Jason Becker 'Perspective'

Jason Becker

100 тяжелых дисков которые сделали жизнь легче!

Автор: Юра „Хирург“

Людвиг Ван Бетховен начал терять слух к тридцати годам - так что свои лучшие произведения он создал уже абсолютно глухим. Это кажется немыслимым, но он никогда не слышал ни своей Девятой Симфонии, ни знаменитой пьесы "К Элизе"; тем более, в исполнении Rainbow и Accept. А может, оно и к лучшему?

Джейсон Беккер

А чтобы сочинять, слух не был нужен Бетховену - музыка просто "звучала" у него в голове, оставалось лишь записывать ноты. Должен заметить, что многие рок-композиции появляются совершенно иначе - сочинитель берется за какой-нибудь инструмент (чаще гитару или фортепиано), что-то наигрывает, наигрывает... а потом случайно возникшие удачные сочетания звуков обрабатывает и строит на их основе целые произведения. Но что будет с таким композитором, если он, к примеру, будет лишен инструмента или возможности играть на нём?

Если вы меломан со стажем или всерьез копаетесь в гитарной тематике, то никак не могли пройти мимо двух альбомов американского проекта Cacophony, весьма нашумевшего в конце 80-х - это ‘Speed Metal Symphony’ (1987) и ‘Go Off!’ (1988), смесь спида и неоклассики, исполненная на пределе человеческих возможностей. И имя одного из его участников, гитариста и композитора Джейсона Беккера вам знакомо. Юный талант, он участвовал в проекте вместе со вторым гитаристом-шредером, Марти Фридменом (позже Megadeth). Карьера стремительно летела вверх – и ему было всего 17 лет!

Забавна история о том, как раскрылись его способности. Ну, конечно, у него и папа классический гитарист, и дядя блюзмен, и учился он у музыканта, игравшего с самим Майлзом Дэвисом. Но раскрылся талант Джейсона благодаря злой шутке одного его приятеля. В 14 лет Джейсон ещё не знал Мальмстина, хотя в США уже появились его работы с группой Steeler. И вот, тот приятель решил подразнить Джейсона - он "выдрал" откуда-то соло Мальмстина, записал в ускоренной версии и дал ему послушать, уверяя, что это он сам играет. Джейсон был поражен, заело самолюбие, он решил что должен научиться играть так же. И однажды сыграл это соло - один в один! И только потом узнал правду...

Вернемся, однако, в 1989 год. Джейсон уже подумывает покинуть Cacophony. Ему стали тесноваты музыкальные рамки проекта - по его собственному признанию ему "захотелось поиграть что-то более близкое к блюзу и к хорошей поп-музыке". К тому же в одну из ночей его разбудила боль и судорога в левой ноге, и он бы забыл о ней наутро, такое бывало и раньше, но неприятные ощущения не прошли до конца. А вскоре с Cacophony пришлось ехать в последнее турне по Штатам, а после - с сольной программой в Японию. По сути, это были мастер-классы, ведь уже в 1988 году у него вышел сольный альбом 'Perpetual Burn' потрясший даже видавших виды гитарных ветеранов. Вернулся, а нога все ныла и ныла... И он окончательно решил взять тайм-аут!

Но руки не болели, так что он поучаствовал в создании альбомов Ричи Котцена и Грега Хоу, и даже предложил свою кандидатуру на вакантное место в Whitesnake. Взяли туда, однако, Стива Вэя. Вэй же оставил "дыру" в составе группы Дэвида Ли Рота (экс-Van Halen), тогда уже начинавшего запись альбома 'A Little Ain't Enough'. Майк Варни, владелец фирмы, выпускавшей диски Cacophony, как-то "шепнул" пару слов барабанщику Рота, Греггу Биссонетту о «юном гитарном гении» - и Джейсона пригласили на прослушивание. В результате он стал новым гитаристом Дэвида Ли Рота!

Вот только нога по-прежнему болела. Он даже начал порою прихрамывать, но не придавал этому значения. Больше беспокоилась мама, она постоянно твердила Джейсону, чтобы он носил джинсы посвободнее (в 80-е годы среди металлистов была мода на чрезвычайно узкие штаны, которые можно было натянуть только лежа). Тот, конечно, не слушал маму, но когда хромота вернулась в очередной раз с новой силой, согласился пройти обследование. "Вам осталось жить лет пять, десять - если повезет" - так сказали доктора двадцатилетнему парню. "У вас смертельное заболевание, боковой амиотрофический склероз. И никаких лекарств от него не существует".

Боковой амиотрофический склероз, дегенеративное заболевание нервной системы, впервые описано французским доктором Шарко, но в Америке известно как болезнь Лу Герига (так звали страдавшего им известного бейсболиста). Ежегодно эта болезнь поражает 1 из 100.000 человек. Суть её передать несложно. Упрощая, можно сравнить нервы с электропроводкой, которая питает "током" все мышцы, которые позволяют человеку двигаться, говорить, глотать - без мышц невозможно даже дыхание! Нервы повсюду собраны в пучки, вроде "витых пар". При этом "проводки", несущие сигналы в мозг от мышц и кожи (то, что мы чувствуем - боль, тепло и так далее) расположены ближе к центру нерва, а сбоку проходят те, что несут обратный сигнал от мозга к мышцам и обеспечивают их движение. Склероз можно уподобить ржавчине, которая разъедает проводку начиная с самых отдаленных участков, конечностей. Человек сохраняет чувствительность, ясный ум, но постепенно утрачивает возможность двигаться. Мышцы без движения атрофируются, исчезают. Катастрофически уменьшается вес. А когда дело доходит до дыхательной мускулатуры, человек умирает от удушья. Абсолютно осознавая все с ним происходящее...

Все это было доведено до сведения Джейсона и его родных. И что же он - отчаялся, "забил" на все, впал в депрессию? Нет. Он только спросил, можно ли ему продолжать играть, ездить в турне. "Живи как жил, и ты сам поймешь, когда придёт твой час" - ответили ему. Родным, да и ему не верилось в этот жуткий диагноз. "Мне казалось, я с этим справлюсь" - признается он. И вскоре после визита в клинику, в ноябре 1989 года, он уехал в Ванкувер, где начались записи альбома 'A Little Ain't Enough'.

Это было тяжело, но он довел дело до конца. Руки дрожали и слабели день ото дня, приходилось много раз переигрывать партии, уменьшать калибр струн. Он был вынужден кардинально изменить технику игры, разработать более медленный, гармоничный стиль - возможно, он даже больше вписывался в творчество Дэвида Ли Рота. При этом никто не догадывался о том, что он болен, кроме гитариста Стива Хантера, который как мог помогал ему. Бывало, особенно на вечеринках, Джейсон мог споткнуться и упасть, из-за чего прослыл даже крутым выпивохой. Обычно он сам над собой посмеивался, полагая, что это всё временно.

Да, это было временно - через два-три месяца он вообще уже мог ходить только с тростью. Он вернулся домой, в Глендейл (Калифорния), отказавшись от места в группе Дэвида Ли Рота. К нему переехал его отец, чтобы постоянно заботиться о нём. На сцене играть он уже просто не был в состоянии. Тем временем, альбом 'A Little Ain't Enough', вышедший в начале 1990 года, стал золотым, а Джейсон Бейкер был признан читателями журнала Guitar Magazine лучшим новым гитаристом... К сожалению, в январе 1991 года он играл на гитаре в последний раз в жизни. В компании друзей (в частности, вокалиста Бретта Таггла, работавшего с множеством артистов, от Fleetwood Mac до Джимми Пейджа) он записал кавер-версию блюзовой композиции Боба Дилана «Meet Me In The Morning». В пальцах левой руки уже не было сил, и все вибрато пришлось исполнять при помощи рычага. После этого он отложил инструмент навсегда...

"Однажды ночью мне приснилось, что я бегу. Когда я проснулся, то забыл о больной ноге, и ходил почти нормально до тех пор, пока не вспомнил - да у меня же слабость! И сразу захромал. Это доказало мне - если ты контролируешь свой разум, ты контролируешь все". Джейсон понимал - время ещё есть, ведь он ещё жив. И задумал записать второй сольный альбом, 'Perspective'. Успеть - вот все чего он хотел тогда. Шанс был.

И начал сочинять новые песни. Впрочем, был и кое-какой ранее записанный материал, вдруг оказавшийся полезным. К счастью, у него была такая штука, как Portastudio - четырёхдорожечный кассетный магнитофон, и он таскал его с собой и периодически делал кое-какие записи. Так, например, родилась одна из композиций будущего альбома, "Blue" - ещё в 1989 году, в номере отеля в Ванкувере. И ещё пьеса "Rain" - гитарную основу для неё он записал, когда гостил у одного из приятелей. Его другу и клавишнику Дэнни Альварезу оставалось лишь дополнить её симфоническими, клавишными аранжировками, строго следуя рекомендациям Беккера... Но это было сделано позже, гораздо позже.

А в начале 90-х Джейсон и его родственники все-таки пытались сосредоточиться и бороться с болезнью - диеты, альтернативные методы лечения, гомеопатия; наконец, он попробовал принимать и какой-то экспериментальный препарат, что-то вроде интерферона. Он вначале придал сил, но буквально через неделю парень оказался в инвалидном кресле, отказала вторая нога. Примерно тогда же, при поддержке музыкального журнала Guitar For The Practicing Musician и Майка Варни был организован благотворительный концерт, в котором приняли участие Алекс Школьник, Тони МакАльпин, Стю Хэмм, Ричи Котцен, Джордж Линч, Джефф Скотт Сото, Закк Уайлд, Джефф Уотсон, Стива Лукатер, Брюс Кулик... Были собраны средства, был энтузиазм родных и друзей, но с каждым днем Джейсону становилось понятнее и понятнее - исправить ничего нельзя. Вскоре он уже даже не мог разговаривать, и его отец разработал специальную систему, основанную на движениях глаз, чтобы Джейсон мог общаться с миром.

Jason Becker
Perspective, 1996, 2001 (Shrapnel / Warner Bros Records)

Primal
Rain
End Of The Begining
Higher
Blue
Life And Death
Empire
Serrana
Meet Me In The Morning

Стив Хантер - гитары
Мэтт Биссонетт - бас
Грегг Биссонетт - барабаны
Джейсон Беккер - гитары, клавишные
Бретт Таггл - вокал, перкуссия
Майкл Ли Фиркинс - гитара
Майк Бемесдерфер - флейта, клавишные
Дэнни Альварез - пианино, клавишные, синтезатор
Гэри Швонтез - бамбуковая флейта
Стив Перри - вокал

И настал день, когда он взялся за 'Perspective' с утроенной энергией. С 1994 по 1995 год процесс шел полным ходом. Один из его друзей, Майк Беменсдерфер, специалист по компьютерной музыке, познакомил его со специальной компьютерной программой. Теперь, используя Macintosh, связанный с синтезатором, он мог создавать, аранжировать и даже записывать музыку с помощью остаточных движений в правой руке и движений глаз. Все, что ему осталось.

Несмотря на это, работа виделась ему довольно простой, поскольку все мелодии, аранжировки и нюансы сведения он видел в "своей голове от начала и до конца безо всяких усилий". Его верные друзья, великие музыканты, были готовы выполнять все его указания. Оставались, однако, трудности на чисто физическом, механическом уровне, из-за которых процесс шел довольно медленно. Но шёл!

Альварезом были доделаны аранжировки к "Blue", "Rain", а также для "Empire" и "Primal" (на всех этих композициях звучат гитарные партии Беккера, записанные ещё до 1991 года). "Primal" особенно интересна тем, что тут звучат экзотические инструменты, вроде бамбуковой и дождевой флейты, а также голос Стива Перри (Journey).

Другая половина композиций создана Беккером уже в состоянии практически полной неподвижности. Неоклассическая вещь "End Of The Beginning" приснилась ему от начала и до конца, и является вариацией на тему канона ре мажор Иоханна Пахельбеля (это один из "стандартов" классической музыки). Гитарное соло здесь написано Беккером, а исполняет его Майкл Ли Фиркинс. Эпический номер "Life And Death" Джейсон представил как некий саундтрек к своей судьбе - кстати, это последняя написанная им для 'Perspective' песня. Примечательна пьеса "Higher", хорал в двух частях, где спели участники группы Бобби МакФеррина - Bobby McFerrin's Voicestra. Самого-то МакФеррина вы точно помните, по песенке «Don't Worry, Be Happy»...

Одну из композиций Беккер посвятил своей девушке, Серране. "Serrana" - необычная смесь джаза и барокко-рока. Здесь его отец Рон сыграл на акустической гитаре (но партии записаны задом наперед, для достижения психоделического эффекта), а соло на трубе исполняет сам Беккер - понятное дело, она синтезирована им на компьютере. Кстати, "Serrana" была сочинена давно, и исполнялась в виде гитарного этюда ещё с Cacophony...

Из других участников записи надо упомянуть барабанщика Грега Биссонетта, его брата Мэтта, который играл на бас-гитаре, гитариста Стива Хантера, Беменсдерфера, который сыграл на флейте и клавишных, брата Джейсона, хор девушек из Сан-Франциско - в общем, это был внушительный коллектив под управлением Беккера! А записанная в 1991 году «Meet Me In The Morning» была добавлена бонусом.

В примечаниях к диску Джейсон написал: "Я болен боковым амиотрофическим склерозом. Он искалечил мое тело, я не могу говорить, но у меня ясный ум... Я верю, что меня излечат, но если нет, то нет. Все равно мне в какой-то степени повезло. Я окружен друзьями, теми, кого я люблю, кто не дает мне забыть о внутреннем огне, надежде и вере. Многим людям с физическими недостатками недоступна такая роскошь".

Вам уже понятно, что 'Perspective' это вовсе не типичная работа гитариста-шредера, хотя гитары там достаточно - разной, удивительной. Это более глубокая, разнообразная работа, простирающаяся по стилистике от музыки нью-эйдж и неоклассики до блюза и рока. Это достоверное отражение внутреннего мира Джейсона Беккера, его прорыв как композитора мирового уровня. После этого он даже получил лестные сравнения с Паганини, Бетховеном, Брамсом...

Недаром же это и его любимая пластинка! Она была закончена в 1995 году, и издана в следующем году в Японии. И переиздана 22 мая 2001 года на Warner Bros благодаря усилиям Эдди Ван Халена. Впервые Эдди навестил Джейсона в сентябре 1996 года, уже после записи альбома, и пообещал, что альбом непременно выйдет на Warner Bros. После этого они не теряли связь, Эдди делал очень многое для семьи Беккера и сдержал слово - диск всё-таки был переиздан.

К сожалению, в начале 1997 года Джейсон уже не мог глотать; лежа, он и дышал с трудом. Его час пробил - он умирал. Его доставили в больницу для того, чтобы сделать гастростомию, вставить трубку прямо в желудок для искусственного питания. Но пока он лежал в ожидании процедуры, дыхание остановилось. Медсестра просто вышла из палаты, давая ему возможность упокоиться с миром без лишних мучений. Так же как и большинству больных болезнью Лу Герига на этой стадии. Но судьба распорядилась иначе! В последнюю минуту в палату ворвалась его тогдашняя девушка, Серрана. Она подняла на ноги докторов, вызвала родных. Джейсону все-таки дали кислородную маску, сделали трахеостомию (трубка в трахею), подключили к аппарату искусственного дыхания, произвели гастростомию. Он перенес клиническую смерть, но остался жить!

К 2003 года в его состоянии даже появились позитивные сдвигиК 2003 года в его состоянии даже появились позитивные сдвиги. Задвигались две-три маленькие мышцы, он начал набирать вес (кстати, тут ему помогла Лиза Рот, сестра Дэвида Ли Рота, она диетолог). За него «дышит» аппарат, его кормят через трубочку, но он не унывает, а родные и друзья изо всех сил стараются сделать его жизнь более полноценной. У него даже появилась... новая девушка, Мерилин. Да, ведь больные с такой патологией полностью сохраняют чувствительность, мужчины способны к эрекции и эякуляции. Они не могут заниматься любовью, но заниматься любовью с ними вполне возможно! Другой пациент с болезнью Лу Герига, физик-теоретик с мировым именем Стивен Хокинг, уже после того, как был парализован, заимел троих детей...

Но главное то, что Джейсон Беккер продолжает записывать и издавать альбомы. Это обработанные им сборники демо-записей ‘Raspberry Jams’ (1999), ‘Blackberry Jams’ (2003) и ‘Collection’ (2008). Такое возможно при помощи компьютерной программы, которая соединяет видеокамеру, глазные датчики и монитор. Глаза используются как мышка - курсор перемещается туда, куда ты смотришь. Если ты останавливаешься или моргаешь, происходит клик. Это требует времени и тренировки - но вполне, как видите, работает!

Тем более, что музыка по-прежнему навещает Джейсона Беккера: "Часто когда я медитирую или закрываю свое сознание от времени, ко мне приходят целые симфонии". Он всё ещё жив, вопреки всем прогнозам, и этот факт был отмечен в апреле 2011 года очередным благотворительным фестивалем при участии его друзей-музыкантов. А в 2012 году должен выйти документальный фильм о музыканте, "Perpetual Burn: The Story Of Jason Becker". И, как мне кажется, Джейсон его обязательно увидит!