Келли Джонсон: 20.06.1958 - 15.07.2007

Girlschool

Мемориал. Первая навсегда!

Автор: Юра „Хирург“

Среди «учениц» самой важной для нас с вами Женской Гимназии, известной как группа GIRLSCHOOL, гитаристка Келли Джонсон была одной из лучших. И вот теперь первая ученица ушла в небытиё, но навсегда осталась в истории рока.

Kelly Johnson

Их было достаточно в истории рока, «девичьих» команд – Runaways, Rock Goddess, Vixen… Но самой известной британской группой такого рода и сегодня остается именно Girlschool. Они были не просто популярны; волею судьбы они обрели искреннюю любовь самой разной публики - их считали «в доску своими» металлисты и панки, байкеры и лесбиянки… Все дружно слушали и слушают до сих пор заводные "Hit And Run" и "C'mon Let's Go", а ведь эти песни превратились в хиты благодаря риффам и голосу Келли Джонсон! В 1983 году она, вся такая красивая и отчаянная, появилась на обложке авторитетного журнала Guitar Player. А в 2007 году её имя освятило скромное надгробие одного из кладбищ Лондона, где она завершила свой короткий, но славный земной путь…

Келли родилась и выросла в Эдмонтоне, на севере Лондона, и в Женскую Гимназию попала не сразу – а ходила как и все в обычную местную школу Edmonton County. В 17 лет она ещё и не подозревала, что две одноклассницы с южных окраин столицы, Энид Вильямс и Ким Макаулиф уже организовали группу Painted Lady, дебютировали в клэпхемском пабе Two Brewers и стали регулярно оглашать окрестности неслыханно отчаянными кавер-версиями. Занятие было неблагодарное, и хотя Ким и Энид упорно держались вместе, прочий состав часто менялся. Это превращалось в проблему, и они даже специально выписали себе американскую гитаристку Кэти Валентайн, выхлопотав для неё рабочую визу. Та выдержала всего пару месяцев, а в апреле 1978 года сбежала домой, в Техас.

Но что ни делается – к лучшему. Кэти потом ещё сказала свое веское слово в истории рока, и к тому же освободила место для миссис Джонсон! Англичанки, вместе с барабанщицей Дениз Дьюфорд (сестрой Дэйва Дьюфорта из Angelwitch) стали выступать уже под именем Girlschool. И добились внимания публики – как же иначе! По словам Ким Макаулиф: "Четыре девочки в джинсах и коже производили адский шум — для многих это было чем-то новым и непостижимым".

Их сингл ‘Take It All Away’ (1978) расслушал даже вконец оглохший от своих подопечных из Motorhead менеджер Даг Смит. Он и лидер «моторов» Лемми Киллмистер тут же заявились к девчонкам на репетицию и с ходу предложили им играть первое отделение своего европейского тура Overkill. А на Новый год Санта-Киллмистер припас им и вовсе роскошный подарок – заставил Джерри Брона, президента компании Bronze (Motorhead, Uriah Heep и др.) заключить с новичками контракт, согласно которому вышли синглы ‘Emergency’ (1979), ‘Nothing To Lose’ (1980), и дебютный альбом ‘Demolition’, с ходу попавший на 28 место британского хит-парада. А следующий диск ‘Hit & Run’ (1981) занял уже 5 место! А вскоре дружба и сотрудничество Motorhead и Girlschool закончилось взаимным «слиянием» под именем Headgirl...

Под таким «флагом» появился легендарный миньон ‘St .Valentine's Day Massacre’ (1981), на котором парни исполнили песню "Emergency" из репертуара девушек, а девушки – "Bomber" из репертуара парней. Но жемчужиной пластинки стал кавер хита 1959 года группы Johnny Kidd And The Pirates «Please Don't Touch» с историческим вокальным дуэтом Лемми + Келли. Релиз занял 5 место в хит-параде, а «смешанный» коллектив Headgirl был приглашен в популярную программу Top Of The Pops. Последовали аншлаговые туры с Uriah Heep, Rainbow, Black Sabbath, Rush, Iron Maiden и Scorpions по Европе, Канаде, США и Японии, триумфальное выступление на Реддингском фестивале;‘Hit & Run’ стал «золотым» в Канаде. Казалось, и мечтать больше не о чем! Впрочем… Оставались Штаты - диск там огромным успехом не пользовался, хотя рецензии на него были исключительные.

В 1982 году «староста группы» Ким получила сразу два удара – электрический, от микрофона, едва не ставший фатальным; и не менее серьезный моральный - из состава ушла Энид. Но Келли все же осталась, а общий друг Лемми тут же «сосватал» новую бас-гитаристку, Джил Уэстон-Джонс из группы The Killjoys. Но у девушек началась «черная полоса», третий альбом ‘Screaming Blue Murder’ с трудом повторил лишь успех дебюта - 30 место списков популярности... А в США на них по-прежнему шли смотреть только в компании с Iron Maiden, Deep Purple, The Scorpions или на худой конец Blue Oyster Cult!

И они решились на коммерческий альбом, пригласили в качестве продюсеров Нодди Холдера и Джима Ли (Slade). Но вопреки ожиданиям ‘Play Dirty’ (1983) так и не покорил заокеанских чартов, а вот дома интерес публики после такого диска заметно угас. Фишка – «девки с гитарами» - приелась, а музыка пропала...

В начале 1984 года Келли покинула подруг: «Дело не в какой-либо ссоре. Просто для меня настало время сделать что-то новое. Я уехала на некоторое время в Лос-Анджелес, но контакт с остальными не прерывался». «Некоторое время» продлилось 10 лет, в ходе которых она ещё предпринимала вялые попытки сделать карьеру - появлялась в составе Diamond Claw и пару лет играла в World’s Cutest Killers со старой подругой Кэти Валентайн. Кэти была уже к тому времени известной «поп-звездой из группы Go-Go's, которой до смерти хотелось поиграть конкретный рок!»

Но «конкретный рок» не был нужен людям, они оставались глухи. Может, поэтому Келли на какой-то период вообще забросила музыку и стала… учить язык жестов и реально работать со слабослышащими. А ведь она была отличной гитаристкой! Лемми так и говорил: "Келли Джонсон… так же хороша, как Джефф Бэк в его рок-н-ролльные дни. Она, бля… блестящая гитаристка". Ну, а Джефф Бэк, услышав её игру на "Race With The Devil" сказанул: "Не могу поверить, что это играет баба!" Известный Джон Пил заклеймил эту фразу как "неслыханный сексистский комментарий". Girlschool, кстати, многие считали воинствующими феминистками. Может, с легкой руки какого-то комментатора из Sounds, окрестившего их "авангардом борьбы с сексизмом". Но они, и в особенности Келли, были далеки от этого, хотя кто из английских женщин в 90-е годы отказывал себе в удовольствии полистать журнал Spare Rib!

В конце концов «девушка с гитарой» перестала забавлять публику – ну что же, тогда она принялась защищать права животных, заботиться об окружающей среде, но не озлобилась на «мужской мир», поскольку по свидетельству друзей «была по натуре добрым и заботливым существом». Ей было жаль своих бывших коллег, чья карьера пошла под уклон. Bronze отказались от них, в первое время помощь ещё пришла от Mercury, а потом лейблы только мельчали – GWR, Progressive и так далее. Релизы стали появляться только по одну сторону океана, в отчаянии они «окучили» с концертами Индию и даже добрались до СССР - как только рухнул «железный занавес»! ‘Running Wild’ (1985), ‘Nightmare At Maple Cross’ (1986), ‘Take A Bite’ (1988) и ‘Girlschool’ (1992) уже не попадали и в сотню лучших релизов Британии. Группу терзали постоянные смены состава.

Келли не выдержала, вернулась в Лондон и снова появилась в Girlschool! С 1993 года отыграла с ними кучу концертов в Европе и Англии, результатом чего стал концертник ‘Girlschool Live’ (1995). В 1998 году они снова вместе занялись сочинением музыки, но в силу разных причин диск ‘Not That Innocent: 21st Anniversary’ вышел только в январе 2002 года. И состав был в тот момент уже иным - Келли Джонсон была заменена на Джеки Чамберс.

В этот раз причина ухода была серьезной, а точнее – страшной. В 2000 году ей был фактически вынесен приговор, диагноз «рак позвоночника». Занимаясь лечением, она не могла принимать участие в деятельности группы на регулярной основе. Но продолжала оказывать посильную помощь. Джеки вспоминает: «Келли оказалась хорошей подругой, давала мне советы и подбадривала меня, что мне ужасно помогло». Известно и об одном воссоединении её с группой для концерта в Лос-Анджелесе. Но выпуск диска ‘Believe’ (2004), туры, фестивали и празднование 30-летнего юбилея Motorhead прошли уже без её активного участия.

Долгое время о болезни Келли было известно лишь узкому кругу друзей и близких. Остальные лишь ломали голову, отчего вдруг выручка от выпущенного в конце 2005 года Интернет-сингла с новыми версиями "Emergency" и "London", а позже и деньги от продажи с аукциона гитары Ким пошли в фонды развития служб скорой помощи? И только 2 июля 2007 года общественность узнала, что Келли “в настоящее время находится в больнице и борется за свою жизнь". Вскоре пришла и вовсе сокрушительная весть: "В великой скорби сообщаем вам, что Келли Джонсон... скончалась в воскресенье, 15 июля, после шестилетней борьбы за свою жизнь".

За эти годы она поразила всех своим мужеством и оптимизмом, никогда не поддаваясь депрессии, хотя ей было это исключительно трудно, ведь каждый день она сталкивалась со все более кошмарными последствиями болезни... Для опухоли спинного мозга и его корешков характерно усиление болей в положении лежа. Больному приходится большую часть суток проводить сидя или стоя. Здесь он вынужден и ещё способен проявлять какую-то активность, что даже отвлекает. Но период только болей короток. Неминуемо присоединяются другие расстройства, чаще всего это недержание или задержка мочи или кала. А потом человека разбивают параличи…

Последние, самые трудные три с половиной месяца, Келли провела в Trinity Hospice, в хосписе, старейшей лондонской специальной больнице (1891), где лежат безнадежные, обреченные пациенты, требующие к тому же постоянного профессионального ухода. Там встречают смерть 2000 человек в год! И, какое жуткое совпадение, одновременно с Келли, также в Лондоне от той же болезни умер один из крестных отцов русского рока, поэт и переводчик Илья Кормильцев, писавший тексты для групп "Урфин Джюс" и "Наутилус Помпилиус"…

А оставшиеся должны найти в себе силы жить дальше. Girlschool сообщили: "Вы не представляете, что творится с нами… Но к сведению тех, кто собирался на наши концерты в Германии - мы будем играть там, потому что Келли хотела бы этого. Что поделать, придется испытать на деле самую водостойкую тушь для ресниц"... Иногда слова оказываются к месту! А подруга Келли, Дайана Кларк, продала с благотворительной целью свои волосы, которые отращивала 7 лет. Стриг её собственноручно в одном из лондонских пабов Мэтт Сарджент из панк-группы Sham 69. При этом убитая горем товарка посетовала, что «без волос холодновато» и зачем-то добавила: «Ну, все равно длинные волосы мне не шли». Иногда, как видите, нужно уметь и промолчать...

Давайте и мы, наконец, молча, в очередной, тысячу первый раз, поставим «Please Don't Touch» и запомним Келли Джонсон такой, какой она была в те золотые времена!