Metal Hammer умер - да здравствует Metal Hammer!

Metal Hammer

Статья.

Автор: Юра „Хирург“

Помнится, в конце 80-х Metal Hammer продавался на Горбушке "на разрыв", то есть отдельными страничками. По 3-5 рублей, в зависимости от того, какие там фотки и прочее. Плакаты шли от 10 рублей. Не помню точно, сколько стоил номер целиком. Наверное, больше 25 рублей, целую стипендию студента. Пара таких листков есть и у меня. Хранить их, конечно, глупо - я не сентиментален. Просто под горячую руку еще не попались. Но 19 декабря 2016 года я достал их, нежно разгладил и окинул грустным взором. Ведь в этот день "умер" Metal Hammer...

издания Team Rock

Последний понедельник перед Рождеством... Работа в головном офисе компании Team Rock (издававшей журналы Metal Hammer, Classic Rock и Prog) в Глазго шла как обычно, как вдруг там появились трое незнакомцев. "Собирайте вещи и отправляйтесь по домам, - заявили они работникам. - Здесь для вас работы больше нет". Когда офис опустел, "пришельцы" сменили замки и удалились прочь. На следующий день все повторилось и в лондонском офисе. "Едва сдерживая слезы, обнимаясь и прощаясь" тамошний персонал тоже укладывал вещи в коробки... 80 человек было уволено.

Трое незнакомцев - это служащие ООО "FRP Advisory", которые были назначены временными внешними управляющими компании Team Rock Limited "без личной ответственности". То есть они тупо, технически осуществляли процедуру её банкротства... Ничего личного. Работа такая.

На официальном сайте компании сообщалось: "Компания управляется ими... пока не будет найден покупатель её активов. Соответственно, сайт TeamRock будет недоступен в обозримом будущем... возможность продолжения публикации журналов оценивается. Если вы являетесь подписчиком на печатные издания... можно связаться с временной администрацией по электронной почте..."

Как же всё это случилось?

Вначале договоримся, о чём речь. Есть торговая марка и название Metal Hammer, как и Classic Rock - а под ними делаются журналы, фестивали, туры, раздаются награды, существует куча проектов онлайн, в радио- и в теле-эфире. А за всякой маркой стоит, как учил Маяковский, некий "бывший министр, а ныне банкир, владелец заводов, газет, пароходов - мистер Твистер".

Печатное издание - одна из таких инициатив марки. Бумажный Metal Hammer впервые появился в Германии в 1984 году, через несколько лет появились версии в Испании, Греции, Польше, Венгрии, Франции, Сербии, Израиле, Японии, Голландии, Италии... даже в России!

Кажется, что это такой "метал-макдональдс". Принципы вроде те же, но нам понятно - макдаку на Тверской ничего не грозит, даже если накроются все макдаки, скажем, в Германии. Но если Мистер Твистер продаст марку другим людям - тут правила игры начнут меняться для всех, мало никому не покажется... Осталось понять, кто же у нас Мистер Твистер.

Итак, начало 80-х. Тяжелая музыка и тогда была "нишевой историей", но интерес к ней рос на глазах, особенно в Европе. Тема сулила прибыль - хотя бы в краткосрочной перспективе. Нечто более масштабное и "долгоиграющее" изобрел живший в Лондоне немец Вильфрид Ф. Рименсбергер, бывший главный редактор журнала MusikSzene. Он придумал не просто глобальный многоязыковой рок-журнал, а расширенную бизнес-модель, которая объединяла под одной маркой журналы, радиопередачи, туры, моду и даже образ жизни. Ключевые мысли тут две - не просто журнал и не только в одной стране.

Рименсбергер в 1982 году изложил эту идею издателям журнала Kerrang!, предложив им попробовать перевести его хотя бы на немецкий, но не встретил понимания - переговоры затянулись и остановились в 1983 году. Он обращался и к крупным европейским издателям, но никому оно надо не было... Тогда Рименсбергер обратился к немцам, издателю Дитмару Вагнеру и Юргену Виггингхаусу, тоже издателю и одновременно актуальному главному редактору журнала MusikSzene. Официально они отказались.

А на самом деле идея зацепила Виггингхауса! Он использовал локальное издание Dortmunder Rocknacht как пробу для публикаций на эту тему на немецком, а уверившись в успехе, решил продолжать. Дядьки с деньгами не хотели брать в расчет Рименсбергера и делиться с ним после, но его предупредил кто-то из окружения Шарон Осборн (чей папа был известным ловкачём в рок-бизнесе и имел кучу информаторов). И хотя в январе 1984 года немцы уже сделали свой первый Metal Hammer, половина тиража которого (всего было 50.000) "ушла" за день, Рименсбергер успел "подстелить соломки".

Он быстро создал в Англии компанию Metalhammer Publishing Limited и зарегистрировал на себя права на название. А потом начал выпускать английский Metal Hammer, собрав талантливый коллектив авторов такого калибра и с такими связями, о которых "провинциальным" немцам оставалось только мечтать. Так что Виггингхаусу пришлось заключить с Рименсбергером "пакт" о совместной работе. Марка тогда еще принадлежала Рименсбергеру.

Но уже в 1987 году он продал её Виггингхаусу и отошел от дел - точнее, занялся ещё более прибыльными и далекими от тяжелой музыки проектами. А Виггингхаус в те годы зарегистрировал права на марку в разных странах, благодаря чему успешно развил "многоязыковую концепцию". В лучшие времена журнал печатался в 11 странах общим тиражом миллион экземпляров и был глобальным лидером направления. Он стал первым западным журналом, легально изданным в СССР. С 1989 года Виггингхаус начал испытывать финансовые трудности и утратил "глобальный" контроль - по совету Рименсбергера продал права на немецкое издание швейцарцу Юргу Маркуарду (а это - немецкие "Пентхаус" и "Космополитен"). Рименсбергер понимал - краткосрочный и нишевый проект отработал свое, и теперь возни с ним будет больше, чем бабла. Так и вышло: к 1994 году Виггингхаус вынужден был распродать и всё остальное разным издательствам. Далее мы будем говорить о немецком и английском изданиях, потому как прочие особого значения не имеют.

Судьба немецкого издания складывалась просто. Юрг Маркуард пытался спасти его от неминуемого краха, уходя от привязки к оригинальному стилю - с середины 1996 года слово "metal" стали писать на обложке почти незаметно, а потом журнал и вовсе превращался то в New Rock & Metalhammer, то в Hard Rock & Metal Hammer. В 1999 году Маркуард устал от этого и продал всё издательству Аксель Шпрингер-Ферлаг ("Вельт", "Бильд", "Максим"). Аксель Шпрингер возится с изданием и по сей день. 19 декабря 2016 года они еще раз отмежевались от англичан, заявив: "C нами всё в порядке, у нас кроме названия и происхождения нет ничего общего". Немцы и впрямь давно уже сами по себе тихо печатают свой журнал со своим содержимым...

Издавался Metal Hammer и в России. Сначала, в ноябре 1989 года, это был OK Metal Hammer, так называемый "комсомольский Метал Хаммер", напечатанный в типографии ЦК ВЛКСМ "Молодая Гвардия". Продавался он через государственную сеть "Союзпечать". Всего 30 страниц, отпечатан погано, содержимое дебильное (среди "металлистов" вдруг оказались Маликов, Пресняков, "Ласковый Май", Николаев), опечаток великое множество. Но "на безрыбье" 100.000 копий разошлось буквально за день при адской цене в 5 рублей (прочие журналы тогда стоили примерно 50 копеек). Тем не менее, уже второй номер этого "издания" стал последним...

В 2008 году была сделана вторая попытка - российский Metal Hammer стал выходить в довольно приличном уже виде (тут без претензий) один раз в два месяца. Если верить его издателям, тираж составлял что-то около 30.000 экземпляров. Журналы Metal Hammer (а с ним и Classic Rock) официально вошли в холдинг Продюсерского Центра Игоря Сандлера, учредителями которого были также Иосиф Кобзон и Вячеслав Зайцев. Щедрости этих мужей хватило уже на 13 номеров! А потом русский Metal Hammer исчез.

Теперь сосредоточимся на главной теме: крахе английского филиала нашего "метал-макдональдса", и как следствие - крахе английского печатного издания.

Сначала Metal Hammer в Англии купило у Виггингхауса крупное издательство Dennis Publishing, а в 2000 году марка оказалась в руках у медиа-концерна Future Publishing. Журнал держался бодрячком и занимал 10 место среди всех публикаций издательства. В 2009 году он даже "обставил" мейнстримовый еженедельник NME, разойдясь тиражом свыше 50.000, а в 2011 году тиражи выросли до 54.000. А потом начали стремительно падать...

Это касалось не только Metal Hammer - все печатные издания начали сдуваться. Компания Future Publishing взяла курс на развитие "цифры", стала развивать сайт журнала, активно пиарить его в соцсетях, запустила подкасты и даже Metal Hammer TV. Появилась его цифровая версия как приложение для смартфонов.

Но суммарный тираж издания упал до 30.000, и только 4.1% приходилось на цифровые продажи. Это был худший результат среди всех изданий Future Publishing. Руководству компании все чаще приходилось отвечать на вопрос акционеров, вопрошающих - ну и на кой нам это надо? Марк Вуд, глава Future Publishing, откровенно сказал, что "Classic Rock и Metal Hammer.... не являются приоритетами в нашей стратегии роста". И решил от них избавиться...

Для меня это загадка, почему созданная в 2012 году двумя пиарщиками с радио GMG Джоном Майерсом и Билли Андерсоном маленькая фирма Team Rock, не имевшая ни единого пенни за душой, сочла возможным добиться успеха там, где не добилась его компания Future Publishing со всеми ее мощностями. Тем не менее, TeamRock приобрели всё хозяйство под маркой Metal Hammer (а также журналы и бренды Classic Rock, Prog, Golden Gods Awards, Classic Rock Awards) с той же стратегической целью - развивать цифровой сегмент и сделать его доходным, о чем и заявили однозначно...

Сделка состоялась в 2013 году и по меркам медиа-рынка была небольшой (10.200.000 фунтов). Но и эти деньги пришлось брать у кредиторов! В основном, у инвестиционной компании Harwood Private Equity. Фирма Harwood согласилась на сделку, решив, что это "первый шаг в стратегии по созданию глобального издания, которое объединит радио и цифровой контент, чем привлечет поклонников рока всего мира". Таким образом, до 19 декабря 2016 года маркой Metal Hammer в Англии и во многих других странах (включая США) владела компания TeamRock. К ней перешел весь накопленный архив видео- и радио-трансляций, фотографий и журналов. Они искренне ждали поклонников рока со всего мира... Но куда же они подевались?

Чего греха таить, музыка, тем более тяжелая, нынче не фетиш. Ничего нынче не фетиш! Коммуникации и технологии современного мира предлагают бездну возможностей досуга, хобби, увлечений. Что мы имели раньше кроме рыбалки, пьянки и рваного Метал Хаммера? А теперь - дайвинг, скайсерфинг, бейсджампинг, стритлагинг, билдеринг, каякинг, рафтинг, квигинг, бэктрекинг, твистинг... сексвайфинг и фистинг... И эта бездна углубляется ежедневно!

Каковы шансы, что какой-то мальчишка выберет из этого всего, так сказать, хэдбэнгинг? Или, тем более, решит освоить рок-группинг и гитаринг? А ведь 46% читателей Metal Hammer играло на гитаре и 17% участвовало в группах! Откуда им браться теперь, если даже при наличии желания освоить инструмент и вылезти на сцену, этого можно и не делать - надо просто врубить приставку Guitar Hero. Годы тренировок, репетиции в гаражах, совместное творчество, конкуренция... Да забудьте!

И вот результат последних трёх лет. Годовой оборот от всего "хозяйства" Team Rock сумели довести только до 6.000.000 фунтов (что вдвое меньше суммы первоначальной сделки). Печатный Metal Hammer продемонстрировал за второе полугодие 2015 худший результат в Англии - падение тиража на 14.6% и сокращение его до 20.961 экземпляров.

Может, цифровая часть бизнеса расцвела буйным светом? Ведь внешние управляющие вроде как высоко её оценили, сообщив что "на веб-сайт компании идёт более трех миллионов обращений в месяц". Но... это не правда! Сайт teamrock.com легко "пробить". Начнем с того, что там нет и миллиона обращений. А закончим тем, что обращения, да еще за месяц - это ерунда, абстракция. Спецов интересует количество уникальных посетителей в сутки. У них - около 6000.

Много это или мало? Если сравнивать с другими сайтами темы "музыка", и уж тем более "рок", то это весьма недурно, на уровне "великого и могучего" blabbermouth.net. Но для интернета в целом - величина совершенно малозначимая. Имея определенный опыт в этой области, буду краток - заработать на таком сайте, конечно, можно. Но хватит этого, чтобы прокормить в Англии одного человека. Максимум - двух... Но не 80! Не два офиса! А два человека не сделают вам такого качественного контента, как несколько десятков авторов, фотографов и дизайнеров. Даже если сильно постараются...

Спросите, как выживает тот же blabbermouth.net, над которым явно трудится куда более двух человек? Да очень просто - на бабки CNN, это же их проект. А CNN, в свою очередь, часть Time Warner. А у Time Warner десятки миллиардов долларов годового оборота и десятки тысяч сотрудников. И никаких рождественских чудес!

Ладно, может быть, с модными платными подписками через приложения для смартфонов дела у Team Rock обстояли лучше? Скотт Роули, один из бывших сотрудников, сообщил о "тысячах" такого рода подписчиков. Не о десятках, не о сотнях тысяч - о нескольких тысячах. Ну, пусть их было 10.000 (что, конечно, фантастика). Пусть каждый в месяц подписывался на 10 фунтов (что еще большая фантастика). И всё равно - это лишь 100.000 фунтов в месяц! И хотя двоих сотрудников мы уже сайтом "прокормили", остается еще 78. По 1282 фунта каждому - за вычетом налогов это не тянет и на минимальную английскую заработную плату. Прочие расходы я и считать не буду...

Итог известен: к концу 2015 года компания ушла "в минус" на 11.700.000 фунтов, каждый месяц 2016 года приносил еще 250.000 фунтов чистого убытка. Зато были вложены деньги в устройство шикарных радио- и видеостудии в Лондоне, а за месяц до краха была проведена роскошная церемония Classic Rock Awards в Токио, на которую пригласили дорогих (буквально!) гостей - Джонни Деппа и Джимми Пейджа...

Шеф компании Билли Андерсон, по словам того же Роули, "не унывал". Он сперва пытался найти новых кредиторов (ведь у него же две почки!), но не нашёл (и его почки облегчённо вздохнули). Пытался просто продать всё - но пятеро покупателей отказались один за другим... Последняя сделка сорвалась утром того злосчастного понедельника. Это побудило удивительно хладнокровных джентльменов из Harwood Private Equity наконец-то выставить законные финансовые требования, чем и была запущена процедура банкротства.

Глава Harwood Кристофер Миллс сообщил: "Мы сделали всё возможное... но, к сожалению, снижение объемов рекламы и торгового оборота, а также то, что потребители были явно не настроены получать наш онлайн-контент за плату, всё это принесло фатальные для компании потери. Эта печальная история обошлась инвесторам суммарно в 25.000.000 фунтов". Деятельность компании было решено "прекратить незамедлительно", все бренды, журналы, равно как и другие активы были выставлены на продажу уже временной администрацией.

Роули позвонил Андерсон, сообщив, что "всё пропало" и что "работы для тебя больше нет". Роули был в шоке... "Мы знали, что в целом бизнес не приносит денег... Но Билли говорил, что так сейчас у всех... При этом мы видели, что деньги в компании есть, и нам казалось, что всё не так плохо, нам не придется затягивать пояса". Утверждение, конечно, парадоксальное, но весьма характерное для наемного работника - "знал, что денег нет, но думал, что всё будет хорошо"... Интересно, это как?

За декабрь никому не заплатили. "Моя знакомая семейная пара, оба супруга работали там. Как они теперь будут оплачивать счета?" - горевал Роули. Из 80 человек 27 было уволено в Глазго и 46 в Лондоне, только семеро остались временно помогать разгребать авгиевы конюшни Team Rock управляющим.

Скотт Роули не таит личных обид, он полагает что шефы "хотели как лучше", просто вышло "как всегда"... "Это были ошибки в управлении компанией, многолетние ошибки. Они были слишком амбициозными. Они не смогли переварить проглоченный кусок. Упустили из виду главный бизнес - печатные издания... а ведь именно печатные издания Metal Hammer и Classic Rock... изначально дали нам лояльных читателей!"

Именно эта лояльная аудитория, а также музыканты, про которых писали в журналах или которые с ними так или иначе сотрудничали, взялись помогать в беде. Фронтмен Orange Goblin Бен Уорд моментально запустил краудфандинговую компанию со скромной целью – собрать безработным 20.000 фунтов. "Пострадали хорошие, трудолюбивые, преданные делу люди из Metal Hammer, Classic Rock, Prog Rock, TeamRock Radio.... они поддерживали рок-сцену в это стране десятилетия и теперь рок-сообществу настало время вернуть им должок" - написал он.

За первые сутки Уорд собрал вдвое больше заявленного, а потом за две недели более 85.000 фунтов от 3.000 жертвователей, среди которых оказались Avenged Sevenfold, Black Stone Cherry, Asking Alexandra, Tesseract, лейбл Earache и даже фолк-роковый певец Френк Тернер. 5 января был также устроен благотворительный концерт Orange Goblin - в зале на 120 человек c билетами по 10 фунтов. Не бог весть что, но лучше чем ничего...

Кстати, в Англии есть государственная контора (Insolvency Service), которая выплачивает работникам долги по зарплате в случае банкротства работодателя - не зря там люди платят налоги... Конечно надо время - собирать документы, регистрироваться. Выплачивают всё, но частями, максимум по 479 фунтов (30.000 рублей) в неделю. Англичане считают, что это ужасные условия - нам бы их проблемы!

Но история еще далека от драматического финала. В первые дни нового года выяснилось - Future Publishing выкупает обанкротившееся хозяйство обратно. Внимание: за 800.000 фунтов!

Для Future Publishing это хорошо. Сначала продать раскрученные бренды, но - увы - связанные с убыточным бизнесом, а потом купит те же бренды в десять раз дешевле! При этом не надо делать грязную работу, кого-то сокращать, платить выходные пособия...

Хорошо ли это для работников? Основных редакторов уже трудоустроили на новом месте, с кем-то ещё "ведут переговоры". Однако новые работодатели уже оговорились - будет определено некое "оптимальное число работающих". Так что вернут свои места не все. Далеко не все!

Хорошо ли это для подписчиков? Декабрьские номера изданий были готовы ещё у Team Rock, так что их осталось только "развести по точкам", начата работа над первыми новогодними номерами. Но Future Publishing ни раньше, ни теперь не проявляли интереса к продолжению издания печатных версий, они не скрывают, что максимально сосредоточены на онлайн-бизнесе, на создании "глобальной платформы для специализированных СМИ". И на сей раз им терять будет и вовсе нечего - ведь они получили, фактически, только сами бренды за копейки.

И мы ещё удивимся, когда обнаружим что на Google Play под знакомой маркой нам предлагают английскую версию того самого "комсомольского Метал Хаммера", прочтя там новости и статьи в лучшем случае про Maroon 5, а то и про какого-нибудь Бруно Марса...

А у печатного издания все шансы уйти в небытие. Тихо, неспешно, незаметно... Это будет естественная смерть – бумажные журналы и газеты в качестве источника информации действительно утратили всякий смысл. Они могут быть источником чего-то... чего-то там еще, но никак не информации! В нынешнем виде для них в современном мире места уже нет.