The Exploited: панк или пропал?

Exploited

Статья

Автор: Юра „Хирург“

Двадцать лет назад Аргентина попыталась силой вернуть себе Фолклендские острова, колонизированные Великобританией в 1833 году. За пару месяцев англичане пресекли это безобразие, истребив около 700 солдат противника. Вооружённые силы Её Величества воевали профессионально и потеряли там всего 255 человек.

The Exploited

Рядовой Уотти Бучэн не погиб, не пропал без вести и никого не убил - он вообще там не был. Его пребывание в армии закончилось за пару лет до начала конфликта, ещё до наступления 80-х. Но впечатлений у парня всё равно осталось достаточно - и антивоенные темы стали впоследствии темой многих песен его группы The Exploited. Самыми антимилитаристскими принято считать альбом 'Horror Epics' (1985), содержавший "привет" Тэтчер на композиции "Maggie" и EP 'Jesus Is Dead' с песней "Politicans", где Уотти якобы звонит президенту США... 20 лет прошло, и никого не удивят тексты нынешнего альбома - достаточно пять минут посмотреть новости по телевизору и... Fuck The System! "В 80-х у нас была Маргарет Тэтчер и Тори, почти десять лет панкам жилось легко - достаточно было сочинить что-то вроде: "Тэтчер - п...а". Затем её сменил Джон Мейджор, который был полным барахлом, но всё же не злил меня в такой степени. А последние пять лет у нас есть Тони Блейр и Джордж Буш, и все стало как прежде, почти как при Тетчер", - потирает руки Уотти.

"Но министры никогда не внемлют мирным демонстрантам", - добавляет он и подкрепляет слова делом. В начале карьеры он то сам появился на сцене в майке со свастикой, то объявлял фашистами евреев-ортодоксов. А погромы в отелях помните? Дело весьма модное среди рок-звёзд прошлого века, но в этом случае все не так просто! Даже снобы-журналисты из “Guardian” признали, что каждый кусок уничтоженного или украденного группой имущества - политический протест. Формы протеста были весьма неожиданные - от разодранных подушек, разбитых унитазов и утопленных в ванной телефонов до тотального уничтожения гостиничного имущества в извращённой форме – в Норвегии они как-то нагадили в кровати и аккуратно их потом заправили...

Группе можно инкриминировать не только хулиганство, но и подстрекательство к бунту. Объединение их фанатов - Barmy Army - отнюдь не гербарии собирает. Толпы поклонников разносили всё вокруг концертных залов в Восточной и Западной Европе, горели "Мерседесы" и в Англии... Те, кто присутствовал на концертах 1998 года в Питере, помнят, как Уотти кричал: "Fucking mentos, go away!" и прерывал шоу, требуя убрать милицию от сцены.

Естественно, при такой активной жизненной позиции, стоило группе пропасть с горизонта, как сразу возникали слухи. В период последнего, семилетнего затишья - после выхода прошлого диска и до выступлений The Exploited в Москве полтора года назад - люди разное говорили. То ждали от Уотти книгу с полной историей группы. То сажали его в тюрьму - что не так уж невероятно, ведь был же осуждён на 7 лет за вооруженный грабеж их барабанщик!

УоттиА на самом деле нам готовили очередной сюрприз - диск 'Fuck The System'. Про них давно говорят: "скорее металлисты, чем панки"! Всё началось с изменения звука на дисках 'Death Before Dishonour' (1987) и 'The Massacre' (1990), а завершил процесс металлизации альбом 'Beat The Bastards' (1996). Сотрудничество с таким продюсером, как Колин Ричардсон (Carcass, Napalm Death), ничем другим закончиться и не могло. В ответ на обвинения в "металлизации тру-панка" Уотти за словом в карман не лезет, и припоминает, что их первые альбомы вышли задолго до Metallica; что именно они повлияли на весь металл и опередили его. И если Slayer может сделать целый альбом панк-каверов ('Undisputed Attitude'), то почему же панкам нельзя звучать как Slayer?

Можно! 'Fuck The System' записан силами весьма "металлических" продюсеров - это Расс Рассел (снова Napalm Death и ещё Lock Up) и Саймон Эфеми (Paradise Lost, Pantera, и конечно - Napalm Death). И ценой собственных усилий: "Мы начали писать песни 4 года назад, но в этот раз, поскольку прошлый альбом так удался, я напрягался, чтобы новый продемонстрировал более высокий уровень. Мы написали 60 подходящих песен, но большинство из них были недостаточно экстремальны для такой группы, как The Exploited. 2 года назад мы начали записи в студии, все заняло много времени из-за вокала. Я хотел, чтобы он звучал действительно неистово, и повторял все снова и снова, если что-то казалось не так или садился голос. Лейбл давил на нас, и это вполне понятно... за это время можно записать 5 альбомов!"

По рассказам Уотти, бюджет 'Beat The Bastards' составил 40.000 фунтов вместо 20.000, т.е. был превышен вдвое! Можно представить, насколько он был превышен теперь, если времени на запись ушло в 2 раза больше, чем на 'Beat The Bastards' и платить пришлось уже двоим продюсерам! Но Уотти плевать, зарабатывать деньги - не его цель: "Если бы я делал это за деньги, я выпускал бы альбомы ежегодно". За 22 года карьеры они записали всего 8 полнометражных альбомов, и их биография служит хорошим образцом разгильдяйского панк-подхода к делу. Жизнь сразу дала им шанс, который другим не выпадает никогда.

Дембель Уотти и его эдинбургские приятели уже своим первым самиздатовским синглом 'Army Life' выстретлили прямо в цель - он продержался 25 недель и добрался до 6 места в независимых чартах в 1980 году! Второй сингл 'Dogs Of War' занял там же 2 место, и дополз в национальном хит-параде до 63 места. Первый студийный полнометражник 'Punk's Not Dead' (1981) занял 20 место в независимых чартах, получил пятизвездочную рецензию и был назван лучшим независимым альбомом года в очень авторитетном музыкальном издании - "Sounds". Третий сингл 'Dead Cities' вошёл в Топ-30 и разошёлся тиражом в 150.000 копий. Выход альбома 'Troops Of Tomorrow' (1982) - самого продаваемого в истории группы - принёс им гастроли по США и Канаде. Их пришлось показать их в попсовой телепрограмме "Top Of The Pops" (статуса нашей "Песни года"). Они там ничего такого не делали - не плевались, не ругались - просто сыграли, раскланялись и ушли. Но одного их вида и репутации было достаточно, чтобы эту программу потом родители долго запрещали смотреть детям. Но кто-то затаил обиду и на самих The Exploited - продались, дескать! Но им было плевать - они просто гнули свою линию. Не задумываясь, они со страшной скоростью подписывали и разрывали чудовищные контракты с никчемными лейблами, количество полу- и неофициальных релизов просто пугает. В итоге контроль за соблюдением прав на отдельные композиции утрачен безвозвратно - бутлеги, сборники, концертники, видеосборники издавали все, кому не лень! Они не получили от своего успеха ни гроша и до сих пор живут на пособие. Ещё хуже их поклонникам - теперь без пол-литра шотландского виски в дискографии не разберешься…

Впрочем, и они не стеснялись в средствах. К примеру, изображение знаменитого черепа с ирокезом, которое мы видим и на обложке последнего альбома, принадлежит одному американскому художнику, и его использовали без всякого на то разрешения! Ну, панки - что с них взять... Кстати, про ирокезы... Говорят, именно The Exploited ввели в обиход эту культовую прическу. За образец они взяли украшение, торчавшее на шлемах восставших рабов Спартака (это я не про футбольный клуб, это я про Древний Рим). Возможно, это только легенда - но уж очень, согласитесь, уместная!

Правда, проносив ирокезы полтора десятилетия, The Exploited предстают нам ныне в ином виде. Но Уотти и тут выкрутился: "Когда я решил заплести свои волосы в дреды, даже упёртые фэны сказали - вы продались! Нет, всё наоборот. Если это стало модно, то ирокезы ничего не значат. Когда мы начинали, это был протест, теперь они приобрели другой смысл, этого просто хотят от нас другие. И сейчас, и потом я могу поставить свои волосы дыбом, но только если захочу я".

Чего хотим мы, так это чтобы шотландские панки не пропадали надолго. Как насчёт прогнозов? Итак, исходя из того, что в названиях песен на прошлом альбоме 7 лет назад слово "fuck" встречалось 1 раз, как и череп панка, а на последнем "фак" встречается трижды, а череп - дважды... Предсказываю: через 9 лет нас ждет альбом с пятью "факами" и тремя черепами. А продюсером станет ещё один персонаж, связанный с Napalm Death - Энди Снип! Главное, чтобы панк не пропал окончательно...