Интервью с группой Diva Int.: гамбургская четверка

Diva Int.

Рассказывают Арне Бусс и Манне Улиг

Автор: Юра „Хирург“

"С тех пор, как в Гамбурге четыре десятка лет назад появились The Beatles, тамошняя сцена не знала громких дебютов. Всё может измениться с появлением на ней проекта Diva International" - это утверждение нашего заокеанского коллеги Тома Макгуайра может показаться спорным, но все же в нём есть изрядная доля истины. Во всяком случае, гамбургский квартет Diva Int. уже явно перерос рамки местной сцены и, оправдывая название, стал явлением интернациональным!

Diva Int.

Сперва мы побеседуем с Арне Буссом, основателем и фронтменом Diva Int., до этого, впрочем, успевшего поработать в глэмовых коллективах Psycho Bones и Variety, а также вкусить славы в рядах группы Electric. Последней удалось издать в 2000 году альбом на Polydor/Universal, и отыграть несколько туров по Германии, Австрии и Швейцарии; их музыка звучала даже в рекламе кока-колы. Но в 2002 году все вдруг прекратилось – и появилась Diva Int.

«Изначально Diva Int. была моим сольным проектом с участием другого участника Electric Манне Улига, главным образом как продюсера и аранжировщика, а потом появились басист Штефан Эндригкейт и гитарист Аким Кёльнер, они превратили его в настоящую группу. Ещё в Electric у нас были «глэмовые» клички - ‘The Maker’, ‘Silverboy’, ‘The Rube’. Меня звали ‘Diva’, и раз уж группу затеял я, её так и назвали. А слово “international” взяли из названия альбома Кима Фоули ‘International Heroes’. Может, мы теперь музыканты интернационального масштаба, а не локального именно потому, что назвались не Diva Local, а Diva International!»

- С этим не поспоришь – «гамбургский период» клубных выступлений закончился вашим появлением за океаном, с концертной программой в рамках выставки "Musexpo 2005" в Голливуде…

«И всё пошло хорошо. Американцы определенно хотят нас видеть и слышать. Мы уже дважды были в Голливуде и Сан-Франциско, играли в таких местах, как «Key Club». Сейчас ведем переговоры с несколькими американскими лейблами, планируем снова выступать в Калифорнии и Нью-Йорке. Композиции “Ain’t No Disco” и “Sold Down The River” могли видеть зрители канала NBC, “Nothing To Do” вошла в саундтрек видеоигр “SSX On Tour” и “Total Club Manager”. Наши песни часто звучат там в радиоэфире – например, в программах станций «Indie 103.1 FM», «Kroq». Американский лейбл Interpunk уже издал наш дебютный диск ‘Diva Int.’ на виниле, скоро появится и CD».

Арне Бусс- В саундтреке "SSX On Tour" приняли участие такие звезды, как Iron Maiden, Motorhead, Dio, а также сверхпопулярные The Hives, и Franz Ferdinand. Как вы очутились в такой компании?

«А просто. Мы давали концерт в «Key Club», и там нас услышал человек из выпускающей игры компании, EA Entertainment. Ему сразу понравилась “Nothing To Do”. Так что иногда мечты сбываются – сами собой».

- Это точно – случай тут играет свою роль. Песня The Beatles «I Want To Hold Your Hand» в 1963 подняла в Америке волну битломании, хотя была запущена в эфир случайно, от скуки, одним вашингтонским ди-джеем. Диск ему привезла из Англии подружка. А лейбл Capitol тогда просто не верил в целесообразность издания песен ливерпульской четверки в США! Не знаю, вызовет ли ваша “Nothing To Do” такой же резонанс, но и сегодня актуальность музыки из Европы в Америке – весьма спорный вопрос!

«Тем не менее, они хотят нас. Может, мы им нравимся именно потому, что играем совершенно не в американском стиле. Все тамошние группы сейчас звучат так по-английски, что ли. А мы нет. Наш звук интернационален…»

- А может, им видится что-то почти позабытое, но родное. Даже внешне чем-то, может, своеобразными чертами лица, ты напоминаешь молодого Лу Рида. Я уж не говорю о голосе – ты вполне мог бы заменить его в Velvet Underground!

«Умышленно я ничью манеру не копирую, обезьянничать довольно скучно. Гораздо продуктивнее и приятнее быть собой и только собой. Но я живу не вакууме, слушаю много самой разной музыки, не только рок – мне нравятся фанк и соул, звучавшие на рубеже 60-х и 70-х годов, джаз, электроника и рок-н-ролл, конечно. Тут мы с Ридом похожи – рок-н-ролл пульсирует в каждой жиле моего тела!»

- Очевидно, идея создания такого неординарного трека, как "Nothing To Do", где к довольно минималистской рок-н-рольной основе добавлены резкие саксофонные партии, принадлежит тебе?

«Да, мне пришло это в голову, когда я в очередной раз слушал Фарао Сэндерса и Колтрейна, а затем поставил альбом ‘High Time’ The MC5. Настоящий шедевр, кстати, рекомендую. Особенно песня “Skunk“ – эдакий панкджазрок`н`роллфьюжен. Так появилась сама идея. Осталось найти исполнителя – им стал саксофонист Дирк Мейсснер, друг Манне. Неописуемый музыкант, он выступал с нами на голливудском концерте 2005 года. А в этом году на концертах в Америке нам помогла Кая Рикерман – кстати, из группы Рода Стюарта».

- Ваш альбом довольно удачен в музыкальном отношении, но у него, как мне кажется, два недостатка – невзрачная обложка и слишком малая, по нынешним временам, длительность...

«Нет ничего хуже, чем длинные скучные альбомы. А насчет обложки ты не прав – на самом деле её делал выдающийся и заслуженный дизайнер Роувен Стенке, ещё ему помогала его жена, Клаудия. Сама картинка выполнена в манере художников-кубистов! Многие уже окрестили наш дебют ‘Белым Альбомом’ группы Diva Int.»

- Ну вот, опять битловская тема… Возвратимся, тогда, к Гамбургу – записались вы именно там, и сделал это в студии Impuls сам Манне. Студия авторитетная – там записывались и Lacrimosa, и Therion. Но ведь была возможность поработать с «большими» продюсерами – свои услуги предлагал Фил Вайнел (Placebo), а Дэниель Преслей (Faith No More) вообще захлебывался от восторга и прослушал ваше демо несколько раз!

«Ну, у больших продюсеров и цены большие, а звук, хоть и качественный, но уж слишком стандартный! Впрочем, за это отвечает уже Манне».

Манне УлигИтак, настала пора «призвать к ответу» Манне Улига. У нас он знаменит не столько участием в Diva Int. и Electric, сколько в качестве барабанщика Lacrimosa и, кроме того, является одним из совладельцев студии Impuls.

- Манне, не трудно ли тебе работать с такими разными составами, как Lacrimosa и Diva Int.?

«Спору нет, группы разные, сходство есть – черные костюмы на сцене и я за ударной установкой! Но если серьезно, то мы сходимся на почве личных музыкальных пристрастий - Joy Division, Bauhaus, New Order и так далее. И ещё – мы уважаем друг друга. Может, поэтому играть здесь и там мне не трудно. И не скучно. Но, честно говоря, Diva Int. для меня роднее».

- Я слышал, ты покинул Electric, чтобы больше работать как продюсер… Не уйдешь ли ты так со сцены совсем?

«Вряд ли. Вся моя жизнь - сплошная музыка. Я и играю, я и записываю, я и записываюсь. Но по-настоящему живым я чувствую себя не за пультом или в студии на записи, а на сцене во время концерта. «Живьем» - вот это жизнь, вот это рок-н-ролл! На самом деле эти разные вещи тесно связаны – люди слушают то, что сделано в студии и идут слушать то же самое на концерт».

- Кстати, о концертах – ты недавно побывал в Китае…

«Да, мы там дали 4 концерта с Lacrimosa, всё в жуткой спешке – страна большая, народу много, и даже пейзажами не полюбовались! Но поездка запомнилась. От Германии Китай отличается, как впрочем, и Таиланд, где мы только что дали 3 аншлаговых концерта – но уже с Diva Int. Люди открыты, дружелюбны, без комплексов, да и вообще без тормозов, надо сказать».

- Ну и как все прошло, успешно?

«Абсолютно! На концертах толпы. Lacrimosa становится в Азии все популярнее. Некоторые даже слышали Electric, и очень интересовались тем, что делает Diva Int. То же самое в Таиланде – первый тираж нашего альбома ‘Diva Int.’ был продан за неделю. Экономическое чудо!»

- А засилье «пиратских» дисков не мешает?

«Да, иногда я видел, как одновременно продают и лицензионные, и «левые» диски Lacrimosa и Electric, но что поделать? Правда, Diva Int. это пока не коснулось – «пиратских» дисков я не нашел».

- А как тебе Россия, ведь ты дважды был тут с группой Lacrimosa?

«Когда едешь в турне, то все зависит от того, к кому, к каким людям. Так вот, русские мне очень понравились, правда! Приятные, открытые, общительные, знают как устроить настоящую «русскую пьянку». Море водки - и окунуться в него «с головой». Ну, и все эти ваши памятники – Кремль, церкви и соборы. Каждый раз видишь их как в первый раз. Хотя Москва очень стрёмный город. Самый стрёмный в мире. Но я хочу вернуться туда ещё, именно с Diva Int. – просто сплю и вижу!»