Интервью с группой Enslaved: “Есть ещё законы, которые надо нарушить!”

Enslaved

Рассказывает Dirge Rep

Автор: Юра „Хирург“

Первое, что сделал Dirge Rep из группы Enslaved – с ходу отказался отвечать на какие бы то ни было личные вопросы, относящиеся к его персоне. Хотя я несколько раз пытался расколоть его, он либо игнорировал мои попытки, либо открыто отсылал меня подальше… Так что разговор в этот раз пойдёт только о музыке. Ну, а может оно и к лучшему? Ведь в последнее время деятельность Enslaved как группы вызывает куда больше вопросов и кажется гораздо более многозначительной, чем это было в момент старта их карьеры в начале 90-х.

Enslaved

- Ваша деятельность была понятна до 1994 года, и для меня вы были тогда частью норвежской блэк-сцены. Потом вы словно канули в чёрную дыру до 1997 года… И появились оттуда как бы обновлёнными.

“В чёрную дыру? Группа, естественно, никуда не канула, а создавала музыку, ездила в турне, увольняла Трима и замещала его на Харальда. Поскольку тот не имел большого опыта игры в стиле Enslaved (быстрый, экстремальный металл), то ушло некоторое время на то, чтобы ввести его в курс дела. С выхода ‘Frost’ группа также ездила в турне с Marduk (Winter War Tour '95) и ещё проехалась по Америке и Мескике, это тоже было в 1995 году. Сразу после этого Трима и вышвырнули… В 1996 году делали ‘Eld’ и выпустили его в 1997 году. Этот год ознаменовался появлением в группе Кронхейма и меня. До этого я играл на ударных в Gehenna и был сыт этим по горло. Я собирался покинуть группу в любом случае, и знал Гратла и Ивара уже давно. Когда они выкинули Харальда, Гратл позвонил мне и спросил, не хочу ли я быть сессионным барабанщиком для предстоящего тура Enslaved \ Absu \ Inferno. Я, ясное дело, согласился, тем более, что уже знал, как играть большинство их материала. А во время турне я вошёл в группу как полноправный участник. В 1998 году мы занялись ‘Blodhemn’ (и выпустили его в 1999 году), в 2000 году вышел ‘Mardraum’ и состоялись туры с Vader, Behemoth, Six Feet under, Cryptopsy. В 2001 году мы записали ‘Monumension’ и съездили в Америку с Macabre и Electric Wizard. А в этом году мы уже отыграли в Англии с Decapitated и дали несколько концертов в Норвегии.”

- Ну, я имел ввиду не столько формальные факты из вашей истории, сколько то, что с 1997 года я вряд ли стал бы причислять вас к экстремальной блэк-сцене… Тем более послушав ваш последний альбом!

“Ещё на ‘Blodhemn’ у нас произошло что-то вроде стагнации всей нашей музыкальной концепции, музыка была набором заимствований из периодов 96-98 годов и даже старых добрых времён самого начала 90-х. С ‘Mardraum’ мы стали больше экспериментировать и находить новые пути для выражения своих творческих идей, но окончательно это стало возможным только на ‘Monumension’. Также и звук стал гораздо лучше по сравнению с ‘Blodhemn’. ‘Monumension’ - это честный, прямой, атмосферный, брутальный, цепляющий, вдохновлённый музыкой 70-х экстремальный металл. Он, может быть, только развивается в новые формы, мы всё больше движемся в сторону хаоса. Enslaved всегда будут новаторами, следующий альбом, который должен быть записан в сентябре 2002 года, покажет дальнейшее движение в этом направлении, прогресс и продемонстрирует, что такое искусство музыки в стиле EnKAOSlaved.”

- Да погоди ты со следующим... С этим бы разобраться! Что такое ‘Monumension’ и о чём там идёт речь? “Это сочетание слов Monumental и Dimension… Альбом очень личный, может быть, наиболее личный из всех альбомов Enslaved на сегодняшний день, потому что тесная взаимосвязь лирики и музыки здесь зиждется на попытке взглянуть на окружающий мир как бы изнутри себя, а не на попытке заглянуть внутрь себя со стороны окружающего мира. Концепция альбома, или лучше сказать, корень альбома, базируется на старом нордическом ритуале, разновидности персонального Рагнарёка: 8 ступеней, 8 символов/метафор (это отражено в оформлении), 8 песен, 8 рун, 8 ключевых слов: видение, разочарование, одиночество, разрушение, возрождение, ликование, осознание, инициация. Всё это есть в буклете, объяснения в ещё большем объёме даны на веб-сайте www.enslavedunion.com. Обложку сделал один неизвестный пока художник, который обязательно будет делать следующую обложку для нас. Мы преследуем также цель таким образом донести его работы до более широкой публики, так как он очень хорош!”

- Тут я дам небольшие пояснения. Слово “Рагнарёк” означает “судьба [гибель] богов”. Это понятие включает полное уничтожение всего силами зла… Наиболее близким аналогом Рагнарёку является христианский Апокалипсис. Помните – 7 печатей, 7 ангелов, 7 труб и т.д. И потом хана всему. Единственное, чего я не помню из скандинавских “Эдд”, так это связи с числом 8. Впрочем, этой книги я давно не открывал – у меня её самым таинственным образом похитили, должно быть, начинающие викинг-металлисты! А вы всё ещё причисляете себя к этому стилю?

“Инспирированный музыкой 70-х экстремальный металл – возможно, наиболее правильное определение для нашей музыки. Тем не менее, Enslaved всегда причисляли к Viking Metal, как течению выросшему из Black Metal, но пытающемуся сохранить верность старым богам и окрашивающему музыку для экстремалов в новые тона…”

- Но как совместить философию современных викингов с устройством современного общества, которое неустанно предлагает нам всё новыё материальные блага, технологии и развлечения, лишь бы человек не рыпался… Если общество ещё не раздавило вас, то выходит, это тоже не более, чем игра!

“"Современные" викинг-металлисты - это вполне нормальное явление, я тоже ношу тёмные очки и мобилу… Но, кажется, мы с тобой оба "современны" - поскольку я отвечаю тебе по электронной почте, да и ты не задаешь свои вопросы лично, приплыв на ладье из России. Я люблю свой телевизор, свою стереосистему, свой компьютер. Когда я буду старым, я перееду в место поспокойнее. Но сейчас есть ещё законы, которые надо нарушить, преступления, которые надо совершить и музыка, которую надо озвучить. То же касается познания и опыта, который должен быть получен мной при помощи данных мне разума и "существующей" материи. Я намерен взять как можно больше опыта, используя все средства, предлагаемые временем, на этом плане существования, прежде чем удалится в леса для финальной инициации. Ведь только смерть реальна и существует – и это не игра!”

- Не раз я слышал, что ты – законченный мизантроп…

“Я не люблю всех подряд, конечно. Нужно иметь дефекты психики, чтобы "любить" всех на планете. Я полагаю, мы чересчур расплодились, и наша планета просто отвратительна со всеми этими больными, ипохондриками, психопатами, двуличными необразованными инертными скотами, рабами системы, напуганными мелкими людишками”.

- Должно быть, не всё так безнадёжно – ведь отыскали же вы для записи своего альбома себе в помощники достойных людей! Расскажи, кто они?

“Деннис Рекстен, легенда Бергенской музыкальной сцены, никогда не работал с другими группами, только со своей - культовой группой El.Regn (электрический дождь), плюс он работает в Garage – в пабе, в котором мы обычно пьём пиво. Мы как-то спросили его, не хочет ли он притащить свои старые аналоговые клавиши и прочее оборудование в студию и почудить малость на некоторых песнях. Он сказал “да”, что было странно потому, что до того он подобные предложения отвергал. Но тут вдруг загорелся и решил сделать солидный вклад. Его группа El.Regn - самая мистическая и сюрреалистическая штука из всего, что есть в этом музыкальном стиле, обязательно послушайте, если сможете. Тригве Матиесен - это чистый культ. Как только он и Гратл встречаются, они говорят о том, чтобы записать его вокал для Enslaved, и это длится уже много лет. Как нажрутся, так и пошёл базар - но ничего не происходит. Когда мы были уже готовы приступить к записям ‘Monumension’, Гратл опять позвонил ему и сказал, что пора бы к делу перейти. Тот пришёл и спел. Его вокал очень необычен, даже в его собственной культовой группе Ym-Stammen (Племя Имира), которые известны благодаря их сюрреалистическим композициям и его не менее сюрреалистическому голосу. Ym-Stammen черпают своё вдохновение в древненордических верованиях, и Тригве жил на Фарерских островах и в Исландии, где изучал древние ритуалы и технику пения, которую использовали древние шаманы. Кстати, обе упомянутые группы более не существуют”.

- Вы отказались от записи в студии Abyss с продюсером Питером Тагтгреном потому, что тот теперь в “завязке”?

“Мы записывали в Abyss ‘Blodhemn’ и ‘Mardraum’. Abyss очень хорошая студия, а Питер наш хороший друг, но там мы не могли получить тот звук, которого хотели. Поэтому мы решили поработать в Grieghallen, где уже давно не появлялись, и студия эта в нашем городе (где мы живём), и мы также друзья с Питтеном, которому эта студия принадлежит, Однако Питтен только помогал нам в студии во время записи - крутил ручки, а мы сами выступали как продюсеры, сами давали ему точные указания, что и как делать. Мы никогда не занимались продюсированием и никто не рассказывал нам, как это делать, мы делаем это как нам больше нравится, и спасибо Osmose Productions, давших нам полную свободу самовыражения!”

- Что более всего характерно для Норвегии?

“Все эти святоши мужского и женского пола, одурманенные христианством!”

- Надо же! А я думал, наоборот… А что, по твоему, характерно для России?

“Я у вас не был, но судя по телепрограммам – водка. Да, и что там стало с вашей группой Masters Hammer?”

- Не знаю, дружище. Такой нашей группы я не знаю, есть только чешская. Но про неё спрашивай у чешских журналистов! А насчёт водки у нас по-прежнему всё в порядке. Если что – приезжайте…