Eх Deo: Музыка «от бога»

Ex Deo

Статья

Автор: Юра „Хирург“

"Eх Deo" по-латыни означает "От Бога". Но ведь всем известно, что "не боги горшки обжигают"! А кто же? Да почти что все участники канадской группы Kataklysm во главе со своим "боевым ревуном" Маурицио Иаконо...

Маурицио Иаконо

"Нет ничего реальнее истории... этой Империи, которая навсегда изменила нашу цивилизацию" - такие вот слова во славу Древнего Рима произнес когда-то Маурицио; человек же он, как известно, чрезвычайно дельный, и за словами последовали действия. "Реальная история" была увековечена ещё и в тяжелой музыке.

Как же пришла в голову ветерану дэт-метал фронта начать славить древних богов, цезарей и гладиаторов? И даже немного изменить для этого любимую музыку? Ведь как признает Маурицио, Kataklysm "это группа социальной направленности, её музыка выражает чаяния и дает выход агрессии озлобленных рутиной 'голубых воротничков'". А в песнях Ex Deo, основа которых тоже дэт-метал, есть некий "эпический сумрак веков" и "варварские мелодии", которые "возвращают нас в те времена, когда Боги ещё посещали землю".

"Ex Deo воздает должное духам древности и славе Рима, ибо у меня в жилах течет римская кровь. Мои родители родились в Италии, поэтому история этих краев, как часть истории моей семьи, небезразлична мне. Мне с детства рассказывали многое - в частности, о тех вещах, которые и по сей день окружают нас, но которые были "изобретены" ещё в Древнем Риме!" - говорит благодарный сын своих родителей. Он даже опубликовал в Интернете первый готовый трек из нового альбома 11 января 2009 года, потому что "в этот день родился мой отец... Он изучал историю Рима и научил меня всему".

Уроки не пропали даром! "В этом году я представляю миру группу, планы создания которой я вынашивал много лет... Я носился с этой идеей ещё до появления альбома Kataklysm 2001 года - 'Epic (The Poetry Of War)'... Но у меня не было возможности отдаться этому делу целиком, вплоть до недавних пор".

Почти все музыканты Kataklysm приняли участие в записи. Помимо гитариста Жана-Франка Дежне, который ещё и продюсировал работу, "подобрав исключительно точный, приличествующий теме звук", там оказались гитарист Стефан Барб и барабанщик Макс Дюамель. В новый проект были приглашены также басист Франсуа Монгран (Martyr) и клавишник Джонате Ледюк (Blackguard).

Запись была сделана в Монреале, в студии Дежне JFD (Misery Index , Despised Icon, Malevolent Creation). “Это была одна из самых замечательных студийных сессий в моей практике за много лет. Не было никаких ограничений относительно того, что и как мы будем записывать, какие "древние" мелодии и "варварские гимны" осмелимся ввести в свою музыку."

Альбом был назван 'Romulus' - 'Ромул'. Но какой? Их было, как минимум, двое. Ромул Август - последний правитель Рима, возведенный на трон в 10 лет и получивший прозвище "августёнок". На деле за него правил отец, но как-то неудачно, что в итоге привело к падению Римской империи перед напором германских племен. Кстати, Ромула Августа сыграл Томас Сангстер в фильме 'Последний Легион'. Но речь не о нём.

Речь не о последнем, но о первом царе Древнего Рима. О Ромуле, брате Рема, основателе Вечного Города. Братья были детьми весталки Реи и бога Марса. А Рея же приходилась дочерью одному из царей, так что её младший брат, увидев в двух племянниках лишь неугодных претендентов на трон, повелел положить их в корзину и бросить в реку Тибр. Авось, утонут... Но корзину прибило к берегу у Палатинского холма, чудом спасенных братьев вскормила волчица.

В историю вошел эпизод братоубийства, когда повзрослевшие Ромул и Рем, выбирая для нового поселения на берегу Тибра местечко получше, поссорились. И Ромул убил брата. Потом, правда, раскаялся. И город основал как бы в память о брате. Но целиком в соответствии со своей концепцией - и назвал его в честь себя, и расположил вовсе не там, где хотел брат. Итак, 21 апреля 753 г. до н. э. вокруг Палатинского холма плугом была проведена первая борозда. Появился Рим.

В городе сначала не хватало женского населения, но Ромул решил эту проблему. Он пригласил на праздник соседей, сабинян, вместе с их женами. В разгар торжества римляне перебили обескураженных гостей, а жен их подвергли насильственному оплодотворению. Так Ромул стал автором народной традиции "кражи невест", а лихой сюжет с "похищением сабинянок" не раз потом обыгрывался в мировом искусстве.

Ещё Ромул придумал административное деление страны, разделил граждан на патрициев (богатых и облеченных властью) и плебеев (крестьян и ремесленников), ввёл "патронат" (что-то вроде системы социальных гарантий) и собрал первый состав сената. Все это мы наблюдаем в государственном устройстве многих стран Запада и по сей день!

А посвятил я Ромулу столько времени потому, что кое-что из описанных событий нашло отражение в видеоклипе к заглавному треку, который минувшей весной в Белграде снял режиссер Станимир "Staca" Лукич, наиболее известный своими шокирующими работами для Deathstars. Была задействована солидная съемочная группа, приглашены актеры, тщательно подобран реквизит. "Станимир... проделал потрясающую работу, уделил внимание даже мельчайшим деталям. Ведь воссоздать образ Рима, всю эту историю о Ромуле и Реме - серьезная задача! Но, как мне кажется, мы преуспели в этом... Вышло не хуже, чем те же '300 спартанцев', например!"

Стоит дать кое-какие комментарии и к другим песням альбома. Как вы поняли, все они так или иначе связаны с историей Рима. К примеру, "Буря У Ворот Алезии". По словам Мурицио этот трек, рассказывающий о завоевании Юлием Цезарем Галлии - один из самых его любимых на альбоме. "Мощная песня, аранжировки просто убийственные, отлично вписаны симфонические фрагменты, таинственные и мрачные." В качестве гостевого вокалиста был приглашен Нергал из группы Behemoth, в его уста Маурицио вложил очень известные слова, произнесенные когда-то Юлием Цезарем – «Пришел, увидел, победил».

Композиция “Сдаюсь Только Солнцу" - история о гладиаторе, который знает, что ему не обрести свободы, но все равно продолжает сражаться - ведь это все, что он умеет. "Римляне восхищались гладиаторами, и если кто-то из них погибал на арене, то это был путь к великой славе. Что до меня, то я, наверное, побежал бы прочь от голодных львов или от двухметровых амбалов. Хотя, кто знает, на что бы мы были способны, живя в те времена..." Кстати, быть гладиатором в Риме было вовсе не позорно, а весьма почетно, и даже не слишком опасно - гибли они довольно редко, не чаще нынешних матадоров, надо полагать. Ибо обучение их в специальных школах и содержание стоило очень и очень приличных денег. А бои - ведь это же было шоу, представление. Львам скармливали приговоренных к смерти преступников, не спеша жертвовать такими маститыми персонажами, как Коммод или Спартак!

Однако продолжим. Композиция "Последняя Битва (Сражение при Акцинуме)" посвящена решающему морскому сражению за власть в Риме вблизи мыса Акциум между флотами Марка Антония и Октавиана Августа, в котором правительница Египта Клеопатра пыталась помочь своему любовнику Антонию. К сожалению, безуспешно... Ну, в любом случае, тут был нужен "египетский обертон", а кто в этом деле может быть компетентнее Карла Сандерса (Nile)? Он и был приглашен для исполнения "эксклюзивного" соло. Ещё один "мистический" гитарный вклад сделал Обсидиан Си из Keep Of Kalessin на треке "Cruor Nostri Abbas".

Цезари, гладиаторы и легионеры нашли достойное место в творчестве Ex Deo, а "в финал" вышли боги - с религией римлян нас знакомит заключительная композиция, "Пантеон (Царство Юпитера)". "Древние римляне верили, что Юпитер, главный бог, создал все законы этого мира, и им надо следовать. Настало наше время, пришел наш черёд следовать его заветам и пустить свежую кровь - от бога."

Как вы уже поняли, Ex Deo это не просто хорошая музыка «от бога», но и отличный способ заинтересовать всех историей. Собственно, такая цель и преследовалась Маурицио. Недаром на сайте проекта был даже открыт раздел "А знаешь ли ты Рим?", где можно узнать в честь кого был назван американский город Цинциннати, откуда взялся современный календарь и так далее... И всё это вполне "к лицу" тяжелой группе. Во всяком случае, Маурицио считает такую практику вполне уместной и риторически вопрошает: "Ведь это римляне придумали распятие! А разве это не в духе метала?"