Интервью с группой Ice Ages: ледниковый период - III
Рассказывает Ричард Ледерер
Автор: Юра „Хирург“
Грядёт глобальное потепление! После 2010 года температура атмосферы Земли и Мирового океана будет стремительно расти и к середине столетия в Европе станет теплее на 10 градусов. Это, сами понимаете, катастрофа. Так что небольшой Ледниковый Период был бы очень кстати. Для равновесия... Итак, вот он - австрийский дарквэйв/индастриал проект ICE AGES (Ледниковый период) и его единственный участник, клавишник Ричард Ледерер!
- Начало лета выдалось довольно холодное, даже в самых южных уголках Европы. Похоже, что с глобальным потеплением нас «кинули»…
«Мне наоборот нравится такая средняя температура, стандартная летняя жара меня просто убивает, я её просто не переношу, так что я доволен!».
- А как тебе нравится то, что пока ты 8 лет, не покладая рук, трудился над третьим альбомом, Голливуд нагло упёр название твоего проекта для своего мультика? Ты его хоть посмотрел?
«Нет. Всё как-то случая не было, да и название ‘Ледниковый Период’ сразу вызывает чувство ревности и неприязни. Мой проект появился гораздо раньше их мультфильма, так что я запросто мог бы подать в суд на его создателей, но… пусть живут. Да и успешный исход может обойтись слишком дорого, ведь судиться придется с настоящими монстрами, не из мультиков!»
- Ну, а поучаствовать в саундтреке какого-нибудь голливудского фильма ты бы не отказался?
«Беда в том, что я никогда не создаю музыки под воздействием книг или фильмов, а это необходимо уметь композитору, работающему для кино. Но вот если бы кто-то там снял фильм для моей музыки – я был бы рад».
- Что же вдохновляет тебя на творчество? Если не книги и фильмы, тогда, может, алкоголь, наркотики или жуткая реальность? И почему, кстати, у тебя такая мрачная музыка – жизнь тяжелая?
«Ничего из вышеперечисленного для настоящего творчества не надо - разум не должен быть замутненным. Никаких особенных трагедий в моей жизни не было, а тяжелые моменты у всякого бывают... Наверное, я сочиняю такое, чтобы излить весь негатив, постепенно накапливающийся внутри меня и сохранить равновесие. Иначе все это будет нарастать и прорвется наружу – и тогда превратишься в довольно неприятного человека».
- А ты сам считаешь себя букой или весельчаком?
«Ну… Всё же, я чаще смеюсь, чем грущу. Вообще юмор я считаю важной вещью, не просто приятным дополнением, а важным средством, облегчающим общение. И потом, оставаясь совершенно серьезным, я бы не смог делать такую мрачную музыку столько лет. Если кто-то попробует, то просто свихнется, а прогресса в творчестве не будет вовсе. Но тут важно сохранить равновесие – когда пишешь музыку, то нужно улавливать и сохранять нужное настроение, на этот период я даже драпирую стены моей студии в подвале черным, но стоит мне покинуть это место – и я снова нормальный, общительный человек».
- Есть ли у тебя кумиры среди коллег, музыкантов-клавишников?
«Я, видишь ли, к обычным музыкантам себя не причисляю. Клавишные для меня - инструмент не для абстрактного исполнения музыки, а для самовыражения. И момент исполнения на них чего-то – это лишь финальный этап долгого процесса. Вначале же я просто сажусь за компьютер, начинаю переключать кнопочки, применять фильтры, меняю звук так и эдак, что-то комбинирую, постепенно рождаются мелодии, подбирается ритм. Таким образом процесс моего самовыражения никак не зависит от длинны и подвижности моих пальцев. Важна идея, задумка, мелодия. А все остальное можно доверить и компьютеру. Поэтому каких-то кумиров среди исполнителей у меня нет. Конечно, можно по-разному относиться к таким принципам. Раньше, когда я был теснее связан с метал-музыкой, такого рода мысли казались мне кощунственными, а подобная музыка – ненастоящей. Но теперь я убежден в обратном – душа и разум важнее, и клавишный – кратчайший путь к достижению цели».
- И ты никогда не используешь никаких других инструментов?
«Скажу больше – все это даже не клавишные, это компьютер, набор программно-синтезированных звуков. Я подключаю к системному блоку лишь небольшую дополнительную клавиатуру для введения звуков, и ничего больше. И больше никакие инструменты использовать не намерен. Не надо все валить в кучу! Никто же не рисует акварелью и маслом одновременно. Ибо такого рода комбинация, как и большинство прочих, деструктивна по сути, содержа в себе противоречие. Сама идея моего проекта, его концепция – электронная музыка и вокал, в котором я стараюсь избавиться от всего человеческого и придать ему максимально синтетический, электронный вид».
- И как ты этому научился?
«А я вообще программист. Создаю приложения, работающие с базами данных на языке java. Читателям, наверное, уже скучно, а на самом деле этот процесс – очень азартная вещь, и к нему я отношусь со страстью не меньшей, чем к музыке. До 29 лет я и понятия не имел, что такое программирование. И всему научился сам, читая литературу, и в итоге получил такую квалификацию, что спустя всего несколько лет стал профессионалом – получил работу по этому профилю в правительственной организации, занимающейся охраной окружающей среды».
- Но ведь до этого ты же умел играть на клавшных? Почему ты выбрал именно этот инструмент?
«Да я вообще начинал как рок-барабанщик, затем стал гитаристом и только потом оказался за клавишными. Но учился играть по-настоящему только на барабанах - и классику, и джаз, а в итоге сосредоточился на рок-музыке. А на клавишных я остановился потому, что это не «командный» инструмент – их достаточно, чтобы творить музыку в одиночку. Я не очень люблю репетировать с кем-то, и вообще, чем больше народу в группе – тем больше проблем, и тем более ограничена творческая свобода. Я не могу играть то, что от меня хотят другие и, с другой стороны, меня утомляет необходимость постоянно заставлять кого-то делать это. Я не люблю быть ни начальником, ни подчиненным, я не командный игрок».
- Тем не менее, ты же участвуешь в Summoning! И не только…
«Не только… Моей первой «командой» был весьма посредственный школьный коллектив, исполнявший кавера на всякие хиты. Другого выбора у меня не было – «тяжелых» групп в округе не было, а среди музыкантов и даже сверстников вообще трудно было найти единомышленников. Потом мы разошлись, и довольно долго я нигде не играл. Пока мы с гитаристом и басистом не организовали дэт-трэш состав Marlignom. Исполняли мы нечто довольно сложное, и это была хорошая школа. Но приходилось репетировать дважды в неделю, начались какие-то личные проблемы, и группа распалась. Тут как раз появился проект Summoning. Одновременно, уже в качестве клавишника, я получил возможность писать материал для себя, и он позднее стал основой для репертуара моих личных проектов Die Verbannten Kinder Evas и Ice Ages».
- И на третьем альбоме Ice Ages 'Buried Silence' ты все делал только сам?
«Ну, за исключением текстов. Вообще, я даже не знаю людей, которым было бы интересно возиться с такого рода музыкой, так что если мне и понадобиться помощь, то я даже не знаю, у кого её просить. Впрочем, мне даже нравится то, что я могу проявить себя и ещё как-то, не как музыкант и композитор, работая над своими творениями».
- Ты имеешь в виду обложку?
«И это тоже. Я долго искал этот образ. На счастье мне попалось фото бетонного моста, только я его обработал на компьютере так, что оно уже не имеет ничего общего с оригиналом и выполнено в футуристическом стиле».
- А тексты – ведь их же пишет другой человек, притом наш соотечественник! Как же вы нашли друг друга?
«Да, его зовут Григорий Петренко. Он в свое время работал над созданием самой первой версии русского сайта Summoning. Мы много переписывались по электронной почте, затем общались в чатах, и позже он даже приезжал сюда ко мне. Всего он был в Вене трижды. У нас обнаружилась общая страсть к мрачной музыке, так что осталось лишь верно скоординировать усилия, что мы и сделали».
- Я, признаться, был удивлен, узнав, что ты в одиночку намерен дать концерт в Румынии. Ice Ages всегда казался мне чисто студийным проектом! Может, есть планы и относительно других концертов?
«Для техногенной электроники один человек за синтезаторами на сцене – явление обычное. Я же фактически только пою «живьем»! Для следующих концертов я планирую использовать короткие, отснятые заранее сюжеты, демонстрируя их на большом экране и синхронизируя с ритмом. Но это все сделает компьютер. А что касается гастрольных планов, то их просто нет; если где-то (как это было в Румынии) появятся люди, которые мне предложат выступить, то я соглашаюсь. Если только смогу…»