Интервью с группой Heavenwood: железный винтаж португальского разлива

Heavenwood

Рассказывает Рикардо Диас

Автор: Юра „Хирург“

Был месяц май. Цвели сады… Сидел я вечерком в одном кафе на набережной реки Доуро, в городе Порто, и таращился на противоположный берег, где расположен, условно говоря, совсем другой населенный пункт – Вила Нова де Гайя. Там, в синеватых сумерках, один за другим загорались неоновые логотипы - Cockburn, Sandeman, Osborne... Каждый венчал собой пакгауз с портвейном, мировой запас которого сосредоточен именно в этих местах. Пытаясь разобрать очередное вспыхнувшее в ночи название, я вдруг удивленно прочел – Heavenwood.

Heavenwood

«Знакомая марка!» - подумал я, но тут мой не совсем трезвый, честно говоря, взгляд сфокусировался, иллюзия исчезла и обернулась словом Niepoort или типа того… «А что, в самом деле, стряслось с отличной местной группой Heavenwood: десять лет ни слуху, ни духу? - подумал я.

- Контракт с Massacre, два отменных, коммерчески успешных альбома в 1996 и 1998 годах, участие в фестивалях ранга Wacken Open Air, туры в компании Atrocity, Theatre Of Tragedy и Lake Of Tears – это же была, надеюсь, не моя хмельная иллюзия! Но, видно, сдались бойцы…»

А ничего подобного! В этом я убедился всего через несколько месяцев, общаясь с вокалистом и гитаристом коллектива Рикардо Диасом, живым, невредимым и полным оптимизма, по поводу выхода нового студийного альбома – 'Redemption'.

"Кстати говоря, мой русский друг, Вила Нова да Гайя, или просто Гайя - мой родной город. Он назван так в честь богини природы Геи, и с городом Порто их действительно разделяет лишь река Доуро (что значит «золотая»), а соединяет очень старый железнодорожный мост, который спроектировал ещё Эйфель. Эти города и река играли когда-то большую роль в мировой экономике и истории, когда Португалия была могущественна, а торговцев и миссионеров из неё можно было встретить по всему свету".

- Да ладно, и теперь ещё португальские «миссионеры» по миру путешествуют, только уже музыкальные – я имею в виду вас и Moonspell, конечно! Ведь вам с ними делить нечего, надеюсь?

"Нет, у нас очень хорошие отношения, Moonspell помогали нам с самого начала, когда они выпустили свой первый миньон на Adipocere Records, кажется, в 1994 году, мы только-только записали первое демо, но уже устраивали грандиозные совместные концерты. Тогда мы только начали играть под названием Disgorged довольно мелодичный дэт и вдруг стали популярны на местной сцене. До сих пор иногда переписываемся с ними, вспоминаем былое; что говорить, Moonspell - одна из самых лучших португальских групп".

- По поводу вашего нового имени – Heavenwood – я слышал версию, что это название некоего лесного массива, в котором поселился и безобразничал призрак какой-то молодой особы. У вас даже песня про это, вроде бы, была! Так?

"Ну, это, скорее, просто легенда. Heavenwood – всего лишь метафора, призванная символизировать нечто, созданное, на самом деле, с позитивными целям, каковые и преследовала наша группа. Слово heaven (небо) должно передавать некий высший, духовный настрой, а wood (дерево) - символ единства с природой и некое гуманистическое начало".

- Но вы сменили и название, и музыку, как раз после смерти вашего оригинального басиста - эти события были как-то связаны между собой?

"Отчасти, ведь Руи Сантош был с нами с самого начала и, к сожалению, сам решил уйти из жизни - но он навсегда остался в наших сердцах. Это до глубины души потрясло всех нас, и после мы всегда непроизвольно сочиняли музыку, словно спрашивая себя - понравилось бы такое ему или нет? Ведь мы и по сей день уверены - он ни за что не оставил бы группу и сегодня, будучи живым, и разделял бы с нами все радости и печали".

- А таковых немало было… После взлёта и успеха во второй половине 90-х, теперь, десять лет спустя, вам буквально пришлось начинать всё с нуля…

"Верно, мы много пережили всякого, и были немного разочарованы тем, что происходило с нами, ведь в 1996 году мы были молоды и воспринимали многие вещи как сами собой разумеющиеся. Казалось, так должно быть и будет всегда. Когда все изменилось, мы пытались сопротивляться, но иногда надо подчиняться обстоятельствам, перестать думать и позволить себе плыть по течению, а не грести против него. Можно, подобно скорпиону в кольце огня, ужалить себя самого в голову, а можно подождать... Жизненный опыт - он как огонь!"

- И вот теперь вы решили, что самое время выйти из оцепенения?

"Нас подтолкнула наша страсть к музыке, любовь к искусству вообще, это всегда было живо в наших генах и в наших душах, как и потребность к самовыражению. А потом, уважение к самим себе, к фэнам по всему миру - ведь все в итоге так обрадовались новому альбому, что мы невольно возгордились собой. При этом мы остались верны своей музыке и честны. Я, как оптимист, верю, что мы делаем хорошую музыку, что в ней живёт душа. Она идет от сердца, наши слова рождены чувствами и все те, чьи душе ещё не зачерствели, сумеют почувствовать это. Наша цель - чистое искусство".

- Какие самые важные изменения, на твой взгляд, произошли с группой за этот период?

"Во-первых, мы стали опытнее во всех отношениях; затем, мы работаем теперь в формате трио - меньше народу, зато больше толку; далее, нам теперь помогают великолепные сессионные музыканты - басист Хьюго Пирез и барабанщик Даниэль Кардозо, их можно слышать и на ‘Redemption’. Наш дух по-прежнему крепок, кажется, мы чем-то похожи на вас, русских, - способны на мужественные шаги, немного суровы, но всегда храним в своем сердце мечту".

Рикардо Диас- Ясно! Ну, а как случилось, что вы поменяли немецкий лейбл Massacre на местный, Recital Records?

"Так уж вышло - и больше ничего не могу сказать тебе об этом, мой русский друг. Что касается Recital Records - то всё просто, это лучший португальский лейбл, специализирующийся на тяжелой музыке, и они были единственными, кто адекватно отреагировал на нашу просьбу и гарантировал нам возможность поработать с Йенсом Боргеном в шведской студии Fascination Street. Они гарантировали альбому неплохую дистрибуцию и рекламу. Конечно, были у нас предложения и от других лейблов - но мы совершенно точно знали, чего хотели и получили это от команды Recital Records!"

- Вы записывались в Швеции?

"Нет, в основном у нас, в городе Брага, в UltraSoundStudios, у Даниэля Кардозы, португальского метал-продюсера №1! Затем мы полетели в Швецию, в Эребро, чтобы Йенс Борген (Opeth, Amon Amarth, Katatonia, Paradise Lost) свёл и отмастерил все в своей студии. Он - один из лучших рок/метал-продюсеров современности, душевный, эмоциональный и очень выразительный... как и мы!"

- Насколько мне известно, в работе над альбомом приняли участие очень известные в мире тяжелой музыки люди!

"Музыка требовала этого, всегда стоит обращаться к помощи тех, кто, может быть, лучше тебя - во имя искусства. Да и лестно было поработать с такими талантливыми музыкантами, как Джефф Уотерс из Annihilator, Гас Джи из Firewind, Тийс Ваннесте из Ocean Of Sadness и тот же Даниэль Кардозо. Он, кстати, не только владелец студии и наш сессионный и концертный барабанщик, но и участник таких известных международных проектов, как SiriuS и Head Control System. Все они приняли этот вызов, разделили нашу точку зрения, наши взгляд на жизнь и творчество, и своё восхищение от процесса я выражу такими словами - мы были один за всех и все за одного".

- А как именно вам удалось заинтересовать этих людей, втянуть их в процесс?

"Если говорить о Джеффе Уотерсе, то для меня он всегда был воином метала, тем, кто никогда не предаст свою мечту. Он, между прочим, сам попросил прослушать наши предварительные записи, а потом и первые студийные результаты. Ему так понравилось, что он, спустя несколько недель, вызвался "записать самое лучшее гитарное соло из всех им записанных" - знаешь, он всегда стремится "уделать" самого себя, не любит почивать на лаврах, вот каким должно быть отношение к делу! С Гасом было примерно так же, этот грек - один из самых талантливых современных гитаристов, он принес в современную музыку веяние своей древней культуры, сделал её более человечной, заложил фундамент для нового роста. И эта новая музыкальная культура будет более честной и открытой для всех, более мудрой, не такой материалистичной, она вернет нам настоящую любовь и подлинные чувства, это может быть новая эра для человечества! А с Тийсом мы оба любим Alice In Chains, и сблизились на этой почве. Он помог нам довести музыку до совершенства с помощью своего голоса, и тут нам пришлось повозиться - мы долго отправляли друг другу файлы с результатами записи, добиваясь совершенного звучания голосов".

- Да ты действительно оптимист! Ну и как ты оцениваешь общий результат?

"Представь себе, что держишь в левой руке луну, а в правой – солнце… На ‘Redemption’ столько чувств, столько мелодий, и я уверен, что мы достучимся до каждого, кто любит готик-метал. Всякий раз, когда мы что-то сочиняем, то вкладываем частичку своей души! А ещё ‘Redemption’, конечно, напоминает о временах ‘Diva’ и ‘Swallow’".

- Не сердись, но мне это больше всего напоминает Paradise Lost!

"Чего тут сердиться, это допустимо и нормально, так сказать, в процессе идентификации - если ты пытаешься рассказать о нашей музыке кому-то, кто о ней понятия не имеет. Мы и Paradise Lost, безусловно, с одной полки в магазине... Что касается, например, моей личной любви к ним, то они мне по душе не больше, но и не меньше, чем любая качественная группа. Хотя я считаю их альбомы ‘Gothic’ и ‘Icon’ настоящими жемчужинами в истории метал-музыки".

- И ещё замечу – сегодня ваша музыка звучит слишком традиционно, старомодно, что ли…

"Может, она и звучит немного старомодно из-за аналогового способа записи и сведения - мы использовали для этого великолепное оборудование, которое принадлежало Дэвиду Гилмору из Pink Floyd... И лучше будет сказать, что наша музыка звучит зрело и солидно, как хороший старый, винтажный портвейн!"

- Да вы и сами теперь – зрелые и солидные люди. Я смотрел ваш студийный репортаж, и хотя ни слова не понял по-португальски (был у вас, а кроме «оbrigado» (спасибо) так ничего и не запомнил), вижу - вы люди не бедные, достаточно современные и успешные в личной жизни. Так почему же всё-таки опять вы выходите на сцену со своими гитарами, что-то там орёте… Чего вам не хватает?

"Музыка - способ самовыражения, особый язык и в то же время лекарство для души. Каждый должен понимать - прежде ты должен узнать, что у тебя внутри, а уж потом дать этому выход наружу. Все получается из идеи, это точка отсчета. Такова, видимо, эта внутренняя суть и идея у нас! Так мы её понимаем. При этом, конечно, у всех нас есть "гражданские" занятия, большей частью в сфере образования или музыки. Но у меня лично всё «в тему» - я работаю менеджером в одном очень хорошем магазине музыкальных инструментов, так что так или иначе рок или метал окружают меня почти 24 часа в сутки".

- Я заметил, что в вашей стране люди очень любят своё национальное искусство, музыку фадо. И её звуки доносятся по вечерам из раскрытых окон многих домов гораздо чаще, чем поп-музыка или что-то ещё. У вас нет желания поэкспериментировать в этом направлении?

"Фадо? Это слишком глубокое, мой русский друг, это личное, это по-настоящему "тёмное" искусство. Тот, кто слушает фадо, должен знать - эта музыка прямо из сердца, эти слова из души, и нельзя научиться играть на португальской гитаре фадо, всего лишь выучив пару аккордов. Это способ жить… И мне тоже кажется, больше того, я убежден, что португальская метал-сцена пережила бы качественный рост, если бы наши группы побольше обращались к народной музыке. Кто знает, может именно такое будущее ожидает нас! И хороший пример этому – одна российская группа, которую я случайно открыл для себя. Она называется Arkona, у их музыки есть ваша, народная душа и мне даже захотелось поработать с ними в будущем".

- Эта группа нашим читателям, безусловно, известна. Но им любопытно будет, должно быть, ознакомится и с представителями музыки фадо, и с лучшими группами вашей, португальской сцены. Кого посоветуешь?

"Что касается фадо, то это, как всегда и навсегда – Амалия Родригес. Молодые таланты в этой области тоже прекрасны, это Mariza, Mafalda Arnauth, а также Teresa Salgueiro, бывшая вокалистка Madredeus со своим сольным альбомом. Что касается тяжелой музыки, то есть очень хорошие группы, вроде Ramp и Demon Dagger для любителей трэша; Wako, Ransack и Grog для поклонников дэта; Phantom Vision для готов, Hyubris для фолк-металлистов и ещё много чего! Вообще, метал-сцена в Португалии растет, хотя её представителям не так-то просто пробиться в мировую премьер-лигу метала, это зависит не только от них, сам знаешь. К тому же у нас до 1975 года был фашистский режим, а уже потом началась самая что ни на есть... демократия. Не люблю мешать музыку с политикой, но нынче у людей больше свободы и всё такое, но... иногда кажется, что всё идет как-то не совсем так... ох, не будем о политике!"

- А как у вас обстоит дело с концертами?

"Мы буквально на прошлой неделе играли на фестивале Portuguese Fest в Трамагале перед аудиторией из пятисот человек, но если учесть, что население этой деревеньки всего четыре тысячи, это что-то значит... Готовимся также к презентациям альбома в Порто и в Лиссабоне, где будем играть в Cine Teatro De Corroios, там частенько выступают разные звезды международного масштаба".

- Ну, удачи вам в Порто! Кстати, вот ещё о чем хотел спросить – когда я бродил по вашему городу, то обратил внимание на большое количество заброшенных, полуразрушенных домов прямо в центре. Что там у вас происходит?

"Это все дело рук политиков и спекулянтов недвижимостью... И это очень жаль, мою русский друг, ведь у нас великолепные архитектурные памятники, своеобразные, сочетающие все стили - барокко, готику... Это всё, политики, будь они неладны".

- Понятно! Зато вино у вас – просто чудо. И зеленое «виньо верде», и вишневая наливка «жиньжинья», а уж портвейн – слов нет! Ты, кстати, какой предпочитаешь?

"Старое, винтажное порто просто великолепно! Рекомендую Monte Velho, Borba Piriquita или Alvarinho. У нас отличные вина, не спорю. Но… У меня есть один близкий друг с Украины, который является спецом по гитарными усилителями и так далее. Он сейчас занимается своей продукцией в Португалии, и порой мы устраиваем хорошие посиделки с закуской, музыкой, куча друзей. И пьем на них много русской водки... в чистом виде!"

- Ну, тогда нет больше вопросов – большое тебе человеческое обригаду, уважил…

"Spasiba и тебе! И ещё - португальские музыканты обнимают всех вас, россияне!"