Мегажизнь и Мегасмерть Ника Менцы: 23.07.1964 - 21.05.2016

Megadeth

Мемориал.

Автор: Юра „Хирург“

"Скажите мне, что это неправда! Сегодня я проснулся с утра и прочёл... что скончался Ник Менца. Я шокирован, уничтожен и подавлен так сильно, что даже не могу это описать" - делился с миром своим горем фронтмен и лидер Megadeth Дэйв Мастейн 22 мая 2017 года.

Ник Менца

Я же, когда узнал о смерти Менцы, не был так уж шокирован, ибо не имел чести знать его лично и вести с ним дела. Смерть его для меня вещь совершенно не радостная, но довольно абстрактная и естественная, как смерть любого живого существа... Но все там будем, на иное я бы не советовал вам рассчитывать. "И как человекам положено однажды умереть, а потом суд"... Так, кажется, гасит 'Послание к Евреям'?

Узнав же о Менце, я вспомнил один из своих любимых бородатых советских анекдотов. Мужик приехал к другу в Грузию, тот привёл его на могилу своего деда, где написано: "Вано. 1902 - 1968. Жил 20 лет". А на вопрос, почему срок жизни и даты не совпадают, ему ответили так: "У нас жизнью считают время, когда у человека есть деньги, дом, любящая жена, любимые дети". Вернувшись домой, мужик сказал своей стерве: "Когда умру, на могиле напиши - родился мертвым"! У Менцы дела обстоят не так грустно, ему можно написать так: "1964 - 2016. Жил 10 лет". 10 лет жизни - но зато это была Мегажизнь! Судить же никого не станем - кто мы есть для этого? Суд - божий промысел. Просто взглянем на факты, изучим мнения, а последнего слова в этой истории сказано не будет...

Итак, по воспоминаниям Дэйва Эллефсона, басиста Megadeth, в лучшие времена - а это был 1989 год - Ник был "метеором... источником силы и мощи, голодный как зверь". Примерно такую же "физиологическую" характеристику давал ему и Мастейн: "Симпатичный парень... потрясающие физические данные... настоящий мачо, готовый к действиям". Да, внешностью природа Менцу не обделила.

Но, как говорят, не родись красив, а родись счастлив. Фактор "чей ты сын" играет роль даже в обществе, где в почёте прежде всего профессионализм. Играет, играет... Вот, скажем, в группу М приходят на прослушивание два одинаково хороших музыканта, А и Б. Послушав их руководитель М не может принять решение и говорит менеджеру - мол, не знаю, кого взять, и А хорош, и Б не хуже. Менеджер, услышав про А, лишь пожимает плечами. Услышав же имя Б, оживляется - так это же сын (брат, племянник, любовник) моего старинного друга и коллеги С! И больше ничего не говорит - просто уходит. Полагаете, каким будет решение? Не подумайте, это не история Ника Менцы - это просто один пример того, как фактор родства или знакомства, то есть связей, играет иногда маленькую, но решающую роль. Так что родиться тоже надо правильно...

И тут Нику повезло. Если верить тому же Эллефсону, то Ник родился и вырос в Долине Сан-Фернандо в Лос-Анджелесе. Из чего следует, что Эллефсон ни разу не заглядывал в паспорт своего товарища, хотя и не раз, вероятно, выравнивал им кокаиновые дорожки. Иначе бы он знал, что Менца родился 23 июля 1964 года в городе Мюнхен. Есть, конечно, и в США такой городок - Munich, в Северной Дакоте. Но Ник родился в самом настоящем Мюнхене, в Германии! И при этом он все-таки является американцем.

Дон МенцаОн появился на свет в американской семье - его родители, Роза и Дон Менца, к тому времени жили в Германии всего год. Дон Менца уже тогда был очень авторитетным в профессиональных кругах (хоть и не слишком известным в народе) тенор-саксофонистом. Теперь его уже можно смело назвать и знаменитым - ведь это он сыграл знаменитую партию "сакса" в главной музыкальной теме фильма 'Розовая Пантера'; его имя стоит в "кредитах" дисков Нэнси Синатры, Пэта Буна, Леонарда Коэна. И его же имя внесено в Зал Музыкальной Славы города Буффало (штат Нью-Йорк), уроженцем которого он и является.

Но и тогда, в 1965 году, он был не лыком шит. Знаменитые джазмены, Льюис Белсон, Бадди Рич, Мейнард Фергюсон, Стен Кентон и Джек ДеДжонетт были его коллегами в разное время. Имея доступ к "телам" такого калибра, Дон часто оказывался вовлеченным в разные джазовые мероприятия - не удивительно, что с 16 по 18 июня 1967 года он находился за сценой первого в истории джазового фестиваля в швейцарском городе Монтрё. И не один - а со своим двухгодовалым сынишкой Ником.

Папаша Дон и игравший тогда на фестивале барабанщик Джек ДеДжонетт решили приколоться, и в антракте усадили мальца за барабанную установку. Это развлекло публику и двух взрослых дядек, а вот в мозгу малыша оставило неизгладимый след. Образно говоря, он из-за барабанов больше так и не встал. До последней секунды своей жизни...

Да, джаз штука коварная! "Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст" - говорили в те времена в СССР. Может, и не зря говорили. Вот не пустили бы в 1967 году туда на исходе "хрущевской оттепели" впервые в истории "вражеский" американский джазовый квартет Чарльза Ллойда с концертами, так и не рухнули бы в итоге духовные "скрепы" нашей молодежи, а вместе с ними - и весь советский колосс на глиняных ногах. Кстати, в состав квартета музыкальных "засланцев" входил и ДеДжонетт! А продолжая тему Родины, заметим - у джазменов всего мира она одна. И это Америка. Именно там кипел главный джазовый котёл, туда и вернулся со своей семьей Дон Менца в 1969 году.

Там он продолжил работу, в его доме постоянно звучала музыка (главным обоазом джаз и классика), постоянно околачивались такие дядьки, как Льюис Беллсон, Ник Цероли, Стив Гэдд, Бадди Рич, Шэлли Мейн, Ник Корелли... Эти "иконы" барабанного мира, для маленького Ника "просто приятели, зашедшие к папе в гости", поначалу играли с ним в ладушки, а потом потихоньку начали делиться секретами своего мастерства и даже, иногда, своим оборудованием...

Скажем, Луи Беллсон - он притащил пареньку первую установку с двумя бас-бочками. А чего, не жалко - фирма Singerland каждый год дарила ему пару новых. Стив Гэдд приехал, поглядел на это дело, и дал полезный совет - прорезать дырку на пластике бас-бочки. И засунуть туда подушку. Ну, это такой известный прием среди барабанщиков - более глухой звук получается. Ну и так далее - все принялись учить Ника уму-разуму. Но он не особенно слушал своих учителей. Его хватало минут на пятнадцать, а потом он говорил - всё, дядьки, валите-ка на... и весь этот джаз вместе с вами. Одевал наушники и включал любимые "роковые" записи - Scorpions, Van Halen, а особенно Rush и Led Zeppelin. И "снимал" в копейку партии Нила Пирта и Джона Бонэма. "Я знаю наизусть партии ударных всех песен Rush и Zeppelin, нота в ноту... я продолжатель их традиций " - говорил он.

Однако, настало время сказать своё слово. Лет с восемнадцати он пытался работать в разных составах - правда, без особого успеха. Из них он припоминал безвестный любительский коллектив Emerald, затем Von Skeletor, с которыми тоже дальше "самиздатовских" записей дело не пошло, и относительно качественный, но "невезучий" состав Rhoads.

Это была группа Келле Роадса (старшего брата покойного гитариста Оззи Озборна Рэнди Роадса). И это уже была профессиональная работа. Они играли тяжелый, но всё-таки коммерческий блюз-рок. Единственный диск, 'Rhoads Into The Future', вышел 15 мая 1986 года на Interchord Records только в Европе. Гастролировали сперва с довольно популярным составом Foghat. А будущее было еще более радужным - готовились выехать в самостоятельное турне (9 стран, 15 городов), и упорно репетировали. Как вдруг их менеджмент решил, что в группе Rhoads всё прекрасно, кроме самого Роадса, и решил... заменить его. Закончилось всё развалом коллектива. А Келле Роадс стал классическим композитором. Такой вот поворот!

Менца же немного поработал в The Green (с бывшим коллегой по Rhoads Джоном Гудвином) и в Cold Fire (с Джо Флойдом из Warrior - поэтому иногда хвастал потом, что работал с самими Warrior, что не совсем так). Но на жизнь этим зарабатывать не удавалось - так что приходилось браться за сессионную студийную работу. Он был готов записываться с кем угодно; с артистами, работавшими в любых стилях и направлениях, выбирать у него не было возможности, авторитета было пока маловато. Но и студийной работы на всех барабанщиков в Лос-Анджелесе тоже не хватало, и чтобы прожить он устроился разнорабочим на одну из строек.

Но надеялся выступать перед публикой с группой, заявить о себе миру. Дело шло к лету 1987 года, руки болели от кирпичей и лопаты, а ничего приличного в музыкальном смысле так и не подворачивалось. Однако он пристально наблюдал за всеми новыми коллективами на местной тяжелой сцене, и Megadeth не ускользнул от его внимания. Ему удалось сдружиться с тогдашним звукачом коллектива, Нилом Шафером. И это знакомство оказалось одним из самых полезных - если не самым полезным - в его жизни.

Потому, что Шаффер однажды позвонил и сказал: "Не хочешь поиграть в Megadeth? Они собираются менять барабанщика". И Ник поехал на встречу, на площадку Civic Auditorium в Санта-Монике. Где и предстал пред очи грозные повелителя Megadeth, Дэвида Мастейна.

Мастейн в то время "разводился" уже со своим третьим барабанщиком, Гаром Самуэльсоном, который неумолимо таял в героиновом тумане. Шаффер знал об этом. Не знал он только, что замена Самуэльсону уже была готова, и его место просто занял его же собственный техник - Чак Белер. "Скорее не талант, а его постоянное присутствие и надежность обеспечили ему работу" - вспоминает Мастейн про Белера. Так что Ник прибыл к шапочному разбору.

К тому же вид Ника немного покоробил Мастейна. Дело в том, что он был в очках как у как Бадди Холли, да еще с довольно толстыми стеклами. Зрение у Менцы было совсем никуда. Он сам позже признавался, что испытывал трудности, играя на сцене без очков - например, не видел знаков, которые подавал ему Мастейн. В остальном же Ник Мастейну приглянулся, так что он решил взять его... барабанным техником. Следующее, что сделал Ник Менца - загрузил барабаны Белера в грузовик и повез их настраивать перед очередным шоу в штат Вашингтон. Не бог весть какая честь, но всё-таки не бетон месить!

И он исправно работал техником, желая большего. Как хороший солдат, мечтающий стать генералом. Приезжал на площадку спозаранку, настраивал барабаны, несколько часов играл на них, а потом менял пластики, чтобы Чак не заметил, что они уже использованы. Не упускал шанса показать себя. Эллефсон даже припомнил случай, когда Мастейн перед очередным концертом тура So Far, So Good… So What! не смог явиться на саундчек, Нил вдруг выскочил из-за установки, подбежал к микрофонной стойке и начал петь. "Смелый малый, хоть и всего-навсего техник" - подумал Эллефсон.

Техником он и оставался, но постоянно твердил всем, не стесняясь, что его место - за ударной установкой. Мастейну он не раз говорил - я могу сыграть лучше, дай мне попробовать... Он уже знал весь репертуар группы. Тем более, что с Чаком Белером начались те же проблемы, что и с его предшественником. К началу 1988 года он уже был озабочен не музыкой, а поисками наркотиков и алкоголя. Он постоянно где-то пропадал или еще как-то всех подводил. Ник всё видел, и Мастейн вспоминает, что он каждый день его спрашивал: "Дэйв, ну когда ты вышвырнешь эту жирную свинью?" Так прямо и говорил. Не сомневаюсь, он бы сказал это в глаза и Чаку - просто того нигде не было! Вообще, Ник был прямым человеком - и это многих сбивало с толку.

17 мая 1988 года в клубе Rock City (Нотингем, Англия) это случилось. Чак в очередной раз пропал - пошел добывать вещества у местных байкеров и, похоже, удачно - так как забыл не только про саундчек, но и про само шоу. Мастейн вспоминает: "Ник получил шанс. Прыгнул за ударную установку и начал играть начало песни, которую я написал пару часов назад... 'Holy Wars'... сыграл безупречно... С этого момента не было никакой нужды терпеть Чака". И с этого момента Ник начинает подменять его на репетициях, саундчеках и даже на концертах.

Но... Менца вспоминает, что когда в ходе тура 1988 года они катались по Европе, там же на гастролях со своим джаз-бэндом оказался его отец. Ник пригласил его на концерт Megadeth. Папу провели за кулисы до начала шоу, и он с удивлением увидел, что его сын... таскает и настраивает барабаны! Ник несколько сконфузился - ведь он не сказал отцу, что официально по-прежнему оставался техником. А Мастейн не спешил окончательно рвать отношения с Белером. Ника вся эта ситуация начинала злить. Он терпел до июля, и перед поездкой в Японию поставил вопрос ребром: или он в группе, или он уходит совсем. На что Мастейн ответил, вперив взор с катастрофически расширенными зрачками куда-то мимо: "Ну и ладно. Приятно было познакомиться, удачи".

Такой вот поворот. Что касается истории Ника Менцы, как раз после этого он пытался пристроиться в Slayer. Там тогда "взбрыкнул" Дэйв Ломбардо, и если на концертах его заменил ударник группы Whiplash Тони Скаглионе, то на запись альбома 'South Of Heaven' всерьез предполагали взять Ника Менцу. Около месяца его прослушивали, они даже репетировали вместе... "В Slayer было настоящее безумие... Я играл как бешеный пёс с пеной у рта". Но как только Ломбардо принял окончательное решение вернуться в группу, нужда в бешеном псе отпала.

А в Megadeth тем временем развертывалась другая история! Общеизвестно, что все участники группы, а особенно ее родоначальники в лице Мастейна и Эллефсона, давно и надежно сидели на сложных комбинациях наркотиков разной степени тяжести и алкоголя разной крепости. Это касалось всех - музыкантов, техников, осветителей, менеджеров, а также их подруг и домашних животных. "Мы все просто погрязли в наркоте" - резюмирует Мастейн. И он был главным в этом деле. С чем, отчасти, и были связаны его "сильные" кадровые решения, в частности, по произведению техников в музыканты. Он мог долго и серьезно, со всей токсикоманской въедливостью рассматривать кандидатуры и варианты, а в итоге... принимал некое абсолютно безвольное решение, типа никакого, словно махнув на все рукой. "Барабанщик пропал? Ну, так пусть играет техник..." Мотивацию людей в таком состоянии трудно понять, не находясь в том же состоянии.

Менца вспоминал про те времена, что "Megadeth и все их окружение постоянно чего-то темнили, было сложно найти общий язык". И ещё будучи просто техником он начал тоже принимать вещества - "героин и кокаин, алкоголь и трава - полный набор... только чтобы быть с ними в этой теме на равных". Отчасти с этим и было связано его бегство от Megadeth в 1988 году. Просто стало страшно...

А в Megadeth к лету 1988 года всё стало просто ужасно - концерт 20 августа 1988 года на фестивале Monsters Of Rock в Доннингтоне оказался последним (на ближайшие пару лет). Прямо перед выходом на сцену Мастейн разрезал себе руку, "пытаясь сделать трубку для гашиша из жестяной банки". Они как-то отыграли, но через пару часов после шоу Эллефсон заявил, что выходит из игры - ему надо лечиться от героиновой зависимости или он труп. Он решил "сдаться" в реабилитационный центр первым. Мастейну, безусловно, следовало сделать то же самое, но он такого решения не принял.

Если пьянство мешает работе - брось работу, гасит народная мудрость. И Мастейн снял группу со всех туров, когда закончилась последняя доза героина в Японии, куда они его провезли... в бутылочках из-под шампуня. "Зачем вам столько шампуня?" - должно быть, изумились японские таможенники. "Вы же видите, какие мы волосатые"... А когда "шампунь" закончился, Мастейн хлебнул для храбрости литр абсента и улетел - во всех смыслах этого слова - в Лос-Анджелес, где тоже сдался в клинику. Однако - как вспоминает тогдашний гитарист Джефф Янг - его товарищи исправно поставляли ему туда наркотики то в гитарном кофре, то в банках из-под кока-колы.

Трудно сказать, что творилось тогда на самом деле - вряд ли кто-то из участников истории сможет отделить глюки от реальности. Но только Мастейн вдруг обнаружил заговор - оказывается, вся группа подговорила звукача глушить его на концертах! А еще гитарист Джефф Янг злобно расстроил его шашни с Доро Пеш и пытался совратить его постоянную подругу, и вообще задумал взять бразды правления в группе в свои руки. А главное - они перестали носить ему в клинику наркотики! То есть, Янг отказывался, Белер просто не мог. Просто никто не знал, где он. Ну, а Эллефсон видно, не справлялся! Пришлось Мастейну уволить Янга, Белера, звукача и менеджера. А из клиники самовольно уйти. Не сидеть же там на трезвую голову!

Но давайте вернемся к истории Ника Менцы - а точнее, вернём Ника в эту историю. Вернул его, собственно, осенью 1988 года сам Мастейн. Позвонил, спросил, готов ли он прийти в группу в качестве официального участника. Ник ломаться не стал - согласился. И сразу же начались репетиции втроём. Эллефсон к тому времени опять с радостью принялся за старое. "Каждый вечер приходили на репетицию... и пахали как проклятые. У меня в гитарном футляре рядом с медиаторами лежало зеркальце, кокс и герыч. У Дейва то же самое. Ник курил траву и любил выпить пивка. Мы... накачивали себя всяким дерьмом и бесконечно играли новые песни" - вспоминает Мастейн.

По ходу репетиций Мастейна повязали. Он "врезался в припаркованное транспортное средство, занятое полицейским, находящимся не при исполнении служебных обязанностей". Полицаи нашли упомянутый выше гитарный кофр с интересным содержимым, и еще много чего. "Перечень веществ, найденных у меня... признак того, насколько далеко вышла моя жизнь из-под контроля: марихуана, валиум, кокаин, героин, хлоралгидрат, алкоголь, ложка и шприц" - вспоминает он. После этого его обязали посещать собрания анонимных алкоголиков в судебном порядке. И что он придумал? Платил Эллефсону, чтобы тот ходил и отмечался вместо него. Результат вышел потрясающий - Эллефсон завязал абсолютно... Это было нечто! Он вспоминает: "Поначалу было тяжело. Всё тело ломало. Было больно от прикосновения к струнам... но я стал соображать, что делаю".

Худо-бедно на троих они сообразили кавер-версию песни Элиса Купера "No More Mr. Nice Guy" для саундтрека к фильму Уэса Крейвена ‘Шокер'. Был снят клип - режиссером Пенелопой Сфирис. Она до сих пор с ужасом вспоминает, как это было - снимать обдолбавшегося в хлам Мастейна, играющего на вращающейся платформе... А жизнь, как та платформа, не стояла на месте! Предстояла запись альбома ‘Rust In Peace’, который принес составу, его создавшему, славу "классического" или "золотого".

Честно говоря, альбом имеет отношение не только к этому составу. Некоторые песни сочинялись и даже репетировались еще с Чаком Белером. А заглавную композицию "Rust In Peace… Polaris" под названием "Child Saint" Мастейн написал ещё когда был в группе Panic, даже до появление в рядах Metallica. В общем, большая часть материала была сочинена, и теперь они должны были дописать остальное и все отрепетировать.

Лето и осень 1989 года Ник Менца провёл, таким образом, на репетициях в Северном Голливуде. В качестве репетиционной базы упоминается студия Hully Gully. И сегодня это место выглядит подозрительно, а тогда по словам музыкантов эта халупа и вовсе была "страшной дырой". Тем не менее, именно там они втроём довели до ума все песни.

Идеи песен, основной рифф, предлагал Мастейн, остальные могли помогать с аранжировками. Эллефсон вспоминает неукротимое рвение Менцы - он играл так, что его было просто не остановить. По его словам, Ник был трэшевой версией Томми Ли. Сам Менца вспоминал, что он "из кожи вон лез, стараясь соответствовать", на что ему все говорили: "Расслабься. Куда несёшься? Притормози и подумай над тем, что делаешь". А он всё никак не мог утолить свой мегаголод участия в Megadeth!

Иногда он, как ему казалось, откровенно лажал, но кое-что из этих ошибок Мастейн, находившийся в состоянии расширенного сознания, глубокомысленно просил его повторить, и затем совместными усилиями ошибки превращалось в какую-то непостижимо оригинальную фишку. Помнит об этом только трезвый Эллефсон: "У Ника рождались гениальные идеи, когда он не задумывался, что он играет, и мне кажется, Дэйв умел вовремя это заметить". С другой стороны, поскольку Менца буквально не знал никакого удержу, то Мастейну иногда приходилось останавливать его, и напрямую указывать, как именно ему играть. По общему мнению, всё это было полезной практикой. И Менца по его же словам, уважал Мастейна как композитора.

А обстановка в студии была та еще... Мастейн вспоминает о каком-то безумном ее обитателе, который накурившись крэка принялся крушить стены молотком; а через пару дней после того, как они закончили в студии безуспешные прослушивания кандидатов на место соло-гитариста, "управляющего студии нашли с отрубленной головой в мусорном контейнере". Их в этот день там не было... Они уже переместились на несколько недель в Сан-Фернандо (округ Лос-Анджелес) в студию Power Plant.

Фридман - Мастейн - Менца - ЭллефсонИ там у них появился новый соло-гитарист - Марти Фридман! Выбор снова дался непросто. Мастейн так и не сумел остановиться ни на ком из множества кандидатов. Как выяснилось позже, многих он даже не заметил. Наконец, их тогдашний менеджер ткнул его носом в только что вышедший сольный диск Марти Фридмана ‘Dragon’s Kiss’. И хотя разноцветные кудряшки кандидата и игриво расстегнутый латексный камзол его просто взбесили, на прослушивание "этого клоуна" всё-таки (спасибо менеджеру!) пригласили. Он отлично играл, был контактен и управляем - так что на нём выбор и остановили.

Но все же для записи демо решили не пользоваться ни возможностями Power Plant, ни услугами Фридмана. Мастейн решил отправиться в более цивильную студию, принадлежащую их лейблу EMI, а все соло попросил сыграть Криса Поланда, который был гитаристом Megadeth еще до Янга. Он счел, что это упростит процесс - Фридману лишь останется просто повторить, и все дела. Но он юного гитарного гения явно недооценивал...

В новом составе группа в марте 1990 года отправилась в Rumbo Studios (Канога-Парк, штат Калифорния). Студия принадлежала весьма милому поп-дуэту Captain & Tennille - так что голов там, по крайней мере, друг другу не отпиливали. Почти все музыканты впервые в истории Megadeth записывались на трезвую голову, кроме Мастейна. Но он нашел вескую причину для ухода от реальности - Фридман его просто "уделал": "Он был лучше меня - более талантливый, более совершенный, более... всё! Осознание этого было выше моих сил"... Но у Мастейна хватило духа на маленький подвиг во имя дела - он переступил через самолюбие и отдал практически все соляки Марти. "Марти был потрясающим гитаристом, и лишить его соляков было бы просто преступлением". Но глядеть на это со стороны он не мог - так что из студии порой просто исчезал...

Фридман подтверждает, что когда он записывался, Дэйва почти никогда не было на месте. "Он пару раз появлялся и не спрашивая... как продвигаются дела... вбегал и просил одолжить ему 100 баксов". А командовал в это время всем протрезвевший Эллефсон: "Мозги мои не были засраны всякой дурью... я мог приехать в студию и отвечать за процесс". Менца тоже сделал свой вклад в этот альбом - конечно, не такой, как впоследствии на ‘Countdown To Extinction’, но... Во-первых, он начисто отверг все старые наработки, которые группа сделала с Чаком Билером. Так что всё, что мы слышим, придумали Мастейн и он (в большей степени) или он сам (в меньшей). Во-вторых, его вклад не ограничился барабанными партиями.

Ему принадлежит тема композиции "Hangar 18". Он был так захвачен идеей правительственного заговора, мыслью о том, что контакты с пришельцами уже давно состоялись, но их тщательно скрывают, что мог часами говорить об этом. Новичок Фридман даже сперва подумал, что он свихнулся... Тем не менее, его рассуждения легли в основу песни. Более того, он на этой волне даже вставил свои пять копеек по поводу обложки. Изначально и название альбома, и обложку придумал, ясное дело, Мастейн. Ну, название он не придумал - просто увидел какой-то антивоенный стикер на бампере проезжавшей машины, что-то типа - пусть покроется ржавчиной всё оружие. Суть лозунга и стала названием альбома. Исходя из этого дали задание художнику Эду Репке - так появилось изображение маскота группы, знакомого вам Вика Раттлхэда, в компании политических деятелей; на переднем плане было изображено что-то вроде баллистической ракеты. Так вот, Менца предложил как-то добавить на обложку ещё и пришельца - предложение понравилось Мастейну и Репка заменил ракету на капсулу с посиневшим "зеленым человечком", потому как он был в этой капсуле заморожен...

Сам процесс записи был достаточно интенсивным, но коротким - Менца вспоминает, что отписал свои партии за десять дней. И что особенно пришлось ему по душе, так это "живой" подход к делу. То есть при записи каждого инструмента они играли в студии все вместе (ну, по крайней мере - втроём). К этому следует добавить, что вообще альбом записан не цифровым, а "дедовским" аналоговым способом. Что касается барабанных партий, то Менца не использовал тогда даже метроном (отчасти из-за частых смен ритма в композициях), но в итоге вся запись звучит потрясающе естественно.

Правда, у Менцы возникло некоторое противостояние с продюсером, Майком Клинком, который настаивал и на метрономе, и на добавлении к звуку барабанов каких-нибудь спецэффектов, типа реверберации и прочего. Но Менца считал, что подобные фокусы требуются только для того, чтобы скрыть огрехи в работе барабанщика, а ему они совершенно не нужны. Ему нечего скрывать - напротив, в ряде партий можно расслышать его дыхание, все нюансы. Чем он гордился.

Кстати о продюсере. Принято считать, что Майк Клинк записал ‘Rust In Peace’ от начала до конца. Но это не совсем так. Поначалу был некий Дэйв Джардин, которого Мастейн через два дня уволил, так как тот жрал и курил прямо за пультом. После этого и появился Клинк, работавший до этого с UFO и Майклом Шенкером, а также с Guns N’ Roses. Мастейну импонировало именно первое обстоятельство - он вдруг захотел звук гитары как у Шенкера... Но поскольку Клинк с ходу заявил, что если вдруг "срочно" понадобится Акселю Роузу, то - сорри! - остановит работу над ‘Rust In Peace’, у Мастейна возникла к нему легкая, но возрастающая неприязнь. Всё закончилось катастрофой, когда щенок лабрадора, которого Клинк стал таскать с собой в студию, прогрыз дыру в стене и свалил гитару Мастейна. Клинка уволили - но альбом он доделал почти до конца и его вклад в звук был основным.

До конца дело довели без продюсера, со звукорежиссером Микаем Райаном, а для сведения был нанят Макс Норман (человек с колоритным прошлым в виде альбомов Оззи Озборна ‘Blizzard Of Ozz’ и ‘Diary Of A Madman’).

‘Rust In Peace’ вышел 24 сентября 1990 года и добрался до 23 места в американском хит-параде и стал платиновым. И вообще стал одним из самых "главных" альбомов в истории метала. Но главное - он очень нравился Нику Менце. "Если бы я оказался на необитаемом острове, я бы взял с собой этот альбом. Не потому что я на нём играл, просто слушать его - одно удовольствие. Он звучит натурально и энергично... Великая работа".

1991 год стал для Менцы и трудным, и счастливым одновременно. Счастливым потому, что на волне успеха ‘Rust In Peace’ он отправился в мировое турне с группой своей мечты. И трудным потому, что все это было... тяжело физически. Тем более что по его мнению: "Простых песен у Megadeth нет. Каждая песня - как соло на барабанах". Но он с полной самоотдачей старался "соответствовать статусу участника первоклассной группы гастролирующей по миру" и "понимал, что должен... выжимать из себя всё до последней капли". Да и потом было не легче. "Порой мы давали по триста концертов в год - я даже не распаковывал свой чемодан. Я приезжал домой на пять-семь дней и оставлял его у двери открытым, чтобы просто достать оттуда самые необходимые вещи. Смысла разбирать его просто не было... А когда заканчивался очередной мировой тур, то я испытывал большие трудности в адаптации обратно к обычной, человеческой жизни... она казалась как в замедленной съемке". Таким образом, на гастролях приходилось применять спецсредства, чтобы расслабиться, а дома - чтобы взбодриться. В общем, нагрузки были колоссальные.

Но поначалу все складывалось неплохо. Для следующего альбома, 'Countdown To Extinction' (1992) он придумал название, принял участие в сочинении музыки для пары композиций, и стал основным автором текстов заглавного трека. К тому времени страдания убиваемых охотниками ради потехи зверей заботили его больше пришельцев - с возрастом он явно становился сентиментальнее... На самом деле он тогда сочинил гораздо больше музыки - просто всё это на пластинку не попало. Хотя, одна из таких "непризнанных" композиций, "Break Point", вошла на вторую сторону первого сингла.

'Countdown To Extinction' превзошёл по коммерческому успеху все предыдущие и последующие альбомы группы, и номинировался на Грэмми в 1993 году. "Даже моя мама, фанатка музыки кантри, сказала, что ей... альбом понравился" - признается Менца, и всё это говорит о многом. Ибо старые фэны группы восприняли его, как я отчетливо помню, более чем настороженно...

Опять-таки последовали грандиозные туры со всеми их нездоровыми привычками и в еще более нездоровой компании - с Suicidal Tendencies, Stone Temple Pilots и затем даже с Aerosmith. Как вам известно, музыкантам именно этих составов Америка обязана не только творческими достижениями на тяжелой сцене, но и развитой, хорошо загруженной сетью реабилитационных центров.

В общем, 17 февраля 1993 года после передозировки валиума и клинической смерти Мастейн попадает не в рай, а в один из таких центров. Летят к чёрту японские гастроли, что напрягает Ника, а после "излечения" между ним и Мастейном происходит весьма серьезная ссора, в Англии, прямо перед легендарным выступлением с Metallica и Diamond Head. Ника можно понять - он едва успел запрыгнуть в последний вагон уходящего поезда популярности тяжелого метала, возможностей и так становится всё меньше, и вот теперь по чьей-то вине он упускает, быть может, последние. А потом этот "кто-то" выходит из клиники, и заставляет всех подписать новый контракт с пунктом об отказе от употребления наркотиков и алкоголя во время гастролей... Как говорится, чья бы корова мычала! При этом сам Ник, конечно, употребляет, но не так, как "этот", да и вообще из всего джентельменского набора предпочитает алкоголь. Итак, подробности...

Версия Мастейна: документы подписали все, кроме Ника; на просьбу сделать это он громко послал Мастейна на три буквы и объявил, что уходит из группы, за 24 часа до упомянутого шоу; Мастейн оскорбился, занервничал и принялся в состоянии "временной потери памяти" душить Менцу; от смерти того спас телохранитель Мастейна, которому удалось оттащить и удержать разъяренного "начальника".

Версия Менцы: Мастейн настаивал, кроме того, на том, чтобы Ник сдал мочу для теста на наркотики; на что получил ответ, что его не касается, чем Ник занимается в свободное время; анализ сдавать он отказался, за что его Мастейн действительно начал душить, а потом сам же и уволил из группы - за 24 часа до упомянутого шоу.

Несмотря на то, что версии несколько отличаются, они в достаточной степени демонстрируют суть разногласий между Ником и Дейвом и подтверждают факт рукоприкладства; к счастью, в течение суток тогда вопрос был решен, стороны пошли на компромисс (должно быть, Ник сказал что-то в духе Шарикова: на учёт возьмусь, а воевать - шиш с маслом). Последовал "Великий Тур Трезвости 1993". Однако настоящие проблемы были еще впереди.

Как вам понятно, суть дела тогда ещё была не в деньгах. Денег пока Нику - да и всем - ещё хватало. Он вспоминает, например некий "чек с авторскими отчислениями, связанными с издательскими правами... деньги я потратил на машину и дом... сумма была... очень крупной". Наконец-то он прооперировал глаза - операция помогла поправить зрение, хотя бы частично. А такая операция и теперь, когда делается направо и налево, стоит немало, а 25 лет назад даже в Америке ее мог позволить себе далеко не каждый!

Суть раздора заключалась в том, что Менца стал ощущать себя всё более значительной фигурой. Что, в общем, соответствовало действительности. Он уже не ребенок, которым можно управлять как угодно. Рожденный под знаком Льва, он был типичным его представителем - энергичный, горделивый, требующий признания окружающих. Примерно тогда же он рвёт отношения с фирмой Yamaha, эндорсером которой он был, и переходит на инструменты Tama. Дело было не в качестве инструментов, всё было крайне прагматично - фирма Yamaha не считала нужным его рекламировать, а вот с Tama удалось об этом договориться. А политику неподчинения Мастейну он продолжал проводить всё более и более упорно. Скажем, когда тот в начале 1994 года решил обосноваться в Аризоне (видимо, подальше от старых дружков и драг-дилеров), и там записывать альбом 'Youthanasia', то "повелел" переселиться туда всей свите. Свита послушно переселилась. Вся, кроме Ника Менцы!

А тем временем карьера Megadeth явно пошла на спад. Угасал интерес публики к металу, а впереди всех ждали ещё более непростые времена. Ту-то и встал ребром "денежный вопрос". Не то, чтобы "Мастейн жадный" или "его музыканты алчные"... Просто всем полагался какой-то процент от дохода, а доход этот падал. То есть, если вы продали миллион альбомов и сыграли на стадионах, то размер этого процента один, а если разошлось лишь несколько десятков тысяч дисков и выступаете вы уже, скорее, по клубам - другой. Что в таком случае делать Мастейну - увеличивать всем процент за счет уменьшения своего? Или его музыканты должны были "закатать губы" и терпеть?

Альбом 'Youthanasia' (1994) продавался хуже, так что не удивительно, что турне в его поддержку, длившееся почти год, стало самым длинным и мучительным в истории группы - денег-то надо как-то заработать. И под конец тура, уже в 1995 году, все четверо живо обсуждали тему денег, и по воспоминаниям Мастейна именно Ник предложил ввести в группе "налог на сотрудничество". То есть Мастейн должен был платить некую фиксированную сумму всем, кто находился в студии во время создания песен, вне зависимости от последующих результатов продаж... Он это предложение, понятное дело, "гневно отверг".

Почти сразу после этого группа берет тайм-аут на год, и каждый при этом занимается своими делами, сайд-проектами. Ник помог в записи сольного альбома Марти Фридмана 'True Obsession' (1996). Это был, кстати, уже третий альбом Фридмана, сделанный с его участием - первый назывался 'Scenes', 1992 года, и затем 'Introduction', который вышел в 1994 году. Тогда же и у Ника появился сайд-проект - это группа Chodle's Trunk, которую они основали "на паях" с панк-гитаристом Энтони Галло (самым известным достижением которого было кратковременное сотрудничество с Suicidal Tendencies). Они даже получили предложение на выпуск диска в Японии, однако, сумма сделки была такой, что им стало понятно - запись себя не окупит. И ее положили на полку.

А потом все опять побросали все дела и с конца 1996 года записывали альбом Megadeth 'Cryptic Writings' в двух студиях Нэшвилла, штат Тенесси. В 'Cryptic Writings', равно как и в 'Youthanasia' Ник Менца внёс вклад и как композитор, и как автор текстов. Вообще, как правило, Мастейн давал "на откуп" своим коллегам ровно три композиции с каждого альбома, вот в их сочинении и принимал участие Менца. В июне 1997 года они поехали в очередное турне.

С точки зрения Мастейна Ник стал уже просто неуправляем. И странным. Мастейна уже не забавляла, а раздражала склонность Ника к сальным шуточкам. Вроде того, что он раскладывал в неожиданных местах снимки с гей-порно и забавлялся реакцией разных людей, когда те их находили. А ведь, по словам Мастейна, "тут и там сновали наши супруги и дети"! Мастейн уверяет, что Менца даже всерьез вознамерился открыть интернет-сайт с гей-порно и даже придумал название - NiXXXpix... Однако мне кажется, это было лишь продолжение шуток. Того же мнения придерживались и прочие, вполне терпимо относясь к юмору Менцы.

Далее, опять же со слов Мастейна, Ник то и дело пропускал саундчеки, "спал большую часть дня" и постоянно витал где-то в облаках или разражался по малейшему поводу. Он даже стал пропускать части своих партий на концертах. "Ник не допустил бы этого, когда был моложе и голоден до музыки" - ворчал Мастейн. Он также обвинял Ника в том, что он был слишком сосредоточен на сайд проектах... Но каких? В тот период Менца не был, похоже, сильно занят... Тем не менее, надо признать, что "мегаголод" Менцы к участию в группе Megadeth явно поутих. Сказалось всё - усталость друг от друга, что-то вроде кризиса среднего возраста, явно недостаточная финансовая и творческая заинтересованность, да еще и проблемы со здоровьем.

30 мая 1998 года должно было состояться выступление в Starplex Amphitheatre, в Далласе (Техасс). Ник, в отличие от всех, живших в Аризоне, прилетал из Лос-Анджелеса. Он долго не выходил из аэропорта, а когда появился в туровом автобусе, то Мастейн обратил внимание на то, что он, должно быть, проплакал весь полёт. Понятное дело, он поинтересовался, в чём дело. "У меня рак..." - тихо ответил Менца...

Было решено, что Ник должен вернуться домой и заняться своим здоровьем. Он, правда, отыграл еще несколько шоу, и последнее с его участием состоялось в Санта-Круз (Калифорния), 9 июня. После этого он покинул группу - предполагая, что временно - и 10 июня за его барабаны в Megadeth сел Джимми ДеГрассо, барабанщик Элиса Купера, Suicidal Tendencies и Y&T, среди прочих.

Ник же оказался на операционном столе. Дело было так: когда-то он, оказывается, травмировал колено, в результате чего в суставе образовалась киста (то есть новообразование, представляющее собой полость с жидкостью). В коленном суставе бывает много различных кист, а у спортсменов и барабанщиков даже без травмы в анамнезе они не редкость. Редкость другое - озлокачествление таких кист, превращение их в рак. Если они не мешают, то их даже не оперируют, в просто пунктируют (удаляют жидкость) или вовсе лечат консервативно.

Неизвестно, что сказали врачи Нику и - тем более - как он их понял. Во всяком случае, минимальный риск "зла" всё-таки был, да и профессиональная деятельность Ника требовала радикального вмешательства, так что он согласился на операцию. Она не слишком сложна и предполагает восстановление движений в суставе к исходу второй недели.

Менца еще находился в больнице, когда ему позвонил Мастейн. К тому времени уже были известны результаты биопсии - признаков рака, конечно, не было. Перспектива восстановления была быстрой и полной. Однако, выслушав радостные сообщения Менцы на этот счет, Мастейн сообщил ему, что группа намерена "придерживаться нового состава", то есть играть с Джимми ДеГрассо. Ник Менца вспоминал: "Поначалу я подумал, что он шутит, однако, оказалось что нет. Я ему сказал, что это и моя группа, а он ответил, что нет это его группа, вот и всё. Поначалу я разозлился, а потом... успокоился".

Ведь Мастейн, по словам Ника "глубоко в душе хороший человек", особенно пока трезвый; это, должно быть, так. Но даже сам Мастейн назвал позже свой поступок "крайне черствым и бессердечным". Впрочем, больная коленка всё равно стала лишь предлогом, от Ника он решил избавиться в любом случае, о чем даже "по секрету" сообщил Марти Фридману и менеджеру группы, еще до начала этого злополучного турне...

Летом 1999 года умер от цирроза печени экс-барабанщик группы Гар Самуэльсон, и это заставило всех настоящих и бывших участников Megadeth задуматься; не стал исключением и Ник Менца. Он хотя абсолютным трезвенником и не стал, но ничего экстремального с ним, похоже, более уже не происходило. К сожалению, и в профессиональном плане тоже. Можно даже сказать прямо - удача навсегда отвернулась от него.

В личной жизни, однако, произошли позитивные перемены. В 2001 году у него родился сын Николас Себастиан. Его матерью стала Терри Эванс (расписаны они не были и расстались через какое-то время после рождения второго сына, Донте, в 2006 году). Известно, что Менца уделял сыновьям очень много внимания. "Я их люблю до смерти, они моя кровь... Они моя работа теперь, 24 часа в сутки, 7 дней в неделю" - не раз повторял он.

Однако совсем от профессиональной карьеры он не отказался. Напротив - впервые подумал о том, чтобы издать что-то сочиненное им самим. Возобновились репетиции с составом Chodle's Trunk. С 2000 по 2002 годы он также работал над сольным альбомом с "говорящим" названием 'Life After Deth', с экспериментальным материалом, представляющем собой "смесь Dream Theatre, Megadeth и White Zombie". Но он сам признавал, что источником вдохновение стал "материал, который я сочинил сам играя в рядах Megadeth" и некоторые из этих вещей были написаны, таким образом, много лет назад с напрасной надеждой сделать их частью репертуара этого коллектива.

Благодаря прошлому участию в Megadeth у него было оборудование для записи этого диска (запись Менца финансировал сам и распространял её потом через свой сайт; конечно, не NiXXXpix, а menza.com...). Один из звукорежиссеров, работавших с Megadeth, Макс Норман, помогал ему. И еще кое-какие новые люди - гитарист Крисчен Несмит, известный своим сотрудничеством с музыкантами King's X и тем, что является сыном Майкла Несмита из знаменитой группы The Monkeys. Одну из композиций также сочинил гитарист Энтони Бьюзо (позже Hed (pe) и T.S.O.L.). Но никто из Megadeth не помогал ему записывать 'Life After Deth', а сам он наотрез отказался от участия в документальном фильме про Megadeth 'Behind The Music', потому как опасался, что "скорее всего многое вырежут... и мои слова исказят... а я не хотел выглядеть идиотом".

В поддержку 'Life After Deth' планировались гастроли в 2003 году, кроме гитариста Энтони Галло, в них должен был принимать участие басист Джейсон Левин и гитарист Ти Лонгли. Но, как вам известно, Лонгли был участником Great White и 20 февраля 2003 года сгорел во время пожара в клубе Station (Нью-Йорк), где Great White давали концерт. А Джейсон Левин умер примерно через год - проблемы с сердцем... Вот уж не повезло, так не повезло!

А потом позвонил Мастейн. В 2004 году он, всех прогнавший прочь, в гордом одиночестве записал фактически соло-альбом 'The System Has Failed'. Но по контракту он был должен лейблу EMI еще один альбом Megadeth. Поэтому 'The System Has Failed' и вышел под флагом Megadeth. Но концерты в его поддержку было давать решительно не с кем, а если уж на то пошло... то почему бы не возродить для этого самый успешный состав? Ник Менца был первым, кому он позвонил, и тот согласился немедленно. Переговоры с Фридманом и Эллефсоном зашли в тупик. Не удивительно - как раз в это время Эллефсон (некогда сама лояльность!) подал на Мастейна иск в суд на 18,5 миллионов долларов! Но Ник всё равно не передумал вернуться в группу. Он всё понимал, конечно, но появился в студии в Финиксе "летом 2004 года с прицепом U-Haul, полным оборудования и барабанным техником", как вспоминает Мастейн.

По воспоминаниям того же Мастейна Ник, однако, рвения не проявлял - мог сыграть песню или две, а потом исчезал на пару минут "в круглосуточный мини-маркет купить кое-что... и временами пара минут превращались в пару часов". А чего стараться, ведь Мастейн сразу сказал - это не реюнион, будет только одно турне... Барабанный техник Ника в первый день за что-то был уволен Мастейном, что тоже напрягло Ника. Ситуация вышла из-под контроля, когда Мастейн позвонил брату тогдашнего гитариста Глена Дровера (King Diamond), Шону, с целью пригласить его в техники.

Как вспоминает Мастейн, услышав о намерении взять техником Шона, Ник ворвался к нему с криком: "Кто этот чертов парень? Я знать его не хочу!". А Глен, услышав такое, обиделся за брата. "Я не могу играть с этим мудаком” - якобы сказал он. Также он уверил Мастейна - "если что", его брат знает весь репертуар. Эти данные, правда, несколько не соответствуют тому, что сказал позже, уже после смерти Менцы, сам Глен: "Мне было очень приятно, хоть и недолго, играть вместе с Ником. Он был прекрасным парнем, очень тихим и скромным". Неоспоримый же факт заключается в том, что Ника уволили за три дня до первого концерта, с формулировкой "не был в форме".

"Кто не был в форме? Я совершенно точно был... Но, видно, не только я... За три дня до концерта вдруг появился Шон Дровер... Кто же решится взять нового барабанщика всего за три дня до шоу? Его брат уже играл в группе... Сами понимаете, братья есть братья, ну и всё такое. Что ж, бывают в жизни огорченья..." - вспоминал об этом Менца.

После этого отношение Менцы к Megadeth и Мастейну становится явно неоднозначным. Если сразу после ухода он не высказывался на эту тему, то затем стал говорить противоречивые вещи. От заявлений, типа, "я открыт к любому сотрудничеству в будущем", "слово только за Мастейном" до того, что "не желаю больше быть Ником Менцой из Megadeth. Эта глава в моей жизни закрыта"... А когда его спрашивали, что он чувствует, видя на своем месте кого-то другого, то отвечал, что это типа "все равно, что глядеть как кто-то трахает твою старую подружку. Так и хочется сказать - нет, ты не так двигаешься, она любила по-другому..." Переживал он, в общем. Переживал.

В конце 2005 года Ник стал участником лос-анджелесской группы Orphaned To Hatred, и записал с ней миньон 'War Plow' (апрель 2006) - это была музыка в стиле Panterа. Примерно в это же время в город наведывается греческая группа Memorain для записи альбома - они заключили контракт со "своим" греческим подразделением EMI и получили возможность записать часть материала в приличной студии и с известными людьми, что сделало бы их работе неплохую рекламу. Они сочли за честь немедля "принять в состав" Ника Менцу, и он записал все барабанные партии для их диска 'Reduced To Ashes' (апрель 2006). Правда, затем группа сразу взяла "тайм-аут", так что ни о каких гастролях и прочем речи не шло... а Ник Менца формально оставался участником бездействующих Memorain еще целых пять лет, пока в качестве "свадебного генерала" те не наняли Джина Хоглана...

В том же году вместе с басистом Дарвином Баллардом (его старый коллега по Rhoads и The Green) они организуют прог-роковый проект Deltanaut (не особо успешное начинание - только в 2009 году они потом анонсировали пару дат в Калифорнии, а в 2011 сделали единственный интернет релиз)... Deltanaut не пошёл впрок по ряду причин. Во-первых, у Менцы появляется второй сын. Во-вторых, он все больше времени уделяет своему новому увлечению - изготовлению из дерева экзотических барабанов. Специализировался он на кахонах, перуанских ударных инструментах, которые выглядят как... пустые акустические колонки или просто ящики с дырой. Музыканты играют на них сидя прямо на кахоне, ладонями. Их используют многие джазовые и этно-коллективы. На этом Ник даже зарабатывал.

исторический набор...Вот поэтому, в 2007 году, нарезая заготовки для очередной партии своих кахонов, он едва и не отрезал себе электропилой руку. Рана была настолько глубокой, что была задета кость - пришлось делать уже третью в его жизни операцию, скреплять кость металлическими пластинами. Реабилитация на сей раз заняла куда больше времени. Правда, впоследствии ему удалось, опять же, немного на своём несчастье заработать. В 2014 году он выставил на аукцион "исторический набор" - злосчастную пилу и оригиналы рентгеновских снимков руки...

В марте 2011 года стало известно о его новом сотрудничестве с Энтони Галло в ходе записи и съемок видео к новой версии одной из старых композиций Галло в проекте Mindstream. Тогда же появляется, наконец, видео состава Deltanaut "Sacrifice" - это и была композиция с их первого цифрового EP! Другую композицию помог записать отец Мензы, Дон, сыграв партию на саксофоне; а с гитарами и звуком помог Рей Зет (известный по сотрудничеству с Брюсом Дикинсоном). Но вот от участия в "звездном" туре Metal All Stars, запланированном было с его участием на 2014 год, Менца все-таки отказался - сославшись на занятость. Скорее всего, это была правда - у него и впрямь появлялось все больше и больше затей...

К началу 2014 года стало известно о проекте Менцы Atomic Disintegrator, в который вошел некий талантливый поляк Мачей Давидек, басист Symphony X Майк ЛеПонд и фротмен Threat Signal Джон Ховард. Проект был не концертным и даже не студийным, а вообще виртуальным. Все делалось в студии, файлами обменивались, используя интернет, а визуально представлять Atomic Disintegrator должен был некий мультипликационный персонаж, созданный самим Ником (Ник, ко всему, ещё был и неплохим художником-любителем). Затем с басистом Джеймсом ЛоМенцо (который тоже играл в Megadeth лет десять назад) они создал студийный кавер-проект Motorbreath. При помощи вокалиста и гитариста Давора Гарасика из хорватской группы Sufosia они записали свою версию одноименного боевика группы Metallica.

А к лету Ник Менца сообщает о возможном создании "супергруппы" из бывших участников Megadeth, в которой к нему и ЛоМенцо должен был присоединится и гитарист Крис Поланд. Они репетировали в студии, однако ничего определенного из этого тоже не вышло. Роб Кавестани, гитарист Death Angel, признался, что получал от Менцы и Поланда приглашение участвовать в деле. Но не смог принять его.

Зато в декабре 2015 года разнёсся слух о том, что Ник... опять репетировал с Megadeth! Сыном Мастейна, Джастисом, было опубликовано видео с прослушивания барабанщика, и хотя лица кандидата видно не было, Менца признался, что это был он. "В январе мы вчетвером, включая Марти, встречались на выставке NAMM. Ещё там был наш старый менеджер, и мы уже начали обсуждать планы насчёт гастролей и записи альбома. Марти не дал чёткого согласия, а я дал". Он был готов вернуться в группу, но "не на полгодика, а всерьез".

А ведь не прошло и года, как во время ежегодного шоу, которое устраивает американская ассоциация музыкальных производителей NAMM, и которое Менца посещал регулярно, он попытался подойти к Мастейну, раздающему там автографы, и был довольно грубо оттеснен телохранителем. Мастейн не захотел его видеть. "А ведь я просто хотел поздороваться... пожать ему руку. Ни больше, ни меньше!" - изумлялся Менца. Но уже в апреле 2016 года он сообщил, что в который раз забыв обиды, действительно ездил в Сан Диего, где у Дейва своя домашняя студия. Они неплохо поджемовали в выходные, а на третий день уже работали над новыми песнями. Дело, как будто, пошло на лад. Но задышало на ладан, едва только началось обсуждение контракта...

По словам Менцы ему "предложили такую сделку, что это было просто смешно". А именно - он должен был бесплатно записывать новый альбом, а какие-то деньги получил бы только на гастролях. Он было выступил с неким встречным предложением, на что ему ответили, не особо слушая - ты таких денег не стоишь. А затем, как говорит Ник, "Дейв заблокировал почту, сменил номер". Словом, опять перестал с ним общаться. И Ник в очередной раз обвинил Мастейна в попытке "жить за его счёт"... Последний шанс вернуться в Megadeth был использован.

И Ник вернулся к делам своим скорбным. Вспомнив о давнем интересе к теме пришельцев, записал трек "Are We Alone?" для альбома 'Warless Society (The Global Invasion)' группы Ci2i (это "музыкально-уфологический" проект пары его коллег еще по группе Rhoads). А в сентябре его общение с Крисом Поландом закончились тем, что тот пригласил его на постоянной основе в свой джаз-фьюжн коллектив OHM.

В свете того, что Менца пытался что-то рисовать, кажется естественным его участие в "цветомузыкальном" проекте "Rhythm Hits The Wall". В этом арт-проекте участвовали многие барабанщики - Билл Уорд (Black Sabbath), Рик Аллен (Def Leppard), Дэйв Ломбардо (Slayer), Фрэнки Банали (Quiet Riot) и другие. Тема такая: барабанщикам выдают специальные светящиеся и меняющие цвет барабанные палочки, все движения которых фиксируются на светочувствительном экране, а затем обрабатываются и превращаются в абстрактный рисунок - характерный и уникальный для каждого участника. Презентация "художеств" Ника Менцы была запланирована на июнь 2016 года.

И никто не ожидал, никто не предполагал того, что произошло 21 мая 2016 года. Менца выступал с группой OHM в одном из клубов Лос-Анджелеса, Baked Potato. Не в первый раз. После третьей песни он внезапно упал на сцену. Его оттащили от установки и, поскольку он явно не дышал, начали делать искусственное дыхание. Прибыла бригада скорой - и еще минут двадцать пыталась вернуть его к жизни, делая адреналин в сердце и неоднократно используя дефибриллятор. Поддерживая искусственное дыхание, погрузили в автомобиль, но до больницы все равно не довезли, по дороге была констатирована смерть.

"Ну и что, что мне 50? 50 - это просто цифра..." - сказал он в одном из "юбилейных" интервью. Но вот цифра 51 оказалась роковой, и 52 ему уже не исполнится никогда. Причина? Несмотря на весьма специфическое прошлое, это вовсе не наркотики и не алкоголь. Менца вообще уже почти десять лет вел исключительно трезвый образ жизни. Но всё равно, наверное, бурное прошлое (да и возраст) дали о себе знать - гипертоническая болезнь и прогрессирующий атеросклероз, вкупе с неординарными физическими нагрузками создали идеальные условия для возникновения фатального сердечного приступа. А то, что он в OHM заменил барабанщика Дэвида Игла, который в мае 2015 года умер также от сердечного приступа, звучит и вовсе как зловещая шутка...

Считается, что Ник Менца внёс оттенок джаза в музыку Megadeth. Это так, хотя он лишь удачно продолжил традицию, которую установил один из его предшественников, Гар Самуэльсон, также пришедший в Megadeth из джаза... Ник безусловно был одним из самых талантливых метал-барабанщиков. Но только... кто бы что ни говорил, без него Megadeth были бы не менее известны, а вот Ник Менца без Megadeth - вряд ли. Не потому, что он сам по себе ничего не стоит, а потому что... Когда в конце дней господь решил рассудить, кто был мудрейшим человеком на Земле во все времена, то им оказался не царь Соломон. А портной Соломон Маркович из Контопа. Да только кто же об этом знал?

Да Менца и сам это знал. Поэтому и хотел вернуться в группу. Всегда. Учитывая же многочисленные попытки сделать это, его можно обвинить в чем угодно, только не в злобном нраве. Может, он был самолюбив и вспыльчив - но не зол, нет. Он всерьез не обижался на Мастейна, не завидовал своим преемникам. Он очень искренне пожелал удачи в деле записи последнего альбома Megadeth Крису Адлеру из Lamb Of God, которого Мастейн нанял вместо него (и наверняка ведь не бесплатно)... И даже спросил у него в шутку: "Может, мне теперь пойти поработать в Lamb Of God?" И между прочим, Менца хотел выпустить о своем пребывании в Megadeth... книжку комиксов собственного изготовления! На многие вещи он смотрел с юмором.

Басист OHM Робби Паглиари характеризует его как "доброго, прекрасного человека", в памяти Криса Поланда он остался как "прекрасный парень и первостатейный весельчак", Дэвид Эллефсон характеризует его как "доброго великана", Марти Фридман считает "верным другом и забавным собеседником". Не сговариваясь, все дают ему схожие оценки. И даже Мастейн говорит о нём теперь как о "весёлом товарище... который всегда вызывал на моем лице улыбку, всегда дарил радость". И даже Мастейн 22 мая 2016 года всплакнул во время исполнения в честь Ника композиции "Trust" на нью-йоркском фестивале Rock'N Derby...

Так почему же они однажды утратили общий язык и более уже не нашли его? Почему так и не было найдено "соломоново решение" и были сказаны эти слова: "Вернуть в Megadeth Фридмана и Менцу - это словно вставить обратно гнилые зубы"? Наверное, нам не понять.

Друг и биограф Менцы, Дж. Маршалл Крейг, обещает нам, что автобиографическая книга ‘Nick Menza Megalife: Countdown To Resurrection’, которую они создавали совместными усилиями и которая была анонсирована еще в конце 2013 года, всё-таки будет дополнена, доработана и увидит свет. И вот тогда мы узнаем из первых уст, какой была Мегажизнь и Мегасмерть Ника Менцы...