Manowar 'Kings Of Metal'

Manowar

100 тяжелых дисков которые сделали жизнь легче!

Автор: Юра „Хирург“

Вот настало время вспомнить и про Manowar. Свежие новости о грядущей перезаписи и переиздании их абсолютного шедевра 'Kings Of Metal' появились как раз накануне 25-летия со дня рождения этого альбома. Начальник группы, басист Джоуи ДеМайо, пообещал: "Современное прочтение сохранит все черты оригинала и целиком вдохновлено им, но будет сделано с зарядом дополнительной энергии, полным применением мощи современных технологий и опыта, накопленного нами за четверть века. Конечно же, будут использованы новые аранжировки и изменения, которые появились в ходе многочисленных концертных исполнений этих композиций за все эти годы"...

Manowar

Новость не удивила - ранее уже состоялась перезапись диска 'Battle Hymns', что в какой-то степени было оправдано, ибо качество оригинала было так себе. Ну, уж очень давно его делали. Что же касается 'Kings Of Metal', то он и в 1988 году звучал отменно; запись была изначально цифровой, о чём стояла гордая пометка даже на виниле - в те времена этим фактом ещё гордились. Конечно, современные технологии и опыт - это важно. "Si jeunesse savait, si vieillesse pouvait - если бы молодость знала, если бы старость могла". Так сказал один мудрый француз. Но "сможет ли старость", когда от оригинального состава, записавшего 'Kings Of Metal', осталась только половина, а одного "короля" уж и вовсе нет в живых? Наверное... Но это будет уже совсем другой альбом.

Впрочем, автор всегда имеет право на новое "прочтение" своей работы. Вот как раз одновременно с вышеупомянутой, мне на глаза попалась и другая новость. О том, что две почти идентичных картины Винсента Ван Гога под названием 'Спальня в Арле' (именно так, через "а" - художнику повезло, в Орле ему спать не доводилось) выставили рядышком в его амстердамском музее. Первая версия картины, кстати, была написана Ван Гогом в 1888 году - ровно за сто лет до выхода 'Kings Of Metal'. Я решил уточнить, не разводил ли этот одноухий прохвост и знаменитых 'Подсолнухов' в промышленных масштабах? Оказалось, да - с 1888 года по 1989 год он создал как минимум 10 вариантов этой картины! Так что, какие к Manowar претензии?

И недаром я запросто уравнял таких вроде бы разных деятелей культуры, как "металлический" Manowar и "классический" Ван Гог. Во всяком случае, они одинаково известны - попробуйте поехать в Орёл, или даже в Арль, остановить первого попавшегося прохожего и спросить, кто это такие. Ответ будет один и тот же, не сомневаюсь - х.з. кто такие... Но ещё и творческие подходы у них имеют много общего. Manowar себе ушей не резали, но диких экспериментов и у них хватало. "Это другие группы играют музыку, а Manowar ей убивают" - сказал как-то ДеМайо. Все знают, что в 1987 году его команда попала в книгу рекордов Гиннесса как самая громкая в мире (129,5 децибел). Но не все понимают, кстати, что это - громкость реактивного самолета на расстоянии пары метров от двигателей. И больше нескольких минут Минздрав такое слушать не рекомендует. После этого и комитет Гиннесса, кстати, прекратил учитывать подобные рекорды, из-за опасности для здоровья слушателей. Ведь громкость в 180 децибел уже смертельна! Джоуи сам признает, что они всегда используют на сцене затычки для ушей - иначе "мы были бы уже мертвы... там так громко, как в центре торнадо". Так что их ушам тоже досталось. И не только ушам! Ходит слух, что они подписали контракт с Megaforce Records собственной кровью (кстати, говорят, что это была кровь Росса Фридмана)... А ещё вспомните тот случай, когда в 1987 году на каком-то немецком фестивале барабанщик Скотт Колабмус сыграл композицию "Battle Hymn" фаллоимитаторами вместо барабанных палочек, да еще и без штанов. Хорошо хоть, покидая сцену, тарелочкой прикрылся...

Многие считали, что в "классики" группа Manowar не выбьется никогда. Одним грохочущие на сцене "качки" казались просто шуткой, причём дурной. Другие сравнивали их "гомоэротический" имидж с прикидами посетителей баров типа 'Голубая Устрица'. Третьи считали их музыку просто саундтреком для атлетической гимнастики, не более того. Что можно понять, ведь ни у кого из группы нет не только классического - вообще никакого музыкального образования, лишь несколько частных уроков максимум. А их увлечения и занятия по жизни далеки от изящных искусств - бывших водопроводчиков и строителей по сей день занимают бейсбол, баскетбол, бодибилдинг, каратэ, охота и прочее в таком духе. И вообще, что хорошего ждать от четырёх неотесанных парней из захолустного городка Оберн, где живёт менее 30 тысяч человек?

Наверное Manowar (а особенно Джоуи ДеМайо) такая ситуация стала немного досаждать. Надо было как-то если не вырываться в ряды классиков, то хотя бы попытаться разрушить сложившиеся стереотипы. Доказать всем и самим себе, что они могут больше, гораздо больше! Бояться они уже себя, так сказать, заставили. Теперь надо было заставить себя уважать. "Может, это не позволит нам продать миллионы альбомов и вписаться в каноны жанра и тренды, но мы всегда можем сказать - мы старались, старались сделать как можно и приложили все силы". Вот так и получился этот альбом - 'Kings Of Metal'.

И хотя начиналась первая композиция "Wheels Of Fire" с рёва моторов, по ходу дела слушателя ждало множество сюрпризов из области высокого искусства! На взгляд тогдашнего ортодоксального металлиста, весьма странных... Мало того, что многих и так смущала всё больше и больше проявляющаяся в творчестве группы эпичность, "многоречивость" и обилие сэмплов, так тут и вовсе - орган, хор и оркестр!

Церковь Святого Павла в БирмингемеИтак, главный сюрприз - монументальная композиция "The Crown and the Ring (Lament of the Kings)", которая частично была записана в Церкви Святого Павла в Бирмингеме. "Это было осуществление давней мечты всех нас - Эрика, Скотта, Росса и меня - попробовать поработать с живым хором, оркестром и настоящим органом. Многие этого не понимают, но самым первым инструментом в истории человечества был голос, а все остальные были изобретены, чтобы его имитировать. Орган - мощнейший из таких имитаторов, а что такое для нас мощь вы понимаете... У многих людей поверхностный взгляд на классику, они считают её мягкой, но она не такая. Это огромная сила - орган, хор и оркестр, звучащие вместе. Это запредельная мощь" - говорил ДеМайо. "Некоторые тут, на нашем лейбле в Америке, говорили - вы куда собрались? Что всё это имеет общего с тяжелым металом?!"

Но творческий максимализм заставил Джоуи настоять на записи именно в стенах Церкви Святого Павла в далёком Бирмингеме; он считал, что только там можно запечатлеть нужный звук и атмосферу. Надо сказать, что построенный в XVII веке храм действительно славится необычайной акустикой и органом старинной работы. С исторической точки зрения церковь интересна тем, что одним из её постоянных прихожан был когда-то Джеймс Уатт, у него там даже свой личный стул был. Тот самый Уатт, в честь которого назвали единицу измерения мощности - Ватт. Ну, а как важна мощность для Manowar, вы уже поняли...

местный мужской хорС ними записывался местный мужской хор из 100 человек, Canoldir Male Choir. Хор достаточно известный (он даже в Альберт Холле выступал). "Это было забавно видеть меня в голубых джинсах и 'страшной' футболке, дирижирующим этими парнями в костюмах и галстуках" - вспоминает Джоуи. Тут он лукавит - дирижировать хором он не умел. И лишь передавал свои пожелания Д. Клайву Гриффитсу, который делал это вполне профессионально, ибо закончил музыкальный колледж в Кардиффе и занимался своим хором с 1966 года. А вот оркестровые аранжировки придумал сам ДеМайо. Как бы то ни было, результат оказался просто потрясающим - это одна из лучших совместных работ группы и хора в рок-музыке и по сей день.

Второй сюрприз - обработка знаменитой интерлюдии из оперы Римского-Корсакова 'Сказка о царе Салтане', известной как 'Полёт Шмеля' (на альбоме Manowar она, естественно, превратилась в "Укус Шмеля"). Пьеса эта известна благодаря тому, что играть её надо в очень быстром темпе, и поэтому гитаристы всего мира неустанно соревнуются, ставя рекорды скорости исполнения. Вот недавно некто Дэниел Химбаух установил очередной - на скорости 1300 ударов в минуту его 'Полёт' длился 10 секунд. Но Джоуи всё-таки басист, и рекордов решил не ставить, оставшись в рамках классической длительности, но всё-таки порадовал виртуозным владением инструмента. Для записи он использовал пикколо-бас. А вообще на альбоме, кроме ординарного четырёхструнного баса, звучит ещё и восьмиструнный.

Так что слухи о "музыкальной тупости" музыкантов Manowar сильно преувеличены. Если не систематизированных знаний, то эрудиции, навыков и опыта у них достаточно. Например, ДеМайо ещё до Manowar долгое время работал басовым техником у Black Sabbath и даже изобрёл несколько полезных "примочек" к бас-гитаре Гизера Батлера. То же, в общем, касается и остальных музыкантов. К примеру, Росс Фридмен был профессиональным музыкантом, играл в культовой панк-группе The Dictators, выпустил с ними 3 альбома, и ещё превосходно исполняет блюз. Де Майо даже назвал его как-то "одним из величайших блюзовых гитаристов в мире". А Эрик Адамс участвовал в группе Jade, и умеет играть на барабанах и клавишных. А петь научился, по его словам, у Яна Гиллана. "Когда я услышал его вопли, то сказал себе - я должен орать так же. И я просто работал над этим и даже изобрёл некую свою технику вокала". Неплохой пример, с этим не поспоришь!

Manowar
Kings Of Metal (Atlantic, 1988)

Wheels Of Fire
Kings Of Metal
Heart Of Steel
Sting Of The Bumblebee
The Crown And The Ring (Lament Of The Kings)
Kingdom Come
Hail And Kill
The Warriors Prayer
Blood Of The Kings

Эрик Адамс - вокал
Джоуи ДеМайо - бас-гитара
Росс 'Босс' Фридман - гитара, клавишные
Скотт Коламбус - барабаны
По словам Скотта Коламбуса, все они никогда не скрывали свою приверженность к классической музыке. Но самым ярым "фанатом" классики был, конечно, ДеМайо. Скотт вспоминал: "Джоуи, возможно, один из самых ярых фанов Рихарда Вагнера всех времен! Но не только Вагнера, но и Баха, Бетховена, Верди, Вивальди"... Становится понятно, с чьей легкой руки они потом назвали свою студию Haus Wanfried (так называется вилла Вагнера в Байройте, где ныне его музей) и записывали такие композиций, как "The March" (альбом 'Warriors Of The World'). Ну, а на 'Kings Of Metal' тему сюрпризов продолжил эпос "The Warriors Prayer". На сей раз обошлось без классических влияний, но зато туда вставили целый аудио-спектакль с профессионально исполненным "в ролях" диалогом дедушки и внука и богато иллюстрированный батальными сэмплами...

Ну, а композиции "Wheels Of Fire", "Kings Of Metal", "Hail And Kill" и "Blood Of The Kings" по-прежнему демонстрировали традиционную "мановаристую" силу и мужественность. Кстати, по поводу мужественности. Феминистки "наехали" на группу за трек "Pleasure Slave" ("Раба Любви"), хотя он был осмотрительно включен в альбом только как бонус и лишь на некоторых изданиях. Потом ДеМайо уверял, что лирика его вдохновлена неким фэнтезийным романом про планету, где все мужчины воины, а женщины - их рабыни... Так это или нет, но Эрик Адамс истово выдает там строки, типа "женщина, стань моей рабыней", а из песни слова не выкинешь...

Отдельно следует упомянуть балладу "Heart Of Steel". Эта песня особенно полюбилась немцам - должно быть, хорошо, сидя с друзьями в пивной, раскачиваться под её звуки из стороны в сторону с кружкой в руке и справлять нужду прямо себе под ноги! Потому она была впоследствии переведена на немецкий язык и исполнялась в Германии как "Herz aus Stahl". Перевод сделал некто Маркус Отт, после смерти которого на официальном сайте группы появилось сообщение, что теперь "Herz aus Stahl" будет звучать на каждом выступлении "в честь этого великого воина". А вообще Manowar любят Германию и её народ, немецкий флаг вы найдёте чуть не на каждой их обложке! Кстати, обложку для 'Kings Of Metal' рисовал знаменитый художник Кен Келли, который оформлял альбомы Kiss 'Destroyer' и 'Love Gun', работал с Rainbow. Известны также его иллюстрации для книг о Тарзане и Конане-Варваре (чей имидж, несомненно, и вдохновил Manowar с самого начала).

А вот роль продюсеров музыканты решили целиком взять на себя. Джоуи поясняет: "Когда у вас есть индивидуальность и свой звук, и вы знаете, как вы его добиваетесь, то я думаю это лучший подход - взять и самостоятельно воспроизвести его честно и достоверно, не пускаясь на всякие уловки – типа, как нам сделать этот фрагмент чуточку выразительней и подправить ещё немного тут". Таким вот образом и появился на свет альбом 'Kings Of Metal' - его "днём рождения" принято считать 18 ноября 1988 года. И сегодня это - их самая популярная и продаваемая работа, а журнал Metal Hammer, не сомневаясь, включил 'Kings Of Metal' в список двухсот лучших рок-альбомов всех времён и народов.

Теперь же группа намерена проделать эту грандиозную работу заново. И как я уже упоминал вначале, проделать её предстоит в несколько ином составе. Ведь после первого же турне в поддержку 'Kings Of Metal', еще до начала 1989 года, группу покинул Росс Фридман. Покинул или был уволен? Мнения на сей счет разные. "Годами Росс как бы все больше уходил назад к свои корням - это более блюзовый стиль игры на гитаре. Он, конечно, сделал великий вклад в Manowar за все эти годы.. и оставил группу... когда почувствовал, что дал Manowar всё, что мог" - так об этом говорит ДеМайо. Сам Росс дает несколько иное объяснение: "Мы были равноправными партнёрами, когда создавали Manowar. Но с годами он постепенно прибрал всё к рукам; фактически, возглавил группу. Так что однажды это было сказано - пора тебе валить Росс... Джо явно показалось, что Manowar будет лучше без меня".

Лучше или нет, а чтобы найти ему более или менее адекватную замену, пришлось прослушать150 человек! Но процесс сочинения музыки от исчезновения из состава Росса не особенно пострадал - уже начиная с 'Kings Of Metal' Джоуи выполняет эту работу сам, лишь две композиции там появились в результате их совместного творчества - "Kings Of Metal" и "Hail And Kill". Нет уже и Скотта Коламбуса, которые также покинул группу в самом конце 1989 года; говорили, что из-за тяжелой болезни сына (якобы у него была лейкемия). Впоследствии Скотт то подтверждал, то отрицал факт болезни сына, а в группу даже возвращался на некоторое время, но в итоге все равно ушёл. А 4 апреля 2011 года и вовсе скончался в возрасте 54 лет. Так что на новой записи партии Росса и Скотта сыграют Карл Логан и Донни Хэмзик.

Также и знаменитое повествование на "The Warrior's Prayer" будет вложено в уста другого актера. В оригинале его произнёс некто, упомянутый группой как Артур Пендрагон Уилшир. Вряд ли это настоящее имя - человек явно предпочел остаться в тени. Современный же вариант исполнит довольно известный и талантливый актер Брайан Блессид. Этого обаятельного бородатого толстяка кто-то помнит по ролям в таких фильмах, как 'Александр' и 'Робин Гуд - Принц Воров', кто-то - по персонажам 'Гамлета' и 'Короля Лира' - ему всегда удавались шекспировские герои и масштабные исторические личности. Но вообще он сыграл и озвучил за свои 76 лет бесчисленное количество персонажей!

Если же говорить о его связи с музыкой, то в начале карьеры ему довелось сыграть Баха; а если упоминать конкретно о метале, то его голос прозвучал в композициях групп Eden Burning и Pythia. А в 2013 году, вместе с Motorhead, Black Sabbath и Paradise Lost он выиграл одну из номинаций награды английского журнала Metal Hammer - Golden Gods Awards. Его заслуга понятна до конца, конечно, только западным людям, "сваренным" в тамошней культуре; короче, считается, что именно его вдохновенный выкрик "Gordon's Alive!!!" в фильме 'Флэш Гордон' привел к появлению всемирного клича металлистов “Metal’s Alive!!!”...

Ну, так или иначе, он привлёк внимание Джоуи ДеМайо. "Для наших целей нет никого лучше Брайна! Не только потому, что он одаренный актер кино и театра с волшебным, раскатистым голосом. Но и потому что он полностью и очень правдиво вписывается в творчество Manowar и вообще в хэви метал: у него бунтарский дух, ему достаёт храбрости воплощать в жизнь все свои задумки, невзирая на обстоятельства. Он даже поднимался на Эверест и прокладывал путь на Северный Полюс! Что тут ещё добавить? И он был великолепен. Он не просто прочёл текст. Он даже не сыграл его. Он его прожил! И его мастерство сделало реальными и оживило персонажей "The Warrior's Prayer" в воображении слушателя..."

А всяческая "правда жизни", "честность", равно как и упоминавшаяся выше "мощь" - это как раз то, на чём зиждется Manowar. "Тема 'Kings Of Metal', тема Королей Метала - это не трюк и не обман, мы назвали тот свой альбом так потому, что мы и есть Короли Метала. Не хочу показаться высокопарным... но мы собрали свою группу именно для того, чтобы её существованием доказать, что тяжелый метал не просто форма искусства, а форма бытия, образ жизни... Мы... являемся теми, кем другие только притворяются" - заявляет Джоуи ДеМайо. И его верный соратник Эрик Адамс вторит: "Manowar не работа, мы любим наше дело... Мы играем от чистого сердца. И все, о чём мы поем, мы действительно чувствуем". Вот за правду, за честность и за пролитую в "тяжелых" баталиях кровь мы и любим их - Королей Метала!