Интервью с группой Hanoi Rocks: Вьетнамский рок из Финляндии?!

Hanoi Rocks

Рассказывает Майкл Монро

Автор: Юра „Хирург“

«По сообщению ИТАР-ТАСС сегодня в Ханое встретились президент Лаоса Инь Вань Сюнь, президент Камбожди Вай Сунь Лин, президент Китая Ден Сяопин и президент Сингапура Куй Сяй Зюй. О том, как они друг друга различали, ИТАР-ТАСС ничего не сообщает». Ну и ладно - нам важнее то, как встретились и узнали друг друга в Финляндии 30 лет назад вокалист Майкл Монро, гитаристы Энди Маккой и Насти Суисайд, басист Сэм Яффа и ещё парочка ребят. Правда, их имён мы не упомянем - все равно они остались за рамками нашего разговора с господином Монро…

Hanoi Rocks

- Итак, не прошло и десяти лет с того момента, как американские ВВС не оставили камня на камне от вьетнамского городка Ханой, а на музыкальной сцене появилась группа Hanoi Rocks с дебютным диском ‘Bangkok Shocks Saigon Shakes Hanoi Rocks’ (1981)! Название второго альбома, кстати, прославившего финнов на весь мир - ‘Oriental Beat (Восточный Бит)’ (1982). У вас что, с юго-восточной Азией какие-то персональные счеты?

“Никаких! Просто была такая песня “Chinese Rocks” у группы Johnny Thunders & The Heartbreakers. Так что общую идею названия группы мы взяли оттуда. А потом продолжили в том же духе. Хотя я лично действительно неравнодушен к восточным культурам, особенно к японской».

- Но, в общем, эта любовь отразилась лишь в упомянутых названиях! А вот псевдонимы вы себе придумали явно на англо-американский манер… Почему ты стал Майклом Монро?

«Мы побоялись, что люди за пределами нашей страны просто не смогут произнести или запомнить наши настоящие имена и фамилии. Майкл Монро – это звучит лучше, чем Матти Фагерхольм. Так же как Мерлин Монро звучит лучше, чем Норма Джин, а уж насколько лучше Элис Купер чем Винсент Фурнье – я вообще молчу. А Мерлин Монро я действительно уважаю и нахожу чем-то близкой мне по духу. Она, так же как и я, Близнец по знаку зодиака, а родился я всего за полтора месяца до её смерти, летом 1962 года!»

- А я думал, что тебя так в школе прозвали из-за цвета волос. Кстати, в твоей биографии написано, что в юности ты прослыл обладателем самых длинных волос в родном городе. В книгу рекордов Гиннеса вроде бы занесен какой-то парень с шестиметровой гривой – кстати из Вьетнама, может, даже из Ханоя… У тебя что, ещё длиннее были?

«Нет, но все равно я был чемпионом в финской столице!»

- А в 1983 году Hanoi Rocks стали известны далеко за пределами Финляндии. Сначала вас признали английские музыкальные критики-снобы, затем вы поехали по Индии, Таиланду и Японии (конечно же!), заключили контракт с мажорным лейблом CBS и следующий альбом записали уже в Америке с продюсером Бобом Эзрином (Alice Cooper). Но заокеанский тур пришлось прервать потому, что ты поранил ногу о разбившуюся на сцене бутылку. От безделья музыканты не знали, чем заняться. А ваш ударник проводил время веселее всех и в декабре 1984 года, крепко выпив на пару с Винсом Нейлом (из Motley Crue - с ними вы должны были продолжать гастроли), принял его приглашение прокатиться с ветерком. За руль сел Винс. Автогонки по Лос-Анджелесу закончились фатально – «гонщик» не справился с управлением, разбил машину, отправил на тот свет Раззла и ещё двоих пешеходов, парня и девушку. До сих пор не могу понять, как ему удалось так легко отделаться - 20-ти дневное тюремное заключение, исправительные работы и штраф?

«Хотя тот случай был квалифицирован полицейскими как последствия вождения в пьяном виде, дело было не только и не столько в этом. А в том, что на пути машины образовалась лужа из разбитого пожарного гидранта, её занесло, и даже трезвый в такой ситуации не справился бы с управлением. Суд это учел».

- Не наступи ты тогда на стекло, вы были бы заняты делом, и ничего не случилось бы. Ты так не думаешь?

«Что толку думать о том, чего уже нельзя изменить!».

- Но почему вы сдались тогда и исчезли со сцены на целых двадцать лет?

«После смерти Раззла первым покинул группу Сами Яффа (ныне работающий с New York Dolls). Меня и Энди МакКоя тоже никакие обязательства друг перед другом не связывали. В то время все мы были глубоко потрясены и просто не нашли в себе сил продолжить. И предпочли разбежаться».

Майкл Монро- Но ведь ты же не стал аптекарем, как Насти Суисайд!

«Не могу представить себе что-то, чем бы я мог заняться помимо музыки. И эти годы я просто уделял внимание сольной карьере. Сочинять, репетировать, играть на сцене – из этого и состоит моя жизнь. Рок-н-ролл – вот главное для меня».

- Итак, ты переехал в Нью-Йорк, записал несколько сольных альбомов, работал со многими известными людьми. Например, Эксл Роуз, снялся в твоем клипе "Dead, Jail Or Rock & Roll". Твою музыку продюсировал Литтл Стивен Ван Зандт (создатель группы, аккомпанирующей Брюсу Спрингстину - E Street Band и ведущий известного радио-шоу). А ты помог в записи альбомов таких групп, как Steppenwolf и Guns’n’Roses , работал с музыкантом последних, Слэшем над саундтреком фильма ‘Coneheads’. А потом уехал в Финляндию. Скажи, с кем из своих американских коллег ты не перестал дружить до сих пор?

«Да, сейчас я живу в Финляндии, в городе Турку и вполне доволен. У меня тут очень симпатичная квартирка, прямо в центре города. Атмосфера тут очень позитивная и мирная. Это и есть теперь мой дом, лучшее в мире место. Когда я жил в Нью-Йорке, то моим ближайшим другом был Литтл Стивен. Ещё Сами Яффа – когда он сам жил в тех краях. В то же время я тесно общался с Кори Кларком из Warrior Soul. Я и ныне поддерживаю дружеские отношения с Яном Хантером из Mott The Hoople и Слэшем из Guns’n’Roses. Правда, не в таком виде, как хотелось бы. Теперь мы просто перезваниваемся и обмениваемся электронными письмами».

- И всё же только ваша личная встреча с Энди МакКоем на одной из презентаций привела к воссозданию Hanoi Rocks в 2001 году и появлению альбомов ‘Twelve Shots On The Rocks’ и ‘Another Hostile Takeover’. А в прошедшем сентябре вышел и ещё один – ‘Street Poetry’ (Уличная поэзия). Но говоря о такой поэзии… Следует ли нам верить тому, что на заборах пишут?

«Это не совсем то, я не имел в виду ничего непристойного. А просто подчеркивал свою близость к простым пацанам с улиц, как обычно. Я стараюсь писать такие песни, которые могут вызывать несогласие со стороны слушателя или наоборот, но они не оставят его равнодушным – в отличие от появившегося в достаточном количестве легкомысленного барахла. При этом я говорю то, что имею в виду, то, что думаю – прямо и без обиняков».

- Вашу музыку всегда сравнивали с New York Dolls и The Stooges, называли то панк-глэмом, глэм-хардом… Все карты путал ваш внешний вид и твой саксофон! И все эти вьетнамские и китайские названия. Помню, кто-то всерьез убеждал меня, что в вашей группе – одни вьетнамские эмигранты!

«Такие слухи нам были только на руку. Своей музыкой мы всегда бросали вызов всем стандартам, рамкам и границам. Мы всегда были против того, чтобы на нас цепляли ярлычок и ставили на отдельную полочку. И сами никогда не называли это «глэмом» или чем-то еще, соглашаясь лишь на всеобъемлющее слово «рок-н-ролл». Это рок со специфическим «привкусом» акустического представления…»

- С Hanoi Rocks начался серьезный экспорт финской музыки за границу, вы заставили весь мир обратить внимание на вашу маленькую страну. Вероятно, и теперь тебе в маленьком Турку фанаты проходу не дают? Ты же своего рода рок-легенда!

«Не особенно. Да, люди узнают меня и просят расписаться на память, и я никогда не отказываюсь. Мне же не трудно – тем более, если кто-то станет чуть счастливее, когда я дам ему автограф, скажу «привет» и пожму руку».

- Но вот у нас в России о Hanoi Rocks знают мало – ваш «звездный час» пробил до того, как у нас рухнул «железный занавес». А что ты знаешь о России?

« Россия – страна с весьма богатой историей и Финляндия играла в ней свою роль. Моя бабушка, которая дожила до 99 лет, даже видела вашего последнего царя, Николая II, когда он приезжал в Финляндию. Именно в те времена у нас русские построили множество замечательных зданий, на которые по сей день любуюсь не только я! Мне нравится музыка вашей группы Тату, кстати, на Polygram Records мы издавались вместе с русскими парнями из Gorky Park в 1989 – 1990 годах».

- И, наконец, твои пожелания тем, кто читает Dark City...

«Любви вам и света, читатели Темного Города! И рок-респект! »