Джин.

Jin

Алкосити. Елки в бутылке

Автор: Юра „Хирург“

Есть два слова, отличающиеся друг от друга лишь на одну букву, и обозначающие совершенно разные вещи, но и то и другое может быть упаковано в бутылку – это джинн и джин. Как-то бутыль с джинном посчастливилось найти в пустыне одному эфиопу. Он принялся загадывать желания - хочу быть белым, и много воды, и много женщин и... превратился в унитаз в женском туалете. Так что не будем шутить шутки с джиннами, а поговорим лучше о джине.

Джин

Голландский аптекарь, анатом и заядлый натуралист Франциск Сильвиус сделал немало полезного для науки, спас много жизней и вообще был славным парнем. Но в историю вошел не из-за этого. А благодаря тому, что народ крепко полюбил крепкую мочегонную настойку ягод можжевельника, разработанную им в 1550 году. Как же ему пришло в голову использовать можжевельник? А просто юный Франциск прилежно учился в университете, читал там труды Авиценны и римских докторов, знал про опыт борьбы посредством можжевельника с чумой, о его способности сдерживать гниение и, конечно, мочегонном эффекте. К тому же в Европе плоды можжевельника применяли в стряпне - готовили с ним кое-какие сладости, использовали как пряность. Так что талантливому аптекарю оставалось, как говорится, просто добавить воды... А вернее алкоголя! Новое лекарство нравилось больным больше горьких порошков и мерзких микстур. Вскоре его стали пить даже те, кто отродясь не ведал проблем с мочеиспусканием. А спустя четверть века это стало самым настоящим бизнесом – некто Лукас Болс начал промышленное производство джина.

На фламандском языке можжевельник - женевер. На джин похоже, но… Если происхождением напитка мы обязаны Голландии, то название было сокращено до привычного «джин» в Англии. Пойло, известное как «Голландская смелость», было завезено туда солдатами, возвращающимися из Голландии с Тридцатилетней войны. И вскоре джин стал национальным напитком Англии - благодаря Вильгельму Оранскому, некоторое время правившему Голландией и Англией одновременно. Так вот, он очень не любил Францию и потому ввел запрет на торговлю с ней. Англичане остались без французского бренди. Зато делать джин Вильгельм разрешили всем поголовно - и выпустил так, образно говоря, джинна из бутылки! К 1730 году пятая часть жителей Лондона гнала джин, причем исключительно паршивого качества. Был изведён весь окрестный можжевельник, питавшиеся им тетерева с голода стали нападать на людей, а мочегонный эффект джина вкупе с отсутствием общественных уборных привел к тому, что углы многих домов оказались подмыты. Был смыт, в частности, фундамент знаменитого Биг Бена, поэтому-то его и достроили только к середине XIX века! А до этого страна пребывала в беспробудном джиновом угаре, даже десятилетний ребенок мог спокойно купить специальную "детскую" порцию. Времена эти так и названы «горе матери». Это отражено и на гравюрах той эпохи – взять, например, ‘Джинный переулок’ художника Уильяма Хогарта, на которой пьяная мать роняет своего младенца и даже не замечает этого. А на вопрос своих детей 'Мама, а почему Земля вертится?' такие женщины обычно отвечали 'Сколько раз я тебе говорила, не пей отцовский джин'. Хорошо, что маленький Коля Коперник родился за 200 лет до того, как эта зараза начала распространятся по Европе, а то бы мы и сейчас прикладывались к папиной бутылке и раздумывали над этим вопросом. Джин стал причиной не только деградации, но и смерти тысяч людей. Власти были вынуждены принять меры - можжевельники (как у нас - виноградники) вырубать не стали, а просто постепенно культура питья была организованно направлена в "пивное русло" - рюмочные превратились в пабы, а в джин начале XX века превратился из дешевого пойла в любимый напиток местных аристократов. И не только местных!

Так уж повелось, что претензий на название "джин" никто не имеет, делают и пьют его практически во всех странах. И надпись "London Dry Gin" не означает того, что напиток сделан в Лондоне. Так называется технология производства. А производить и продавать джин можно где угодно - хоть на спутниках Юпитера. Хотя, в англосаксонских странах он более популярен и занимает по употреблению второе место после виски. Ещё подкованный Вовочка из рассказа Чехова 'Мальчики' говорил, что "в Калифорнии вместо чаю пьют джин". Впрочем, у нас сейчас чай тоже не в моде. Больше половины народа пьет пиво, остальные - водку, шампанское, вино, коньяк, вермут, ликер, а уж потом джин (6,7% населения). По технологии "London Dry Gin" сделаны отечественные джины: "Капитанский", "Старый капитан" и "Бриз". Надо сказать, что ягоды вереса (можжевельника) на Руси всегда добавляли в мед, пиво, квас и другие напитки испокон веков. А когда наши предки освоили премудрости дистилляции, то верес стали использовать для получения ароматизированных водок и настоек.

Итак, главным технологическим компонентом и виновником «елового» вкуса джина является шишко-ягода можжевельника обыкновенного. Самые лучшие созревают в лесах Италии и Югославии и содержат до 80% сахаров, 2% эфирных масел и много других полезных веществ. В джин кладут и другие пряности - кориандр, фиалковый корень, миндаль, лакрицу, мускат, кардамон… Всего до 10 компонентов, но каких – обычно это коммерческая тайна. С помощью классической английской технологии "London Dry" получают сухой джин. 96 градусный очищенный спирт высочайшего качества вполовину разбавляют чистой, деминерализованной водой и перегоняют с добавлением пряностей, чтобы насытить ароматами. Среднюю порцию дистиллята крепостью 80 градусов снова разбавляют водой от 40 до 47 градусов и не выдерживают. Пьют сразу!

Так делают самый распространенный джин в мире - Gordon's (фирму основал Александер Гордон в 1769 году) и самый колоритный – Beefeater. Рецепт последнего знают теперь только 6 человек, а разработал его в 1820 году фармацевт Джеймс Барроу. Название Beefeater (любитель говядины) подчеркивает исторические корни напитка - так дразнили солдат, стороживших во времена вышеупомянутого Вильгельма Тауэр. Есть ещё очень похожая на лондонскую технология "Plymouth Gin" и редкая разновидность "Yellow Gin". Это напиток, выдержанный в дубовых бочках из-под хереса. Исконная же, старая голландская технология немного иная – брагу из можжевеловых ягод, ячменного и ржаного сусла дважды перегоняют, выдерживают (до нескольких лет) и получают 35-градусный напиток. Наиболее распространенные марки - Bols, Bokma и De Kuyper.

Все это можно купить у нас за 25-30$ и пить в чистом виде со льдом. Также на его основе готовят более десятка классических коктейлей. Это "Бижу", "Негрони", "Бронкс", "Буравчик", "Белая Леди", "Аляска", "Джин Физ", "Том Коллинз" и, конечно, "Мартини", о котором мы достаточно говорили в прошлом выпуске AlkoCity. У джина есть своего рода «лучшие друзья». Это вермут и, прежде всего - тоник.

Солдаты британских колониальных войск в Индии употребляли смесь джина и тоника как средство против малярии - тоник содержал хинин. По старой памяти эту смесь и сейчас рекомендуют пить европейцам, оказавшимся в тропиках. Правильно приготовить «джин-тоник» непросто. В качестве образцового рецепта принято обычно цитировать отрывок из книги "Джин" англичанина Стефана Бейли: "Известный джин-тоник сделать несложно, но приготовление совершенного джина с тоником требует дотошного внимания к деталям. Только в том случае, если Вы точно придерживаетесь нижеследующих рекомендаций, вкус напитка будет полным. Делайте его должным образом, и Вы получите один из лучших смешанных напитков в мире… Вы должны использовать хорошую марку джина; вы должны использовать высококачественный тоник всегда из только что открытой бутылки; вы должны иметь свежесрезанный ломтик лимона или лайма; у Вас должен быть лед, приготовленный из дистиллированной или негазированной минеральной воды (вода из-под крана содержит много примесей...); наполните высокий прямой бокал с толстым дном на 1/3 льдом; налейте меру джина и поболтайте его немного в бокале, позволяя раскрыться можжевеловому аромату; добавьте по вкусу свежего тоника (но обычно используемая пропорция джина к тонику - это 1 к 2)".

Сегодня коктейль «джин-тоник» - самый модный в мире. Его даже разливают в алюминиевые банки, а у нас в России – ещё и в двухлитровые пластиковые бутыли наподобие колы. В составе – низкокачественный спирт, обыкновенная вода и дешёвые вкусовые добавки. От такого «джин-тоника» легко станешь гипертоником!

Говорят, один из заводов по производству «джин-тоника» в Краснодарском крае принадлежит Алле Пугачевой. Ну, пускай наша «попса» пьёт дешевые суррогаты, а мы обратим свой взгляд на настоящих металлистов самых разных стран. Самая весомая часть группы Pro-Pain, американец Гари Мескил, говорит - "Я могу опрокинуть 0.7 джина и после этого дать хороший концерт. Даже очень хороший!" В чистом виде уважает его барабанщик шведской группы Nocturnal Rites Уве Лингвалл. Норвежец Мортен Веланд (Sirenia) смело ставит джин на третье место после таких радостей, как секс и анаша. Англичанин Клайв Нолан из Arena говорит "Джин я весьма уважаю, от случая к случаю... Особенно с тоником и кусочком лимона". Участник норвежской группы Communic Оддлейф Стенсланд тоже делится своими впечатлениями: "Джин на вкус - как елка. Опасный напиток, но хороший, особенно в коктейлях". Россиянин Сергей Маврин "когда-то весьма уважал джин. Уважал серьезно и в больших количествах. Потом прошло..." Хорошо, хоть без последствий. Не то что у итальянца Андреаса из группы Labyrinth, который однажды злоупотребил этим напитком и с тех пор не может смотреть не только на джин, но и на елки в соседнем лесу…

Теперь мы убедились, что в бутылке с джином таится не меньше интересного, чем в сосуде с джинном. Но, к сожалению, надо закругляться. Пора! Верно заметил Стефан Бейли - "С джином время проходит незаметно и самым приятным образом".