Интервью с группой Janus: странная история доктора Ригерта и мистера Хана

Janus

Рассказывает Дирк Ригерт

Автор: Юра „Хирург“

Бог Янус был хранителем входов и выходов, стражем врат в Древнем Риме, и потому обязан был смотреть в оба, и более того - в обе стороны сразу. Для этого у него имелось дополнительное лицо - на затылке. Двуликий бог всех "начал" (в том числе начала каждого года - отсюда название первого месяца года, январь) и со временем стал символом двусмысленности, двух сторон одной медали, так сказать. Также и в немецком дуэте Janus - один его участник, клавишник Тобиас Хан, постоянно отмалчивается; зато другому, Дирку Ригерту, приходится не только петь, но и давать интервью разным изданиям...

Дирк Ригерт и Тобиас Хан

А ведь ни тому, ни другому он не учился, что не мешает ему уже несколько лет быть одним из лиц немецкого Януса и честно отвечать на вопросы...

"Вообще-то имя Janus нашёл мой партнёр Тобиас. Он решил, что это будет хорошая идея, поскольку отразит как бы разные стороны нашей музыки и личности двух индивидуумов, составляющих ядро группы".

- Кто из вас добрый Джекил, а кто - злой Хайд? И насколько это отражается в музыке?

"Так нельзя сказать, думаю, что у нас воплощений куда больше. Человеческое существо штука сложная. В нем так много неожиданного и непознанного, что жаль ограничивать всё это лишь двумя сторонами. А если брать наше творчество, то вы обнаружите гнев и разочарование, смешанные с чёрным сарказмом. Это что касается чувств, а вообще нашу музыку трудно описать, она сочетает много различных стилей, таких как готика, метал, шансон, классика и электроника".

- Известно, что все - и боги, и граждане Древнего Рима - были, так сказать, не строго гетеросексуальны. Похоже, Янус был исключением - не хотел к случайным людям задом поворачиваться, потому и глаза имел на затылке... А как у вас с ориентацией?

"Мы два скучных гетеросексуала, у которых есть нормальные девушки - ничем интересным тебя порадовать не могу. Секс очень приятная, но довольно незначительная часть нашей жизни, и люди склонны эту часть сильно переоценивать. Тем более, однополый секс".

- Переоценить значение гомосексуалистов в культуре и истории трудно. Мудрый "голубчик" Платон первым догадался, что непобедимой будет армия, состоящая из "сладких" парочек, готовых на всё друг ради друга. И в IV веке до н.э. в Фивах прославился "Священный отряд" из 300 гомосексуалистов! Многие военные историки также видят прямую связь между победами армии Александра Македонского и наличием в ее составе значительного количества гомосексуальных пар. А Чайковский, Меркюри, Халфорд... А Анна Варни, бесполое олицетворение Sopor Aeternus? Кстати, ты должно быть знаком с «этим» лично – записывались в одной студии - как «оно» выглядит, как себя ведёт?

"Ну конечно, в жизни это совсем другой человек, мало общего с тем образом, который им создаётся в музыке и на фотографиях. Но давай не будем обсуждать других артистов в нашем интервью. Если тебя интересует Анна, то у Анны всё и спроси".

- Ну что же, тогда берём белого быка (наиболее популярное жертвоприношение Янусу) за рога: как прошли записи последнего альбома 'Auferstehung'?

"В этот раз более или менее живо. Более или менее значит, что это, так или иначе, всегда трудный и щекотливый процесс. Чтобы записать и издать альбом Janus, нужна бездна терпения, потому что мы всегда все меняем прямо на ходу. У нас своя собственная студия и благодаря этому мы можем придать каждой песне совершенный вид. Часто мы начинаем настолько погружаться во всё это, что с трудом находим дорогу назад".

- Было ли трудно записывать и координировать работу 9 сессионных музыкантов из Persephone, L`ame Immortelle, In Strict Confidence, классического оркестра из 16 человек и хора из 13 человек?

"Нет! С нами за последние десять лет сотрудничало столько музыкантов - целая "подпольная" сеть. Если нам нужен кто-то для записи или концерта - мы просто снимаем телефонную трубку, говорим, что и когда делать, и дело в шляпе".

- Почему же вы возились с этим альбомом целых четыре года? "Потому что времени на музыку у нас осталось совсем немного, гораздо меньше, чем в период работы над ‘Vater’ (2000) или даже ‘Schlafende Hunde’ (2001). Тобиас и я работаем на обычных работах, жить с музыки даже не пытаемся, потому что если мы хотим играть такое, то это просто невозможно. Это определенно не для нас, не для Janus. А если честно, то мы просто чертовски медленно сочиняем песни".

- А я полагал, что, по крайней мере, Томас занимается только музыкой и по-прежнему записывает в вашей студии Nachtschicht другие группы. Ведь он ещё и клавишник Persephone...

"Мы больше не продюсируем все те группы, что раньше - Sopor Aeternus, L'аme Immortelle, Samsas Traum, Persephone - Тобиасу всё это наскучило. Теперь, если мы появляемся в студии, то работаем только над музыкой Janus. То же самое Persephone, проект стал в музыкальном отношении скучен для нас, Janus требует больше времени, и мы решили Persephone оставить в покое. Тем не менее, Соня и её компания выпустили второй альбом на днях - и довольно хороший!"

- Прошлый альбом, 'Schlafende Hunde' - музыкальная история двух братьев, одержимых страстью к одной женщине. К тому же богато иллюстрированная, наподобие комикса. Какой сюжет лежит в основе последней работы?

"В этот раз ничего определенного. Нам показалось, что это будет скучно. Главная мысль 'Auferstehung' в том, что человеческий разум - очень хрупкая вещь. Мы всегда думаем о себе, как о нерушимых и бессмертных сущностях. Но когда трагедия крушит наш маленький наивный мир счастья, он оказывается не более чем иллюзией. Попытаться справиться с иллюзией - вот в чем задача 'Auferstehung'. Визуальный аспект по-прежнему очень важен для нас. Образы для ‘Auferstehung’ создавал Алессандро Бавари, великолепный итальянский художник, который пишет странные и прекрасные картины, возбуждающие и пугающие одновременно".

- Вы дали не более 40 концертов за всё время существования; может, есть смысл компенсировать количество качеством - набрать актёров, поставить декорации и разыгрывать на сцене все эти ваши истории под музыку?

"Нет, я ненавижу весь этот театрализованный бред! Единственный актёр на сцене во время концерта Janus - я!"

- А как насчёт съёмок фильма или хотя бы видео?

"А вот этим было бы интересно заняться, но довольно дорого. Мы не потянем создание видеоклипа, а тем более фильма. Хотя мы могли бы так воплотить тысячи наших визуальных образов. Слишком большие проекты для маленького Janus, по крайней мере, сегодня. Но если нам подвернётся возможность сделать видео, мы сразу сделаем его!"

- А порадуете ли вы нас такими шлягерами, как "Isaak"?

"Нет, таких хитов на альбоме нет. Мне слишком не нравится “Isaak”, он действует мне на нервы. А петь “Isaak” на концертах вообще не в кайф, эта песня настоящий геморрой у Януса в репертуаре... но народу нравится".

Странно, что вы так - хорошая песня... Впрочем, как теперь относится к шлягерам про "голубой вагон" или волшебника "в голубом вертолёте" один известный детский композитор? Кто знает, кто знает... История полна загадок, чужая душа - потёмки, а уж чужой Янус и вовсе мрак бездонный!