Мунетака Хигучи: 24.12.1958 – 30.11.2008

Loudness

Мемориал. На смерть самурая...

Автор: Юра „Хирург“

В стороне, где восходит солнце, небо озарилось всполохами погребального костра, тишину нарушил треск сухих дров, скорбные крики, плач и звуки тимпанов… От нас ушёл самурай ритма и сёгун стиля хэви-метал, Мунетака Хигучи, который своим оружием, барабанными палочками, вместе с товарищами по группе Loudness отвоевал четверть века назад на карте тяжелой музыки достойное место и для своей родины, Японии...

Мунетака Хигучи

Не думай с презреньем:
«Какие мелкие семена!»
Это красный перец.*

24 декабря 1958 года на юге острова Хонсю, в городе Нара, родился мальчик... В самурайских семьях была традиция - чтобы как можно раньше приобщить ребёнка к культу оружия, ему дарили игрушечные мечи и маленькие доспехи. Не иначе, Мунетака Хигучи однажды получил в подарок барабан и палочки! Поэтому к пятнадцати годам (издревле в Японии этот возраст считался для мальчиков совершеннолетием), учась в старших классах обычной школы, он уже играл сразу в семи (!) разных группах и многие ещё хотели заполучить его в свой состав - настолько феноменально он барабанил.

В середине 70-х Хигучи-сан решил сконцентрировать усилия - вначале они вдвоем с другом, гитаристом Акирой Такасаки, организовали поп-рок-группу Lazy, а к маю 1981 года сколотили ставший "классическим" состав Loudness («громкость», по-японски - "рауданесу") при участии вокалиста из Earthshaker Миноры Ниихары и друга детства Акиры, Масаеши Ямашиты, взявшегося за бас-гитару. И они перевернули мир - стали первой японской метал-группой, прорвавшейся на англо-американский рынок!

О, сколько их на полях!
Но каждый цветет по-своему -
В этом высший подвиг цветка.

Первые три пластинки на японском языке они выпустили только дома, но одна из них стала "золотой" - 'The Law of Devil`s Land' (1983). Главным образом, благодаря качеству звука - для записи был нанят профессиональный американский продюсер, чего раньше японские группы себе не позволяли. Итог не заставил себя ждать - начались гастроли по США и Европе, с продюсером Yes была записана англоязычная версия диска 'Disillusion' (1984). В итоге (не без помощи одного из менеджеров Twisted Sister) они получили контракт с фирмой Atlantic - группа из Японии добилась такого, опять же, впервые!

Их альбомы 'Thunder In The East' (1985) и 'Lightning Strikes' (1986) штурмуют хит-парады (74 и 64 место в США соответственно), они становятся первой японской группой в истории, сыгравшей в нью-йоркском Мэдисон Сквер Гардэн, начинаются дни славы и туров с Motley Crue, AC/DC, Poison и Stryper. Хотя музыка становилась всё более коммерческой, успех стал сходить на нет - и 'Hurricane Eyes' (1987) добрался только до 190 места в США. Замена вокалиста Миноры Ниихары на американца Майкла Весцеру (Obsession, позже Malmsteen) себя никак не оправдала, а привела лишь к раздорам и переменам в составе.

Жизнь свою обвил
Вкруг висячего моста
Этот дикий плющ.

Конечно, Loudness – «дело жизни» Хигучи-сана, но стерпеть дрязг он не смог, и одноименный альбом 'Loudness' (1992) стал последним, записанным им со старыми коллегами в том тысячелетии. Он временно оставил «дело жизни», но вовсе без дела не остался - уже в 1993 году организовал проект Sly (вместе с Ниихарой, об увольнении которого из Loudness всегда сожалел). Также были Bloodcircus, Rose Of Rose и Rock'n'Roll Standard Club Band. В 1997 году он, как Munetaka Higuchi & Dream Castle, реализовал в Японии очень интересный диск 'Free World'. С ним записались известные музыканты из мира рока и джаза - Стив Вэй, Стэнли Кларк, Билли Шихан, Терри Боззио, Ричи Котцен и даже сам Дио!

Но жизнь его принадлежала Loudness - от этого не уйти. И стоило только Акире Такасаки собрать в 2000 году "классический" состав всего лишь для юбилейного концерта в честь двадцатилетия группы, как "боевая машина" завелась с пол-оборота, и за следующие пять лет они выдали релизов не меньше, чем бывало когда-то в молодости - каждый год выходил студийный диск в двух вариантах (на английском и японском), DVD, сборники, организовывались туры (в том числе в США) и фестивали.

О, хамагури
В заливе! Вот уходим
И я, и осень...

Когда умирающего японского поэта Басё попросили написать последнее стихотворение, он ответил: "Каждое стихотворение, которое я когда-либо писал в своей жизни, - это последнее стихотворение". Так и Loudness - более тридцати альбомов, полтора десятка компиляций, несколько видео-релизов - и каждый мог стать последним, и ни за один не было стыдно... Но для Хигучи-сана последним стал диск 'Metal Mad' (2008).

Ибо через два месяца после его выхода, когда цвела сакура, многие японские газеты опубликовали заявление менеджмента Loudness: "7 апреля наш барабанщик Мунетака Хигучи был госпитализирован для обследования и в результате ему был поставлен диагноз "рак печени". На время, пока его будут лечить, а он будет преодолевать недуг, он приостанавливает свою профессиональную деятельность. Такова была его воля - сообщить вам о его болезни, передать, что он глубоко признателен за вашу поддержку и любовь, и исполнен веры в то, что вернется за свои барабаны опять... Мы приносим вам свои глубочайшие извинения и просим простить нас за причиненные неудобства и разочарования, возможно, возникшие вследствие такого поворота дел, и заранее признательны за ваше понимание..."

В это время Хигучи-сан находился в больнице, проходил курс лучевой терапии. Доктора пытались одолеть появившиеся в его печени очаги первичного рака, так называемой гепатоцеллюлярной карциномы (ГЦК). В качестве причин этой злокачественной опухоли современная наука называет сразу несколько факторов - а это означает, что на самом деле никто ничего не знает точно. Известно лишь, что это довольно редкая болезнь (1% среди всех опухолей у мужчин), так что Хигучи-сану ужасно не повезло! Кроме того, ГЦК коварна - общее состояние больного долго не ухудшается, диагноз же можно поставить только при тщательнейшем исследовании. Но для этого должны быть причины! Но даже когда они появляются (человек слабеет, худеет и при этом из-за задержки жидкости в брюшной полости у него карикатурно вырастает живот, появляется желтуха и мучительные боли), даже тогда ещё можно ошибиться, а вот лечиться уже, как правило, поздно... Химиотерапия при ГЦК малоэффективна, облучение дает немного лучший результат, частичная резекция (удаление) печени возможна лишь при небольшой опухоли, а пересадка - редкость даже на Западе из-за плохого прогноза и невероятной стоимости операции, около 300.000 евро!

Акира Такасаки сообщал, что Хигучи-сан демонстрировал стойкость духа и волю к жизни и «врачи были удивлены тем, насколько крепким парнем он оказался». Но рак прогрессировал слишком быстро. 21 июля его снова госпитализировали, а потом перевели в другую больницу, в Кобэ, и там удалили пораженную часть печени.

В середине октября (после 7 месяцев скитаний по больницам, облучения, двух мучительных курсов химиотерапии и полостной операции) он писал: "Около года назад мне был поставлен диагноз - рак печени. Я прошу прощения у своих поклонников за то, что заставил их волноваться по этому поводу. Рак прогрессирует, несмотря на то, что я все делал, как мне говорили, и даже после того, как в результате тяжелой операции была удалена половина печени, мне требуется всё более и более интенсивная терапия. Мое физическое состояние очень неустойчиво, но я делаю все, чтобы укрепить свой дух и направить все мысли на борьбу с недугом."

Обратите внимание - он, смертельно больной, просил у людей прощения за то, что заставил их переживать! Впрочем, о такте и скромности Хигучи-сана действительно слагались легенды - даже приученные к вежливости японские фэны поражались тому, как тактичен и терпелив он бывал абсолютно со всеми, кто хотел взять у него автограф!

Но тогда, в октябре 2008 года, после концерта с Motley Crue в Токио, его товарищи давали автографы уже без него, а место за барабанами занял Козо Шуганума (Fragile, Ded Chaplin). "Мне позвонил Минору Ниихара и рассказал эту печальную новость. И я решил взять на себя его обязанности, оставив многие гораздо менее важные дела. Это очень непросто - вписаться в группу такого масштаба и с такой историей. У меня даже не было времени толком что-то отрепетировать. Но я обязан был сделать это для моего коллеги..."

Самого же Хигучи-сана в это время уже снова положили в одну из больниц Осаки для третьего курса химиотерапии, но состояние его катастрофически ухудшалось. Хигучи-сан, великий рок-боец, мужественный потомок самураев, оставил этот мир в день, когда остыла осень, и душа его улетела, как последний лепесток сакуры...

Могила, двинься!
Рыдающий мой голос, -
Осенний ветер...

На погребении присутствовали только члены семьи - таковы традиции (кстати, по японскому законодательству после смерти каждый гражданин государства подлежит кремации, на кладбище хоронят только урну с прахом). Все участники Loudness простились со своим коллегой ещё до похорон.

"Наш ударник сложил свое оружие, свои барабанные палочки, и покинул мир смертных, где его миссия завершена. Но неподражаемый звук его барабанов вечно будет частью нашей музыки, его боевой дух рок-музыканта оживёт в каждом поклоннике его таланта. Мунетака, мне так горько без тебя, но я буду слушать нашу музыку в твою честь!" - такими словами Акира Такасаки в последний раз чествовал своего друга. Ему вторил Минору Ниихара: "Я никогда не забуду то, через что нам довелось пройти с ним вместе - наши записи, наши концерты, наши пирушки... Сегодня в Токио я выступал со своим проектом Nishidera Minoru. Первая наша песня - это была баллада. Я думал, что разрыдаюсь, когда пел её... Мунетака никогда не упускал случая похвалить мои вокальные данные. Даже когда меня уволили из Loudness, он поддержал меня, вселил веру, сказав, что пою я все равно великолепно, и теперь я решил посвятить эту песню ему. Я знаю, ему бы понравилось, услышь он."

Не остались безучастными и многие иностранные коллеги Хигучи-сана. Например, бывший ударник Quiet Riot Фрэнки Банали передал свои "соболезнования семье... и всем музыкантам Loudness". И добавил: "Я имел честь встречаться с ним... он был очень обходительным человеком, блестящим барабанщиком. И да упокоится он в мире." Менеджмент Loudness добавил несколько позитивных нот в поток общей скорби (насколько это было возможно): "Он всегда был и будет для всех нас высочайшим примером для подражания, образцом рок-барабанщика. А его душу в чистом мире, несомненно, ждет грандиозное будущее."

Да, ведь по синтоистским и буддистским верованиям (коих и придерживаются в Японии), душа метал-воина продолжит жить как рэйкон (дух) и станет посещать наш мир во время праздника Бон. Родные встретят его молитвами и особыми угощениями, а в последний день праздника зажгут огни, чтобы указать путь назад. И по реке поплывет, мерцая в темноте, маленький бумажный фонарик на плотике, где будет начертано - "Мунетака Хигучи"...

*все хайку принадлежат перу великого странствующего поэта-самурая Мацуо Басё.