Роберт Уильям Гари Мур: 04.04.1952 – 06.02.2011

Gary Moore

Мемориал.

Автор: Юра „Хирург“

Коста Дель Соль, Испания… Места тут поистине райские. Даже зимой, в начале февраля, здесь лето. Днем, на солнышке, и вовсе жарко, а к вечеру, когда с моря подует ветерок, становится прохладнее. Но все равно – 16 – 18 градусов! Экзотическая растительность, песчаные пляжи, Гибралтар, а за ним – Африка, побережье Марокко. Его, кстати, прекрасно видно невооруженным взглядом. Коста Дель Соль - довольно дорогой курорт, нашпигованный пятизвездочными отелями вроде Kempinski Hotel Bahia, что в городе Эстепона. Конечно, здесь можно снять «королевские апартаменты» за 6000 Евро, но гораздо больше выбор номеров по относительно доступным ценам, 250 – 300 Евро за ночь. Именно в эту гостиницу и заселились вечером субботы, 5 февраля, 58-летний гитарист GARY MOORE и его 30-летняя подруга. Они планировали провести здесь всю следующую неделю.

Роберт Уильям Гари Мур

Дежурный портье был уверен – эта ночь пройдет спокойно. Постояльцев в гостинице было гораздо меньше обычного, не сезон, однако. Но спокойствию пришел конец, когда в 4 утра перед ним предстала зарёванная немка, твердившая что-то вроде «он мертв, мне кажется, он мертв…». До портье постепенно дошло, что это спутница того известного музыканта, что приехал вчера вечером. А раз так, то впереди неприятности особо крупного масштаба…

Поднявшись в номер, он обнаружил там именитого постояльца, который лежал навзничь на кровати в одном исподнем и - как казалось - мирно спал с умиротворенным выражением лица. Рядом с ним, почти под рукой, лежала гитара, на столике стояло несколько початых, но далеко не опустошенных бутылок с алкоголем. Разбудить беднягу, увы, не удалось. Он был мертв – мертвее некуда. Но никаких следов борьбы или страданий. Похоже, он просто заснул и не проснулся…

Я не завидую тому портье. Но знаете, я искренне рад за Гари Мура. Мирная, тихая смерть при завидных обстоятельствах - красивейшее место, райская погода, пятизвездочный номер, качественный алкоголь, широченная кровать, любимая гитара с одной стороны и симпатичная молодая баба с другой… Дай бог каждому так уйти! Болтать о его смерти тут же принялись всякое – будто, в его номер накануне поднимались две проститутки, и там была оргия; типа, он выпил огромное количество брэнди, занюхал его хорошей дозой кокаина и захлебнулся рвотными массами. И прочее, и прочее, и прочее… Ну, даже если что-то из этого правда – так что с того? Обзавидовались, что ли, сплетники? Завидуйте! Есть чему. Ведь у Гари Мура красиво удалась не только смерть. Но и жизнь.

Знаете, как Сальвадор Дали "воздал должное" своему отцу? Просто послал ему конверт с засохшей спермой внутри и надписью "это все, что я тебе должен". Что же, между отцами и детьми бывает всякое! Но говоря о блестящей карьере Гари Мура, нельзя не воздать должное его родителю, Роберту Муру. И сам Гари всегда говорил о нём очень тепло. Ведь батя реально помог ему.

Роберт Мур занимался тем, что организовывал выступления разных групп в танцевальном зале курортного местечка Холливуд под Белфастом (это Ирландия). Как профессионал, держал довольно большую фонотеку дома. Сам играл на гитаре. Так что маленький Гари с детства слышал много разной музыки, и не только дома - отец частенько брал его на работу. Так что уже в шесть лет мальчишка вышел на сцену того самого зала, и в сопровождении группы спел "Sugartime", стоя на стульчике перед высоченным микрофоном. В коротких шортиках... "Мне похлопали и с этого момента пути назад уж не было: сценическая зараза въелась в меня навсегда."

Отец процессу не препятствовал - сначала отдал сына учиться играть на фортепиано, но быстро понял, что его интересует только гитара. И в десять лет для Гари был куплен за 5 фунтов первый инструмент - акустическая гитара "Фрамус", которая была вдвое больше маленького музыканта, и жесткие струны которой в кровь натирали пальцы... То ли сам папа, то ли кто-то из его друзей показали ему только один аккорд, "ля" – а все остальное он постиг сам, копируя известных музыкантов.

Уже через неделю он худо-бедно изображал пассажи Хэнка Марвина из The Shadows, потом разучил что-то из репертуара Элвиса. Затем появились The Beatles, затмившие на какое-то время всех. Первая группа Гари, в которой он играл с 11 лет, The Beat Boys, просто исполняла репертуар Битлов. Кстати, играли они сначала в том самом отцовском клубе! А благодаря Джорджу Харрисону Гари, по его словам, "понял, как надо играть соло: лучше, как у Харрисона, восемь тактов гениальности, чем как у других - три часа бессмысленного бряканья". Интересно, что много лет спустя, когда Харрисона спросили, что он думает о Гари Муре, как о гитаристе, тот сказал просто: "Я по сравнению с ним просто жалкий балалаечник"... А говорят, будто яйца курицу не учат!

К четырнадцати годам Мур получил свой первый профессиональный инструмент и научился играть на стандартных «праворуких» гитарах, несмотря на то, что он был левша. Гитару Fender Telecaster снова купил ему отец, взяв для этого кредит, за который расплачивался потом два года! Старик понял - его сын музыку не бросит. У него все серьезно... А Гари в то время увлекся блюз-роком - Майалл, Клэптон и Cream стали его фаворитами. В 16 лет за его плечами было участие в нескольких группах, он даже заработал какие-то деньги, которые отдал отцу, за гитару. И отправился "в свободное плавание" – ушел из дома.

Гари Мур в Thin Lizzy - крайний справа...Тогда он и встретил Фила Лайнотта, вокалиста группы Skid Row (не путать с американским коллективом!), который позвал его в состав, пообещав 15 фунтов в неделю жалованья и помощь с жильем. Они сдружились. Гари принял предложение и переехал в Дублин. Правда, вышло так, что самого Лайнотта вскоре из группы попросили - у него начались проблемы с голосом - а вот Мур остался и даже записал с ней два альбома, много гастролировал. Впрочем, в 1973 году Skid Row не стало, а вот изгнанный Лайнотт обзавелся составом Thin Lizzy, где друзья встретились опять. В этот же момент началась и сольная карьера гитариста - с альбома ‘Grinding Stone’ под вывеской Gary Moore Band.

Остальное - это уже слишком хорошо известная история. Более тридцати альбомов, включая сборники и концертные записи. Помимо упомянутых выше - группы и проекты Colosseum II, G-Force, The Greedy Bastards, Scars, BBM... Гастроли по всему «шарику». Сотрудничество с такими музыкантами, как Альберт Коллинз, Альберт Кинг, Грег Лэйк, Джейк Брюс, Боб Дилан, Би Би Кинг, Нил Мюррей, Ян Пейс, Дон Эйри, Гленн Хьюз, Мо Фостер, Коузи Пауэлл, Саймон Филипс, Оззи Осборн, Джордж Харрисон, Мик Джаггер, Боб Дейсли, Эрик Сингер, Кит Эмерсон, Пол Роджерс, Beach Boys и даже Эндрю Ллойд Уэббер. Читайте об этом в рок-энциклопедиях! А я остановлюсь лишь на некоторых фактах, которые, быть может, вам ещё неизвестны, или уже позабыты.

Например, напомню о некоторых гитарах Гари Мура… В 1969 году Skid Row были удостоены чести разогревать "самих" Fleetwood Mac в Дублине. Гитарист Fleetwood Mac Питер Грин поразил Гари Мура; в свою очередь, шестнадцатилетнего музыканта заметил и Грин. Он пригласил его после шоу к себе в гостиницу, где они "джемовали" до утра. Встреча не была пустой и в деловом смысле - Грин "пробил" для Skid Row контракт с CBS в 1970 году. Через пару лет он ушел из Fleetwood Mac и из музыки вообще. Вел себя весьма странно - начал раздавать свое имущество, грозился пристрелить своего менеджера за то, что тот ему продолжал платить авторские и так далее...

В 1972 году он позвонил Муру и попросил забрать себе его гитару у родителей "так как её нужен настоящий дом". Это был Les Paul Standard 1959 года – уникальный инструмент, Грин на нем играл в Bluesbreakers, записывал диск ‘A Hard Road’. О цене они договорились так - Гари Мур продает свою старую гитару, а сколько за неё выручит, все отдает Грину. Вышло 160 фунтов, Грину этого показалось много, и он часть вернул. Инструмент звучал впоследствии на многих концертах и записях Thin Lizzy и еще много где. В 1995 году Мур записал с ней целый альбом ‘Blues For Greeny’, который состоял из ранних композиций Грина. Увы, Гари продал этот легендарный инструмент пару лет назад и получил за него, говорят, немало денег!

Но это была далеко не последняя уникальная гитара в руках Мура. Как то он приобрел Les Paul Jr. 1955 года у Стива Джонса из Sex Pistols, этот инструмент можно слышать на работах конца 70-х начала 80-х. Была у Гари Мура и именная модель, выпускавшаяся в его честь фирмой Gibson в 2001 - 2003 годах. Самый дорогой его инструмент – это Les Paul 1959 года, именно он и звучит на эпохальном альбоме ‘Still Got The Blues’...

‘Still Got The Blues’ (1990) - самый успешный диск музыканта, разошедшийся тиражом более трёх миллионов экземпляров, сделал Мура "налоговым эмигрантом". Гари заработал таких денег, что дальнейшее пребывание его в Великобритании (с её 40-процентным налогом на доходы) было делом крайне невыгодны; он на год покинул пределы родины. Широко разошелся за её пределами и сингл с заглавной композицией альбома - эту блюз-роковую балладу не слышал разве что глухой. Нечеловеческая популярность песни имела и обратную сторону. Почти через 20 лет, в 2008 году, на Мура подал в суд немецкий музыкант Юрген Винтер, утверждавший, что соло в песне "Still Got The Blues" было украдено Муром из композиции "Nordrach" 1974 года его группы Jud's Gallery. И мюнхенский суд признал Мура виновным в плагиате! Было отмечено, что он мог, конечно, неумышленно скопировать соло, но этот факт не повлиял на решение суда - выплатить Винтеру компенсацию.

Мур отрицал, что вообще слышал композицию "Nordrach", во всяком случае, на каких-либо носителях она к моменту выхода "Still Got The Blues" еще не была издана; зато звучала в Германии по радио и на концертах. А Мур признавал ранее, что сочинил "Still Got The Blues" именно в Германии, когда был в туре в поддержку альбома 'After The War' ('После Войны') в 1989 году... Что же, такое случается - ведь нот всего семь, а мелодии порой буквально витают в воздухе. Бесспорно, однако, что в эту мелодию вдохнул жизнь именно Гари Мур! А вот чего ждал все эти годы герр Винтер – неясно.

Альбом "Still Got The Blues" принято считать некой гранью, отделявшей хард-роковый и блюзовый периоды творчества музыканта. Действительно, 'После Войны' Мура "торкнуло". "В восьмидесятых было так: если ты играешь на гитаре - ты играешь хард... но чем больше музыкантов я встречал, тем яснее понимал, что я не принадлежу к хард-рокерам" - говорил Мур. "Я вдруг понял, что не хочу больше состязаться с 18-летними, не хочу делать подтяжки лица и красить волосы... только для того чтобы появиться на обложке собственной пластинки... и мне захотелось поиграть блюз".

Но с этого момента Мура, кроме того, потянуло и на всякие эксперименты - стоит вспомнить техно-блюз-роковый, прямо-таки ди-джейский альбом ‘A Different Beat’ (1999) или ультрасовременный проект Scars с участниками групп Skunk Anansie и Primal Scream. А новый альбом, который был запланирован на 5 сентября 2011 года, и который уже не выйдет, наверняка был бы наполнен "кельтским роком" - именно такую музыку исполнял гитарист в последнее время. Впрочем, его и в «хард-роковые» времена «заносило» - работал же он в 80-х на сессионной основе с группой новой волны, Frankie Goes To Hollywood!

Выше было достаточно упоминаний о тех артистах, которые были образцом для подражания у Гари Мура. Но уже с начала 80-х его статус позволял говорить однозначно - теперь он и сам стал иолом для музыкальной молодежи. Слышать такие признания от музыкантов хард-роковых или блюзовых групп не удивительно, но даже представители таких стилей как дэт и трэш не избежали его влияния! Например, Майк Эмотт (Arch Enemy) говорит: “В 80-е годы в Швеции никак нельзя было не знать Гари Мура. Как гитарист он оказал огромное влияние на развитие европейской сцены, и на меня лично. В Америке были Рэнди Роудс и Эдди Ван Хален, а у нас Шенкер и Мур! На самом деле, в музыке Arch Enemy так много заимствовано у него… и это то, чем мы вправе гордиться!”

Эмотт хотя бы говорит о хард-роковом периоде музыканта, но как вам понравится такое заявление гитариста Metallica Кирка Хамметта: "Гари Мур определенно один из пяти более всего повлиявших на меня гитаристов, наряду с Джими Хендриксом, Эдди Ван Халеном, Стиви Рей Воном и Мишелем Шенкером. Помню, когда я впервые услышал тот его первый блюзовый альбом, у меня просто крышу снесло... Я был так вдохновлен, что написал пару рифов в том же духе... Эти риффы в конце концов легли в основу композиции "The Unforgiven"... Гари вдохновлял меня и в визуальном плане, всякий раз, когда я видел его играющим соло, его лицо выражало всю глубину переживаемых им чувств... Это было так рок-н-ролльно, так круто..."

Тем не менее, при всем значении и величии Мура путь его не всегда был устлан розами, наличными и обнаженными поклонницами. Крайне неудачным, например, принято считать его проект G-Force (1979—1980). Его первый и единственный альбом провалился в продаже, а Мур до самой смерти хранил неприятные воспоминания о турне по Англии на разогреве Whitesnake, о том, как зрители во время концерта рвали обложки их пластинок и кидали им под ноги, прямо на сцену...

И, возможно, после упомянутого выше суда в Мюнхене и начала падения звукозаписывающей индустрии в 2008 году, он начал даже испытывать трудности с деньгами. В связи с чем продал гитару-талисман Питера Грина и отправился в утомительный долгий тур в поддержку последнего студийного альбома ‘Bad For You Baby’ - а ведь ему уже было 56 лет! В ходе этого тура он впервые посетил Россию. Для старых его поклонников в нашей стране это было некое чудо - ведь в 80-е годы он был объявлен в СССР «персоной нон грата» и внесен во всевозможные «черные списки» - за композицию «Убийство в небесах» (с альбома ‘Victims Of The Future’, 1984), рассказывающую о трагедии корейского пассажирского лайнера, сбитого советским истребителем над нейтральными водами в 1983 году....

И, кстати, пару слов о наркотиках. Гари Мур признавал, что в Thin Lizzy они ими "баловались": "Половину концерта… я либо стоял на коленях, либо валялся на спине… Играть-то я мог - но вот встать на ноги частенько был не в состоянии". Бывало. Но это же было и причиной разрыва с группой, прямо посреди американского тура 1979 года. Ему в какой-то момент настолько надоели эти алкогольно-наркотические эскапады, что даже сама мысль о еще одном подобном «шоу» вызывала у него ужас. И он ушел. Знавший его барабанщик группы Queen Роджер Тейлор говорит: «Насколько я помню, он любил выпить, но кто этого не любит». А коллеги по группе вспоминают его не как «разнузданную рок-звезду», а как «человека, который вел довольно здоровый образ жизни»!

Петра Недушевски - последняя подруга музыканта...Что касается женщин, то Гари Мур был достаточно сдержан и великим гулякой не прослыл. Тем не менее, здесь тоже есть о чем поговорить. Первый законный брак Гари был не слишком удачным и продлился «классические» семь с гаком лет, примерно с 1985 по 1993 год. От этого эксперимента остались двое сыновей, Джек и Гас. Года четыре он «отходил» от кошмара семейной жизни, а с 1997 года проживал совместно со своей партнершей, художницей Джо. В 1999 году у них уже родилась дочь, Лили, а потом и вторая – Сауэрс. Жили они в своем доме в городе Хоув, Ист Сассекс. Говорят, что человек Джо хороший – веселый, душевный. Во многом она помогала Гари, пользовалась уважением его коллег. Но в последние годы действительно была для музыканта просто партнером, другом – чувства куда-то испарились. А ведь без чувств артисту никак нельзя!

И вот, накануне европейских гастролей 2010 года (которые, кстати, завершились прошлой осенью восемью концертами в России) Гари Мур восполнил этот досадный пробел - влюбился и ушел из семьи. Его новой пассией стала молодая поклонница, немка Петра Недушевски (Petra Nioduschewski), которой он в отцы годился. Он зачем-то потащил её с собой в турне, и в пылу гастрольной жизни выяснилось, что характерами они явно не сошлись. Даже источники из числа российских промоутеров утверждают, что они «часто ссорились, кричали друг на друга». А расстроенный Мур крепко выпивал и как-то напугал их, заявив посреди тура, «что не может больше никуда лететь».

В общем, страсти кипели, все были в шоке, а вот силы музыканта таяли на глазах. Некоторые источники утверждают, что во время тех гастролей он нанял на работу ассистента, который готовил ему стимулирующие коктейли. Безусловно, это было очень нехорошо для сердца. Сердечно-сосудистая недостаточность, которой страдал музыкант последние пять лет, и по поводу которой серьезно лечился, и так уже в последний год приняла угрожающие формы.

Kempinski Hotel Bahia - отель, в котором прошла последняя ночь Гари Мура...Очевидно, что с окончанием гастролей и связанных с ними бытовых проблем, его отношения с молодой подругой пришли в относительную норму. Гари завершил кое-какие свои дела, и они вместе полетели в Испанию, на отдых. В отель они прибыли поздно, уже после десяти часов вечера. Заселились в номер и решили поужинать. Но курортная Европа вне сезона ложится спать рано – впрочем, и в сезон поужинать ближе к одиннадцати часам вечера это проблема. В общем, все четыре местных ресторана оказались закрыты. Они ограничились тем, что взяли в баре сэндвич и бутылку шампанского. Там Мура узнал какой-то поклонник, и они мило пообщались – вообще, музыкант выглядел достаточно бодро и находился в прекрасном настроении. После короткой прогулки у моря они вернулись в бар, где Гари заказал себе немного брэнди. Около одиннадцати он вместе со своей спутницей поднялся в номер.

Первой, кого допросила приехавшая полиция, стала как раз его спутница. На вопрос, не знает ли она, были ли у кого-то причины сводить счеты с покойным, она тут же ответила, что подозревает его личного финансового менеджера, которого Мур как раз собирался уволить "за кражу значительных сумм со счетов". Полиция призадумалась. Тело сразу же было переправлено в ближайший крупный город, Малагу, для проведения судебно-медицинской экспертизы.

В ходе которой, однако, не было обнаружено никаких признаков насильственной смерти. Данные токсикологической экспертизы ещё не готовы, но косвенных признаков значительной алкогольной или наркотической интоксикации также не нашли. Напротив - всё свидетельствовало о том, что музыкант умер от инфаркта... Смерть Гари Мура была естественной, и испанские власти решили не мучить его родственников и не заставлять их дожидаться результатов анализов. Тело отдали брату Гари, Клиффу, он переправил его в Великобританию, где оно и было предано земле. Холодной, английской. Но всё-таки родной…