Гари ‘Гас’ Чемберс: 18.01.1958 – 13.10.2008

Grip Inc.

Мемориал. Когда умирают панки… хой!

Автор: Юра „Хирург“

Хорошо, что во время разрушительных бомбежек английского города Ковентри силами Люфтваффе в 1941–1942 годах среди тысячи погибших не оказалось будущих родителей Гари ‘Гаса’ Чемберса. Счастье, что довелось им лежать не в братской могиле на кладбище Лондон Роуд, а на супружеском ложе. И зачать там одного за другим девочку и двух мальчиков. Сегодня мы можем благодарить судьбу и этих людей за то, что в 1958 году на свет появился «чистокровный рокер», «один из самых популярных и любимых музыкантов Ковентри», который «изменил музыкальную сцену» - так написала о нём одна из местных газет. К сожалению, уже после его смерти...

Гари ‘Гас’ Чемберс

Хорошо, что во время разрушительных бомбежек английского города Ковентри силами Люфтваффе в 1941–1942 годах среди тысячи погибших не оказалось будущих родителей Гари ‘Гаса’ Чемберса. Счастье, что довелось им лежать не в братской могиле на кладбище Лондон Роуд, а на супружеском ложе. И зачать там одного за другим девочку и двух мальчиков. Сегодня мы можем благодарить судьбу и этих людей за то, что в 1958 году на свет появился «чистокровный рокер», «один из самых популярных и любимых музыкантов Ковентри», который «изменил музыкальную сцену» - так написала о нём одна из местных газет. К сожалению, уже после его смерти...

А карьера Гаса началась где-то в конце 1976 года, когда приятель потащил его поглядеть на группу своего кузина Roddy Radiation And The Wild Boys, который называл себя «панк» и играл что-то невообразимое. Увиденное «прикололо»! Поначалу панков в Ковернтри было всего два десятка человек, считая Гаса, но дурную славу они приобрели быстро. Отчасти из-за того, что собирались в пабе для «голубых» Rose And Crown, единственном месте, откуда не прогоняли «этих дикобразов». Местные пацаны напрягались - не дай бог было опоздать на последний автобус и застрять в том районе – огрести можно было по-полной. «Короче, я быстро выучил дорогу в приемный покой», - вспоминал Гас. Но то, что не убивает, делает сильнее!

И сцена быстро выросла, бить панков всем наскучило, а вот быть «панком» стало модным и престижным. Буквально по всем пабам загрохотали панк-дискотеки, а многие местные группы остались в истории музыки панк, ска и даже новой волны: The Flys, The Urge, The Automatics (превратившиеся позже в ска-звезд The Specials), The Vietnamese Babys, Gods Toys, The Pink Umbrellas, Riot Act, Criminal Class, The Selector, Swinging Cats...

Группа The Squad – из этого ряда. Когда оттуда ушел в The Specials певец Терри Холл, его заменил Гас Чемберс. Ади Дикс, ещё один музыкант группы, вспоминает: "Я год был с ним в составе The Squad, с декабря 1977го, и... он был одним из немногих людей, знакомство с которыми мне было реально приятно, так уж он держал себя. До сих пор вспоминаю, как мы сидели... в доме моей матери и сочиняли «Eight Pounds A Week» и «The Flasher»… Он был кладезем мудрости, всегда писал непревзойденные тексты, честно и с юмором мог поведать в них о чем угодно».

«Eight Pounds A Week» вошла в первый сингл группы в 1978 году, «The Flasher» появилась на сборнике 'Sent To Coventry' и… это всё. Был выпущен ещё один сингл в 1979 году, они даже попали в какой-то телерепортаж о панках, снимавшийся для Би-Би-Си, но в 80м году группа просто пропала со сцены. «Они были первые представители панка в этом городе... Но они практически не оставили никакого документального наследия… и едва ли их это волновало, таков уж был Гас Чемберс. Они пришли, увидели и победили, и были настолько панками, насколько это вообще возможно», - писал Алекс Огг, автор книги ‘Героев больше нет: Полная история английского панка’.

Можно забить лоб пятиконечными звездами и поставить себе ирокез на башке... Но как избавится от роящихся там мыслей? Гас не умел тупить, не переставал думать, верил в справедливость. "Прежде, чем я начал орать с большой сцены о несправедливостях классового общества и о будущем, которого нет, я сказал - спасибо, хватит с меня... я устал от идеологии панка", - признался Гас. Его заинтересовала другая, более амбициозная музыка - он оказался в группе 21 Guns вместе со Скоттом Горхэмом из Thin Lizzy. Его амбиций хватило, правда, всего на один сингл 'Ambition Rock', и до выхода первого альбома он покинул новых товарищей. В 1992 году он оказался в Америке, где сформировал коллектив Sons Of Damnation, с которым тоже ничего не выпустил и нигде не засветился - только сумел разок пробиться на Wacken Open Air, но это уже позже, в 1998 году, между делом...

А его настоящее дело началось в 1993 году, когда он свёл знакомство с бывшим гитаристом Despair и знаменитым немецким продюсером Вальдемаром Сорихтой. Тот как раз работал над созданием группы с барабанщиком Дэйвом Ломбардо, который накануне оставил Slayer "по семейным обстоятельствам" и решил постучать в проектах попроще. Одним из них стал Grip. Наличие интересного материала у Сорихты и присутствие Ломбардо открыло им дорогу на лейбл SPV, вот только название пришлось усложнить - просто Grip уже был, и группа превратилась в Grip Inc.. А петь там стал Гас.

В немецкой Woodhouse Studio, где обычно трудился Сорихта, записали дебютный альбом 'Power Of Inner Strength' (1995). И дело пошло: последовали туры с Motorhead и Kreator по Европе, с Morbid Angel - по США, выступления на разных громких фестивалях, телеэфиры, интервью и прочая шумиха... Всех интересовал Ломбардо, конечно. Но стоило зазвучать музыке, как всё прочее уходило на задний план. Гас признался: ‘Честно говоря, Вальдемар и я сочиняли все. Дэйв появлялся и исполнял свои партии, но все они уже был написаны и аранжированы заранее... Учитывая его напряженный график, я знал, что иначе нельзя, мы расписывали и программировали все партии, он их разучивал... он отменный ударник и всё схватывал на лету, все наши идеи... но это были наши идеи, а у него вечно не было времени ни на что". В итоге дыхание панка в вокале и тяга к прогрессиву в аранжировках были ощутимы не менее, чем ритмический почерк Ломбардо! Появилась хорошая фэн-база, по горячим следам были записаны 'Nemesis' (1997) и 'Solidify' (1999). В его поддержку должен был пройти тур, который был отменен "из-за болезней музыкантов", что привело к нескольким судебным процессам. А к 2000 году они вообще расстались...

На самом деле все "болезни" были отговоркой. Проект Grip Inc. значил для Гаса в то время очень много, если не всё, он желал продолжать его как "настоящую группу". Однако, по словам Гаса, ещё «в 1999 году Дэйв заявил, что хочет играть и с другими группами. Вальдемару пришлось вернуться к работе продюсера, а не у дел оказался только я. Я был очень зол, мы ругались. Но я сумел направить свой гнев в позитивное русло и в итоге появились новые песни...»

Работа над финальным альбомом проекта, ‘Incorporated’ (2004) в то же время показала Гасу, что его мечты напрасны: Ломбардо и Сорихта своих дел ради Grip Inc. не оставят... Но больше, чем крах своей карьеры, его напрягал тот факт, что фэны не услышат материал "живьем", так же, как и в студии, и послал всё к черту, заявив: "Я сыт по горло этими жульническими проектами ради денег". И ушел в Squealer A.D., немецкую хэви-метал группу, записавшую с 1990 года несколько альбомов под руководством своего фронтмена, владельца лейбла AFM, погибшего в аварии 16 января 2005 года. Его и заменил Гас, записав с немцами 'Confrontation Street' (2006). Многие считают его одним из лучших у Squealer A.D. Но это была не его "тема" и не его группа.

Поэтому ещё с 2005 года в родном Ковентри с Бонедиггером Сэмом (ex-Roddy Radiation And The Wild Boys) он занимается метал-панк-группой Mantra Sect. Так он вернулся в исходную точку - ни релизов, ни контрактов и сотня панков в зале! Альбом, однако, был готов. Вот только... кому он был нужен? Бас-гитаристка состава, Вэнди, с которой Гас особенно дружил, вспоминала: "...несколько месяцев после записи были не простыми - всё не клеилось. Сроки срывались, лейблы отмалчивались, облом за обломом... в общем, всё, с чем любая группа сталкивается на старте". Был и позитив - Гас вспомнил кое-каких своих немецких знакомых, те обещали помочь и разместить трек "Jesus Slaves" на сборнике в журнале...

11 октября он до вечера он сидел с коллегами в пабе, они отбирали картинки для оформления альбома, обсуждали, какой свет заказывать на следующий концерт, 17 октября. "Никто не заподозрил ничего худого когда он ушел. Никто не подумал, что видит его в последний раз, - сокрушается Вэнди. - Мы постоянно, по-человечески просто, ежедневно общались, хотя бы по телефону. И подумать было нельзя, будто что-то не так". В понедельник он не пришел на репетицию, что было "из ряда вон". "До этого я звонила ему весь день, сначала думала, что спит, потом - что телефон сломался... Если бы я только знала! Это как кошмар - мне кажется, что я проснусь. Но это не сон..." Накануне, 13 октября, Гас Чемберс вдруг осознал: "рок уже мертв, а я ещё жив". И решил исправить ситуацию - попросту наложить на себя руки, "скипеть" из этой жизни... "Иногда мы говорили, что все труднее и труднее продолжать... и это было особенно трудно для него, побывавшего однажды на вершине славы... Но мы не думали сдаваться. Мы даже работали над песнями для нового альбома!" - недоумевает Вэнди.

"Мне повезло, я сделал карьеру, - сказал как-то Гас. - Мне выпало счастье играть перед тысячами слушателей на таких фестивалях, как Rock in Rio и Dynamo в Голландии..." Вот только почивать на лаврах или предаваться сладостным воспоминаниям - это был не его стиль. Он пытался подняться снова, боролся, но... Но если вы думаете, что он избрал слишком легкий путь - то попробуйте пройти другим!

Хотя, многие ещё не сдаются. Например, его старинный "кореш" Вальдемар Сорихта. "Летом 1993 года я повстречал человека по имени Гас Чемберс. 13 октября 2008 я потерял друга. За 15 лет мы вместе пережили и хорошие, и плохие времена, но всегда оставались верны нашей дружбе. Быть фронтменом - это была лишь одна сторона Гаса; он был глубокой личностью, человеком с большой буквы, а для меня и братом. Хотя мы как-то разошлись по жизни, мы всегда старались найти способы вернуть все снова. Я всегда знал, что мы "рождены, чтобы выстоять", я верил в магию этих его слов. А теперь печаль струится по моим венам. Краски потускнели, спазмы сжимают горло. И хотя я уважаю его решение оставить этот мир, я никогда не приму его".