Интервью с группой Kampfar: Азовский след на берегах Норвегии!

Kampfar

Рассказывает II13

Автор: Юра „Хирург“

Популярный скандинавский бог Один - не миф, а реальная историческая личность! И был он сам - держитесь крепче - практически из донского казачества... Почитаем первоисточник, пресловутую "Эдду" Снорре Стурлассона: "Страна в Азии к востоку от Танаквисля называется Страной Асов, а столица называется Асгард. Правителем там был тот, кто звался Один". Так вот, Танаквисль это Дон, а Асгард - город Aзов (Ростовской губернии). Именно сюда нагрянул несколько лет назад знаменитый путешественник Тур Хейердал с командой археологов. Покопавшись немного в местных грядках, они добыли весьма убедительные доказательства того, что местный "атаман" Одинцов и его последователи, унося ноги от римских легионов, где-то около 60 года до н.э., рванули отсюда через всю Европу на территорию Скандинавии. А большинство общеизвестных сюжетов из жизни асов разыгрывались, таким образом, на территории азовских огородов!Давайте и мы перенесемся в Скандинавию, в норвежский город-порт Фредрикштад, что к югу от Осло. В гости к современным "наследникам" Одина, участникам группы Kampfar. Не слышали о такой? Ничего - восполнить этот досадный пробел в знаниях о тамошней сцене нам поможет один из участников коллектива, музыкант под странным кодовым именем II13.

Kampfar

- Что же, выходит «мы с тобой одной крови, ты и я»?

«Да, я тоже слышал, что Один родился на юге ваших земель. Злые языки утверждают, что ещё дальше, в Турции, но мне как-то ближе мысль, что где-то у вас. Затем он предпринял поход в Швецию и стал тамошним королем. Это лишь теория, но весьма правдоподобная. Конечно, наши страны хоть и граничат, очень разные – взять хотя бы размеры. Но дело мы, музыканты, делаем одно и то же. Группа, где я тоже играл, Antaios, выпустила, например, сплит с вашими Stigmatic Chorus на лейбле More Hate!»

- А ваш городишко случаем не наш Один основал проездом?

«Нет, король Фредерик II! Как город-крепость. Тут много построек XVI-XVII века, да и прочие им под стать. Полно и других древностей - например, могильных курганов. Тут неподалёку есть даже наскальные рисунки времен ледникового периода».

- И здесь вашу группу основал… нет, не Один, а некто Дольк...

"Верно, в 1992 году. Он был поющим барабанщиком в Mock, а когда эта группа прекратила существование, он стал сочинять музыку сам. При участии его сводного брата Томаса, гитариста, вышло несколько записей на разных лейблах - на Season Of Mist миньон ‘Kampfar’, на Malicious альбом ‘Mellom Skogkledde Aaser’, на Hammerheart Records миньон ‘Norse’ и альбом ‘Fra Underverdenen’. Однако после музыкантов одолели личные проблемы, и о творчестве пришлось позабыть. Лишь в 2001 году Дольк, играя в местной группе Gruesome, повстречал Йона, который теперь играет в Kampfar на басу. Они вместе с Томасом снова возобновили совместную деятельность, а в 2003 году и я присоединился. Наше первое шоу было в Халдене в сентябре 2004 года, и хотя мы не были хэдлайнерами, на нас-то все и пришли! После было ещё три концерта в Норвегии, затем мини-тур по Германии, Бельгии и Голландии. Потом мы подписали контракт с Napalm и решили сосредоточиться на новом альбоме. И в ноябре 2005 года записали его в студии Silvertone. Она одна из немногих, действительно профессиональных в нашей стране. Здесь появилось много разных успешных альбомов. Например, Mortiis записал тут ‘The Grudge’. Мы же выбрали её ещё и потому, что живем поблизости - она расположена в исторической части Фредрикштада».

- Результат не разочаровал вас?

«Нет, новый альбом объединяет все лучшее, что было создано Kampfar раньше, но с добавлением новых аспектов. Очень важно было постараться сохранить живой дух ранних записей. Слушая альбом, можно почувствовать, как и ранее, те темные силы природы и человеческой души, которые всегда двигали вперед наше творчество. Мы звучим в духе старых групп, а не как весь этот грёбаный модерн-металл. Никаких триггеров, синтезаторов, никакого дерьма. В основе - живой звук».

- Что ещё, кроме северных саг, лежит в основе ваших текстов?

«В основе разных песен - самые разные истории, от скандинавских мифов до средневековых легенд. Например, композиция "Hat Og Avind" рассказывает о самой первой ведьме, сожженной инквизицией в Норвегии. А моя любимая песня - "Svart Og Vondt", самая блэковая из всего нашего материала, но она ещё с диска ‘Fra Undererdenen’. Там поётся о рабыне, которую викинги везли на корабле из Норвегии в Исландию. И всю дорогу насиловали, насиловали, а когда песня доходит до строк «Den sorte fugl har landet» («черная птица садится») она умирает. Песня была написана как раз в то время, когда один из её авторов немного спятил, поэтому и удалась. Она отлично звучит на концертах, нас словно питает боль и страдания той несчастной, и песня звучит как крик. Когда я подпеваю во время её исполнения, меня просто прёт!»

- А музыкально ваше творчество – это викинг-металл?

«Не слишком много общего у нас с викинг-металлом, и не было никогда, просто несколько песен были написаны о викингах и сюжеты их разворачивались в те времена, но это касалось, скорее, первого альбома. Теперь мы ближе к чистому блэку, просто используем иногда неординарные риффы. Некоторые называют это языческим блэком, другие норвежским языческим фолк-металлом».

- Давай побеседуем о названиях. Вот последний альбом озаглавлен ‘Kvass’. Не обижайся, но по-русски это звучит забавно, ибо слово "квас" у нас уже тысячу лет обозначает "кислое питье" на основе солода, наш национальный прохладительный напиток… Или и здесь у нас есть что-то общее?

«Кваса у нас нет, зато есть "ол", местное пиво, изготовляемое по очень старой технологии. А ещё раньше был такой напиток - мёд. По легенде в него была добавлена кровь мудреца Квасира. А хитрый Один выкрал мёд у великанов и подарил людям. И он служил источником вдохновения поэтам и музыкантам – скальдам. Но к нашему альбому это не имеет отношения. Лучшее слово, годное в качестве перевода для «kvass» - это «острый». Но «kvass» имеет очень много значений, и у нас просто объединяет те чувства, которые мы пытались объединить в текстах».

- Что же, мёд (перебродившая смесь меда, переваренного с водой) и на Руси пили, так что есть нечто общее. Я уж молчу о созвучии слова «квас» и имени Квасир… А как перевести с норвежского названия ваших дисков ‘Vinterlandet’, ‘Mellom Skogkledde Aaser’ и ‘Fra Underverdenen’?

«Первый диск - это ещё миньон группы Mock - означает ‘Страна Зимы’, а два других это ‘Среди Лесистых Холмов’ и ‘Из Тартары’».

- А что значит Kampfar?

«Kampfar – одно из боевых имён Одина, оно означает Отец-воитель».

- А что это за странное у тебя для викинга прозвище - "II13"?

«213 – это число отражает мою сущность лучше всего, в других группах я тоже работаю под этим псевдонимом, вернее, под другими его версиями. Моё настоящее имя – типично норвежское, но я использую псевдоним, чтобы разделять личную и творческую жизнь. В Kampfar я работаю 3 года, а вообще играю на барабанах и слушаю металл уже 20 лет. И число 13 преследует меня всю жизнь. А люди, интересующиеся нумерологией, понимают, что числа 213, 216 и 219 представляют с точки зрения этой науки особый интерес. Да и никакой я тебе не викинг!»

- Значит, открещиваешься от наследия?

«Викинг – это слово, означавшее в старину морского пирата. В Норвегии и 1000 лет назад таковых – викингов – среди прочего населения было мало. Из 28.000 живших тут людей большинство были крестьянами, а то и просто женщинами и детьми. Так что грозных разбойников среди них было очень немного. Просто в остальных странах боялись их набегов, и они получили своего рода хорошую рекламу. Но я не думаю, что боевой дух тех дикарей жив и сегодня в нас. Что-то, конечно, осталось – и я предпочитаю высвобождать это на сцене».

- То есть родиться 1000 лет назад ты не хотел бы?

«Нет уж, спасибо».

- Современный мир тебя устраивает?

«Жаловаться как будто не на что - у нас тут бедных почти нет, даже такие люди как я, получающие по здешним стандартам совсем немного, живут очень хорошо. Тем не менее, меня это пластмассовое благополучие всё же достало, и я игнорирую его, как только могу. Телевизора у меня вообще нет, всякую колу я не пью, гамбургеры не ем. Я верю в самого себя, стараюсь делать только то, что мне по душе, и не грезить о всеобщем счастье и благополучии, а заботиться о конкретных людях, которые меня окружают».

В общем, пей квас, слушай ‘Kvass’ и чти Отца своего!