Интервью c группой Hell

Hell

Рассказывает Кевин Боуэр

Автор: Юра „Хирург“

«Не могли бы вы помочь мне в организации ещё одного интервью? Очень хотелось бы пообщаться с кем-нибудь из АДА!». Перечитав эту фразу из письма, которое я отправил на немецкий лейбл Nuclear Blast, я вдруг понял, что звучит она, на самом деле, довольно зловеще… Что теперь будет? Каких «демонов живьем брать» мне предстоит? Мне ответит сам Сатана? Или он, наверное, нынче слишком занят, чтобы давать интервью. Вероятно, поручит это дело какому-нибудь рядовому черту. Черт его знает… Но на самом деле моим собеседником оказался англичанин по имени Кев Боуэр. Ни черт, ни Сатана, но все-таки из самого настоящего АДА, потому как речь идет о культовой английской группе HELL!

Hell

Вы вряд ли слышали такую, если, конечно, не обитали в начале 80-х на территории Туманного Альбиона. Но, может быть, вам попадалась в руки нашумевшая в свое время сборная пластинка ‘New Wave of British Heavy Metal '79 Revisited’ (1990), составлением которой занимались Ларс Ульрих (Metallica) и основатель журнала Kerrang! Джефф Бэртон. Так вот, Ларс лично отобрал для диска композицию «White Lightning» группы Paralex. А Кевин Боуэр был там гитаристом целых пять лет, с 1977 года, пока не оказался, собственно, в АДУ!

HELL немного опередили свое время. Трудно было ожидать, чтобы в начале 80-х и критики, и слушатели адекватно среагировали на группу с имиджем, напоминающим Immortal (страшные рожи, черные трико и шашки наголо…), необычной мрачной музыкой и антихристианскими текстами. Может поэтому, несмотря на один выпущенный в 1983 году на каком-то безвестном лейбле сингл, многочисленные концерты и хоть и дурную, но все-таки славу, у них так ничего и не получилось. Они заключили контракт на выпуск дебютного альбома с лейблом Mausoleum, несколько лет ждали результата - а вместо этого фирма обанкротилась… Участники HELL сложили тогда оружие – на целых 25 лет! А потом вдруг взяли, слегка обновили состав, переписали заново материал забытого всеми дебютного альбома и выпустили его на Nuclear Blast.

- Легко сказать – взяли и выпустили. Ведь говорят, что вы не просто распустили группу тогда, вы вообще оставили музыку и всё это время ни разу не брали в руки инструменты! Ведь вы же просто забыли, как играть, должно быть…

«Да, мы с барабанщиком Тимом Баулером бросили музыку одновременно – устроились на работу, женились, развелись… в общем, прошли через всё это стандартное дерьмо! Единственный из прежних участников группы, кто продолжил заниматься музыкой – басист Тони Спикман. Но не на профессиональном уровне - он просто играл для себя в различных трибьют-группах. А играть мы не разучились, нет - это же как на велосипеде кататься, никогда не разучишься. Просто понадобилось какое-то время, чтобы вернуть форму - засесть с гитарой на несколько недель, повторить старый материал и довести его звучание до должного качества, постепенно увеличивая темп. Более того, осознание того, что все это надо идеально и быстро сыграть в студии, помогло мне даже превзойти прежние достижения! А поскольку я в группе ещё и клавишник, то для меня это был даже некий вызов - освоить все эти невероятные современные цифровые компьютерные технологии, так развившиеся за последние 10-15 лет. Было трудно, но одновременно чем-то напоминало осуществление мечты – ведь теперь любой звук, который рождается в моей голове, я могу воспроизвести в реальности. Так что клавишные партии на этом альбоме просто фантастические…»

- Вернемся, однако, на четверть века назад – почему вы решили сдаться тогда? Был ли крах группы напрямую связан с самоубийством вашего фронтмена, Дэйва Хэллидея?

«Нет. Я вообще оставил группу за полгода до того, как она прекратила существовать официально, и хотя они даже взяли на несколько концертов другого гитариста, было очевидно – вся магия куда-то исчезла. А Дэйв покончил с собой только через несколько месяцев после распада группы, уже в 1987 году. Лично я ушел потому, что группа в том виде, что она была тогда, представлялась мне абсолютным совершенством, я не представлял себе, что может быть что-то лучшее, и ждал только худшего, так что просто взял и подвел черту в один прекрасный день!»

Кевин Боуэр- А почему ушел из жизни Дэйв? Когда читаешь вашу биографию, то складывается такая причинно-следственная связь: банкротство лейбла – смерть фронтмена – распад коллектива…

«Отчасти ты уже видишь, что это не совсем так. Более этого – это совсем не так! Банкротство лейбла, определенно, Дэйву воли к жизни не добавило. Но дело не в этом – просто были кое-какие события в его личной жизни, о которых я знаю. Но он был моим другом, и я считаю, что обсуждать их сейчас публично будет все равно, что предать его, злоупотребить его доверием. Полагаю, ты поймешь меня…»

- Ну хорошо, не будем ворошить прошлое и оставим Дэйва покоится в мире, где нет проблем - надеюсь… Поговорим о тебе – что именно заставило тебя расчехлить гитару и снова «разжечь пламя» в АДУ?

«Отчасти, ад реальной жизни – как я уже вскользь упомянул, за истекшие годы я пережил омерзительный развод, в результате которого целых пять лет был лишен возможности видеться со своим сыном Томом. Со временем мы стали общаться. Только маленький мальчик, которого я помнил, превратился в татуированного верзилу, металлиста, который не расстается с гитарой – и тут мне есть чем гордиться! И как-то он стал заводить мне все эти свои любимые группы - Trivium, Exodus, Opeth, Nevermore, многие другие, о которых я и понятия не имел. Изучая буклеты, я вдруг обнаружил, что многие их альбомы продюсировал некто Энди Снип. Знакомое имя… И однажды меня осенило! Это же тот самый четырнадцатилетний паренек, которые брал уроки игры на гитаре у Дэйва Хэллидея, и который торчал перед самой сценой практически на всех наших концертах в начале 80-х! Я и понятия не имел, каких успехов он достиг за все эти годы, честно говоря, это меня просто потрясло. И ещё очевидно было, что Энди для моего сына абсолютный кумир. Естественно, мне захотелось тоже произвести на него впечатление – вот, мол, чего папа может и с кем знаком! Я откопал старую записную книжку и позвонил Энди. Тот был действительно рад услышать меня после всех этих лет! Мы встретились буквально на другой день, выпили пива, помянули старое, потом все повторилось, опять и опять, и вот однажды я вдруг обнаружил, что сижу за пультом в его студии Backstage, сжимая в руках гитару впервые за 23 года… Я записал несколько фрагментов из нашего старого репертуара, просто наброски, якобы потехи ради… Но удовольствие, которое я получил, было огромным, старые чувства нахлынули вновь. А Энди, он сразу всё понял, и улыбаясь, как чеширский кот, принялся твердить: “Надо бы нам альбомчик записать. Надо, Кеви, надо”…”

Энди Снип- И так у вас возникла идея возродить группу, а Энди, отчасти как гитарист, заменил Дэйва Хэллидея?

«Да, так. Видишь ли, Энди впервые встретился с Дэйвом в феврале 1982 года, ему было тогда 12 лет, их познакомил один общий друг, который тоже учился играть на гитаре у Дэйва. Комнатушка в доме его матери, где ему и приходилось давать уроки, вся от пола до потолка была заклеена картинками из порно-журналов и афишами его бывшей группы, Race Against Time. Это оказало на неопытного 12-летнего мальчика неотразимое впечатление – и они сразу поладили. Дэйв сразу взял Энди «под крыло» и часами обучал его секретам своего мастерства. Энди вспоминает, что Дэйв был самым сумасшедшим и веселым парнем из всех, кого он знал. Его влияние на судьбу Энди нельзя переоценить. Он был ему лучшим другом и учителем. Это все нам очень пригодилось во время записи – у Дэйва был уникальный стиль игры, и Энди смог воспроизвести его легко, так как только он понимал, как это делал Дэйв. На первый взгляд тот играл просто – но очень сложно сделать это с тем же настроением, в таком же духе. Это мог сделать только человек, хорошо знавший его.»

- Да, но Дэйв Хэллидей ещё и пел!

«Да, это была проблема. Тут помог Дэвид Боуэр, мой брат. Но не сразу – сперва все партии для альбома записал Мартин Валькиер (из Sabbat). Но он и сам признает, что страшно измучался, делая это. Потому что его вокальный стиль никак не вписывался в «адский» материал, там нужно петь местами очень высоко, четко выводя мелодию, и при этом придавая голосу различные эмоциональные оттенки. Этого Мартин просто не мог – он немного другого плана вокалист. С другой стороны, наш звук и стиль чрезвычайно уникальны, и характерное звучание вокала обеспечивает «узнаваемость» группы. Так что после кучи проделанной работы мы вдруг осознали, что не вполне довольны ей – все звучало как какой-то неизданный альбом Sabbat, а не пластинка Hell. Мы собрались вместе, посмотрели друг другу в глаза и честно признались – нет, это всё не то. А мой брат Дэвид с самого начала принимал участие в записях – я попросил его прочесть небольшой текст на композиции «Plague And Fyre». Между дублями, когда мы слушали результат, он вдруг стал напевать под музыку, и Энди, как самый главный и решительный продюсер, немедленно отреагировал – ого, а это что-то! Ты не поверишь, но я, брат родной, даже и не думал, что Дэвид сможет спеть так, но пошел на то, чтобы дать ему попробовать силы ещё на нескольких треках. Дальше это уже было техники – Энди просто записал все для альбома. Мой братец проделал огромную работу, я горд им. Кроме того, он превосходен в роли фронтмена – это потому, что у него за плечами солидная актерская карьера, и он может непринужденно и комфортно на глазах аудитории делать совершенно дурацкие вещи…»

- Слушая и глядя на него, трудно поверить, что он впервые поет в метал-группе!

«Тем не менее, это правда! Hell - его первая метал-группа. Но ему действительно ничего не стоит качественно сыграть эту роль - он 15 лет проработал в качестве актера, занимался дубляжом, у него огромный опыт пения – в театральных и в телевизионных постановках. Он профессионал. Кроме того, голос его очень похож на голос Дэйва Хэллидея».

- К сожалению, тут ничего не могу сказать - я вашу группу в оригинальном звучании никогда не слышал… Не довелось. А вопрос у меня вот какой – почему вы решили «восстать из АДА», так сказать, именно со старым материалом, просто перезаписав его?

«Это ничего, что не слышал - Nuclear Blast выпускает наш альбом ‘Human Remains’ и в виде двойного диска. Второй-то как раз и содержит оригинальную запись тех самых песен, сделанную ещё в 80-е годы. Современный диск звучит, конечно, гораздо лучше, качество записи и уровень продюсирования просто несравнимы – но песни те же самые. 11 треков, и всё это классика АДА, хотя в них вкраплены и абсолютно новые инструментальные и вокальные партии. Нам показалось, что так оно будет лучше – ведь живо ещё много наших старых поклонников, которые в свое время обменивались записями, они знают и любят нашу музыку и с удовольствием послушают свежие версии своих любимых песен. А у тех, кто о нас ничего не знал – я уверен – крышу снесет, ибо ничего подобного они просто не слышали! И у нас все ещё остался солидный запас неизданного старого материала, который ожидает подходящего момента, чтобы им занялись. Но вот отбирать треки для 'Human Remains' было не просто. Плохо, когда выбирать не из чего, но когда выбор огромен, очень трудно решится что-то взять, а что-то – нет. Очень трудно. Прежде всего, мы с Энди поняли, что определенные песни, которые казались крутыми в 1985 году, вовсе не обязательно покажутся такими же теперь – во всяком случае, без серьезной переработки. Поскольку группа все-таки ожила именно в 2011 году, это должно чувствоваться определенно. Кроме того, некоторые вещи, которые мы постоянно играли на концертах («Bedtime», например), стали «печально» известными благодаря безумному сценическому действу с фаллоимитатором, которое на их фоне разыгрывалось – очевидно, что в студии такие композиции совершенно бесполезны. Так что в выборе мы руководствовались простым девизом 'только самое лучшее, только самое убойное'. Надеюсь, все согласятся в итоге с нашим выбором – он был единственно верным. Энди и я также вместе пришли к той мысли, что стоит включить в альбом и песню группы Race Against Time – таким образом, мы «сняли шляпы» перед тенью Дэйва Хэллидея и признали очевидное влияние его прежней группы на нашу, особенно в части безумных сценических шоу, а также отдали должное талантам Алана Шорта, их басиста, который также являлся вторым композитором. Теперь образец их великолепной музыки присутствует на альбоме – и это самое малое, что мы могли для них сделать. Но не обязательно воспринимать результат, как некий сборник «лучших песен». Это далеко не так – скорее, это квинтэссенция, суть АДА, в самой дикой, опасной и непредсказуемой манере. Здесь вас чего только не ждет – потоки света и бездна тьмы, громы и молнии, безумие и хитроумное смешение самых неожиданных звуковых текстур – и все это в абсолютной степени характерно для нашей музыки.»

- Ты вот сказал, что ничего подобного мы до сих пор не слышали… А вот у меня, когда я знакомился с вашим материалом, и особенно когда смотрел ваш видеоклип, возникли некие ассоциации – с King Diamond и Mercyful Fate... Вероятно, глупо говорить, что вас вдохновляет их творчество – скорее, дело обстояло как раз наоборот?

«Да уж, честно говоря, я и услышал-то Mercyful Fate всего недель шесть тому назад, так что определенно никак не мог находиться под их влиянием, но понимаю, что люди могут так подумать. Вообще, говоря на тему всех этих влияний и следований трендам, надо заметить – всеми признано, что наша группа повлияла на группу Sabbat, а потом это влияние, через множество «поколений» проявилось в творчестве таких групп, как Cradle Of Filth и так далее. Это похоже на генеалогическое дерево одной семьи, что ли. Но это дерево начинается с нас, а не заканчивается нами. Энди как-то сказал мне, что главное в нашем альбоме – его музыкальная чистота, первозданность и незапятнанность. Он свободен от внешних влияний. Он был раньше них. И во время записи я изо всех сил старался «блюсти» эту чистоту. Я старался спрятаться, ничего не слушать, чтобы не пойти невзначай ни на какие компромиссы. Ведь бывает так – ты слышишь, как какой-то известный гитарист сыграл превосходный рифф, он западает тебе в душу, а потом, в немного измененном виде, ты вдруг «выдаешь» его за свой, сочиняя музыку, совершенно подсознательно. Но я старался, изо всех сил старался избежать этого. Могла ли наша группа повлиять на музыку Mercyful Fate? Об этом тебе лучше пусть рассказывает сам King Diamond...»

- Спрошу при случае… Гляжу я на твою старую черно-белую фотку, из начала 80-х, где ты с шашкой наголо держишь в руках отрубленную голову; смотрю ваш новый клип, где вы одеты как гробовщики времен Джека Потрошителя, а твой брат скачет с красными глазами и в железном «терновом» венце. И возникает вопрос – насколько вы были серьезны тогда и насколько серьезны теперь? Стоит ли искать во всем этом какое-то «сатанинское послание», или это просто… цирк, театр?

«Принципиальная особенность нашего творчества в том, что чего бы оно ни несло в себе – всё это «придумывает» себе сам слушатель. Как музыкант и как поэт я нахожусь в привилегированном положении – и имею возможность излить душу, рассказать кто я на самом деле и каковы мои чаяния. Но если я обычный человек, так что вряд ли это тебя поразит и заставит о чем-то задуматься, так? Конечно, хорошо, когда ответ на любой вопрос подается на блюдечке с голубой каемочкой. Но я разочарую тебя – ответа на твой вопрос не будет. Я всегда считал, что личные убеждения – это мое личное дело. Если мне покажется целесообразным тратить свое время, дефлорируя девственниц и забивая жертвенных козлов, то это только мое дело. Конечно, если я не занимаюсь этим у тебя на кухне. В АДУ все не так очевидно, как кажется. Театр ли это? Или мы это серьезно? Вам решать... На ‘Human Remains’ есть, конечно, песни о религии, но также полно текстов и о других бедах нашего мира, психических болезнях, узниках совести, похищениях инопланетянами, пожарах и эпидемиях – реальность ведь куда страшнее, чем книжный ад. Малолетняя уличная проститутка и наркоманка в нашем мире живет в настоящем аду. Старики, которые прожили вместе полвека, а теперь не узнают друг друга из-за болезни Альцгеймера – ещё одна разновидность «личного» ада. Умирающий от голода ребенок где-нибудь в трущобах Бразилии или несчастные японцы, жизнь которых сокрушил катаклизм… И ничего из этого не имеет отношения к книжной, религиозной концепции! Кстати, оригинальная обложка альбома представляла собой изображение головы Сатаны, из глазниц которого выглядывали наши лица, а кругом были горящие церкви, кресты с телами и так далее. Но мы отказались от этого – слишком примитивное, привычное клише, воспринимаемое однозначно и ни на какие размышления не наводящее…»

- И все же в 80-е, как мне кажется, хотели вы этого или нет, ваше творчество воспринималось как однозначно сатанинское…

«Да, тогда были даже кое-какие трения с церковью – но это потому, что мы пели о лицемерии священников и так далее. Я вообще не понимаю, как это многие люди продолжают возносить на пьедестал духовности педофилов, пользующихся доверием обездоленных и невинных детей, а политические лидеры стараются скрыть все это и делают вид, что ничего не случилось. Больные… Что касается прессы и критиков – то тогда, в 80-е годы, нас просто никто не понял. Мы были слишком резкие, экстремальные, наша музыка и лирика были слишком сложны и провокационны. Что касается ожиданий слушателей, связанных с названием группы, то не следует наивно полагать, что в словах наших песен полно ненависти к религии, резни и крови. Ничего такого «сатанинского» – за исключением того, что число ‘666’ является частью нашего имиджа, бренда.» - Итак, по поводу вашего имиджа – уже современного. Он показался мне созданным руками профессионалов. Клип смотрится просто, но очень убедительно, и не из-за каких-то спецэффектов, а благодаря продуманному сочетанию декораций и костюмов. Где вы все это брали? И кто вас снимал?

«Снимал нас Кристиан Хавард - он, на самом деле, гитарист группы Hellfighter (что означает “сражающийся с адом” – какая, однако, ирония… - прим. Srgn), а одновременно он занимается делами собственной видео-компании Visual Concepts UK. Штука вот в чем – Энди бесплатно свел альбом его группы, а он бесплатно снял нам видео. Натуральный обмен! Действительно, не было никакой компьютерной графики и спецэффектов – просто абсолютно честная съемка. Видео снималось вот здесь: www.derbyphotos.co.uk/areas_p_z/wingfieldmanor.htm. Кому интересно, могут зайти и посмотреть, надо только прокрутить страницу вниз и вы узнаете все эти здания. Мы знаем их владельца, и он любезно разрешил нам устроить там съемочную площадку! А то, как мы выглядим – наша осознанная попытка отделить себя от стандартного имиджа метал-группы, этой традиционной «униформы» из джинсов, патронташей и футболок Pantera. Мы всегда выглядели странно, и наш странный облик – часть общей концепции. «Тема» нашей одежды может быть определена как «похороны в викторианскую эпоху», отсюда эти платья гробовщиков и прочие старинные элементы… Кроме того, надо было подобрать что-то, что смотрелось бы круто на музыкантах, которым, увы, уже не 18 и даже – о ужас! – не 19 лет… Все это мы собираемся надевать и на концерты. И, спасибо за комплимент - но никаких профессионалов мы не привлекали! Мы сами придумали и изготовили всю одежду. И декорации для видео мы делали сами – я лично придумал и поставил эти бочки с огнем, трубы церковного органа, да всё… Я и Энди – мы чертовски много трудились надо всем этим!»

- Как же ты сумел соорудить все это?

“Да у меня ведь профессия такая, свой бизнес – реставрирую старые дома…»

- Понятно! А чем занимаются, кстати, остальные музыканты, когда возвращаются из АДА на нашу грешную землю?

«Про Дэвида я уже рассказывал, профессионального продюсера и лауреата премии Грэмми Энди Снипа тоже нет смысла представлять. Остаются только двое. Так вот, Тим – директор компании, специализирующейся на цифровой печати, а Тони держит фирму, изготавливающую разные изделия из пластика.»

- Вот так… Делал интервью, думал что лезу в АД к чертям, как Данте – а там оказались нормальные люди! «Приятная компания», как говорил Вольтер, предпочитавший ад раю с его занудными праведниками… А тут - одни владельцы фирм да генеральные директора! Но кто же, в таком случае, командует в АДУ – если по жизни каждый сам себе “командир”?

«И в 1982 году, и ныне - всё «тащат» на себе два человека. Всеми делами группы – сочинением материала, аранжировками, реквизитом, записями, организационными вопросами, планированием, деньгами, аппаратурой, связями с общественностью, транспортом, рекламой, художественным оформлением, да вообще всем, что можно вообразить, занимаемся я и Энди. Половину делает он, половину я. А раньше это были я и Дэйв Хэллидей. Вроде бы справедливость требует, чтобы каждый из пятерых взял на себя 20% этой ноши, но на самом деле так лучше, потому что мы с Энди одинаково мыслим, у нас схожий подход к работе, и мы никогда ничего не откладываем в долгий ящик. Хорошо и то, что не происходит постоянного столкновения пяти мощных «эго» - ребята почти всегда соглашаются с нашими решениями. Им остается только сыграть и сделать то, что говорят – и они это превосходно делают, чего вполне достаточно. Они и на работе накомандуются…»

- И какой у вас «генеральный план» наступления на музыкальный рынок? Будут ли туры, новые альбомы? Или это все лишь разовый проект? Тем более, все вы довольно успешны по жизни и так…

«Да мы бы все побросали прямо сейчас… Посмотрим! Во всяком случае, есть огромное количество старого материала, из которого 60-70% пригодно для очередной переработки в том же духе. Полагаю, что второй (и третий… и даже четвертый!) альбом увидит свет! Вероятно, ближайший будет состоять из современных, совместно созданных мной, Энди и Дэвидом композиций - созданных порознь, либо коллективно, и этим мы продемонстрируем, что в 2011 году вас ждет совершенно новый АД. В группе, по меньшей мере, три талантливых композитора, если считать их вклад более весомым, чем вклады Тима и Тони, которые, тем не менее, тоже есть! Я уже работаю тут кое над чем, и Энди не отстает, мы уже временами поговариваем о том, когда возьмемся за продолжение… Туры – да. У нас уже несколько подтвержденных фестивальных выступлений – Германия, Австрия, Швейцария, Швеция, и много ещё чего… И мы будем выступать до тех пор, пока люди хотят нас видеть! Но все-таки сейчас наша главная цель - донести до всех ‘Human Remains’ во всей его красе, а что бы ни случилось потом, будет для нас уже неким бонусом. Это одна из замечательных характеристик нашего проекта – на нас никто и ничто не давит, нам не надо ничего доказывать, мы не мечтаем о славе и не питаем никаких иллюзий. То, что мы сделали, либо «взлетит» и пробьется к слушателям, либо нет. Que sera sera. Что будет, то будет. В конце концов, сами мы довольны – мы записали убийственный альбом, выпустили его и гордимся этим!»

- Вероятно, твой сын Том тоже теперь чрезвычайно горд тобой?

«Ну, Том – он же настоящий металлист, так что по его мнению всё это безумно круто! Знаешь, даже моя дочь Стефани приняла участие в записи – нам нужен был детский вокал в конце композиции «Plague And Fyre». Она тоже гордится этим, хотя слишком стеснительна, и поэтому старается не рассказывать об этом, например, в школе…»

- Ну и последний вопрос к тебе… Что такое для тебя АД я вполне уяснил. А есть ли для тебя рай?

«Рай для меня – это приехать в Россию и дать концерт. Я всегда хотел навестить вашу страну, да вот возможности такой не было. Короче говоря, подарить вам свой АД – вот что такое мой Рай...» Что же, нам пора подводить итог. Какова же мораль сей басни? Конечно, здесь не все является тем, чем кажется, но все же… Есть такая шутка, что ад - это то место, где инженерами - французы, поварами - англичане, полицейскими – немцы... Или, например, в нашем случает это прозвучало бы так: гитаристы – реставраторами, генеральные директора - барабанщиками, а владельцы фирм – басистами. Сдается мне, я знаю, где этот ад расположен. Кажется, мы с вами в нем живем – пока не решаемся что-то изменить, пусть и через 25 лет…