Kiss 'Destroyer'

Kiss

100 тяжелых дисков которые сделали жизнь легче!

Автор: Юра „Хирург“

Мало какая группа вызывала столько кривотолков и противоречивых мнений в махровые советские времена! Kiss, запретный плод с неведомым вкусом, они входили в "перечень зарубежных музыкальных групп и исполнителей, в репертуаре которых содержатся идейно вредные произведения", их сурово осуждали представители культурного истеблишмента, но... фотки их раскрашенных лиц на фоне рун логотипа ходили из рук в руки, а редкие плакаты за бешеное бабло перепродавались десятки раз. Половина меломанов видела их, но ни разу не слышала. Другая половина слышала, но понятия не имела, как они выглядят!

Kiss на крыше небоскрёба Empire State Building, Нью-Йорк, 1976

"Бродило" множество нелепых слухов, из которых часто повторялся такой - на самом деле Kiss сами не играют, ибо не умеют, под этими масками скрываются разные люди и тому подобное. Слухи эти особенно обострились после выхода альбома ‘Destroyer’, где, как утверждалось, за них «все спели и сыграли»! Как же все было на самом деле?

На самом деле лейбл Casablanca, выпустив три первые студийные пластинки Kiss, едва не вылетел в трубу. Президент фирмы Нейл Богард сетовал, что понёс «огромные убытки» и не может выплатить музыкантам обещанные гонорары. Но следующий, очень успешный концертный альбом ‘Alive!’ помог избежать банкротства. И контракт с группой был продлен.

Их надо было отправлять в студию. Но у музыкантов тогда, к сожалению, звездных амбиций было куда больше, чем реального мастерства. Никто из них не имел музыкального образования и выправлять ситуацию не стремился. "Среди них не было парней с должным опытом работы в студии... Kiss, они появились ниоткуда" - прямо заявляет приглашенный тогда на запись музыкант Дик Вагнер (Alice Cooper). Даже через десять лет об их "талантах" будут ходить анекдоты, типа такого. Шеннон Твид приходит домой и видит, что Джин Симмонс в ярости гоняется за их малолетним сыном Ником по дому. "Что он натворил, милый?" - спрашивает она. "Он, гад, колок на гитаре покрутил - и не говорит, какой! А у меня вечером концерт!"

На лейбле понимали, что повторять дремучий звук и репертуар первых альбомов - финансовое самоубийство. Поменять музыкантов было нельзя по юридическим причинам. Надо было что-то «выжать» из того, что было. За это взялся продюсер Боб Эзрин, маститый профессионал, долго работавший с Элисом Купером, и записавший такие его бестселлеры, как ‘School's Out’ и ‘Billion Dollar Babies’. В группе Kiss он чувствовал «необузданную, неотесанную энергию», которую решил обуздать и обтесать!

Запись началась в сентября 1975 года на студии Electric Lady, но большая часть работы была сделана уже в январе - феврале 1976 года на Record Plant; обе студии находились в Нью-Йорке. Эзрин постоянно прерывал записи, чтобы преподать музыкантам уроки музыкальной теории. Он вел себя как заправский американский сержант - чтобы привить мальчикам дисциплину, он учил их реагировать на его команды по свистку, который носил на шее. Пол Стэнли называл это "музыкальный армейский лагерь". Джин Симмонс вспоминает, что когда он слишком рано прекратил игру во время записи, Эзрин орал на него, чтобы он никогда не останавливался без приказа. "Мы учились. Я бы не сказал, что это было также весело, как и работа над ‘Alive!’... ‘Destroyer’ был обучающим процессом".

Это правда - многие вещи на fльбоме сделали не Kiss, а лично Боб Эзрин. Это касалось аранжировок и звуковых эффектов. Но не только. Он принял участие и в сочинении песен - например, "Detroit Rock City". Кстати, эта композиция, идея которой "увидеть Kiss и умереть", основана на реальных событиях – накануне один поклонник Kiss действительно разбился в автокатастрофе по дороге на их концерт. Звуковые эффекты в финале символизируют эту трагедию. На "Detroit Rock City" Эзрин сыграл на пианино, сочинил и прочел текст выпуска «новостей», а звуковые эффекты - звуки открывающейся двери машины, рёв двигателя, радиотрансляцию песни «Rock And Roll All Nite» - он записал прямо на улице на портативный магнитофон и очень гордился этой работой. Эзрин так же сочинил знаменитое гитарное соло для Эйса Фрилли, забраковав его версию...

Вообще, Фрилли и Эзрин сразу невзлюбили друг друга. Гитарист возмущался, когда его много раз просили повторить одно и то же соло, и в конце концов просто наотрез отказался подчиняться продюсеру. И когда Фрилли в очередной раз огрызнулся и, не желая прекращать партии в покер, отказался заново переписывать соло, то Эзрин позвал вышеупомянутого Дика Вагнера, благо тот жил в отеле рядом.

Так были записаны композиции «Sweet Pain» и «Flaming Youth», хотя обе они были при этом частично сочинены самим Фрилли! Дик не предпринимал ни малейшей попытки быть похожим на Эйса, играл, как умел. Эйс услышал уже готовый результат и возмутился: «Они стёрли мое соло, ничего мне не сказав, а за меня сыграл кто-то другой. Я считаю, что это было как-то неуважительно». Понятное дело, обидно. Зато после Фрилли стал гораздо отзывчивее по отношению к Эзрину. Так старина Боб «отесал» даже самого неотесанного Kiss-овца!

Kiss
Destroyer, 1976 (Casablanca)

Detroit Rock City
King Of The Night Time World
God Of Thunder
Great Expectations
Flaming Youth
Sweet Pain
Shout It Out Loud
Beth
Do You Love Me

Джин Симмонс — бас-гитара, ведущий вокал
Пол Стэнли — ритм-гитара, ведущий вокал
Эйс Фрилли — ведущая гитара
Питер Крисс — ударные, вокал
Но самую грандиозную работу Эзрин проделал для записи «Great Expectations». В саунд были вплетены части фортепианной сонаты №8 Бетховена в исполнении Симфонического Оркестра Нью-Йорка и кое-что в исполнении Гарлемского хора мальчиков, которые, как говорил Боб, были «настоящими уличными пацанами». Прямо как Kiss. А ещё и петь умели! Во всяком случае, «пацанам» «Great Expectations» далась гораздо легче, чем ведущему вокалисту (в данном случае - Джину Симмонсу), который после записи такой сверхсложной композиции был выжат как лимон.

Потом ребята решили даже пошутить - сказали ему, что инженеры случайно стерли дорожки с вокалом для «Great Expectations», и надо все переделывать. Это было как раз перед записью «Shout It Out Loud», именно поэтому дуэт Симмонса со Стенли там звучит особенно надрывно и истерично...

Не только Эзрин помогал Kiss сочинять материал для ‘Destroyer’. В написании композиции «Do You Love Me» принял участие Ким Фоули (известный более как менеджер группы The Runaways). Он также стал соавтором песни «King Of The Night Time World» вместе с Марком Энтони, гитаристом и вокалистом группы Hollywood Stars.

Примечательна история ещё парочки "звуковых трюков" - на «God Of Thunder». Когда продюсеру понадобились детские голоса, то он попросил своих сыновей "сотворить звуки монстров" с помощью недавно подаренной игрушки, космического шлема с комплектом внутренней связи. Дэвид Эзрин и его трехлетний брат Джош, охотно сделали это. Папе осталось лишь записать результат с помощью особого 360-градусного микрофона, чтобы получить "пространственный" эффект. Вышло действительно здорово - кажется, будто эти голоса летают где-то вокруг тебя...

Затем Эзрин решил особым образом записать перкуссию. И запихнул ударника Питера Крисса в лифт. Лифт стартовал с 14-го этажа здания, а микрофоны стояли на дне шахты и записывали уникальным образом искаженные раскаты приближающихся барабанных ударов. Запись была назначена на 3 или 4 часа утра, лифт выбрали в дальнем крыле здания - чтобы никто не помешал. Но на полпути двери открылись, и в кабину зашли два уборщика, обалдевшие от увиденного. Питер, однако, не перестал играть, хотя истерически хохотал, глядя на их физиономии...

Кстати, Питер Крисс. Он был самым опытным музыкантом в группе. К моменту появления в ней он переиграл со многими коллективами в Нью-Джерси, интересовался джазом. И на этом альбоме выступил не только как барабанщик! Он сочинил и спел одну из самых знаменитых баллад в истории рок-музыки – «Beth». Сочинил он её вместе со Стэном Пенриджем, старым другом и коллегой по прежней группе Chelsea (они же Lips).

Песня появилась ещё до Kiss, Питер придумал мелодию когда ехал в поезде в Нью-Йорк из Нью Джерси, где они репетировали со Стэном и Миком Брандом, третьим участником Chelsea. И изначально песня носила несколько горестный оттенок, и была посвящена жене Мика, Бэкки, и носила название «Beck». Бэкки ужасно доставала мужа и его товарищей - постоянно звонила на репетиции, надоедала и всех нервировала. Поэтому текст и сделан в виде телефонного разговора.

Эзрин, однако, переписал часть слов, сделал аранжировки, а Питер изменил название на «Beth» и посвятил её своей жене Лидии, которая тоже сильно скучала по нему, когда тот был в турах, но всё-таки героически несла эту ношу. После исполнения этой песни «живьем» Питер часто дарит девушкам из публики розы, выбирая тех, что выглядят особенно удрученным... Вот так! Ну, надо ещё заметить, что партии акустической гитары на «Beth» исполнил Дик Вагнер.

Вот и все 9 песен этого легендарного альбома, длящегося всего 34 минуты. Хотя на самом деле есть и десятая. Это неподписанный трек «Rock And Roll Party», сделанный из многократных наложений симфонических тем «Great Expectations» и обращения Пола Стэнли к зрителям, взятого из альбома ‘Alive!’. Он длится всего полторы минуты и обычно дописывается в одну дорожку с «Do You Love Me», так что отдельно как бы не существует. Есть еще одна записанная песня, «Ain’t None of Your Business», тоже с вокалом с Питера Крисса. Её сочинили авторы песен кантри Бекки Хоббс и Лью Андерсон, но группе она не понравилась и была отвергнута.

Оформил ‘Destroyer’ американский художник-фантаст Кен Келли, о котором мы уже писали. Он был известен своими иллюстрациями на тему Конана и Тарзана, а также работами с Manowar, Rainbow и другими. Его работы заинтересовали Джина Симмонса, и он сам предложил ему сделать обложку. Келли согласился, но сперва захотел поглядеть Kiss вживую, чтобы к нему пришло вдохновение. Он сказал про концерт: «У меня крышу сорвало!». И такое нарисовал, что первая версия обложки была забракована лейблом как «слишком жестокая». Потом он немного отошел, кое-что изменил - и вот она, картинка, ставшая настоящей иконой в мире рок-музыки!

Напомню, что ни один принявший в записи человек "со стороны" не был тогда упомянут в буклете - это и вызвало волну кривотолков! Да ещё и то, что вскоре Kiss исполнили на телешоу The Paul Lynde Halloween Special композиции альбома… под фонограмму!

1 марта 1976 года композиция «Shout It Out Loud» была издана как первый сингл из альбома и достигла 31 места в чартах, а 15 марта и сам Destroyer появился на прилавках. Сингл «Flaming Youth» не вызвал особого интереса, хотя альбом ко времени его выхода по результатам продаж в США стал "золотым". Другое дело, сингл «Detroit Rock City», особенно его вторая сторона, где была «Beth». Её стали постоянно заказывать радиослушатели, она была выпущена отдельным синглом, попав на седьмое место чарта Billboard, став первой песней группы, угодившей в "десятку"! Альбом быстро стал "платиновым", а ныне он трижды такой - в США его продано более 3.000.000 копий!

Питер Крисс гордится этой своей заслугой. "Я сделал "Beth", которая стала хитом… Иначе бы этот альбом никуда бы не выбился". Но, конечно, это было коллективное достижение! И оценить его помогло время. Диск переиздавался, пользуясь неизменным спросом, а тот же журнал Rolling Stone, который называл его в 1976 году «тусклым», спустя 27 лет, в 2003 году, перечислил ‘Destroyer’ в списке 500 величайших альбомов всех времён!

Наивно звучащий по нынешним временам, он стал одним из главных альбомов века, ведь многие вещи были испробованы на нём впервые, и многие известные ныне музыканты вдохновлялись им и учились на нём. Это Мик Томпсон (# 7 из Slipknot), Джо Эллиот (Def Leppard), Сноуи Шоу (King Diamond) и другие... И даже Мерилин Мэнсон говорит «Если я собираюсь куда-то прогуляться, для определенного настроения я ставлю послушать ‘Destroyer’». Послушайте его и вы!