Judas Priest 'Stained Class'

Judas Priest

100 тяжелых дисков которые сделали жизнь легче!

Автор: Юра „Хирург“

30 сентября 1988 года, буквально за минуту до начала шоу в городе Рино, штат Невада, в гримерке у Judas Priest появился местный шериф. Он не стал рассказывать ребятам, какой он их большой поклонник, просить сфоткаться вместе или дать автограф. А просто вручил им повестку в суд*. Обвинения, выдвинутые против них, касались альбома 'Stained Class', который вышел ещё 10 февраля 1978 года.

Judas Priest

Недаром говорят - как аукнется, так и откликнется. Ибо получился у них тогда замечательный альбом, надо признать. Конечно, если сравнивать его достижения в хит-парадах с их же поздними работами, то они могут показаться скромными. Тем не менее, это был первый диск группы, попавший в чарт Billboard-200, на 104 место и ставший впоследствии золотым в США. Но главное не это, а его влияние на формирование метал-музыки. Композицию "Exciter" принято считать первой в стиле спид-метал, и в уже видавшем виды 2004 году английский Metal Hammer провозгласил 'Stained Class' тяжелейшим альбомом всех времен...

Если вы помните, первые три диска англичан хоть и были достаточно тяжелыми и радикальными, но всё же во многом повторяли работы старших товарищей из Black Sabbath или Deep Purple. 'Stained Class' все изменил. Judas Priest заново родились с ним - это более прямолинейная, напряженная музыка с характерными "скрипучими" гитарами и перманентным ором вместо вокала. Формы упростились, скорости увеличились - все было нацелено на инстинкты, а не на мозг слушателя.

А слушателей у Judas Priest прибавилось, особенно в США. Более того, заокеанский рынок после этого надолго стал для них приоритетным. Роб Хэлфорд вспоминает, что на многих шоу в поддержку альбома "люди стояли с отвисшими челюстями; они не могли поверить ушам своим - что за черт, что за музыка?". Шок, однако, быстро прошел, и многие американцы стали их заядлыми фанатами, были среди них Джеймс Вэнс и Рэй Белкнап, невинные дети, которым Judas Priest понравились настолько, что они, послушав 'Stained Class', взяли и… застрелились!

Все случилось 23 декабря 1985 года в невадском городе Рино. 20-ти летний Джеймс Вэнс и 18-ти летний Рэй Белкнап зависали в комнате последнего, слушая музыку. Ребята были давними приятелями, "почти братьями", по свидетельству Вэнса - так что не было ничего удивительного в том, что Рэй припас для друга подарок - альбом группы Judas Priest 'Stained Class'. Они заводили его снова и снова, внимательно разглядывали обложку, и постепенно дошли до того, что решили... уйти из жизни. Они вбили под дверь клин, чтобы их никто не беспокоил, а затем, выкрикивая под громко орущую музыку фразу "Do It! Do It!" (сделай это!), они методично разрушили комнату, сорвав даже обои - нетронутым остался только проигрыватель и пластинки.

Затем они вылезли через окно, при этом Рэй захватил с собой обрез 12-калиберного ружья. Уже в сумерках они пробрались по аллее за домом, перелезли через двухметровую стену на детскую площадку у местной церкви. Рэй сел на небольшую карусель в углу, плотно прижал ствол к подбородку, пробормотал "я стопудово проебал свою жизнь" и нажал на курок. При нулевой дистанции стрельбы пуля, естественно, прошила голову насквозь, буквально взорвав череп в районе затылка; настоящий душ из мозгов и крови оросил всё кругом.

Джеймс пришел в ужас. Он уже удивлялся - зачем это они орали "do it", зачем крушили комнату, как оказались здесь? "Что мы наделали?" Тут же возникла мысль, что его наверняка обвинят в убийстве друга. Да и по договору теперь была его очередь. Он поднял ружье, его трясло. Оружие, мокрое от крови, скользило в дрожащих руках, он с трудом перезарядил его. "Я начал думать, зачем мне такая жизнь, и вся она была как на ладони передо мной, и я не контролировал себя..." И он тоже приставил обрез к нижней челюсти и нажал на спуск. Бах! И всё...

Вэнс остался жив - но лицо его было изуродовано необратимо...Нет, не всё! Отдача вырвала скользкое оружие из его рук, ствол подался вперед. Выстрелом он снес себе все лицо. Была целиком разрушена нижняя челюсть, мышцы и мягкие покровы щек, почти весь язык, нос, часть лобной кости - но мозг при этом не пострадал. Вэнс остался жив. Но пластические хирурги смогли только воссоздать способность глотать жидкую пищу, дышать и невнятно разговаривать. Лицо было изуродовано необратимо. С тех пор Вэнс жил с родителями, регулярно посещал больницу и изредка катался на велосипеде по городу, пугая обывателей жутким видом... Так что в каком-то смысле он покончил с жизнью - с нормальной, во всяком случае.

Через 4 месяца он сел и написал письмо матери Рэя. "Я уверен, что это алкоголь, и особенно тяжелая музыка, типа Judas Priest, ввели нас в состояние транса и мы решили, что ответом на такую жизнь может быть только смерть". Она тут же отнесла письмо адвокатам, у которых родилась идея обвинить в случившемся Judas Priest и их лейбл CBS Records! Не подашь же в суд на "алкоголь" и "такую жизнь"? "Стряхнуть" с рок-звезд посчитали нужным 6,2 миллиона долларов.

Было составлено заявление, началась прокурорская проверка. Ну, известно - "был бы человек - а статья найдётся". Уже обложка альбома родила первое обвинение. Истцы разглядели на ней, с одной стороны "изображение мужских гениталий"(!), а с другой "голову, пронзенную лучом или выстрелом". То, что молодые люди стрелялись в голову, и то, что Вэнс утверждал, что "даже закрыв глаза, видел фонтан огня, вырвавшийся из затылка друга", по их мнению, указывало на то, что "сознание жертв было изменено обложкой". Также отыскали шестерых подростков, которые прочитали тексты песен и рассказали свои сны после этого - у всех, якобы, были кошмары на тему резни в местном супермаркете... Пиком расследования стал доклад звукоинженера-самоучки Билла Никлоффа, который прогнал песни "Heroes End" и "Beyond The Realms Of Death" через специальную компьютерную программу задом наперед и обнаружил, что там то и дело повторялись слова "убей" и "кровь", а также фразы "пой, мой злобный дух", "убей себя", "самоубийство зреет в тебе" и "на хуй бога, на хуй всех". В общем, было очевидно, что ребят прикончил альбом - с его призывами к самоубийству, гипнотизирующей ритмичной музыкой и зомбирующей обложкой.

Предварительные слушания дела состоялись в августе 1989 года. Ключевой свидетель, Джеймс Вэнс, не дожил до него. Узнав, что в суде будет телевидение, и ему в таком виде придется прилюдно нести всякую ахинею в адрес некогда любимой группы, своих кумиров, он "утратил над собой контроль" и угодил в психбольницу, где и погиб 29 ноября 1988 года якобы от "случайной передозировки метадона по вине медперсонала".

Хэлфорд выступает в судеСо стороны группы в качестве основного ответчика было решено выдвинуть Роба Хэлфорда - ведь это он пел текст! Хотя в зале присутствовали и Типтон с Даунингом. Формально же обвинение касалось всей группы - это был первый и последний альбом, сочиненный в полном составе. Не только басист Ян Хилл, но даже барабанщик Лес Бинкс стал "соучастником убийства", хоть и случайно. Его коллеги вспоминают, что однажды он слонялся по студии без дела и от скуки взял гитару, перевернул её наоборот (он левша) и выдал такой смачный рифф, что его тут же положили в основу песни "Beyond The Realms Of Death"! Так что в авторах числились все до одного - а бедняга Бинкс, говорят, с тех пор к гитаре не прикасается...

Слушания принесли неожиданный результат. Тексты альбома, как оказалось, не несли в себе никаких призывов к самоубийству, а базировались во многом на популярных в 70-е годы научно-фантастических темах (описание "светового меча" в "White Heat, Red Hot", тема инопланетян на "Invaders"). Футуристические образы и фантазии и более современная музыка требовали нового оформления. Его сделал Рослав Шайбо, никакого отношения к "убийственным замыслам" группы не имевший - это был просто выделенный лейблом штатный художник. Кстати, именно Шайбо придумал всем нам знакомое лого Judas Priest - до этого оно писалось заурядной “готикой”... А на обложке им обыграно название альбома 'Stained Class' - 'Грешный Род'. Род человеческий, изгнанный из рая, на грешную голову которого воздается метафорическое "небесное возмездие" в виде светящегося потока. И никаких гениталий... Впрочем, ведь Вэнс и Белкнап не по яйцам себе стреляли, не так ли?

Умница Хэлфорд, кроме того, сбегал в магазин и купил (для чистоты эксперимента) обычную копию 'Stained Class', записал в местной студии на ленту, а затем воспроизвел "задом наперед". Когда он поставил перед носом судьи кассетник и врубил в такой версии "Exciter", то послышались фразы "мам, кресло сломалось", "дайте мне мяты" и даже "помоги мне не вылететь с работы". Строка из песни "Invader" "если это так, то надо готовить оборону" явственно прозвучала как "я слышал какую-то музыку". Всем стало понятно, что на таких обвинениях процесс не построить. Кроме того судья пояснил, что в принципе музыканты имеют право петь о чем угодно, судить их нельзя в соответствии с первой поправкой к конституции, гарантирующей свободу слова. Если они делают это открыто. Но если они, к примеру, атакуют слушателя на подсознательном уровне, то это уже считается вторжением в его частную жизнь и может служить предметом судебного разбирательства. Вот за это "если" и зацепились обвинители. Суть обвинений была быстренько изменена.

Вы, конечно, слышали про "25 кадр". Некое закодированное послание, сообщение, способное спровоцировать человека на противоестественные поступки. И сопротивляться такому воздействию он не может - ведь оно минует критику сознания и бьет в подсознание. Человеку кажется, что внушенная идея - его собственная. Такого рода "сублиминальное послание" по уверениям истцов, содержится на композиции "Better By You, Better Than Me", и они взялись доказать это.

Судье не оставалось ничего иного, кроме как назначить дату и место первого заседания - 16 июля 1990 года, суд города Рино, штат Невада... Judas Priest могли выбрать кто решит их судьбу - присяжные или сам судья. Присяжным решили не доверять из-за явной эмоциональной окрашенности дела, и доверились холодному рассудку судьи. А может, и напрасно - ведь пикеты поклонников восторженно встречали их у входа в суд! Куда целых шесть недель, каждый день, как на работу, ходили Хэлфорд, Типтон, Даунинг и их адвокаты. Суду предстояло решить следующее - присутствует ли сублиминальная (то есть неслышимая человеком, но технически идентифицируемая) команда на записи, была ли она туда помещена умышленно и привела ли она к трагедии.

Judas Priest
Stained Class, 1978(CBS Records)

Exciter
White Heat, Red Hot
Better By You, Better Than Me
Stained Class
Invader
Saints In Hell
Savage
Beyond The Realms Of Death
Heroes End

Роб Хэлфорд - вокал
K.K. Даунинг - гитары
Гленн Типтон - гитары
Ян Хилл - бас
Лес Бинкс - ударные
А надо заметить что песня "Better By You, Better Than Me" и вовсе не принадлежит Judas Priest. Это композиция группы Spooky Tooth, и вот что, дословно, сказал её автор, Гэри Райт: "Слова песни... о том, как один парень уходит на войну и просит друга признаться за него в любви его девушке - сделай это ты, вместо меня, потому что так будет лучше. И ничего о самоубийстве..." Все так, если бы не слова Вэнса, подтвержденные консультировавшим его психологом. “Мы услышали - сделайте это! Нам было сказано - сделайте это! На диске мы услышали - сделайте это!”

Тут, вроде бы, кроется логическая неувязка - если Вэнс что-то слышал, то это уже не сублиминальная (то есть неслышимая человеком) команда. Более того, в ходе предварительного следствия он точно указал, где именно он это слышал! Судья проигнорировал это. Обвинители притащили в зал суда груду аппаратуры и извлекли, наконец, злополучное "послание" на свет божий - действительно, после технической обработки все явственно услышали семь фраз "do it", произнесенных едва слышно, ровно и уверенно, после первой и второй строки припева "Better By You, Better Than Me". При том, что в тексте песни нет ничего подобного!

Даже у Judas Priest глаза на лоб полезли от удивления. Не сразу стало понятно, в чем дело. Пришлось защите привлечь эксперта, который анализировал в свое время записи, вызвавшие Уотергейтский скандал. И тот обнаружил, что фраза "do it" - усиленный звук выдоха Хэлфорда, неудачно наложенный на искаженный спецэффектом гитарный рифф; звук, больше похожий на "у-ии", чем на "дю ит". В доказательство этому Хэлфорд в зале суда, без музыкального сопровождения, спел припев композиции - и все явственно услышали этот самый выдох. Выдох - и ничего больше...

Если бы сублиминальная команда была помещена на запись намеренно, на чем пыталось настаивать обвинение, то она непременно присутствовала бы на одной из дорожек 24-дорожечной мастер-ленты. Лейбл, к сожалению, отказался предоставить такую ленту, сославшись на то, что она потеряна. Даже нанятый обвинением бывший сыщик Скотланд Ярда не смог её обнаружить. Это было более чем странно - лейблы редко теряют мастера альбомов-бестселлеров...

Но, откровенно говоря, даже сама композиция "Better By You, Better Than Me" появилась на диске случайно. Весь остальной альбом был записан раньше неё, с октября по ноябрь 1977 года с продюсером Деннисом МакКеем в лондонской студии Chipping Norton. И МакКея выбрала не группа, а лейбл. Запись была завершена, и опять же лейбл стал настаивать на записи какой-нибудь популярной кавер-версии для выпуска на сингле. МакКей был уже занят, и группу отправили в студию Utopia, где под руководством продюсера Джеймса Гатри в декабре 1977 - январе 1978 года и была записана композиция "Better By You, Better Than Me". Так что в суд был вызван именно Гатри, который подтвердил факт случайного совпадения разных звуковых сигналов с таким вот странным результатом.

Умысел, таким образом, не был инкриминирован группе. Что же касается "суицидального" эффекта "do it", то тут разгорелись научные споры. Обвинение пригласило в суд пару "исследователей", которые утверждали, что сублиминальная команда, то есть 25 кадр, реально действует на подсознание. Один из них, Говард Шеврин, свято верил в это и поведал суду о своих 20-летних изысканиях на эту тему в которых, однако... не было ничего конкретного! Другой, Уилсон Кей, одиозная личность, также лишь позабавил своими речами присутствующих - ему "сублиминальные сообщения" чудились повсюду, в рекламе крекеров Ritz, в каталоге Sears, в картинах Рембрандта и Сикстинской Капелле; а "замаскированные" изображения пенисов и черепов он видел буквально повсюду.

Ученые, приглашенные защитой, напротив, представили обширные научные доказательства того, что влияние сублиминальных команд на психику абсолютно нулевое. В самом деле, как заметил Хэлфорд: "Альбом записан 12 лет назад, его прослушали миллионы... полагаю, у нас была бы уже гора мертвых поклонников". И добавил: "Если бы мы делали такое... то заставляли бы людей не умирать, а купить ещё семь копий этого альбома!"

В самом деле, команда "сделай это!" является предельно абстрактной. Сделай... что? Каждый придумает сам - посади дерево, построй дом, роди сына. Или - выпусти себе мозги! Почему же из миллионов поклонников Judas Priest только Вэнс и Белкнап истолковали её так, да и вообще услышали? Честно скажу - если бы не они, никто бы не знал ни о какой команде "do it". Как-то выделить её на фоне музыки можно, только если знаешь заранее, чего ищешь или... в состоянии измененного сознания. Всем известен, например, эффект употребления марихуаны, когда незначительные, мелкие детали вдруг приобретают невероятный вес, а тусклые цвета - небывалую яркость. Так может в этом все и дело?

Белкнап и ВэнсИтак, в ходе суда стало известно - оба молодых человека давно злоупотребляли алкоголем и наркотиками, бросили школу, меняли работу за работой, привлекались к ответственности за мелкие правонарушения. Оба имели нездоровую тягу к оружию. Психологи охарактеризовали их как "нестабильных, импульсивных и депрессивных типов". В их семьях царило насилие, их никто не пытался понять.

У Белкнапа сменилось три отчима, последний часто избивал его. Он был условно осужден за кражу и находился под следствием по поводу издевательства над животными - расстрелял соседского кота из пистолета, заряженного дротиками дартс... Его родная сестра дважды пыталась покончить с собой (хотя и не слушала Judas Priest). Он и сам уже совершил одну неудачную попытку суицида. За пару дней до 23 декабря он заранее(!) раздарил всем рождественские подарки и даже "завещал" сестре назвать будущего ребенка в честь него. Его намерения были ясны.

Вэнс тоже жил с отчимом, бывшим алкоголиком и конченым игроком. Мать лупила его постоянно. Он отвечал ей тем же - в 8 лет едва не задушил, а в старшие годы не раз приставлял ей ствол ко лбу и грозил пристрелить. 13 раз убегал из дома за последние 2 года перед случившимся, буквально накануне был помещен в реабилитационный центр, где с гордостью признался, что принимает всё - от ЛСД до марихуаны... 23 декабря 1985 года Вэнс и Белкнап целый день пили и употребляли наркотики; документально удалось доказать, что они выпили 12 банок пива и курили марихуану. При этом на вопрос "Ваш сын был несчастен, так?" мать Вэнса ответила, что она "не помнит". Зато его любимые пластинки она регулярно выбрасывать не забывала - сдается мне, что только музыка и делала этих ребят хоть немного счастливее!

24 августа 1990 года судебное преследование Judas Priest и CBS Records было прекращено. Они были признаны невиновными в смерти Вэнса и Белкнапа, но было признано, что альбом 'Stained Class' содержит "сублиминальное послание", помещенное туда по неосторожности, и таким образом лейбл и группа поставили на рынок "потенциально опасный продукт". Так что им пришлось выплатить судебные издержки - 40.000 долларов. А весь процесс обошелся им в четверть миллиона долларов.

При этом все с самого начала понимали абсурдность претензий. Чего там говорить - Хэлфорд вспоминает, что оба обвинителя (прокурора) в перерывах между заседаниями отыскивали музыкантов и брали у них автографы. У обоих были дети, которые слушали и любили Judas Priest! А получив заветные подписи для своих чад, "папы" выходили на высокую трибуну и вещали о том, как смертельно опасно слушать их любимую группу... Цирк, да и только. Но цирк очень опасный! "Это была разведка боем против мира искусства вообще, не только против метала... Проиграй мы тогда - и шлюз был бы открыт. Каждая книга, какой угодно фильм, любая запись могли бы стать предметом судебного разбирательства", - сказал Типтон.

Сомнительно, что 'Stained Class' помог кому-то умереть. Зато, без сомнений, он помог чему-то родиться! Например, группе Def Leppard - общеизвестно, что Пит Уиллис, Джо Эллиот и Стив Кларк встретились именно на одном из британских концертов в поддержку этого альбома. Видите - кто-то, послушав 'Stained Class', вышибал мозги (ещё хорошо, что свои!), а кто-то создавал великие группы. Значит... дело не столько в музыке, сколько в людях, которые её слушают!

*Через много лет группе предложили снять фильм о процессе, одну из ролей даже предлагали Лемми Киллмистеру из Motorhead. Но музыканты решили, что это будет выглядеть как спекуляция на болезненной теме, и отказались. Тем не менее, обо всех этих событиях в 1991 году был снят документальный фильм 'Dream Deceivers: The Story Behind James Vance Vs. Judas Priest' - 'Продавцы Грёз: Джеймс Вэнс против Judas Priest, история процесса'.