Iron Maiden 'The Number Of The Beast'

Iron Maiden

100 тяжелых дисков которые сделали жизнь легче!

Автор: Юра „Хирург“

Можно с уверенностью сказать, что Брюс Дикинсон, родившийся в 1958 году, не видел советского блокбастера примерно той же поры, фильма 'Небесный тихоход'. И слава богу! А не то, могла запасть ему в душу песенка из него, про то, что "первым делом, первым делом - самолеты, ну, а девушки, а девушки - потом". И тогда хана всему! Занялся бы он сперва самолетами, которыми, как известно, "болел" с детства, а вот в группе "Железная Дева" петь отказался. И не услышали бы мы тогда альбома 'The Number Of The Beast' совсем; или это могло случиться только десятилетия спустя, когда Дикинсон в "самолётики" уже наигрался бы... А ведь дорога ложка к обеду!

Iron Maiden

Можно с уверенностью сказать, что Брюс Дикинсон, родившийся в 1958 году, не видел советского блокбастера примерно той же поры, фильма 'Небесный тихоход'. И слава богу! А не то, могла запасть ему в душу песенка из него, про то, что "первым делом, первым делом - самолеты, ну, а девушки, а девушки - потом". И тогда хана всему! Занялся бы он сперва самолетами, которыми, как известно, "болел" с детства, а вот в группе "Железная Дева" петь отказался. И не услышали бы мы тогда альбома 'The Number Of The Beast' совсем; или это могло случиться только десятилетия спустя, когда Дикинсон в "самолётики" уже наигрался бы... А ведь дорога ложка к обеду!

Кстати об обедах. В начале 80-х ваш покорный слуга имел обыкновение "обедать" ни чем иным, как "Рок-Салатом" Томми Вэнса. Был тогда на Мировой Службе БиБиСи такой радио-ведущий, легендарная и заслуживающая отдельного рассказа личность - к сожалению, он умер несколько лет назад. Его программа, в которой было мало слов, да и те на английском, и много-много тяжелого рока, совершенно нашими спецслужбами не "глушилась" - английский в стране мало кто знал, так что... Транслировалась она как раз в обеденное время по Москве - так что я действительно часто совмещал её с тарелкой кислых щей, которые тогда любил. А Томми очень любил Iron Maiden, и группа часто становилась "главным ингредиентом" его "салата", благодаря этому даже тогда "в жопе мира" можно было услышать пару треком с только что вышедшего 'The Number Of The Beast', и вполне своевременно!

Через год-другой попала мне в руки и сама пластинка, произведя на меня, незрелого юнца, сокрушительное впечатление. И музыка, и оформление, и таинственные письмена на конверте! Полный абзац. Кстати, о письменах. Эпиграфом к альбому стало знаменитое вступление к заглавной песне, и вы его, конечно, знаете наизусть: "Woe to You Oh Earth and Sea...", и так далее... Вы даже, скорее всего, знаете, откуда взяты эти слова и что они значат. Но мы, советские студенты той поры, этого ведать никак не могли! Слова по отдельности мы переводили, хоть и не все - хороший англо-русский словарь в те времена надо было еще уметь "достать по великому блату"! Но, что такое "woe" там, к примеру, не пояснялось. Смыслом это сочетание слов тоже никак "не обрастало". Вот мы и гадали - что это за "зверь" такой, зачем ему не то "номер", не то "число 666".

Это сегодня вы сразу скажете, что речь, скорее всего, идет о части Бибилии, известной как 'Откровения', а тогда... Тогда изучение этого литературного памятника советской молодежью, мягко говоря, не приветствовалось. Как, впрочем, и коллекционирование альбомов Iron Maiden. Группа к тому времени уже была в списке "не рекомендованных к прослушиванию" (то есть запрещенных) из-за песенки "The Trooper" с только что вышедшего, и уже следующего альбома - 'Piece Of Mind'.

И вот нам с друганами пришла замечательная идея - попросить перевести эти слова преподавательницу английского - не намного старше нас по возрасту, как я помню. Тем не менее, надо было видеть её лицо, отразившее всю ту гамму чувств, которые она испытала, разглядывая расписной конверт с волосатыми чудиками и каким-то сатаной из горящего ада... Однако, она сдержалась. Глянув на нас с опаской, она слово в слово перевела цитату, и пояснила нам, лохам педальным, что в обычных словарях мы перевода многих слов не найдем, ибо это староанглийский, и вообще - просто цитата из Библии! "Лучше бы вы делом занимались!" - добавила она явно по долгу службы, и отодвинула крамольную пластинку на край стола... Так вот, я хочу сказать Вам (Елена Яковлевна, КГМИ, Кафедра Иностранных) сегодня - спасибо за науку, спасибо вам от меня, Калача и Лысого, и дай вам бог здоровья! Ну, ну а теперь покончим с воспоминаниями, займемся делом, наконец, и разберем творение Iron Maiden "по косточкам", без излишних эмоций, по-взрослому. Ведь и мы уже не дети, да и самому альбому исполняется 22 марта уже тридцать один год!

Итак, к концу 1981 года Iron Maiden были уже довольно известной группой, и заканчивали свой первый мировой тур. Народ валил на концерты, альбомы продавались довольно хорошо, пресса не скупилась на похвалы. Дела шли в гору, но внутри группы зрело недовольство. Большинство музыкантов были недовольны поведением вокалиста Пола Ди'Анно - причем, именно поведением, а не работой, как утверждают многие.

Манера его вокала, близкая к панк-року, вполне вписывалась в тогдашнюю музыку Iron Maiden. Но вот "пацанские" мрагинально-криминальные наклонности всех выводили из себя. Ди'Анно, начавший картеру в группе со смачным названием "Педофилы", и в новом, суровом метал-коллективе "жёг свечку с обоих концов" - то есть пил, курил, употреблял вещества, ругался матом, дебоширил и имел многочисленные "приводы". Поначалу, когда в криминальных хрониках местных газет появлялось очередное сообщение о том, что вокалист Iron Maiden задержан полицией с тесаком во время уличной разборки, это было весело и даже полезно - какая-никакая, а все-таки реклама. Но вот когда группа стала серьезным делом, настоящей работой... В общем, "таких не берут в космонавты" - это вы уже поняли. Разве что только в "Педофилы"... А Iron Maiden шли на взлёт и поистине космического масштаба!

Ди'Анно же постоянно опаздывал, мог в самый ответственный момент сорвать голос, его то и дело валил с ног тяжкий абстинентный синдром. С ним пытались говорить, по-хорошему, по-дружески. Ничего не помогало! Да что там - совсем недавно, пару лет назад, когда ему было уже за пятьдесят, он снова ухитрился попасть на нары за незаконное пользование государственными пособиями, которые он получал, утверждая, что не может работать по болезни. Он предоставлял государственным органам всякие подложные справки, и по ним, введенный в заблуждение Собес Её Величества, выплатил ни много ни мало 45.000 фунтов! Горбатого могила исправит, в самом деле...

Да и сам Ди'Анно это понимал. "Было ведь не так, чтобы я время от времени "всосал" дорожку-другую кокаина; я делал это постоянно, круглосуточно, в режиме нон-стоп... и тут группа подписалась на какие-то поистине бесконечные туры, они должны были идти месяцы, годы, и я понял, что кончусь раньше, чем эти гастроли. Такого я бы не перенес. Это было слишком". В общем, в октябре 1981 года он был уволен единогласным решением общего собрания коллектива под председательством Стива Харриса, собственно, художественного руководителя и гитариста Iron Maiden. Вскоре место Ди'Анно занял Брюс Дикинсон - и это был верный шаг к новой музыке, новому имиджу и новым успехам!

Впрочем, на самом деле "ангажемент" Дикинсона в Iron Maiden случился даже раньше, еще в августе, на Рэддигском фестивале, где он, в белоснежной футболочке и джинсах-тянучках, весьма артистично "работал" с Samson. Его выступление видели ошивавшиеся среди публики Стив Харрис, и менеджер Iron Maiden Род Смоллвуд. Про Брюса Дикинсона им было известно, что во время какого-то концерта в Лондоне, от его вопля (правда, с применением микрофона) лопнул огромный стеклянный шар под потолком, после чего за ним закрепилось прозвище "Воздушная Сирена". Смоллвуд тут же получил от Харриса задание - после шоу привести вокалиста "для разговора"; таким образом, еще до официального увольнения Ди'Анно, замена ему была уже найдена. Ну, а сам Брюс утверждает, что мечтал петь с Мэйден аж с 1980 года, когда те так резво "поддержали" Samson на выступлении в лондонском клубе Music Machine, что все позабыли, кто же на самом деле хэдлайнер! Брюса также впечатлило то, что у Харриса и его коллектива всегда было четкое представление о том результате, которого они должны были достичь, и план по которому надо действовать. У них был профессиональный персонал, превосходный менеджер, контракт с большим лейблом. Всё это в корне отличало их от Samson...

В общем, они нашли друг друга. История гласит, что Дикинсона попросили выучить для прослушивания шесть песен из репертуара Iron Maiden, он осилил пятнадцать. Но музыканты, сыграв с ним десять композиций подряд, убедились, что он тот, кто им нужен, а потом пошли в паб выпить за успех будущей совместной работы. Это была последняя проверка - приглядывая за Дикинсоном, Харрис пытался понять, как он относится к алкоголю. Ди'Анно ему хватило, это точно! Но всё закончилось благополучно.

Наступил сентябрь 1981 года, уже тогда началась и совместная работа. Были сделаны кое-какие демо-записи, а 15 ноября Брюс впервые вышел с Iron Maiden на сцену лондонского театра Rainbow, а потом они поехали в небольшой тур по Италии. Известно, что к этому времени ими были сочинены, отрепетированы и "обкатаны" на публике композиции "Children Of The Damned", "Run To The Hills", "22 Acacia Avenue" и "The Prisoner". Все они впоследствии вошли на альбом 'The Number Of The Beast'.

Iron Maiden
The Number Of The Beast, 1982 (EMI)

Invaders
Children of the Damned
The Prisoner
22 Acacia Avenue
The Number Of The Beast
Run to the Hills
Gangland
Hallowed Be Thy Name

Брюс Дикинсон — вокал
Дейв Мюррей — гитара
Адриан Смит — гитара, бэк-вокал
Стив Харрис — бас гитара, бэк-вокал
Клайв Бёрр — ударные
Невозможно сказать точно, когда группа приступила к сочинению остального материала для альбома, но одно известно наверняка - к моменту их появлению в студии в январе 1982 года готово было гораздо меньше песен, чем было готово перед записью, например, 'Killers'. Это был также первый диск с участием Дикинсона. Он, хотя и исполнил все вокальные партии, даже не был указан в составе группы на первом издании, так как имел контракт с другой компанией, и это могло закончится иском. Хотя, по его словам, даже принял "моральное" участие в создании песен "Children Of The Damned", "The Prisoner" и "Run To The Hills". Что в его понятии означает "морально", сказать трудно - может, он просто бегал кругами и кричал: "Да пацаны, здорово, давайте в том же духе!" Или давал с умным видом какие-нибудь советы, сидя в углу - я не знаю, я там не был... Но главная роль Дикинсона заключалась, на мой взгляд, не в каком-то его участии в сочинении или аранжировке материала. Гораздо важнее то, что весь репертуар с тех пор был "заточен" под его вокал, под его "подачу" и имидж - таким образом, он выступил чем-то вроде "музыкального ориентира". Можно сказать, что основной композитор Iron Maiden, Стив Харрис, сделал на этом альбоме ставку на Дикинсона и только на него. И не ошибся!

Некий вклад в написание песен впервые внесли также Адриан Смит и Клайв Бёрр. Адриан стал соавтором Харриса при написании композиции "The Prisoner", и он же, при помощи Бёрра, сочинил песню "Gangland". В большей степени легендарная "22, Acacia Avenue" - его работа. Надо сказать, что Бёрр работал над музыкой Iron Maiden тогда в первый и в последний раз - спустя примерно год его из группы уволили... Ни при делах при сочинении музыки оказался только Дейв Мюррей - Стив Харрис "отстранил" его от работы из-за "слишком явной приверженности блюзу" (исключение - "Total Eclipse", но она в оригинальном варианте на альбом так и не вошла). Ну, а теперь надо бы немного подробнее рассказать о том, что же они там насочиняли.

Заглавная композиция (она открывала "вторую сторону" виниловой пластинки) - одна из самых запоминающихся, во многом, благодаря тому самому вышеупомянутому монологу-вступлению из Библии про "число Зверя". Хотя переводов Библии на английский за все времена было сделано довольно много, данный отрывок не является прямой цитатой какого либо из них. Как уверяют знатоки, более всего он напоминает пару стихов (12:12 и 13:18) из так называемой Библии Короля Якова 1611 года издания, хотя оригинальный текст значительно изменен.

В переводах 'Откровений Святого Иоанна' на русский вы можете найти нечто подобное: "И даны были зверю уста, говорящие гордо и богохульно и дана ему власть действовать. И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтоб хулить имя его и жилище его и живущих на небе. И дано было ему вести войну со святыми и победить их, и дана ему была власть над всяким коленом и народом и языком и племенем... И никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет начертание или имя зверя или число имени его. Здесь мудрость, кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое, число его - шестьсот шестьдесят шесть".

При этом, как не раз отмечал Стив Харрис, отмахиваясь от очередных обвинений в "дьяволопоклонничестве", в текстах не идет речь о Сатане, речь идёт о Звере, который был послан Сатаной. Вообще, Харрис не уставал твердить, что в целом идея песни появилась у него вовсе не на почве великого почитания Сатаны или, напротив, любви к Библии. Навеял её обычной ночной кошмар, который он пережил после просмотра теперь уже классического мистического триллера, а в ту пору - киноновинки 'Омен 2: Дэмиен'. Что не удивляет... Зато Харрис удивил всех позже, когда вдруг поведал, что в словах это песни гораздо сильнее "библейского" прослеживается влияние поэмы шотландского поэта Роберта Бернса 'Тэм о’Шентер' (1790) - про то, как один завсегдатай паба схлопотал "белочку". Видно, тема алкогольного делирия после всех этих историй с Ди'Анно не давала Харрису покоя!

Забавна история голоса, зловеще произносящего вышеозначенную цитату, и известного теперь всякому металлисту. Голос должен был быть мужественным и таинственным, произнести слова следовало с определенным драматизмом, а никто из группы такими данными, увы, не обладал. Решили пригласить актера, да еще какого! Работу предложили весьма известному по фильмам ужасов Винсенту Прайсу. Однако... у Прайса оказался не только "адский" голос, но и адский прайс! Он заломил за свои услуги немалую сумму - 25.000 долларов. В общем, Прайс оказался в те годы "по карману" только Майклу Джексону (он читал монологи на его альбоме 'Триллер'). Пришлось искать альтернативу.

"адский" голос Iron Maiden - телевизионный актер и радиоведущий Барри КлейтонЗа дело взялся один местный (опять же, с БиБиСи) телевизионный актер и радиоведущий, Барри Клейтон. Клейтон вообще-то в гробу видал и тяжелый рок, и Iron Maiden, но работу свою выполнил настолько хорошо, что с годами вошел в историю группы, стиля и вообще стал... настоящим кумиром среди металлистов! Не знаю, как сам актер воспринимал такую славу, но когда не так давно он скончался в возрасте 80 лет, скорбели по нему прежде всего и более всего именно фанаты тяжелой музыки!

И если уж мы заговорили о голосах, то обратим внимание на еще один маленький факт. В финале вступления к заглавной композиции вы можете слышать, вероятно, самый громкий и истошный вопль, который когда-либо испускал Брюс Дикинсон. Вопль этот шел, как говорят, от души - несколько часов кряду продюсер Мартин Бёрч заставлял вокалиста повторять его снова и снова, пока тот не дошел до полного отчаяния и едва уже не плакал от злости и обиды. "Тогда я никак не мог понять, зачем он так со мной?" - вспоминает Дикинсон. "Но теперь... теперь-то я понимаю!"

Как свидетельствуют все официальные источники, вторая композиция диска, "Childen Of The Damned", "Дети Проклятых", была создана Харрисом тоже не на пустом месте, а под впечатлением книги Джона Уиндема 'Кукушки Мидвича'. Точнее, её экранизации, фильма начала 60-х 'Деревня проклятых'. Сюжет довольно забавный - там какие-то инопланетяне усыпляют население целого городка и за одну ночь оплодотворяют всех местных женщин. К сожалению, сам процесс не показывают, а только результат - довольно неприятных детишек с холодными глазами, у которых бог весь чего на уме... Впрочем, когда несколько лет назад Дикинсон беседовал в своем радиошоу с еще живым тогда Ронни Джеймсом Дио, то заявил, что песня навеяна не столько упомянутым выше фильмом, сколько композицией Black Sabbath "Children of the Sea". Но - напомню еще раз – официально Дикинсон её автором не является...

Третью композицию, "The Prisoner", снова предваряет некий монолог. Надо пояснить - сама песня являлась "воспоминанием" об одноименном культовом британском телесериале 60-х, с Патриком МакГуэном в главной роли, который участники группы, безусловно, смотрели в детстве - о неких пленниках таинственной деревни, которые не знают, кто они и зачем их здесь держат, не помнят даже своих имен, и откликаются на номера. Решено было включить в песню запись ключевого монолога главного героя, под номером 6, завершавшегося эпохальной фразой: "Я не номер, я свободный человек!" Саму звуковую дорожку с монологом им помог отыскать в архивах БиБиСи как раз тот самый Томми Вэнс, о котором я уже писал выше. Но все равно требовалось получить разрешение МакГуэна - хотя бы приличия ради...

Звонить актеру, который жил в то время в Лос-Анджелесе, поручили Роду Смоллвуду - тот, видимо, был большим поклонником сериала и МакГуэна считал чем-то вроде бога-олимпийца, с которым он, жалкий червь, даже разговаривать не достоин. В общем, все по сей день со смехом вспоминают, как он робел, краснел, потел и ходил кругами вокруг телефона, прежде чем взялся неверной рукою за трубку... "Как, как вы сказали - Iron Maiden? Это что - рок-группа? Ну, тогда за дело!" - услышал он в ответ, и альбом украсил голос еще одного замечательного актера. А кроме того в песне мы слышим, наверное, самые канонические и показательно – "мейденовские" гитарные партии. Интересно, что на альбоме 1984 года у песни появилось продолжение, там описаны новые приключения "номера 6" - это композиция "Back In The Village".

Следующая вещь, "22, Acacia Avenue", напротив, сама логически продолжала сюжет песни "Charlotte The Harlot" с первого, одноименного с группой альбома - 'Iron Maiden'. Её авторами значатся Харрис и Смит, но написал её на самом деле именно Смит, да ещё и за несколько лет до появления в Iron Maiden, в нежном 18-летнем возрасте, для своей прежней группы - Urchin. Стив Харрис, побывавший тогда на их концерте, запомнил её и позже решил видоизменить и приспособить для репертуара Iron Maiden. Смит, в общем, не возражал. Только поражался тому, что Харрис запомнил эту песню на все эти годы; а вот я не удивлён. Она, на самом деле, одна из самых ярких и запоминающихся вещей на альбоме - если говорить о мелодиях, например... Что касается названия, то это просто адрес, находящийся якобы в Ист-Энде, где жила якобы проститутка по имени Шарлотта. Многие участники группы, включая и автора песни "Charlotte The Harlot" Дэйва Мюррея, уверяли, что Шарлотта - персонаж из жизни и сюжеты обоих песен основаны на каких-то реальных событиях. Ну, им виднее. Однако замечу, что адреса такого - 22, Acacia Avenue - в Ист-Энде нет, хотя он есть где-то на северных окраинах Лондона... Вот только проституция в таких местах обречена на коммерческий провал - "спальный" район, обычный двухэтажный домик, типичная "семейная" английская застройка. Интересно, не достают ли его обитателей фанаты Iron Maiden?

А вот лаконичная и быстрая "Run To The Hills", на самом деле, первой проложила дорогу к успеху всего альбома, став первым его синглом, да ещё и вошедшим в первую десятку британского хит-парада! Композиция повествует о весьма печальной странице в истории человечества, о геноциде коренного населения Северной Америки белыми поселенцами (всего было истреблено от 2 до 15 миллионов человек, по разным оценкам). И хотя мы слышим в песне слова "хороший индеец - ручной индеец", напоминающие известное высказывание американского генерала Шеридана "хороший индеец - мертвый индеец", Iron Maiden рассматривают проблему с двух сторон - с точки зрения белых и с точки зрения краснокожих, оставляя слушателю право делать выводы самим. Тем не менее, "на всякий случай", в США сингл с композицией было решено не выпускать... Впрочем, проблем там и так хватило - но об этом чуть позже. Вообще, эти игры с историческими и политическими темами до добра не довели!

Другая "боевая" композиция, "Invaders", открывала альбом и приоткрывала героическую страницу английской истории - там шла речь о героическом сопротивлении саксов нашествию викингов. Как отмечает Стив Харрис, она также была продолжением еще одной ранней песни, "Invasion". Забегая вперёд скажу, что эту серию "музыкальных батально-исторических полотен" продолжил потом "боевик" "The Trooper", уже со следующего альбома. Там, рассказывая о крымской войне 1853—1856 года, они описали гибель британского солдата от руки русских. Цензоры в СССР сочли, что композиция, таким образом, призывает к отмщению и немедленно наложили запрет на все творчество группы, о чём я уже упоминал выше.

Предпоследняя песня альбома, "Gangland", поднимает тему "криминального беспредела". В ней можно слышать некие далекие отголоски джаза - музыки 30-х годов, и сделано это для более полного воспроизведение атмосферы тех лет, когда все говорили о чикагской мафии, Аль-Капоне и так далее. И попала она на альбом, можно сказать, случайно. Одна из двух песен "Gangland" и "Total Eclipse", должна была занять вторую сторону сингла ‘Run To The Hills’. Другая, соответственно, остаться на альбоме. Обе эти композиции сочинялись на ходу, фактически, в студии, осмысленный выбор сделать не удалось, о чем впоследствии сожалели все. Релиз сингла должен был состояться раньше альбома, и в спешке они просто отдали для него ту вещь, которая была уже полностью готова – то есть записана и сведена. Волею судеб это оказалась "Total Eclipse". Особенно по этому поводу переживал после Стив Харрис; однако, что сделано, то сделано... Тем не менее, когда альбом переиздавался позже, эта ошибка была если не исправлена, то подкорректирована - и "Total Eclipse" просто добавили как бонус-трек. "Total Eclipse", кстати, повествует о конце света - вследствие какой-то экологической катастрофы... Некоторые источники утверждают, что эту песню написал еще Пол Ди’Анно - это не так. Её авторы - Харрис, Мюррей и Бёрр.

А мы с вами добрались до финала альбома, композиции "Hallowed Be Thy Name", одной из самых лучших в арсенале группы и по сей день! Это музыкальная исповедь узника, приговоренного к смертной казни через повешение, весьма "благодатная" тема! И тут группе удалось "развернуться" и в музыкальном, и в лирическом плане. Для того, чтобы не сковывать полет своей фантазии, они мудро решили увеличить длительность песни, создавая в начале её некий "саспенс", а затем угощая слушателя душераздирающей развязкой. Сделанная по всем правилам хорошего кино, "Hallowed Be Thy Name" позволяла Дикинсону устраивать на сцене настоящий "театр одного актера", за что он её страстно любит и по сей день... Вместе с двумя другими композициями альбома, "The Number Of The Beast" и "Run To The Hills" она до сих пор обязательно звучит на каждом концерте Iron Maiden!

Но, всё-таки, самым звучным "аккордом" этого альбома была его обложка! Художник Дерек Риггс, по кличке "Раз и кишки в таз", к тому времени был уже известен другими своими работами для Iron Maiden. Риггс, фактически, самоучка - он хотя и посещал одно время художественную школу, но был отчислен оттуда из-за многочисленных жалоб преподавателей на то, что вместо амфор и безруких греческих изваяний рисовал на уроках "всякие мерзости". Вершиной его "мерзостей" стал портрет некоего лоботомированного зомби с крышкой на черепе, "Электрического Матфея", который он создал в качестве обложки для какой-то панк группы. Но лейбл-заказчик в то время больше беспокоился о продвижении Iron Maiden, и несколько видоизмененный Матфей украсил их дебют; с тех пор его переименовали в "Эдди" (он же "Эдди-Голова"), он оброс "хаером" (хотя первоначально был лыс, как колено) и неизменно появлялся потом практически на всех релизах группы, став ее символом, талисманом, товарным знаком... иконой, если хотите!

Не был исключением и 'The Number Of The Beast'. Правда, та "картина ада", которую мы можем лицезреть на этой поистине "эпохальной" обложке, изначально была задумана для одного из синглов, ‘Purgatory’. Но когда Род Смолвуд увидел её, еще в 1981 году, то просто пожалел отдавать "на какой-то сингл", и упросил Риггса быстренько нарисовать что-нибудь еще, а его главное творение приберёг до 1982 года! И не прогадал... Вероятно, это одна из самых известных обложек в истории рок-музыки - например, в 2011 году она заняла шестое место в списке лучших обложек альбомов всех времен по мнению читателей интернет-издания Music Radar. Как и всякое великое творение, она не раз пародировалась - не только металлистами (группа Stormtroopers Of Death и альбом 'Bigger Than The Devil'), но и поклонниками других музыкальных стилей (один штатовский хип-хоп лейбл, например, сделал футболки по её "мотивам")...

Сюжет полотна, по словам Риггса, перекликается с книгой комиксов ‘Доктор Стрейндж’, которую он нередко листал в детстве, и особенно ему запомнились иллюстрации, на которых некий огромный злодей управляет доктором как марионеткой, дергая за ниточки. Так и созрел в его мозгу образ гиганта Эдди, управляющего маленьким и красным, словно варёный рак, дьяволом. Что касается окружающего пейзажа, то он навеян "средневековыми христианскими изображениями ада, где полно подобных сцен". Забавно, но первые тиражи альбома вышли с "полиграфической ошибкой" - небо в аду было безмятежно голубым, хотя задумывалось как серое... Впоследствии небесам вернули тягостный стальной цвет, как того и хотел Риггс, но обложка, на мой взгляд, сразу лишилась какого-то шарма, легкого, мимолетного юмора, что ли.

Впрочем, у многих людей чувство юмора отсутствует напрочь - это факт. Особенно серьезно, прямо-таки в штыки, восприняли 'The Number Of The Beast' американские религиозные фанатики, хотя на почитаемых ими иконах можно отыскать вещи и пострашнее... Как-то они все забыли, что "iron maiden", то есть "железная дева", изначально была орудием инквизиции, то есть борьбы с Сатаной; не замечали и того, что Эдди выступает не как адский персонаж, а как герой, способный вступить в борьбу с "силами ада" на равных, да и цитируется в заглавной композиции отнюдь не Сатанинская Библия! Как замечал впоследствии Род Смоллвуд, "мы были молоды и... поклонялись много чему, красивым девкам, тачкам... но вот дьявола среди всего этого как-то не числилось".

Тем не менее, когда группа в ходе мирового турне 1982 - 1983 года The Beast On The Road (аж 180 концертов в 18 странах) выступала в США, она частенько сталкивалась с весьма резкой критикой в свой адрес, бойкотами и протестами. То и дело приходилось публично опровергать обвинения в "сатанизме", "дьяволопоклонничестве" и терпеть всякие хулиганские выходки. Довольно неприятно было, как вспоминает Стив Харрис, слышать, когда какой-то мудак во время концерта где-то на юге США, заорал, когда они покидали сцену - "Гнить вам в аду! В аду гнить!" Компании "добрых христиан", вдохновляясь временами инквизиции, решили повсеместно устраивать костры из пластинок Iron Maiden; но на подобные акции власти разрешения не дали, ссылаясь на то, что ядовитый дым и испарения от горящего винила повредят экологии. Тогда в дело был принят альтернативный вариант, и пластинки принялись публично крушить молотками. Доходило до нелепостей, и Брюс Дикинсон до сих пор со смехом вспоминает, как одну из концертных площадок "пикетировал" субъект с огромным четырехметровым деревянным крестом. Он с трудом волочил несоразмерной длинны предмет, отирая пот, но упорно продолжал наматывать круги... Всё это, к слову, было неплохой рекламой - с этим единодушно соглашаются и Харрис, и Дикинсон. Ну, вот представьте сами - взяли бы у нас и отпустили Pussy Riot тихо и с миром. Говорил бы сегодня о них весь мир? Так и тут - не удивлюсь, если лейбл бесплатно предоставлял груды "зависших" на складах старых дисков религиозным организациям для публичного уничтожения под бдительным оком теле и фотокамер...

Был еще один приметный инцидент. Вышеупомянутый тур завершался концертом в нью-йоркском зале "Палладиум". Рекламировала его забавная афиша. Как раз в то время в печати писали об Оззи Озборне, который откусил голову летучей мыши, брошенной на сцену. На этой "волне" афишу и украсил Эдди, державший в руках откушенную голову самого Оззи Осборна! Но менеджмент "великого и ужасного" тут же "наехал" на Смоллвуда, пообещав "откусить голову ему самому", и афишу быстренько сняли и уничтожили. И теперь она - настоящий рок-антиквариат, мечта любого коллекционера!

Вообще, это большой вопрос, помогал ли группе Сатана во время записи альбома, или наоборот... В прессе в то время писали (а участники группы никогда не опровергали таких утверждений), что в студии постоянно приключались весьма странные штуки - внезапно гас и снова зажигался свет, ломалось оборудование, самопроизвольно образовывались "пятна холода", слышались странные звуки, а у персонала даже были какие-то "видения"... Всё это трудно доказать документально, особенно теперь, но один факт сомнения не вызывает. Как-то завершив очередной день работы над альбомом, продюсер Мартин Бёрч сел в свой "Рендж Ровер" и поехал домой. И тут путь ему перегородил мини-вэн - затормозить и избежать столкновения Бёрч не успел. Уже тогда его неприятно поразил тот факт, что мини-вэн был полон... монашек! Когда на следующий день он поехал в автосервис и получил счет за ремонт, то едва не рухнул - ему полагалось уплатить ровно 666,66 фунтов! "Люди обычно не верят, когда я им это рассказываю, но это правда, как и то, что на следующий день он поехал назад и попросил исправить сумму на 667 фунтов" - рассказывает Харрис. "Но с нами он тогда записал только одну 'богопротивную' песню, а до этого он уже 'натворил' много чего похуже с Black Sabbath!"

Действительно, в этом смысле продюсер Мартин Бёрч, пять недель кряду в лондонской студии Battery записывавший альбом 'The Number Of The Beast', невинным агнцем не был. Он сидел за пультом с конца 60-х и славу ему принесли альбомы Deep Purple. Кроме Deep Purple и Iron Maiden впоследствии он работал с Rainbow, Paice, Ashton & Lord, Whitesnake, Fleetwood Mac, Wishbone Ash, Black Sabbath, Blue Oyster Cult. Однако Iron Maiden он любил особенно. Не раз он сравнивал их с другой великой британской группой, Deep Purple, находя много общего в текстах, мелодиях, да к тому же у них уже был даже свой 'Made In Japan' - альбом 'Maiden Japan', записанный тоже в Японии "живьем". Он вспоминает: "Редко мне попадались такие энергичные группы, как эти две. Но разница была, и была существенна... Конечно, в обоих случаях это был мелодичный хард-рок, но я не думаю, что можно сравнивать их друг с другом тупо. Я вообще взялся продюсировать их потому, что хотел "вырываться" из "семьи Purple" со всеми их сольными проектами. Этих еще не взяла в оборот 'система звезд' и они оставались очень человечными". В самом деле, Бёрч полюбил их, как родных детей, и даже закончил свою активную музыкальную деятельность в 1992 году альбомом Iron Maiden 'Fear Of The Dark'...

Есть ли смысл рассказывать об успехе, выпавшем на долю 'The Number Of The Beast', который возглавил национальный хит-парад уже через 48 часов после выхода? Вряд ли, ведь всё это и так очевидно. Как и то, что он однажды попал в список "1001 альбом, который вы должны услышать до того, как умрёте". Кстати, мой вам совет - не затягивайте... Не буду перечислять и многочисленные кавера и трибьюты с композициями 'The Number Of The Beast'. Один только случай, пожалуй, упомяну - в октябре 2002 года Dream Theater сыграли весь этот альбом целиком в парижском зале La Mutualite, и запись была после выпущена. Можете поинтересоваться. А годом ранее, в 2001 году, БиБиСи включили 'The Number Of The Beast' в свой цикл "классики" (Classic Albums), и был снят документальный фильм, в котором участники группы сами рассказывают историю его появления и записи... И там Дикинсон произносит в финале: "Вы знаете, ведь на самом деле это был совсем простой альбом... но правильный!"

Ну, а мы, в 1983 году, принесли этот "правильный" винил "на толпу" и удачно поменяли на какой-то Judas Priest; еще и денег нам "добили", кажется - "присты" тогда всё еще котировались гораздо выше "мейдена", которые еще год-другой оставались для основной массы наших меломанов "темной лошадкой". Запись диска на магнитной ленте прожила в моей фонотеке лет десять, не меньше, пока не была заменена на соответствующий компакт-диск. Он и ныне там!