Интервью с группой Exciter: а все могло бы быть совсем не так!

Exciter

Рассказывает Джон Риччи

Автор: Юра „Хирург“

Вам следует знать правду. Metallica 'Kill ‘em All', Anthrax 'Fistful Of Metal', Quiet Riot ‘Metal Health’, Anvil 'Metal On Metal' - ряд этих эпохальных альбомов, благодаря которым четверть века назад зародился весь современный «тяжеляк», будет неполным без диска 'Heavy Metal Maniac' группы Exciter. Скажу больше - без него этот ряд мог бы даже не начаться... И вот недавно у канадских "маньяков" вышел новый альбом!

Джон Риччи

Судя по лицам на обложке альбома 'Thrash Speed Burn' создатели его за 25 лет успели слегка окостенеть... Впрочем, это лишь шутка, да и то в адрес только одного персонажа из четырех, гитариста Джона Риччи. Ведь из старой гвардии в составе остался один он! Но прежде, чем мы поговорим с ним - немного истории.

Вся эта мания началась летом 1978 года в канадской столице, когда у него появилась своя группа - Hell Razor. В 1979 году там появились поющий барабанщик Дэн Биилер и басист Аллан Джеймс Джонсон, оба из группы Jet Black. В 1980 году брат Дэна предложил им переименоваться в Exciter (нечто вроде "возбуждающий, возбудитель") - "в честь" хита группы Judas Priest. Это теперь, когда мы знаем всю правду про их певца Роба Хэлфорда, такое переименование кажется двусмысленным. Тогда же речь шла исключительно о музыке - юные канадцы не забивали себе голову ничем другим. А логотип им придумал один знакомый художник - Энди Браун. Вот так, совместными усилиями, родилась легенда!

Тут же легенда записала пару демо-лент, из которых глава фирмы Shrapnel Майк Варни отобрал песню "World War III" и поместил на сборник 'US Metal Vol. II' (1982). А вскоре и «подписал» Exciter. Последовали месяцы упорных репетиций и сочинения материала. Затем, всего за неделю, в подвале собственного звукача, они быстренько чего-то записали. Дэн вспоминает: "Всё звучало ‘сыро’, но… мы же задумывали это как демо". А вот Майк Варни услышал в записи нечто такое, маниакально-первородное, что запретил переделывать её в нормальных условиях и издал «как есть». Это и был легендарный дебют канадцев, веха в истории тяжелой музыки, альбом 'Heavy Metal Maniac' (1983)! Музыканты сперва даже стеснялись. Аллан вспоминал, что его бас звучал ужасно, он всерьез жалел, что ввязался в это. "Но когда рекой потекли авторские - это было другое дело," - признался он.

Альбом вышел за несколько месяцев до работ 'Kill ‘em All' Metallica и 'Fistful Of Metal' Anthrax. Но там был представлен идентичный в стилистическом отношении материал. Это был так называемый спид-метал. Что это такое и каковы перспективы его развития, тогда ещё мало кто понимал. Например, Майк Варни счел их лирику "слишком злобной и агрессивной" и отказался делать ставку на Exciter. Поэтому в том же 1983 году музыканты поставили свои подписи в контракте с конторой Megaforce. Её владельцу Джону Зазуле было не привыкать - он уже подписал к тому времени немало «страшных тяжелых железяк», вдруг обернувшихся золотыми потоками. Как тут не вспомнить про «золотые гири» Паниковского! А Зазуля, знай, пилил да пилил…

Но получилось, что первый альбом канадских "провинциалов" прошел незамеченным "благодаря" Shrapnel, а со своим следующим опусом на Megaforce они оказались вторыми и даже третьими - после Metallica и Anthrax... "Момент славы" был упущен – они в отчаянии стали менять лейблы, как перчатки, пытаясь играть коммерческий, мелодичный материал в духе Accept. Но, слишком рано взнуздав дикую лошадку спид/трэша, они так и не сумели толком оседлать заезженного конька хэви-метала... В итоге они разругались со всеми и между собой – после того, как 1985 году ушел Джон Риччи, деятельность группы напоминала, скорее, конвульсии, чем акт «возбуждения». А в 1993 году вовсе замерла.

ExciterИ лишь в 1996 году все стало налаживаться – при участии Джона, но при полном отсутствии других отцов-основателей в составе, да и вообще стабильности в оном. Тем не менее, вышло несколько неплохих альбомов, и теперь дело уже дошло до нового, уже одиннадцатого - 'Thrash Speed Burn'. Он вышел на лейбле Massacre (седьмом по счету!). По оценкам Джона материал ближе к музыке первых двух релизов, чем к работам последних лет. Итак…

- Джон, означает ли это полный возврат к «духу и букве» легендарного 'Heavy Metal Maniac'?

"Безусловно, альбом сделан более ‘в старом духе’ чем прошлые, вроде ‘Dark Command’ или ‘Blood Of Tyrants’. На нем меньше экспериментов. И мы постарались сохранить наш "резкий сыроватый" звук, хотя впервые записывались в цифровой студии. Но наша музыка была и осталась очень близкой к трэшу и не особенно интеллигентной. Прямолинейный метал, не в бровь, а в глаз, без всяких изысков и извращений".

- Если «thrash» и «speed» в названии можно отнести к стилистическим определениям, то к чему понадобилось слово «burn»?

"Слово `burn`, одно из значений которого "гонки; бешеная езда" нужно для того, чтобы всем было понятно, что наш диск нужно слушать в мчащемся по пустынной дорого на бешеной скорости автомобиле".

- Чего же тогда новый альбом «мчался» к нам так долго – 4 года?

"Много было причин. После ‘New Testament’ у нас не было готового материала, потом вокалист Жак Беланже у нас уволился уже в третий раз, потом мы лейбл новый подыскивали. И все это как раз во время сочинения материала. А когда много всего происходит, то время течет незаметно, быстро, невозможно удержать все в фокусе - вот и приходилось отодвигать сроки выхода".

- А что не так было с Жаком?

«Жак - великий певец и исключительно интеллигентный человек, но уж очень занятой. Это всегда стоило огромной крови - заполучить его для чего-нибудь. К тому же у него весьма резкие, необычные взгляды на многие вещи и часто они шокировали остальных участников группы. По многим вопросам мы сильно спорили - он тогда бросал нас и возвращался, когда остынет. После того, как он ушел в последний раз, насовсем уже, мы нашли нового вокалиста, Кенни».

- Как ты разрешил проблемы с названием и логотипом (которые тебе не принадлежали) в 1996 году, когда взял бразды правления в свои руки?

«Имя Exciter я оставил за собой после того, как обсудил это с другими основателями группы».

- Насколько я знаю, тот же Аллан хоть и согласился, но не был в восторге от того, что ты продолжаешь использовать прежнее название в одиночку. Не было бы честнее сменить его?

«Но я тот человек, который решил продолжить дело Exciter после того, как все основатели сами бросили его! Я возродил Exciter из пепла в 1996 году, решил заняться карьерой группы и вот с тех пор у нас было больше туров, интервью и предложений от лейблов. Гораздо больше, чем до этого! Это было бы как раз неправильно - менять известный брэнд».

- Кто же виноват в том, что вас в свое время обошли Anthrax и Metallica?

"Мы всегда были лишены той поддержки, которая оказывалась им. У нас никогда не было нормального менеджмента, и к тому же мы живем в Канаде, мы иностранцы. А самой Канаде на своих артистов наплевать. Мы слишком часто бывали на грани распада. И нам всё время дико не везло".

- Вот ты сам признавал, что твой уход в 1985 году был твоей величайшей ошибкой и говорил «останься я – и всё могло бы быть совсем не так». А как? Что бы ты хотел сделать иначе?

"Теперь уже ничего. Я не жалею о прошлом".

- Ещё один вопрос о прошлом. У тебя когда-то был проект Blackstar - что с ним стало?

"Blackstar был одноразовой штукой. Я этим занимался с 1985 по 1990 год. Поскольку как раз в это время я в Exciter занят не был. Просто я не хотел уходить из музыки совсем - потому и затеял тот проект. Я не хотел сдаваться. А теперь мне нет никакого смысла делать какие-то проекты, Exciter - всё для меня!"

- Я тут недавно узнал, что дочь басиста Iron Maiden пошла по стопам отца и уже выпустила сольный альбом, а сын вокалиста той же группы играет в какой-то метал-группе. Про Келли Осборн я уж молчу. У тебя тоже есть дочь. Тоже металлистка?

"К сожалению, моя дочь Чэнел совершенно не в теме. Таков уж её выбор! Ну, может однажды она переменит свои пристрастия…"

- Что может заставит тебя "переменить пристрастия" и бросить Exciter?

"Только здоровье - если больше не смогу держать в руках гитару. Но я надеюсь что до этого ещё далеко".