Iron Butterfly 'In-A-Gadda-Da-Vida'

Iron Butterfly

100 тяжелых дисков которые сделали жизнь легче!

Автор: Юра „Хирург“

Ну, дорогие металлисты и сочувствующие товарищи, скажите - с чего начинается наша музыкальная Родина? "С той песни, что пела нам мать", говорите? Ну, если бы нам повезло, и мы появились на свет в другой стране - так бы оно и было. Увы! Впрочем, некий нужный образ совершенно точно присутствовал в стихах, которые мы слушали сидя на горшке. Вспомним Корнея Ивановича... "Вдруг из маминой из спальни, кривоногий и хромой, выбегает..." Нет, не то. И вообще, оставим в покое личную жизни родителей! Думаем дальше. Ага, вот оно: "Тут бабочка прилетала, крылышками помахала, стало море потухать - и потухло. Вот обрадовались звери! Засмеялись и запели, ушками захлопали, ножками затопали". Хаерами затрясли... Видите - все-таки она прилетала к нам в детстве, Железная Бабочка - первая в мире хэви-метал группа!

Iron Butterfly

Я родился в СССР летом 1966 года. В тот же год, и тоже летом, в американском городке Сан-Диего, Калифорния распалась одна группа, The Palace Pages, но бывшие её участники тут же организовали другую - Iron Butterfly, Железная Бабочка. И она тут же "упорхнула" в поисках славы и признания в Лос-Анджелес, где пришлось музыкантам сперва несладко - каждый день приходилось за копейки играть в разных клубах и с трудом сводить концы с концами. Зато одно из таких клубных "шоу" увидели нужные люди и устроили им весной 1967 года контракт с ATCO (а это был, как никак, филиал мейджора Atlantic Records).

Они быстро записали альбом - но выпускающему лейблу понадобилось время, чтобы решиться выпустить его. Диск с красноречивым названием 'Heavy' содержал довольно стандартный по тем временам психоделический блюз. Но было там несколько композиций... чуть более резких, чем положено! И особенно выделялась финальная, “Iron Butterfly Theme”, длинная, сложная, основанная на строгом, весьма характерном гитарном риффе. 22 января 1968 года 'Heavy' увидел свет, и неожиданно для всех потом целых 50 недель держался в хит парадах, а “Iron Butterfly Theme” создатели одного из первых фильмов о рокерах 'The Savage Seven' отобрали для саундтрека.

Но речь вовсе не о 'Heavy' с его, безусловно, "знаковой" композицией “Iron Butterfly Theme”. Скоро весь мир услышал другую песню. Её напевала тогда как колыбельную каждая молодая мать, она звучала на любой радиоволне, раздавалась из всех музыкальных автоматов. Она играла бы и на каждом мобильнике, не сомневайтесь - просто их тогда ещё не было! Летом 1968 года весь мир дружно пел: "In a gadda da vida, baby..."

"In-A-Gadda-Da-Vida" - песня, на фоне которой все тогдашнее "музыкальное море" действительно просто потухло. Она была (как и в случае с “Iron Butterfly Theme”) последним треком уже второго альбома, который так и назывался - 'In-A-Gadda-Da-Vida'. Знаете, на самом деле он был, выражаясь современным языком метал-критиков, даже "легче своего предшественника". Несколько композиций с первой стороны той виниловой пластинки представляли собой психоделический "цветочный" материал с нелепым оптимистическим настроем. Вокалист и клавишник Дуг Ингл дурашливо пел там что-то типа: "Давай-ка, ха-хохочи от счастья" (на "Most Anything You Want") или "Я увидел мираж на стене, подошел - а его там и не..." (на "My Mirage"). Но все менялось на второй стороне! Которую занимала одна единственная композиция "In-A-Gadda-Da-Vida", звучавшая целых 17 минут и ещё пять секунд.

Эта длинная «песнь песней» имеет длинную историю. В те времена, в 60-е годы, была общепринятой следующая практика - прежде чем поместить композицию на диск, её сперва "обкатывали" на концертах, приглядываясь к реакции аудитории. "In-A-Gadda-Da-Vida" не была исключением. Написана она была ещё в 1966 году, года группа мыкалась по кабакам. Барабанщик Рон Буши работал тогда, чтобы не подохнуть с голода, в пиццерии. Жили они вместе с Дугом Инглом, но тот трудиться не рвался. Однажды Рон, возвратившись усталый домой, застал там бездельничающего, как всегда, Дуга, да еще в обнимку с почти пустой трехлитровой "канстрой" вина ‘Red Mountain’ (такое счастье в те времена стоило всего доллар и сорок девять центов). "И какого хрена ты сделал за день?" - спросил Рон. "И-я?" - икнул тот в ответ, "п-песю нассисал..." "Ну, тогда играй, раз "нассисал", бля!" - злорадно потребовал Рон. Пьяный Дуг включил стоявший тут же синтезатор, и сыграл кусок длинной ровно одну минуту и двадцать секунд, напомнивший Рону кантри-балладу. "Ладно, и как она называется?" - спросил он. "Инэгаддадавида". "Как?!" "Я ж аварю - ин-э-гадда-да-вида..." Поморщившись, Рон так и записал - "In-A-Gadda-Da-Vida".

Утром они проснулись, глянули на листок и посмеялись. Потому как на самом деле Ингл пытался произнести фразу "в саду Эдема" (in the garden of Eden), а Рон услышал "In-A-Gadda-Da-Vida". Так, однако, и решили оставить - отдавало модным тогда восточным мистицизмом, да и чепухой не было - по крайней мере, слово "vida" по-испански означает "жизнь". Этой версии появления на свет столь необычного названия твердо придерживаются Рон Буши и Дуг Ингл. Есть ещё одна, более официальная, распространенная лейблом, согласно которой Рон Буши не расслышал слов из-за того, что в тот момент был в наушниках, а Дуг был абсолютно трезв. Но, имея многолетний опыт работы с нашим главным редактором, я тоже придерживаюсь первого варианта!

А новорожденную песню начали репетировать и исполнять на концертах. Она "обрастала" аранжировками, помимо знаменитого гитарного риффа (автором которого, по мнению некоторых, был все-таки не Ингл, а гитарист Эрик Бранн), появились длинные гитарное, клавишное и даже барабанное соло. От концерта к концерту, в ходе бесконечных импровизаций, они становились все длиннее и длиннее. Во время турне с Jefferson Airplane в 1967 году песня уже звучала более 8 минут! А к моменту записи "разбухла" окончательно и ни в какие мыслимые рамки просто не лезла...

К концу весны 1968 года Iron Butterfly уже записали половину второго альбома в голливудской студии Gold Star, и остановились. Тут лейбл, видя успех гастролей, решил "нажать" на них и в экстренном порядке отправил в Нью-Йорк, в студию Ultra-Sonic. Зачем туда? А дело в том, что с Atlantic тогда уже вовсю работала довольно популярная и интересная группа Vanilla Fudge. Шеф лейбла, Ахмет Эртеган, искренне полагал, что большей частью своего успеха они обязаны талантливому сведению такого мастера, как Джордж "Шэдоу" Мортон. А он жил в Нью-Йорке и наотрез отказывался работать с материалом, записанным где-либо вне студии Ultra-Sonic. Продюсировать запись был назначен некто Джим Хилтон.

В день записи, 27 мая 1968 года, Мортон был мертвецки пьян. Хилтон уехал куда-то по делам и застрял в пробке. В студии с группой остался один звукоинженер - Дон Казале. И никакого "начальства"! Музыканты настроились, и скучающий в ожидании Хилтона Казале попросил их "сыграть что-нибудь длинное, чтобы он подкрутил настройки". И нажал кнопку записи. Грянула "In-A-Gadda-Da-Vida". Табло "Идёт запись" горело только в пультовой, так что группа его не видела. "Слава богу, мы не остановились, и сыграли тогда всю песню целиком" - вспоминает Рон Буши. А ведь могли! Они же ведь просто настраивались, по их мнению.

Так все и выглядело - Казале, менее минуты повозившись с пультом, просто встал, поднялся наверх и застыл у окна, раздумывая, где же Хилтона черта носят. Потом он вернулся, вслушался и впал в ступор. Когда группа закончила, он после затянувшейся паузы произнес в микрофон: "Поднимайтесь ко мне ребята - вам надо это послушать". И они послушали, и решили - больше ничего делать не надо. Вторая сторона пластинки готова! Так, за один семнадцатиминутный студийный дубль, без вмешательства продюсеров и прочего руководства, группа Iron Butterfly изменила ход музыкальной истории.

Iron Butterfly
In-A-Gadda-Da-Vida, 1968 (Atco)

Most Anything You Want
Flowers and Beads
My Mirage
Termination
Are You Happy
In-A-Gadda-Da-Vida

Дуг Ингл - орган, ведущий вокал
Эрик Брэнн - гитара, вокал
Ли Дорман - бас-гитара, вокал
Рон Буши - ударные
Может, название "In-A-Gadda-Da-Vida" вам и не говорит ничего. Допускаю... Но вы возьмите, найдите на ютюбе полную официальную версию композицию, и послушайте её. Не пройдет и минуты, как вы скажете - а, да, этот самый рифф, конечно, я точно слышал его! Только у кого-то ещё... Бога ради, не выключайте после этого песню со словами "ну, всё понятно". Дойдите до конца - помните, тогда, в шестьдесят восьмом, группа ведь не остановилась? И вы услышите, и поймёте очень многое. Помимо исторического риффа будут звучать великолепные сольные партии. Вначале барабанное соло Рона Буши, которое продлится меньше трёх минут, но совершенно перевернет ваше представление о том, как это надо делать - здесь нет ни технического нарциссизма, ни глупых и бесплодных попыток сыграть "быстрее компьютера" - только душа, только изумительное чувство инструмента. Затем Дуг Ингл сыграет соло на клавишных - не всякий из вас так ласкает любимых, и даже себя, как он - свой Vox Continnental...

Просматривая клип - он смонтирован, кажется, уже где-то в начале 70-х - вы увидите и необычные визуальные эффекты. Они не созданы "на компе" - их в те времена делали с помощью обычного диапроектора, капая на стёклышко капли цветных жидкостей, чаще всего, глицерина. Вообще, все тогда делалось вручную - даже необычные стереоэффекты во время барабанного соло созданы лишь с помощью специального "не в фазу" размещения динамиков в студии. Во время окончательного микширования, которое выполнил, кстати, уже Джим Хилтон (Мортон "умыл руки" окончательно), наложили только партии "искаженных" гитар и немного вокала. Это настоящий, натуральный продукт - живая музыка! Найдёте запись в хорошем качестве - и сумеете даже услышать некоторые посторонние звуки, которые решили не "вымарывать", для колорита.

Сначала, 14 июня 1968 года, был выпущен альбом. Никто не ожидал этого, но именно необычная композиция тут же стала самым часто транслируемым треком на коротких волнах, которые в те времена были "оккупированы" университетскими радиостанциями - считается, что это первая «тяжёлая» композиция, зазвучавшая в радиоэфире. Лейблу стало понятно, какой сингл следует выпускать в поддержку альбома - но вот что делать с длинной! Ведь одна сторона сингла вмещала всего 3 - 4 минуты... Тогда (без ведома группы, кстати) был сделан специальный микс длинной 2:52, из которого убрали абсолютно все сольные партии. В таком виде в США сингл вышел 21 июля. А вот в Голландии, например, с песней обошлись мягче - оставили большую часть гитарного соло, вышло чуть больше четырех минут... Голландия вообще, надо заметить, очень правильная страна.

Однако, эту песню ничем испортить было уже нельзя. Она «ушла в народ». 7 сентября альбом достиг четвертого места в хит-параде США, сингл - тридцатого (альбом потом продержался в чартах 140 недель, из них 81 неделю — в первой десятке). Уже 14 декабря в 1968 году группа получила "золото", но за год продажи... перевалили за восемь миллионов, к 1993 году составили 25 миллионов, а на сегодняшний день превышают 30 миллионов. Таким образом, диск 'In-A-Gadda-Da-Vida' группы Iron Butterfly фактически стал первой "платиновой" и "мультиплатиновой" пластинкой, еще до появления соответствующих "призов". Такие награды позже были учреждены, и вручены им (увы, уже не как первопроходцам), зато это сделал лично Ахмет Эртеган, который в то время уже занимал важный пост в корпорации WEA Group.

А теперь я напомню вам, где вы это могли "случайно" услышать и запомнить (надо заметить, даже услышав малый фрагмент этого рифа, люди обычно уже не способны забыть его). Итак, 'Симпсоны: Барт Продает Свою Душу' - там Барт, если вы помните, убеждает преподобного Лавджоя, что принес ему ноты церковного гимн, который написал некто I. Ron Butterfly - и в итоге вся церковь "рубится" под "In-A-Gadda-Da-Vida"! И особенно – исполняющая «гимн» старушка-органистка… Кстати, вы будете смеяться, но Дуг Ингл – тоже сын церковного органиста! Далее, фрагменты композиции вы могли запомнить по фильмам 'Кошмар на улице вязов 6: Фредди мертв', 'Охотник на людей' и 'Обитель зла 3: Вымирание'. Думаю, не все слышали кавер "In-A-Gadda-Da-Vida" в исполнении немецкой группы Boney M (хотя очень забавно - эдакая диско-цыганочка получилась), или миксы всяких модных рэперов и хип-хоперов, а вот версия от Slayer вам, должно быть, знакома - хотя бы по фильму 'Меньше нуля'.

Не удаляясь от киношной темы, скажу, что песня Iron Butterfly "Easy Rider" (уже с другого альбома) вышла вскоре после знаменитого одноименного фильма - 'Беспечный Ездок' (от объяснений, что это такое, увольте - поинтересуйтесь уж сами). В фильме звучал знаменитый хит Steppenwolf "Born To Be Wild" со словами "Heavy metal thunder racin' with the wind". О фильме, и о звучавшей в нем музыке много писали. Вспоминали и текст Steppenwolf, и Iron Butterfly с песней "Easy Rider", и их первый альбом 'Heavy', и входившую тогда в моду всё более жесткую, громкую и энергичную форму блюз-рока... Вот так и появился термин "heavy" рок, а потом и "heavy" метал, а первым "стандартом" стиля стал рифф "In-A-Gadda-Da-Vida"!

Отцами хард-рока и хэви-метала принято считать Led Zeppelin, Black Sabbath и Deep Purple. Праотцами, таким образом, были Iron Butterfly. Им удалось создать тренд - вышеупомянутые его подхватили и раскрутили. На самом деле раньше были и другие группы, звучавшие ещё более радикально - та же Vanilla Fudge. В 1968 году, взяв на вооружение определенную исполнительскую манеру Vanilla Fudge, появились безумные Humble Pie, прообраз AC/DC. Яркий пример - их версия песни "I Don't Need No Doctor" (кстати, первым её спел Рей Чарльз... боже, до чего мы дошли в этом исследовании, какой кошмар - первым металлистом на самом деле был негр)!

Но если серьезно, то ни Vanilla Fudge, ни Humble Pie тренда создать не удалось. Это сделали именно Iron Butterfly , определив главное направление движения своей "In-A-Gadda-Da-Vida". Упомяну, что признанные "первопроходцы" тяжелой музыки Led Zeppelin разогревали (да, именно так - не наоборот) Iron Butterfly в 1969 году. Да и сам Zeppelin, как известно, в 1968 году был свинцовым (lead), пока не превратился в "led" и не рванул в небеса... прямо как Железная Бабочка в 1966-ом! Чем долго говорить - просто возьмите и послушайте друг за другом, в "историческом" порядке композиции "In-A-Gadda-Da-Vida" Iron Butterfly, "Whole Lotta Love" Led Zeppelin, "Paranoid" Black Sabbath и "Smoke On The Water" Deep Purple. И вы поймете, о чем я...

В общем, все это довольно забавная и поучительная история, как видите. И настораживает в ней только одно. Фраза, которую обронил Дуг Ингл уже в наши дни. Вот она: "Единственная причина, по которой я стесняюсь упоминания нас в качестве создателей "тяжелого метала" - мне совершенно не нравится то, во что он превратился сегодня".