Кораблекрушение в Аризоне

Flotsam And Jetsam

Статья

Автор: Юра „Хирург“

4 апреля 2009 года, в Кливленде, во время церемонии введения группы Metallica в Зал Славы Рок-н-ролла, на сцену, чтобы держать ответную речь, вышел бывший басит коллектива, Джейсон Ньюстед. Он заметно волновался, и даже пару раз задел от этого рукой микрофон - было видно, что говорил он от души, искренне. Показательно, что упомянув своих родных и близких, он добавил - "а также я хочу поблагодарить мою первую группу, Flotsam And Jetsam"... И он сделал это, надо сказать, небезосновательно!

Flotsam And Jetsam

Flotsam And Jetsam - одна из тех групп, которые сыграли пусть небольшую, но очень важную роль в истории стиля трэш-метал, даже если абстрагироваться от того факта, что именно там начал свою карьеру господин Ньюстед. Вот представьте - приходите вы в магазин, к примеру, а там - сплошь только диски группы Metallica. А Testament, Forbidden, Exodus, Death Angel, Agent Steel, Possessed, Vio-lence, Megadeth, Flotsam And Jetsam просто никогда не существовали. Скука? Не то слово - ужас! Тем более, вы же помните театральное правило - короля играет свита...

Да, иные из упомянутых коллективов уже полузабыты. Или же никогда не были объектом пристального внимания публики, как те же Flotsam And Jetsam. Даже в золотые для них времена, во второй половине 80-х, шуму вокруг них было немного - так что иные из тех, кто слушал их тогда у нас, в России, так и умерли убежденные, что называлась эта команда из Аризоны Flotsam And Jetsam потому, что там играли музыканты с такими фамилиями, Флотсэм и Джэтсэм; или полагали, что именовалась она в честь каких-то народных американских героев, вроде Сакко и Ванцетти, или типа того...

А вот морское право трактует термины "flotsam" и "jetsam" совершенно определенно. Первое - это остатки плавсредств, их оборудования или груза, попавшие в море вследствие кораблекрушения. Второе - то же самое, но выброшенное за борт командой осознанно. Вы будете удивлены, но в Аризоне моря нет. Напротив, там пустыня. Слава богу, не сплошная - есть город Финикс, например. Это хорошо, ибо именно в этом городе в 1981 году появилась пара пацанов, решивших поиграть трэш. И они вовсе не прикалывались, называя свое пустынное детище морскими терминами. Все было чуть сложнее и... банальнее.

Сначала группа называлась Paradox, её с двумя гитаристами в 1981 году сформировал барабанщик Келли Дэвид-Смит. Год спустя на пустынном горизонте появился и Джейсон Ньюстед. Он был в Финиксе проездом из Детройта со своей группой Gangster. Коллектив перемещался в Калифорнию, но тут, в Финиксе, вдруг "потерпел крушение" и распался. Джейсон и Paradox объединили усилия, и вскоре уже давали первый концерт - но под названием Dredlox. Ньюстед тогда ещё и выполнял обязанности вокалиста. Келли, однако, решил отыскать "свободного" певца. Эрика A. Кнатсена он обнаружил на школьном конкурсе талантов. И принял его в состав временно, на двухнедельный испытательный срок - однако, говорят, нет ничего более постоянного, чем временное; вот и Эрик поёт в группе до сих пор...

После появления в составе вокалиста, с 1983 года, группа стала именоваться Dogz. Надо заметить, что основной творческой силой коллектива был тогда Ньюстед, он сочинял и музыку, и тексты. Так как был, судя по всему, самый умный - даже 'Две Башни' Толкиена читал! И в репертуаре коллектива появилась песня "Flotsam And Jetsam" - так называлась одна из глав этого романа. Толкиен употребил морские словечки в иносказательном смысле - речь шла о городе Айзенгард, вернее, о том, что от него остались лишь развалины, "flotsam" и "jetsam", рожки да ножки, по-русски говоря... Такая вот история!

И с 1984 по 1985 год группа “Рожки Да Ножки” упорно "окучивала" местные клубы, играя вместе с Megadeth, Armored Saint, Malice, Exciter, Mercyful Fate, Riot... Параллельно было сделано две демо записи. И снят клип “Hammerhead”. Это впоследствии ставшее знаменитым видео, было абсолютно самодельным, часть его сняли на одном из концертов, а потом доснимали и смонтировали за пару часов на квартире у Ньюстеда. Любительщина чистой воды - но зато сколько в ней было неподдельного энтузиазма! Найдите его, посмотрите, как они играют, на их лица - ныне редко увидишь такое...

Так вот, весь этот "промо-пакет", демо записи и видео, принялись рассылать по лейблам. Эрик вспоминает: "Помню, особенно упорны мы были в отношении Metal Blade... но реакции не было никакой. И вот, наверное, раз на тысячный, они сдались и сказали - ладно, приезжайте в Лос-Анджелес, глянем на вас. Надо сказать, что Джейсон Ньюстед был одним из тех, кто убеждал нас посылать им демо снова и снова. Если бы не он, мы не подписались бы на Metal Blade… это точно"!

В итоге они все же попали на два курируемых лейблом сборника, 'Metal Massacre VII' и 'Speed Metal Hell II', а затем были отправлены в студию для записи дебютного альбома, присматривал там за ними лично Брайан Слайгель, шеф Metal Blade. Результат, 'Doomsday For The Deceiver', вышел 19 июля 1986 года и сразу же стал классикой жанра - это одна из тех одухотворенных и обогащенных особой энергией пластинок, которые могли появиться только в те времена!

И тут случилось, как бы, нечто страшное. Ушел Джейсон Ньюстед. Человек, который "делал почти все для Flotsam… сочинял, занимался делами группы… все". "Когда он ушел, то мы просто не знали что делать дальше" - признается Эрик. Напрягся и шеф Metal Blade - группа была обезглавлена. Но нет худа без добра. Во-первых, Ньюстед ушел не в соседний МакДональдс, а в группу, которая к 1986 году уже достигла недосягаемых высот популярности. И благодаря его прямому участию в 1987 году Flotsam And Jetsam заключили контракт с лейблом группы Metallica, Elektra Records. А это было движение вперёд и выше!

Эрик НадтсенКоме того, как вспоминает теперь Эрик: "Flotsam And Jetsam даже стали более популярны после ухода Джейсона, поскольку всё больше и больше людей хотело видеть первую группу басиста Metallica! Так что эта «связь» принесла нам много пользы". И по сей день, по его признанию, первый вопрос, который задают ему журналисты и даже фэны - это что-нибудь про Джейсона Ньюстеда. "Так вероятно будет всегда, и Flotsam будет находиться в большой тени Джейсона Ньюстеда... так уж вышло, и мы с этим смирились". А тень, тем более в жаркой Аризоне, это даже хорошо...

К сожалению, этой тактики - находиться в тени - группа с тех пор и придерживается. У них были все шансы совершить коммерческий прорыв - ведь даже после выхода на Elektra весьма неоднозначного альбома 'No Place For Disgrace' (1988) и разрыва контракта, им удалось пристроиться на очередной мейджор, MCA Records, и вы пустить там целых три альбома, поехать в шумные гастроли с King Diamond и Megadeth. Но, увы, в коммерческом смысле их карьера шла под откос, менялись музыканты, альбомы выходили всё реже, а гастроли случались нечасто.

"Да, лейблы вроде MCA сделали для нас возможными качественные записи с лучшими продюсерами и на отменном оборудованием. Да, у них огромные бюджеты, но группа их как-то не замечала - во всяком случае, в виде потока наличности. Зато в те времена мы собирали арены с Megadeth, Korn, Fear Factory и так далее. Но... всё это было для нас скорее хобби, чем заработок" – признался как-то Эрик. "Теоретически, мы могли бы не вылезать из туров по 9 месяцев и выпускать альбомы ежегодно. Но у всех появились семьи и другие обязательства, так что с некоторых пор мы очень избирательны, особенно когда речь идет о турах".

Даже таких "старожилов" состава, как Эрик, не миновали периоды разочарований и хандры. Он на целых полгода, прямо во время гастролей в поддержку альбома 'My God' (2001), покинул группу, чтобы... исполнять музыку в стиле кантри со своим сайд-проектом The A.K. Corral. И ещё в 1999 году коллектив покинул его, во общем-то, основатель - барабанщик Келли Дэвид-Смит. С началом нового тысячелетия группа стала "выплывать" только за счет новых талантливых музыкантов, которые появились в её составе. Прежде всего, это барабанщик Крейг Нельсен и гитарист Марк Симпсон. Чуть позже вы поймете, почему. А один из ветеранов Flotsam And Jetsam, гитарист Эд Карлсон даже сказал: "Марк Симпсон и Крейг Нельсен - сегодня эти имена значат для группы даже больше, чем имя Джейсона Ньюстеда."

Во всяком случае, они готовы продолжать двигаться вперед, и в них ещё жива вера. "Я участник культовой, легендарной группы, мы сочиняем отличную музыку, которая нравится людям, у нас верные поклонники, ради которых мы продолжаем ездить в туры и записывать альбомы. Так что жизнь удалась! Сколько групп, выпустив альбом или два, просто исчезают? Наше карьера, полагаю, продлится столько, сколько мы захотим; пока мы не разучимся писать хорошие песни и "зажигать" на концертах, мы будем продолжать!" - говорит Крейг Нельсон. Он, с некоторых пор, занимается и делами коллектива.

Вот уже несколько лет, как группа была подписана на местный американский лейбл Crash Music - это чистой воды андеграундная контора. Великого "движняка" от неё ждать не приходилось. Впрочем, Крейг смотрел на это спокойно: "Я не слишком верю в то, что есть какой-то лейбл, который обеспечит нам прорыв... Должен сказать, что в той или иной мере у группы были претензии ко всем лейблам, даже к MCA. Они, например не хотели посылать группу в Европу. А Metal Blade даже неправильно писали название группы на промо-фотографиях и в пресс-релизах, и так далее. Я не знаю ни единой группы, которая бы не ругала свой лейбл. Но на самом деле сливки всегда сами всплывают наверх".

В общем, он оказался прав - все случилось само собой. В 2008 году, ввиду негативных тенденций на рынке, владелец Crash Music Марк Наварра решил произвести слияние своей конторы с недавно организованной бывшим гитаристом Korn Брайаном "Хэдом" Уэлчем фирмой Driven. В процессе поучаствовал и менеджер последнего, став третьим совладельцем - так на свет родилась компания Driven Music Group.

"И мы автоматически стали едва ли не самым первым коллективом нового лейбла" - говорит Крейг. "И нас это порадовало, потому как у конторы общая дистрибуция с Warner Brothers. Теперь у нас отличная сеть распространения в США, мы попали на спутниковое радио (он имеет в виду спутник Sirius - через него на весь мир действительно транслируется несколько каналов, круглосуточно передающих тяжелую музыку - прим. Srgn), а уж наши фэны решат - быть или не быть успеху. Не верю, опять же, что это сильно зависит от лейбла. Народ рассудит". Тем не менее, новый лейбл сделал ещё один умный шаг - продал права на распространение альбомов группы немецкому гиганту метал-индустрии Nuclear Blast, которые обеспечивает теперь рынки сбыта в Европе, Австралии и Японии. И у нас, в России, само собой.

И уже тогда, в 2008 году, группа вдохновенно принялась работать над материалом нового альбома - 'The Cold'. Тут следует отметить особую роль гитариста Марка Симпсона, ибо, начиная с альбома 'Unnatural Selection' (1999), он пишет всю музыку. Делает он это дома, сочиняя основные риффы и попутно разрабатывая в "сыром" виде барабанные партии для Крейга. Потом Крейгу передается результат, и он доводит до ума ударные. Полученный "каркас" все музыканты по очереди обогащают чем-то своим, отправляя друг другу результат по электронной почте. Затем за дело берется вокалист, Эрик - он придумывает слова и вокальные линии только после того, как вся музыка сочинена. В итоге уже на пороге студии группа имеет песни в абсолютно готовом виде - там уже не надо тратить время на раздумья, а лишь записать её...

Так вот, "скелет" нового альбома был готов уже в августе 2008 года, но процесс сведения и записи оттягивался. Дело в том, что группа пожелала работать со строго определенным звукоинженером - Ральфом Пэтленом. И ни на кого другого соглашаться не собиралась. Крейг признается: "Мы буквально молились на нашего звукоинженера, потому что сам Дэйв Мастейн нанял его, чтобы пересвести весь бэк-каталог Megadeth. Он также работал с Мишелем Шенкером; он, наверное, самый квалифицированный звукоинженер в Финиксе. Он знает своё оборудование, как пять пальцев, здорово орудует в ProTools и все это сильно упрощает процесс записи. Он был не просто звукоинженером, а со-продюсером, вместе с нами. Поэтому в ходе записи он предлагал нам много всякого, и мы соглашались. Он же сам музыкант, а не просто абстрактный звукач, у него в голове куча полезной и практической информации, так что полученный результат во многом таков, каким он ему виделся... то есть, слышался".

Все это прекрасно, только ждали результат почти два года! Потому как Ральфом внезапно заинтересовалось "начальство". "Это из-за Ральфа, вернее, его имени, его громкой славы. Неожиданно 'Хэд' из Korn, то есть шеф нашего лейбла, нанял его - задействовал на записях и концертах своего сольного состава. При этом, следует учесть, и него были и другие обязательства. Это был странный конфликт интересов - лейбл как бы сам себе вставлял палки в колеса, "похищая" у нас звукоинженера, и это приводило к отсрочкам начала записей и потом сведения материала... Но, с другой стороны, прежде всего нам нужен был именно Ральф, мы верили в его уши и его технические навыки. Никто не думал, что все так затянется, но мы счастливы, что наше сотрудничество состоялось - недаром его дожидались". Записан был альбом в Phase 4“ Studios, в Финиксе.

А результат? Если вы привыкли судить о группе по "классическим" альбомам, то будете удивлены, ибо 'The Cold' - это шаг в сторону более современного звучания и мелодичности, это вовсе не трэш "старой школы", а его смесь с изрядной дозой американского пауэра. Проще говоря, результат смахивает на актуальные работы Nevermore больше, чем на тот Flotsam And Jetsam, к которому мы привыкли! А Эрик - вы только представьте себе! - не издает здесь ни единого "высокочастотного" визга...

Крейг Нильсен это объясняет так: "Мы четко разделяем нашу работу на две части: концерты и студия. На концертах мы даем людям то, чего они хотят, особенно в Европе - а они хотят в основном слышать песни с первых четырех альбомов... От нас ждут угара, и мы даже нарочно играем некоторые песни быстрее, чем они записаны в оригинале. В общем, на концертах мы трэш-метал группа на 80 процентов, если взглянуть на репертуар. И он там ещё как орёт - ведь старые вещи без этого немыслимы... Но когда мы отправляемся в студию, то понимаем, что такой певец как Эрик может поработать в более широком диапазоне, не ограничивая себя! Я слышал многое из того, что он делал в стиле кантри... это просто сносит крышу! Он прекрасно поет песни Фрэнка Синатры... Он считает, что Чэд Крэгер из Nickelback отличный певец, и после такого его заявления я тоже его внимательно послушал и понял - да, действительно! И у Марка хватает сообразительности учесть это при сочинении материала. Это не значит, что мы устали играть трэш, просто в студии мы хотим иметь возможность творить на воистину бескрайних музыкальных просторах".

Что же касается сходства с Nevermore, то они этого не боятся - так же, как и "тени" Джейсона Ньюстеда... "Я был барабанщиком Nevermore около 7 месяцев, до Ван Уиллиамса. Сыграл с ними 4 или 5 концертов. Джеффа Лумиса знаю с 16 лет, ещё по Sanctuary. Я устраивал ему прослушивания в Megadeth, когда ему было только 17... и когда-то Nevermore разогревали нас целых 9 недель во время тура по США... и я считаю их одной из самых талантливых групп" - говорит Крейг. Эрик поддерживает его: "Да, нынче у нас действительно много общего с Nevermore. Ведь Марк Симпсон, который и сочинил весь альбом... большой их фэн! Вообще, Марк действительно сделал все, чтобы модернизировать и звук гитары, и ритм, и он в этом преуспел... Ну, а песни - так или иначе – великолепны. И это главное... Ведь все строится на работе композитора, и если песня не удалась, если утрачен дух и смысл сочинения, то ни звук, ни уникальные гитарные партии её не спасут".

Крайне необычна - для такой старой трэшевой группы - и обложка альбома. Нарисовал её Трэвис Смит (работавший также и для Nevermore, и для Iced Earth, и для многих других групп). Однако образ девочки в холодном лесу он взял не из головы - моделью в данном случае послужила дочь вокалиста, Эрика A. Кнатсена. Как сказал по этому поводу Марк Симпсон: "На обложке также дебютировал новый талант"!

К сожалению, уже после записи и выхода альбома, в декабре 2010 года «старый талант», Марк Симпсон, решил покинуть коллектив. "Я решил просто уйти. Никаких скандалов и ссор, само собой, не было. Эти ребята мне как братья, ничего не поменяется, я буду поддерживать их всегда... А я хочу пока попробовать что-то ещё." Вместе с ним второй гитарист, Эд Карлсон, также заявил, что больше не хочет гастролировать и записываться с группой - впрочем, похоже, что пока Эд не принял окончательного решения. А на выручку коллективу поспешил старина Майкл Гилберт, который верой и правдой служил группе Flotsam And Jetsam с 1983 по 1999 год!

"Как бы то ни было, ни Эд, ни Майкл не сочинили ничего для альбома 'The Cold', это на 100% работа Марка, он и сочинял всё, и записывал все партии" - успокаивает публику Крейг Нильсен. "Он единственный гитарист на записи. Эд в ней уже не участвовал - как раз накануне он и принял свое решение... Дело в том, что он завязал с алкоголем, и это позитивные перемены в его жизни. На такой волне многие музыканты находят трудным делом продолжать ездить в турне и тусоваться с людьми, которые постоянно бухают; в конце концов, трезвому это просто скучно. Так что Эд решил пойти в своих переменах до конца, а Майкл был более чем счастлив снова занять его место. Всё прошло гладко - репертуара он не позабыл. После всех этих лет!"

Хотя Крейг уверяет, что Warner Brothers не ожидали больших продаж диска 'The Cold', "учитывая общую ужасную тенденцию на рынке", следует признать тот факт, что альбом оказался на редкость успешным, превысив продажи двух предыдущих творений группы. Он получил высочайшие оценки критиков и признан "альбомом года" в голландском журнале Aardschok и "альбомом месяца" в немецком журнале Rock Hard!

Так что, может ещё всё впереди? Есть такая английская морская шутка - когда, мол, Флотсэм и Джетсэм собираются за бутылочкой виски, они всегда поминают своего третьего пропащего собрата, которого зовут Лэган. Как вы уже поняли, "lagan" - ещё один термин. Он означает временно затопленный морской груз. Вероятно, для группы Flotsam And Jetsam свой "lagan" - это как раз Джейсон Ньюстед. Они, как вы убедились, часто вспоминают о нём. А он, в свою очередь, о них. В группе Metallica он нынче не участвует. Ничем таким особенно не загружен. Так что… почему бы нет?