Marilyn Manson 'Antichrist Superstar'
100 тяжелых дисков которые сделали жизнь легче!
Автор: Юра „Хирург“
8 июня 2014 года я ждал Антихриста. Астероид, триста метров в поперечнике, получивший название The Beast (Антихрист) приближался к земле. Но он пролетел мимо - снова ничего не произошло. Даже в Челябинске*. Хотя в целом тема пришествия Антихриста далеко ещё не исчерпана. А посему вкратце напомню вам суть пророчеств на эту тему.
Антихрист - не Сатана, не путайте, он человек. Сей персонаж должен появиться после великих войн (предположительно - третьей мировой), бед, смуты и голода. Этот милый симпатяга обогреет всех и предложит универсальное решение духовных и материальных проблем, не требуя взамен ничего, кроме лояльности (всем придется принять его "печать"). В счастливый новый мир, однако, не войдут православные вообще и российские православные в частности - им уготована участь воевать с Антихристом и геройски погибнуть. Перед антихристом должен объявиться "лжепророк", который, устраивая различные грандиозные перформансы и флеш-мобы, убедит всех что Антихрист и есть "тот самый"...
В религиозном смысле Антихрист окончательно займет место Христа, и только тогда у последнего лопнет, наконец, терпение - он придет во второй раз и сокрушит самозванца, а заодно и весь мир. Это и будет страшный суд. После на небо вознесутся 144 тысячи евреев, и будут там править с Христом Землей, на которой останутся жить удачно воскресшие. Ожидается это шоу в начавшемся 3-м тысячелетии, уже в 21 веке! Отменить или перенести его нет никакой возможности - пророчество непременно должно сбыться.
Антихрист будет иудеем, рожденным от блудницы, из колена Данова (тут без вариантов). Воцариться он должен в Иерусалиме, отстроив там третий храм. Сейчас от прежнего ничего, кроме Стены Плача не осталось, но места эти (Храмова Гора) уже находятся в руках израильтян, в результате шестидневной войны 1967 года они были отбиты у арабов. Так что и стройплощадка давно готова...
Сам антихрист, возможно, уже родился - но даже он не осознает себя таковым. Имеется несколько подходящих кандидатов, Сатана тщательно рассматривает каждого, но выберет на эту роль одного. Антихристами уже объявляли многих - Наполеона, Гитлера, и даже Папу Римского. Самый свежий кандидат - Барак Обама. У того все сходится. Даже происхождение - его мать, оказывается, еврейка... Но вряд ли нам стоит торопиться занимать места в партере светопреставления, третий звонок еще не прозвенел. Обама в лучшем случае лишь один из "предтеч" Антихриста, которые руководят мировым процессом "отступления", создания единой экуменической религии. Все предтечи это очень богатые и влиятельные люди – упростив, скажем так.
А вот добрые христиане, не пуская людей на такого рода концерты во имя "защиты от погибели", ещё и явно препятствуют естественному ходу пророчеств, вставляют палки в колёса той самой апокалипсической библейской "директивы свыше", от которой, по их же словам, всё равно не отвертеться. Им бы тихо сидеть в ожидании спасения, горестно созерцать на происходящее, но всех при этом любить и подставлять щеки в соответствии с их же учением, но... То и дело они проявляют себя совершенно иначе! При этом - позволю себе заметить - отрываются на каких-нибудь музыкантах, а вот истинных "предтеч" никто не трогает. Ну, поди попробуй... Возникает вопрос - вы на кого, друзья, работаете? Конкурентов устраняете, что ли? Дорогу своему кандидату в Антихристы чистите?
Это вопрос риторический - он ответа не требует. Он требует просто задуматься. Заставить людей задуматься - вот чего, на самом деле, хотел тот же Мерилин Мэнсон. И по сути его шоу - лишь визуализация тех же библейских пророчеств. Тем не менее, несколько концертов его тура в поддержку альбома 'Antichrist Superstar' были отменены силами религиозных активистов и при явном попустительстве властей. Угрожали ему лично, во Флориде задержали вооруженного фанатика, который спешил, чтобы "прикончить Антихриста". В декабре 1996 года американские сенаторы официально озвучили "проблему" выпуска ряда продуктов, оказывающих негативное влияние на молодых слушателей, среди них был и альбом Мэнсона 'Antichrist Superstar', "богохульный, жестокий и грязный".
В итоге Мэнсон произнёс: "Я не могу решить, кто кого сильнее ненавидит, я Америку или она меня... Я не могу смотреть на людей в ресторанах - смеющихся, счастливых, наслаждающихся жизнью. Их жалкое счастье убивает меня. Живут ли люди действительно так, как это показывают по TV? Или все это шутка? Разве мы растим детей, чтобы они верили в "Спасателей Малибу"? Они покупают дерьмо, если Синди Кроуфорд говорит им, что это круто. Я бы убил их всех, но, к несчастью, этим только окажу честь. Самое страшное наказание для них - так это как раз позволить вставать каждое утро и продолжать влачить свое жалкое существование, растить тупых детей в своих дурацких домах и, конечно, записать для них альбом 'Antichrist Superstar', чтобы окончательно добить каждого из этих дебилов".
Формально альбом этот был записан за восемь месяцев (с февраля по август) в Новом Орлеане, в студии Nothing у Трента Резнора (Nine Inch Nails). Но на самом деле он рождался намного, намного раньше. И в поистине адских духовных и физических муках. Сам Мэнсон - точнее, Брайан Хью Уорнер - родился в Огайо в 1969 году, евреем не является (бабушка говорила о немецких корнях), а таких не берут в Антихристы! Но туда он и не метил. Напротив, получил добротное стандартное американское воспитание, да ещё с христианским уклоном - посещал Епископальную церковь и посещал учебное заведение с названием "Наследие Христианской Школы" до старших классов.
Отец его служил механиком во Вьетнаме в вертолетных войсках и тесно контактировал с токсическим веществом, дефолиантом "эйджент орандж", которым американцы опрыскивали джунгли. Вещество вызывает генные мутации, и у детишек вьетнамских дембелей зачастую чего-то недоставало, или наоборот, вырастало лишнее. Так что их - в том числе и Брайана - с детства брали на медицинский учет. Ему повезло, у него опасных "недостач" не обнаружили, хотя лишнее кое-что было. Ещё один пучок Кента в сердце, который заставляет его биться чаще положенного, что в медицине называют синдромом Вольфа-Паркинсона-Уайта.
Папаша у Брайана был безбашенный, но мировой. Ребенка никогда не прессовал. В 1979 году даже отвел его за ручку не куда-нибудь, а на концерт группы Kiss. Причем папа туда явился, по воспоминаниям Брайана, загримированным под Джина Симмонса! Они с отцом друг друга, во всяком случае, уважали. "Я унаследовал от него кучу амбиций, которые может остановить только пуля, чувство юмора, страсть к сиськам и аритмию сердца" - говорил Брайан. А после того как он выпустил свой первый диск под именем Мерилин Мэнсон отец тоже стал называть сына Мэнсоном, а не Брайаном. "Это называется уважением к артисту" - поясняет Уорнер-страший. Так что в семье у маленького Брайана царила, можно сказать, американская демократия.
А вот в школе ему, ребенку впечатлительному, физически слабому и освобожденному по болезни от физкультуры, мозги библейским историями проконопатили конкретно. Особенно его впечатлили истории об Антихристе и Апокалипсисе. Учителя на полном серьезе уверяли, что сочетание шести букв во всех трёх именах Рейгана (тогдашний президент США) означало, что Антихрист с печатью 666 уже пришел на землю, скоро состоится Страшный Суд и все помрут в жутких муках. Вся рок музыка была объявлена сатанинской и находилась в школе под строжайшим запретом. Даже миляга Фредди Меркьюри был предана анафеме за песню "We Are The Champions". Её считали гимном гомосексуалистов, и уверяли, что если прокрутить эту фразу задом наперед, то можно услышать "My Sweet Satan".
Результат этой деятельности нам известен. У милого домашнего мальчика начались кошмары. Он спал с включенным светом и телевизором. И вдруг "понял", что поскольку ему нравится не только Меркюри, но даже – о, ужас! - Kiss и Judas Priest, то он наверняка и есть Антихрист. Подолгу Брайан разглядывал себя голого в зеркале - нету ли знака какого? И стал вести себя в школе как маленький бес, вызывая ужас преподавателей и прилежных учеников.
"Но шли месяцы, а мир... оставался цел и невредим. Мне становилось ясно, что страдания, об освобождении от которых они молятся - это страдания, которые они сами взяли на себя и пытаются втянуть в это нас. Зверь, которого они боялись, жил в них самих. Этот Зверь был создан их собственным страхом... Дураками не рождаются, дураки растут и питаются институтами типа христианства" - резюмировал он и перевелся из христианской школы в обычную если не поклонником Сатаны, то уж закоренелым атеистом точно...
А ведь в четвертом классе Брайан Уорнер даже играл Иисуса в школьной постановке! В сцене распятия он был одет только в "набедренную повязку" - полотенце, обернутое вокруг талии. После того, как он "умер" и упал занавес, его окружили старшеклассники, знавшие, что на нем нет трусов. Сорвали полотенце, отхлестали им беднягу и погнали голым по коридору. "Это был один из самых страшных ночных кошмаров, ставших реальностью: бег по коридору в голом виде на глазах у девчонок, которые тебе нравятся, и парней, которые тебя ненавидят... Обида на Иисуса до сих пор не дает мне покоя" - вспоминает Мэнсон.
Но лично Иисуса он своим творчеством все равно никак не унижает. Не унижает и верующих - печально, что они принимают всё на свой счет. Ведь его шоу - это театральное действо, постановочные картины "последних дней", которые так долго навязывались людям; всё, что мы слышим и видим, соответствует библейским пророчествам. Если запрещать Мэнсона, то дальше следует запрещать картины Босха и саму Библию, где это всё детально описано. Мэнсон просто рассказывает их на свой лад, иным языком. При этом в детстве он изображал Христа, а теперь - Антихриста. Но это же, простите, две "главы" одного и того же литературного источника! Их не Мэнсон выдумал...
"Антихрист - это характер, метафора, которая присутствует практически в каждой религии под различными именами... подобный персонаж просто нужен... не как пугало, а как последний герой, спасающий человечество. Апокалипсис не приходит с огнем и разрушениями, он происходит на персональном уровне. Если ты веришь, что ты центр своей собственной вселенной, и ты хочешь увидеть эту вселенную разрушенной, достаточно одной пули". С другой стороны, та же вера - ключ к спасению и реализации своих идей. "Только вера диктует условия нашей реальности. Поэтому люди должны верить только в свой разум и ни во что больше. Я верю, что каждый - Бог для самого себя" - такова, в общем и целом, идеология Мэнсона. То, что он "творил" - его способ достучаться до людей, обратить на себя внимание, стать известным. Это важно - иначе никто не услышал бы его. В условиях свободного демократического общества особенно.
Помню старый советский (как раз времён Рейгана) анекдот, в котором американец хвалится достижениями "их" демократии перед советским человеком: "Я запросто могу выйти к Белому Дому и крикнуть, что Рейган - дурак". На что "совок" отвечает: "Подумаешь! Я тоже могу выйти на Красную площадь и крикнуть, что Рейган - дурак"... На реальные же политические заявления в советском обществе отваживались немногие, например, музыканты - но даже при минимальной художественной ценности своих произведений становились известны, их как бы "отмечал" запрет. В общем, суть в том, что глас вопиющего в пустыне слышнее, чем глас вопиющего в вопиющей толпе. Так что Мэнсон включил программу "Я хочу быть круче, чем Kiss. Я хочу быть продаваем" - и возопил, возопил что есть мочи...
Возопил уже одним именем своим. Сценический псевдоним Мерилин Мэнсон он составил из имени секс-символа Америки актрисы Мерилин Монро и фамилии символа американской трагедии Чарльза Мэнсона (кто он такой я уже писал, рассказывая об альбоме Nine Inch Nails ‘Broken’ в этой же рубрике). При этом речь идет не о примитивном, шокирующем контрасте. Наш герой зрит глубже: "Монро, этот символ красоты и роскоши, также имеет свою темную половину, как Мэнсон имеет свою светлую". "Наш" Мэнсон знал её – он со школы любил альбом "того" Мэнсона, ‘Lie’ - и даже сочинил позже по его мотивам композицию "My Monkey". И считал Чарльза Мэнсона "намного более интеллектуальным человеком, чем многие, проклинавшие его". Это верно - Чарльз Мэнсон был негодяем, но далеко не идиотом...
Все участники группы Marilyn Manson And The Spooky Kids, сформированной в 1989 году, составили себе псевдонимы из женских имен и фамилий известных убийц. Впоследствии этого правила старались придерживаться. Например, из имени героини американского сериала Дейзи Дьюк и фамилии серийного убийцы Дэвида Берковица вышел псевдоним для гитариста Скотта Патески - Дейзи Берковиц. Позже из клички английской манекенщицы Твигги (Лесли Хорнби) и фамилии американского маньяка убийцы Ричарда Рамиреза составили новое имя для гитариста Джорди Уайта - Твигги Римирез. Ну, и так далее...
Один из самых невероятных слухов гласил, будто они прямо во время концерта... сожгли собственного барабанщика, Фредди Стрейтхорста (псевдоним - Сара Ли Лукас). Ну, стучал он действительно, так себе. Начал он это дело не удовольствия ради, и волею докторов, прописавших ему такого рода упражнения для восстановления искалеченного в аварии голеностопного сустава. Как замена доам-машины н вполне годился, но не более того.
"Последний концерт Фредди мы решили отметить ритуальным сжиганием басового барабана, но загорелась вся установка, и наш друг поспешил скрыться за сценой в поисках огнетушителя. Тогда мы начали крушить горящие обломки... Я думаю, он понял, что был принесен в жертву таким образом, поскольку на следующий день улетел домой" - вспоминает Мэнсон. Легенда о том, что барабанщика именно сожгли, укрепилась ещё и потому, что английское слово "fire" означает одновременно и "огонь" и "увольнять". Барабанщик же был попросту уволен, но не сожжен... Появившийся слух, тем не менее, группа с удовольствием поддерживала. И откопанные по пьяной лавочке на старом кладбище в Новом Орлеане невесть чьи кости, они выдавали потом за "кости сожженного Фредди", подливая, таким образом, масла в огонь.
Ещё один невероятный слух гласил, что Мэнсон удалил нижние ребра, чтобы делать самому себе минет. Рёбер он не удалял, а что касается минета, то слух об этом родился на основе одного из эпизодов шоу с переодеванием, в ходе которого Мэнсона, одетого в смокинг и цилиндр, подменяла дублерша в точно таком же наряде с реальным фаллоимитатором между ног. Затем к ней на сцене присоединялся Мэнсон и делал ей "минет". После этого стали говорить, будто он делает это сам себе.
В целом Мэнсон мудро, в целях "генерации популярности", не опровергал, а только подогревал все эти самые невероятные слухи о себе; где правда, а где ложь, теперь никто не разберет. Спрашивать "обдолбанных" зрителей тех концертов бесполезно - он вам такого наплетут... Впрочем, есть один объективный источник. Это полицейские архивы. Копы частенько снимали шоу группы на камеру, надеясь зафиксировать все непристойности на сцене для того, чтобы засадить музыканта за решетку надолго. Кстати, этого так и не случилось. Не хватило, значит, доказательств?
Но вернёмся к процессу записи альбома 'Antichrist Superstar'. Сперва Мэнсон с Рамирезом сочинили тринадцать песен и записали демо-ленту. "Это были песни об эволюции мрачного, загнанного создания с самого детства, проведенного в страхе, до зрелого возраста, когда оно уже само начинает сеять страх" так вспоминает Мэнсон. Но это были лишь наброски, концепция еще не оформилась. Тем не менее, материал был представлен на суд Тренту Резнору.
Трент Резнор, на самом деле, с 1993 года и вплоть до окончания записи альбома, оказывал весьма значительное влияние на творчество группы. Мэнсон общался с Резнором и раньше, как журналист, когда брал у него интервью для журнала ‘25 Параллель’. Но всерьез Резнор обратил внимание на группу Мэнсона после того, как с подачи одного влиятельного ди-джея из Майами состоялось её совместное выступление с Nine Inch Nails. После шоу Мэнсон всучил Тренту Резнору демо, которое тот, должно быть, тут же, не слушая, выкинул в мусор. Ну, так оно обычно и бывает.
Мэнсон на сей счет особо не парился. Он изначально метил выше и попытался попасть на Epic Records - но безуспешно. Сокрушенный неудачей он вернулся из Нью-Йорка и с горя купил себе альбом Nine Inch Nails ‘Broken’, который вышел в тот самый день, 22 сентября 1992 года. "Когда я уселся его слушать, мне вдруг позвонил менеджер Трента и попросил у меня копию нашего демо. Через несколько дней мне снова позвонили". Это был уже сам Резнор. "Мы просто стали зависать вместе, и между нами завязалась дружба" - вспоминает Мэнсон. Дружба - дружбой, а Резнор в 1993 году создал свой лейбл Nothing и предложил Мэнсону контракт. Он продюсировал первую пластинку Мэнсона ‘Portrait Of An American Family’, которую они вместе записали в том самом доме, в котором зарезали Шарон Тейт подручные Чардьза Мэнсона, его снимал тогда Резнор...
После следующей их совместной работы, миньона ‘Smells Like Children’ с кавером на песню группы Eurythmics “Sweet Dreams” Мэнсон обрел относительную известность. И хотя до настоящего успеха по-прежнему было далеко, он решил вновь сотрудничать с Резнором. Отчасти, из сентиментальных побуждений. Отчасти потому, что группу со столь скандальной репутацией другие лейблы принимать побаивались, а у Nothing был подписан контракт на производство и распространение продукции с лейблом Interscope. А Interscope создавался под эгидой мейджора Atlantic. Это дорогого стоило - можно было и потерпеть.
А терпеть было чего - Резнор влиял не только на звучание группы как продюсер, но и открыто вмешивался в кадровую политику Мэнсона. Прав он был или нет, это второй вопрос. Но именно Резнор внушил Мэнсону, что в команде есть пара слабых звеньев - барабанщик Сара Ли Лукас (Фредди Стрейтхорст) и басист Гиджет Гейн (Брэдли Стюарт). Они были изгнаны из группы еще до начала сессий записи альбома 'Antichrist Superstar'. Их заменили Джинджер Фиш (Кеннет Уилсон) и Твигги Рамирез соответственно. Из оригинальных участников остались клавишник - Мадонна Уэйн Гейси, он же Пого (Стивен Биер), и гитарист Дейзи Берковиц. Последний, однако, "висел на волоске" - Резнор явно недолюбливал Дейзи и уже не раз произносил фразы, типа "как вы могли играть с этим парнем раньше".
Проблемы с Дейзи начались еще во время записи ‘Portrait Of An American Family’. "Мы прибыли в студию, и я познакомил его с Трентом. Когда Трент предложил послушать то, что сделано, Дейзи сказал, что сначала покурит, и вогнал меня этим в краску... все как один говорили нам, что он не тот человек, с которым можно спокойно работать. Он был очень упрям и имея свою собственную установку в плане музыки". Кроме того, он употреблял сокрушительное количество наркотиков, хотя и без того был слегка не в себе - по некоторым данным у него в то время обнаружили едва ли не опухоль головного мозга.
Именно Дейзи предложил первую концепцию альбома - об Иисусе Христе, отправляющемся в рок-турне по миру. Он продемонстрировал наработки шести своих песен, но ни Мэнсону, ни Резнору они не понравились, и в целом противоречили более раннему демо-материалу. В студии возник некий ступор - Трент Резнор и его звукоинженер Дэйв Оджилви "умыли руки" и уселись играть в видеоигру ‘Трилогия о пришельцах’, предоставив музыкантам, "тупо пялится друг на друга" и самим искать выход из творческого тупика. И те его нашли - Мэнсон просто позвонил знакомому наркодилеру, и пошло-поехало... "Местом нашего постоянного обитания стал Volt, готическо-индустриальный клуб размером с гостиничный номер... Мы провели много ночей в этом гадюшнике, уничтожая наркотики и заставляя местного ди-джея постоянно крутить ‘The Number Of The Beast’ Iron Maiden". Там они творили всяческие бесчинства - мочились в диктофоны журналистам, измывались над фанатками и так далее. В студии же ничего не менялось. "Проходили дни и недели. Всякий раз, когда меня посещало вдохновение, никого не было рядом, либо возникала куча наркоты и, вспыхнув, вдохновение растворялось в воздухе".
А потом растворился Дэйзи - он покинул группу 8 мая 1996 года. "Меня попросили уйти" - вспоминает он. "Они решили оставить на альбоме только одну песню из предложенных мной, и это меня расстроило... Они заявили, что решили двинуться в несколько ином музыкальном направлении, и им кажется, что это не для меня". Позже, в сентябре 1997 года Берковиц подал на Мэнсона в суд, указав в качестве причин финансовые потери в следствии разрыва контракта, нарушение авторских прав и невыплату концертного гонорара, и запросил 15 миллионов долларов компенсации. Суд отклонил его прошение.
Сам Мэнсон был окончательно опустошен - мало того, что из группы исчезли практически все, с кем он её создавал, так у него еще и не клеились отношения с тогдашней подругой. Трент Резнор тоже всё более отдалялся от него "как продюсер и как друг". В итоге очередной инцидент с приемом алкоголя и наркотиков привел его на больничную койку. По сути, он обратился за помощью сам, добровольно - его и без того больное сердце напомнило о себе, да и нервы были на пределе. В принципе, его заболевание - синдром Вольффа-Паркинсона-Уайта - не приводит к серьезным последствиям, если вести нормальный образ жизни. В противном случае всё учащающиеся приступы сердцебиений могут привести к серьезным нарушениям, таким как резкое падение артериального давления, стенокардия и сердечная недостаточность.
Когда Мэнсона выписали, то оказалось, что семь месяцев "работы" над альбомом были уже позади. А в наличии - только пять недоделанных песен! А еще надо было решать вопрос с поисками гитариста. "Как только
наркотики отпустили меня, весь набор человеческих эмоций - слезы, любовь, ненависть, самоуважение, вина - вернулись... Моя слабость превратилась в силу, уродство - в красоту, апатия к миру - в желание спасти его. Я стал парадоксом. Сейчас, как никогда прежде, я стал верить в себя. На следующий день я встретился с Шоном Биваном, звукоинженером, с которым работал еще над ‘Portrait Of An American Family’. Я впервые работал над песнями без кокаина и алкоголя. Каждый раз, когда я приходил в студию, я все больше чувствовал прогресс: теперь я делал альбом сам, без всевозможных менторов, менеджеров и психопатов". Резнор не мог вмешиваться в процесс - в это время он был занят работой над ремиксами композиции "The Perfect Drug" к фильму Дэвида Линча ‘Шоссе в никуда’.
Нового гитариста тоже нашли. "Чикагского вегетарианца с отвратительным вкусом по части женщин" Тимоти Майкла Линтона отобрали из ста пятидесяти возможных кандидатов. Ему присвоили кодовое имя Зим Зам. "Зимзам", как уверяет Мэнсон, это термин из каббалы, так что новичок стал первым участником команды, который не использовал для псевдонима традиционную комбинацию имён секс-символов и фамилий серийных убийц. Он принял участие в записи двенадцати недоделанных к тому времени песен альбома.
Antichrist Superstar, 1996 (Nothing / Interscope)
Cycle I: The Heirophant
1. Irresponsible Hate Anthem
2. The Beautiful People
3. Dried Up, Tied and Dead to the World
4. Tourniquet
Cycle II: Inauguration of the Worm
5. Little Horn
6. Cryptorchid
7. Deformography
8. Wormboy
9. Mister Superstar
10. Angel with the Scabbed Wings
11. Kinderfeld
Cycle III: Disintegrator Rising
12. Antichrist Superstar
13. 1996
14. Minute of Decay
15. The Reflecting God
16. Man That You Fear
99. Track 99
Мерилин Мэнсон — вокал, гитара, флейта Пана
Дэйзи Берковиц — гитар
Твигги Рамирез — бас-гитара
Мадонна Уэйн Гейси — клавишные
Джинджер Фиш — барабаны, программирование
Зим Зам — гитара
Все песни альбома разделены на три цикла "The Heirophant" ("Первосвященник", треки 1-4); "Inauguration of the Worm" ("Инаугурация Червя", треки 5-11); "Disintegrator Rising" ("Возвышение Разрушителя", треки 12-16).
Наиболее заметной вехой первого цикла стала композиция "The Beautiful People" ("Прекрасные Люди") - она же самая известная из всего творчества Мэнсона. Суть её отражает не столько видеоклип (он был снят Флорией Сигизмонди на заброшенном винзаводе в Торонто и попал в мощнейшую ротацию на телевидении), сколько одно из самых известных её публичных исполнений - 4 сентября 1997 в финале церемонии MTV Video Music Awards. Это довольно солидное, резонансное мероприятие, собирающее не столько фанатов музыки, сколько людей связанных с музыкальным бизнесом и достаточно известных, так что аудиторию можно назвать консервативной. Сцена была украшена огромным американским флагом с молнией в круге вместо традиционных звезд. Вначале по ней промаршировал оркестр, исполняющий президентский гимн, а затем в сопровождении пары "людей в черном" вышел и сам Мерилин Мэнсон.
Он встал за трибуну с надписью 'Antichrist Superstar' и произнес зажигательную речь, которая целиком и полностью передают смысл композиции: "Мои братья американцы! Мы больше не будем подавлены фашизмом христианства! И мы больше не будем подавлены фашизмом красоты. Я вижу, вы все там сидите на своих местах, упорно пытаясь не показаться уродливыми, пытаясь приспособиться к другим, упорно пытаясь заслужить свой путь в рай. Но позвольте мне вас спросить. Вы желаете побывать в месте, где пасутся стада засранцев?".
После этого песня была исполнена, и по ходу дела Мэнсон разделся до кожаного корсета, кожаных стрингов (с игривой застежкой спереди) и драных женских чулков. Завершилось представление разгромом аппаратуры, после чего на сцену выскочил чернокожий ведущий церемонии, юморист Крис Рок, и истошно завопил в микрофон: "Бегом в церковь! Несите свои задницы в церковь немедленно, или после такого вам суждено попасть в ад“! Надо заметить, что никто не счел это представление опасным, ничего не было подвергнуто цензуре, только слово "засранцы" было заглушено.
Композицию "The Beautiful People" написали Мэнсон (слова) и Рамирез (музыка), еще в 1994 году, во время тура в поддержку второго альбома. Она исполнялась на концертах еще до выхода на альбоме, но в сокращённом варианте и как часть вышеупомянутой песни "My Monkey". Помимо ницшеанской лирики она примечательна очень яркими, запоминающимися элементами аранжировки. Основой ее стал характерный навязчивый гитарный рифф, который удачно сочетается с повторяющимся циклическим ритмическим рисунком, для создания которого использовался звук там-тамов. Этот ритм "изобрел" не Рамирез, а сам Мэнсон: "Я помню, что выстукивал ударную партию, сидя на полу, а потом попросил нашего барабанщика повторить этот же ритм на драм-машине". В начале трека звучит сэмпл голоса Чарльза "Текса" Уотсона, который говорит: "Мы бы нагрянули в город и убили всех, кто не был красив". Уотсон, напомню, один из тех, кто непосредственно зарезал жену Романа Поланского и её гостей по приказу Чарльза Мэнсона. В песне также есть бранные английские слова "motherfucker", "shit" - в некоторых версиях для радио они были заменены либо удалены.
Появилось множество кавер-версий этой песни - из них самые неожиданные это варианты от джазового трубача Лестера Боуи и какого-то бельгийского женского хора. Свой кавер хотел сделать также рэп-исполнитель Снуп Дог, и он даже встречался с Мэнсоном во время визита последнего в Париж в 1997 году, но со слов нашего героя, он просто не понял, что рэпер говорил ему при встрече...
Другой "жемчужиной" первого цикла стала композиция "Tourniquet" ("Жгут"). В начале песни слышен неразборчивый, отрывистый шёпот. История его такова. "Я в сотый раз прослушивал рабочие варианты песни, навеянной одним из моих апокалипсических ночных кошмаров... Я слушал ее снова и снова, пока окончательно не отупел до такой степени, что не только не мог решить, что в ней хорошо, а что плохо, но уже просто не воспринимал ее как свою. Тогда я взял микрофон... и очень тихо отстукивая по столу сигнал S.O.S., прошептал: ‘Это мой самый уязвимый момент’. Я перевернул файл и вставил его в самое начало песни - зов, понятный только мне, и никому больше" - вспоминает автор. Действительно, песня очень личная, рожденная из его подростковых снов. "Меня всегда преследовали сны о том, как я собираю девушку из протезов, а затем беру свои волосы и зубы, сохранившиеся со времен моего детства, и в ритуальной манере создаю из них искусственную подругу" - вспоминает наш адский доктор Франкенштейн. В видеоклипе, также снятом Флорией Сигизмонди, этот процесс ярко проиллюстрирован - сборка идет из кусков манекенов, протезов, прочего ортопедического оборудования; пару раз мелькает конь - должно быть, тоже пошёл в дело... Судя по тому, что мы видим в клипе, Мэнсон сотворил свою чудовищную подругу лишь для того, чтобы она побрила ему грудь. Впрочем, наверняка что-то осталось за кадром.
Второй цикл открывает композиция "Little Horn" ("Малый рог"). Это библейское понятие из пророчеств Даниила обозначает, скорее всего, Ватикан, папство. Впрочем, есть и другие точки зрения - Мэнсон придерживается той, что Малый Рог и есть Антихрист. Опять в основу текстов положены сны: "Большинство людей на Земле превратились в зомби для развлечения небольшой кучки элиты. В одном из стрип-клубов воскрешенные женские трупы танцевали обнаженными в блестящих клетках. У них были мертвые мозги, как у живых мертвецов. Их рты были накрепко зашиты, чтобы они не могли откусить члены парням, мастурбирующим вокруг них. Мир скатился к Содому и Гоморре, и пришествие Антихриста близко". Мэнсон вещает, что "мир раздвинул ноги и готов принять новую суперзвезду". И эта суперзвезда - Антихрист.
В следующей композиции "Cryptorchid" ("Крипторхизм"), Мэнсон опускается в свой собственный Ад где и превращается в Антихриста Суперзвезду. Что касается названия песни, не все знают, но в период внутриутробного развития у мальчиков яички закладываются в брюшной полости и лишь к шестой неделе после рождения опускаются в мошонку. Иногда этого не происходит - заболевание и называется крипторхизмом. Процесс опускания в Ад для Мэнсона подобен избавлению от крипторхизма, он явно ассоциирует себя с яичком... С левым или правым, догадайтесь сами.
Клип на композицию "составил" из отрывков своего собственного арт-хаузного фильма ‘Порожденный’ (1991) режиссёр Э. Элиас Меридж. Правда, из клипа нельзя сделать никакого вывода о содержании песни "Cryptorchid" или самого фильма; единственная причина, по которой Мэнсон и Меридж сотрудничают, это использование библейских сцен и почти идентичная эстетика. В любом случае, ‘Порожденный’ достоин отдельного просмотра. Ведь именно посмотрев это фильм, Мэнсон решил доверить производство клипа Мэриджу!
Завершает третий цикл композиция "Kinderfeld", про старика Джека с грязным ногтями, "как крылья жука" и потрескавшейся кожей, который забавляется с игрушечными поездами. Так, собственно Мэнсон увековечил образ своего деда. Любимым развлечением в детстве для него были тайные визиты в подвал старика, который был для него олицетворением ада. По воспоминаниям Мэнсона в помещении, где зеркало было прикреплено на потолок, было грязно и "воняло как в сортире", а также можно было обнаружить ряд жутковатых артефактов: высохшие презервативы, медицинские резиновые перчатки, приспособления для клизм, а главное - дюжину 16-миллиметровых пленок с порнофильмами, пачку черно-белых открыток с эпизодами зоофилии, а также кружева, накладные груди, лифчики, нижнее белье и набор женских париков. И, конечно, жуткого вида искусственные фаллосы. Забавы деда не ограничивались игрушечной железной дорогой - он любил переодеваться в женское белье и частенько онанировал там в одиночестве, глядя в зеркало на потолке. Не зная, что маленький Брайан и его кузен подглядывают за ним...
Третий цикл открывает заглавная композиция "Antichrist Superstar". Это, собственно, момент прихода Антихриста, и здесь Мэнсон ассоциирует себя с девятиглавой гидрой. Черно-белый видеоклип был опять-таки сделан Элиасом Мериджем. После удачной работы над "Cryptorchid" в Лос-Анджелесе Меридж уже сам проявил интерес к тому, чтобы сделать еще один клип. Фактически он состоит из отрывков военной хроники, эпизодов фильма ‘Порожденный’ и кадров Мэнсона, беснующегося за трибуной. Премьера клипа состоялась 6.06.1996 (что весьма символично) на кинофестивале в Сан-Франциско и вроде бы как даже появился на MTV, но всего на 3 дня. После этого лейбл Interscope наложил "вето" на его показ и распространение, работа была положена на полку и в её существовании постепенно даже начали сомневаться.
Формальным поводом стало "сомнительное" качество картинки. Однако, есть подозрение, что владельцев лейбла повергла в шок стилизация под нацистские кинохроники. Мэнсон как-то рассказывал историю подписания контракта, которое состоялась во многом благодаря тому, что в группе оказался один еврей (клавишник), а главным условием было отсутствие антисемитской пропаганды в их творчестве. По этому поводу их тогдашнему менеджеру позвонили и сказали прямо: "Нас абсолютно не беспокоят его имидж... все, что связано с оккультизмом и сатанизмом, единственное, что мы хотим знать - наколоты ли на нем свастики?" Только через десять лет Мэнсон упомянул о клипе в одном из интервью, и лишь четыре года назад клип появился в Сети.
О записи композиции "The Minute Of Decay" ("Минута Угасания") Мэнсон вспоминает с легким испугом, так как его охватил "прилив человечности". Во время записи первого дубля песни в студии он почувствовал себя настолько опустошенным, что не смог даже заставить себя принять традиционную дозу кокаина, отчего горько разрыдался прямо у микрофона. Удивленный Трент Резнор вызвал его в операторскую, и вместе Оджилви они посоветовали ему: "Ты слишком поддался эмоциям... постарайся устраивать поменьше театра. Это же не Шекспир." Мэнсон возражать не стал: "Я не хотел, чтобы они знали, насколько я подавлен".
Как раз после этого дня (вернее, ночи) Резнор отвез измученного артиста домой и там они обнаружили, что подруга Мэнсона находится практически без сознания с высоченной температурой. Пришлось им ехать в больницу, где врачи, с одной стороны, успокоили его сказав, что это просто грипп, а с другой, заявили, что она беременна от него уже три месяца и надо как можно скорее делать аборт. Ожидая окончательного вердикта врачей, он вспомнил историю из детства, когда он нашел ребристую железную банку из-под кофе, и "из нее вытекала какая-то густая мясная субстанция, а вокруг парили мухи". Оказалось, что так кто-то "захоронил" недоношенный плод...
Этим и объясняется появление "странных" строк "о плодах, прилипающих к вашим ребрам" в тексте композиции "Man That You Fear" ("Человек, которого ты боишься"). Видеоклип рассказывает историю казни - жители какого-то поселения избирают в качестве жертвы некоего персонажа, которого изображает Мэнсон, и забивают его камнями. Но из сюжета, а особенно из лирики, понятно, что дело тут не в выпавшем на его долю жребии. Он просто слишком уж не похож на других! В конце же композиции несколько раз звучит сакраментальная фраза - "Когда сбываются все твои желания, многие твои мечты разрушатся". Песня эта, фактически, завершает альбом.
Затем, после тягостной пятиминутной тишины, звучит безымянная композиция под номером 99 (треки с 17 по 98 не содержат ничего, кроме той самой тишины). Она иногда упоминается также как "Ghost Track", "Empty Sounds of Hate", "Better Messiah", "Dying Years" или "Untitled". На самом деле это просто короткое "аутро", финал диска и... одновременно его новое начало! Потому как последняя фраза, которую мы слышим - "Когда ты страдаешь, знай, что я тебя предал". Но именно с неё же начинается и первая композиция альбома, "Irresponsible Hate Anthem". Таким образом, если вы ставите диск на прослушивание по кругу, то он никогда не заканчивается. Он звучит вечно!
В буклете про песню "Irresponsible Hate Anthem" говорится, что она якобы была записана в прямом эфире 14 февраля 1997 года. На первый взгляд - это ошибка, так как альбом вышел гораздо раньше, 8 октября 1996 года. Но тут видится и некий умысел. Ведь диск впоследствии стал частью трилогии вместе с последующими работами, 'Mechanical Animals' и 'Holy Wood'. При этом 'Antichrist Superstar' первой частью, началом, логически не является... Быть может, слушателям таким образом был сделан скрытый намек на эти обстоятельства.
Оформление альбома выполнено в соответствующем "оккультно-загадочном" ключе - тут вы найдете что-то из Библии, что-то из символики "Церкви Сатаны", что-то из Каббалы; какие-то скрытые слова, которые можно прочесть только особым образом сложив буклет и так далее... Лицевая сторона буклета - фото Мэнсона, который изображает Бафомета (тамплиерский идол, отождествляемый христианами с дьяволом). Два пальца левой руки Баофмета всегда указывает вниз, а правой - вверх, что обычно трактуется как "добро" и "зло". Руки Мэнсона направлены противоположно, к тому же он стоит, а не сидит, как Бафомет. И сиськи у него поменьше...
Впрочем, желающие углубиться в секреты символики оформления альбома могут производить собственные исследования, работы там - непочатый край. С чисто художественной же точки зрения интересна использованная серия фотографий "метаморфоз", выполненная фотохудожником Дином Карром. Кстати, изображение на обложке входит в эту серию.
Пластинка поднялась на 3 место в американском списке, Мэнсон стал, как и мечтал, продаваем и известен, как Kiss... Да что там Kiss! "Для многих людей я стал намного круче Сатаны" - сказал он однажды. Но – позволю заметить - он сказал "не стал Сатаной", он сказал "круче Сатаны". "В Библии меня всегда привлекал персонаж Люцифера, он был первым мятежником, он сам захотел стать Богом. Мне кажется Бог - это то, в чем ты преуспеваешь, для меня Бог - это музыка... Верьте в себя и придерживайтесь того, что сами считаете правильным. Если ты хочешь быть похожим на меня, то просто будь собой. Это все философия Ницше, ты сам себе Бог. Вот почему я унижаю себя на своих концертах и призываю людей плевать в меня. Я говорю им: ‘Вы не отличаетесь от меня’. Единственное, чем я круче всех остальных - у меня есть цель, и есть воля для ее достижения. Я хотел быть рок-звездой - я стал ею, что бы мне это ни стоило. Теоретически любой может повторить мой путь".
Мэнсон - музыкант, таковым он себя и считает, и он в этом деле преуспел. Он не Антихрист, не Сатана - просто талантливый лицедей. И если кто-то где-то пытается отменять его концерты, объявляя Антихристом, знайте - это действие направлено вовсе не против него. Это действие направлено против свободы слова и художественного самовыражения, против Конституции, против Закона. Это направлено против вас - всех и каждого!
*Имеется в виду метеорит, упавший 15 февраля 2013 года на территорию Челябинской области.