона, даже через кошмарные звуки искусственно создаваемых радиопомех. В самом деле, жизнь показала, что над песней этой не властны ни "люди" с "глушилками", ни беспощадное время, ни даже сам её автор - Ронни Джеймс Дио. "Это метал стандарт, который никогда не умрет. По какой-то причине этот альбом и эта песня затронули многие струны в сердцах многих людей" – признавал и сам автор.

Тогда, в 1983 году, мы уже знали, кто такой Дио; знали, что он недавно покинул Блэк Сабат и записал сольный альбом ‘Святой Ныряльщик’. Об этом даже советские газеты писали – например, "Московский Комсомолец", где-нибудь в подвале рубрики "Звуковая Дорожка" мелким шрифтом. Но, главным образом, слухами земля полнилась! Слухи, конечно, не давали ответов на все вопросы. "Белые пятна" и "непонятки" остались и теперь. Не все в курсе, из каких музыкальных глубин "вынырнул" Дио в конце 70-х; удивляются, откуда взялся такой голос у паренька, который вообще-то мечтал быть бейсболистом, а учился на аптекаря и никогда при этом не брал никаких уроков вокала? Почему его зовут Дио - ведь по-итальянски это значит "Бог"? И главный вопрос - кто же это тот самый "Holy Diver", то есть "Святой Ныряльщик" в дословном переводе?

Ну, давайте по порядку. Дио "вынырнул", на само деле, вовсе не в конце 70-х, чудесным образом появившись в составе Ritchie Blackmore's Rainbow. А еще начиная с дремучего 1957 года уже выступал в различных коллективах, только "кредитовался" как Ронни Падавона. Затем, по мере продвижения на "фронтменские" позиции, его имя стало появляться уже в названиях самих этих составов - Ronnie & The Rumblers, Ronnie And The Red Caps. Наступали шестидесятые, и Ронни справедливо решил - чтобы не потеряться среди многочисленных тёзок, нужен звучный псевдоним. Торговая марка, брэнд, скажем так. По одной версии он превратился в Ронни Дио в честь американского мафиози Джонни Дио, которого обвиняли тогда в том, что с его подачи кто-то плеснул кислотой в лицо известному журналисту. Громкая была история... А по другой - с подачи собственной бабушки-итальянки. Чистокровной! Она всегда всем твердила, что у внука музыкальный дар от бога и называла его "мой маленький бог" - "piccolo Dio". Так и "прилипло". Последняя версия мне почему-то больше по душе...

Ronnie Dio & The Prophets: Дио крайний слева, начало 60-х...Так возник знакомый нам сценический псевдоним. Но на обложках пластинок он появился не сразу - хотя и не так поздно, как принято считать. Впервые имя Ронни Дио фигурирует в кредитах второго сингла его группы Ronnie And The Red Caps, вышедшего в 1959 году на лейбле Seneca. Началом же сольной карьеры Дио следует считать вовсе не 1983 год и не альбом 'Holy Diver', а 1963 год - именно тогда вышел сингл 'Mr. Misery' под "флагом" Ronnie Dio. Хотя на тот момент он был участником Ronnie Dio & The Prophets, и вся группа помогала ему записывать песни, сингл считается его сольным релизом. Он, кстати, вышел на лейбле Swan, там и The Beatles вскоре выпустили знаменитый 'She Loves You' для США. В общем, имя Дио зазвучало. Но если вы посмотрите на фотографии тех времен, то нашего металлического Дио в худеньком и улыбчивом чернявом мальчике с аккуратной прической и в костюмчике вы просто не признаете... Кто бы мог подумать, в самом деле!

Серьезные трансформации с Ronnie Dio & The Prophets произошли к 1967 году, в разгар эры хиппи. Музыканты обросли, сменили строгие костюмы и галстуки на цветастые рубашки и фенечки, а потом поменяли и стремительно сократили название группы. С прошлого на The Electric Elves, затем на The Elves, а к 1970 году и вовсе оставили только три буквы - Elf. Классический рок-н-ролл тоже остался в прошлом - звучали они теперь уже как ранний Queen!

В январе 1972 года на концерте группы Elf в одном Нью-Йоркском клубе оепзплись участники Deep Purple Роджер Гловер и Ян Пейс, в то время увлекавшиеся продюсированием молодых талантов. Группа Elf была оценена по достоинству и подписана на "личный" лейбл Deep Purple, а затем выпустила там (под руководством Гловера и Пэйса) пару альбомов и поучаствовала в двух американских турне Deep Purple.

Дио времён Elf, 1974 годКак раз на таких гастролях 1974 года Ричи Блэкмор, тогда еще гитарист Deep Purple, тесно общаясь с Дио и видя его потенциал, задумал коварный план. Сперва он предложил Дио и барабанщику Elf Гэри Дрисколу записать лишь пару песен для своего сольника. Запись состоялась 12 декабря 1974 года, тогда же Блэкмором было принято историческое решение - покинуть Deep Purple. Потом он не раз повторял: "Да я вообще Deep Purple только из-за Дио и бросил". Нравились они тогда друг другу - и вкусы общие, и взгляды, и работалось вместе легко. Блэкмор осуществил задуманное только в мае следующего года. Предварительно он переговорил с Дио и уверил его, что просто "вольется" в состав Elf в качестве еще одного гитариста и всё. Для Дио это было важно. Своих товарищей, с которым он играл добрый десяток лет, подставлять не хотелось. Но на самом деле, как мы знаем, получилось несколько иначе.

Во-первых, Elf вначале пришлось сразу уволить гитариста, освобождая место Блэкмору. Во-вторых, группа перестала существовать сама по себе – и была переименована в Ritchie Blackmore's Rainbow из коммерческих соображений. Остальных музыкантов Блэкмор тоже терпел только во время записи первой пластинки. И лишь потому, что у него не было времени подбирать других. Он хотел, чтобы одноименный дебют его нового проекта опередил новый альбом его старых коллег по Deep Purple.

Затем, когда дело было сделано, он спокойно уволил всех, кроме Дио, которому пришлось эту горькую пилюлю проглотить. Зато после четырех альбомов с Rainbow его узнал весь мир - уже, кстати, как Ронни Джеймса Дио. Использовать среднее имя - Джеймс - ему посоветовал Блэкмор, ибо так оно звучало гораздо аристократичнее. А от "мафиозного" налёта следовало избавляться… По словам Дио от Блэкмора он ушел сам, в 1979 году, объяснив это тем, что тот "хотел стать поп-артистом и писать песни о любви, а я этим не занимаюсь". Хотя, скорее всего, Блэкмор уволил и его.

Некоторое время, где-то с полгода, он жил «между небом и землей», а точнее, между небом и адом… и пару раз ему звонил из Лос-Анджелеса Тони Айомми из Black Sabbath, находившийся примерно в том же состоянии. Дело в том, что их вокалист Оззи Озборн пил так, что группа совершенно не могла работать над новым альбомом. Надоумила его позвонить Дио, как ни странно Шэрон Арден (подруга и позже жена Озборна), дочь менеджера Black Sabbath. Вероятно, она пыталась выиграть время и повлиять на Оззи, а группе подсовывала, как она думала, временщика, чтобы не разрушить папин бизнес, и не предполагала, как всё закончится. Не предполагал и Дио. Он прилетел в Лос-Анджелес для "ни к чему не обязывающей джем-сессии".

Они встретились с Айомми в баре "Rainbow" на Сансет Стрип (если что - заведение работает и по сей день), где Дио сразу же произвел хорошее впечатление, отказавшись от выпивки. Они пошли на репетиционную базу, и там он вдобавок продемонстрировал все свои таланты, притом не только вокальные - он ещё сходу сочинил лирику и вокальные линии для недоделанной на тот момент композиции "Children Of The Sea". Хотя Дио нервничал. Всё время боялся, что в студию ворвётся пьяный Оззи и... Но ничего не случилось. А вот его способности вкупе с абсолютной трезвостью на всех произвели огромное впечатление. И новичка взяли в состав - вначале временно, то и дело повторяя, что он только выручает их и даже на гастроли с ними не поедет, потому как Оззи должен непременно вот-вот протрезветь и вернутся.

Но этого момента нам пришлось ждать, как вы знаете, 34 года! И хотя первый их совместный альбом занял в национальном хит-параде Британии аж девятое место, не всё складывалось для новобранца просто - на концерте 1980 года в Милуоки американцы пытались освистать Дио, требуя Оззи - на сцену летели бутылки, и одна даже угодила Гизеру Батлеру в лицо, всё кончилось массовыми беспорядками и травмами. Тем не менее, Дио записал с Black Sabbath такие альбомы, как 'Heaven And Hell' (1980), 'Mob Rules' (1981) и 'Live Evil' (1982). И на какое-то время стал даже "новой визитной карточкой" группы, не ленясь выходить к фэнам для раздачи автографов и не отказываясь от интервью. А вот "коренные блэк сабатовцы" тогда окончательно "забурели" и разленились в этом плане.

Дио также в момент появления в "звездном составе" принялся скрывать свой возраст. Этим, в общем, занимаются многие знаменитости - ведь звездный культ во многом построен на поклонении красоте и молодости. Очень трудно убедить подростка слушать музыку в исполнении сорокалетнего мужика. Это теперь тяжелый метал имеет весьма разнородную по возрастной структуре аудиторию, от пионеров и до пенсионеров, а тогда, в начале 80-х, это было коммерческое направление поп-культуры, рассчитанное на потребление сугубо молодежной публикой. И звезды должны быть молодыми. Ну, или хотя бы казаться такими...

Так что во многих пресс-релизах тех времен Дио прибавляли несколько лет, либо странным образом округляли дату рождения, и теперь мы имеем множество вариантов - начиная от пугающих фраз о том, что он родился около 1940 года, и заканчивая противоречащими здравому смыслу сведениями о его рождении в 1949 году. Теперь вроде как "доказанной" считается дата 10 июля 1942 года, но я все равно не отдам на отсечение даже своей самой ненужной части тела, что это и правда так.

И еще один факт, с которым приходилось "бороться" создавая нужный имидж. Дио был худощав и очень невысок. Ростом не вышел. Потому на большинстве групповых фото его значительно выдвигали вперёд, чтобы он казался больше "оптически". И это был вовсе не каприз "примадонны" - ведь где-то там вдалеке, за спиной, оставались "суперпримадонны", вроде того же Айомми или Блэкомра. Назовем это эстетической и производственной необходимостью – но всё равно, только представьте, как это действовало упомянутым "примадоннам" на нервы. Да, 163 сантиметра не самый большой рост для мужчины, но никакой катастрофы тут нет. Тамерлан и Чингисхан по сравнению с ним были и вовсе малыши - 145 см всего... И вообще в каком-то смысле Дио снова доказал нам, что человека надо измерять не сантиметрами. Доказал, что он - большой человек. Хоть и маленького роста.

Дио с Black SabbathИ еще, надо сказать, что в "эпоху Black Sabbath" Дио сделал мощный вклад в метал-культуру не только своей музыкой. Дело в том, что именно он ввёл в обиход "интернациональный" жест всех металлистов - знаменитую "козу". Эту "фигуру" он не выдумал - во многих интервью Дио рассказывал, что жест он подглядел... опять же у своей бабушки-итальянки. Та утверждала, что он помогает от сглаза и Дио стал демонстрировать его еще во время своих выступлений с Black Sabbath. Те, как известно, использовали мистику на полную катушку - и Дио приходилось вводить в свое сценическое шоу соответствующие элементы. А может, он был реально суеверен - как и многие итальянцы. Удивительно, но бабушкина "коза" прижилась. Во многом, конечно, благодаря личному обаянию певца, которого все фанаты Black Sabbath (и не только) со временем полюбили и пытались ему во всём подражать. Так что слушайтесь бабушек, ребята. И всё у вас будет как у Дио!

Но в октябре 1982 года Дио, наверное, всё-таки сглазили. Прослушивая окончательно сведенный вариант альбома 'Live Evil' , Айомми и Батлер вдруг заметили, что на записи их слышно не так хорошо, как Дио и Винни Апписа (тогдашнего их барабанщика). И задали вопрос звукорежиссёру - что это за вопли под барабаны? Тот с перепуга брякнул, что не иначе эти двое залезли ночью на студию и тайно "вывели" себя на передний план. В общем, большей глупости и придумать было нельзя - но на фоне уже достаточно обострившихся в коллективе отношений между парочкой стариков и парочкой новичков этого оказалось достаточно.

Дио и Аппис покинули Black Sabbath. Решили нанять новых музыкантов и создать собственный проект. "Мы с Винни приехали в Лондон и отправились по клубам в надежде найти кого-нибудь интересного, но за три дня так и не отыскали никого. Тогда я позвонил Джимми Бейну" - вспоминал Дио. С басистом Джимми Бейном Дио играл в Rainbow , и знал, что "с ним проблем не будет... в Rainbow он был моим лучшим другом". Но гитариста некоторое время не было, и Дио (кстати, бывшему бас-гитаристу) приходилось на репетиции играть партии гитары самому. Совсем недолго его выручал Джейк И. Ли. Ли тогда оставил Ratt и ушел в Rough Cutt, продюсировать очередной альбом которых взялся Дио, а менеджером Rough Cutt была жена Дио - Венди. Услышав игру Ли в студии, Дио пригласил его, но предупредил, что это будет только короткий проект. Винни Аппис вспоминает всего о нескольких репетициях с Ли, и даже записи их где-то сохранились. Легенда гласит, что во время этих репетиций Ли сочинил главный рифф и припев для композиции "Don’t Talk To Strangers".

Если не качество, то "американизированная" манера игры Джейка И. Ли не устраивала Дио - он продолжал "доставать" Бейна, спрашивая, не знает ли он других гитаристов, и лучше английских. "Ну, у меня есть двое, которые тебе понравятся"- сказал как-то Бейн, и предложил кандидатуры Джона Сайкса (Thin Lizzy, Whitesnake, Tigers Of Pang Tang) и Вивиана Кэмпбелла. Последним Дио заинтересовался – вначале просто потому, что было интересно, кто это.

Кэмпбелл тогда был еще почти никто. Просто Бэйн в тем дни записывал альбом группы Wild Horses в Дублине, а утром в этой же студии работала группа Sweet Savage во главе с Вивианом Кэмпбэллом. Они с Вивианом даже снимали вместе квартиру. Sweet Savage Вивиан сформировал в конце 70-х, в очень юном возрасте, а родился в Белфасте. Дио послушал записи Сайкса и Кэмпбелла, и по результатам вновь заинтересовался последним.

Кэмпбеллу позвонили, и он прилетел в Лондон на прослушивание. Дио уже доделал к тому времени заглавную композицию "Holy Diver" (трек был начерно написан им ещё задолго до его ухода из Black Sabbath) и еще одну, "Don’t Talk To Strangers". Они арендовали репетиционную базу у компании John Henry's (типа, всё для музыкантов - звук, свет, репетиционные базы и так далее; работает и поныне).

Там и сделали демо запись вышеупомянутых песен с Кэмпбеллом. Дио и Эпис несколько раз прокрутили результат дома и на следующий день сделали Кэмпбеллу предложение. В то время гитаристу едва минуло 20 лет, так что, попав на такой высокий уровень, он был немного напуган. Но одной репетиции хватило, чтобы понять - это то, что надо! "У него свой чудесный стиль, он не просто играет, у него гитара поет как у Тони Айомми... у нас не осталось сомнений " - вспоминал Дио. "Это было даже чересчур профессионально для парня в 20-летнем возрасте. В США было в то время море гитаристов, пытавшихся играть как Эдди Ван Хален, а я хотел кого-то в более европейском стиле". Кэмпбелл подмечает еще один свой тогдашний плюс: "Я был пареньком впечатлительным и обалдел от встречи с настоящими рок-звездами, и потому был достаточно уступчив. Полагаю, это также очень подходило Ронни. Он устал от работы с пафосными ребятами вроде Блэкмора и Айомми".

Перед началом работы над альбомом Дио, вдохновения ради, провёл неделю в английском городке Плимут близ границы графства Корнуолл. Чего он туда подался - понятно. Корнуолл является родиной кельтской культуры, местных сказок и преданий, всяких эльфов и фей, и самого главного персонажа британской мифологии... Реально существующий там Замок Тинтагель считается местом рождения знаменитого короля Артура, а в пещере близ замка будто бы жил сам волшебник Мерлин; здесь же разворачивался известный сюжет о Тристане и Изольде. А это был конёк Дио - он с детства любил читать романы Вальтера Скотта, легенды о короле Артуре и прочее; всё это находило отражение в его "средневековых" текстах, которые он сочинял и для Rainbow, и для Black Sabbath. Так вот, Дио реши побродить в одиночестве по развалинам Тинтагеля и, как говорят, "проникнуться"... Судя по результату, ему удалось. Наверное, тридцать лет назад толпы туристов не так адски осаждали это место, как теперь!

Dio
Holy Diver, 1983 (Warner Bris.)

1. Stand Up and Shout
2. Holy Diver
3. Gypsy
4. Caught in the Middle
5. Don’t Talk to Strangers
6. Straight Through the Heart
7. Invisible
8. Rainbow in the Dark
9. Shame on the Night

Ронни Джеймс Дио — вокал, клавишные
Вивиан Кэмпбелл — гитара
Джимми Бейн — бас-гитара, клавишные
Винни Аппис — ударные
Ну, а после прибытия вдохновлённого Дио из Корнуолла все музыканты вылетели в США, в калифорнийскую студию Sound City. Эта контора заслуживает того, чтобы сказать про неё пару слов. Она была создана в 1969 году в одной из промзон Лос-Анджелеса (район Ван-Найс), и к концу 80-х приобрела культовый статус. Там записали свои альбомы различные видные исполнители - Нил Янг, Fleetwood Mac, Tom Petty And The Heartbreakers, Foreigner и многие другие. Летом 1969 года в ней делал записи и Чарльз Мэнсон, идейный вдохновитель резни в доме Романа Поланского; Мэнсон ведь тоже был музыкантом, хоть и малоизвестным. Не хуже, чем про замок Тинтагель, про студию ходил один слух на грани мистики... Говорили, будто стихийно возникшая акустика её помещения обеспечивает невероятно качественный, неповторимый звук ударных. Ну, а владельцы студии слух старательно поддерживали. Они не решались не только хоть как-то изменить интерьер, но даже не меняли линолеум и не перекрашивали стены. Мебель старую не выносили... Может, и не убирались даже. В сортир к соседям ходили… Боялись, что "магия звука" исчезнет!

Вот в таком месте Дио и его товарищи принялись за работу. Но о каких-то конкретных своих планах никого в известность не поставили. Никак, Дио сглаза всё-таки боялся... Через три недели записей им позвонили из компании Warner - этом лейблу, заключившему контракт с Дио, вдруг стали приходить непонятные счета за студию. Дио резонно спросили: "Вы что там делаете?" Он ответил, что ведется запись альбома. В ответ его пригласили "зайти и поговорить". Суть была в том, что лейбл слегка побаивался за свои деньги и в качестве гаранта хотел "приставить" к Дио опытного продюсера Тэда Тэмплмана. Тэду передали демо композиции "Rainbow In The Dark", которое его весьма впечатлило. На встрече он поинтересовался - кто же продюсирует альбом? "Я сам" - ответил Дио. "Ну и отлично. Идите и действуйте в том же духе" - махнул рукой Тэмплман. По словам Дио, он понимал, что "не обязательно быть самым знаменитым продюсером на Земле чтобы хорошо делать свое дело". Кроме того, Ронни помогал звукоинженер Анджело Аркюри, работавший с Black Sabbath, а сам Дио многому научился у "сабатовского" продюсера Мартин Бёрча. Так что лейбл оплатил счета и оставил Дио в покое...

"Мы провели три месяца, сочиняя и репетируя песни" - говорил Дио. "Мы настолько овладели материалом к моменту записи, энтузиазм был такого накала, что сама запись прошла очень просто. Песни были хороши - они просто захватывали... Всем хотелось быть великими. Мы действительно верили в то, что делаем и не могли дождаться, когда сможем показать людям готовый продукт".

Готовый продукт, по сути, напоминал 'Heaven And Hell' с примесью Rainbow. Вивиан Кэмпбелл вспоминает: "Когда мы записывали 'Holy Diver', Def Leppard одновременно записывали 'Pyromania', с более авангардным звуком. А группы вроде Van Halen вносили тогда изрядную долю юмора и своего видения в хард-рок. Ронни же пел о башнях, драконах и радугах под сумасшедший тяжелый рифф в стиле Black Sabbath."

"Я любил тяжелые риффы и минорный ряд, и получал удовольствие от этих средневековых тем, поскольку они даровали мне неведомую свободу творчества и воображения... Моей целью всегда было убедить людей в том, что без добра не бывает зла, и без зла - добра, и у них всегда есть между ними выбор. А про любовь я не писал... Полагаю, большинство понимает мою лирику в меру своей испорченности. Я стараюсь сочинять тексты неоднозначно, чтобы разным людям казалось разное. Кажется, у меня получается" - говорил Дио. И тут с ним приходится согласиться - чего только народу не чудится под звуки композиции "Holy Diver"...

Но настало время прежде понять - кто же это такой, "Святой Ныряльщик"? Нынче каждый пёс знает, кто такие дайверы. Вот только это нисколько не облегчает ситуацию. Это её осложняет. Ибо некоторые современные дайверы уже предлагают сделать "Holy Diver" своим гимном! А это - в корне неправильно. Никто не задает себе, как раньше, вопросов о смысле слова "дайвер" в данном случае. А следовало бы.

Следовало бы, скажете вы, спросить об этом автора. И мы, конечно, его мнение рассмотрим. Но в качестве невинного развлечения, я сначала вкратце расскажу, как понимают смысл этой песни разные люди. Сразу поясню – в тексте песни нет ничего конкретного, всё крайне метафорично. Дио обращается к какому-то абстрактному герою, советуя смелее идти до конца в поисках некой правды, не прятаться от света, вынырнуть из глубин и не бояться - хотя и обещает в этом случае немалые трудности, которые придется преодолевать. Видеоклип, который снял режиссер Артур Эллис, где Дио рубит на фоне руин непонятного замка непонятных врагов, ясности не прибавляет. Сложно сказать, чем этот весьма расплывчатый текст цепляет людей - но толкуют они его весьма и весьма живописно. Сила искусства, однако...

Самое расхожее мнение твердит, что эта песня про Сатану или Люцифера, когда-то изгнанного из рая в мрачные глубины преисподней. Это призыв к нему вынырнуть обратно; при этом упоминающийся не раз в тексте тигр считается тем самым "выходящим из моря зверем", про которого мы читаем в 'Откровениях' Иоанна Богослова. В подтверждении сему обычно говорят, что Дио "сатанист" потому, что если лого "Dio" перевернуть, то в нем зашифрованы слова "Die" или даже "Devil"... Действительно, если напрячь воображение, похоже - сам проверял. Но если бы мне не сказали, и не подумал бы.

Есть ещё более причудливые суждения. Что вы скажете о том, что Дио описывал наркотический трип? Ведь на специфическом слэнге слова "ride the tiger" (оседлать тигра) означают сделать инъекцию героина; "shiny diamonds" (сияющие алмазы), это слэнговое обозначение ЛСД, а упомянутые в тексте "полоски тигра" - это метки на шприце! Бытует также мнение, что песня эта повествует про дальние и опасные рейды... немецких подводников во время второй мировой войны. Некоторые видят прямую параллель с работой итальянского философа Юлиуса Эволы ‘Оседлать Тигра’. Признаюсь, идеи Эволы мне очень близки, и творчество Дио тоже сильно по душе - вот только я лично не вижу в них ничего общего, разве что та самая фраза, "ride the tiger"...

На чистой "исторической конкретике" основана версия, связанная с именем Оззи Осборна. В соответствии с которой Дио якобы обращается таким образом к Оззи с призывом "вынырнуть со дна винно-водочного моря", побриться, помыться, полить себя "Шипром" и снова "оседлать тигра" в составе Black Sabbath, ибо место вакантно.... Эта теория основывается на том, что Оззи "зависал" тогда во Флориде в гостинице The Midnight Sea (Полуночное Море) города Форт-Лаудердейл. А Дио в первой же строке поет "слишком долго ты был в глубине полуночного моря". Дескать, так Дио пытался извиниться перед Оззи за 1979 год.

Ровно столько же народу, сколько считает, что герой песни Сатана, считает, что Дио поёт про Христа. Они пытаются истолковать каждую строку песни в пользу своей версии, и у них это получается. Действительно, речь может идти о воскресении, перед которым Иисус долго был в глубине "полночного моря" (человеческий мир, где бал правит Сатана, как известно). Здесь его истязали и унижали, надевали на него шутовскую корону, а на крест приколачивали доску "Царь Иудейский" - то есть он стал, как и поёт Дио "звездой маскарада". Но "ему не надо так бояться", потому что "колесо жизни вечно". И "стремясь к рассвету" (Иисус воскрес утром, на рассвете) "ты растворишься в солнечных лучах, пока не увидишь настоящий свет" (действительно, распятый испустил дух под вечер, весь день страдая от кровопотери и обезвоживания на палящем солнце). Вот так - просто вольная трактовка старой как мир истории, древнего литературного источника, Евангелия... Не пострадав, не узнаешь истины, не умерев - не воскреснешь. Дио отлично знал Библию - она, несомненно, повлияла на его тексты не меньше Вальтера Скотта. Если не больше.

Ведь Дио - Рональд Джеймс Падавона - итальянец. То, что у него был двоюродный брат по фамилии Давид Файнштейн, ничего не значит. Такое, как вы понимаете, со всяким может произойти. И мы не будем вспоминать тут про австрийских бабушек по фамилии Шикельгрубер, залетавших от всяких Ротшильдов с далеко идущими последствиями... Это другая история. В нашей же истории бабушка была итальянской. А итальянцы народ, как известно, чрезвычайно набожный. Не знаю, насколько глубока их вера, но они неустанно крестятся, поминают Господа и Деву Марию, украшают свой быт бесчисленными религиозными символами и предметами культа. У себя в Риме они понастроили церквей на каждом шагу и в одной даже поселили Папу.

Так вот, семья Падавона была верующей, ведь его родители были потомками итальянских эмигрантов. И петь Ронни начал в семь лет по принуждению отца именно в церковном хоре. Убежденного католика из него не получилось. Библию, однако, изучать пришлось. "Я не религиозен. Религия такая штука, с которой никак не поспоришь, и в то же время это то, чего никак нельзя доказать. Да, есть Библия - но насколько она точна? Здесь всё зависит от личных взглядов. Религия, как и литературный жанр фэнтези, или большинство легенд о Короле Артуре, нечто, что нельзя потрогать рукой и сказать - точно так оно всё и было. Все зависит от того, во что ты согласен верить... Конечно, в моем творчестве есть какие-то оттенки религиозности, но мои песни и вера, или мои песни и неверие, это не одно и то же" - так вот он говорил уже в зрелом возрасте. А в детстве, несомненно, религия окружала его, была частью его жизни.

Раз уж мы снова погрузились в детство Дио, прежде чем "вынырнуть" обратно, поговорим о корнях его музыкального таланта... Надо сказать, что итальянцы не только религиозны - они еще и чрезвычайно музыкальны. В детстве Ронни волей-неволей слышал не только молитвы, а ещё и много оперной музыки. Ему даже нравился Марио Ланца - известный американский тенор итальянского происхождения. Но до уроков классического вокала дело не дошло...

На сегодняшний день известно, как минимум, полтора десятка каверов композиции "Holy Diver". Из них наиболее популярны две. Это работа Killswitch Engage, лишенная на мой взгляд, какой либо оригинальности и весьма показательная версия, которую сделал эстрадный певец Пэт Бун (такой, американский Лев Лещенко...) на презабавном альбоме 'Metal Mood'. В его исполнении "Holy Diver" превратился в настоящий госпел, а гитары заменены духовой секцией. И, о чудо! Звуки труб, выводящие знакомую мелодию, кажутся такими естественными и уместными! Но вас это не должно удивлять. Потому что Дио и стал тем, кем мы его знаем его сегодня, благодаря именно этому инструменту. Благодаря трубе.

Дио только исполнилось пять лет, когда отец заявил ему, что пора освоить какой-то инструмент. "Выбирай" - сухо скомандовал он. Родитель был в курсе, что Ронни мечтает быть бейсболистом, но скептически оценивал спортивные перспективы своего худосочного сынишки. Да и не считал такую карьеру серьезной. Ронни же перечить отцу не привык, но и думать головой не захотел. Хотелось поскорей во двор, мячик гонять. Как раз в этот момент он услышал по радио какого-то трубача. "Труба!" - радостно завопил он, и уже было кинулся к двери, но... Был тут же пойман за шиворот и отведен в ближайший музыкальный магазин.

Там ему выбрали трубу. "И продавец решил проверить, что у меня получится, сыграл что-то простое, попросил меня повторить, и я сходу повторил. Он был в шоке. Все были в шоке... Но мне это вышло боком - с тех пор меня заставляли играть на трубе по 4 часа в день ежедневно, пока мне не исполнилось семнадцать! Двенадцать лет мучений..." - вспоминал потом Дио. Но всегда добавлял: "Но стал бы я тем, кто я есть, без всего этого - неизвестно. Так что мой папа был прав". Это еще одна черта итальянцев - они очень уважают и слушаются не только бабушек, но и родителей. Дио не был исключением, и как видите, не прогадал.

История в магазине стала семейным преданием - она пересказывалась всем родственникам, друзьям и соседям, обрастая новыми невероятными деталями. Особенно тут усердствовала бабушка: "Piccolo Dio, piccolo Dio..." Но главное - уроки игры на трубе научили Ронни правильно дышать, укрепили мышцы диафрагмы, а всё это чрезвычайно важно для пения! Играл на трубе он, кстати, очень хорошо и когда завершил среднее образование в 1960 году, то был приглашен обучаться в Джульярдскую школу музыки, и ему даже гарантировали стипендию. Но там тогда учили только академической музыке, и у них не было ещё даже джазового отделения. А в симфоническом оркестре Ронни играть не желал - "не хотел быть одним из сотни". Так что когда он основал в 1957 году свою первую школьную группу The Vegas Kings то играл там не только на трубе, но и на бас-гитаре, а через годик-другой вообще переключился на вокал - у него "прорезался" вполне приличный тенор, а прежнего певца как раз за что-то надолго посадили. Но окончательно он расстался с трубой только в 1961 году, после года обучения в университете в Буффало, где он пытался изучать фармакологию. Но бросил это дело. Вот так Ронни не стал ни аптекарем, ни бейсболистом, ни музыкантом классического оркестра. И связал свою жизнь исключительно с рок-музыкой...

Но вернемся к разговору о "Holy Diver" и дадим, наконец, слово автору, который заявляет однозначно: "Это персонаж, подобный Христу... предсказатель, который принёс себя в жертву за грехи других". Многие возразят - а как же обложка? Ведь на ней некий монстр топит священника! Ну, начнем с того, что идея обложки вообще не принадлежит Дио - её предложила жена, Вэнди. И она, как и Дио, на все нападки отвечала так: "А с чего вы взяли, что это не священник, убивающий монстра?".

Действительно, никаких однозначных указаний, кто есть кто, нет. На тонущем, к примеру, нет креста. А у монстра довольно доброе рыло дойной коровы. А остальное - лишь наше стереотипное восприятие ситуации. "Я намеревался показать того, кто теоретически должен быть монстром, убивающим того, кто теоретически должен быть священником " - говорил Дио. И добавлял: "Не судите о книге по обложке"... Ну, теоретически или нет, но монстр с "Holy Diver" стал с тех пор символом группы, так или иначе присутствовал на многих обложках и даже получил имя Мюррей. Дио всегда говорил, что Мюррей – не дьявол и не чёрт, а положительный персонаж.

Так что Дио не был ни оголтелым католиком, ни сатанистом. Он не был даже атеистом или антиклерикалом. Дио просто пытался быть честным. Он знал - если человек верит по настоящему, церковь ему особо не нужна. Ему не нужно никого убеждать в своей вере, демонстрировать ее прилюдно или подкреплять показными подаяниями. Ну, а если человек не верит, то церковь ему не нужна тем более! В церковь же идёт тот, кто слаб в своей вере. Кому нужен антураж, нужны свидетели его веры и свидетельства её истинности. Это помогает ему на какое-то время поверить в то, что он верит. Не каждый человек в силах остаться наедине с собой и осознать, что никакой веры у него на самом деле нет... Церковь пользуется этим, нагнетая страх перед "неверием" и извлекая коммерческую выгоду. А Дио не против религии и веры, вовсе нет. Он против искусственно насаждающих веру институтов, которые сами погрязли в грехе и неверии. Против применяемых такими "спасителями" стандартов и стереотипов. И он резонно спрашивает: "Разве спасет вас тот, кто сам на краю погибели? На того ли вы уповаете?"

А "diver" - это слово, появившееся в английском языке давно, ещё в XVI веке. И употребление его в те времена не ограничивалось обозначением того, кто нырял в воду. В приличном обществе оно означало в большей степени того, "кто с головой погружается в предмет изучения, уходит глубоко в его суть". Именно в таком контексте оно встречается в Библии Короля Якова, переводе Библии, появившемся в 1611 году и до сих пор являющимся ходовым. Таким образом, если переводить на русский язык название альбома и заглавной его песни концептуально, а не буквально, то оно должно звучать примерно так - "Блаженный Искатель".

Не менее интересно "покопаться" в суждениях слушателей и относительно других песен. Взять хотя бы "Rainbow In The Dark". "Радуга - природный феномен, потрясающий и редкий, величественный и не ожидающий от нас никаких ответов, объяснений или мнений на свой счет. Радуга помогает своим величием понять, как ничтожны мы можем быть в великой схеме бытия" - говорил Дио. Но забывал, что человек может приспособить к делу всё - даже радугу. И тот факт, что сексуальные меньшинства используют флаг всех цветов радуги в качестве своего символа, заставил некоторых утверждать, будто песня "Rainbow In The Dark" - ни что иное, как... признание любви Дио к Робу Халфорду!

Сам автор не отрицает, что песня порождена фрустрациями - только не гомосексуального характера. Лирика была написана "в трудное время", перед самым уходом из Black Sabbath, когда он "чувствовал себя изолированным и загнанным в угол, не имел возможности высказать всё, что творилось на душе - точно так же, как нельзя зажечь в темноте радугу". Музыку дописывала вся честная компания - и поначалу композиция показалась Дио настолько перенасыщенной клавишными партиями и "попсовой", что он даже захотел убрать её с альбома (кстати, о клавишных - все партии на альбоме в студии были исполнены Дио и Бейном)... Остальные с трудом уговорили оставить песню, заодно и напомнив, что именно благодаря ей было получено финансирование от лейбла.

Наверное, в этом был свой резон - композиция стала вторым синглом с альбома и на неё был снят видеоклип. По своему довольно интересный. Во-первых, сюжетом. Он весьма жесткий - по ходу действия горе-любовник терпит фиаско, его "любовь" уводит более сильный и удачливый герой, и никакого намека на иной исход или хотя бы моральную компенсацию там нет. Всё, как в жизни! Во-вторых, интересно то, что клип снимали в Лондоне, и там мелькают многие достопримечательности города. И английские актеры. Так вот, горе-любовника играет... английский комик Роуэн Аткинсон, будущий Мистер Бин!

Другая композиция "Don't Talk To Strangers", также как и "Rainbow In The Dark", была порождена разочарованием от разрыва Дио с Black Sabbath : "Мне казалось, что все, кто не являются членами моей семьи или близкими друзьями, готовы вонзить мне нож в спину". Попали под раздачу и дамы - "не мечтай о них, они уничтожат тебя"... Это, что касается лирики. А что до музыки, то хотя автором числится Дио, есть еще два претендента в соавторы. Джек И. Ли утверждает, что он частично сочинил её во время своего краткого пребывания в составе, а Дио потом лишь изменил кое-что. Также есть мнение, что композицию написал Вивиан Кэмпбелл, причем для своей предыдущей группы Sweet Savage - только с другим названием и текстом. Ну, теперь это всё недоказуемо. Зато немного глэмовую композицию "Gypsy" однозначно сочинил именно Кэмпбелл - но уже во время работы с Dio и конкретно для альбома 'Holy Diver'!

Однозначно и то, что в последние дни в Black Sabbath Дио было и впрямь несладко. Потому как он посвятил своим разочарованиям на этой почве еще и третью песню - "Stand Up Аnd Shout"! Тут тоже есть некоторые противоречия - с одной стороны, автором музыки числится Джимми Бейн, а с другой Дио утверждает, что впервые записал демо композиции в своём гараже на старинном оборудовании сразу после ухода из Black Sabbath и еще до формирования своего состава. Возможно, она была просто значительно изменена впоследствии стараниями басиста...

Рифф к "Straight Through The Heart" был написан тем же Джимми Бейном, а лирика её имеет некий коварный подтекст. Дио утверждает в комментариях к ней, что отношения между мужчиной и женщиной слишком сложная вещь, и что мужчины зачастую ошибаются, полагая что "это единственный путь", и всегда есть другой выход. Блин, что он имел в виду? Поневоле задумаешься - уж не правы ли те лица, которые утверждают, что "Rainbow In The Dark" посвящена радужному флагу?

Зато "Caught In The Middle" (правда, она плод коллективного творчества) полна здоровой гетеросексуальной энергетики. Хотя и исходила эта энергетика от звукоинженера - Анджело Аркюри. Тот был видный гуляка и часто таскал в студию девок, так что однажды придя на запись музыканты застукали его "в процессе", с голой задницей. Песню так и хотели назвать "С Голым Задом", но потом решили название поменять.

Ещё пару песен написали все вместе. Это "Invisible" и "Shame On The Night". Первая "знаменита" тем, что для того чтобы записать свист выходящего воздуха в начале композиции, музыканты притащили в студию запаску из машины и крутили её клапан, пока не добились желаемого результата. А в начале "Shame On The Night" воет самый настоящий волк. Который был записан где-то когда-то отдельно, в студию его не приводили…

'Holy Diver' вышел 25 мая 1983, занял тринадцатое место в британских чартах и пятьдесят шестое в американских. В 1984 году он стал в США "золотым", а в 1989 году - "платиновым". Это, конечно, не сравнимо с успехом иных альбомов Black Sabath или Rainbow, но зато 'Holy Diver' полюбили люди. Большая часть песен с него стала классикой тяжелого рока и музыки вообще. А не так давно, кстати, в родном городе музыканта, Кортдэнде (штат Нью-Йорк) появилась улица, названная в честь его автора - Dio Way...

"'Holy Diver' - огромная часть нашей истории" - сказал как-то Дио, "но далеко не вся...". Да, то было начало. Но, к сожалению, настал и конец, когда 16 мая 2010 года душа Дио отошла... Кто-то полагает, что на небеса. Кто-то – что в ад. Но каждый получит свой ответ – в свой час.