Jason Becker 'Perspective'
100 тяжелых дисков которые сделали жизнь легче!
Автор: Юра „Хирург“
Людвиг Ван Бетховен начал терять слух к тридцати годам - так что свои лучшие произведения он создал уже абсолютно глухим. Это кажется немыслимым, но он никогда не слышал ни своей Девятой Симфонии, ни знаменитой пьесы "К Элизе"; тем более, в исполнении Rainbow и Accept. А может, оно и к лучшему?
А чтобы сочинять, слух не был нужен Бетховену - музыка просто "звучала" у него в голове, оставалось лишь записывать ноты. Должен заметить, что многие рок-композиции появляются совершенно иначе - сочинитель берется за какой-нибудь инструмент (чаще гитару или фортепиано), что-то наигрывает, наигрывает... а потом случайно возникшие удачные сочетания звуков обрабатывает и строит на их основе целые произведения. Но что будет с таким композитором, если он, к примеру, будет лишен инструмента или возможности играть на нём?
Если вы меломан со стажем или всерьез копаетесь в гитарной тематике, то никак не могли пройти мимо двух альбомов американского проекта Cacophony, весьма нашумевшего в конце 80-х - это ‘Speed Metal Symphony’ (1987) и ‘Go Off!’ (1988), смесь спида и неоклассики, исполненная на пределе человеческих возможностей. И имя одного из его участников, гитариста и композитора Джейсона Беккера вам знакомо. Юный талант, он участвовал в проекте вместе со вторым гитаристом-шредером, Марти Фридменом (позже Megadeth). Карьера стремительно летела вверх – и ему было всего 17 лет!
Забавна история о том, как раскрылись его способности. Ну, конечно, у него и папа классический гитарист, и дядя блюзмен, и учился он у музыканта, игравшего с самим Майлзом Дэвисом. Но раскрылся талант Джейсона благодаря злой шутке одного его приятеля. В 14 лет Джейсон ещё не знал Мальмстина, хотя в США уже появились его работы с группой Steeler. И вот, тот приятель решил подразнить Джейсона - он "выдрал" откуда-то соло Мальмстина, записал в ускоренной версии и дал ему послушать, уверяя, что это он сам играет. Джейсон был поражен, заело самолюбие, он решил что должен научиться играть так же. И однажды сыграл это соло - один в один! И только потом узнал правду...
Вернемся, однако, в 1989 год. Джейсон уже подумывает покинуть Cacophony. Ему стали тесноваты музыкальные рамки проекта - по его собственному признанию ему "захотелось поиграть что-то более близкое к блюзу и к хорошей поп-музыке". К тому же в одну из ночей его разбудила боль и судорога в левой ноге, и он бы забыл о ней наутро, такое бывало и раньше, но неприятные ощущения не прошли до конца. А вскоре с Cacophony пришлось ехать в последнее турне по Штатам, а после - с сольной программой в Японию. По сути, это были мастер-классы, ведь уже в 1988 году у него вышел сольный альбом 'Perpetual Burn' потрясший даже видавших виды гитарных ветеранов. Вернулся, а нога все ныла и ныла... И он окончательно решил взять тайм-аут!
Но руки не болели, так что он поучаствовал в создании альбомов Ричи Котцена и Грега Хоу, и даже предложил свою кандидатуру на вакантное место в Whitesnake. Взяли туда, однако, Стива Вэя. Вэй же оставил "дыру" в составе группы Дэвида Ли Рота (экс-Van Halen), тогда уже начинавшего запись альбома 'A Little Ain't Enough'. Майк Варни, владелец фирмы, выпускавшей диски Cacophony, как-то "шепнул" пару слов барабанщику Рота, Греггу Биссонетту о «юном гитарном гении» - и Джейсона пригласили на прослушивание. В результате он стал новым гитаристом Дэвида Ли Рота!
Вот только нога по-прежнему болела. Он даже начал порою прихрамывать, но не придавал этому значения. Больше беспокоилась мама, она постоянно твердила Джейсону, чтобы он носил джинсы посвободнее (в 80-е годы среди металлистов была мода на чрезвычайно узкие штаны, которые можно было натянуть только лежа). Тот, конечно, не слушал маму, но когда хромота вернулась в очередной раз с новой силой, согласился пройти обследование. "Вам осталось жить лет пять, десять - если повезет" - так сказали доктора двадцатилетнему парню. "У вас смертельное заболевание, боковой амиотрофический склероз. И никаких лекарств от него не существует".
Боковой амиотрофический склероз, дегенеративное заболевание нервной системы, впервые описано французским доктором Шарко, но в Америке известно как болезнь Лу Герига (так звали страдавшего им известного бейсболиста). Ежегодно эта болезнь поражает 1 из 100.000 человек. Суть её передать несложно. Упрощая, можно сравнить нервы с электропроводкой, которая питает "током" все мышцы, которые позволяют человеку двигаться, говорить, глотать - без мышц невозможно даже дыхание! Нервы повсюду собраны в пучки, вроде "витых пар". При этом "проводки", несущие сигналы в мозг от мышц и кожи (то, что мы чувствуем - боль, тепло и так далее) расположены ближе к центру нерва, а сбоку проходят те, что несут обратный сигнал от мозга к мышцам и обеспечивают их движение. Склероз можно уподобить ржавчине, которая разъедает проводку начиная с самых отдаленных участков, конечностей. Человек сохраняет чувствительность, ясный ум, но постепенно утрачивает возможность двигаться. Мышцы без движения атрофируются, исчезают. Катастрофически уменьшается вес. А когда дело доходит до дыхательной мускулатуры, человек умирает от удушья. Абсолютно осознавая все с ним происходящее...
Все это было доведено до сведения Джейсона и его родных. И что же он - отчаялся, "забил" на все, впал в депрессию? Нет. Он только спросил, можно ли ему продолжать играть, ездить в турне. "Живи как жил, и ты сам поймешь, когда придёт твой час" - ответили ему. Родным, да и ему не верилось в этот жуткий диагноз. "Мне казалось, я с этим справлюсь" - признается он. И вскоре после визита в клинику, в ноябре 1989 года, он уехал в Ванкувер, где начались записи альбома 'A Little Ain't Enough'.
Это было тяжело, но он довел дело до конца. Руки дрожали и слабели день ото дня, приходилось много раз переигрывать партии, уменьшать калибр струн. Он был вынужден кардинально изменить технику игры, разработать более медленный, гармоничный стиль - возможно, он даже больше вписывался в творчество Дэвида Ли Рота. При этом никто не догадывался о том, что он болен, кроме гитариста Стива Хантера, который как мог помогал ему. Бывало, особенно на вечеринках, Джейсон мог споткнуться и упасть, из-за чего прослыл даже крутым выпивохой. Обычно он сам над собой посмеивался, полагая, что это всё временно.
Да, это было временно - через два-три месяца он вообще уже мог ходить только с тростью. Он вернулся домой, в Глендейл (Калифорния), отказавшись от места в группе Дэвида Ли Рота. К нему переехал его отец, чтобы постоянно заботиться о нём. На сцене играть он уже просто не был в состоянии. Тем временем, альбом 'A Little Ain't Enough', вышедший в начале 1990 года, стал золотым, а Джейсон Бейкер был признан читателями журнала Guitar Magazine лучшим новым гитаристом... К сожалению, в январе 1991 года он играл на гитаре в последний раз в жизни. В компании друзей (в частности, вокалиста Бретта Таггла, работавшего с множеством артистов, от Fleetwood Mac до Джимми Пейджа) он записал кавер-версию блюзовой композиции Боба Дилана «Meet Me In The Morning». В пальцах левой руки уже не было сил, и все вибрато пришлось исполнять при помощи рычага. После этого он отложил инструмент навсегда...
"Однажды ночью мне приснилось, что я бегу. Когда я проснулся, то забыл о больной ноге, и ходил почти нормально до тех пор, пока не вспомнил - да у меня же слабость! И сразу захромал. Это доказало мне - если ты контролируешь свой разум, ты контролируешь все". Джейсон понимал - время ещё есть, ведь он ещё жив. И задумал записать второй сольный альбом, 'Perspective'. Успеть - вот все чего он хотел тогда. Шанс был.
И начал сочинять новые песни. Впрочем, был и кое-какой ранее записанный материал, вдруг оказавшийся полезным. К счастью, у него была такая штука, как Portastudio - четырёхдорожечный кассетный магнитофон, и он таскал его с собой и периодически делал кое-какие записи. Так, например, родилась одна из композиций будущего альбома, "Blue" - ещё в 1989 году, в номере отеля в Ванкувере. И ещё пьеса "Rain" - гитарную основу для неё он записал, когда гостил у одного из приятелей. Его другу и клавишнику Дэнни Альварезу оставалось лишь дополнить её симфоническими, клавишными аранжировками, строго следуя рекомендациям Беккера... Но это было сделано позже, гораздо позже.
А в начале 90-х Джейсон и его родственники все-таки пытались сосредоточиться и бороться с болезнью - диеты, альтернативные методы лечения, гомеопатия; наконец, он попробовал принимать и какой-то экспериментальный препарат, что-то вроде интерферона. Он вначале придал сил, но буквально через неделю парень оказался в инвалидном кресле, отказала вторая нога. Примерно тогда же, при поддержке музыкального журнала Guitar For The Practicing Musician и Майка Варни был организован благотворительный концерт, в котором приняли участие Алекс Школьник, Тони МакАльпин, Стю Хэмм, Ричи Котцен, Джордж Линч, Джефф Скотт Сото, Закк Уайлд, Джефф Уотсон, Стива Лукатер, Брюс Кулик... Были собраны средства, был энтузиазм родных и друзей, но с каждым днем Джейсону становилось понятнее и понятнее - исправить ничего нельзя. Вскоре он уже даже не мог разговаривать, и его отец разработал специальную систему, основанную на движениях глаз, чтобы Джейсон мог общаться с миром.
Perspective, 1996, 2001 (Shrapnel / Warner Bros Records)
Primal
Rain
End Of The Begining
Higher
Blue
Life And Death
Empire
Serrana
Meet Me In The Morning
Стив Хантер - гитары
Мэтт Биссонетт - бас
Грегг Биссонетт - барабаны
Джейсон Беккер - гитары, клавишные
Бретт Таггл - вокал, перкуссия
Майкл Ли Фиркинс - гитара
Майк Бемесдерфер - флейта, клавишные
Дэнни Альварез - пианино, клавишные, синтезатор
Гэри Швонтез - бамбуковая флейта
Стив Перри - вокал
И настал день, когда он взялся за 'Perspective' с утроенной энергией. С 1994 по 1995 год процесс шел полным ходом. Один из его друзей, Майк Беменсдерфер, специалист по компьютерной музыке, познакомил его со специальной компьютерной программой. Теперь, используя Macintosh, связанный с синтезатором, он мог создавать, аранжировать и даже записывать музыку с помощью остаточных движений в правой руке и движений глаз. Все, что ему осталось.
Несмотря на это, работа виделась ему довольно простой, поскольку все мелодии, аранжировки и нюансы сведения он видел в "своей голове от начала и до конца безо всяких усилий". Его верные друзья, великие музыканты, были готовы выполнять все его указания. Оставались, однако, трудности на чисто физическом, механическом уровне, из-за которых процесс шел довольно медленно. Но шёл!
Альварезом были доделаны аранжировки к "Blue", "Rain", а также для "Empire" и "Primal" (на всех этих композициях звучат гитарные партии Беккера, записанные ещё до 1991 года). "Primal" особенно интересна тем, что тут звучат экзотические инструменты, вроде бамбуковой и дождевой флейты, а также голос Стива Перри (Journey).
Другая половина композиций создана Беккером уже в состоянии практически полной неподвижности. Неоклассическая вещь "End Of The Beginning" приснилась ему от начала и до конца, и является вариацией на тему канона ре мажор Иоханна Пахельбеля (это один из "стандартов" классической музыки). Гитарное соло здесь написано Беккером, а исполняет его Майкл Ли Фиркинс. Эпический номер "Life And Death" Джейсон представил как некий саундтрек к своей судьбе - кстати, это последняя написанная им для 'Perspective' песня. Примечательна пьеса "Higher", хорал в двух частях, где спели участники группы Бобби МакФеррина - Bobby McFerrin's Voicestra. Самого-то МакФеррина вы точно помните, по песенке «Don't Worry, Be Happy»...
Одну из композиций Беккер посвятил своей девушке, Серране. "Serrana" - необычная смесь джаза и барокко-рока. Здесь его отец Рон сыграл на акустической гитаре (но партии записаны задом наперед, для достижения психоделического эффекта), а соло на трубе исполняет сам Беккер - понятное дело, она синтезирована им на компьютере. Кстати, "Serrana" была сочинена давно, и исполнялась в виде гитарного этюда ещё с Cacophony...
Из других участников записи надо упомянуть барабанщика Грега Биссонетта, его брата Мэтта, который играл на бас-гитаре, гитариста Стива Хантера, Беменсдерфера, который сыграл на флейте и клавишных, брата Джейсона, хор девушек из Сан-Франциско - в общем, это был внушительный коллектив под управлением Беккера! А записанная в 1991 году «Meet Me In The Morning» была добавлена бонусом.
В примечаниях к диску Джейсон написал: "Я болен боковым амиотрофическим склерозом. Он искалечил мое тело, я не могу говорить, но у меня ясный ум... Я верю, что меня излечат, но если нет, то нет. Все равно мне в какой-то степени повезло. Я окружен друзьями, теми, кого я люблю, кто не дает мне забыть о внутреннем огне, надежде и вере. Многим людям с физическими недостатками недоступна такая роскошь".
Вам уже понятно, что 'Perspective' это вовсе не типичная работа гитариста-шредера, хотя гитары там достаточно - разной, удивительной. Это более глубокая, разнообразная работа, простирающаяся по стилистике от музыки нью-эйдж и неоклассики до блюза и рока. Это достоверное отражение внутреннего мира Джейсона Беккера, его прорыв как композитора мирового уровня. После этого он даже получил лестные сравнения с Паганини, Бетховеном, Брамсом...
Недаром же это и его любимая пластинка! Она была закончена в 1995 году, и издана в следующем году в Японии. И переиздана 22 мая 2001 года на Warner Bros благодаря усилиям Эдди Ван Халена. Впервые Эдди навестил Джейсона в сентябре 1996 года, уже после записи альбома, и пообещал, что альбом непременно выйдет на Warner Bros. После этого они не теряли связь, Эдди делал очень многое для семьи Беккера и сдержал слово - диск всё-таки был переиздан.
К сожалению, в начале 1997 года Джейсон уже не мог глотать; лежа, он и дышал с трудом. Его час пробил - он умирал. Его доставили в больницу для того, чтобы сделать гастростомию, вставить трубку прямо в желудок для искусственного питания. Но пока он лежал в ожидании процедуры, дыхание остановилось. Медсестра просто вышла из палаты, давая ему возможность упокоиться с миром без лишних мучений. Так же как и большинству больных болезнью Лу Герига на этой стадии. Но судьба распорядилась иначе! В последнюю минуту в палату ворвалась его тогдашняя девушка, Серрана. Она подняла на ноги докторов, вызвала родных. Джейсону все-таки дали кислородную маску, сделали трахеостомию (трубка в трахею), подключили к аппарату искусственного дыхания, произвели гастростомию. Он перенес клиническую смерть, но остался жить!
Но главное то, что Джейсон Беккер продолжает записывать и издавать альбомы. Это обработанные им сборники демо-записей ‘Raspberry Jams’ (1999), ‘Blackberry Jams’ (2003) и ‘Collection’ (2008). Такое возможно при помощи компьютерной программы, которая соединяет видеокамеру, глазные датчики и монитор. Глаза используются как мышка - курсор перемещается туда, куда ты смотришь. Если ты останавливаешься или моргаешь, происходит клик. Это требует времени и тренировки - но вполне, как видите, работает!
Тем более, что музыка по-прежнему навещает Джейсона Беккера: "Часто когда я медитирую или закрываю свое сознание от времени, ко мне приходят целые симфонии". Он всё ещё жив, вопреки всем прогнозам, и этот факт был отмечен в апреле 2011 года очередным благотворительным фестивалем при участии его друзей-музыкантов. А в 2012 году должен выйти документальный фильм о музыканте, "Perpetual Burn: The Story Of Jason Becker". И, как мне кажется, Джейсон его обязательно увидит!