Интервью c группой Mayan

Mayan

Рассказывают Марк Янсен и Джек Дриессен

Автор: Юра „Хирург“

С одной стороны, никто не верит в то, что в декабре 2012 года наступит конец света. Тем более что тому нет никаких веских доказательств. Больше того, если бы таковые были, все равно не верили бы – авось, пронесет. С другой стороны, где-то в глухом уголке чердака у каждого сидит мысль – а вдруг? Люди вообще странно устроены – иногда они отказываются принимать очевидное, но охотно верят в невероятное.

Mayan

Многие верят, что майя были такими продвинутыми парнями, что чуть ли не ракеты в космос запускали. Хотя всем очевидно, что на космонавтов они совсем не похожи – до сих пор шесть миллионов майя живут в Южной Америке, и каждый может съездить на них поглядеть. А две тысячи лет назад этим дикарям не до ракет было - они были заняты убийствами, планомерно уничтожая друг друга в бесконечных войнах и жертвоприношениях. Наверное, кто-то из них подсчитал однажды (а считать они очень любили, и использовали для этого не только пальцы рук, но и ног!), что если они будут продолжать в том же духе, используя примитивное холодное оружие, то перебьют друг друга в 2012 году! Вот вам и конец света…

Но, кроме скорого конца света, майя подарили миру привычку прокалывать губы, язык и даже половые органы, вставляя в отверстия всякие забавные штучки. Так получился пирсинг – явление важное для представителей метал-культуры! А ещё они изобрели ноль – трактуя его как отсутствие какого либо содержимого вообще, но потенциально, как абстрактный объем, имеющий любое содержимое, то есть абсолютно всё! Ничто и бесконечность одновременно. Вот за этот мощный ноль, пожалуй, я и люблю майя… Их любят и эти голландцы, Марк Янсен и Джек Дриессен, ранее известные нам по участию в симфо-метал коллективах After Forever и Epica, а теперь вот затеявшие новый проект - Mayan.

- Mayan - современное продолжение древней музыкально культуры. Или… как? Вообще, я бы сказал, что вы скорее наследники Рахманинова, Стравинского и Шульдинера одновременно. Если бы не название…

МаркМарк: «Не знаю, как насчет связи с их музыкой – неизвестно, какая она была. Мне кажется, не такая, как наша. Пожалуй, им пришелся бы по душе не Mayan, а что-то более иррациональное и мистическое, вроде группы Doors… «Common baby light my fire!». И я действительно люблю и Рахманинова, и Шульдинера. А вот майя не считаю дикарями - во многих вещах они были более человечны и образованны, чем мы, это точно. Что больше всего меня поражает в их культуре - это познания в астрономии. Поэтому-то им и удалось создать свой календарь, который намного совершеннее того, которым мы пользуемся сегодня. Они также знали о существовании других планет, хотя, действительно не могли побывать на них или даже как-то увидеть. Но главное - они жили в гармонии с природой! И потом, они не предрекали никакого апокалипсиса, это уже сейчас их предсказания так приукрасили - те, кто постоянно и целенаправленно сеют страх среди людей! Календарь майя действительно заканчивается, возможно, что-то произойдет тогда, может это даже будет перемена к лучшему. Потому что наша цивилизация идет путем самоуничтожения. Так что рано или поздно что-то менять придется – и майя тут ни при чём».

Джек: «Человечество так загадило свой мир, что теперь уже поздно даже пытаться его спасти, во всяком случае, в том виде, в котором мы его знали. Если ты слышал, то майя строили пирамиды, и можно представить себе, что мы сейчас (метафорически) находимся близко к вершине пирамиды бытия, все циклические процессы происходят быстрее и быстрее, и совсем немного осталось до того момента, когда мы достигнем пика, и произойдет событие, с которого начнется уже новый отсчет».

- Похоже, у вас он уже начался – с вершины пирамиды успеха Epica вы устремились с новым проектом в новые времена!

Джек: «Да, и все произошло довольно неожиданно - честно говоря, никто не ожидал, что мы напишем новые песни так быстро! Иногда у нас выходило по полторы песни в день. И хорошо - потому что потом у нас осталось больше времени на доработку деталей, аранжировку вокала, оркестровки, всякие эффекты и прочее».

- А деталей в вашей музыке огромное количество! Как вы её сочиняете – какова «технология» процесса?

ДжекДжек: «Франк Шипхорст, Марк и я пишем музыку вместе. Все мы делаем примерно равную работу, но каждый - свою. У Марка отлично получается собирать вместе маленькие кусочки и создавать из них большие структуры, которые потом превращаются в песни. Франк у нас «генератор рифов», он знает, как извлечь из гитары по-настоящему сильные, тяжелые и проникновенные аккорды. А я люблю импровизировать, и записываю свои импровизации. Не знаю, каким образом, но так мы и сотрудничаем вместе. Что касается слов, то их пишет, в основном, Марк, иногда ему помогают его друзья...»

- Ну, а оркестровые аранжировки? Кстати – ведь все это сэмплы, реальный оркестр с вами не записывался?

Джек: «Их создавал я. Да, это просто сэмплы, никакого оркестра или даже отдельных исполнителей мы в студию не приглашали. Но я же и не собирался создавать "симфо-метал альбом всех веков и народов", просто добавил симфонические аранжировки там, где гитары не играют соло, чтобы скрасить пустоту - вот и все. Сами по себе они не так уж и важны. Хотя, конечно, это было бы фантастически здорово - пригласить настоящий оркестр. А ещё это было бы фантастически дорого... Но, может быть, когда-нибудь в будущем!»

- Тем не менее, совсем без классических музыкантов не обошлось – вернее, без певцов. И вы пригласили в студию обладательницу великолепного сопрано, итальянскую вокалистку Лауру Макри. А при каких обстоятельствах вы познакомились с иностранной гражданкой Макри? Что, у вас в Голландии отыскать сопрано уже невозможно?

Марк: «Я встретил её, как ни странно, на одном итальянском метал-фестивале, и потом посмотрел несколько её видео - честно скажу, они меня потрясли. Она явно выделяется из общей массы оперных певцов! И вот после этого я попросил её принять участие в работе над альбомом. Она спела в студии несколько партий, и все мы были в полном восторге от этого. Но и в Голландии тоже немало хороших певиц, это наверняка. Просто мы не хотим, чтобы нас сдерживали какие-то границы. Главное, чтобы музыканту нравилось то, что он делает - неважно при этом, откуда он. А чтобы справится с дистанциями, человечество изобрело самолеты и Интернет».

- Я читал в пресс-релизе, что она "величайший итальянский оперный талант". И поет она, как я смотрю, довольно популярные, раскрученные оперные стандарты: «Дон Паскуале» Доницетти, «Богема» Пуччини, «Ромео и Джульетта» Гуно. Что она делала на метал-фестивале? Я не нашел упоминаний о её сотрудничестве с какими-то тяжелыми группами. Это у ней в первый раз – с вами? Наверное, денег ей пришлось дать?

Марк: «Уверяю, никто, не участвовал в этом проекте из-за денег, и вообще, это была весьма бюджетная затея. Потом, она не самая дивная оперная дива в Италии, мы тот пресс релиз не писали, скорее, она одна из них. И на самом деле она выступает не только в Италии, а по всему миру. И Лаура действительно любит тяжелую музыку и постоянно посещает метал-фестивали – только как слушатель. И это действительно её первый опыт сотрудничества с метал-группой…»

- Но, несмотря на бюджетный характер проекта, на звуке вы экономить не стали – и записывались в студии «верховного жреца» симфо-прог-пауэра, Саши Паэта… Впрочем, вы уже знали его по работе с Epica!

Джек: «Это была довольно трудная задача - свести все это и получить тот результат, что бы нам нужен, но Саша справился. Он создал очень четкий звук, такой, как и был нужен для этих песен. Саша проявлял себя как профессионал высочайшего класса много раз, не только работая с Epica, но и с такими группами, как Kamelot и Edguy. Он не только отличный продюсер, но и классный парень, с ним легко иметь дело, как и со всем ребятами в Gate Studio. Он и посоветовать может, и твои идеи понимает с полуслова. И он большой весельчак, к тому же. Так что атмосфера в его студии всегда расслабляющая, что положительно сказывается на результате. Все получается очень естественно и натурально, это легко почувствовать».

- Ну, давайте поговорим о вашем альбоме – о чем он, что за странный тип нарисован на обложке и при чем тут майя, наконец?

Марк: «Ну, это явно ко мне вопрос. Итак, название альбома ‘Quarterpast’ предложил один поклонник группы Epica, и как мы представляем себе, это слово означает феномен, когда сталкиваются настоящее и прошлое (древние культуры соприкасаются с современностью, а в нашем проекте - прежние, когда-то расставшиеся участники группы After Forever вновь собираются вместе). Тексты, в общем, рассказывают о коррупции, злоупотреблениях властью, мошенничестве и откровенной лжи. Они все писались в последние дни прошлого лета. Я как раз следил за новостями из арабских стран, охваченных мятежами, с особым интересом - народы больше не хотят терпеть коррумпированные правительства. Люди склонны верить власти. Но если внимательно изучить ситуацию, то вы обнаружите двойное дно. Мы живем в мире, где правят деньги. Остановите любого человека на улице и спросите, что важнее - деньги или здоровье. Вам точно ответят, что здоровье. Но в реальности миром правят именно деньги! И мы, к примеру, покупаем не лучшие лекарства, а те, что производятся наиболее крупными и влиятельными компаниями. Некоторые из них подкупают врачей, заключая с ними договора, заманивая на презентации и задаривая - и за все это, за определенный процент, они начинают выписывать пациентам именно лекарства определенного производителя. Это ненормально, система уродлива. Нужно как-то бороться. Мне кажется, все мы связаны. Мы должны поддерживать друг друга в лучших начинаниях, помогать ближнему, вместо того, чтобы пытаться сделать на нём деньги! Что касается обложки, то это работа Штефана Хайлеманна, который до этого оформлял диски Epica. Впечатляет, не так ли? Можно сказать, что это аллегорическое изображение коррупции и той терпимости, с которой люди воспринимают существование коррумпированного лидера. Эта терпимость вынужденная - она основана на страхе».

- Mayan – это разовый проект или вы будете продолжать? Что, к примеру, будет с гастролями? Ведь в студии, кроме Лауры, с вами записывались Флooр Янсен, Симоне Симонс, Хеннинг Бассе. Все они (как и вы!) тотально заняты в других группах - Revamp, After Forever, Epica, Sons Of Seasons. Как они выкроят время для концертов с Mayan?

Марк: «Да, мы продолжим! Будет жаль останавливаться после того, как дан такой удачный старт, первые концерты прошли успешно и люди просят ещё. Ну, с составом выкрутимся как-нибудь. Хеннинг будет участвовать во всех шоу, а если он вдруг не сможет, том мы постараемся подобрать адекватную замену. Лаура и Симоне также планируют быть с нами почти все время. Только Флоор будет участвовать по особым случаям. Вместе мы группа достаточно мотивированных музыкантов, и работать нам приходится особенно сосредоточенно, собранно и быстро - ведь все мы и правда заняты ещё и в других группах».

- И куда вы намерены поехать с концертами? Родина майя входит в ваш концертный график?

Марк: «Вероятно, мы поедем в Латинскую Америку уже в конце этого года. А вообще будем ездить с турами везде, где только получится. И сейчас мы используем все возможности для этого».

- И всё же – почему именно Mayan?

Джек: «Сперва у нас вообще не было никаких идей, и было только рабочее название проекта - Mayan. Но мы все же организовали соревнование среди поклонников Epica – тот, кто предложит лучшее название для группы получит ВИП-билет на презентацию нашего CD! Но никто не предложил ничего стоящего, и тогда все согласились оставить наше рабочее название, тем более что все мы поклонники культуры майя, да и оно достаточно короткое и запоминающееся, как и надо. Одно из слов, которые нам предложили соискатели в ходе конкурса, прекрасно подошло в качестве названия дебютного альбома - ‘Quarterpast’. Его прислал нам некто Роберт Хэнли, и оно тоже показалось нам достаточно связанным с культурой майя».

- Но почему из древних культур вас так заинтересовали именно майя – а не египтяне, например?

Марк: «Иногда мне даже кажется, что во мне течет кровь этого народа, хотя, вряд ли. Но интерес к этой теме у меня необычайно сильный. И всё началось, когда я был ещё ребенком - я любил отыскивать Южную Америку на глобусе и мечтать о том, как я отправлюсь туда однажды. Такие страны, как Мексика и Бразилия всегда манили меня, сам не знаю почему. Я, кстати, интересовался древними культурами вообще, такими, как египтяне, ацтеки. Но однажды моя мама подарила мне книжку про майя. Она тоже не знает, почему вдруг ей это пришло в голову. Я не верю во всякое провидение и предначертания судьбы, но это что-то типа того... Эта книга изменила мою жизнь - с неё начался мой интерес к майя».

Я тоже не очень верю в мистику. Скорее, мама подарила своему сыну книжку в тайной надежде, что он вырастет и станет, например, вторым Шлиманом и окопает какую-нибудь «майскую Трою». Но результат оказался иным, хоть без маяй, как видите, не обошлось. Мальчик отрастил патлы, назвал в честь древнего народа свою группу – и вот теперь слушайте Mayan!